Новости почему немцы не захватили ленинград

Фатальная ошибка фюрера: почему Гитлер так и не смог захватить Ленинград. Почему хан Батый не смог захватить в плен ни одной русской княгини.

Исторические предпосылки и положение города

  • Блокада Ленинграда
  • Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • Почему немцы не перекрыли дорогу жизни
  • «Все евреи бы пали от немецких пуль и от верёвок. Но сохранились бы жизни многих других людей!»
  • «Ленинград должен умереть голодной смертью». Как сорвали планы Гитлера? | АиФ Санкт-Петербург

Мифы о блокаде Ленинграда

Вторым фактором, определявшим Ленинград как приоритетную цель при вторжении в СССР, был Балтийский флот. [Главная] › [Великая отечественная война] › Почему немцы не смогли сжечь Ленинград? Операция «Северное сияние»: почему немцы не смогли захватить Ленинград в 1942 году.

Странности блокады

Был приказ Гитлера: Ленинград не брать Так почему же они не могли захватить город, имея в своем распоряжении такие большие силы в течение нескольких лет?
Можно ли было избежать гибели миллиона ленинградцев? Историк Баир Иринчеев развеивает миф о том, что финны не обстреливали Ленинград по воле Маннергейма.
Почему немцы не захватили Ленинград, а только блокировали город на Неве Мы здесь обсуждаем, почему не сдали Ленинград, а не ваши претензии к полиции, господин умник!

«Ленинград должен умереть голодной смертью». Как сорвали планы Гитлера?

– Реализовывая стратегию измора, немцы рассчитывали захватить город. Таким образом, немцы не смогли захватить Ленинград из-за ряда причин: плохой организации офенсивы, неверного выбора тактики, неподходящего временного окна, упрямства Гитлера и мужества жителей города. Немцы не просили Маннергейма атаковать Ленинград с перешейка, это было бы крайне странно, учитывая, что финнам еще только предстояло выйти на подступы к Ленинграду.

Решение одного человека

  • Содержание
  • Почему Ленинград нельзя было сдавать немцам: история города в блокаде
  • Начало блокады
  • Блокада Ленинграда — Википедия
  • Почему немцы не стали штурмовать Ленинград? (Александр Брыксенков) / Стихи.ру

Почему гитлер не разбомбил ленинград. Кому была нужна блокада ленинграда

Тихвинская операция: как были сорваны немецкие планы по захвату Ленинграда - Российская газета Фатальная ошибка фюрера: почему Гитлер так и не смог захватить Ленинград.
Почему немцы не смогли взять Ленинград? 1) героизм защитников и упорство командования позволили остановить врага на подступах к Ленинграду.
Почему немцы не смогли взять Ленинград? Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.
Тихвинская операция: как были сорваны немецкие планы по захвату Ленинграда - Российская газета Немцы поначалу соответствовали ожиданиям, захватив часть пригородов.
Почему немцы не стали штурмовать Ленинград? Немцам удалось захватить Тихвин и перерезать железную дорогу Тихвин-Волховстрой, что автоматически сделало снабжение Ленинграда почти невозможным делом.

Почему Финляндия не захватила Ленинград?

Прежде всего, были построены укрепленные линии обороны, которые состояли из окопов, рвов, засечек и огневых точек. Эти линии располагались по периметру города и были укреплены препятствиями, такими как колючая проволока и заминированные поля. Также важной частью укреплений были фортификации, которые включали в себя крепости, бастионы и укрепленные сооружения на высотах. Они служили как защитные пункты и точки обстрела противника. Вокруг города были развернуты противотанковые рвы и заграждения, чтобы затруднить продвижение танков и бронетехники противника. Были организованы и засыпаны минные поля, которые предназначались для задержки и осложнения противника. Путем установки ряда препятствий, таких как заграждения из бревен и мешков с песком, создавалась система траншей и защитных сооружений внутри города для обороны на случай прорыва врага. Все эти меры по укреплению города перед началом блокады позволили ленинградцам эффективно противостоять атаке немецких войск и продолжать сопротивление на протяжении долгих и тяжелых лет блокады. Препятствия для продвижения немецких войск Продвижение немецких войск в направлении Ленинграда встречалось со множеством существенных препятствий, которые сделали блокаду этого города еще более сложной для противника. Первым препятствием стала расположенная на пути немецкой армии оборонительная линия Красной Армии.

Эта линия была создана для защиты города и представляла собой систему фортификационных сооружений и укреплений. Она включала в себя земляные укрепления, окопы, заграждения и ряд других мероприятий, которые создавали трудности для наступающих войск. Вторым препятствием стали препятствия, созданные горожанами Ленинграда. Жители города активно участвовали в оборонительных мероприятиях, создавая заграждения и препятствия на пути противника. Они устраивали аварийные заторы на дорогах, возводили баррикады из различных материалов, чтобы затруднить передвижение немецких войск. Все это создавало дополнительные трудности для противника и замедляло его продвижение к цели. Еще одним серьезным препятствием стало активное использование советской авиации и флота. Воздушные силы и корабли Красной Армии препятствовали бомбежкам и обстрелам со стороны противника, что создавало трудности для продвижения немецких войск. Также необходимо отметить роль климатических условий.

