Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Иеронима, «Крещение не может называться совершённым, если оно не основано на Кресте и Воскресении Христовом» (Adv.
Крещение Господне — история праздника
Как родился праздник Крещения Господня | Праздник Крещение Господне называют также Днем Просвещения или праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне, крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. |
Таинство крещения ребенка и взрослого: суть, правила, как проходит | Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца. |
ПОЧЕМУ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ НАЗЫВАЮТ БОГОЯВЛЕНИЕМ? | Почему праздник называется Крещение? Праздник связывают с крещением Иисуса Христа, которое совершил в реке Иордан Иоанн Креститель. |
5 вопросов о празднике Крещения Господня | Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца. |
Не стирать, не ссориться, не окунаться: чего вы не знали про Крещение | Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. |
Вести Твери
Поэтому неслучайно сходство и в предпраздновании Крещения и Рождества: в навечерие (в предшествующий день, который также называется сочельником) обоих праздников совершаются царские часы, в канун и того и другого праздника установлен особо строгий пост. Праздник Крещение Господне действительно одно и то же, что Богоявление. – Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям.
Смысл и цель крещения
Крещение также символизирует смывание греха и очищение души. Символика Смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа Отождествление со смертью, погребением и воскресением Христа Погружение в воду Отождествление со смертью и погребением Христа Воскрешение из воды Омывание греха Очищение души В заключение следует отметить, что крещение играет решающую роль в христианском посвящении. Это акт послушания Христу, публичное провозглашение веры и посвящение в христианскую общину. Он также символизирует смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа и смывание греха. Это важный шаг для каждого верующего на пути веры. Различия между крещением младенцев и взрослых Один из многих вопросов, которые возникают у людей при рассмотрении вопроса о крещении заключается в том, следует ли им выбрать крещение младенцев или подождать до совершеннолетия. Это решение для многих зависит от различных факторов, таких как вера, убеждения, религия и личные предпочтения. Хотя крещение как младенцев, так и взрослых важны, между ними есть некоторые различия. Вот что вам следует знать: Возраст причащающегося: одно из ключевых различий между крещением младенцев и взрослых — это возраст человека, принимающего причастие. Крещение младенцев обычно совершается для новорожденных или очень маленьких детей, тогда как крещение взрослых применяется к людям зрелого возраста, принявшим сознательное решение принять веру.
Понимание таинства: Еще одно существенное различие между ними заключается в понимании и желании человека, принимающего причастие. При крещении младенцев ребенок крестится, не имея возможности принять сознательное решение, в то время как при крещении взрослых человек принимает личное решение принять веру, в которую его крестят. При крещении взрослых могут быть назначены спонсоры или наставники, но решение принять причастие является личным и обычно принимается без влияния семьи или опекунов. В конечном счете, решение принять выбор между крещением младенцев и взрослых зависит от личных предпочтений, убеждений и традиций веры. И младенческое, и взрослое крещение символизируют возрождение и принятие веры, и оба занимают важное место в христианском сообществе. Важно помнить, что какой бы путь ни выбрал человек, таинство крещения является важным и прекрасное событие, которое символизирует новое начало и укрепление отношений с Богом. Таким образом, крещение младенцев или взрослых, это особая и неотъемлемая часть христианского путешествия.
Господь Своим погружением в воды Иордана освятил всю водную стихию. Так стало возможным и освящение воды, и таинство крещения. Священник призывает в молитвах чина освящения воды благодать Божию, которая преобразует воду, а через неё тело и душу человека. Святитель Иоанн Златоуст так говорил об этом: «Христос крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подаётся оставление грехов; о Нём Отец свидетельствует как о Своём возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь». В одном из канонов, которые исполняются перед праздником, есть такие строки: «Если кто со Мною сойдёт и спогребётся Крещением, со Мною насладится славой и воскресением», — Христос возвещает«. Но почему же крещение сравнивается со смертью? Святой Кирилл Иерусалимский заметил, что для христианина воды крещения являются «и гробом, и матерью».
Однако стоит помнить, что окунаться следует не с головой. Особенно если у вас проблемы с сосудами. Это может быть крайне вредно. Будьте осторожны. Кроме этого, в Крещение необходимо соблюдать ряд запретов: 19 января воспрещается убираться, стирать, шить, вязать и выносить мусор из дома. Также крайне важно избегать ссор, сквернословия и злобы в отношении окружающих. Почему люди крестятся? Как мы уже выяснили, крещение в виде купания во освященной воде — традиция, пришедшая к нам от Христа. Но что значит крестное знамение, наш молитвенный жест? Именно тогда люди начали креститься знамением для того, чтобы огородить себя от горя. Также существует объяснение формы креста. С иудейского алфавита первая и последняя буквы имени Бога в упрощенном виде представляет форму креста.
Из Евангелия известно, что Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, крестил людей в водах Иордана. Спаситель, будучи безгрешен изначально, не имел нужды в Иоанновом Крещении покаяния, но по смирению Своему принял Крещение водою, освятив при этом Собою водное естество. Накануне Крещения, 18 января, верующие постятся — ничего не едят до вечера, а вечером отмечают второй Святой Вечер или "Голодную кутю". На ужин подают постные блюда — жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутю и узвар. Вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом, к которому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья сочиво. В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями. После ужина все ложки собирают в одну миску, а сверху кладут хлеб — "чтобы хлеб родился". Этими же ложками девушки гадали: выходили на порог и стучали ими, пока где-то не залает пес — в эту же сторону девушка и замуж пойдет. Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды. Утром 19 января святят воду — или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше. В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест "йордан" и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным. Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней.
Почему крещение называется именно так?
В чинопоследовании таинства крещении о надевании креста вообще ничего не говорится, это есть уже поздний обряд. В Эфиопии Крещение называется «Тимкет» и представляет собой очень красочное событие, когда люди одеваются в яркие литургические одежды, а священники окропляют людей освященной водой. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением. В чинопоследовании таинства крещении о надевании креста вообще ничего не говорится, это есть уже поздний обряд. По этой причине крещение представляет собой мощную метафору возрождения. Созвучие названия таинства Крещения со словом «крест» – филологическая особенность славянского языка.
Как правильно провести праздник Крещения: что можно, а что делать нельзя
Крещение Господне: история праздника, традиции, феномен крещенской воды | Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. |
Православные отмечают Крещение. История и традиции праздника | Что же касается крещения, почему люди, поклоняющиеся Богу в духе, совершают крещение обязательно буквальной водой, то, в данном вопросе имеется еще одно значение. |
Богоявление или Крещение Господне: история, традиции, что нужно делать | — Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив — кто, кого и когда крестил. |
Крещение Господне в 2024 году: дата, история и традиции Богоявления: Общество: Россия: | Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. |
Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать | Таинство покаяния разрешает грешника от его грехов и возбуждающет в нём заглушённую благодать крещения, почему называется "вторым крещением". |
Что такое крещение? Почему оно называется таинством?
Однажды, под самое крещение, отправился барин с Иваном в город. Тургенев, Старые портреты. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных.
Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении однократном или троекратном — в зависимости от конфессии человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произнесением пресвитером священником установленных молитвословий.
Дело в том, что Христос воспринимался как второй Адам, который пришел в противовес первому — чтобы спасти людей. Адам был создан на шестой день сотворения мира, поэтому появление на свет Иисуса решили отмечать в шестой день первого месяца года. Период между Рождеством и Крещением, например на Руси стали называть Святками. Причиной переноса стало стремление церкви отвлечь людей от языческого праздника Солнца — и римляне, и варвары тогда широко отмечали день зимнего солнцестояния.
Дата идеально подходила для празднования Рождества еще и по той причине, что Иисуса в Новом Завете называют Солнцем правды и Светом мира. Роспись придела святого Иоанна Предтечи, 1668 г. Троицкий собор Переславля-Залесского. Источник: pravoslavie. Богоявление принадлежит к двунадесятым праздникам — одним из 12 самых важнейших после Пасхи. Традиции праздника Крещения Господня Накануне Богоявления православные отмечают Крещенский сочельник.
В храмах 18 января служат Навечерие Крещения и Литургию. Водоосвящение совершают дважды — 18 и 19 января. Крещенскую воду называют Великой агиасмой, то есть святыней. К святой воде необходимо относиться бережно, поскольку она несет в себе благодать Божию. Ее пьют утром, на пустой желудок, после прочтения молитвы. Кроме того, освященной водой окропляют дома.
Замечено, что крещенская вода не портится в течение долгого времени. Ее хранят дома на случай заболевания, искушения или для защиты от темных сил. Священнослужители подчеркивают, что святая вода принесет исцеление только тем людям, кто верит в Бога и осознает свои поступки. Святая вода благотворно влияет только на тех, кто чист помыслами. В купель принято окунаться три раза — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Впрочем, погружаться в прорубь верующему человеку совсем необязательно.
Священнослужители вообще по-разному относятся к крещенским купаниям. Некоторые считают обычай не более чем суеверием.
Первым начал крестить людей в воде Иоанн Предтеча. Он призывал иудеев искренне покаяться и затем позволял им войти в реку Иордан, чтобы смыть свои грехи. Этот процесс назывался крещением. Так пророк Иоанн готовил народ к пришествию Мессии. Некоторые даже подумывали, не он ли — Мессия, которого все ждали.
Пришел к Иоанну Крестителю и сам Иисус. Пророк сразу узрел в нем Спасителя. Кстати, на тот момент они были ровесниками — обоим было около 30 лет. Проповедник сразу понял, кто к нему подошел, и удивился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Казалось бы, безгрешному Христу не нужно было каяться и погружаться в реку. Однако он пояснил это необходимостью «исполнить всякую правду». Вероятно, таким образом он отождествил себя со всем своим народом.
Крещение Иисуса стало неким символическим событием, завершающим эру Ветхого Завета и открывающим дорогу к Царству Божию. Франческо Франча «Крещение Христа». Источник: wikimedia. Иоанн крестил в покаяние, а таинство, установленное Христом, подразумевало к тому же духовное перерождение. Сам Иоанн Креститель говорил людям: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». После крещения Иисуса вода восприняла благодать Святого Духа. Как это произошло?
Так впервые миру явились все три лика Святой Троицы, поэтому праздник Крещения Господня по-другому называют Богоявлением. Стоит отметить, что свидетелями события стало большое число людей, пришедших, как и Христос, креститься на берег Иордана. Народ узрел и обрёл своего Мессию. Дата празднования Крещения Господня Еще при жизни апостолов Богоявление стало большим праздником. Причем тогда не разделяли Рождество и Крещение — оба события по сути представляли собой явление Бога в мир.
Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы.
Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось. К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом не сохранились. Богоявленский собор Авраамиева монастыря Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций.
Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с.
Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось.
Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным.
Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г.
В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в.
Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг. В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г.
Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области.
В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века.
К ней примыкает церковь св.
Почему Крещение Господа названо Богоявлением?
Почему на Крещение часто стоит мороз. Сильные морозы на Крещение – частое явление, однако оно зависит не от праздника, а от климатических особенностей. Во время совершения таинства Крещения благодать Святого Духа освящает всего человека, и под действием благодати всё физическое и духовное существо его изменяется: человек заново рождается в новом качестве — духовно (почему Крещение и называют вторым рождением). В католических странах Крещение называется Богоявлением и празднуется на 12-й день после Рождества.
Богоявление или Крещение Господне: история, традиции, что нужно делать
Их встречали пением "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Эти слова до сих пор поют на Крещение и Рождество. Праздник Крещения появился уже в I—II веках. Сначала его стали очень активно праздновать на Востоке, а в Европу он пришёл позже. Экстрасенс объяснила, о какой опасности предупреждает багровый рассвет перед Крещением Крещенская вода. Что говорят учёные Российские ученые давно заинтересовались свойствами крещенской воды. Они выяснили, что на Крещение показатели обычной воды действительно изменяются. Начинается это 17 января и заканчивается 20-го.
