Лукашенко вновь баллотируется на пост президента Белоруссии. Биография Александра Григорьевича Лукашенко, личная жизнь президента Беларуси, его сыновья и жена Галина.
Александр Лукашенко рассказал, кто будет следующим Президентом Беларуси
Ведущий телепередачи "Момент истины" Андрей Караулов справа во время записи программы с участием Александра Лукашенко, 1993 год Фото: репродукция ТАСС Во время ратификации в Верховном Совете Белоруссии Беловежских соглашений Лукашенко единственный проголосовал против, по другим данным — воздержался. В апреле 1993 — июле 1994 года Лукашенко возглавлял временную комиссию Верховного совета по борьбе с коррупцией. Александр Лукашенко — Президент Белоруссии Когда в Республике Беларусь началась президентская предвыборная компания Лукашенко выдвинул свою кандидатуру и был избран в 1994 году. В 1995 году по инициативе Лукашенко в стране прошел референдум, на котором были заданы четыре вопроса: о придании русскому языку государственного статуса, о введении нового государственного флага и государственного герба, об одобрении политики Лукашенко по экономической интеграции с Россией и о праве президента Белоруссии распускать Верховный Совет. В результате русский язык стал в Белоруссии вторым государственным. Лукашенко в своей внешней политике проводил курс на сближение с Россией. Он побеждал на выборах 2001, 2006, 2011 и 2016 годов, легко обходя всех конкурентов. В сентябре 2003 Лукашенко подписал соглашение о формировании Единого экономического пространства между Белоруссией, Россией, Украиной и Казахстаном. У нас нет другого выхода, кроме как быть вместе. Поодиночке будет то, что в Украине».
В то же время Александр Лукашенко часто встречается с президентом Украины Петром Порошенко, недавно, на такой встрече он заявил о братстве белорусов и украинцев. В начале февраля 2017 года Александр Лукашенко на фоне отсутствия договоренности по цене на российский газ призвал Москву не осложнять отношения. Лукашенко подчеркнул , что в основе белорусско-российских отношений не должна лежать бухгалтерия. После этого Белоруссия присоединилась к Таможенному кодексу ЕАЭС, подписание которого откладывалось из-за разногласий. В ночь на 29 июля 2020 года в санатории под Минском были задержаны 32 бойца частной военной компании. При этом утверждалось, что в руках правоохранителей оказались члены «ЧВК Вагнера», которые, предположительно, намеревались дестабилизировать обстановку в республике. Сообщалось , что президент Белоруссии Александр Лукашенко созвал срочное совещание с членами Совета безопасности страны. Позже в новостях сообщалось , что украинский журналист Дмитрий Гордон рассказал, что во время интервью с президентом Белоруссии Александр Лукашенко согласился выдать Киеву некоторых из задержанных россиян. Он сказал, что будет дан зелёный свет прокуратуре и другим правоохранительным органам Беларуси, которые в соответствии с белорусскими законами сделают все необходимое для того, чтобы передать виновных и России, и Украине», — подчеркнул Гордон.
Выражена уверенность, что возникшая ситуация будет урегулирована в духе взаимопонимания, характерного для сотрудничества двух стран», — сообщила пресс-служба Кремля. Критика Александра Лукашенко Александра Григорьевича постоянно обвиняют в зажиме демократии и цензуре.
Кто был президентом Беларуси до Лукашенко? Беларусь, страна с богатой историей и сложным политическим путем, имела несколько глав государства до прихода к власти Александра Лукашенко. Предшественники Лукашенко оставили свой след в истории Беларуси, каждый из них оставил свой отпечаток на политической и социальной жизни страны. Давайте рассмотрим их более подробно. Он занял пост президента 26 декабря 1991 года и оставался на этой должности до 10 января 1994 года. Во время его правления страна столкнулась с рядом сложностей, связанных с экономическим кризисом и политическими противоречиями. Шушкевич провел ряд реформ, направленных на укрепление государственности Беларуси, однако его правление было краткосрочным и не смогло решить все проблемы, с которыми столкнулась страна. После ухода Шушкевича с поста президента власть в Беларуси была передана Александру Лукашенко.
А так можно? Политик управляет страной 30 лет подряд, оставаясь первым и пока единственным главой государства Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о намерении в седьмой раз подряд принять участие в выборах главы государства, которые состоятся в 2025 году. Политик подчеркнул, что пока не начал непосредственную подготовку к предвыборной кампании, настраивая всю властную вертикаль на активную работу в текущем году. Сколько Лукашенко управляет страной, законно ли его решение баллотироваться в очередной раз и кто может составить ему конкуренцию? Сколько лет Лукашенко занимает пост президента Белоруссии? Почти 30 лет. В 1994 году Александр Лукашенко, нардеп и директор совхоза, выиграл во втором туре президентских выборов. Позднее он принимал участие и побеждал во всех президентских гонках — в 2001, 2006, 2010, 2015 и 2020 годах. Последнее переизбрание политика на шестой срок подряд спровоцировало массовые протесты в республике.
В итоге после выборов Тихановская эмигрировала в Литву, а Лукашенко провел тайную инаугурацию из-за риска провокаций.
И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора 22. С начала 1993 г. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты. Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов.
Идея борьбы с коррупцией всегда была популярна в обществе. Проблема обострилась с началом «прихватизации», в процессе которой государственная и хозяйственная номенклатура начала делить общественный пирог в свою пользу. Об этом много писала негосударственная пресса, роптало население. Оппозиция сделала тему борьбы с коррупцией важным оружием борьбы с командой Кебича. Ее представители в Верховном Совете разоблачали злоупотребления высоких начальников, требовали наказания виновных. Под давлением оппозиции и общественности проправительственное большинство в парламенте было вынуждено согласиться на создание парламентской комиссии по этой проблеме, чтобы выпустить пар недовольства. В ее состав вошло девять депутатов во главе с Лукашенко.
Комиссия получила довольно большие полномочия проверять любую документацию всех организаций, включая негосударственные, и т. Кандидатура Лукашенко на пост председателя этой комиссии была компромиссной. Нужен был депутат, не принадлежащий к высшим кругам номенклатуры, сам не замешанный в коррупции. Проправительственное большинство считало Лукашенко своим и надеялось на его управляемость. Оппозиция, понимая невозможность поставить во главе комиссии своего представителя, вынуждена была молчаливо согласиться на меньшее из зол в лице Александра Григорьевича. К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека. На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича.
И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала. Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж.
Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении. Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей...
Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь».
Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы.
Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга.
Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича.
Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами. В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М.
Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным.
Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам. С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама».
В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М.
Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции.
Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов.
Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями.
В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики.
Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью.
Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов.
Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом. Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина.
Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией.
Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик». Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко.
До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов.
Александр Лукашенко получил еще одну высокую должность
Лукашенко заявил о решении баллотироваться в непростое для республики время. Такое мнение в комментарии «Постньюс» выразил политконсультант, эксперт консалтинговой группы «Полилог» Руслан Андреев. Андреев подчеркнул, что тем временем в Белоруссии фиксируется высокий уровень доверия к действующему президенту, что подтвердили прошедшие выборы в Палату представителей Национального собрания республики нижняя палата, аналог Госдумы РФ. Эксперт отметил, что ранее на внешнем поле Лукашенко успешно лавировал между Западом, Россией и Востоком. Однако в последние годы он избрал курс на укрепление российско-белорусских торговых отношений и подтвердил незыблемый статус республики в ОДКБ и Союзном государстве, причем «во многом вынужденный». Андреев указал, что после митингов в 2020 году политику удалось справиться с внутриполитическим кризисом: недовольство купировано, оппозиция вытеснена на границу и де-факто самоликвидировалась. Тихановская в эмиграции так и не сумела стать лидером протеста — политическое поле зачищено, в том числе в медиапространстве. Так что решение о выдвижении вполне закономерное. Президент не мыслит себя в отрыве от современной белорусской государственности.
С ним сложно поспорить: за 30 лет в стране сформировался персоналистский режим — после ухода Лукашенко республику ждет неопределенность.
Козлов и советник главы Совета Министров Н. Они провели переговоры о политическом союзе между Беларусью и Россией с Р. Хасбулатовым и его окружением. Уже сам выбор собеседников - противников Б. Ельцина говорил о том, на какой основе собирались создавать новое объединение.
Кульминацией его была пламенная речь Лукашенко. Под бурные овации он заявил, что готов «на коленях ползти к России», что «единственный шанс для спасения от гибели -создание единого государства с бывшими республиками СССР, прежде всего с Россией». Отсюда, именно отсюда должно пойти движение по созданию новой великой державы. На этом пути необходимо отказаться от замусоленной идеи экономического союза, нужно принимать политическое решение» 21. Но уже в этот период стала известна и другая сторона личности Лукашенко, которая в полной мере проявилась после избрания его президентом. В начале декабря 1992 г.
Лукашенко развалил профсоюз в отдельно взятом совхозе». А вверху на всю полосу крупным шрифтом было напечатано: «С трибуны парламента легче защищать всех аграриев, чем создать нормальную жизнь крестьянину». Статья написана А. Щербаком, бывшим председателем профкома совхоза «Городец», где директором был Лукашенко. В ней рассказывалось о постоянных нарушениях трудового законодательства в совхозе незаконные штрафы, неправильная оплата в праздничные дни и т. Лукашенко сорвал подписание коллективного договора между администрацией и коллективом.
Попытки председателя профкома отстаивать права работников и протестовать против действий директора привели к острому конфликту. Лукашенко стремился изгнать А. Щербака из совхоза. Когда же рабочие переизбрали председателя профкома на второй срок, то директор применил безотказный прием. Он своим приказом запретил изымать профсоюзные взносы через бухгалтерию. В результате работа профсоюза в хозяйстве оказалась парализованной, взносы перестали собираться, А.
Щербаку пришлось уволиться, профком практически прекратил свою деятельность. Любопытно, что в 1989 г. Теперь В. Снегов подтвердил все приведенные факты и проинформировал, что президиум райкома профсоюзов указал директору совхоза на нарушение закона и обязал его принять коллективный договор. Но Лукашенко, пользуясь своим депутатским статусом, проигнорировал это постановление. И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора 22.
С начала 1993 г. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты. Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов. Идея борьбы с коррупцией всегда была популярна в обществе.
Проблема обострилась с началом «прихватизации», в процессе которой государственная и хозяйственная номенклатура начала делить общественный пирог в свою пользу. Об этом много писала негосударственная пресса, роптало население. Оппозиция сделала тему борьбы с коррупцией важным оружием борьбы с командой Кебича. Ее представители в Верховном Совете разоблачали злоупотребления высоких начальников, требовали наказания виновных. Под давлением оппозиции и общественности проправительственное большинство в парламенте было вынуждено согласиться на создание парламентской комиссии по этой проблеме, чтобы выпустить пар недовольства. В ее состав вошло девять депутатов во главе с Лукашенко.
Комиссия получила довольно большие полномочия проверять любую документацию всех организаций, включая негосударственные, и т. Кандидатура Лукашенко на пост председателя этой комиссии была компромиссной. Нужен был депутат, не принадлежащий к высшим кругам номенклатуры, сам не замешанный в коррупции. Проправительственное большинство считало Лукашенко своим и надеялось на его управляемость. Оппозиция, понимая невозможность поставить во главе комиссии своего представителя, вынуждена была молчаливо согласиться на меньшее из зол в лице Александра Григорьевича. К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека.
На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала. Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня.
День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении.
Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку.
Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска.
Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы. Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей».
Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга.
Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании.
Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами. В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост.
Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании.
В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам.
Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам. С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет...
Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П.
Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции.
Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства.
Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов.
Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента.
Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс.
Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг.
Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной.
Лукашенко провел серию реформ, которые способствовали укреплению власти и авторитарного тоталитарного режима в стране. В то же время, его правление характеризуется нарушениями прав человека, ограничением свободы слова и закрыванием независимых СМИ.
Однако, перед Лукашенко на посту президента Беларуси были и другие лидеры. После Шушкевича на протяжении короткого периода времени президентом был Мячислав Григорович. Он занял эту должность 10 января 1994 года и в течение двух недель управлял страной. Григорович был одним из членов Государственного комитета по чрезвычайному положению, который временно возглавил страну после ухода Шушкевича.
Предшественником Шушкевича был Леонид Кравчук, который был первым президентом независимой Украины. Кравчук занимал должность в период с 20 июля 1991 года по 19 июля 1994 года.
По версии правозащитного центра «Вясна» и Белорусского Хельсинкского Комитета, которые наблюдали за акцией, такие действия милиции говорят о спланированной провокации. Она якобы была нужна для оправдания дальнейших силовых действий. В акции протеста 19 декабря 2010 года, по разным оценкам, приняло участие от 15 до 40 тысяч человек. Всего, по оценкам правозащитников, в ту ночь были задержаны около 800 человек, в том числе журналисты. Часть задержанных получила штрафы и сутки. Их тут же разогнали сотрудниками правоохранительных органов.
Александр Григорьевич Лукашенко
Список президентов Республики Беларусь — список представителей, глав или временно исполняющих обязанностей на период выполнения выборов. Был образован в результате распада Империи Республики Беларусь на бывшие автономные республики. Белорусские политологи Валерий Карбалевич и Алексей Дзермант рассказали «360», кто, по их мнению, может войти в этот совет. Период после обретения независимости в 1991 году и до прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году был одним из самых интересных и неоднозначных в политической истории Белоруссии. МЕМОРИАЛ "ХАТЫНЬ" (Минская область), 22 мар – РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что предстоящие в 2024 году выборы в стране не будут простыми, потому что выехавшая за рубеж оппозиция готовится к силовым действиям. политика, аналитика, новости беларуси, александр лукашенко, выборы президента беларуси — 2020. Александр Лукашенко (Президент Республики Беларусь) Станислав Шушкевич (Президент Белоруссии).
Кто правил Беларусью дольше всего
И это качество нашей жизни, которое обеспечивается развитием электрожилья, электротранспорта, сокращением выбросов парниковых газов на 7 млн т. Цифра внушительная", - констатировал глава государства. Что касается жилищной политики белорусского государства, то приоритет в вопросах помощи в строительстве и приобретении жилья сохраняется за семьями с детьми, в первую очередь многодетными, жителями малых городов и поселков, семьями, не имеющими собственного жилья, военнослужащими. И эта практика будет продолжена. Почти миллион семей улучшили жилье за эти годы. Сотни тысяч квартир построены с государственной поддержкой.
Цифра очень хорошая, но должна быть выше, - сказал глава государства. Модернизированы и построены многие знаковые спортивные и общественно-культурные объекты. В их числе Национальный олимпийский стадион "Динамо", комплексы "Минск-Арена", "Чижовка-Арена", "Стайки", "Раубичи", гребные каналы в Бресте и Заславле, которые в том числе позволили успешно принять крупные международные спортивные соревнования. Не забыли и о культурных объектах. Строительство многих из них стало поистине народным.
Национальная библиотека, новое здание музея Великой Отечественной войны. Сейчас совместными усилиями строится Республиканский молодежный патриотический центр в Брестской области. За три десятилетия в Беларуси почти в 2 раза увеличили протяженность дорог, при этом в 1,5 раза увеличился километраж дорог с твердым покрытием и на 1 января 2024 года составил почти 80 тыс. Сохранили и приумножили промышленный потенциал. Объем промышленного производства с середины 1990-х по 2023 год увеличился в 4 раза.
Благодаря современным нефтеперерабатывающим предприятиям в стране есть качественное и доступное топливо. Хотя было время, когда не знали, как заправить и вывести на поля уборочную технику, напомнил Президент. Лукашенко об успехах в промышленности: трактор МТЗ сравним по цене и качеству с автоматом Калашникова Кроме того, страна имеет серьезные компетенции в глубокой деревопереработке. Из важных достижений последнего времени - полет на МКС белорусского космонавта. И это не афоризм.
Полет Марины Василевской для Беларуси не просто имидж, показушный полет. Это символический аккорд, вершина, к которой мы шли с советских времен, - заявил белорусский лидер. Результаты Беларуси в космической отрасли стали возможны в том числе благодаря отечественному образованию, которое стало по-настоящему народным достоянием. Оно качественное и доступно каждому. Растет количество иностранных студентов, обучающихся в Беларуси.
Сейчас их свыше 30 тыс. Вырос авторитет защитника Отечества, существенно снижен уровень преступности. В 1990-е годы был разгул бандитизма, особую опасность представляли трассы, ведущие за пределы страны. Но с этой проблемой в Беларуси разобрались жестко и быстро. Это ничего не стоит, если нет нормальной безопасности для жизни в обществе", - подчеркнул глава государства.
Александр Лукашенко допустил вероятность того, что родившихся и выросших в благополучной Беларуси представителей молодого поколения, не знавших жизни и трудностей 1990-х, такой экскурс в историю не тронет: "И это хорошо. Это значит, что нам, старшему поколению, есть что представить молодому поколению в год нашего 30-летия речь о 30-летии института президентства. Мы не просто преодолели свалившиеся на наши плечи трудности. Да нам в радость, что у них такая жизнь. Для этого мы и работали".
Вместе с тем Президент подчеркивает, что многое еще предстоит сделать : "У нас достаточно поводов для гордости. Будет еще больше. А работы у нас еще больше. Будет жесточайшая дисциплина - будет и результат! И если мы не хотим сидеть в окопах, то мы должны работать ответственно, каждый на своем месте.
Так, как умеем. Мы уже не один раз превзошли себя во всех сферах. А в Год качества должны сделать невозможное". Не агрессивно сильных, а сильных духом". Многое из выступления Президента в первый день заседания было посвящено обстановке на международной арене и тем условиям, в которых Беларуси и далее предстоит не просто жить или выживать, а развиваться.
А теперь, при Лукашенко, празднуют 7 ноября — День Великой революции. А День Независимости - это день, когда советские войска осободили Минск.
Видна работа с кадрами. Если министры откровенно не справляются с работой их даже увольняют. Работают заводы. Не уничтожено машиностроение. Даже в глубинке хорошие дороги и опрятные населенные пункты. Местное население не замещается гостями из Азии. Есть строгий контроль за качеством продуктов.
А не так, когда полки маркетов забиты чудесами химии и продуктами с пальмой. Обеспечена безопасность населения. Нет постоянных пожаров, наводнений и странных инцидентов. Лукашенко не тратит много времени на парады, митинги и пресс-конференции.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Список правителей Белоруссии
В списке приведены главы государственной власти, осуществлявшие полномочия в процессе развития современной национальной государственности Белоруссии. Об этом «Вечерней Москве» заявил политолог Сергей Марков в понедельник, 9 августа. Названы вероятные преемники Лукашенко:: Новости Белоруссии. Президент Беларуси Александр Лукашенко рассказал, когда уйдет с поста главы государства и кто будет президентом после. Из замполита в президенты: биография Александра Лукашенко. Александр Лукашенко руководит Беларусью 28 лет — но каким он был в молодости и как пришел к власти?
Кто был в Белоруссии до Лукашенко?
Александр Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания. Президент Беларуси Александр Лукашенко будет симпатизировать Дональду Трампа на предстоящих в 2024 году выборах президента США. Период после обретения независимости в 1991 году и до прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году был одним из самых интересных и неоднозначных в политической истории Белоруссии. 9 августа 2020 года в Беларуси состоятся шестые президентские выборы. Во всех предыдущих гонках победу одержал действующий президент Александр Лукашенко. До Лукашенко в Белоруссии у власти находился Станислав Шушкевич. Он был председателем Верховного Совета Республики Беларусь с 1991 по 1994 годы.