новости прихода. На главную Новости СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия.
Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
за глубину богословской мысли, Иоанн прозван «Златоустом» - за свою святительскую деятельность и чтение огромного числа проповедей, которые были не просто яркими и проникновенными. Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. НОВОСТИ Праздники и памятные даты февраля: что отмечается Молитва Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы.
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
Праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) издавна отмечался в России 30 января (12 февраля по новому стилю), передает РИА "Новости". Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни. Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно. Поэтому, делали вывод они, святитель Василий стоит выше святителя Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти
12 февраля Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста | Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. |
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника | Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. |
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора 1136 год , содержащий правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».
Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей.
Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.
В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого — архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан ; и Григория Богослова. В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.
Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости как об этом свидетельствуют и его сочинения , а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами: - Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей.
Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго.
Великим постом и в особые дни: в Крещение Господне или в день памяти Василия Великого мы служим литургию Василия Великого. Святитель Иоанн Златоуст несколько сократил литургию Василия Великого, но его именем названа Божественная литургия. Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий.
Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить? Я всегда готов к смерти; я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти. Ссылка куда-либо меня не смутит, потому что везде Господня земля и исполнение ее». И так далее. И этот чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого. Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст? Он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что ссылается.
С него даже пытаются снять сан, но народ отстаивает его. Поняли, что это ошибка, но в конечном итоге его высылают. Святитель Иоанн Златоуст вменяет в ничто этот мир. Будучи физически слабым человеком, в Команах он предает свою жизнь Господу. До сих пор в Сухуми сохраняется первое место его погребения, гробница. Григорий Богослов тоже был человеком слабого здоровья, но здорового ума, с обширными знаниями высочайшего богословия. Он был гоним, его не признавали: как патриарха Константинопольского его многие не приняли.
Он свободно расстается с патриаршей кафедрой и умоляет царя Феодосия, чтобы тот отпустил его в глушь, в деревню. Он удаляется от этого мира и посвящает остатки своих лет молитве, не переставая трудиться над богословскими трудами. В 389 году он отошел к Богу. Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза. Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее. Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Для них смерть была приобретением, они готовы были отдать свою жизнь ради того, чтобы не помрачить образ Пресвятой Троицы и истины.
Память каждого из этих святителей по отдельности праздновалась в разное время, а именно совместное празднование появилось гораздо позднее. Знаете, было сообщество таких людей, которые принимали, допустим, святителя Иоанна Златоуста как человека милующего и широко образованного, но не принимали Василия Великого, очень строгого, у которого очень трудно было получить прощение за свои согрешения. Кто-то почитал Григория Богослова и не совсем почитал других святых. И вот однажды во времена императора Алексея Комнина некоему святому подвижнику, епископу Иоанну, явились три святители и сказали: «Мы — друзья, мы почитаем друг друга, мы единомысленны друг с другом, мы слушаем друг друга и всегда были, есть и будем вместе».
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12 февраля Православная церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. новости прихода. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
Василия Великого и Григория Богослова еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных. Василий великий, григорий богослов и иоанн златоуст. ДЕНЬ АНГЕЛА» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 февраля 2023 года в 12:00, длительностью 00:39:19, на видеохостинге RUTUBE.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Он пытался объяснить природу Христа и его отношения с Богом-Отцом так, чтобы они согласовались с разумом. Арий стремился избежать тех острых противоречий, перед которыми несовершенный человеческий разум ставило Откровение и православное церковное учение: что Бог одновременно Троица и Единица, что Христос одновременно и рожден, и не сотворен, и т. В защиту Троицы и выступили великие каппадокийцы. Введя понятие ипостаси для разных Лиц Троицы, они провели строгое различие между понятиями «усиа» сущность Бога и «ипостасис», или между «фюсис» природа Бога и «просопон» Лица Троицы. В посвященном своему брату Григорию Нисскому послании Василий Великий определяет усиа сущность Бога как общее, а ипостасис Лицо как особенное, частное. Аналогично, согласно этой логике, «человек» есть усиа, а «Павел» — ипостасис.
Как в книге «Вселенские соборы» пишет А. Словом, опуская все подробности предполагая их известными из Патристики , Василий, Григорий Назианзский и Григорий Нисский устанавливают ту отчетливую формулу о взаимоотношении Единой Божественной усиа и Трех Ипостасис, которой мы пользуемся теперь». Философия — служанка богословия Как писал прот. Георгий Флоровский, «арианство поставило перед церковным сознанием философскую задачу. И в философских понятиях и словах ответила Церковь на арианский соблазн».
И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Про Василия Великого, например, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Про него с его другом Григорием Богословом также рассказывали, что они во время учебы в Академии в Афинах знали лишь две дороги: в учебные аудитории и в храм. Однако те же великие каппадокийцпы в целом противостояли рационалистической тенденции в богословии.
Та стремилась подчинить «юродство апостольской проповеди о Христе Распятом», что «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» 1 Кор. Однако главный интерес православных богословов было дело спасения человека. Искупление и обожение человека возможны лишь при допущении того, что Бог-сын единосущен Богу-Отцу, и надо иметь мужество признать и принять возникающие в связи с этим острые, непримиримые для несовершенного человеческого разума противоречия. Но в этом выражается и смирение гордого разума, когда философия решается подчиниться вере и богословию, становится, как было сказано позже, их служанкой в интересах спасения человека.
Заводилой в этой компании был Василий — одарённый филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине. Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому...
Получив образование, Василий крестился, а затем отправился в путешествие в монашеские обители Египта, Сирии и Палестины. Поселился он в малоазийской пустыне для аскетических подвигов, куда привлёк и святителя Григория Богослова. Но светильники Божьи, конечно же, не могут укрыться в пещерах. Когда слава о пустынниках достигла Кесарии Каппадокийской, Василий был призван на архиерейское служение. Историк протоиерей Георгий Флоровский писал: «Святитель Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего… В 370 году епископ Кесарии Евсевий умер, и на кафедру был избран Василий — не без труда и не без сопротивления: часть епархии отказалась ему повиноваться.
Прежде всего новому епископу нужно было умиротворить свою паству, и он достигает этого и силой власти, и силой слова, и силой милосердия — ещё раньше, во время страшного голода святитель Василий продал своё наследственное имение и отдал все деньги в пользу голодающих... Но именно тогда споры с арианами о природе Святой Троице напомним, что основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворён Богом и не единосущен Ему вдруг захватили всех — даже самых простых горожан. Не знаю, как надлежит назвать это зло — бредом или сумасшествием и такой повальною болезнью, которая производит помешательство в рассудке». Споры часто опирались на военную силу. Так, новый епископ Александрии Георгий, арианин и близкий друг императора Валента, распорядился всех неугодных священнослужителей продать в рабство на рудники, а прихожан, осмелившихся выступать в защиту гонимых епископов, велел высечь плетьми и изгнать из города. В итоге вскоре во всей Римской империи остался всего лишь один православный епископ — святитель Василий, да и тот всё время был вынужден скрывать свои взгляды.
Не раз и Василию угрожала опасность — так, префект Кесарии по имени Модест однажды под угрозами пыток и смертной казни попытался склонить святого к принятию арианства. Но в ответ на угрозы святитель просто рассмеялся: — Всё это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинут, будет моё. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен.
Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь.
Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими.
Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка.