Пройти випассану — это значит провести 10 дней в абсолютном молчании и занятиях медитацией. Главная» Новости» Випассана в екатеринбурге и свердловской области.
Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках
У многих происходят мощные очистительные процессы, эмоциональные проработки. У меня не было нерешенных внутренних проблем, ради которых я ехала в центр. Но это испытание помогло мне выйти на новый эмоциональный уровень. Кстати, на випассане нельзя использовать никакие четки, кресты, иконы, нельзя молиться. Во время практики есть только пол, стены и ты сам. Именно там ко мне пришло понимание того, что мне не нужны вообще никакие внешние инструменты, чтобы чувствовать себя хорошо и спокойно. Как жить после випассаны Сразу же после практики я улетела работать в Нью-Йорк, и первые дни мне было откровенно тяжело там находиться.
Ты привык к полной тишине и отсутствию разговоров, а тут попадаешь в самую гущу событий. Я выходила на улицу только по мере необходимости и почти сразу же решила, что из Нью-Йорка надо скорее переезжать. Раньше жизнь там меня никак не напрягала, но после випассаны я стала серьезно относиться к звукам. Сейчас я стараюсь сделать так, чтобы вокруг меня было больше тишины. Не люблю лишние, ненужные звуки. Кому стоит ехать на випассану Пройти випассану — это значит провести 10 дней в абсолютном молчании и занятиях медитацией.
И для этого, как мне кажется, необходим некий опыт. Ведь если человек никогда не занимался подобными практиками, и вдруг решил в течение 10 дней сидеть в позе лотоса и начинать медитации в 4 утра… Это все-таки агрессивная методика, а я сторонник того, чтобы все происходило плавно. Думаю, что стоит начинать с более коротких сроков, а не с самого продвинутого уровня. Например, ретритов, во время которых люди занимаются медитацией дважды в день и обучаются различным техникам. Но есть одно «но»: если человек чувствует, что ему необходим такой опыт, стоит ехать. На випассану я ездила в очень популярный центр.
Сюда не берут с первого раза, поэтому после того, как меня приняли, мне пришлось ждать своей очереди полгода. Если вы вдохновились моей историей, возможно имеет смысл подать заявку сейчас, а в течение ожидания подготовиться, самостоятельно изучая медитации. Тут нет какого-то мерила времени, есть только самоощущение. Это бесплатная практика, которая существует только за счет благотворительности, никто ни за что не платит. Еду готовят волонтеры-повара, убираются тоже на добровольных началах и лишь по велению души.
Почистил зубы — ощущения во рту приятные, свежо.
А если по какой-то причине не почистил, жить можно, но испытываешь дискомфорт. Самым тяжелым был 21-дневный ретрит. Это как бег на длинную дистанцию. Кажется, что медитировать больше нет сил, но через пару кругов открывается второе дыхание. Вместе с работой поменялось отношение ко всему. Раньше для меня было важно, одежду какой марки я ношу и в каких ресторанах бываю.
Сейчас мне все равно. Да, я так и не ответил на вопрос, в чем мое предназначение. Но возможно, и не нужно искать ответ. Просто делать то, что тебе нравится и во что ты веришь. Об отношениях с родителями Я до последнего не говорил родителям об увольнении. Морально готовился к скандалу: «Ты что такое придумал?!
Не глупи». В итоге полетел к ним в гости в Поволжье, чтобы отпраздновать свой день рождения. Мы сидели за праздничным столом, и тут я сказал: у меня новость. Воцарилась гробовая тишина. Но реакция меня поразила. Мама сказала: «Знаешь, я давно думала, что тебе надо попробовать что-то еще».
А папа только спросил, чем я планирую заниматься. Отношения с родителями очень поменялись. Они, глядя на меня, стали вегетарианцами. Им уже 60 лет, но они в теме всего, чем я занимаюсь. Более того — они сами прошли випассану. Они фермеры, выращивают зерно.
Раньше работа им постоянно приносила стресс: кредиты, зарплаты, что-то вышло из строя. А сейчас они перестали воспринимать все близко к сердцу. И от этого, надо сказать, бизнес только выиграл. О жизни до випассаны В течение 16 лет я работала в большой медиакомпании — от ночного диджея на Rock FM затем были Love Radio, Energy, «Европа плюс» и руководителя проектов до PR-специалиста и топ-менеджера. На пике карьеры я поняла, что больше не хочу этим заниматься: продавать людям то, что им не нужно. У меня трое детей.
Им, как я поняла позднее, не хватало родительской любви, хотя я отказывалась это замечать. Четыре года назад я уволилась, чтобы быть с детьми. Примерно в то же время мы с мужем решили развестись. Развод — это всегда болезненно, когда от тебя будто бы отрывают часть и остается пустота. Я была не то чтобы на распутье, но у меня происходила смена системы координат: я бросила карьеру, развелась с мужем и была в поиске чего-то простого и настоящего, хотела вырваться из потребительского мира, в котором жила все это время. Моя приятельница сказала: «Слушай, а съезди на випассану!
Детям нужна стабильная и счастливая мама, а не мама в погоне за новой машиной, помадой или впечатлением. Что происходит на випассане Я записалась на випассана-центр на Урале — это были ближайшие даты со свободными местами. Женщине не всегда удается куда-то вырваться из-за детей и домашних забот. Но я всех распределила по родственникам без лишних объяснений, куда еду и зачем. Все-таки я уже взрослый человек — и если мне нужно куда-то уехать на 10 дней, значит, нужно. Когда приехала в центр, было четкое ощущение секты: прекрасные принимающие люди, умиротворение, все на одной волне.
Мне казалось это игрой, неким квестом, который мы все приехали пройти. Страха не было: игра так игра. На випассане нельзя ни с кем разговаривать. При этом живешь в комнате с шестью разными девушками, у каждой свои привычки. Оказалось, это тяжело. С одной девушкой у нас произошел молчаливый конфликт.
А это в разы страшнее, чем словесный! Ты не можешь поделиться мыслями, и каждый сам все додумывает. Страсти накалялись. Но в конце випассаны, когда нам разрешили разговаривать, мы с этой девушкой все обсудили и друг друга поняли. Первый день прошел легко. У тебя полно сил, вокруг новая обстановка.
Второй день начинаешь грузиться — все идет не так, не хватает коммуникации. Сложнее всего было отказаться от сигарет. Признаюсь: я все-таки заныкала с собой пачку и курила на третий-четвертый день под соснами в шоке от происходящего. Вообще, випассана — очень гуманная практика. Никто тебя не заставляет ничего делать. Вместо медитаций в комнате спишь?
Окей, это твое решение. На третий день медитаций по 12 часов я вышла на улицу и увидела, что все звезды на разной высоте, разного цвета и яркости. В первую секунду подумала, что сошла с ума. И не на шутку испугалась. Учитель сказал, что я наконец перестала думать о себе и увидела мир. Это были мои личные ощущения, не спровоцированные химическими веществами.
Был момент, когда мне даже захотелось уехать в монастырь: в этом же истинное счастье! Это лучше, чем любой оргазм, чем деньги, чем экстрим, чем путешествия. Ощущение можно сравнить с рождением ребенка: первые несколько минут, когда кладут младенца на грудь, — самые счастливые в твоей жизни. Випассана напомнила мне об этих чувствах. Только в этот раз было рождение самой себя.
Все ценные вещи, документы, кошелек сдаются на хранение. Нет ни ноутбука, ни телефона и какой-либо возможности позвонить.
Нет всех тех вещей, которыми ты привык забивать свое свободное время: фильмы, книги, музыка, рисование. Есть только ты, и больше ничего. Избавиться от телефона и интернета на 10 дней — это уже роскошь в наши дни. Випассана подразумевает сегрегацию полов: мужчины и женщины жили в разных корпусах. Мы пересекались только в общем зале медитации, где девушки сидели с правой стороны, а мужчины — с левой. Под запретом не только тактильный контакт с кем-либо, но и контакт глазами: один случайный взгляд может выбить из равновесия на два дня. Знаю, что некоторые перемигивались, особенно те, кто приехал парами.
Одна девушка после випассаны призналась, что на общей медитации у нее было удобное место и она могла рассмотреть всех симпатичных парней. Я же честно приняла правила игры: все время смотрела в пол и не пропустила ни одной медитации. Выдерживали не все. Помню, две девушки поссорились из-за форточки: одной было слишком жарко, другой — слишком холодно. Они нарушили обет молчания и высказали друг другу свои недовольства. Такое часто случается в середине випассаны: говорят, из человека лезут бесы, выплескивается накопившаяся агрессия. О медитации Самое сложное — медитировать.
Это длится не 15—20 минут, а долгие часы каждый день. Тяжело не только телу, тяжело успокоить мысли. Первый день в голове был настоящий покерный клуб. И я не могла контролировать этот процесс. Бесконечные изнуряющие потоки мыслей. Ты пытаешься сосредоточиться на дыхании, а в голове вечеринка. На второй и третий день, когда люди уже долго пьют и болтают, шумная вечеринка становится вялотекущей.
И эти люди устроили в моей голове караоке! Я не подозревала, что знаю репертуар Филиппа Киркорова. Стараешься медитировать, а в голове неожиданно включают «Кукарача, кукарача…». На четвертый день мысли наконец утихли. В середине випассаны у нас были медитации твердой решимости, когда тебе нельзя шевелиться: принимаешь позу и 60 минут сидишь неподвижно. Первый день я провалила все три медитации. Ноги затекали, спину ломило.
Казалось, это невыполнимая задача. Кстати, идеальной тишины там не было. В общем зале медитирует более 80 человек: кто-то чихнул, почесался, высморкался, кто-то шуршит молнией, подушкой. Но ты учишься этого не замечать. Одна из главных задач випассаны — научиться чувствовать жизнь в каждой клеточке своего тела. Это трудно и сначала не получается. Но ближе к концу випассаны мне это удалось.
У меня было ощущение, что я, как новогодняя елка, свечусь. Я могла направить энергию в мизинец правой ноги, на изгиб локтя, мочку уха или затылок. Звучит неправдоподобно, но это так. О недоверии Ежедневно с 20. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь. Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество.
Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить. Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса. Конкретную сумму оплаты никто не называет. Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик. На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли.
О возвращении Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном. Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала. Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя. После випассаны сделала на запястье татуировку — слово anicca «аничча», язык пали , означающее «все временно, и нет ничего постоянного». Полтора года назад я переехала жить в Крым.
Работала на фрилансе и параллельно начала заниматься новым делом по душе — организацией экскурсий и вечеринок в разных городах. Випассана стала логическим продолжением моего незаконченного азиатского путешествия. После нее я начала делать то, что я хочу, а не то, чего ждут от меня другие. Сейчас подумываю пройти еще раз, но уже в другой стране. О жизни до випассаны На пятом курсе МГИМО я устроился юристом в американскую компанию: престижное место, большая зарплата. Казалось бы, я должен был быть доволен жизнью. Но, оглядываясь назад, понимаю, что это были самые несчастные годы моей жизни.
Про випассану я узнал примерно за пару лет до того, как я первый раз в нее поехал. Я начал заниматься йогой и слышал в йога-центре, что есть такая штука, как випассана, но для чего она и о чем, не понимал. Випассана предполагает, что десять дней ты не пользуешься интернетом и телефоном — полностью исчезаешь из социума. У всех сотрудников были Blackberry мы их назвали «электронные поводки» , которые надо было круглосуточно держать при себе. Мой образ жизни был несовместим с исчезновением. Да и корпоративная культура не одобряет такие устремления работников. О випассане я думал два года, а потом понял, что пройдет еще два года — и ничего не изменится.
О чувстве опустошенности и обучении медитации Помню, как в один момент ощутила, что достигла эмоционального дна — было ужасное состояние, чувство полной опустошенности. При этом для моей дисгармонии не было каких-то веских внешних причин. У меня был свой бизнес, я не испытывала материальных трудностей и могла позволить себе все, что хочу, много путешествовала. При этом фоновое, перманентное состояние было некомфортным, я постоянно чувствовала, что меня что-то гложет.
Так что вопреки мнению многих материальная состоятельность и баланс — это вообще не связанные вещи. Имея все, внутри я не ощущала удовлетворения. Именно тогда я решила попробовать медитацию — от многих знакомых слышала о том, что занятия ею могут изменить жизнь. Записалась в популярную студию в Нью-Йорке, где я жила на тот момент, и начала ходить, порой по несколько раз в день.
У каждого учителя была своя техника, и в итоге за два месяца я перепробовала все виды медитаций и дыхательных практик. Поняв, что ближе всего мне, я стала медитировать уже дома. По-прежнему я делаю это утром и вечером ежедневно. Почему випассана — самая сложная практика Пожалуй, самой сложной практикой является так называемая випассана, которая учит «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле».
На 10 дней ты уезжаешь в специальный центр и все, чем ты занят — это медитация. Пройти випассану — это значит провести 10 дней в абсолютном молчании, без единого вербального и телесного контакта с человеком и в абсолютном информационном вакууме. Сложная эта практика именно потому, что в обычной жизни человек не проводит столько времени один на один с собой. А тут ты выключаешься, не используешь язык и не получаешь доступа к информации из внешнего мира.
Только ты, твое тело и твои мысли. Ты фокусируешься на глубокой взаимосвязи ума и тела. По сути эту связь ты переживаешь на личном опыте. Как все устроено в центре, куда люди приезжают помолчать Мой центр находился в пустыне Южной Калифорнии.
По прибытию туда сотрудники сразу забрали все гаджеты, чтобы у меня не было никакой связи с миром. Участников випассаны расселяют в комнаты по несколько человек, которые напоминают маленькие купе в поездах. В комнатах все крайне аскетично: узкая кушетка, вешалка, форточка и все. Главное происходит не здесь, а в зале для медитации.
