После вывода ДнепроГЭС из строя отключений электричества на Украине станет больше. Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. ДНЕПРОГЭС, крупнейшая в СССР в 1930–50-е гг. гидроэлектростанция на р. Днепр, ниже Днепровских порогов, у г. Запорожье (Украина). ДнепроГЭС даёт в среднем по 4 млрд кВт*ч за год.
Рогов: вывод из строя Днепрогэса лишил Украину мощного источника энергии
Реализация проекта второго этапа модернизации позволит увеличить мощность станции на 85,2 МВт, при этом суммарная мощность ДнепроГЭС составит 1610,6 МВт. Выходит, что в сумме мощность Днепрогэса, Ладыжинской и Бурштынской ТЭС, а также выведенной из строя в Харькове ТЭЦ-5 дают около четверти регулирующих мощностей. Благодаря более совершенным гидроагрегатам советского производства мощность ГЭС составила 650 МВт – на 16% больше довоенной. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины?
Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)
В 1969 — 80-х гг. построен Днепрогэс-2 первоначальной мощностью 836 МВт; после модернизации 2000-х годов мощность достигла 900 МВт. Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16 % и составила 650 тыс. кВт. ДнепроГЭС пережил ВОВ, двойное разрушение, восстановление, распад СССР и т.д. На сегодня ГЭС выдаёт 3906 млн. кВт/ч в год при установленной мощности в 1578,6 МВт. 236 метров у правого берега – это «американская» ДнепроГЭС –1, мощность которой доведена до 651 мвт.
История строительства ДнепроГЭС
И в связи с развалом промышленности, Украина производит избыток электроэнергии. И много лет импортирует электроэнергию. Развалить энергетическую систему Украины могли бы удары по системам обеспечения АЭС, которые и производят большую часть электроэнергии. Но Россия не идёт на это, будучи очень ответственной страной, которая заботится о мировом порядке больше, чем кто-либо другой. А Россия нет, не позволяет себе такие методы. И Европа может испугаться. И даже обидеться.
Об этом заявил гендиректор Укргидроэнерго И. По словам И. Сироты, сегодня вместе с иностранными партнерами проводится техническая экспертиза, далее будет выявлено, какие меры необходимо предпринять, чтобы продлить срок эксплуатации плотины на 50 лет. Уже ведется непосредственная разработка проекта — начало работ намечено на 2021 г. Прежде всего предлагается заменить существующий мостовой переезд через плотину консольного типа на 2-хъярусный переезд.
Первые гидроагрегаты колоссального сооружения были запущены в далеком 1927-м. А полностью станцию достроили лишь к 1939-му. Для того, чтобы ее взорвать в начале Великой Отечественной перед наступающими немцами. Однако ДнепроГЭС восстановили уже к 1950-му, неоднократно расширяли. В нынешнем своем виде она существует с 1980-го, с тех пор основные узлы лишь модернизировались.
На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159-й версты. Специалисты, приехавшие из Соединенных Штатов, жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле коттеджах, с гаражами и площадках для тенниса. Для них был открыт магазин "Торгсин". Руководили стройкой специалисты высокого класса. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя — Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевой, целеустремленный человек. Говоря о рабочих и руководителях, Вейде пишет, что стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было. В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли. Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей. Но была еще одна большая беда, фиксирует Борис Вейде, — кулачество. Кулаки, пишет автор дневника, шли "в народ", читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой — это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии. Одна из крупных аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии — кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. В результате кадровой чистки с работы сняли сотни человек, "чуждых великому всенародному строительству" В Украину на Днепрострой двинулись также бывшие князья, помещики и офицеры. Устроиться на работу им помогали родственные связи со специалистами стройки. Все отделы и подотделы заполнили вельможные родственники, с возмущением отмечает Вейде. В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от морально разложившихся бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано заменять их новыми кадрами и готовить выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу. В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под руководством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия этой комиссии, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде. Работа "по чистке" была сложной, потому что надо было "проверять и перепроверять", писал Вейде. Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Обнаружили ряд лиц, скрывавшихся под маской участников строительства. Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов — бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская — женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн — меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, а помощник бухгалтера Хоруженко — петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом "чистки" стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение трех месяцев четверо сотрудников отдела кропотливо просматривали тысячи списков рабочих, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было выдать за пять минут. Однако на этом "чистка" не закончилась. Так обнаружилось еще много "бывших", а ныне тихих, исполнительных, внешне скромных сотрудников. Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней. Его насилу скрутили и обезоружили. У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычеку за верную службу. Николай II". Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Огромные массы бетона в котлованах рабочие уплотняли ногами Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке — 106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители немецкой консультации заявили: можно уложить максимум 75-80 тысяч кубометров. Американцы считали, что люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, которого поддержал весь коллектив строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно. В то время не было механизмов по укладке бетона. Массы бетона уплотняли ногами. Этим тяжелым трудом занимались в основном женщины. В 1930 году нужно было уложить 500 тысяч кубометров бетона. На это мобилизовали весь коллектив. На стройке часто бывали выездные редакции "Правды" и "Коммуниста". Для "завоевания" среднего протока реки потребовалось 800 каменоломов. Их не было. Механизмы оказались под угрозой бездействия. Могло промыть перемычки. Был создан штаб по ликвидации прорыва, объявлен сбор добровольцев. На помощь пришли рабочие запорожских заводов, студенты, крестьяне, чекисты, партработники. Многие ежедневно отрабатывали по четыре часа после основной смены. Закончив уборку камня в котловане, каждый мог получить в столовой тарелку пшенной каши с салом хлеба не было. Американцы, стоя на площадке у спуска в котлован, изумлялись невиданному энтузиазму людей и однажды, следуя всеобщему порыву, спустились в котлован и сами отработали традиционные четыре часа.
С нейтрализацией Днепрогэс Украина потеряла 20% регулирующих мощностей
Здесь мы просто должны добавить еще одну творческую задумку наших оппонентов. Взрыв плотины — это один из фактов зверств коммунистического режима против украинцев. По мнению новых украинских историков, погибло 100000 украинцев, именно украинцев. Вторая жизнь Днепрогэса Взрыв плотины 18 августа превратили Днепр в один из оборонительных рубежей для Красной Армии. Такая ситуация продержалась до начала октября 1941 года. За это время удалось вывезти значительную часть промышленных предприятий, которые прямо с колес восстанавливались в восточных районах страны. Последний эшелон с оборудованием покинул город 4 октября, и в этот день фашисты вошли в город. Оккупация города продолжалась два года, и политика немцев здесь ничем не отличалась от их политики во всех завоеванных городах. Массовые убийства местного населения, заключение их в концентрационные лагеря, вывоз молодежи на принудительные работы и, естественно, разграбление всего, что осталось. Не остался без внимания оккупационных властей и Днепрогэс.
Используя подневольный труд местного населения, уже к октябрю они смогли заделать пробоину и частично восстановить работу станции. Относительно спокойная жизнь станции продолжилась до 1943 года. После окончания Курской битвы фронт начал двигаться на запад. Немцы не собирались оставлять противнику Днепрогэс целым и невредимым. Тактика «выжженной земли» коснулась и Днепрогэса. Повреждения были намного сильнее, чем при взрыве 1941 года. Из 49 быков плотины уцелело 17. Однако советским саперам удалось частично испортить провода и плотина была спасена от полного уничтожения. Восстановлением Днепрогэса занялись те же организации, что и строили его в довоенные годы.
Строительство Днепрогэса было сопряжено с огромными трудностями. Вот как они описываются в постановлении ЦК ВКП б о необходимости усилении партийной работы на этом объекте: "Некоторая стихийность организации работ в связи с необходимостью быстрого темпа развертывания строительства при неподготовленности к этому хозяйственных организаций". Плодами этой "стихийности" были постоянная нехватка строительных материалов, рабочих рук, жилья для всё возрастающего числа строителей, низкий уровень механизации труда. Были проблемы и с организацией труда. В документе отмечаются "нездоровые настроения в широких рабочих массах рвачество значительных групп рабочих и служащих, отсутствие производственной заинтересованности ", проблемы с трудовой дисциплиной, "высокий процент прогулов", а также "бюрократические извращения в отдельных звеньях хозяйственного руководства". Он родился в Петербурге, работал в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Иваново, Таганроге… Самые известные построенные им здания находятся в российской столице. В конце жизни он сделал огромный вклад в индустриальную архитектуру Украины Эти проблемы решались традиционными для строек первых пятилеток мобилизационными методами, стимулированием массового энтузиазма. Днепрострой был объявлен зоной сплошного ударного строительства, где практиковались "сверхскоростные темпы работ". Работы велись в три смены, сверхурочно. Впрочем, и здесь были пределы человеческим возможностям.
Нередки случаи, когда некоторых из них находят спящими на производстве", — сообщала газета "Правда". Благодаря ударным методам строительства еще в конце сезона 1928 года удалось начать первые работы по возведению плотины в русле реки. Весной 1929 года строители Днепрогэса приступили к укладке рабочих путей, по которым бетон с заводов должен был поступать к плотине. В этом же году началось возведение всех основных сооружений электростанции. В июле из котлованов была откачана вода, очищено дно реки и начаты работы по возведению бетонной плотины. В 1930 году было завершено возведение дамбы. Главный инженер Днепростроя А. Винтер в интервью корреспонденту ТАСС заявил, что строители "уже в этом году в темпах и качестве работ на Днепрострое сравнились с темпами Америки, оставив далеко позади европейскую технику.
Успешно поражены ряд важных объектов в крупных городах и населенных пунктах страны. Глава областной администрации Олег Синегубов сообщил о том, что город практически полностью без света. Имеются также проблемы с водой, теплом и интернетом. Серьезно повреждены объекты инфраструктуры в подконтрольных киевскому режиму районах Запорожья.
На месте происшествия работают оперативные службы, однако масштаб повреждений можно будет оценить только после ликвидации возгорания, добавил Сирота. Помимо этого, глава Днепропетровской областной военной администрации Сергей Лысак заявил, что повреждения получили энергообъекты в Днепровском, Криворожском, Павлоградском и Каменском районах. Пиковая станция Днепрогэс — самая мощная из шести гидроэлектростанций, построенных на Днепре, и первая в истории Украины. Создание Днепровского гидроузла стало одним из наиболее выдающихся событий в электрификации СССР, а сама ГЭС — крупнейшим проектом первой пятилетки и символом Запорожья. Она была запущена в 1932 году, став со временем пятой ступенью Днепровского каскада.
Днепровская ГЭС - Dnieper Hydroelectric Station
Главной новостью недели стало «расформирование» 67-й бригады. В 2022 году мощность ДнепроГЭС достигала 1569 МВт, это наивысший показатель по Днепровскому каскаду. В 2022 году мощность ДнепроГЭС достигала 1569 МВт, это наивысший показатель по Днепровскому каскаду. Это мощность без малого 1600 мегаватт», — сказал Рогов, добавив, что ДнепроГЭС является самой мощной гидроэлектростанцией, обеспечивающей более 10% суточного.
Потеря мощного источника: Украина лишилась энергии из-за вывода ДнепроГЭС из строя
Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. Днепрогэс сейчас состояние. Днепровскую гидроэлектростанцию (ДНЕПРОГЭС). Плотина ДНЕПРОГЭС СССР. Результаты ввода Днепрогэса в эксплуатацию оценивались Госпланом СССР в "Итогах выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР" (1933 г.). Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16 % и составила 650 тыс. кВт. После вывода ДнепроГЭС из строя отключений электричества на Украине станет больше. Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада.
Последствия удара наших по ДнепроГЭС 22 марта 2024 г.
В результате массированного удара Российских вооруженных сил по объектам энергетики в Запорожье, директор "Укргидроэнерго" сообщил о серьезных повреждениях на Днепровской гидроэлектростанции, приведшим к остановке ее работы. ДнепроГЭС, являющаяся крупнейшей гидроэлектростанцией на реке Днепр в Запорожье, входила в днепровский каскад ГЭС и была построена в советские времена.
При этом план полного уничтожения плотины не был реализован полностью, поскольку советским саперам и разведчикам удалось повредить часть проводов, шедших к детонаторам. Подрыв плотины Днепрогэса был среди пунктов обвинения немецких военных деятелей в ходе Нюрнбергского процесса. Мероприятия советских солдат, не допустивших подрыва, увековечены в памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата. Электростанция была вновь пущена в 1944-1950 годах.
При восстановлении с января по август 1944 года саперы извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат. После войны проект восстановления Запорожья и станции возглавлял Виктор Веснин. При его консультациях возрождением комплекса занимался один из авторов проекта Г. В этот период в архитектуру электростанции были внесены некоторые изменения, направленные на «обогащение» ее архитектурного образа. Американская компания General Electric поставила в 1946 году новые генераторы для ДнепроГЭСа взамен разрушенных во время войны.
Вес генератора составил около 1 020 тонн, диаметр - свыше 12 метров, мощность генератора - 90 МВт, против мощности 77,5 МВт старых генераторов. После войны первый гидроагрегат был включен в электросеть в марте 1947 года, а последний - в мае 1950 года. В 1947-1973 годах главным инженером Днепровской ГЭС был Анатолий Яковлев, при Яковлеве была проведена реконструкция и усовершенствование основного и вспомогательного оборудования, что позволило повысить надежность и экономичность работы гидроэлектростанции.
Она была частично взорвана снова отступающими немецкими войсками в 1943 году. В конце концов, плотина сильно пострадала, а здание электростанции было почти разрушено. Оба были перестроены между 1944 и 1949 годами. General Electric построила новые генераторы для плотины.
Их вес составлял более 2 250 000 фунтов. Генераторы заменили те, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Каждый из новых блоков имеет мощность 90 МВт по сравнению с 77,5 МВт старых генераторов, построенных в 1931 году. Блоки с диаметром корпуса 42 фута 5 дюймов были отгружены в 1946 году. Производство электроэнергии было возобновлено. В 1969—1980 годах была построена вторая электростанция производственной мощностью 828 МВт. Фрезеровка генераторов плотины Днепростроя на General Electric В настоящее время плотина имеет длину более 800 метров и 61 метров высотой.
Плотина поднимает воду реки до 37 м, что затапливает пороги выше и делает судоходным весь Днепр. За свою долгую историю плотина была провозглашена одним из величайших достижений советских программ индустриализации. Постсоветское время Сегодня плотина приватизирована и продолжает обеспечивать электроэнергией соседние промышленные комплексы. Давление воды, покидающей плотину, составляет 38,7 метра, а объем водохранилища за ней - 33,3 кубических километра. Плотина также используется для движения транспорта.
Вследствие строительства плотины ДнепроГЭС были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра.
Благодаря удачному выбору места для плотины затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. Разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкое оборудование гидроэлектростанции. Осенью 1943 года при отступлении частей вермахта плотина ДнепроГЭС вновь была взорвана. В 1946 году уже знакомая вам американская компания General Electric поставила новые генераторы для ДнепроГЭС взамен разрушенных немцами. Первый гидроагрегат был введен в работу в марте 1947 года, а последний - в мае 1950 года. В 2008 году была произведена замена шести турбин станции — их изготовило украинское предприятие «Турбоатом» г.