Зима в Ленинграде была жесткой, сильные морозы и гололед делали передвижение техники и пехоты трудным. Дороги и улицы были заледенелыми, что усложняло передвижение немецких танков и другой бронетехники. Все эти препятствия, вместе с организацией гражданской обороны и моральным сопротивлением горожан, создали серьезные трудности для немецких войск и сделали блокаду Ленинграда одной из самых продолжительных и тяжелых операций Великой Отечественной войны. Эффективность оборонительной системы Важным фактором, который позволил Ленинграду выдержать долгую блокаду и отразить атаки немецких войск, была эффективность его оборонительной системы. Город заранее был укреплен и подготовлен к обороне. Во-первых, была создана система фортификаций, которая оказалась надежной барьерной преградой для немецких войск. Линия обороны Красной Армии была разработана специально для защиты Ленинграда, и она удерживала немецкие атаки на протяжении всей блокады. Она включала в себя ряд укрепленных пунктов, окопов и рвов, которые создавали серьезные препятствия для продвижения противника. Во-вторых, город был тщательно укреплен перед началом блокады.

Это ясно свидетельствует, что летом 1941 года советское командование предполагало потерю Ленинграда, а также объясняет, почему город не был подготовлен к продолжительной осаде. Запасы сырья и продовольствия скоро закончились. Гражданское население и 200 000 солдат пришлось снабжать по воздуху, поскольку на движение небольших судов по Ладоге ночью трудно было полагаться.

Однако советские воздушные силы оказались не готовы к решению задачи в нужном масштабе. В период с 14 по 28 ноября они перевезли только 1200 тонн продовольствия, или восемьдесят шесть тонн в день. Практически ровно столько доставили в Сталинград годом позже немецкие Люфтваффе — и этого было недостаточно для находившихся там 250 000 человек.

А в Ленинграде зимой 1941 года оставалось более двух миллионов человек. Эксперты подсчитали, что для 250 000 человек 6-й армии в сталинградском мешке было необходимо минимум 306 тонн продовольствия, только чтобы поддержать жизнь. В Ленинграде в десять раз большее число людей вынуждено было обходиться менее чем третью от этого количества.

В 1948-1949 годах в Западный Берлин для 2 500 000 жителей по воздушному мосту доставляли сначала 4500 тонн в день, а впоследствии 10 000 тонн. Ленинград получил менее сотой доли этого объема. В результате наступил голод — голод, который не с чем сравнить.

Ежедневная пайка хлеба рабочего составляла 250 граммов — примерно пять тонких ломтиков. Служащим и членам их семей доставалось 125 граммов на человека. Военным тоже пришлось подтянуть пояса.

Люди на передовой получали 50 процентов от нормы, тыловые службы и личный состав штабов — только 33 процента. В конце ноября наступило небольшое облегчение, поскольку Гитлер не учел ещё один факт — Ладога замерзла. Толщина льда дошла до пяти метров.

Ленинград обрел надежную связь с советским сухопутным фронтом на восточном берегу озера. Ледовую дорогу назвали ленинградской «Дорогой жизни». По ночам через озеро громыхали грузовики, однако большую часть их грузов составляли боеприпасы, запчасти и сырье для военных заводов, продовольствие находилось в конце списка.

На обратном пути грузовики везли из города раненых, детей и стариков, а также нетрудоспособных женщин. Примерно 800 000 человек эвакуировались по этой дороге. Однако грузовики тратили топливо, а бензина не хватало по всему советскому фронту.

По этой причине Жданов организовал прокладку по льду рельсового пути, который на дальней стороне озера соединялся с линией Волховстрой — Москва. Теперь зимой в город можно было доставлять от 4000 до 5000 тонн грузов. Но и этот вариант не решил проблемы, потому что 80 процентов перевозимых грузов составляло сырье для военной промышленности, которая в голодающем городе все равно производила минометы, пулеметы и даже танки для всего фронта.

Летом 1942 года рабочие батальоны Жданова совершили истинный подвиг: они проложили электрический кабель и бензопровод по дну Ладожского озера. Электричество, питавшее военные заводы, поступало с Волховской электростанции на реке Свирь. Когда озеро снова замерзло, высоковольтную линию проложили по льду.

Голод являлся огромным стимулом. Он заставлял всех жителей поступать либо в рабочие батальоны, либо в народное ополчение. Те, кто не работали или не воевали, просто не получали пайка и умирали.

То, что Жданов и Коммунистическая партия совершили, мобилизовав гражданское население на труд и оборону, просто восхищает: 32 000 женщин и девушек служили медицинскими сестрами, 90 процентов членов ленинградского комсомола пошли на фронт, 600 000 детей и подростков постоянно работали на оборонительных сооружениях. Они выкопали 700 километров противотанковых рвов — одними лопатами и кирками.

Италия предоставила торпедные катера, но их сухопутные действия успеха не принесли. Окончательно крах плана захвата Ленинграда наступил 12 января 1943 года, именно в этот момент советское командование начало проведение операции «Искра», и после 6 дней ожесточенных боёв, 18 января, блокада была прорвана. Сразу после этого была проложена железная дорога в осаждённый город, названная впоследствии «Дорога победы» и известная также как «Коридор смерти». Дорога проходила настолько близко к линии фронта, что немецкие части обстреливали поезда из пушек. Тем не менее, поток припасов и продовольствия пошел в город.

Блокада держалась еще почти год — но кризис уже был преодолен. В то самое время, когда на Южном фронте события развивались вокруг Сталинграда, ключевого города на Волге, другой крупнейший город СССР — Ленинград стал центром важной кампании на самом северном крыле немецкого фронта. Ленинград — самая мощная морская крепость на Балтике, место базирования ВМФ, культурная жемчужина России, второй по численности населения город Советского Союза с 3 млн. Все, что происходило между северными морями и озером Ильмень после сентября 1941 года, имело отношение к Ленинграду. Вместо того чтобы мошной танковой атакой брать Ленинград — как это предписывалось планом операции «Барбаросса», — Гитлер примерно в середине сентября 1941 года неожиданно остановил наступление прямо на окраинах города и приказал генерал-фельдмаршалу фон Леебу ограничиться блокадой. Объяснение этому Гитлер предоставил своим офицерам в документе под грифом "совершенно секретно" от 7 октября 1941 года: "Фюрер подтверждает свое решение, что капитуляция Ленинграда или впоследствии Москвы будет отвергнута, даже если ее предложит противник. Наше нравственное обоснование подобной меры ясно всему миру.

В Киеве немецкие войска подверглись огромному риску, столкнувшись с минами с часовым механизмом, и то же самое, даже в большем масштабе, следует ожидать в Москве и Ленинграде, Тот факт, что Ленинград заминирован и будет защищаться до последнего солдата, был объявлен по советскому радио. Остается к тому же и серьезный риск эпидемий. Поэтому ни один немецкий солдат не должен входить в эти города. Любые попытки покинуть город в направлении наших позиций должны решительно пресекаться. Оставить небольшие, не полностью закрытые проходы, по которым население может отходить в глубь России. Таким же образом поступать и во всех других городах: перед захватом ослаблять артиллерийским огнем и бомбардировкой с воздуха, отход населения поощрять... Довести до сведения всех командующих офицеров, что такова воля фюрера".

Возможно, это обоснование Гитлера и не раскрывает истинную причину его решения не брать Ленинград. Тем не менее, избранные им доводы, по всей видимости, весьма облегчили ему переход к стратегии блокады. Прежде всего, они позволили Гитлеру склонить на свою сторону генералов, которые, разумеется, предпочли бы захватить город, но опровергнуть аргументы Гитлера было трудно. Действительно, после оккупации Киева в сентябре 1941 года немецкие войска понесли ощутимые потери из-за установленных русскими мин с часовым механизмом. Были заминированы целые кварталы домов, в результате оказалась разрушенной вся центральная улица. Сообщения о такого рода необычных, рискованных и "фанатичных" действиях произвели на Гитлера глубокое впечатление, и он был склонен их переоценивать. Через четыре недели после своего секретного приказа, 8 ноября 1941 года, Гитлер снова давал объяснения удивленной немецкой публике и миру в целом, почему было остановлено наступление на Ленинград.

Они несколько отличались от документа, предназначенного боевым командирам, но были наполнены тем же пафосом. В традиционной речи в мюнхенском пивном погребе он сказал: "Любой, кто дошел от границы Восточной Пруссии до Ленинграда, может преодолеть последние десять километров и войти в город. Однако в этом нет необходимости. Город окружен. Никто не собирается его освобождать, и он падет к нашим ногам". Он ошибался. И эта ошибка стала первым звеном в печальной череде событий у группы армий «Север», событий, которые, без сомнения, внесли свой вклад в исход войны.

Гитлер заставил целую немецкую армию стоять на часах у одного-единственного города. Он позволил противнику сохранить важный центр военной промышленности и военно-морскую базу Балтийского флота. Он даже не закрыл ораниенбаумский мешок, этот большой советский плацдарм на южном побережье Финского залива западнее Ленинграда. Он решил, как хорошо сказал финский генерал-фельдмаршал Маннергейм, "всю войну тащить на спине этот тяжелый рюкзак". Еще более непостижимо, что вместо захвата Ленинграда и, таким образом, установления прямой сухопутной связи с союзнической Финляндией Гитлер заблокировал собственную дорогу и, кроме того, спас русских от потери примерно сорока двух дивизий, которые находились в Ленинграде и ораниенбаумском мешке. На северном крыле Восточного фронта Гитлер в конце сентября 1941 г. Вместо того чтобы добиться окончательной победы, он опрометчиво начал требующую сил блокаду в девятьсот дней, которая закончилась его поражением.

Что привело Гитлера к этой ошибке? Зачем он проигнорировал мнение боевых командиров? Почему он рассчитывал на скорый коллапс Ленинграда? Гитлер недооценил стойкость и упорство Коммунистической партии в этом городе. Ленинградом руководил Жданов, украинец, родившийся в Мариуполе в 1892 году, он был незаурядным человеком. Его твердость, решительность и личное мужество вдохновляли на сопротивление весь город. Жданов впервые в новейшей истории показал миру, что означает безжалостная тотальная война на ограниченной территории.

Неприязнь Гитлера ко всему, что касается воды или моря, странно контрастирует с его увлечением военными действиями на суше. Так же как в Дюнкерке, в Ленинграде его снова подвела боязнь воды. Он был уверен, что город окружен, однако не учел, что, хотя Ленинград и был по суше отрезан от советского фронта летом, но считать его окружение полным было нельзя. Пригороды Ленинграда выходят на западный берег Ладожского озера, ширина которого в этом месте составляет не более тридцати километров. Не шире, чем Ла-Манш между Дувром и Кале. А по восточному берегу озера шла главная линия советского фронта. Днем, допустим, судоходство по озеру контролировали Люфтваффе, однако ночью все было иначе.

Таким образом, с первого дня блокады Ленинграда Ладожское озеро являлось дорогой спасения. Попытки немецких подвижных соединений 39-го танкового корпуса в октябре и ноябре 1941 года пройти вокруг озера, соединиться с финнами на Свири и замкнуть блокадное кольцо успехом не увенчались. Соответственно, после ухода из Тихвина немецкая 18-я армия удерживала только пятнадцатикилометровую полосу на южном берегу Ладоги, ограниченную Шлиссельбургом и Липкой. Доступ на эту полосу осуществлялся по очень опасному узкому коридору: справа находился Волховский фронт, постоянно оказывавший серьезное давление, слева Нева, за которой закрепились 67, 55 и 42-я армии Ленинградского фронта. В середине коридора болотистый участок контролировался с холмов у Синявина. В южном конце этого участка находилась Кировская железная дорога, соединяющая Ленинград с Уралом через Волховстрой. Однако то, что было бы верно год назад, теперь было неверно.

Потому что летом 1942 года стратегическим центром тяжести немецкого фронта являлся юг, где шло наступление в направлении Волги и Кавказа. Там, в этом решающем месте, нужно было сосредоточить все наличные силы. Включая 11-ю армию. Однако Гитлер тогда не опускался до выслушивания критики. Ленинград должен пасть. План Манштейна был прост и в то же время хитроумен: он намеревался тремя корпусами прорвать советские позиции с юга, выйти на окраины города, затем подождать, пока два корпуса продвинутся на восток и форсируют Неву. И тогда они возьмут город.

Неплохой план. До сих пор все, что планировал Манштейн, удавалось. Однако Ленинграду суждено было подтвердить известное изречение о "приливах и отливах в делах людей: дела, предпринятые на приливе, удаются; но если момент упущен, предприятия обречены на мели и неудачи". План Манштейна не сработал! Когда речь заходит о боевых действиях под Ленинградом в 1941 году, в первую очередь на ум приходит одна дата - 8 сентября: в этот день началась блокада. О других событиях, сыгравших в судьбе города важную роль, широкой публике известно гораздо меньше. Многое из того, что происходило под Ленинградом в сентябре — декабре 1941 года, серьёзно повлияло на дальнейший ход боевых действий.

При этом роль этих событий часто очень сильно не совпадает с «традиционными» представлениями о Битве за Ленинград, созданными официальной советской историографией. Почему у немцев всё пошло не по плану Уже с конца июля 1941 года немцы не планировали штурмовать Ленинград, хотя в приказе на окружение города и упоминалась возможность его занятия.

Вторым препятствием стали препятствия, созданные горожанами Ленинграда. Жители города активно участвовали в оборонительных мероприятиях, создавая заграждения и препятствия на пути противника. Они устраивали аварийные заторы на дорогах, возводили баррикады из различных материалов, чтобы затруднить передвижение немецких войск. Все это создавало дополнительные трудности для противника и замедляло его продвижение к цели. Еще одним серьезным препятствием стало активное использование советской авиации и флота. Воздушные силы и корабли Красной Армии препятствовали бомбежкам и обстрелам со стороны противника, что создавало трудности для продвижения немецких войск. Также необходимо отметить роль климатических условий.

Зима в Ленинграде была жесткой, сильные морозы и гололед делали передвижение техники и пехоты трудным. Дороги и улицы были заледенелыми, что усложняло передвижение немецких танков и другой бронетехники. Все эти препятствия, вместе с организацией гражданской обороны и моральным сопротивлением горожан, создали серьезные трудности для немецких войск и сделали блокаду Ленинграда одной из самых продолжительных и тяжелых операций Великой Отечественной войны. Эффективность оборонительной системы Важным фактором, который позволил Ленинграду выдержать долгую блокаду и отразить атаки немецких войск, была эффективность его оборонительной системы. Город заранее был укреплен и подготовлен к обороне. Во-первых, была создана система фортификаций, которая оказалась надежной барьерной преградой для немецких войск. Линия обороны Красной Армии была разработана специально для защиты Ленинграда, и она удерживала немецкие атаки на протяжении всей блокады. Она включала в себя ряд укрепленных пунктов, окопов и рвов, которые создавали серьезные препятствия для продвижения противника. Во-вторых, город был тщательно укреплен перед началом блокады.

Сотни тысяч граждан приняли участие в строительстве оборонительных сооружений. Были построены укрепления, окопы и противотанковые рвы вокруг границ Ленинграда. Это позволило удерживать немецкие войска на расстоянии от города и предотвратить их проникновение. В-третьих, эффективность оборонительной системы Ленинграда обеспечивалась организацией гражданской обороны. Жители города активно участвовали в защите своего дома и родной земли. Они организовывали ополчение, занимались ремонтом укреплений, противостояли противнику на улицах города. Гражданская оборона сыграла важную роль в отражении немецких атак и укреплении морального духа горожан. В-четвёртых, стойкость и сопротивление Ленинграда создавали эффективность его оборонительной системы. Горожане не сдавались и не теряли надежду на победу.

Они выдерживали голод, холод и немецкие обстрелы. Моральное и психологическое сопротивление жителей Ленинграда стало непоколебимым фактором, который упрочил оборонительную систему и дал силы продолжать сопротивляться врагу. Таким образом, эффективность оборонительной системы Ленинграда была обеспечена наличием фортификаций и оборонительной линии Красной Армии, укреплением города перед началом блокады, организацией гражданской обороны и сопротивлением горожан.

Отчего не был взят Ленинград? Почему ленинград был осажден, а не захвачен

Гитлер запретил своим солдатам входить в город даже в случае его капитуляции, чтобы впоследствии не пришлось содержать его жителей, а с продовольствием в то время были серьезные проблемы, поэтому голодом фюрер хотел погубить всех жителей Ленинграда. Вот такими жестокими были планы.

Исследователи А. Кунгуров и Д.

Байда подметили в официальной версии важные нестыковки. Прежде всего, неточен сам термин «блокада Ленинграда». Ведь в кольце оказался изрядный кусок земли, где город занимает лишь процентов десять.

Но это несущественно. Дальше вопросы более серьезные. А откуда электроэнергия?

Вот еще одна цитата из официального источника: «После того как замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным ото всех загородных электростанций. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций.

Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции осталось два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей.

Многие энергетики ушли на фронт. Самым тяжелым днем стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…» [447] Что такое производство боевой техники?

Металлорежущие станки, сварка танковой брони, прокатные станы. Всё это ест много электричества! Где его брали?

Иные умники вещают: — Станки вращали вручную! Вот ты подойди к токарному станку и поверти его руками — с нужной скоростью, чтоб резец начал стружку снимать! А я погляжу… Мало того!

В городе работал электротранспорт! Сперва грузовые, а 15 апреля и пассажирские.

И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли.

Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.

Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.

Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов.

В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны.

Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день.

Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода.

Она казалась громоздкой, но очень нравилась императрице. Естественно, эти тоннели были сделаны древними строителями Питера и являются, скорее всего, частью большой разветвлённой системы подземных сооружений. То, что было «отрыто» в Царском Селе - это расчистка уже готовых тоннелей, их реставрация и модернизация с прокладкой рельсовой дороги. Заброшенный ливневый колодец в пейзажной части Александровского парка. Есть и другой, если провести прямую направление на п. Фото 2004 г. Руководство строительством было возложено на сенатора Н. Гарина, который с некоторых пор заменил военного министра и курировал по военному министерству военно-технические программы.

Строительство началось с того, что в мае 1905 года публике строжайше запретили свободно посещать Александровский и Фермерский парки в Царском Селе. Вокруг парковых массивов были установлены сплошные проволочные заграждения и заставы. Охранка распространяла слухи о том, что на территории парков развёрнуты колоссальные строительные работы в связи с подготовкой к трехсотлетию царствующего Дома Романовых. Восемь лет в условиях строгой секретности 120 грузовиков вывозили отсюда сотни тонн грунта в сутки. Четыреста подвод подвозили по ночам продовольствие и вывозили рабочих, для размещения которых были возведены двухэтажные бараки в станице Александровская. По грузовой однопутке вывозилась львиная доля вынутого грунта, позже грунт стали вывозить на правый берег реки Кузьминки близ станции Александровская. В 1912 году меры безопасности были усилены и в строй ввели вторую полосу колючей проволоки, по которой был пропущен ток. За месяц до сдачи объекта в эксплуатацию на поверхности развернулись невиданные работы по заметанию следов.

Александровский парк был фактически разбит заново. И через восемь лет во время празднования на территории императорских парков высокие гости не обнаружили никаких следов ведущихся здесь в 1905 году работ. Странный сверхсекретный объект в Царском Селе стоимостью 15 миллионов золотых рублей оставался самым засекреченным в Российской Империи вплоть до марта 1917 года. Увиденное потрясло воображение прапорщиков. На глубине восьми метров в чреве бетонного тоннеля трёхметровой высоты был уложена широкая однопутка. В небольшом депо ржавела электрическая дрезина с двумя прицепными колясками на двадцать посадочных мест, по количеству членов царской семьи и свиты. Всюду по стенам виднелись электрические кабели, не большие прожектора в боковых проходах освещали всё подземное пространство от подвалов Екатерининского дворца до станицы Александровской, где был смонтирован электрический подъёмник для дрезины с её содержимым. Общая ширина центрального тоннеля с боковыми проходами составляла 12 метров.

Для питания электроэнергией в Царском Селе была построена так называемая дворцовая электростанция. На то, что её мощность раз в сто превосходила нужды освещения Екатерининского или Александровского дворцов, ещё в 1910 году обратил внимание инженер-электротехник А. Станция возводилась с огромным запасом мощности под цели, далёкие от электроснабжения царскосельских дворцов, города и гарнизона. Двухэтажное здание в мавританском стиле на углу Церковной и Малой улиц было размещено с таким расчётом, чтобы питать энергией не только уже открытые тоннели, но и новые, планировавшиеся в городской черте и под военным городком войск Царскосельского гарнизона. Двухэтажный деревянный дом издавна привлекал к себе внимание странной кирпичной пристройкой в одно окно по главному фасаду и узкой башней со двора, имевшей сообщение лишь со вторым этажом здания. Во времена Екатерины II здесь находились её секретные покои. По подземному ходу императрица могла достичь этого дома, никем не замеченная. Здесь она вела особо секретные, конфиденциальные переговоры.

Система боковых тоннелей царёвой подземки превращала её в подземный узел со своим золотохранилищем, сетью широких тоннелей, способных вместить войска для подавления революционной стихии и спасения царской семьи. Через каждые сто метров тоннеля были круглые кирпичные колонны- кингстоны, чтобы в случае необходимости вода из прудов Александровского парка в считанные минуты могла затопить всё. К 1 мая 1917 года все боковые тоннели самого секретного в России объекта были исследованы и разграблены, включая хранилище золотого запаса Дома Романовых под Парнасом и под зданием Китайского театра. Пока царская семья содержалась под домашним арестом в Александровском дворце, у неё был некоторый, пусть не большой, шанс бежать через тоннели подземки. Увы, тайна Царскосельского метро перестала быть тайной раньше, чем удалось спланировать побег Романовых. Инженер Л. Красин, именем революции назначенный директором царскосельской дворцовой электростанции, рассказал о попытке освобождения царской семьи В. И опять возникает вопрос: а для чего это им было нужно?

Царское Село было оккупировано гитлеровскими войсками, полностью разграблено и уничтожено. Почти 2 года назад я поместил в своем журнале воспоминания бывшего офицера Красной Армии, к счастью сбежавшего на Запад. Его воспоминания в корне отличаются от парадно-победных мемуаров выходивших долгое время в СССР и в теперешней России. Сравнимы с этой книгой разве что воспоминания Никулина о войне И тот и другой служили на Ленинградском фронте и их воспоминания о том времени, как бы дополняют друг друга. Но вот какой момент истории обороны Ленинграда обратил мое внимание тогда, 2 года назад, и сейчас, как-то все совпало по времени. Это факт того, что немцы спокойно могли войти в Ленинград не встречая никакого сопротивления. Вот что пишет в своей книге Константинов Д. Я сражался в красной армии.

Для меня лично, до сих пор остается непонятным, почему в эти дни немецкая армия не вошла в Ленинград. Город можно было взять голыми руками. На фронте, проходившем в ряде мест по окраине города, дрались остатки уже значительно деморализованных войск, защищавших, или вернее, отступавших к Ленинграду. Сопротивление их не являлось ни в какой степени серьезным препятствием для германской армии. Новые подкрепления еще не приходили. Немецкие танки беспрепятственно совершили прогулку по южной части города, дошли до Нарвских ворот, вызвали страх у одной, и любопытство у другой части населения и не торопясь ушли обратно. И сегодня, я прочитал интервью писателя, Даниила Гранина, который тоже сражался с немецкими социалистами на Ленинградском фронте. Мы не бежали, но ушли из Пушкина.

И когда уходили - в парке были немцы. Дошли до трамвайного кольца, не было никакой заставы, никаких пикетов, город был открыт настежь. Я сел в трамвай, приехал домой, я уже не мог двигаться. И когда проснулся, был уверен, что в городе немцы. Потом началось: оборону создали, какие-то части, краснофлотцы. Но этот день не выходил у меня из головы. Почему они не вошли? Лет семь-восемь назад картина стала проясняться, из немецких источников стало известно, что Гитлер еще 14 или 15 сентября отдал приказ в город не входить.

Это вызвало возмущение немецких генералов. Я по своей солдатской психологии не мог понять - что значит дойти до города и не войти. Но немцы есть немцы. У нас бы не удержались, вошли бы. Гитлер совершенно справедливо рассчитывал на капитуляцию Ленинграда, Москвы, вообще советского правительства. Все основное уже было взято. Решено было задушить город.

«Ленинград должен умереть голодной смертью». Как сорвали планы Гитлера?

Внесем лишь одно уточнение: не фанатизмом объясняется самоотверженность советских людей, а их преданностью своей Родине, любовью к родному городу Ленинграду. Миф второй: Сталин не хотел освобождать Ленинград и не предпринимал никаких усилий по его освобождению В течение всей зимы 1941—1942 гг. Первая Синявинская операция проходила в сентябре 1941 г. К сожалению, успеха она не имела.

Вторая Синявинская операция не принесла успеха из-за начавшегося немецкого наступления под Тихвином, а затем и нашего контрнаступления, завершившегося освобождением Тихвина, но потребовавшего значительных ресурсов. Любанская операция развивалась первоначально успешно и едва не привела к деблокаде Лениграда, но завершилась трагически — окружением и частичным пленением Второй ударной армии. Летом 1942 г.

Своей цели они не достигли, но отвлекли значительные силы и средства немцев от Сталинграда. И только операция «Искра» в январе 1943 года привела к прорыву вражеской блокады и освобождению Шлиссельбурга. Через узкий коридор был проложен железнодорожный путь, который постоянно простреливался немцами.

Он неслучайно получил название «Дорога смерти». Но, тем не менее, железнодорожная связь с Большой землей, восстановленная 1 февраля, принесла обильные плоды. Под Ленинградом пало в общей сложности не менее полумиллиона бойцов советской армии и военно-морского флота Утверждения о нежелании советского командования освобождать город на Неве кощунственны еще и потому, что под Ленинградом пало в общей сложности не менее полумиллиона бойцов советской армии и военно-морского флота.

По воспоминаниям ныне ушедшего из жизни Степана Семеновича Семенца, из 2000 выпускников школы пограничников после недели боев на Лужском рубеже в строю осталось только 50 человек. Чуть больше — 62 — уцелело из 2000 моряков, оборонявших Пулковские высоты в сентябре 1941 г. Это в обороне.

Но еще больше погибло во время наступлений, направленных на прорыв блокады. Их память для нас священна. Все это опровергает миф о нежелании спасать Ленинград.

Миф третий: помня свою службу в старой царской армии, воспретил финским войскам брать Ленинград и даже бомбить и обстреливать его с севера Маннергейм хорошо знал о намерении немцев овладеть Ленинградом, однако не только не возражал против этих планов, но и дал согласие на участие в наступлении на Ленинград финских войск. Когда в мае 1941 г. Не возражал Маннергейм, как и другие руководители Финляндии, против уничтожения фашистами Ленинграда.

В частности, финский посланник в Берлине Кивимяки 24 июня 1941 г. Россию надо разбить на небольшие государства».

Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать [83]. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год Д.

Павлов , уполномоченный Государственного Комитета Обороны ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта, пишет: Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу. Только в декабре умер 52 881 человек, потери же за январь-февраль составили 199 187 человек [84]. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин.

К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Воздействие холода[ править править код ] Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли, были отключены или уничтожены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнять работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 10 декабря 1942 года Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного — по совокупным показателям она стала одной из самых холодных за весь период систематических инструментальных наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Устойчивый снежный покров в Ленинграде образовался необычно рано, 26—27 октября 1941 года, и не таял до второй недели апреля 1942 года. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года — рекордсмен за весь период наблюдений по 2023 год включительно [86]. К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой и одним из самых холодных за весь период наблюдений.

Средняя глубина снега составила 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см [87]. Март 1942 года по средней температуре месяца стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2023 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.

Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт[ править править код ] На 1941 год в Ленинграде было 27 624 домовладения — домов, где проживали люди.

Вторая причина - неверный выбор тактики. Когда немецкие войска находились на окраинах Ленинграда, германская командование решила использовать голод как военное оружие. Они вскрыли трубопровод, по которому из города в Ладогу нам вывозили продукты, сократив возможности жителей Ленинграда для сбора продовольствия. Но этот план тоже не удался - Ленинградцы продолжили жить, несмотря на голод. Третья причина - неподходящее временное окно. Важной проблемой на пути захвата Ленинграда была длинная и жестокая зима.

Продление военной операции на зиму вызвало трудности в снабжении и вооружении немецких войск, а также уменьшило число их боеспособных солдат.

Довести до сведения всех командующих офицеров, что такова воля фюрера". Возможно, это обоснование Гитлера и не раскрывает истинную причину его решения не брать Ленинград. Тем не менее, избранные им доводы, по всей видимости, весьма облегчили ему переход к стратегии блокады. Прежде всего, они позволили Гитлеру склонить на свою сторону генералов, которые, разумеется, предпочли бы захватить город, но опровергнуть аргументы Гитлера было трудно. Действительно, после оккупации Киева в сентябре 1941 года немецкие войска понесли ощутимые потери из-за установленных русскими мин с часовым механизмом.

Были заминированы целые кварталы домов, в результате оказалась разрушенной вся центральная улица. Сообщения о такого рода необычных, рискованных и "фанатичных" действиях произвели на Гитлера глубокое впечатление, и он был склонен их переоценивать. Когда в конце октября 1941 года немцы захватили Харьков, 6-я армия тоже обнаружила планы минирования города. Если бы русские успели осуществить свой план, оккупационные войска были бы погребены под горами щебня. Гитлер часто говорил об этих операциях и сравнивал их, не без некоторого восхищения, с пожаром в Москве, с которого началось выдворение из России Наполеона. Следовало предполагать, что Жданов, энергичный руководитель Ленинграда, сделает не меньше, чем было сделано в Киеве.

Через четыре недели после своего секретного приказа, 8 ноября 1941 года, Гитлер снова давал объяснения удивленной немецкой публике и миру в целом, почему было остановлено наступление на Ленинград. Они несколько отличались от документа, предназначенного боевым командирам, но были наполнены тем же пафосом. В традиционной речи в мюнхенском пивном погребе он сказал: "Любой, кто дошел от границы Восточной Пруссии до Ленинграда, может преодолеть последние десять километров и войти в город. Однако в этом нет необходимости. Город окружен. Никто не собирается его освобождать, и он падет к нашим ногам".

Он ошибался. И эта ошибка стала первым звеном в печальной череде событий у группы армий «Север», событий, которые, без сомнения, внесли свой вклад в исход войны. Гитлер заставил целую немецкую армию стоять на часах у одного-единственного города. Он позволил противнику сохранить важный центр военной промышленности и военно-морскую базу Балтийского флота. Он даже не закрыл ораниенбаумский мешок, этот большой советский плацдарм на южном побережье Финского залива западнее Ленинграда. Он решил, как хорошо сказал финский генерал-фельдмаршал Маннергейм, "всю войну тащить на спине этот тяжелый рюкзак".

Еще более непостижимо, что вместо захвата Ленинграда и, таким образом, установления прямой сухопутной связи с союзнической Финляндией Гитлер заблокировал собственную дорогу и, кроме того, спас русских от потери примерно сорока двух дивизий, которые находились в Ленинграде и ораниенбаумском мешке. На северном крыле Восточного фронта Гитлер в конце сентября 1941 г. Вместо того чтобы добиться окончательной победы, он опрометчиво начал требующую сил блокаду в девятьсот дней, которая закончилась его поражением. Что привело Гитлера к этой ошибке? Зачем он проигнорировал мнение боевых командиров? Почему он рассчитывал на скорый коллапс Ленинграда?

Гитлер недооценил стойкость и упорство Коммунистической партии в этом городе. Ленинградом руководил Жданов, украинец, родившийся в Мариуполе в 1892 году, он был незаурядным человеком. Его твердость, решительность и личное мужество вдохновляли на сопротивление весь город. Жданов впервые в новейшей истории показал миру, что означает безжалостная тотальная война на ограниченной территории. Неприязнь Гитлера ко всему, что касается воды или моря, странно контрастирует с его увлечением военными действиями на суше. Так же как в Дюнкерке, в Ленинграде его снова подвела боязнь воды.

Зачем Гитлер держал Ленинград в блокаде, а не захватил его?

Немцы не просили Маннергейма атаковать Ленинград с перешейка, это было бы крайне странно, учитывая, что финнам еще только предстояло выйти на подступы к Ленинграду. В этой статье мы рассмотрим несколько причин, почему немцы не смогли занять Ленинград. Ко времени подхода немцев к Ленинграду на вооружении форта «Красная Горка» находились следующие батареи. Однако летом 1941 года, когда Германия напала на СССР, в Германии из-за неблагоприятных погодных условий случился неурожай.

Длинная блокада и сопротивление горожан

  • Почему не был взят Ленинград?
  • Почему Гитлер не смог взять Ленинград
  • Роль фортификаций и оборонительной линии Красной Армии
  • Почему немцам не удалось захватить ленинград кратко. Почему фашисты не взяли ленинград
  • Размах «Северного сияния»

Почему Финляндия не захватила Ленинград?

Почему Ленинград нельзя было сдавать немцам: история города в блокаде Вторым фактором, определявшим Ленинград как приоритетную цель при вторжении в СССР, был Балтийский флот.
Кто виноват в блокаде Ленинграда Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда.
Кто виноват в блокаде Ленинграда Огромные пушки больших калибров, немцы под Ленинград привезут позже, но они предназначались не для штурма, который немцы уже не планировали.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий