Новости концепция патриотического воспитания граждан российской федерации

Он предложил обсудить методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан РФ», которые должны помочь в работе специалистам. Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются. Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – документ, включающий в себя базовые сведения о сфере патриотического воспитания и его содержании.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения. 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, выполнение государственных программ, планов по патриотическому воспитанию, осуществляет меры по обеспечению. Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются.

Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

В 2024 году на реализацию проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» будет выделено 45,85 млрд рублей, что почти в девять раз больше, чем в 2022 году. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (прокол № 2 (12)‑П4 от 21.05.2003)). Концепция), предложенная Партией Великое Отечество - документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера.

Российскому патриотизму присущи свои особенности.

Одно с необходимостью предполагает другое: человек сначала должен дать своему духу настоящее образование, стать личностью, чтобы его патриотические порывы, естественно вырастающие из привязанности к тому месту, где он родился и вырос, претворились в его сознательную любовь к Родине-матери и привели к деятельному служению Отечеству. В связи с этим нельзя не заметить, что не только образование как формирование личной духовности служит источником патриотического умонастроения. Одно из противоречий патриотизма выражается в том, что прямой зависимости между величиной культурного капитала и патриотическим поведением личности нет. Подтверждением тому служат случаи, когда вроде бы талантливые и образованные люди идут на подлость и предательство Родины-матери.

И, наоборот, в истории можно найти множество примеров, когда малообразованный и не блистающий талантами человек, выступив на её защиту, совершает героические поступки — высшие духовно-нравственные акты личности. Понимание человеческой личности как «духовного существа» — уникального в своей индивидальности и в то же время всеобщего благодаря своей духовности — раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодёжной среде эгоистического индивидуализма. Эгоист не понимает, что «я» и «мы» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность. Принадлежность каждого человека семье и роду генетически предшествует его самосознанию.

Я, справедливо констатировал другой русский философ С. Франк, есть по рождению, а, следовательно, и по существу, итог и воплощение связи отца и матери, которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — неважно, знаю я их имена, или нет. Вот почему первичной категорией нравственной жизни в обществе является обязанность, а не право, заключает Франк, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Исходя из этого, он прекрасно формулирует истинный смысл демократии: «Демократия есть не власть всех, а служение всех». С другой стороны, переформатирование сознания из личного в массовое тоже есть немаловажная причина антипатриотических настроений.

Всё, что не соответствует увлечениям массы, сегодня вытесняется. Быть, как все, становится правилом жизни. Обезличиванию людей способствуют и бизнес-стратегии, ориентирующиеся на массовые показатели. В советский период истории России с его пафосом высшей гуманистической цели, выраженной лозунгом «Всё во имя человека, всё для блага человека», государством ставилась задача всестороннего и гармоничного развития личности. Сегодня такая задача не ставится, а понятие личности толкуется превратно, отчего личную жизнь зачастую путают с интимной жизнью.

Позитивистская парадигма, господствующая теперь в образовании, игнорирует в человеке личность, отрицая её духовно-нравственное начало. Выйти из этого тупика можно только с помощью настоящего образования духа человека. Отказ от воспитательной компоненты образования после демонтажа советской власти стал одним из главных негативных факторов воспроизводства патриотического индифферентизма и нигилизма подрастающего поколения, ибо исчезла единая цель образования и воспитания — формирование гармонически развитой личности человека. Этот отказ не в последнюю очередь был вызван представлением об идеологической нейтральности нового российского государства, навязанным нам Западом. Огромный вред сфере образования наносят рыночные принципы, нацеливающие его не на воспитание человека в человеке, а на подготовку узкого специалиста — винтика в машине расширенно воспроизводящего себя капитала.

