Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций. это к новому покойнику. вон Маринка постирала свой платок, а у нее брат умер.
Что символизирует?
Зачем на второй день ездить на кладбище? Душа покойного еще не адаптировалась к новым условиям своего пребывания. И приезд родственников поможет ей в этом. Близкие люди наводят порядок, поправляют или расставляют венки, цветы, завтракают с покойным и просят у Бога защиты и упокоения для Души раба Божьего. Этот ритуал помогает родственникам сохранить связь с покойным, успокоиться и смириться с невосполнимой утратой. Также во время посещения могилки, только что похороненного человека, можно читать молитвы, зажигать свечи, вспоминать умершего. Когда еще следует посещать кладбище? Посещение кладбища на следующий день после похорон считается обязательным. В другие свои посещения родственники могут приходить без поминального завтрака, но желательно читать молитвы за упокой души. Помолиться за усопшего можно и в церкви.
Визит на кладбище совершают на девятый и сороковой день после кончины, поскольку с этими датами в православии связаны важные этапы перехода Души в загробный мир. Эти сакральные даты считаются днями поминовения. Значение имеет и третий день после похорон. На третий день после смерти усопшего церковь молит Господа Бога воскресить усопшего для блаженной будущей жизни. Поминовение на третий день совершается, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына, и Святого Духа. Что делать на девятый день после смерти? В православной религии считается, что на девятый день после смерти Душа встречается со Всевышним. Ангелы приводят Душу на встречу с Господом Богом. Встреча эта может пройти по-разному: и легко, и напряженно.
Здесь всё зависит от того, какую жизнь вел усопший на Земле: праведную или грешную? И поддержка родных людей в этот день сильно важна для Души покойного. В этот день нужно обязательно помянуть покойного, помолиться о нем и попросить Господа Бога принять его Душу в Царствие небесное. Молиться можно и дома, и в церкви. Господь услышит вашу молитву, где бы вы не находились. Также в этот день зажигают свечи, посещают могилку усопшего и устраивают поминальный обед. Какие обычаи существуют для поминок? На поминки не принято собирать много людей. Обычно на поминки зовут самых близких родственников и друзей.
На обеде принято говорить об усопшем, вспоминать его жизнь, истории из жизни, связанные с покойным. Трапеза должна быть теплой, чтобы Душа покойного могла почерпнуть энергию для разговора с Богом. Однако слишком громкие проявления эмоций на поминках не поощряются. Поминки нельзя превращать в праздник и забывать по какому случаю все собрались. Помните, поминки — это часть традиционного траурного ритуала.
Как молитва мирянина на освящение всякой вещи помогает в жизни Любой предмет аккумулирует информацию об окружающем его мире, обо всех, кто раньше с ним соприкасался. Не случайно считается, что не стоит прикасаться к чужим вещам без спроса или излишней надобности, свою одежду и предметы обихода не стоит давать в чужие руки. Молитва на освящение всякой вещи дает мощную энергетическую защиту дому, машине или предметам обихода. Она изгоняет бесов, очищает душу и помогает в любом добром начинании. Чины освящения бывают разные. Так, например, освятить квартиру или офис, может только лицо, облаченное духовным саном, а вот самостоятельно совершить освящение того, чем мы пользуемся каждый день, может каждый православный мирянин. Что нужно знать, прежде чем освящать ту или иную вещь Привести в порядок свои мысли, а разум очистить от гнева, или иных нечистых помыслов. Нельзя, чтобы слова произносились «скороговоркой» или впопыхах. К таинству моления важно относиться трепетно и молиться искренне. Священное Писание учит, что слова должны идти от сердца, только тогда они дойдут до Всевышнего. Перед совершением молебна рекомендуется посетить Храм и поговорить с батюшкой. Если пастырь не дает благословления, то это значит, что человек еще не готов к тому, чтобы произносить эти слова. Получив благословление своего духовника, можно приступать к обряду. Как правильно читать молитву Существует три варианта произнесения священных слов. Первый — достаточно сложный для восприятия и произношения — церковнославянский вариант: Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Читайте также: Виды надгробных памятников на могилу: из чего их делают Второй вариант более прост для произношения и для запоминания: Создатель и Творец человеческого рода! Податель духовной благодати, податель вечного спасения! Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь. Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться. Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через Иисуса Христа, Господа нашего. Есть еще и третий вариант. Он самый короткий: Благословляется и освящается вещь сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Все варианты прочтения являются правильными, просто кому-то удобнее воспринимать и воспроизводить текст на современный лад, другие придерживаются «канонического» текста. Третий вариант удобен, потому что самый короткий и легко запоминается. Что потребуется мирянину для чтения молитвы Для освящения любой вещи, будь то одежда, предметы обихода или украшения из драгоценных металлов понадобятся: Святая вода Икона с изображением своего Святого, или икона Николая Угодника Церковная свеча Для обряда разрешается использовать и так называемые «Иерусалимские свечи», они обладают очень мощной энергетикой. Их пламя помогает очистить любую вещь от всякой нечисти, дурных помыслов, сглаза или порчи. Очищение огнем считается одним из самых сильных обрядов. Его великая сила помогает освящать жилье, от любых проявлений темной энергии. Огонь и святая вода помогут навсегда изгнать бесов и иных сущностей, которые мешают человеку спокойно жить. Как проводить обряд Предмет или еду трижды окропить святой водой и столько же раз произнести молитву. Самый простой способ — это перекрестить предмет или пищу.
До принятия христианства устраивали тризну, после - поминки. Эта традиция жива и сегодня. Хотя теперь иногда забывают, что суть поминок не в том, чтобы утолить голод. А в том, чтобы достойно проводить умершего и молитвами помочь его душе обрести покой. Кроме этого, православная традиция требует, чтобы перед началом поминок кто-нибудь из близких прочитал 17-ю кафизму из Псалтыря перед зажженной лампадкой или свечой. А непосредственно перед едой читают «Отче наш... Закончить трапезу нужно молитвой «Благодарим Тя, Христе Боже наш... Кроме чтения молитв за столом принято вспоминать добрым словом о делах покойного. Если поминки приходятся на постный день, то и еда готовится постная.
Этот символичный момент придаёт поминкам особую важность и глубину, а также укрепляет веру в вечную жизнь. Поминки в этот день часто проводятся в храме, где священнослужители возглавляют молитвенные чтения и пения. Важным элементом обряда является чтение молитв за упокой души умершего и молитвы о прощении его грехов. Родные и близкие также могут принести подношения, такие как хлеб, вода, вино и другие символические предметы, которые служат духовной поддержке усопшего на его пути. Этот срок является одним из традиционных моментов для поминания усопшего и молитвы за его душу. Поминки на девятый день после похорон отмечают в честь девяти ангельских чинов — служителей Бога, которые посредничают перед Ним, прославляя просьбы о помиловании усопшего. Этот торжественный обряд поминок и молитвы за близкого человека играют важную роль в помощи душе усопшего получить благословение Всевышнего и обрести спасение в Раю. Таким образом, проведение поминок в 9-й день после смерти является духовной традицией, которая помогает близким принять утрату и пережить горе. В этот день родственники и друзья собираются вместе, чтобы помолиться за усопшего, помянуть его и вспомнить добрые моменты, связанные с ушедшим. Как правило, поминки в 9-й день проводятся в домашней обстановке или в церкви, где служат особые молитвы и поминальные обряды. Участие в таких поминках помогает родным пройти через процесс скорби, а также подтверждает важность памяти и вечной жизни души перед Богом. В период между 9-м и 40-м днем душа находится в Аду, свидетельствуя о страданиях грешников. В соответствии с верованиями, если душа не обрела покой, то она остается навечно в доме, так как путь на небеса для нее закрыт. Символика числа "40" имеет важное значение в православии. Это число встречается множество раз в Священном Писании и связано с различными духовными событиями. Верующие считают, что поминки через 40 дней от смерти человека отражают символичность этого числа и укрепляют связь с духовными традициями. Поминки на 40-й день являются также временем для родных и близких вновь собраться вместе и вспомнить ушедшего, поделиться воспоминаниями и утешить друг друга. Это также позволяет принять утрату и начать процесс исцеления после тяжелой потери. Обычно поминки через 40 дней проводятся в церкви, где служат специальные поминальные молитвы, и благодаря этому верующие могут помочь душе покойного в ее духовном пути и помянуть его перед Богом. Отметив поминания через 1 год, верующие проводят окончательное прощание с усопшим и позволяют его душе отправиться на вечный покой. Проведение поминок через 1 год после смерти имеет глубокий символический смысл. Этот срок отражает длительность человеческой жизни и является временем, когда верующие проходят через весь цикл скорби и траура. С годами скорби люди учатся жить с утратой и находить в себе силы и надежду на вечную жизнь души ушедшего. Такие поминки также помогают близким и родственникам вспомнить о добрых моментах, связанных с покойным, и сохранить его память в сердцах. Особенно важно помнить о добродетелях и достижениях усопшего, чтобы восхищаться его жизнью и примером для других. Подготовка к поминкам Подготовка к поминкам — это неотъемлемый этап торжественного обряда, в котором родные и близкие усопшего тщательно готовятся к проведению молитвенных поминовений. Место проведения Варианты места проведения поминок могут быть разнообразными, и каждый из них несет свой смысл и символику. Поминки дома. Проведение поминок в домашней обстановке является наиболее распространенным выбором для многих верующих. В доме, где усопший проживал и где его жизнь связана с теплыми моментами семейного счастья, проводятся поминания в кругу близких и родственников. Домашние поминки создают душевную атмосферу и позволяют участникам более тесно связаться с памятью усопшего. Поминки в кафе или ресторане. Некоторые семьи предпочитают организовать поминки в кафе или ресторане, особенно если семья большая или если усопший был человеком, который любил многолюдные мероприятия.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
Кутья на поминки в день похорон | Готовя кутью на похоронах, люди выражают свою скорбь и готовность помочь умершему в его последнем пути. |
Что взять на поминки на кладбище? | Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. |
Похоронные обряды и поминки у народа мари | пошаговый рецепт с фото. |
Поминки 9 дней | Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. |
Кутья на поминки
В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Компания «» обладает мощной инфраструктурой, что позволяет нам проводить до 20 траурных церемоний в день без каких-либо задержек или опозданий, строго следуя установленному графику. Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего. Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека.
Традиции православных поминок
Это время, когда родные и близкие могут вместе помолиться за душу ушедшего и отдать дань уважения его памяти. Поминки считаются значимым переходом усопшего из мира земного в вечный мир, а также предоставляют возможность живым примириться с потерей и прокладывать дорогу душе умершего к вечной жизни. Важным аспектом поминок является вера в то, что молитвы и поминания могут помочь душе покойного и умолять о прощении его грехов перед Богом. Этот традиционный ритуал также способствует поддержанию семейных связей и солидарности среди родственников и друзей, которые вместе собираются и делятся воспоминаниями о покойном. Поминки служат напоминанием о ценности человеческой жизни и переходят к родителям, предкам и близким. Верования и традиции поминок укрепляют духовное единство и поддерживают тех, кто остался жить, помня о своих близких, ушедших в мир иной.
В этом отношении поминки становятся частью православной культуры и представляют собой особое событие, которое важно для каждого верующего. Сроки проведения поминок В русской православной культуре поминки занимают особое место и представляют собой важный религиозный обряд, связанный с уходом души усопшего на вечный покой. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. В течение первых двух дней после смерти, душа остается на земле рядом с близкими и посещает места, которые имели особое значение для нее в жизни. Но и только на третий день она восходит к небу, где является перед Господом.
Этот символичный момент придаёт поминкам особую важность и глубину, а также укрепляет веру в вечную жизнь. Поминки в этот день часто проводятся в храме, где священнослужители возглавляют молитвенные чтения и пения. Важным элементом обряда является чтение молитв за упокой души умершего и молитвы о прощении его грехов. Родные и близкие также могут принести подношения, такие как хлеб, вода, вино и другие символические предметы, которые служат духовной поддержке усопшего на его пути. Этот срок является одним из традиционных моментов для поминания усопшего и молитвы за его душу.
Поминки на девятый день после похорон отмечают в честь девяти ангельских чинов — служителей Бога, которые посредничают перед Ним, прославляя просьбы о помиловании усопшего. Этот торжественный обряд поминок и молитвы за близкого человека играют важную роль в помощи душе усопшего получить благословение Всевышнего и обрести спасение в Раю. Таким образом, проведение поминок в 9-й день после смерти является духовной традицией, которая помогает близким принять утрату и пережить горе. В этот день родственники и друзья собираются вместе, чтобы помолиться за усопшего, помянуть его и вспомнить добрые моменты, связанные с ушедшим. Как правило, поминки в 9-й день проводятся в домашней обстановке или в церкви, где служат особые молитвы и поминальные обряды.
Участие в таких поминках помогает родным пройти через процесс скорби, а также подтверждает важность памяти и вечной жизни души перед Богом. В период между 9-м и 40-м днем душа находится в Аду, свидетельствуя о страданиях грешников. В соответствии с верованиями, если душа не обрела покой, то она остается навечно в доме, так как путь на небеса для нее закрыт. Символика числа "40" имеет важное значение в православии. Это число встречается множество раз в Священном Писании и связано с различными духовными событиями.
Верующие считают, что поминки через 40 дней от смерти человека отражают символичность этого числа и укрепляют связь с духовными традициями. Поминки на 40-й день являются также временем для родных и близких вновь собраться вместе и вспомнить ушедшего, поделиться воспоминаниями и утешить друг друга. Это также позволяет принять утрату и начать процесс исцеления после тяжелой потери. Обычно поминки через 40 дней проводятся в церкви, где служат специальные поминальные молитвы, и благодаря этому верующие могут помочь душе покойного в ее духовном пути и помянуть его перед Богом. Отметив поминания через 1 год, верующие проводят окончательное прощание с усопшим и позволяют его душе отправиться на вечный покой.
Проведение поминок через 1 год после смерти имеет глубокий символический смысл. Этот срок отражает длительность человеческой жизни и является временем, когда верующие проходят через весь цикл скорби и траура.
В готовую кашу добавить мёд и масло, затем изюм с орешками. Перемешать все ингредиенты и остудить — кутья готова. Кутья из риса Быстро готовится и получается вкусной кутья из риса. Рис не требует предварительного замачивания, но его надо промыть несколько раз в холодной воде.
Чтобы рис не пригорел, надо взять кастрюлю с толстым дном, воду в ней довести до кипения, посолить по вкусу и всыпать промытый рис. Медленный огонь и постоянное помешивание уберегут рис от пригорания. Проверив рис на готовность, воду слить, рис хорошо промыть холодной водой. Затем в рисовую кашу влить подогретый мёд с размягчённым сливочным маслом, засыпать предварительно замоченный в кипятке изюм, можно добавить дроблёные орешки. Как подают и едят кутью Поминальная трапеза всегда начинается с кутьи, это первое и главное блюдо на столе — символ вечной жизни, символ возрождения. Кутья не является блюдом, которое подаётся индивидуально каждому присутствующему на поминках.
Её раскладывают в красивые небольшие мисочки или пиалы, которые расставляют во всю длину стола по центру. Это символическое блюдо, поэтому достаточно небольшой горстки этого поминального угощения. Берут её ложкой, вилки на поминальном столе не выкладываются.
А византийцы лишь дали название обрядовой каше. Кутья произошла от греческого термина коккос и означает — зерно. Схожа на другое православное блюдо — коливо, из-за чего происходит путаница.
Отличаются оба блюда тем, что кутью готовят на поминальный обед, а своеобразного брата-близнеца коливо — на Великий пост. Символизм поминального блюда Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В кашу добавляют мед также не спроста: он является символом духовного умиротворения умершего. Кутья является традиционным поминальным блюдом у православных, поэтому поминки начинаются с ложки именно данной каши. Как правило, ее освящают в храме после отпевания умершего или панихиды.
Кутья с миндалем. Великопостоное коливо. Кутья в церкви.
Рис с изюмом на поминки. Кутья с рисом и изюмом поминальная. Кутья из риса с изюмом. Сочиво и кутья. Как украсить коливо на похороны. Рождественская кутья кутья. Кутья в сочельник. Сочиво и кутья на Рождество.
Кутья Рождественская пшеничная. Кутья на 40 дней. Кутья с фруктами. Татарское блюдо кутья. Рисовая кутья с изюмом и курагой. Рождественская каша кутья. Гамула кутья. Кутья вид сверху.
Кутья с конфетами. Кутья на поминки рецепт из риса и изюма. Кутья праздник 6 января. Кутья и блины. Поминальный рис с изюмом. Благословение колива в Великий пост. Раздача колива в Великий пост. Освящение колива.
Казачья кутья. Кутья с орехами. Кутя украинская. Украинское блюдо кутья. Каша кутья.
Поминальная кутья
Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках | Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями. |
Что готовят на поминки в день похорон | Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. |
Кутья на поминки | Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. |
Российский мэр похвалил рекламу против COVID-19 о похоронах и поминках: Общество: Россия: | В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение. |
Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших | Обычай есть на похоронах кутью дошел до наших дней из древности. |
Как сварить кутью из риса и изюма по поминальному рецепту
40 дней после смерти: как считать, что значат, поминки, что происходит с душой... | Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов. |
Что символизирует? | Компания «» обладает мощной инфраструктурой, что позволяет нам проводить до 20 траурных церемоний в день без каких-либо задержек или опозданий, строго следуя установленному графику. |
Кутья поминальная | Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. |
Поминки у православных и мусульман: суть и правила обряда | Нельзя на похоронах громко разговаривать, смеяться, сплетничать и обсуждать присутствующих. |
Кутья: история и рецепты главного поминального блюда
Процессу приготовления кутьи уделяли внимание — старались сделать блюдо наиболее вкусным, ведь кутья предназначалась не для живых людей, которые присутствовали на поминках, а для умершего. первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих. Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них.
Советы в день поминок. Отчитки, если сделали что-то неправильно, чтобы отвести беду.
Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Существует много рецептов приготовления кутьи на поминки, познакомимся с некоторыми из них. Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
Кутья на поминки
Мы правы, когда плачем над усопшим, потому что смерти не должно бы быть. Человек убит злом. С другой стороны, мы можем радоваться за него, потому что для него или для нее началась новая жизнь — жизнь без ограничений, просторная… Если мы — собственный Христов народ, мы не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь». Канун панихидный столик Наконец, есть особые дни, когда стоит прийти во храм для поминовения— это общецерковные поминовения, именуемые Родительскими Субботами. Почти все они — так называемые «переходящие», то есть даты меняются. Дни эти можно увидеть в церковном календаре текущего года. По этим дням традиционно принято приносить на панихиды милостыню: продукты.
Можно помянуть близких также дома. Как правильно считать 9 и 40 дней? Первым днем считается тот, когда произошла кончина, даже если она случилась, например, за несколько минут до полуночи. Таким образом, если человек преставился 1 числа месяца, третьим днем будет 3 число, 9 — девятое. Подобным же образом высчитывается 40 день. Как правильно поминать усопшего Прежде всего, для крещенного христианина необходимо поминовение во храме.
Здесь можно: заказать Сорокоуст сорокадневное поминовение за литургией ; если с момента смерти не прошло 40 дней, имя христианина подается с пометкой «новопреставленный», «новопреставленная», до 40 дня включительно; подать имя близкого человека на панихиду — особое богослужение о упокоении, совершаемое после литургии; принято также приносить продукты — милостыню о душе, оставляя их на панихидном столике; здесь же совершается особый чин, обычно на третий день по кончине — отпевание; оно может быть проведено как «при гробе» во храме или ритуальном зале, на дому усопшего , так и заочно, если так складываются обстоятельства.
Существует традиция также класть в руки умершего или на его грудь иконы: мужчины — икону Спасителя, женщины — Пресвятой Богородицы. Все это символизирует надежду христиан на спасение души. Покрывало, венчик и иконы входят в погребальный набор , который можно приобрести в церковных лавках или же заказать в нашем каталоге. Какие молитвы читать, когда умер человек?
Когда душа человека покинула тело, в первую очередь его родные должны помолиться о нем. Над телом усопшего положено читать молитвы, которые можно найти в православном молитвослове: Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию. Важной поддержкой для души усопшего является чтение Псалтири. Как читать Псалтирь по усопшему новопреставленному , мы писали в отдельной статье. Если человек умер вне дома и его тело находится в морге, молиться за него также можно и нужно.
Панихида и погребение. В чем отличие? Панихида и отпевание — две службы, которые совершаются по усопшим членам Православной Церкви. Отпевание — это обряд погребения, он совершается только один раз, на третий день после смерти человека, непосредственно перед преданием тела земле. Это более глубокий и сугубый чин, он содержит особые прошения и чин прощения сродников с усопшим.
Панихида с др. Панихида служится сразу после смерти человека в храме или на дому , а затем на 3-й, 9-й и 40-й день и в дни особой памяти о человеке — его рождения и смерти. Панихиду служат в храме или на кладбище, это не такой сугубый и длительный чин, как отпевание, но он не менее важен. Кроме того, родственникам усопшего, которые заказывают в храме поминовение на панихиде, важно и самим присутствовать на этой службе и принимать в ней молитвенное участие. Как проходит обряд погребения?
После необходимых приготовлений в назначенный день тело усопшего приносят в храм на обряд погребения, на котором люди прощаются с человеком, видя его в последний раз. По церковной традиции это третий день после смерти, в то время как первым днем считается сам день смерти, даже если человек отошел ко Господу вечером. Если же существуют внешние непреодолимые обстоятельства, которые препятствуют погребению на третий день, в этом нет греха и на посмертную участь души это никак не повлияет. Служба погребения состоит из молений об упокоении души. Священник данной ему от Бога властью читает разрешительную молитву об отпущении грехов, в которых христианин раскаялся, но не успел исповедоваться при жизни.
На отпевании читается послание святых Апостолов и Евангелие. Оканчивается служба сугубой ектенией — усиленной молитвой о помиловании души усопшего. Последние слова, которые звучат на отпевании — «вечная память» — свидетельствуют о том, что близкие всегда будут помнить усопшего, поминать его в своей домашней молитве и в храме.
Женщинам лучше выбрать закрытое платье темного цвета до колен, а на голову повязать платок желательно темных тонов. Допустим костюм классического покроя, без больших вырезов и открытых участков. Когда на поминках присутствуют дети, одевать их нужно неброско. Если правила кладбища не ограничивают, то можно посадить на могиле дерево, но не в цветник. Так, корни сосны способны выломать все соседние надгробия.
Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле. Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде — это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины. Поминальные слова принято произносить стоя. Траурные речи произносят, когда уже все собрались за столом. Обстановка за столом сдержанная, разговаривать нужно тихо, полушепотом. Первое слово предоставляют главе семьи. Траурные слова на православных поминках произносят по старшинству. Все, кто хочет высказаться, могут и должны получить слово.
Траурные речи на православных поминках завершают словами: «Царствие небесное! Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято. Частые вопросы: Как правильно поминать на кладбище в день похорон? Достаточно произнести короткие прощальные слова скорби, православным — помолиться, а поминальные речи и тосты оставить на время трапезы после похорон. Подробнее: как прощаться у гроба.
Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы.
В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение. Заочное отпевание Заочное отпевание академика Сергея Аверинцева состоялось в Москве. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания. Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные. После совершения заочного отпевания родственникам дают землю песок с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти , то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.
Если захоронение урны производится в колумбарий хранилище урн с прахом после кремации , то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина. Похороны Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны , можно попросить других людей помочь с выносом гроба. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте дома, у морга.
Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, то есть ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое». Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией — возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному. Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром. В могилу усопшего полагают лицом на восток.
При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест. Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора даже если в нем присутствуют священные изображения никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению. По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
Кремация Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным. Поминки можно устраивать на третий день по кончине день похорон , девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего именины. В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие вперед субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.
Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи Светлую седмицу и на понедельник второй Фоминой недели после Пасхи переносятся на Радоницу — 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах но не устраивать на кладбище трапезу и молиться.
Войти на сайт
Оберег, который необходимо поставить на себя на похоронах Находясь на похоронах, прочитайте про себя следующий заговор: Земля-мать, железо драть, Врагам ногти содрать. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон. По церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна Нужно ли на следующий день после. К этим обрядам относятся захоронение и отпевание, трапеза и еда на поминках в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти.
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год
Кутия на пшенице Для приготовления этого старинного рецепта вам понадобится: пшеничное зерно — 1 стакан; сладкий изюм без косточек — 100 г; миндальный орех — 100 г; мак — 50 г; мед — 2 ст. Пшеницу замачивают на 3-4 часа, лучше на ночь. Затем ее промывают, кладут в кастрюлю с толстым дном и заливают водой таким образом, чтобы зерна были закрыты минимум на 1 см. Кашу варят до мягкого состояния, пока не испарится вся вода. Миндальный орех ошпаривают, чистят и дробят до мелкого состояния. Изюм заливают горячей водой на 5-10 минут, а затем сушат, отбросив на сито. Мак кладут в глубокую чашку, добавляют кипяток и закрывают сверху крышкой. После набухания мак остужают и протирают при помощи кофемолки.
В готовую пшеницу вливают мед. После впитывания меда в блюдо добавляют изюм, миндаль и тертый мак. Готовим в мультиварке Легче всего приготовить это блюдо при помощи современной техники. Для этого сначала по стандартному для мультиварки рецепту варят рис, пшеницу или другую крупу. За 10 минут до конца варки в чашу высыпают мелко нарезанные чернослив, изюм, курагу и аккуратно все перемешивают лопаткой. Сухофрукты берут из расчета 100 г на 200 г крупы. После остановки таймера в кашу кладут мед по вкусу 1-2 ст.
Заедают кутью свежеиспеченным хлебом.
Некоторые семьи предпочитают организовать поминки в кафе или ресторане, особенно если семья большая или если усопший был человеком, который любил многолюдные мероприятия. Это позволяет приглашенным собраться в уютной обстановке и вместе вспомнить о покойном. Поминки в церкви. Церковные поминки проводятся в священной обители и являются особым духовным событием.
Поминальные молитвы и обряды, которые совершаются в церковной обстановке, придают мероприятию особую сакральность. Участие в церковных поминках укрепляет веру и связь с духовными традициями. Выбор места проведения поминок зависит от предпочтений семьи, традиций, и культурных особенностей. Независимо от места, поминки олицетворяют заботу и любовь к памяти ушедшего, а также являются временем для поддержки и солидарности родных и близких в период скорби. Меню и блюда Приготовление особого меню на поминки является проявлением заботы о гостях и усопшем.
Верующие уделяют особое внимание выбору блюд и их символике, которая связана с памятью о покойном. Кутья на поминки. Одним из самых важных и символичных блюд на поминках является кутья. Это традиционное кашеобразное блюдо, приготовленное из зерен пшеницы или риса, меда, изюма, орехов и других ингредиентов. Кутья символизирует духовный рост, вечную жизнь и воскрешение.
Его приготовление и употребление на поминках служит обязательным элементом обряда. Традиционные блюда. На поминках часто подают разнообразные традиционные блюда, которые были любимыми у усопшего. Это могут быть пироги, курица с грибами, рыба, овощи, салаты и другие блюда, которые связаны с домашней кухней и традициями покойного. Подобный выбор блюд помогает участникам поминок вспомнить о том, каким был ушедший и сохранить его память.
Блины, известные как символ Масленицы, также имеют свою особую роль в русской православной традиции поминок. Этот обычай имеет глубокие истоки и символическое значение. Блины представляют круговой образ жизни и вечности, и приносятся в качестве пищевого подношения на поминках, чтобы усилить связь между живыми и ушедшими. Круговая форма блинов также символизирует цикличность жизни и переход души из одного мира в другой. Традиция поднесения блинов на поминки является еще одним проявлением уважения и любви к умершим.
Этот древний обряд сплачивает родных и близких, дарит чувство единения с предками и утешает в трудные дни скорби, напоминая, что память о ушедших остается живой и вечной. Традиции поминок Традиции поминок в русской православной культуре представляют собой глубокий и древний обряд, который символизирует уважение и заботу о усопших. Этот важный религиозный обычай передается из поколения в поколение, укрепляя связь между предками и потомками, и олицетворяет веру в вечную память и духовное перерождение. Поминальные молитвы Поминальные молитвы — это особый вид молитв, совершаемых в память о умерших родственниках, друзьях или близких. Такие молитвы имеют особое значение и считаются важным звеном в связи с душами усопших.
Особенно важными считаются поминальные молитвы в определенные дни поминовения, такие как троицкие и годовщины смерти. Традиционно поминальные молитвы читаются на кладбище, у могилы усопшего, или в храме, где совершается панихида. Панихида — это особое богослужение, приуроченное к поминовению умерших. В ходе панихиды священнослужитель возглавляет молитвенное чтение, принося душевный покой и поддержку родным и близким покойного.
Сейчас это блюдо считается христианским, но вряд ли оно закрепилось в наших традициях, если бы не имело более древних корней. В то же время традиционным поминальным блюдом древних славян была вязкая сладкая каша, политая мёдом или маковым молоком. В эту кашу тоже очень часто добавляли доступные фрукты.
Вероятно, современная кутья — это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Кстати, саму вязкую пшённую кашу с мёдом до сих пор в некоторых местностях подают на поминальный стол вместе с кутьёй. Рецептов приготовления кутьи существует несколько но нужно помнить, что не всякая кутья является чисто поминальным блюдом, кутью подают также в Рождество, Крещение, на Новый год, готовят её и для Мороза — чтобы его задобрить. В зависимости от предназначения кутьи различались и продукты, которые в неё входили. Ещё одним обязательным блюдом на поминальном столе являются небольшие булочки, сплетённые в виде погребального костра или с символикой погребального костра. Главными культами славян были культы огня небесного и земного , воды, земли и Рода родителей, мёртвых.
Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. Кутья не только на поминках Кутья — это не ежедневное блюдо. Имея столь символичное значение, оно готовится и подается на поминках и является обязательным атрибутом как первых поминок в день смерти, так и других поминальных дней. Кутья подается и в другие православные праздники, например, на Крещение, в Сочельник и т. Сочельник — канун Рождества. Этот церковный праздник называется так потому что основное блюдо — сочиво одно из названий кутьи. Сочиво тоже готовится из цельных зерен, отличается от кутьи меньшей сладостью. Крещение — это праздник-воспоминание о крещении Иисуса Христа в день его тридцатилетия в реке Иордан. В этот день готовят кутью, проводят обряды крещения в природных водоемах. Как молитва мирянина на освящение всякой вещи помогает в жизни Любой предмет аккумулирует информацию об окружающем его мире, обо всех, кто раньше с ним соприкасался. Не случайно считается, что не стоит прикасаться к чужим вещам без спроса или излишней надобности, свою одежду и предметы обихода не стоит давать в чужие руки. Молитва на освящение всякой вещи дает мощную энергетическую защиту дому, машине или предметам обихода. Она изгоняет бесов, очищает душу и помогает в любом добром начинании. Чины освящения бывают разные. Так, например, освятить квартиру или офис, может только лицо, облаченное духовным саном, а вот самостоятельно совершить освящение того, чем мы пользуемся каждый день, может каждый православный мирянин. Что нужно знать, прежде чем освящать ту или иную вещь Привести в порядок свои мысли, а разум очистить от гнева, или иных нечистых помыслов. Нельзя, чтобы слова произносились «скороговоркой» или впопыхах. К таинству моления важно относиться трепетно и молиться искренне. Священное Писание учит, что слова должны идти от сердца, только тогда они дойдут до Всевышнего. Перед совершением молебна рекомендуется посетить Храм и поговорить с батюшкой. Если пастырь не дает благословления, то это значит, что человек еще не готов к тому, чтобы произносить эти слова. Получив благословление своего духовника, можно приступать к обряду. Как правильно читать молитву Существует три варианта произнесения священных слов. Первый — достаточно сложный для восприятия и произношения — церковнославянский вариант: Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Читайте также: Виды надгробных памятников на могилу: из чего их делают Второй вариант более прост для произношения и для запоминания: Создатель и Творец человеческого рода! Податель духовной благодати, податель вечного спасения! Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь. Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться. Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через Иисуса Христа, Господа нашего.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
Нельзя на похоронах громко разговаривать, смеяться, сплетничать и обсуждать присутствующих. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон.
Откуда пришел обычай готовить кутью
- Как сварить кутью из риса и изюма по поминальному рецепту
- Поминки: суть и правила обряда
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ.
- Как похоронить и поминать своего близкого? -
- Как правильно организовать поминки по усопшему? Что готовить
- Кутья на поминки: символизм и рецепты • Как готовить кутью
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Иногда умерший, добиваясь угощений, прятал домашний скот, заставлял плакать малолетних детей, пугал спящих своим внезапным появлением и т. В таком случае рекомендовалось проводить внеочередное угощение. Среди части восточных марийцев осенью проводилось жертвоприношение домашних животных в честь умершего. Годовщину со дня смерти и поминки на третий год по умершему марийцы стали проводить сравнительно недавно под влиянием традиций соседних народов. Семья умершего целый год соблюдала траур. Родственникам запрещалось веселиться, вступать в брак или выходить замуж. Марийцы свято чтили память о предках. Язычники в течение года три раза проводили общеродовые поминки по усопшим в праздники Кугече, Семык и Угинде , крещеные — также в другие престольные праздники и в родительские дни. Поминки на Страстной неделе в четверг и в Семик совершались возле порога дома в присутствии всех родственников. В честь каждого умершего родственника семейно-родственного коллектива зажигали по одной маленькой свече.
Поминальную пищу отщипывали и питье отливали в посуду, которая стояла за порогом. Помянув таким образом в одном доме, шли к дому следующего родственника. Марийцы обращались за покровительством и поминали покойников и в другие праздники, а также в дни семейных торжеств. В ХIХ веке организовывались жертвоприношения в память давно умерших и покойников, которые не имели родственников вердыме-кукдымо. Такая забота об усопших поддерживалась верой в их способность влиять на судьбы людей. Приведенная характеристика похоронно-поминальных обрядов наглядно свидетельствует о значительном сохранении родовых традиций марийцев. Семейно-родственный коллектив свято чтил своих предков, стремился обеспечить умершему благоприятные условия для его жизни на том свете. В то же время он надеялся, что предки в состоянии защитить людей от несчастья, болезней, засухи, оказать посильное содействие в повседневной жизни. Почтительное отношение к предкам позволяло укрепить и освятить устоявшиеся нормы взаимоотношений в семье, обеспечить мир и спокойствие, вселяло веру в будущее.
Этим объясняется и бытование похоронно-поминальных обрядов в наши дни. Родственные связи в деревнях сегодня значительно трансформировались, тем не менее, многие похоронные обряды и поминки бытуют в марийских деревнях. Далее интересная работа Владимира Лукоянова учащийся 9 класса Мари-Ушемской основной школы Марийский погребальный обряд Ежедневно человек встречается с такими понятиями, как пища, одежда, жилище, праздник и обычай, поведение и этикет, но мы зачастую не задумываемся, сколько смысла вложено в эти обычные слова. Часто в последнее время можно слышать и видеть, что взрослые стремятся следовать старинным обычаям и традициям, очень много об этом говорят в школе. Но далеко не все знают, как правильно все же совершать тот или иной обряд. Не каждому взрослому известно, что такое сватовство, как вершится венчание, какие моменты необходимо учесть при погребении умершего, ведь похоронный обряд — один из важнейших обрядов жизненного цикла. Даже название деревни Лумаре в прошлом в переводе с марийского «10 марийцев» , говорит о том, что именно эти 10 марийцев и были первыми ее жителями, поселившимися на правом высоком берегу реки Лум. От них пошли потомки Кореевых, Антипиных, Тихоновых. Для изучения выбранной мною темы я стал искать историческую литературу.
Признаться, таковой мне удалось найти не очень много, но я убедился ещё раз в том, что тема эта весьма интересна и привлекала ученых-этнографов еще много-много лет назад. Представления о смерти Со смертью люди связывали различные верования, во многом языческие. За многовековую историю сложились традиционные представления о смерти, как о некоем существе, приходящем к человеку в различных обликах, чтобы увести его в «иной мир», на новое житье. Самое трудное и главное испытание — перейти по тонкой нитке через котел с кипящей серой. Впрочем, объект, через который необходимо переправиться, разные по возрасту люди толкуют по-разному: для одних — это огненная река, для других — котел с кипящей серой. Но ясно одно — каждый должен преодолеть это испытание именно по тонкой жердочке или нитке: «Рядом с покойником кладут тонкую нитку — порен, а если нет — то лыко, чтобы переходить на том свете через горящую реку». Успех перехода ставился в зависимость от того, удавалось или не удавалось покойнику отбиться от злых духов, которые стремились столкнуть его в котел. Об этом говорит и И. Смирнов в своей работе, и такое же объяснение встречал в беседах: «Говорят, переходить реку более страшно, черти стараются столкнуть тебя Е.
Иванова, 1918 года рождения ». В настоящее время многие думают, что безопасный переход, прежде всего, зависит от того, как жил на земле человек, много ли нагрешил за свою земную жизнь. Умерший, по представлениям марийцев, сохраняет все потребности живого человека в еде, одежде, орудиях труда и прочем. В гроб клали все необходимые вещи, которые могут ему понадобиться. Со временем количество вещей намного уменьшилось, видимо, люди стали считать, что нет необходимости в таком большом количестве вещей, у русских вообще ничего не кладут. Ничего не класть в гроб не принято у марийцев, так как они уверены, что человек будет приходить и выпрашивать, а может и увести с собой кого-либо из родственников. Как живое существо, умерший сохраняет способность к душевным волнениям. Он может чувствовать страх, гнев, радость и т. Для его успокоения перед опусканием гроба «кидают монетки, чтобы выкупить осырок, где будут жить покойный» Е.
Иванова, 1918. Денег не нужно жалеть, чтобы не расстраивать усопшего. Приметы, предвещающие смерть Смерть очень часто людьми предугадывалась. Существуют различные приметы, предвещающие смерть: необычные происшествия в доме и вне дома, неадекватное поведение птиц и животных, вещие сны. Особо верили в них больные люди. Многие приметы существуют и по сей день, они схожи с приметами других народов. По всей видимости, некоторые в нашей деревне были переняты у русских. Любая женщина-марийка знала, что «прилетела маленькая пичушка, синичка, и постучала по стеклу» М. Федотова, 1928 г.
Осень страшной приметой люди считали падение в доме иконы с подыконника подставки под иконы. Наблюдая за поведением птиц и животных, люди тоже делали необычные выводы: закричит пролетающий ворон протяжно или отрывисто, пробежит мышь по человеку, залетит в дом воробей и т. Всему было объяснение. Настороженно наблюдали за воем собак: если собака книзу воет, быть в деревне обязательно покойнику. Особое место отводили снам, предсказывающим смерть. По словам М. Федотовой, увидеть во сне новый дом или квартиру — это гроб, новое место для житья. Ну, а если уж выпали коренные зубы, «знать, помрет близкий человек». Интересной приметой, связанной со снами, считается видение того, что выделяют новый участок земли для строительства или под огород — явное предсказание нового места для жительства в «ином мире».
Смерть предсказывает сон, рассказывающий о копке грядок или их формировании, так как по форме грядка очень напоминает могильный холм. Не имеющим никаких объяснений насчет предсказания смерти является видение во сне картошки или ее копку, хотя старожилы основывают подобный факт на многолетних наблюдениях. Интересным в снах для меня является то, что некоторые приметы общепризнанны, а некоторые — личные. Возможно, у человека подобная примета сбывалась в жизни несколько раз, поэтому и сон считался вещим. В настоящее время этот обряд сохранился и пожилыми людьми совершается, но молодые все же стараются больного отправить в больницу. Кузнецов, тоже стараются принять меры, но совершенно другим способом. Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева. Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам.
Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок. Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке. Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали.
Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С. Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота.
Как правило, ее освящают в храме после отпевания умершего или панихиды. Также разрешается самостоятельно окропить обрядовую кашу святой водой прежде, чем подавать на стол во время поминок. Затем присутствующим гостям предлагают кисель с медом и постные блины. По традиции кутью заедали особенным хлебом. Его строго запрещалось резать ножом, лишь отламывать кусочки руками. Особенная польза обрядовой каши Кутья является очень вкусным и полезным блюдом, в основу которого входят пшеничные зерна. В них содержится много углеводов и множество полезных элементов. К ним можно отнести: витамины В, которые способствуют укреплению нервной системы, а также клетчатку, необходимой для выведения токсинов из организма.
Образовавшие Кубанские станицы и заселявшие их, переселенцы, большинство которых были русские, украинцы и белорусы привносили в похоронный и поминальные обряды свои особенности и отличия как христианского, так и языческого толка. Другие народы, населявшие Кубань, сохранили свои обряды в соответствии с вероисповеданием и национальными особенностями. В целом, похоронно-поминальная обрядность на Кубани была едина как для гражданского населения, так и для казаков как воинского сословия. Цикл поминальный включал в себя и поминки по смерти 3, 9, иногда 20, 40 дней, полгода, год ; календарный цикл поминок в течение года родительские субботы ; воинские поминовения. Но обращает на себя внимание тот факт, что Кубанские казаки отмечают так называемые "поминовения", связанные с местами героической или массовой гибели казаков, в которых проходят торжественные поминальные обряды. Это Тиховские, Липкинские, Кущевские, Даманинские и другие поминовения, которые пользуются наибольшей популярностью у казаков. Традиция эта очень давняя и уходит своими корнями, по мнению некоторых исследований, еще в дохристианские времена. Именно воинские поминальные обряды, стали для Кубанских казаков одним из главных объединяющих факторов «Смерть всех уровняет» , несмотря на многонациональный состав см. Фролов , так как восходили к дохристианским представлениям о поминовении павших воинов, которые у славян носили название тризна. Тризна, часть погребального обряда у древних славян. Первоначально Тризна состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества как до, так и после сожжения. С принятием христианства у славян долгое время Т. Термин «Т. В целом, как будет видно ниже, поминовения казаков практически полностью сохранили в себе черты тризны. Статья состоит из двух частей, посвященных соответственно похоронной и поминальной обрядности. Похоронная обрядность на Кубани На Кубани, как и в целом у славян, сохранились представления о смерти и приметы, связанные с похоронным обрядом, которые включают в себя дохристианские представления. Несмотря на это, в приведенном ниже материале видно, что на Кубани все эти обычаи соблюдались. Предопределение смерти Представления о предопределенности смерти порой противоречат друг другу. Согласно народной традиции, Господь, дает судьбу при рождении. О невозможности изменения однажды предопределенного свидетельствуют былички о повитухах, в которых предсказываются судьба новорожденного, сроки и вид смерти. В какой-то степени это может даже служить оправданием самоубийства. С другой стороны, отмечают, что своим поведением человек может изменить судьбу. Ну, если ты живешь и молишься, Господь может и смилосердиться, изменить судьбу. Если ты грешишь - в другую сторону изменит». Более того, своею жизнью можно подготовить себе будущую жизнь. В настоящее время в «смертный узел» складывают то, что может понадобиться при погребении: одежду, свечи, крестик в руки, полотенца, платки. Иногда, в качестве одежды для похорон хранили предметы венчального костюма. Некоторые собеседники помнят, что люди старшего поколения шили на смерть рубаху вручную. О приготовлении гроба к смерти упоминают редко, порою это является запретом. На случай чьей-либо смерти собирали и берегли в течение года «троецкую траву». Под «троецкой» травой может пониматься как трава, лежавшая во время праздника Троицы дома, так и трава с приятным запахом: мята, чабрец. Собирают волосы, для того, чтобы потом их поместили в подушку, которую кладут в гроб. Подушку шьют вручную после смерти человека родственники умершего. В представлении станичниковб о скорой смерти кого-то из близких говорят внезапные разрушения, появляющиеся в доме: падение иконы, лопнувший стол, треск в стене, разбитое окно. Животные, предчувствуя несчастье, ведут себя по-особому в том дворе, где оно скоро случится: собака воет, курица вдруг закричит по-петушиному, сыч кричит. Во время молебна перед уходом на службу конь казака, которому не суждено вернуться, стоит, опустив голову. У человека, близкого к смерти, заостряются черты лица, пальцы, синеют ногти, сам он «делается черный» - говорят: «земля упала». Пожилая женщина начинает часто «чипурится» - поглаживать себе лицо, платок поправлять. О таких говорят: «домой собирается», «край подходит». Нередко больного соборовали. На тех, кто после этого выздоравливал, народная традиция накладывает ряд запретов и предписаний: «... Чувствуя приближение смерти, станичники старались испросить друг у друга прощение. Умирающий давал последние распоряжения и наставления. Нередко они касались распределения имущества и совершения обряда. Последнее стало особенно актуально после революции, когда началось активное разрушение традиционных норм и обычаев. Готовь обед скромный, шоб мяса не було вообще». Смерть понимается как разделение души и тела. Для того, чтобы облегчить человеку последние минуты, близкие зажигали свечу. Иногда отмечают, что лучше, чтобы это была «четверговая» свеча свеча, с которой присутствовали в церкви на службе при чтении двенадцати Евангелий в страстной четверг перед Пасхой. Бывало, умирающий просил, чтобы его положили на землю. Считалось, что на земле умирать легче. День смерти После того, как человек скончался, телу его давали полежать около двух часов. В это время посылали кого-нибудь в церковь сообщить о смерти, и по колокольному звону в станице узнавали о новопреставленном. Одежду, в которой умер человек, снимали с него, разрывая, после сжигали или закапывали. Постель белье , на которой умер человек, или сжигали, либо, если смерть была легкой, без болезни, стирали и после использовали или отдавали кому-либо. Предметы мебели - кровать, лаву, в последнее время диван - могли вынести на время из дома. Обмывают покойного, как правило, посторонние, но могли и родственники. Собеседники отмечают, что прежде мужчины обмывали мужчину, а женщины - женщину, но в последнее время женщины обмывают и мужчин. Воду после обмывания выливали где-нибудь в таком месте, «где не ходят»: под веткой «неродючева» дерева или в «глухом» углу. Мыло и тряпочки, которыми пользовались при обмывании, старались либо закопать там же, либо сжечь. Усопшего одевали в то, что было приготовлено, или «лишь бы чистое». На казака одевали бешмет и черкеску. Встречаются упоминания о том, что одежду на покойном не застегивали, платок женщине не завязывали. Если усопший мужчина, то тот, кто одевает, и побреет его. Обрезанные ногти и волосы клали в гроб или сжигали. Однако фиксируется и запрет на подстригание волос и ногтей умершему. Волосы женщине укладывали под платок, но прическу не делали. В том случае, когда на умершую одевали сохранившуюся венчальную одежду, то «цветы» - венок не одевали, а клали их рядом в гроб, сбоку, там же и венчальная свеча. Тем, кто обмывал и одевал, давали полотенца или платки. В настоящее время в кубанских станицах сохраняется обычай хоронить девушек в свадебном наряде. В одной из станиц было выявлено описание, относящееся к 90-м годам XX в. Воронежской подругам умершей просватанной девушки тоже цепляли цветы, но не красные, как на свадьбе, а белые восковые. Гроб украшали цветами. Часть расходов на похороны брала на себя семья жениха. Упоминания о том, что умершего парня хоронили как жениха, прикалывая к его одежде цветы, встречаются реже. Иногда необходимым элементом одежды воспринимается пояс. В настоящее время под «поясом» может пониматься и пояс на брюках, и резинка, верёвочка в юбке и лента с написанными на ней псалмом 90 и молитвой «Да воскреснет Бог». Обязателен пояс и для умерших маленьких деток, потому что «Маленьким дава «Там» яблочко, оно у пазух кладе. А як не пидвязано, оно пада по долу». Когда тело обмыто и одето, покойнику связывали ноги, руки и подвязывали челюсть, что бы они не расходились. Перед тем как закрыть гроб навсегда, внимательно следят, чтобы все это было развязано, иначе «на там свете будет связанный. Правую руку покойного клали сверху - «чтобы мог крестится. Незакрытые глаза умершего воспринимались признаком скорой смерти кого-то из родственников. Повсеместно на Кубани с покойным кладут деньги: «на дорожку», «грехи выкупать», «место выкупать». Мелкие монетки завязывают в платочек и кладут мужчинам в карман, а женщинам подмышку или цепляют к поясу. В комнате располагали усопшего на лаве головою к иконам, ногами к дверям, вдоль стены. В некоторых станицах покойного могли положить в центре комнаты, но так же головой к иконам. У икон зажигали лампаду. Она горела до сорока дней. В ряде станиц около покойного вешали рушник. Сразу после того, как человек умер, приглашали читать Псалтырь.
Кутья освящается в храме во время панихиды и только после этого ставится на поминальный стол. Блины Блины — традиционное русское поминальное блюдо. Их могут подавать просто со сливочным маслом или закусками — например, с мёдом, со сметаной, икрой или семгой, в зависимости от достатка и вкусов семьи. При этом, поминки — скромная трапеза, блины готовятся из расчета: 1-2 блина на каждого пришедшего. Кисель Кисель завершает поминальную трапезу. Он бывает двух видов — кислый зерновой и сладкий фруктово-ягодный. Кислый зерновой кисель является традиционным поминальным блюдом. Овсяный, ржаной или пшеничный кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком. Сладкий фруктово-ягодный кисель — это напиток, который тоже можно подать на поминки. Напитки Алкоголь на поминках неуместен. Иногда даже сильно напиваются. Что об этом говорит Православная Церковь? Поминки — это милостыня, которую мы раздаём людям за усопшего. То есть ту милостыню, которую он не успел сделать при жизни. В своей жизни мы должны принимать людей в своём доме, кормить, делать добрые дела. Но жизнь заканчивается, и чтобы увеличить количество добрых дел, которые не успели сделать наши ближние, мы делаем это вместо них. Есть ли какая-то милостыня в том, чтобы кому-то налить водку? Если ты дал нуждающемуся человеку кусок хлеба или деньги, или покормил его — это милостыня. Водка — это не милостыня. Спиртные напитки — это абсолютно лишнее на поминках. Не надо поминать усопших спиртным». Священник Игорь Сильченков Для скорбной трапезы больше подходят безалкогольные напитки. Узвар из сухофруктов, морс, компот — лучший выбор для поминального стола. Самое главное — напитки не должны быть очень сладкими, лучше сделать выбор в пользу кислых плодов и ягод. Сыта — особый род поминального напитка. Он представляет собой мёд, смешанный с водой. Сытой можно заправить кутью или полить ею блины. Порядок поминальной трапезы В комнате, где приготовлена поминальная трапеза, нужно предусмотреть наличие икон и горящей лампады. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму Псалтири и молитву «Отче наш…». Во время вкушения блюд гости осеняют себя крестным знамением и читают краткую поминальную молитву об усопшем.