10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
Випассана в Екатеринбурге, Яндекс Карты: телефоны, часы работы, фото, входы, отзывы, как проехать на транспорте или пройти пешком. это вводный курс медитации випассана, в котором техника преподается шаг за шагом каждый день. Випассана в екатеринбурге и свердловской области.
Что такое випассана и откуда она появилась
- Клуб йоги и саморазвития Екатеринбург
- Навигация по записям
- Навигация по записям
- Авторский Йога-тур Урал Башкирия
- Telegram: Contact @VipassanaRu
- Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло
10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
Вопросы в анкете стандартные: пол, гражданство, адрес проживания и подобные. Еще нужно было указать, как я узнала о випассане, есть ли хронические заболевания, принимаю ли лекарства и так далее. Мотивационного письма не требовалось, но в графе «Хотели бы вы что-то добавить к вышеизложенному? Часть вопросов в анкете Письмо, в котором мне сообщили, что моя заявка на рассмотрении На следующий день формируются два списка: основной и список ожидания. В основной список попадают анкеты тех, кто принят на курс, а в список ожидания — те, кому в этот раз не повезло. На сайте курса я прочитала, что если человек подает заявку и не получает место, то в следующий у него будет больше шансов. Мне повезло: приняли с первого раза. Письмо об этом я получила 14 марта. Письмо пришло мне через неделю после подачи заявки Через месяц после подачи заявки приходит еще одно письмо, в котором вас просят подтвердить свое участие Какой-то особенной подготовки к участию в випассане нет. При желании можно заранее начать медитировать.
Но главное — просто успокоиться и настроиться на то, что в течение десяти дней ты будешь жить в непривычной обстановке без телефона, книг, разговоров. Я настраивала себя, что дойду до конца курса, как бы ни было сложно. Что взять с собой Информация о том, что взять на випассану, приходит всем участникам по электронной почте. На основании такого перечня и опыта я сформировала свой список необходимых вещей. Паспорт понадобится при регистрации в день приезда — его в центре называют нулевым днем. Одежды нужно взять в достаточном количестве, потому что стиральных машин в центре нет, стирают только руками. Не нужно брать прозрачную, открытую, слишком облегающую одежду, которая привлекает внимание: шорты, короткие юбки, майки без рукавов.
Точнее, это не гонг, а аудиозапись гонга. До 6:30 утра была медитация в общем зале. Потом завтрак. И все 2 часа я опять страдала. Я не понимала, что делать, на чем сосредоточиться, для чего я здесь, и мне точно было не до поиска ответов на свои вопросы. Мне было слишком плохо физически, чтобы заставить мозг думать про свой успех и развитие. И еще. Тут время таааааааак долго шло. Этот день, 3 ноября 2022, официально для меня самый длинный день в моей жизни. Это казалось адом. Он просто не заканчивался. Ощущение, что прошло 2 часа, смотришь на часы — прошло 10 мин. И так весь день. Мне казалось, что я попала в какую-то петлю времени и никогда из нее не выберусь. В какой-то момент я вообще потеряла связь с реальностью. Я не понимала, сплю я или нет, или это вообще какой-то сюр. С 8 до 9 был отдых. Я пошла спать, т. Купить рекламу Отключить В 9 снова 2-х часовая медитация. И это снова было кошмаром. Время 11, а чувство, будто я прожила тут уже неделю и никогда не выберусь. Кстати, наконец-то была инструкция, что делать во время медитации — нужно просто наблюдать за воздухом, который заходит и выходит из носа. И все. Причем дело было не в том, что я отрезана от мира и от информации. А именно в физических страданиях, которые я испытывала. В какой-то момент меня начал бесить гонг. Он был предвестником того, что перерыв закончился, и снова надо идти страдать. А еще нам запрещали есть еду на столах до тех пор, пока не прозвенит гонг. Обед в 11. И на обеде стало понятно, что еды недостаточно — ее съедали раньше, чем каждый успевал взять тот, кто задерживался немного — оставался без еды. Так что главное было для меня — не опаздывать на приемы пищи, иначе придется голодать. А страдать еще и от голода я точно была не готова. К концу первого дня я ощущала себя в тюрьме. Везде надзиратели, никуда не выйти, пропустить медитацию нельзя — сиди и страдай. Больше страданий. Все от звонка до звонка.
По мере продвижения в этой практике можно начать фокусироваться на еще более узком участке — под носом и над верхней губой. Это заостряет ум. Осознание ощущений на теле. К данной технике лучше подходить уже после того, как освоено дыхание. Необходимо пошагово концентрироваться на всех частях своего тела с головы до ног и обратно. При этом придерживаясь все того же принципа — безоценочности, даже если сталкиваетесь с грубыми и болезненными ощущениями. Ходьба в стиле випассаны. Этот способ хорош тем, что его можно практиковать в любое время в течение дня. Суть заключается в том, что при медленной ходьбе человек осознает, как его стопы касаются земли. Куда именно и по какой траектории он движется, не имеет особого значения. Глаза все равно должны быть опущены, чтобы точно не отвлекаться на происходящее вокруг. В остальном правила все те же: просто наблюдать за процессом без каких-либо усилий. Подводные камни випассаны «Я поехала на випассану впервые около полугода назад. Попасть было непросто, я хотела именно в медитационный центр в Подмосковье. Желающих посетить его крайне много, поэтому пришлось вставать в семь утра, чтобы успеть зарегистрироваться на курс в первые минут десять. Но, как оказалось, это было не самое тяжелое испытание», — рассказывает 26-летняя Валерия из Москвы. Буквально с первых дней на ретрите для меня начался ад. Мне было сложно расстаться с телефоном, я постоянно переживала, что пропускаю все важное, что сейчас творится в мире. На утренних медитациях я практически все время спала, а затем в течение дня — сходила с ума от дискомфорта и боли в теле, а также от голода. Не нужно себя мучить. Важно понять, что даже у болевых ощущений корни, как правило, внутренние. Можно научиться разделять физическую и ментальную боль, — поясняет эксперт. Все ужасно болит". Учитель ответил: "Высшая цель йоги — это самадхи, просветление. А когда вы в самадхи, какая разница, что у вас с коленями? Не делать вид, что ее нет, не бороться с ней, а просто принять, признать и не реагировать Яна Мокееватренер по йоге и медитации Рекомендации для начинающих Чтобы негативного впечатления от випассаны было как можно меньше, Яна Мокеева рекомендует особое внимание обратить на подготовку. Например, сначала наблюдать за дыханием две минуты в день, потом три, постепенно увеличивать время», — советует эксперт. Випассана предполагает длительное сидение, но важно начинать с малого, тренировать так свое терпение.
Находилась в творческом кризисе, не знала, что делать дальше, и когда поняла, что необходима «перезагрузка» — решилась. К тому же свадебный сезон пошел на убыль и появилось время заняться собой. Я стала гораздо спокойнее реагировать на происходящее: не включаюсь в споры, ссоры, я бережнее стала относиться к близким. У меня есть появилась потребность совершать элементарные добрые дела. Например, смастерить с детьми кормушки для птиц. От этих намерений мне радостно и спокойно. Я понимаю, что именно так и надо жить — радостно. Мои родители очень переживали, говорили, что это секта, нас обманут и заставят подписать какие-то документы… Но после того, как мой муж отвез меня туда с сестрой и своими глазами все увидел — они успокоились. Поставила себе цель — на курсе випассаны бросить курить. И ура! Это случилось! Так получилось, что мои соседки приехали позже. Мы с ними увиделись уже вечером, когда наступило время тишины и познакомились только на девятый день, когда нам разрешили разговаривать — это было смешно. Мы сказали друг другу: «Привет! Меня зовут…. Одна девочка была из Смоленска, другая из Оренбурга, третья из Екатеринбурга. Многие друзья очень ждали нашего возвращения и в первый же вечер, когда мы вернулись, встретились с нами — они ждали подробностей.
«Брат называет меня сектантом, зато жена довольна». Почему успешные люди десять дней молчат в лесу
Несмотря на то, что в практике всё построено на буддистских этических принципах, в лекциях Гоенка подчеркивает, что этот вид медитации подходит представителю любой религии и, чтобы ее практиковать, не нужно менять систему своих верований. В этом считывалось отсутствие принуждения и это располагало к доверию. Вторым, наиболее успокаивающим моментом было то, что в наставлениях подчеркивалась важность только одного — необходимости практиковать медитацию, наблюдая за дыханием и ощущениями в теле, чтобы отточить внимательность и восприимчивость. Для меня это слабо вязалось с повышенными рисками стать жертвой мошенничества.
Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации. Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще. Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике.
Нам нечего добавить к этому». Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению. Практика випассаны состоит из двух техник медитации.
Первая — анапана, в ней нужно постоянно максимально концентрироваться на дыхании. Здесь важно отмечать моменты, когда отвлекаешься на свои мысли. Задумался о судебных приставах, которые, возможно, как раз сейчас вскрывают твою дверь, — отмечаешь это и возвращаешься к наблюдению за дыханием; увлекся мыслью, что медитируй не медитируй, а спасти свою грешную душу всё равно не выйдет, — отмечаешь это и вновь наблюдаешь за дыханием.
С некоторыми нюансами эта техника практикуется на курсе первые три дня. Постепенно получается не отвлекаться на свои заботы всё дольше — пять секунд, десять, полминуты, минуту. Через пару дней поток мыслей становится менее плотным, и тогда начинаешь замечать, из чего он на самом деле состоит.
Тревожные мысли, которые запускают неуверенность и страх, говорящие догмами чьи-то голоса, вдруг начинающие звучать из ниоткуда, мечты об успехе, признании, богатстве и всеобщем восхищении. Раз за разом ни с того ни с сего в голове разгораются дискуссии с воображаемыми оппонентами, и эти разговоры, несмотря на всю их абсурдность, могут быть очень обстоятельными и долгими. Так постепенно появляется представление об облаке беспокоящих тем, которые обычно занимают все мысли.
Не самое приятное, но очень отрезвляющее знание. Один из первых удивительных эффектов от медитации — понимание, что эти разговоры — всего лишь привычка ума. И считать ее своей сутью, как я делал это раньше, — всё равно что принимать нервное почесывание плеча за собственное тело.
При этом пытаться останавливать эти мысли не нужно, задача практикующего — не вовлекаться в них, а просто замечать их возникновение и исчезновение. Через три дня практика наблюдения за дыханием заменяется концентрацией на телесных ощущениях. То, что их очень много приятных и не очень , для меня стало большой неожиданностью — в обычной жизни у неподготовленного человека заметить это вряд ли получится.
И здесь тоже нужно не реагировать, а только наблюдать. Если от долгой медитации сидя появилась боль в колене — ее нужно наблюдать, исследовать и стараться не сбегать от нее. Если появилось ощущение, что по кистям рук пробегают электрические разряды как бы странно это ни звучало, во время курса такое испытывают многие , нужно также просто наблюдать это, не испытывая восторга.
В лекциях Гоенка говорит, что именно так у человека тренируется невозмутимость. В перерывах студенты гуляют по протоптанным тропинкам во дворе центра, подставляют лица солнцу, разминают затекшие от долгого сидения тела. Всё это происходит молча.
К середине курса на прогулках у некоторых заметен ошарашенный вид или взгляд, направленный в пустоту. Это неудивительно: исследуя дни напролет свой ум, можно вдруг отчетливо услышать у себя в голове, например, чужой голос, который предыдущие 30 лет рассказывал, что вам делать, а что нет. И если он вдруг замолкает, состояние может наступить неожиданное.
Медитация не равна безделью, и проводить целые дни, сидя с закрытыми глазами, неожиданно оказывается совсем не скучно. За два курса у меня не было этого чувства, пожалуй, ни разу. Голод был, усталость — сколько угодно, грусть и радость — в достатке, а скуки не было.
В вечерних лекциях Гоенка рассказывает, что за счет практики випассаны у человека меняются подсознательные реакции, уходят комплексы, страхи, агрессия, слабеют зависимости. Конечно, это довольно громкие заявления, и здесь должно быть что-то ироничное об исправлении горбатых, если бы — к своему удивлению — спустя два курса я не склонялся к тому, что это весьма похоже на правду. Кому не нужно на випассану Во время медитации в общем зале в один из последних дней курса за моей спиной слышится свист вдыхаемого воздуха, за которым раздается звонкий вскрик и следом — плач.
Звуки исходят от моего соседа сзади — долговязого парня лет 23-х, с длинными волосами и бледной кожей. Похоже, что у него истерика, и особенно впечатляет, что она началась как будто мгновенно и сразу с верхней эмоциональной точки. Я не оборачиваюсь.
Парень сзади спешно встает с коврика для медитации и, продолжая всхлипывать, выходит из большого зала. На вводном инструктаже студентов предупреждают, что практика випассаны может приводить к сильным переживаниям. Это может случиться, например, из-за всплывающих во время медитации подавленных воспоминаний из далекого прошлого.
Причем человек может вспомнить не только ситуацию, но и остро пережить чувства того момента, а также четко понять, как всё это повлияло на его дальнейшую жизнь. Сомнений, что мой сосед получил такой привет из прошлого, у меня нет. В лекциях рекомендуется встречать подобные эмоции лицом к лицу — их бесстрастное перепроживание как раз и позволяет освободиться от травм.
Общаясь с другими практикующими випассану, понимаю, что такие ситуации случаются у многих и бывает это нередко. Те, кто давно посещает ретриты, относятся к этому спокойно. Психофизиолог, исследователь состояний мозга при умственных нагрузках и медитации, профессор МГУ Александр Каплан рекомендует не использовать медитацию в качестве способа лечения душевных расстройств: «Медитация — это психическая нагрузка, связанная с повышенным сосредоточением и фокусированием внимания.
Если у человека есть слабинки — психологические или психиатрические, — медитативная практика может ухудшить его состояние. Это не инструмент для лечения, а скорее тренировка ума, поэтому заниматься, а тем более знакомиться с практиками медитации стоит в здоровом состоянии. Опытный учитель не даст случиться обострению в случае кризиса, но без него лучше не спешить активно практиковать самостоятельно.
Психиатр тоже не всегда может сделать правильный вывод — можно человеку в текущем состоянии браться за продолжительные сессии медитации или лучше воздержаться». Учитель випассаны присутствует на каждом курсе, дважды в день ему можно задать вопросы. В анкете участника курса есть много вопросов о наличии психических расстройств и зависимостей, о частоте и дозах употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, приеме антидепрессантов и других медицинских препаратов.
На основании этих ответов могут отказать в участии в курсе.
Йога-тур в Турцию «Дыхание моря» Осенние каникулы на берегу Средиземного моря. Здесь нет шумных ресторанов и громкой музыки, высотных домов и оживленных улиц. Только тишина, горы и километры живописного пляжа.
За окном зима, сосны зелёные, синичка - невеличка, много бело-серебристого снега, заваленка из дров.. Где так светло и уютно! И это ли не чудо?! И мне хорошо, и мне спокойно! И я благодарна!!! И сейчас я поняла, что эти 3 дня- это только начало!
И я хочу вернуться! И попробовать ещё раз! Друзья, приезжайте, попробуйте, и вы не пожалеете! Ведь познать себя, при всей суете в нашем мире, так сложно! А в ретритром центре "Шанти", в окружении добрых и по-настоящему светлых людей Маши и Святозара, Алексея и Елены, всё сложится самым наилучшим для вас образом! С любовью и благодарностью, Надежда Цветкова!
Nadezhda T. Я давно хотела попробовать эту практику, но я даже представить не могла, что меня ждёт! Я приехала с определённым запросом, но всё сложилось иначе и это видимо к лучшему! И это какое - то чудо! За время практики, мне кажется я испытала все стадии чувств и эмоций, от юмора, раздражения, ярости и злости, до радости и благости, а также и физической боли, невыносимой особенно в ногах. День первый: Вижу дом, уединенный, в окружении красивейших сосен, всех в снегу.
Как же красиво здесь и тихо! Знакомство, смех и подготовка!
Читать и писать тоже не рекомендуется. Также участники курса не должны контактировать с окружающими — разговаривать, прикасаться друг к другу и прямо смотреть в глаза. Считается, что это отвлекает от основного занятия здесь.
Ограничение на общение — на випассане это называют «благородная тишина» — снимают на десятый день, за сутки до отъезда из центра. Каждый курс проходят как мужчины, так и женщины, и тех и других примерно по 50 человек. Многие приезжают парами. Пример того, что люди тайком общаются, за два курса я видел только один раз. Быт в подмосковном центре Дхамма Дуллабха максимально аскетичен.
Еда вегетарианская, посуда в столовой металлическая, живут студенты в общих комнатах или в небольших закутках, где вместо стен — ширмы. Ремонт предельно скромный, местами как будто незаконченный — стена может быть обшита простым листом фанеры, а декор в центре отсутствует в принципе. Здесь нет ничего лишнего, но при этом всего достаточно. Атмосфера во многом напоминает постсоветский пионерский лагерь: четкий распорядок, минимум свободного времени, общие сборы по звуку гонга, визуальная скудность, если не считать природы вокруг. Из развлечений — прогулки и сон.
Судя по отзывам других участников, в первые дни многих настораживают вечерние часовые лекции, на которых после целого дня медитации сто человек сидят и слушают объяснения, как загадочная практика медитации изменит их жизни. В целом содержание этих записей довольно безобидное — они состоят из наставлений о том, как и зачем нужно медитировать, а также случаев из жизни грешников времен Будды. Но истории о драматичных последствиях участия в курсах личностного роста и других подобных кружках всё равно всплывали и у меня в голове первые пару дней. К слову, я всегда слабо верил, что после условного совершеннолетия в себе можно что-то глобально изменить. Также странноватыми казались песнопения на древнеиндийском языке пали, с которых начинались сессии медитации.
Это тоже как будто отсылало к старинным программам телеканала НТВ, в которых люди приходили на интенсив, чтобы узреть свет внутри себя, а в итоге оставались без квартиры. Успокоило меня то, что десять дней теория випассаны усердно обходила религиозный контекст, хотя изначально практика относится к буддизму, а точнее к его бирманской традиции — тхераваде. Несмотря на то, что в практике всё построено на буддистских этических принципах, в лекциях Гоенка подчеркивает, что этот вид медитации подходит представителю любой религии и, чтобы ее практиковать, не нужно менять систему своих верований. В этом считывалось отсутствие принуждения и это располагало к доверию. Вторым, наиболее успокаивающим моментом было то, что в наставлениях подчеркивалась важность только одного — необходимости практиковать медитацию, наблюдая за дыханием и ощущениями в теле, чтобы отточить внимательность и восприимчивость.
Для меня это слабо вязалось с повышенными рисками стать жертвой мошенничества. Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации. Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще. Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике. Нам нечего добавить к этому».
Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению. Практика випассаны состоит из двух техник медитации. Первая — анапана, в ней нужно постоянно максимально концентрироваться на дыхании. Здесь важно отмечать моменты, когда отвлекаешься на свои мысли. Задумался о судебных приставах, которые, возможно, как раз сейчас вскрывают твою дверь, — отмечаешь это и возвращаешься к наблюдению за дыханием; увлекся мыслью, что медитируй не медитируй, а спасти свою грешную душу всё равно не выйдет, — отмечаешь это и вновь наблюдаешь за дыханием.
С некоторыми нюансами эта техника практикуется на курсе первые три дня. Постепенно получается не отвлекаться на свои заботы всё дольше — пять секунд, десять, полминуты, минуту. Через пару дней поток мыслей становится менее плотным, и тогда начинаешь замечать, из чего он на самом деле состоит. Тревожные мысли, которые запускают неуверенность и страх, говорящие догмами чьи-то голоса, вдруг начинающие звучать из ниоткуда, мечты об успехе, признании, богатстве и всеобщем восхищении. Раз за разом ни с того ни с сего в голове разгораются дискуссии с воображаемыми оппонентами, и эти разговоры, несмотря на всю их абсурдность, могут быть очень обстоятельными и долгими.
Так постепенно появляется представление об облаке беспокоящих тем, которые обычно занимают все мысли. Не самое приятное, но очень отрезвляющее знание. Один из первых удивительных эффектов от медитации — понимание, что эти разговоры — всего лишь привычка ума. И считать ее своей сутью, как я делал это раньше, — всё равно что принимать нервное почесывание плеча за собственное тело. При этом пытаться останавливать эти мысли не нужно, задача практикующего — не вовлекаться в них, а просто замечать их возникновение и исчезновение.
Через три дня практика наблюдения за дыханием заменяется концентрацией на телесных ощущениях. То, что их очень много приятных и не очень , для меня стало большой неожиданностью — в обычной жизни у неподготовленного человека заметить это вряд ли получится. И здесь тоже нужно не реагировать, а только наблюдать. Если от долгой медитации сидя появилась боль в колене — ее нужно наблюдать, исследовать и стараться не сбегать от нее. Если появилось ощущение, что по кистям рук пробегают электрические разряды как бы странно это ни звучало, во время курса такое испытывают многие , нужно также просто наблюдать это, не испытывая восторга.
В лекциях Гоенка говорит, что именно так у человека тренируется невозмутимость. В перерывах студенты гуляют по протоптанным тропинкам во дворе центра, подставляют лица солнцу, разминают затекшие от долгого сидения тела. Всё это происходит молча. К середине курса на прогулках у некоторых заметен ошарашенный вид или взгляд, направленный в пустоту. Это неудивительно: исследуя дни напролет свой ум, можно вдруг отчетливо услышать у себя в голове, например, чужой голос, который предыдущие 30 лет рассказывал, что вам делать, а что нет.
И если он вдруг замолкает, состояние может наступить неожиданное. Медитация не равна безделью, и проводить целые дни, сидя с закрытыми глазами, неожиданно оказывается совсем не скучно. За два курса у меня не было этого чувства, пожалуй, ни разу. Голод был, усталость — сколько угодно, грусть и радость — в достатке, а скуки не было. В вечерних лекциях Гоенка рассказывает, что за счет практики випассаны у человека меняются подсознательные реакции, уходят комплексы, страхи, агрессия, слабеют зависимости.
Конечно, это довольно громкие заявления, и здесь должно быть что-то ироничное об исправлении горбатых, если бы — к своему удивлению — спустя два курса я не склонялся к тому, что это весьма похоже на правду.
Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках
Медитация випассана в Екатеринбурге. Бесплатный подбор тренера по вашим критериям! Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы. Курсы Випассаны организовываются только за счет пожертвований старых студентов. В России на тот момент было несколько центров випассаны — в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве.
Випассана по Гоенке
- Новая напасть – курсы медитации «Випассана»
- Навигация по записям
- Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках
- Про Випассану, и почему лучше потратить время на психолога — Личный опыт на
- Что такое випассана и откуда она появилась
- Випассана по Гоенке
10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
Купить билеты на Медитационный ретрит-випассана онлайн в Екатеринбурге, онлайн. Новости випассаны – Telegram. Узнайте, как попасть на випассану в Екатеринбурге. 10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану. 23-24 апреля 2024 года Екатеринбург вновь посетит преподаватель буддийского университета Гоманг Дацан Геше-лхарамба Чамба Тоньет. Випассана — это 10-дневный курс медитации, когда по 16ч в день ты медитируешь, ни с кем не разговариваешь, не выходишь за территорию, по которой разрешено перемещаться, сдаешь свой телефон и полностью отрезаешь себя от мира.
Молчание девчат. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты
Они фермеры, выращивают зерно. Раньше работа им постоянно приносила стресс: кредиты, зарплаты, что-то вышло из строя. А сейчас они перестали воспринимать все близко к сердцу. И от этого, надо сказать, бизнес только выиграл. О жизни до випассаны В течение 16 лет я работала в большой медиакомпании — от ночного диджея на Rock FM затем были Love Radio, Energy, «Европа плюс» и руководителя проектов до PR-специалиста и топ-менеджера. На пике карьеры я поняла, что больше не хочу этим заниматься: продавать людям то, что им не нужно.
У меня трое детей. Им, как я поняла позднее, не хватало родительской любви, хотя я отказывалась это замечать. Четыре года назад я уволилась, чтобы быть с детьми. Примерно в то же время мы с мужем решили развестись. Развод — это всегда болезненно, когда от тебя будто бы отрывают часть и остается пустота.
Я была не то чтобы на распутье, но у меня происходила смена системы координат: я бросила карьеру, развелась с мужем и была в поиске чего-то простого и настоящего, хотела вырваться из потребительского мира, в котором жила все это время. Моя приятельница сказала: «Слушай, а съезди на випассану! Детям нужна стабильная и счастливая мама, а не мама в погоне за новой машиной, помадой или впечатлением. Что происходит на випассане Я записалась на випассана-центр на Урале — это были ближайшие даты со свободными местами. Женщине не всегда удается куда-то вырваться из-за детей и домашних забот.
Но я всех распределила по родственникам без лишних объяснений, куда еду и зачем. Все-таки я уже взрослый человек — и если мне нужно куда-то уехать на 10 дней, значит, нужно. Когда приехала в центр, было четкое ощущение секты: прекрасные принимающие люди, умиротворение, все на одной волне. Мне казалось это игрой, неким квестом, который мы все приехали пройти. Страха не было: игра так игра.
На випассане нельзя ни с кем разговаривать. При этом живешь в комнате с шестью разными девушками, у каждой свои привычки. Оказалось, это тяжело. С одной девушкой у нас произошел молчаливый конфликт. А это в разы страшнее, чем словесный!
Ты не можешь поделиться мыслями, и каждый сам все додумывает. Страсти накалялись. Но в конце випассаны, когда нам разрешили разговаривать, мы с этой девушкой все обсудили и друг друга поняли. Первый день прошел легко. У тебя полно сил, вокруг новая обстановка.
Второй день начинаешь грузиться — все идет не так, не хватает коммуникации. Сложнее всего было отказаться от сигарет. Признаюсь: я все-таки заныкала с собой пачку и курила на третий-четвертый день под соснами в шоке от происходящего. Вообще, випассана — очень гуманная практика. Никто тебя не заставляет ничего делать.
Вместо медитаций в комнате спишь? Окей, это твое решение. На третий день медитаций по 12 часов я вышла на улицу и увидела, что все звезды на разной высоте, разного цвета и яркости. В первую секунду подумала, что сошла с ума. И не на шутку испугалась.
Учитель сказал, что я наконец перестала думать о себе и увидела мир. Это были мои личные ощущения, не спровоцированные химическими веществами. Был момент, когда мне даже захотелось уехать в монастырь: в этом же истинное счастье! Это лучше, чем любой оргазм, чем деньги, чем экстрим, чем путешествия. Ощущение можно сравнить с рождением ребенка: первые несколько минут, когда кладут младенца на грудь, — самые счастливые в твоей жизни.
Випассана напомнила мне об этих чувствах. Только в этот раз было рождение самой себя. О боли У меня из-за травмы нет подтаранного сустава в стопе. Чудо, что я вообще могу ходить и даже изредка вставать на каблуки. Разумеется, периодически накатывает сильная боль.
Я сразу сказала учителю курса, что не смогу сидеть в позе, которую они рекомендуют, — коленки под себя. Он спросил, давно ли была травма и, когда узнал, что шесть лет назад, сказал: этого уже ничего нет, давай попробуем. Я возмутилась: как это ничего нет? У меня даже справка об инвалидности была! Но я поверила ему.
Нога болела до слез. Я изо всех сил старалась абстрагироваться, но все мысли возвращались к боли. На випассане учат наблюдать свое дыхание и отключать внутренний диалог. И каждый день боль становилась все меньше: сначала пульсация, затем легкое покалывание, а потом совсем ничего. Я четыре часа сидела на больной ноге — а боли не было.
Потом, конечно, реальность нахлынула и боль вернулась. Поэтому на випассану стоит ездить время от времени, чтобы не потерять этот навык. Об изменениях Випассана — это очень физиологичная техника, в которой, в отличие от других практик, ничего не нужно визуализировать или домысливать. Это своего рода физкультура для мозга, с помощью тела тебя учат чувствовать окружающий мир без оценочных суждений. Не могу сказать, что випассана изменила мою жизнь.
Но она стала толчком к изменениям. Я переехала из маленького провинциального города в Москву. Увлеклась педагогикой Монтессори, сейчас получаю международный диплом Монтессори-педагога. Випассана изменила мое отношение к детям: мы четверо все разные, но это нормально. Я научилась внимательно слушать их, разговаривать без спешки и проявлять уважение.
А уважение — это безусловное право человека иметь мнение, отличное от твоего собственного.
Приятно В душе моей огромная благодарность за этот ретрит милой, прекрасной и заботливой Эльвире поющая чаша в Ваших руках была всегда желанной, хотя ранние подъёмы мягко говоря не для меня и уникальному, уважаемому и потрясающему Александру Адушкину, профессиональному, интеллигентному, тонкоюмористичному, доброжелательнейшему человеку с большой буквы. Особое спасибо за приятный чёткий голос, за обаятельную обходительность с каждым из нас, за искренность, деликатность, за строгость по-доброму, за необходимое и достаточное развитие речи без воды и пустословия, за использование ярких, точных, понятных и выразительных речевых оборотов, это так важно. За соединение духовной практики с психотерапевтическими фишечками. За повторы, которые сначала шокировали, а потом так радовали, и теперь у меня конспект в голове терпеливо и настойчиво.. Уже сейчас с детьми и мужем применяю сразу и безотлагательно, как осознанная мама и жена, данные Вами практические навыки, надеюсь , их удастся укоренить пожизненно! Спасибо, Александр, что прививаете любовь к внутреннему труду. Потрудились каждый из нас на славу.
И Вы не только передали конкретный объём, но ещё и задали вектор для его дальнейшего расширения, что также ценно... У Вас превосходно получается быть Проводником. А, метта вообще моя Любимка. Намасте, Учитель.
Психиатр тоже не всегда может сделать правильный вывод — можно человеку в текущем состоянии браться за продолжительные сессии медитации или лучше воздержаться». Учитель випассаны присутствует на каждом курсе, дважды в день ему можно задать вопросы. В анкете участника курса есть много вопросов о наличии психических расстройств и зависимостей, о частоте и дозах употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, приеме антидепрессантов и других медицинских препаратов. На основании этих ответов могут отказать в участии в курсе. Организаторы всячески подчеркивают, что випассана не является способом лечения, она разработана для здоровых людей.
Но истории с участием неотложной медицинской помощи всё равно случаются. Один из частых посетителей курсов випассаны рассказывал о студенте, который посреди ночи на пятый или шестой день курса настоял на том, чтобы ему вызвали скорую: он «понял», что синусоида в его мозгу асимметрична и потому работает неправильно. Что с ним стало после того, как его забрала скорая, неизвестно. Болезненное влияние медитации на психику — распространенная тема исследований ученых. Исследовательница Анна Луткайтис из Сиднейского университета изучает мистицизм, психоделики и связь между духовным опытом, религией и психическим здоровьем. В 2021 году она опубликовала книгу «Темная сторона дхармы: медитация, безумие и другие недуги на пути познания». В ней автор рассматривает случаи негативных и кризисных состояний, которые случаются с людьми в ходе духовных практик. Один из посылов книги такой: в западной психологии медитация рассматривается как исключительно положительная практика, тогда как из-за нее могут случаться в том числе интенсивные неприятные и травмирующие переживания. При этом в таких религиозных практиках, как буддизм, к подобным состояниям человека готовят как к одной из неизбежных вех на пути духовного развития, а если заниматься, скажем, с помощью мобильного приложения, получить такие наставления не получится.
Другой возможной причиной подобных состояний Луткайтис называет неправильную практику. Клинический психолог Уиллоуби Бриттон из Брауновского университета занимается схожей работой: после собственного пугающего переживания на ретрите она начала проект «Многообразие медитативного опыта» , в ходе которого изучает кризисные состояния людей, вызванные продолжительной медитацией. Вывод, к которому пришла Бриттон: почти все из более чем ста опрошенных ею участников исследования испытывали «нежелательные состояния» во время медитации — повышенную чувствительность к свету, потерю физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализацию, перепроживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации сохранялись месяцами. Что о результатах моей практики говорит наука «Результаты психологического тестирования показывают положительный эффект випассаны, — говорит Мария Володина, которая вместе с Анной Русиновой проводила эксперимент. А копинг-стратегии избегания и дистанцирования, наоборот, снизились, равно как и социальная зависимость». Мария Володина отмечает, что большинство изменений наблюдалось не только после випассаны — сдвиг в этом направлении происходил в течение всех трех замеров. То есть можно предположить, что на психологическое состояние оказывала влияние не только медитация, но и изменение образа жизни — диета, отказ от алкоголя. Совместное исследование ученых из Австралии, США и Бразилии, в котором принимали участие 36 человек, прошедших випассану, показало очень схожие результаты: участники существенно улучшили все положительные психометрические показатели и показатели психологического здоровья — от общей удовлетворенности жизнью до позитивного аффекта.
При этом уровень депрессии, стресса, негативного аффекта у них существенно снизился. Изменения всех показателей в этой работе были в диапазоне от средних до больших. Единственным показателем, который остался на одном уровне, была тревожность. Из биометрических замеров в моем случае показательным было сильное изменение вариабельности сердечного ритма, в частности показатель SDNN: с 43 и 41 на первом и втором тестировании соответственно до 64 после випассаны. По словам Марии Володиной, этот показатель напрямую коррелирует со стрессоустойчивостью. Мария Володина говорит, что наиболее показательным исследованием в плане оценки воздействия на мозг из тех, что мы проводили, можно считать ЭЭГ. С ее помощью можно зафиксировать патологии мозга и охарактеризовать его работу в норме. Первый — в состоянии покоя с открытыми глазами уменьшилась мощность дельта-ритма и соотношение альфа- и бета-ритмов. Вместе с физиологическими показателями это говорит о том, что после курса вы в обычном состоянии, вне медитации, одновременно находитесь в более бодром, алертном состоянии сознания, а в теле при этом есть некоторое расслабление».
По словам Володиной, второй заметный результат регистрировался во время медитации при записи ЭЭГ. При вхождении в это состояние во всех трех исследованиях наблюдалось снижение тета-, альфа- и бета-ритмов, что можно интерпретировать как одновременное успокоение ума и уменьшение напряжения. Однако после випассаны снижение происходило быстрее — в течение минуты после закрытия глаз, тогда как до курса показатели мощности альфа-ритма заметно снижались в течение первых трех минут, а мощность бета- и тета-ритмов — в течение 13—15 минут. Это ожидаемый результат — много часов ежедневной практики приводят к научению», — объясняет специалист. Изображения с изменением активности тета-, альфа- и бета-ритмов во время трех исследований Александр Каплан вместе с коллегами уже три года изучает мозг буддийских монахов во время тантрических медитаций, в первую очередь тоже с помощью ЭЭГ. Он говорит, что оценить по ЭЭГ итоговое влияние медитации на мозг сложно: «Мы сравниваем состояние мозга до медитации и в ходе практики. Работаем при этом с монахами, опыт медитации которых 40—50 лет. И можно сказать, что изменения активности отдельных частей мозга по ходу медитации на ЭЭГ у них слабо заметны». При этом, по словам Каплана, если по той же ЭЭГ оценивать связность работы различных структур мозга, так называемую коннективность, то здесь изменения в ходе медитации куда более заметны.
При длительной медитации изменения коннективности мозга становятся устойчивыми и сохраняются даже в обычном состоянии. По словам профессора МГУ, таким образом меняется структура мозга и этим можно объяснить позитивные сдвиги в поведении человека, регулярно практикующего медитацию. Например, регистрировалось, что фото дорожных инцидентов с сильной эмоциональной окраской перестают провоцировать негатив — отвращение и страх, а вызывают чувство сострадания к попавшим в аварию». Позитив будет им подчеркиваться, а негатив он будет трактовать как руководство к действиям, то есть не избегать его, а трансформировать во что-то конструктивное». Несмотря на очевидный положительный эффект, который медитация оказывает на эмоциональное состояние и когнитивные способности, Александр Каплан отмечает, что влияние практик очень индивидуально и зависит от того, как человек медитирует, с какими целями, как он пришел к идее медитировать. Мария Володина так подводит итоги нашего эксперимента: «Можно сказать, что функциональное состояние вашего мозга и организма в целом изменилось и это сопровождалось улучшением психологического состояния. Отдельный вопрос — насколько продолжительным будет эффект и изменилась ли активность мозга в специфических ситуациях, например при повышенном стрессе. Отмечу еще, что исследование с участием одного человека не позволяет делать научно обоснованных выводов, только предположения». Что дала випассана О влиянии медитации написано так много, что только список ссылок на источники занял бы больше места, чем этот текст.
Если верить всем выводам исследователей, то может сложиться впечатление, что одна только медитация может помочь человеку исправить любые несовершенства характера, кратно повысить IQ, лечить брюшной тиф силой мысли и преодолевать время и пространство, не сходя с коврика для медитации. Возможно, это действительно так, но на работу я всё еще езжу на метро, а когда заболеваю, первым делом иду в аптеку. Несмотря на отсутствие таких спецэффектов от випассаны, знакомство с этой техникой сыграло большую роль для меня и изменило взгляд на многие вещи. За пару лет до этого я проходил годовой курс психотерапии — как и многие сегодня, я рассчитывал после него зажить более благополучной жизнью и сгладить острые углы характера, за которые регулярно цеплялся и я сам, и мои близкие. При выборе психотерапевта я учитывал его специализацию, подход, образование, опыт, количество часов супервизии, клинику, в которой он работает, — в общем, я хорошо разбирался в вопросе подбора специалиста. Спустя год терапии я отлично понимал, какие ошибки мышления регулярно совершаю, какие мои реакции деструктивны и откуда они родом, но твердой уверенности, что я продвинулся на пути изменения ситуации, у меня не было. Если оценивать субъективно, то медитация в формате ретрита в моем случае дала куда больше. После двух курсов випассаны и полугода регулярной практики дома я заметил, как сами собой изменились мои повседневные привычки. Я стал менее тороплив и более внимателен, это коснулось многих сторон жизни — общения, работы, чтения.
Гоенки Существует много разных курсов випассаны, но оригинальными считаются только те, что отмечены именем Гоенки. Это своеобразный гарант качества: Преподаватели курсов прошли обучение у самого создателя курсов и преподают технику с его благословения. Другие курсы могут проводиться последователями-самоучками, никак не относящимися к Гоенке, а значит, неясен уровень и глубина их знаний. На частных курсах организаторы могут менять условия или программу випассаны. На курсах по Гоенке этого делать нельзя — учителя строго придерживаются правил, разработанных наставником. За випассану по Гоенке нет фиксированной платы — только после прохождения курса можно внести пожертвование на любую сумму.
Деньги поступают в некоммерческий фонд «Випассана». На курсах действуют правила, которых должны придерживаться все ученики. Полный свод правил есть на сайте, расскажу здесь о наиболее строгих: Запрещены все способы общения с другими студентами, включая жесты, взгляды, записки. Главное для студента — ощущать, что он в одиночестве; Мужчины и женщины никак не взаимодействуют: у них разные корпуса, входы в помещения, дорожки для прогулок; Нельзя прикасаться друг к другу; До конца курса нельзя общаться с внешним миром — ни с помощью телефона, ни письменно. Кодекс дисциплины — официальный сайт медитации випассаны по С. Гоенке Где проходят курсы випассаны.
В России есть только один постоянный центр випассаны — «Дхамма Дуллабха» , он находится в Подмосковье. Курсы там проводят в течение всего года на собственной территории. Еще есть непостоянные центры, которые работают только несколько раз в год, а площадки под них арендуют. Поучиться на курсах випассаны по Гоенке можно во множестве стран мира, но я такой вариант не рассматривала. Я живу в Нижнем Новгороде и решила выбрать ближайший центр — в Подмосковье.
Молчание девчат. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты
Випассана в Екатеринбурге, Яндекс Карты: телефоны, часы работы, фото, входы, отзывы, как проехать на транспорте или пройти пешком. Йога и самосовершенствование, ретриты и випассаны, туры, ЗОЖ, в Екатеринбурге и не только. Випассана — это 10-дневный курс медитации, когда по 16ч в день ты медитируешь, ни с кем не разговариваешь, не выходишь за территорию, по которой разрешено перемещаться, сдаешь свой телефон и полностью отрезаешь себя от мира.
Что такое випассана
- Вам будет интересно
- «Брат называет меня сектантом, зато жена довольна». Почему успешные люди десять дней молчат в лесу
- Авторский Йога-тур Урал Башкирия
- Что такое випассана и откуда она появилась
- Про Випассану, и почему лучше потратить время на психолога — Личный опыт на