По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН, в воде растёт уровень ион-радикалов, из-за чего она приобретает свойства искусственно созданного электролита. Пик активности приходится на Крещенский сочельник. Ученые предполагают, что это связано с большой концентрацией ион-радикалов в литосфере Земли, которая поразительным образом возникает на Крещение. Традиция окунаться в прорубь на Крещение превратилась из религиозного обряда в массовый флешмоб. Ученые предположили, что такая вода может благотворно влиять на онкобольных. Правда, эксперименты они проводили уже не с природной водой, а искусственно очищенной. Простые люди, в отличие от учёных, и так знали: крещенская вода — это чудо.
Её связывали со светом, со святыней. Крещенская вода славилась силой изгонять бесов. С её помощью ещё сто лет назад отличали бесноватого от душевнобольного: бесноватый при приближении к воде начинал вести себя возбуждённо, а при принятии воды впадал в буйство или же его "крутило" — начинались судороги.
В холодных регионах на реках и водоёмах для купания вырубают прорубь, часто в форме креста - иордань по названию реки Иордан, в которой был крещён Иисус Христос. Еще один важный элемент праздника - особое крещенское угощение: печенье кресты или крестцы, которые первыми едят в день Крещения.
В православной традиции на Крещение также выпускают в небо белых голубей, символизирующих Святого Духа. Более того, во многих случаях это даже опасно, по состоянию здоровья, например, или если место для купания не оборудовано должным образом. В православной традиции достаточно набрать святой воды в церкви и умыться ей: этот ритуал вполне заменяет купание в проруби. В народной традиции считается, что вообще любая вода, даже из водопровода, на Крещение освящена, поэтому можно просто искупаться дома. Если вы все-таки решитесь отправиться на купание в прорубь, придерживайтесь правил безопасности, которые составили сотрудники МЧС России.
Иисус Христос, искупавшись в Иордане, смыл все грехи человечества, тем самым дав человечеству надежду на искупление. Верующие, чествующие Христа в праздник Крещения, символически также начинают новую жизнь, праведную и в любви к ближним, что и составляет суть христианства. Читайте нас в.
Кто же такой «оглашенный», не объясняется. Однако это — человек, который готовится к Крещению.
Тот, кого «огласили» к вызову на обряд, «свежий» потенциальный христианин. В старину в процессе подготовки такой человек проходил катехизацию, заучивал тексты молитв, изучал Священное Писание. Вполне естественно, что волновался. Отсюда и произошло выражение. Так что, если Ваш ребенок готовится к Крещению, не переживайте.
Волнение — естественное свойство. А в такой великий день ничего плохого не произойдет. Крестные мать и отец Для таинства Крещения требуется «некровная» пара, чтобы стать крестными матерью и отцом чада. По русской традиции, их — двое. Однако главным ответственным будет лишь один: за девочку — мать, за мальчика — отец.
Если приглашенный не сможет осуществить свою миссию, отказаться от него уже не получится. Потому необходимо быть предельно внимательными при выборе кандидатов. Какими же должны быть крестные? Богобоязненными, подающими чаду достойный пример. Духовными родителям не могут стать супруги, а также жених и невеста.
Также нельзя быть крестным собственному мужу или жене. Эта хитрость была использована Св. Ольгой, как гласит легенда. Согласно русской традиции, в крестные брали 13-летних девочек и 15-летних мальчиков. Обретение Ангела-Хранителя Народные поверья однозначно утверждают, что Хранитель дается чаду именно в момент Крещения.
Таинство — своего рода вызов покровителя и его «привязка» к конкретному человеку. Отсюда — церковные Святцы и именины. В старину ребеночка крестили тем именем, на день Ангела которого приходилось таинство, а не собственно день появления на свет. Считалось, что до 40 дней дитя не имеет имени, потому как ангела у него «пока нет». Современная проблема — вездесущая видеосъемка.
С ее помощью родители стремятся запечатлеть каждую секунду обряда, торопятся окрестить, спешат. Но матери нельзя появиться в храме до истечения 40-дневного срока после родов. Вот поэтому принято совершать таинство на втором месяце жизни малыша. Традиционное одеяние Принято считать, что при Крещении ребенок встречается с Всевышним. Потому и одежда обязана быть новой, белой, воздушной.
Приобретением крестильного набора традиционно занимается будущая духовная мать, нательного креста — отец. Однако это — правило необязательное. Гораздо более строгие требования к одежде самих крестных родителей. Итак, требования. Женщине — никаких каблуков, комбинезонов и брюк.
Голова — под платком. Никаких ярких красок, белого и черного. Только серое, синее, непритязательные оттенки и минимум косметики. Прием гостей Крещение — это таинство. Церковь говорит это безапелляционно.
Потому обряд должен сохраняться в максимальной тайне. Никто чужой на нем не может присутствовать. В старину существовало правило не афишировать будущее событие. О нем молчали даже те, кто знал наверняка, не вторгаясь и не обсуждая всуе.
Поскольку ребенок не может сам говорить и понимать, за него произносят слова отречения от диавола и соединения со Христом взрослые люди. Они называются « крестными родителями ».
Они вступают в духовное родство со своим крестником и его родителями. Обязанность крестных заключается не только в произношении слов на Таинстве, но и последующая забота о духовном воспитании крестника и пожизненная молитва за него. А в случае смерти земных родителей, крестные иногда усыновляют крестника. Если Таинство проходит взрослый человек , то крестные ему не нужны. Он сам произносит слова отречения и читает Символ веры. Суть Таинства крещения — разорвать путы души человека с диаволом и ввести его в чин православных людей, имеющих задачу — угождение Богу.
В купели происходит омовение тела человека, что символизирует очищение души его от прежних грехов. Как происходит Таинство крещения В самом начале оглашенный или крестные родители если крещение будет принимать ребенок встают рядом со священником, который читает молитвы о просвещении человека, собирающегося принять крещение, и сохранении его от зла. Потом он поворачивает их лицом на запад и предлагает отречься от диавола, всех его злых дел. После этого надо дунуть и плюнуть на диавола. Этот жест символизирует ненависть к злым делам, грехам. Затем человек вместе с батюшкой поворачивается лицом на восток и произносит слова веры во Христа.
Священник трижды вопрошает оглашенного, отрекся ли он от сатаны и его злых дел. На этот вопрос надо трижды ответить положительно. Потом священник спрашивает о том, верит ли человек во Христа и сочетается ли с Ним. На это тоже трижды надо ответить положительно. После этого оглашенный или крестный читает Символ веры. Затем священник читает молитву на освящение воды.
Он рукой благословляет воду с троекратным пением «Аллилуйя», затем опускает туда освященное масло.
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова со 2 января Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями на вечерне , трипеснцами на повечерии и канонами на утрени , а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением или Просвещением. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова. В Сочельник Богоявления как и в Сочельник Рождества Христова предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. Особенности богослужения в Навечерие праздника Во все седмичные дни кроме субботы и воскресенья служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии после заамвонной молитвы бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника.
В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы Крещения Господня и их содержание Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа Ис. На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш?
Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны». Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» Ис. Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни Рим. Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия Мк. На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении Ис.
Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа Тит. Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении Мф. Вечерня в день Навечерия праздника Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч. После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе». Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу , то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии в субботу и воскресенье , за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол Кор. После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее.
При этом, согласно исследованиям ученых, вода, набранная из того же церковного источника в другое время, такими свойствами не обладает. При этом физические показатели и той, и другой воды совпадают. И, хоть факт был подтвержден официально, объяснения этому пока нет. Мнение ученых Крещенские феномены не дают покоя многим ученым. То, что свойства воды меняются, подтверждают приборы: «Было отмечено, что изменяется качество растворов на той дистиллированной воде, которая приготовлена именно в это время. Примерно на порядок увеличивается дисперсия показателей, в частности, электрохимических, по свечению воды. Эти аномалии отмечаются где-то с 16 по 20 января. Это убеждает нас в том, что мы действительно имеем дело с физическими процессами», — говорят специалисты.
Иоанн отвечал ему: «Мне следует креститься от Тебя, а Ты требуешь от меня крещения! Крещение Господне. Праздничное Богослужение Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне — навечерие «сочельник» , затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба собору Иоанна Предотечи. Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств. Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью одеждой пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. Псалмы царя Давыда, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой. В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню? Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим». Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит. II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань». Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа. После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов. Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее.
Вода освещается в храмах особым обрядом — Великим Иорданским освящением, которое символизирует погружение в нее Бога во плоти. Крещенские традиции Посещение церкви с целью набора освященной воды, а также зимнее купание являются основными традициями на праздник Крещения для большинства православных. Накануне праздника, в Крещенский сочельник, не принято много есть и принимать жирную и высококалорийную пищу. Раньше в селах перед Крещением со стогов собирали снег, поскольку считалось, что только он может по-настоящему отбелить полотно, этим же снегом умывались девушки, чтобы всегда быть молодыми и привлекательными. Там, где снег зимой — явление не такое уж частое, умываться можно освященной водой, взятой в храме. Феномен крещенской воды? Японский ученый Масару Эмото доказал, что вода способна «запоминать» информацию. Его исследования показали, что структура снежинок и ледяных кристаллов зависит от информационного поля, в котором вода находилась.
Таинство Крещения - значение символики
Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ — филологическая особенность нашего языка. одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Все держащиеся молоканского понятия, что якобы Иоанн и его крещение принадлежали к Ветхому завету, до сих, пор еще не объяснили и вероятно никогда не объяснят, почему крещение названо Иоанновым и почему один только Иоанн назван Крестителем? один из самых почитаемых православными христианами праздник. Его еще называют Богоявлением, а также, что менее известно, Просвещением.
Служба в храме на Крещение Господне
- Богоявление или Крещение Господне: история, традиции, что нужно делать
- Крещение Господне: история и традиции праздника
- Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
- Крещение — значение слова
Крещение Господне — история праздника
И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал.
Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия. Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни.
Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.
Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Митрополит Антоний Сурожский.
Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать? Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести. Всё это приходит через воскресение Иисуса Христа… 1 Петра 3:21 Есть лишь один Господь, одна вера, одно крещение… Послание Ефесянам 4:5.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.
Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду».
Когда мы говорим о грехе в связи с крещением, важно понимать, что грех — это нечто большее, чем просто действие или поведение. Грех — это состояние человеческого сердца, отделяющее нас от Бога. Как объясняет апостол Павел в Послании к Римлянам 3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Это означает, что каждый человек рождается с греховной природой и нуждается в спасении. Крещение символизирует смывание греха. Уходя под воду, мы признаем свою греховность и потребность в прощении. Выходя из воды, мы символически очищаемся и сотворяемся новыми во Христе.
Кроме того символизируя смывание греха, крещение также представляет собой спасение. Спасение — это акт спасения от последствий греха. Когда мы каемся в своих грехах и верим в Иисуса Христа, мы спасаемся от вечного отделения от Бога и получаем надежду на вечную жизнь на небесах. Акт крещения представляет это спасение несколькими способами: Крещение символизирует наше отождествление со Христом. Погружаясь под воду, мы отождествляем себя со смертью Христа на кресте и Его погребением в гробнице. Выходя из воды, мы отождествляем себя с воскресением Христа и Его победой над смертью. Символика крещения еще больше усиливается использованием воды. Вода — мощный символ в Библии, представляющий как очищение, так и новую жизнь. В Ветхом Завете вода использовалась как символ очищения от греха Иезекииль 36:25-26. В Новом Завете Иисус называет воду символом спасения и вечной жизни Иоанна 4:13—14.