Госдума приняла в пятницу во втором и третьем чтениях законопроект, сокращающий до двух человек число наблюдателей от партии или кандидата, которые могут находиться на избирательном участке при проведении выборов или референдума. При этом количество наблюдателей на избирательном участке не регламентируется, наблюдатели могут работать на нескольких участках. Если раньше наблюдателю можно было лишь присутствовать на заседаниях избирательных комиссий или находиться на избирательном участке в день голосования, то теперь спектр разрешенной ему законом деятельности гораздо шире. Я думаю, что количество общественных наблюдателей будет определённым показателем зрелости и активности гражданского общества. Главная» Новости» Сколько длится обучение у наблюдателя на выборах в 2024 году.
Сколько получают наблюдатели на выборах 2024?
Для этого они должны получить аккредитацию в Центральной избирательной комиссии РФ. Первый известный случай международного наблюдения за выборами в современной истории относится к 1857 году, когда европейская комиссия, в состав которой входили представители Австрии, Великобритании, Франции, Пруссии, России и Турции, наблюдала за всеобщими выборами на спорных территориях Молдавии и Валахии. Тогда эта миссия имела мало общего с сегодняшними реалиями. В периоды после Первой и Второй мировых войн наблюдение за выборами в основном проводилось под эгидой ООН , которая уделяла наибольшее внимание территориям, не обладающим суверенитетом. В последние десятилетия, благодаря переходу многих стран к демократии, наблюдение за выборами стало обыденным явлением. В этот раз, по подсчетам ЦИК РФ , аккредитацию в качестве международных наблюдателей получили 706 иностранных граждан из 106 стран мира.
Иностранные наблюдатели рассредоточены в более чем 50 регионах России. Зарубежные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, знакомиться с документацией и сообщать о нарушениях. При этом иностранным гостям рекомендуется воздерживаться от публичных суждений до окончания голосования. По итогам работы международные миссии публикуют доклады с оценкой организации выборов и своими рекомендациями.
Зарегистрированный к андидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить по одному члену в каждую участковую избирательную комиссию с правом совещательного голоса. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица: — не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство; — признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; — не достигшие возраста 18 лет; — депутаты; — выборные должностные лица, а также главы местных администраций; — судьи за исключением судей, находящихся в отставке , прокуроры; — лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения постановления суда о назначении административного наказания. Документы, подтверждающие полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса: — письменное заявление от зарегистрированного кандидата; — заявление гражданина о согласии быть членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса; — паспорт или заменяющий его документ. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе: — выдавать и подписывать бюллетени; — участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; — составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов; — участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; — составлять протоколы об административных правонарушениях. Представители СМИ. На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации. Документом, подтверждающим полномочия представителя СМИ, является редакционное и аккредитационное удостоверения, которое действительно при наличии паспорта или иного документа удостоверяющего личность. Срок действий аккредитационных удостоверений выданных на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации завершился 20 августа 2017 года.
Поэтому на сентябрьских выборах я решила попробовать себя в роли наблюдателя, контролирующего ход выборов в Москве…Мне хочется лично убедиться в том, что выборы проходят честно», — пишет в Instagram общественный деятель, актриса театра и кино Ирина Безрукова. Просто так стать наблюдателем не получится, каждый из них проходит серьезное обучение. В этом году оно стоит из двух этапов: в онлайн-части дают больше теории, а во время очной части участники вместе с преподавателями отрабатывают знания на практике. Блок теории в пять часов был невероятно интересным и понятным, а блок практики в небольшой сценке позволил точно оценить свои силы». Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие». После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке.
Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии и территориальные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, назначившие наблюдателей в окружные избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в окружную избирательную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Федеральных законов от 04. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. В участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3. ФЗ от 29. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию за исключением случая возложения полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации не более трех наблюдателей в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.
Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя. Стать наблюдателем на избирательном участке. б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи. члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования.
Как стать наблюдателем и зачем это нужно? Простые ответы
На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы. Зато практически в полном объеме сохранят количество избирательных участков: там объем видеонаблюдения не будет уменьшен, а даже «несколько увеличен», заметил зампред ЦИК. В избирательном процессе Российский Федерации наблюдателю отводится важная роль: с помощью законных способов и методов общественного контроля подтвердить легитимность выборов. Сколько наблюдателей должно находиться на одном избирательном участке?
Кто вправе назначить наблюдателя?
Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное право участвовать в контроле за проведением выборов.
Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель. Обращаем внимание, что доверенным лицом направление не выдается.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе а в случае направления наблюдателя кандидатом, — проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Наблюдатель вправе представить избирательной комиссии номер своего контактного телефона, который должен быть зафиксирован в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов.
Три недели назад мы утвердили его состав и руководство на заседании Общественной палаты. В штаб вошли люди разных профессий: юристы, политологи, журналисты, IT-специалисты, есть психолог… Но большинство все же юристы.
Также при штабе есть экспертный совет. Эти люди тоже специалисты в разных областях профессиональной деятельности, они укрепляют нас своими глубокими познаниями в каких-то вопросах. В штабе несколько рабочих групп. Например, мониторинговая группа, где как раз юристы и работают. Они анализируют вопросы, поступающие в штаб, дают им правовую оценку. Есть группа, которая занимается информационным сопровождением деятельности штаба, рассказывает людям о ситуации на выборах.
В составе центра общественного наблюдения ЦОН будут работать мобильные группы, их задача — выезжать на избирательные участки, чтобы проверить, или, говоря юридическим языком, верифицировать сигналы о возможных нарушениях, которые оттуда могут поступить. Может, принять участие в решении каких-то технических вопросов. Мы уже подготовили преподавателей, которые будут их обучать. Ведь наблюдатели — не просто люди, которые сидят на участках и что-то смотрят. Они должны хорошо знать свои права и обязанности, основы избирательного законодательства, уметь взаимодействовать с членами избирательной комиссии. На что обращать внимание, находясь на участке во время выборов.
Что делать, если ты заметил какие-то действия или факты, вызывающие подозрение.
ЦИК принял постановление «О порядке применения средств видеонаблюдения при проведении выборов президента России 17 марта 2024 г. В нем прописано, что видеокамеры в ТИКах будут в нескольких местах: там, где будет осуществляться прием протоколов УИК об итогах голосования, где расположена увеличенная форма сводной таблицы и где подсчитываются и погашаются неиспользованные бюллетени, хранящиеся в ТИКах. Процедура разделения и сбора ключа расшифрования в помещении ТИКа ДЭГ должна производиться в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения.
Доступ к трансляции будет у избиркомов, представителей зарегистрированных кандидатов и партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, наблюдателей от общественных палат, уполномоченных по правам человека, представителей Совета по правам человека, технических операторов. У обычных избирателей будет возможность наблюдать за ходом голосования в центрах общественного наблюдения. Видеозаписи с президентских выборов будут храниться не меньше года со дня официального опубликования результатов.
Кто может стать наблюдателем
- Как стать общественным наблюдателем на выборах
- АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- Наблюдатели — кто они и зачем им это?
- Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
- Памятка наблюдателям на избирательном участке - Село Хоботец-Васильевское
Кто вправе назначить наблюдателя?
Я думаю, что количество общественных наблюдателей будет определённым показателем зрелости и активности гражданского общества. По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в лист (листы) списка избирателей, с данными, расположенными на последнем листе списка избирателей, визуально ознакомиться с рассортированными избирательны-ми бюллетенями.
Ограничения и правила
- Вопросы и ответы на итоговый тест 2023
- Гласность в деятельности УИК
- Коротко о выборах
- Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
- Выборы под наблюдением. 7 сентября 2022 г. Кубанские новости
- Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы
ОП разрешили назначить по два наблюдателя на участок в каждый день голосования
Присутствовать при голосовании на дому. Такое голосование — один из случаев, когда в урне может оказаться слишком много бюллетеней за определенного кандидата. Поэтому следить за надомным голосованием нужно особенно тщательно. Следить за подсчетом голосов и проверять отметки избирателей на бюллетенях. Это нужно для проверки, совпадает ли отметка избирателя с тем, что произносит вслух член избирательной комиссии. Наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию — это позволяет подстраховаться на случай, если комиссия решит сделать другую версию протокола, с «правильными» результатами. Еще экземпляр протокола нужен, чтобы обжаловать результаты выборов. Вести фото- или видеосъемку на избирательном участке.
Доверенность может быть удостоверена также администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях если участник референдума находится в этой организации на лечении , администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений если участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого. Территориальная комиссия выдает участнику референдума либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об участниках референдума, представленных в территориальную комиссию главой муниципального образования если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления в соответствии с положением о Государственной системе регистрации учета избирателей, участников референдума. Территориальная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес места жительства участника референдума. За 21 день до дня голосования территориальная комиссия направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих участков референдума. На основании таких выписок участковые комиссии вносят соответствующие отметки в списки участников референдума, исключая участника референдума из соответствующего списка в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. При получении открепительного удостоверения участник референдума либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений в территориальной комиссии либо в списке участников референдума в участковой комиссии , указав серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. После этого участник референдума исключается из списка участников референдума соответствующего участка и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования. Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество участника референдума, номер участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать территориальной или участковой комиссии и подпись члена территориальной или участковой комиссии, выдавшего открепительное удостоверение. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования участник референдума должен быть включен в список участников референдума на любом участке референдума, при этом открепительное удостоверение у него изымается. Участник референдума, получая на основании открепительного удостоверения бюллетень бюллетени , указывает в списке участников референдума адрес своего места жительства. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Соответствующая территориальная или участковая комиссия составляет акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием их количества. Статья 72. Порядок использования ГАС "Выборы" при установлении итогов голосования и определении результатов референдума 1. При подготовке и проведении референдума, в том числе при регистрации учете избирателей, участников референдума, составлении списков участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС "Выборы". При наличии соответствующего оборудования данные протокола комиссии референдума об итогах голосования сразу после его подписания передаются по телекоммуникационным каналам связи ГАС "Выборы" в машиночитаемом виде в вышестоящую комиссию референдума с обязательным последующим представлением в вышестоящую комиссию референдума первого экземпляра протокола об итогах голосования. Соответствующая комиссия референдума своим решением образует из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса и членов комиссии референдума с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС "Выборы" либо отдельных ее технических средств. Полномочия указанной группы устанавливаются федеральным законом о Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Все члены комиссии референдума, наблюдатели имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов референдума. С момента начала голосования и до момента подписания соответствующей комиссией референдума протокола об итогах голосования ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам связи которой данные из нижестоящих комиссий референдума передаются в вышестоящие комиссии референдума, используется для наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных из информационных центров вышестоящих комиссий референдума в информационные центры нижестоящих комиссий референдума, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов участников референдума в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования прилагается компьютерная распечатка указанного протокола, переданного в непосредственно вышестоящую комиссию референдума и введенного в ГАС "Выборы". Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписью лица, ответственного за их ввод. Введенные в ГАС "Выборы" данные об участии граждан в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны в режиме "только чтение" абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в том числе сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 73. Досрочное голосование 1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях досрочное голосование проводится в порядке, установленном статьей 74 настоящего Федерального конституционного закона. Подсчет голосов участников референдума и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 77 настоящего Федерального конституционного закона. Если отдельные группы участников референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке референдума, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах , и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по участку референдума в целом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп участников референдума досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном частями 3 - 9 настоящей статьи. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном частями 3 - 9 настоящей статьи. Для проведения досрочного голосования, указанного в части 2 настоящей статьи, используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей участковой комиссией. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой комиссии большинству членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также присутствующим лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются пломбируются. На лицевой стороне бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно участнику референдума, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее чем два члена участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, выписку из списка участников референдума, содержащую сведения об участниках референдума, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список участников референдума, а также необходимые письменные принадлежности за исключением карандашей для заполнения участником референдума бюллетеня. Участник референдума, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня в выписке из списка участников референдума либо в списке участников референдума. В указанных выписке либо списке члены участковой комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что участник референдума проголосовал досрочно, указывают дату и время голосования. Если участник референдума расписывался в выписке из списка участников референдума, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список участников референдума. Указанная выписка хранится вместе со списком участников референдума. Участник референдума заполняет бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 74 настоящего Федерального конституционного закона. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число участников референдума, получивших бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов участковой комиссии, иных лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. С момента окончания досрочного голосования прорези для бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой комиссии.
Но пришли и новые люди. Только мы в состоянии это сделать с более чем 2 тыс. Полмиллиона наблюдателей — Каково последнее актуальное число наблюдателей на данный момент? Я думаю, что в течение ближайших двух недель их число значительно повысится. При этом мы еще ждем наблюдателей от партий. Особенно от тех, с кем заключали соглашение.
Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей. Для них это первое реальное участие в политической жизни страны. Для многих молодых людей возможность стать наблюдателем — это еще и шанс попробовать себя в политике и научиться ответственности. Голосование на думских и других выборах пройдет с 17 по 19 сентября. Свои списки кандидатов к настоящему времени зарегистрировали 14 политический партий. В семи субъектах федерации — Москве и Севастополе , Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях — голосование будет проходить также и в дистанционном электронном формате.