Использование в официальных документах, нормативных для сферы образования, словосочетания «оказание услуг» фактически приравняло школы к баням и парикмахерским, что привело к непозволительному понижению статуса учителя юношества, не говоря уже о беззащитности педагогов перед формально-юридическими требованиями. Следующей проблемой, спровоцированной модернизацией точнее, вестернизацией образования, стало обнищание русского языка, тоже имеющее немалые антипатриотические последствия. Язык, как всё живое, одновременно прочен и хрупок, отчего он подвергается смертельной опасности вследствие разного рода дегенерирующих влияний. Одним из них является то, что знание английского языка в России стало цениться сегодня выше знания русского языка. Этому содействовало также отставание нашей страны в электронном приборостроении, отчего вся лексика компьютерных и коммуникационных технологий к нашему времени оказалась английской.

Кроме того, нельзя не указать на жаргонизацию обыденной речи и на распоясавшуюся не только в интернете ненормативную лексику. Родная речь есть незаменимая среда и мощнейшее средство патриотического воспитания, а её чистота и красота есть гарантия сохранения нравственного здоровья народа. Все призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам будут тщетны, если через язык в сознание подрастающего поколения проникнут совсем другие поведенческие установки. Поскольку патриотизм, кроме школы, воспитывается исторической наукой, искусством и философией, вошедшими в обиход культуры, постольку состояние этих сфер тоже сказывается на качестве и эффективности патриотического воспитания. Если главным критерием развития науки становятся количественные наукометрические показатели, если разного рода провокации и перформансы начинают заменять настоящее искусство, а музеи, филармонии и театры вынуждены по требованию Министерства культуры стремиться к коммерческому успеху, то благополучным это состояние назвать никак нельзя.

Самой же глубокой стратегической проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения является отсутствие у его воспитателей единого понятия патриотизма. Сегодня различные определения патриотизма даются на основании множества его проявлений. Проявления эти берутся воспитателями из жизненного опыта и, как правило, не связываются ими в целостное понятие. Но в таком случае патриотизмом можно назвать что угодно. Он останется лишь мнением, или представлением, а не понятием.

Эти мнения имеют форму искренних, но исключительно субъективных убеждений, на которые воспитатели юношества и опираются в своей деятельности. Нельзя не признать, что такое, направляемое мнениями, воспитание тоже достигает своей цели, но скорее случайно, а не с необходимостью, как требуется. Из сказанного следует вывод, что недостаточная эффективность патриотического воспитания современной молодёжи вызвана господствующими в нём искажёнными представлениями о патриотизме. Молчаливо предполагается, будто воспитатели патриотизма знают, что такое истинный патриотизм, но на деле это не так. Разумеется, единого определения патриотизма, которое однажды и навсегда примут все, нет и быть не может.

Добиваться неизменного единомыслия в отношении любого предмета есть ложная, догматическая цель. Но признание этого отнюдь не означает, что нельзя или вредно стремиться к единому пониманию сути патриотизма, постепенно преодолевая тем самым разноголосицу мнений о нём, ибо произвольные определения патриотизма могут оказаться как истинными, так и ложными. Ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия в случае обособления одного из его необходимых моментов — особенного, всеобщего, или единичного. Одним из проявлений лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение особенностей всех иных народов. Это и есть национализм, т.

Однако, с другой стороны, не следует впадать и в противоположную крайность — в ксенофилию, или восхваление всего инородного. Здесь важна истинная мера, на которую указывал И. Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины». Напротив, игнорирование национальных особенностей своего народа ради всеобщего момента патриотизма чревато впадением в абстрактный космополитизм, т. С третьей же стороны, обособление единичного момента философского понятия патриотизма порождает казённый патриотизм, использующий патриотическую риторику как средство для достижения своих корыстных целей.

Разоблачение ложных форм патриотизма есть одна из стратегических задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Отсюда вытекает следующая стратегическая проблема — проблема понимания противоречивой природы разумного патриотизма. Если природное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви человека к родной земле, то этой любви не может не противоречить рациональный, или осмысленный патриотизм. Сегодня тема рационального патриотизма муссируется либеральной интеллигенцией, которая стремится к раскрытию личной полезности и общественной выгодности патриотического поведения на основе договорных отношений. Разума без рассудка действительно нет, но вера в то, что одно только рассудочное мышление может познать и исправить недостатки родной страны, иллюзорна.

В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего отрицает безусловную ценность чувства любви к Родине-матери, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами. Кроме того, вера в рассудочную рациональность способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах. Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному согласию с властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П. Чаадаева, всё видит в розовых очках, приукрашивая существующее положение дел. Только в гармонии природного с духовным началом, стихийного с рассудочным и разумным патриотизм воодушевляет людей на сознательную и подлинно созидательную деятельность.

Кроме противоречия природного и рационального начал, патриотическое воспитание пока не учитывает должным образом противоречие в патриотизме вечного и временного, или логического и исторического. Историческое образование целительно тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое будущее. Именно об этом в интервью, посвящённом национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым». Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует живую в прошлом жизнь, ослабляет инстинкт самоутверждения юности, остужает молодой задор и способность к самоотверженной любви. Ограничивать же молодёжь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой пусть даже интуитивно, а лучше, разумеется, сознательно такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений.

Цель, задачи, принципы и направления реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Цель реализации Стратегии — формирование системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Принципы реализации Стратегии патриотического воспитания: 1. Поскольку патриотизм есть умонастроение, которое свободно направляет все силы и способности гражданина на преодоление недостатков своей Родины ради её развития и процветания, постольку в деле патриотического воспитания подрастающего поколения эффективны лишь такие средства и методы, которые находятся в согласии с нравственной свободой личности. Никто не может обязать человека любить его Родину-мать, так как любить что-либо по приказу нельзя. Благодаря своему духовному наполнению патриотическое воспитание помогает человеку в детстве, отрочестве и юности преодолевать гнёт его инстинктивно-непроизвольных влечений и мотивированных произволом т.

Оно помогает становиться человеку разумным самостоятельным существом — зрелой личностью, осознающей свободу своей воли и, стало быть, ответственность за продиктованные ею поступки. Патриотическое воспитание есть, по сути, школа общественно-государственного добровольчества — школа гражданского служения. В ней человек становитя личностью, преодолевает свою природную ограниченность и, в известном смысле, конечность, поскольку его добрые дела надолго входят в историческую память его народа и его страны. Система патриотического воспитания складывается в совместной работе воспитателей и воспитанников на благо своего Отечества и через него — всего мира. Тем самым она практически раскрывает для юношества несостоятельность индивидуализма, наследуя и развивая исконную русскую традицию соборности как солидарного служения своему Отечеству сыновей и дочерей своей Родины-матери.

Диалоги и дискуссии с юношеством, возникающие в ходе этой работы, проясняют для молодых умов диалектику понятия патриотизма и метод разумного разрешения его противоречий. Всеобщность патриотического воспитания и единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивают право каждого на патриотическое воспитание, в том числе предполагают вовлечение представителей подрастающего поколения с различными степенями инвалидности в полноценную гражданскую активность по принципу «Вместе со всеми». Ход и результаты реализации стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России требуют открытой, независимой и компетентной оценки качества патриотического воспитания на основании системного индекса его показателей. Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма.

Первое направление воспитательной работы имеет своей целью воспитание любви к Родине-матери и Отечеству. Это основное направление патриотического воспитания содействует развитию сил и способностей юных граждан, благодаря которым они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь, развитие и процветание своей страны. Главные задачи этого направления: а знакомство воспитанников с истинной историей Отечества, свободной от любого рода фальсификаций и предвзятых истолкований, сглаживающих её трагические противоречия; б освоение философски обоснованного образа будущего их Родины-матери. Это направление патриотического воспитания призвано помочь воспитаннику зажечь в своём духе активную, творческую любовь к Отечеству, умножающую его силы и развивающую его способности стать полезным себе и другим гражданином своей страны. Любовь к Отечеству требует также развития национального самосознания, которое подвигает воспитанника на самоотречение и проявляется в умении видеть недостатки своей Родины-матери, чтобы по мере сил содействовать их искоренению.

В подзадачи этого направления входят глубокое изучение родного и русского языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы родного Отечества, изучение природы и обычаев своей малой родины, географии родной страны и мира. Стратегический смысл этого направления состоит в соединении личной жизни представителя подрастающего поколения с жизнью своего народа и родной страны. Второе направление воспитательной работы воспитывает любовь к другим народам и странам, чем помогает пробуждению у воспитанника того, что Ф. Достоевский в своей знаменитой речи об А. Пушкине назвал всемирной отзывчивостью духа.

Это направление помогает представителю подрастающего поколения осознать себя гражданином мира, «всечеловеком», и, таким образом, приобщиться к патриотической идее в её предельном развитии, когда от избытка деятельной любви к своему Отечеству она превосходит саму себя. Истинный патриотизм зиждется в такой же мере на любви человека к своей Родине, в какой и на вере, что благодаря Богу люди всех стран внутренне объединены высшей духовной связью, отчего в лице каждого человека неповторимым образом представлена идея всего человеческого рода. Решение задач этого направления содействует личному осмыслению молодыми людьми судеб особенных народов и всеобщего блага, выступающего целью мировой истории человечества. Третье направление воспитательной работы содействует идентификации в сознании воспитанника любви к Родине-матери и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству. Решение задач этого направления помогает воспитаннику научиться любить свой народ и родную страну в их конкретном единстве со всеми другими народами и странами.

К третьему направлению относится всё, что способствует деятельности представителя подрастающего поколения в интересах родной страны и мира в целом организация экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных способностей личности в спортивных секциях и научно-технических кружках, в драматическом, изобразительном, поэтическом и песенно-музыкальном искусстве, воспевающем высокий смысл и глубину национально-народной и мировой культуры. Кроме того, это направление патриотического воспитания стимулирует созидательные молодёжные инициативы, поддерживает детские и юношеские объединения социальной направленности, разработку и внедрение эффективных форм технологий социализации индивидов, их активного включения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны. Возрастные этапы реализации Стратегии патриотического воспитания Реализация Стратегии патриотического воспитания предполагает непрерывный цикл образовательно-просветительской работы воспитателей всех возрастов. На всех этапах взросления формирования личности человеческого индивида используются адекватные его возрасту формы, средства и приёмы достижения стратегической цели патриотического воспитания. Стратегия выделяет три этапа воспитания патриотического умонастроения личности гражданина сообразно возрастам индивида: 1.

Этап детства человеческого индивида, длящегося весь дошкольный и начальный школьный периоды, когда самое активное участие в воспитательном процессе принимают члены семьи ребёнка, воспитатели в дошкольных учреждениях и учителя начальных классов школы. Этап отрочества, длящегося в период с пятого по восьмой класс средней школы, когда кроме семьи и школы активное участие в воспитательном процессе начинают принимать представители общества и государства, спортивных, туристических, военных, просветительских, художественных и религиозных организаций. Этап юности включает старшие классы средней школы, а также время среднего специального и высшего профессионального образования, когда воспитание индивида начинает сменяться его самообразованием. Способы реализации Стратегии на каждом из возрастных этапов воспитания На каждом из возрастных этапов реализации Стратегии её генеральная цель достигается соответствующими возрасту воспитанника тактическими средствами. На этапе детства эта цель реализуется в формах 1 семейного воспитания, обеспечиваемого взаимной любовью всех членов семьи, 2 дошкольного и 3 начального школьного воспитания.

Содержанием этих форм является воспитание любви к флоре и фауне малой родины и уважения к другим людям, воспитание самообладания и ограничения своеволия, умения трудиться и любви к труду. На этапе отрочества эта цель достигается путём сознательного приобщения воспитанника к родному языку как стихии выражения духа народа, к народным и национальным ремёслам, ознакомления его с природой, обществом и государством как закономерными и относительно автономными целыми. Первоначальное развитие у подростка экологического сознания, закладка основ морального самоопределения, художественного и религиозного духа воспитанника происходит именно в отрочестве, что требует от воспитанника основательного знакомства с художественной литературой на родном и русском языках в т. Это делает подростка способным смотреть на себя и других людей как участников истории своего народа, своей родной страны и мира, что способствует возникновению его сознательного стремления к их благу с той же энергией, с какой он инстинктивно стремится к собственному благу. На этапе юности эта цель реализуется в форме свободного утверждения в сознании воспитанника разумного принципа его нравственной жизни и доброй воли.

Он создаёт для себя образ желаемого будущего себя самого и своей Родины-матери, ибо только такой образ может стать целью его активной созидательной деятельности на благо своего Отечества. Тогда же завершается становление национального самосознания личности, поскольку она постигает свою значимость в жизни своего народа и своей страны, а через них в жизни человеческого рода. Понятия общества и государства разделяются в её гражданском сознании, ибо в обществе господствуют особенные личные и корпоративные интересы, а государственной заботой выступает всеобщий интерес. Личность научается жить в своём государстве, уважая закон и содействуя осуществлению необходимых политических решений. Как семейное воспитание делает человека способным к созданию новой семьи и воспитанию своих детей, так военно-патриотическое воспитание убеждает его в необходимости допризывной подготовки и военной службы, пока на планете не воцарится вечный мир между народами и государствами.

Искусство, религия и философия завершают патриотическое воспитание человека, так как открывают перед ним на этом этапе действительно бесконечную перспективу развития субъективного и объективного национально-народного духа, тем самым вырабатывая у представителя подрастающего поколения личный иммунитет к любым эгоистическим иллюзиям и ложным формам патриотизма.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.

Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Принципами патриотического воспитания являются: принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству; молодые граждане и молодежные общественные объединения; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа. Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания. Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти, учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и др. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.

В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом. Основы организации работы по патриотическому воспитанию Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "Об образовании" , "О высшем и послевузовском образовании" , "О воинской обязанности и военной службе" , "О ветеранах" , "О днях воинской славы победных днях России" , "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г.

Воспитанием патриотизма на воинских традициях и ритуалах тоже нельзя пренебрегать. Воинские традиции — часть национально-государственных традиций. К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др. Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества.

В воинских частях они чаще всего посвящаются подвигам однополчан, знаменательным событиям из истории части, вида, рода войск. Кроме того, если воинская часть расположена недалеко от районов известных сражений прошлого, ее личный состав может принять участие в Вахтах памяти, в поисковой деятельности, в благоустройстве мест воинских захоронений и обелисков. Огромное эмоциональное и назидательное воздействие на воинов оказывают воинские ритуалы: торжественное принятие Военной присяги, вынос Боевого знамени, принятие в армейский строй молодого пополнения, проводы в запас отслуживших военнослужащих. Как правило, вручение боевого оружия и передача военной техники производят сильное эмоциональное впечатление на новичков в армейском строю, формируют у них чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к прославленным частям и соединениям. Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков. Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест. К группе форм воспитания патриотизма на ценностях морали и нравственности относятся формы, направленные на формирование культуры и навыков межнационального общения молодых воинов. Воспитание патриотизма на ценностях морали и нравственности предусматривает следующие постулаты: — никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; — гуманистическое отношение к человеку любой национальности, уважение его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; — терпимое, тактичное отношение к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; — категорическое неприятие несправедливости, дискриминации, угнетения.

Успех проводимой в Вооруженных Силах работы по патриотическому воспитанию молодых военнослужащих зависит от многих факторов и, прежде всего, от активности и инициативы руководящего состава, работников военно-политического звена. Ощутимое воспитательное значение имеет личный пример командиров и начальников. Выдающийся военный педагог генерал М. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает! И идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится». Необходимо отметить, что краеугольный камень воспитания молодых военнослужащих в военно-патриотическом духе — воспитание у них высокой воинской дисциплины. Высокая дисциплинированность — одно из важнейших свойств, без которого немыслимы как полноценная личность воина, так и вся специфическая деятельность армии и флота. В ходе нравственного воспитания у военнослужащих формируется понятие дисциплинированности как воинского долга.

Это развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение Военной присяги и воинских уставов. В гарнизонах, военных городках мероприятия военно-патриотической направленности с молодежью проводятся на базе Домов офицеров, офицерских клубов, комнат воинской славы или военно-исторических музеев, с использованием потенциала военных ансамблей песни и пляски, военных оркестров. Методические рекомендации Во вступительном слове руководителю занятия желательно простыми словами объяснить, почему изучаемая тема по ВПП актуальна сегодня, озвучить цели занятия, назвать его основные блоки.

Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России

Так или иначе, нормативно-правовая деятельность государственных структур в направлении определения и развития основ патриотического воспитания дала толчок для развития общественной, социально-философской, научной и политико-правовой мысли по проблемам, связанным с феноменом патриотизма. В частности, в осмыслении значения патриотического воспитания стали принимать участие традиционные конфессии Российской Федерации. На сайте Синодального Комитета Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством размещена «Концепция традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах», одобренная 28 апреля 2011 года на заседании постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества, в которой говорится: «Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учётом условий современной жизни» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития... Формирование же патриотизма в Концепции является одной из основных задач в сфере духовно-нравственного воспитания, а сам патриотизм заявлен в качестве «базовой казачьей ценности» [Концепция традиционного духовно-нравственного развития... Обращаясь к содержанию Программ по патриотическому воспитанию, нельзя не обратить внимание на постепенное смещение внимания с развития нравственной составляющей личности что предполагает формирование именно качеств личности на критерии отслеживания результатов воспитания путём учёта только количественных показателей. Если реализация второй Программы на 2006 - 2010 годы обеспечивалась такой достаточно серьёзной работой, как «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» [Критерии и основы методики оценки... Данное смещение внимания может свидетельствовать о том, что государственные структуры либо не заинтересованы в их мониторинге, либо не считают данные показатели важными в вопросе оценивания качества патриотического воспитания. Кроме того, необходимо признать, что оценить результаты качества воспитания, духовно-нравственных его характеристик сегодня достаточно сложно, только жизненный путь человека, его поступки и деяния могут свидетельствовать о его нравственности и патриотичности. В 2016 г.

Но 29 мая 2015 г. Правительством РФ была принята «Стратегия развития воспитания до 2025 года», согласно которой «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,. В данном документе было определено содержание таких понятий как: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание. При этом патриотическое воспитание рассматривалось в контексте аксиологического пространства общероссийской идентичности. Таким образом, можно говорить о том, что становление и развитие основ патриотического воспитания в современной России с начала XXI в. Приход к власти после «лихих девяностых» новой политической элиты во главе с В. Путиным вновь актуализировал для страны проблему патриотизма. Начиная с 2001 г.

При этом необходимо отметить, что реализация данных программных документов в определённой степени входила в конфликт с политикой по деидеологизации и депатризации общественного сознания, провозглашённой в начале 1990-х гг. Радикальный поворот в политике властей, ориентированный на преодоление данного конфликта, можно связывать с 2012-2013 гг. Путин опубликовал в СМИ несколько программных статей, определяющих основные смыслы и приоритеты государственной политики. К настоящему времени руководством государства патриотизм заявлен в качестве политической идеи, «национальной идеи», основы «стратегии национальной политики» современной России. Список литературы References 1. Денисов Н. Патриотическая культура эпохи перемен: монографический сборник. Краснодар, 2015.

Denisov N. Patrioticheskaya kultura epohi peremen: monograficheskii sbornik. Krasnodar, 2015. Шапошникова Т. Педагогические науки. Shaposhnikova T. Pedagogical science. Устрялов Н.

Ustryalov N.

Этого нельзя допустить. Поэтому в Совете Федерации проводится огромная работа по сохранению наследия и памяти о Великой Отечественной войне. Так, на законодательном уровне принят ряд важнейших решений. В частности, установлено новое почетное звание «Город трудовой доблести», оно уже присвоено 20 городам, принят закон об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников защитникам Отечества в России и за рубежом.

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.

Между тем В ходе поездки председатель ГД также заявил, что при комплексной застройке территорий необходимо учитывать интересы жителей и сдавать объекты только со всей необходимой инфраструктурой. По его словам, строительные организации должны понимать ответственность перед людьми, "чтобы плотность застройки не была высокой, были стоянки, озеленение, скверы, детские площадки". Он отметил, что развитая социальная структура повышает привлекательность жилья.

Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России

Всероссийский проект патриотического воспитания и истории Вооруженных Сил Российской Федерации. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Государственная концепция патриотического воспитания граждан в российской федерации. Анализируются основные положения Государственной концепции па-триотического воспитания граждан в Российской Федерации. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы предусматривает ряд мер, направленных на достижение поставленных целей и задач.

Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания

Всероссийский проект патриотического воспитания и истории Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач. Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания

Лучшие проекты они представляют на Национальной премии «Наш вклад» , получая за их реализацию статус «Партнёр национальных проектов России». Одним из финалистов премии стала общественная организация «Общий интерес», представившая проект по увековечиванию подвига советских летчиков Бориса Капустина и Юрия Янова. Офицеры отказались катапультироваться и направили машину на озеро Штёссензее в британской оккупационной зоне. Таким образом, экипаж боевого самолёта ценой своих жизней предотвратил жертвы среди гражданского населения. В 2016 году общественники выступили с инициативой создания памятника героям в родном для Бориса Капустина городе — Ростове-на-Дону.

Открытие монумента состоялось в ноябре 2022 года. При этом командир приказывал штурману катапультироваться, а штурман отвечал командиру, что тогда самолет точно не уведем», — отметил помощник президента Владимир Мединский. По словам авторов проекта, за всё время степень информированности жителей Ростовской области о подвиге лётчиков выросла в два раза.

Информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых федеральных органов исполнительной власти Минобразования России, Минобороны России, Минкультуры России, Минздрава России, МПТР России, МВД России, Госкомспорта России и др. Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотическим ценностям, их духовного освоения. Обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в системе патриотического воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, создание на федеральном и региональном уровнях, уровне местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий и советов по реализации цели и задач патриотического воспитания граждан; разработку модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию граждан в Российской Федерации, апробацию ее использования в ряде регионов страны.

Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан, повышение роли и возможностей федеральных органов исполнительной власти, регионов, страны в подготовке специалистов по воспитательной работе с различными категориями граждан их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания российских граждан, разработанных в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, регионах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания, финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы, в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета, финансирование мероприятий региональных программ за счет соответствующих средств. Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности граждан Российской Федерации и совершенствованию управления системой патриотического воспитания. Содержание управления системой патриотического воспитания включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий, научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан. Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы, учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе, условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие. Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации, положений Концепции и государственных программ патриотического воспитания граждан, в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы планы патриотического воспитания и организуют их выполнение. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений Концепции, государственных программ и планов патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания, разрабатывают долгосрочные региональные программы планы патриотического воспитания и осуществляют их реализацию, совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ. В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций и движений необходимо создание межведомственных структур. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами. На федеральном уровне такую структуру и ее полномочия определяет Правительство Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти создаются советы по патриотическому воспитанию, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы. Советы по патриотическому воспитанию федеральных органов исполнительной власти разрабатывают ведомственные программы планы патриотического воспитания и организуют их исполнение. Региональные межведомственные координационные советы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий государственной программы и осуществляют их реализацию. Они осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций по поддержке и выполнению мероприятий патриотической направленности, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств субъектов Российской Федерации и привлеченных средств. Для осуществления функций рабочего органа указанных советов решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания. Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества. Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации. Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

По мере поступательного развития России и практической реализации системы патриотического воспитания граждан отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и общецивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России. N 122.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.

Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. Принципами патриотического воспитания являются: принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству; молодые граждане и молодежные общественные объединения; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа. Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти, учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и др. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основы организации работы по патриотическому воспитанию Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "Об образовании" , "О высшем и послевузовском образовании" , "О воинской обязанности и военной службе" , "О ветеранах" , "О днях воинской славы победных днях России" , "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", от 16 февраля 2001 г.

N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания. Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации как в центре, так и в регионах. Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Вместо слов "от 16 февраля 2002 года" следует читать "от 16 февраля 2001 года". Патриотизм и патриотическое воспитание Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий