Как и сочетания "Христос воскрес" и "Христос воскресе" не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе. «Во истину воскрес». Христос Воскрес! Сегодня, 4 апреля, католики отмечают главный христианский праздник — Пасху. Святая месса накануне вечером прошла в католическом храме на Набережном проспекте. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — говорит Павел, тем самым провозглашая Иисуса новозаветным агнцем.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Христос воскресе! Традиционное приветствие на Пасху — «Христос воскрес». ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Воскресший на третий день (в воскресенье) после смерти, Христос, по словам из пасхального тропаря, «смертию смерть попрал» и подарил надежду на вечную жизнь.
Что самое главное в Пасхе и что нужно непременно сделать в Светлое Христово Воскресение
«Пасха наша, Христос, заклан за нас», — говорит Павел, тем самым провозглашая Иисуса новозаветным агнцем. 3. Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»? Под ноги Христу верующие бросали пальмовые листья, символизирующие победу. Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». «Христос Воскресе» на разных языках.
Что еще почитать
- Смысл христианской Пасхи? Название Пасхи у христиан.
- Что можно, а что нельзя делать на Пасху? Традиции и приметы Светлого праздника
- Главный христианский праздник. Как будут отмечать Пасху в 2023 году
- Православная Пасха 2024
- Последние новости
Пасха красная!
Это не просто ответ, это не часть некоего исторического обряда, в этих словах — исповедание веры. Те, кто говорят «Воистину Воскрес», верят, что Господь воистину воскрес, а исповедание веры на протяжении всей истории христианства, особенно на самом первом ее этапе, не ограничивалось словами, но было исповеданием самой жизнью. Ведь быть христианином означало тогда идти против течения, против языческой государственной власти великого Рима, покорившего полмира. Так, по крайней мере, воспринимали христианство римские правители, а потому и устроили страшные гонения, которые на протяжении столетий терзали Церковь Христову. Действительно, сколько было мучеников, исповедников, для которых, повторю, «Воистину Воскрес» не были слова, сказанные лишь по обычаю, по привычке.
Это было проявление искренней веры, за которую можно было поплатиться жизнью, и многие действительно расставались с жизнью, оставаясь верными Господу. А что это значит для нас? Мы ни в коем случае не должны произносить эти слова по привычке. Он был одним из нас.
Он имел ту же плоть и кровь. Ему было смертельно больно, когда гвозди пронзили Его руки и ноги. Ему было смертельно больно, когда Он висел на кресте. За что?
Ни за что! За то, что Он провозглашал правила жизни: как нужно жить, чтобы быть счастливым, чтобы милость Божия была с человеком. Но этого было достаточно, чтобы вознести Его на этот страшный крест.
Что означает слово «Пасха»? Слово «Пасха» пэсах в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход». В Священном Писании данное слово встречается в двух основных значениях: 1 ветхозаветный иудейский праздник, связанный с воспоминанием исхода из Египта Исх. В Новом Завете на основе второго значения пасха — жертва появляется третий смысловой аспект: Пасхой называется Сам Христос, принесший Себя в искупительную жертву 1Кор. Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов Израиля из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские».
Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле. Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина Исх. Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца Исх. Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха пэсах — прохождение мимо. Важно уточнить: «прохождение мимо» следует понимать в значении «пощада», а не «игнорирование». Потому по смыслу еврейский глагол «пасах» можно перевести как «пощадил» как это сделано в Ис.
В целом, резюмируя рассуждения о значении глагола «пасах», приходим к заключению: данный глагол характеризует действие Бога по отношению к человеку субъект при глаголе — всегда Бог , им выражается мысль об избавлении от наказания, которого заслуживает грешный человек, но Господь спасает его по Своей милости оптимально выражает эту идею глагол «щадить». В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в жертву и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями Исх. Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного Агнеца , Христа. Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли Спасителя и апостолы 1Пет. После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. Можно сказать, что наше именование «Пасха» является как бы «пережитком истории» и отражает особенности празднования Пасхи в Древней Церкви. Во-первых, в Древней Церкви на начальном этапе праздновали «Пасху крестную», воспоминая страдания Господа, которые связаны с днем одноименного ветхозаветного праздника и хронологически в синоптических Евангелиях ясно выражается мысль, что Христос пострадал в день праздника Пасхи и идейно Христос — пасхальный агнец, приносимый в жертву за «грех мира». Во-вторых, достаточно долго до I Вселенского Собора некоторые Поместные Церкви дату праздника Пасхи определяли, связывая ее с Пасхой иудейской.
В итоге в святоотеческой традиции название «Пасха» закрепилось за этим праздником, так что уже в IV веке оно становится привычным. Разрыв между первоначальным смыслом термина «Пасха» и его церковным употреблением вызвал появление различных объяснений, связывающих Пасху ветхозаветную и христианскую. В частности, филологическое значение слова «Пасха» переход, прохождение получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе. Малой Пасхой иногда называется воскресный день. Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению Исх. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода Исх. Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение Спасителя , сокрушившего ад , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь. Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях — не единственное, что их связывает и объединяет.
Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа 1Пет. Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя Исх. Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни? Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана Лев. В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев Исх. Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти Мессии хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи Ин.
Несмотря на то, что Христос вкушал пасху с апостолами в четверг, а Распяли Его только на следующий день, утверждается, что Он, как Новозаветный Агнец 1Пет. Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, насчитывающему, в среднем, 365,25 суток по юлианскому календарю , но к лунному. Продолжительность лунного года составляет около 354 суток. Таким образом, он короче солнечного приблизительно на 11 дней. В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю. Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое. В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было.
Всю неделю верующие совершают крестные ходы, многократно возглашая радостную весть: "Христос воскрес! На Пасху церковный престол и аналои покрыты красными облачениями. Одежда священников тоже красного цвета. Это цвет мученичества, перенесенного Христом. В песнопениях Светлой седмицы часто звучит словосочетание «Пасха красная». В русской традиции слово «красный» значило еще и «красивый». Именно поэтому прихожане наших храмов на этот праздник в свою одежду включают детали красного цвета. История, суть и символы Само слово «Пасха» происходит от еврейского названия праздника — «Песах». В переводе на русский язык оно означает «перешел», «прошел мимо». Это название у праздника появилось не случайно: прообразом новозаветной Пасхи стал выход евреев из египетского рабства. А воскрешение Иисуса Христа называют Пасхой потому, что он вернулся к жизни как раз в ночь перед празднованием Песаха. В то же время исход еврейского народа в Землю обетованную после освобождения от египетского рабства стал прообразом восстановления связи человечества с Богом. Согласно православному толкованию, это же произошло благодаря жертве Иисуса Христа, который своими страданиями и смертью смог также избавить людей от рабства греха. С Пасхой связаны многие другие церковные праздники. Например, Красная горка, или Антипасха, — праздник, отмечаемый в первое воскресенье после Пасхи. Этот день с древних времен считался завершением пасхальных торжеств. По преданию, именно на 50-й день после воскресения Христа с неба на апостолов сошел Святой Дух. Праздники, дата которых зависят от даты Пасхи, называются переходящими. У Пасхи есть три главных символа: крашеные пасхальные яйца, кулич и пасха — блюдо из творога с сахаром, сливочным маслом и медом. Традиция красить яйца на Пасху связана со старинным преданием. Традиционно их красили в красный цвет. Это связано с историей о Марии Магдалине, которая пришла к императору Рима Тиберию. Услышав из ее уст о воскресении Христовом, Тиберий усомнился в ее рассказе. Тогда она показала ему яйцо, которое на его глазах стало красным. Теперь красное яйцо считается символом новой жизни. А кулич символизирует Иисуса Христа, который среди нас. По преданию, во время одной из трапез с апостолами Иисус назвал хлеб своим телом: в переводе на русский слово «кулич» как раз означает хлеб. И после завершения земной жизни Христа апостолы всегда ставили хлеб на то место, где он обычно сидел за столом. Не случайно кулич и теперь всегда обязательно в центре стола. Творожная пасха, по одной из версий, своей формой символизирует Гроб Господень. А по другой версии усеченная пирамида олицетворяет Голгофу — холм, на котором распяли Христа. Чтобы кулич не «убежал» Ну а теперь о том, какие вкусности и как принято готовить в Твери к православному празднику. Такое традиционное угощение, как куличи, можно купить практически везде.
По православной традиции Пасхальное воскресенье — только начало торжеств, длящихся всю последующую неделю. На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба — самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Проекты Александра Хинштейна
В полночь наступает светлый праздник Пасхи – день, когда воскрес Иисус Христос. В воскресенье все верующие при встрече друг с другом произносят «Христос Воскрес» – «Воистину Воскрес» (христосование) и троекратно целуются. В полночь наступает светлый праздник Пасхи – день, когда воскрес Иисус Христос. В воскресенье все верующие при встрече друг с другом произносят «Христос Воскрес» – «Воистину Воскрес» (христосование) и троекратно целуются. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.
Светлая Пасха! Как отмечали Великий праздник в старину и как сегодня?
Сегодня миллионы людей в России и по всему миру говорят «Христос Воскресе, Воистину Воскресе», делясь друг с другом Пасхальной радостью. И потому Христос Спаситель, видя эту толпу, не радовался, не ликовал, хотя воспринимал царские почести, но плакал и проливал слезы. «Христос воскресе!» на иностранных языках. украинский: Христос воскрес! Воистину Воскресе!»: сотни волгодонцев встретили Пасху в соборе Рождества Христова. Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Для каждого православного человека Воскресение Христово это очень важное шаю вас посетить нашу группу,окунутся в мир православие и поближе ознакомится с церковной с Воскресе! Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением.
"Христос воистину Воскрес!": Главные смыслы отдания Праздника Пасхи — отец Андрей Ткачёв
Римские воины, которые сопровождали его на место казни, издевались над узником: они избили его, возложили на голову терновый венец и дали тяжелый крест — орудие казни. На горе Голгофе Иисуса Христа распяли на кресте между двумя преступниками. Смерть на кресте в древнем мире считалась рабской, позорной, жестокой и мучительной. Распятые испытывали страшную боль и жажду и медленно задыхались, потому что вес собственного тела сдавливал легкие и сердце. Когда Христос умер, по церковному преданию, небо померкло, а в храме Иерусалима разодралась надвое завеса.
Тело Христа после распятия положили в высеченный в скале гроб, а пещеру закрыли камнем, пишет "Фома". Воскресение Христово На Пасху верующие вспоминают центральное событие всего христианского учения — воскресение Иисуса Христа, которое произошло на третий день после смерти. Согласно церковному преданию, своей смертью Христос победил смерть. После грехопадения Адама и Евы двери рая были закрыты и для праведников, и для грешников.
Умерев, Христос душой спустился в ад, и преисподняя не смогла удержать безгрешного Бога. Он вывел оттуда праведников и открыл для людей врата рая.
Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов. В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие. Елеонская гора Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста Мф 24 , а позднее — вознесется на Небо Деян 1. Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
Ослик Ослик, на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников. Дети, постилающие одежду В особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксированы в Ветхом Завете.
Но у гроба Лазаря были и такие, которые "пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус" - Ин. Мы читаем далее в Ин. Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом... С этого дня положили убить Его".
Тем временем в Вифании, в доме Марии и Марфы, загорелся яркий светильник - воскрешенный Христом Лазарь. Он свидетельствовал собой как своему народу, так и всему тогдашнему миру о Том, Кто дает жизнь не только физическим мертвецам, но и грешникам, мертвым по своим грехам и порокам. Этот яркий светильник, направлявший взоры к Иисусу Христу, был неприятен для иудеев, и они "положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса" - Ин. Пасхальная притча Христа Ин. Но ни один из праздников не привлекал столько народа в Иерусалим, как праздник Пасхи. Историки иудейского народа называют число участников пасхальных праздников в два или три миллиона. Иудеи приходили в Иерусалим на большие праздники со всех концов мира. Конечно, далеко не все паломники были движимы жаждой общения с Богом во время торжественных богослужений в храме.
Многие шли, чтобы повидаться со своими родственниками или из солидарности с другими. Но в дни Христа, когда слава о Нем и о Его великих делах распространилась далеко и широко, множество людей направлялось в Иерусалим с целью увидеть сильного в слове и деле Иисуса Христа и в надежде, что они будут очевидцами какого-либо чуда. Поэтому нам так понятны слова Евангелия: "Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! Нам хочется видеть Иисуса". Эти еллины были язычниками, но через иудеев они обратились от служения мертвым богам к служению единому живому Богу. И теперь в их сердцах горела жажда увидеть Иисуса Христа. Они искали встречи с Ним. Об этом они и просили апостола Филиппа.
На основании слов Христа: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" - Ин. В еллинах, пришедших в Иерусалим на праздник Пасхи, Христос Своим внутренним взором увидел отображение Своего вечного Царства, в котором будет собрано бесчисленное множество людей от Севера и Юга, от Востока и Запада. Но Небесному Царству предшествовал крест Голгофы. И Христос говорил об этом не только Своим ученикам, но и еллинам, пришедшим в Иерусалим. И вот перед лицом еллинов - представителей язычников - Христос произнес Свою чудесную притчу о пшеничном зерне, которую правильно будет назвать "пасхальной притчей". В этой притче Христос раскрыл перед нами великий закон, вложенный в каждое зерно, в каждое семя: "Если пшеничное зерно падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". И в отношении Самого Иисуса Христа, прообразом Которого является пшеничное зерно, этот закон тоже имеет свою силу. Умерший за грехи мира Спаситель и сегодня продолжает приносить плоды: к Нему обращаются все новые и новые души и прилагаются к Церкви.
Без смерти за наши грехи Христос остался бы Один. А теперь в результате смерти Христа обители, приготовленные для искупленных Кровью Агнца на небесах, заполняются, и в них звучит величественно и торжественно "новая песнь" во славу Искупителя мира. Для еллинов, пришедших в Иерусалим увидеть Христа и послушать Его, крест Голгофы стал и понятным и близким. Возможно, что эти люди также находились на Голгофе и видели умирающего там Христа, и Его смерть, как источник жизни для бесчисленных душ, стала им еще яснее и понятнее. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим Мр. Ранее Христос приходил в него незаметно. А теперь Он вошел в этот священный город при громких восклицаниях народа, на виду у тысяч паломников, пришедших в Иерусалим на празднование Пасхи. Этот вход Господа в Иерусалим являлся точным исполнением пророчества Захарии, а также более раннего пророчества Исайи.
Познакомимся с этими пророчествами. А у пророка Захарии читаем: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" - Зах. В день торжественного входа в Иерусалим мы видим Иисуса Христа в совершенно новом свете: Его встречают толпы народа, слышны громкие восклицания в Его честь. И Христос не успокаивал ликующий народ. Наоборот, когда некоторые из фарисеев сказали Ему: "Учитель! Запрети ученикам Твоим", Он ответил им: "Если они умолкнут, то камни возопиют" - Лк. Почему Христос, действовавший до этого тихо и неприметно, в день последнего входа в Иерусалим допустил такое чествование? Мы поймем это, если примем во внимание, что путь Христа лежал на Голгофу.
Через несколько дней Он подвергнется многим поношениям и уничижениям и будет вознесен на позорный крест посреди двух разбойников. Все пришедшие в Иерусалим на великий праздник Пасхи должны были знать, что на среднем кресте на Голгофе распят Христос - Мессия, Царь, как и свидетельствовала надпись над головой распятого Христа - "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Однако и во время прославления тысячами людей Христос оставался смиренным и кротким. Он ехал на осле. Его прославляли как Царя, но Он не имел ни короны, ни скипетра. Но обратимся к ликующему народу. До нас доносятся слова: "Благословенно грядущее во имя Господа царство Давида! О том, что народ, восхвалявший Христа возгласами "осанна", прославлял Его как земного царя.
Он надеялся, что Христос займет престол Давида и устроит царство более славное, чем царство Соломона. Народ, восклицая "осанна", не ведал, что ожидало этого Царя. Он не знал, что путь Его пройдет на Голгофу, на позорный крест. От глаз ликующей толпы было сокрыто уничижение Христа в синедрионе и у Понтия Пилата, а также Его страдания и смерть на Голгофе. Но не только народ не понимал, в чем заключается истинная слава Того, Кому они воспевали "осанну". Даже ближайшие друзья и ученики Христа не разумели истинного значения происходящего. Вспомним слова двух учеников Христа, которые шли в селение Еммаус, полные глубокого уныния: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" - Лк. К великому изумлению то, что не понимали апостолы, уразумел разбойник на Голгофе.
Он увидел в распятом и уничиженном Христе Царя вечного и несокрушимого Царства Божия. Мы теперь также знаем, что Господь придет в Иерусалим еще раз, но уже не на осле. Он явится на облаках небесных под звуки величественной ангельской "осанны". Будем готовы к встрече с Господом, скажем Ему сегодня в радости и ликовании наших сердец: "Ей, гряди, Господи Иисусе!
Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых! Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!
Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении. При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» — все верующие начинают приветствовать друг друга. Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскресе! Затем читается слово Иоанна Златоуста. После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе. К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса, «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста, как знамения победы Христа над смертью, или с изображением Воскресения Христова. Слово «артос» — греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях.
Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение.
Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. Песнопение праздника Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное. Тропарь Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.
Стихира Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего. Ирмос Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся!