Указ о вольных хлебопашцах 1803 года привнес значительные изменения в жизнь вольных хлебопашцев.
Указ о «вольных хлебопашцах»
Вольные хлебопашцы обязаны были платить налоги государству и нести воинскую службу. Судебные дела освобожденных крестьян проходили в тех же учреждениях, где судили государственных. Вольные хлебопашцы, оплатившие свой выкуп и землю, могли самостоятельно ей распоряжаться и переезжать в другие губернии. Вольных хлебопашцев наделили правами государственных крестьян. Освобожденный крестьянин мог взять долг на себя при заложенной земле помещика, если разрешал кредитор. Плюсы указа Одним из важных плюсов являлось само свершение этой реформы. Признание проблемы крестьянского вопроса стало важным шагом в сторону развития как экономики в России, так и гражданских прав. После подписания указа многие видные деятели говорили о полном избавлении от крепостничества, которое тормозило индустриализацию страны. Среди них были дипломаты Александр Горчаков и Александр Грибоедов. Но немногие с ними соглашались в этом вопросе.
Александр I был заинтересован в экономическом развитии России. Он следил за тем, как проходит реализация указа: ему предоставляли ежегодный отчет о количестве освобожденных крестьян. После подписания указ еще много раз дополняли. Минусы указа Александр I решился на смелый шаг, подписав такой указ. Но из-за недоработки и сильного сопротивления со стороны дворян он не стал полноценным законом, который бы позволял освободиться крестьянам от помещиков. Таким образом, крестьянин не мог выкупить себя, даже если у него были деньги. Помещик не был обязан продавать землю. Он мог отказаться и при этом не иметь никаких юридических последствий. Он мог назвать специально такую сумму, чтобы крестьянин не смог освободиться.
Таким образом, он мог избавиться он неплодородной земли и получить еще за нее деньги.
Судить хлебопашца надлежало в том же учреждении, что и государственного крестьянина. Отпущенные крепостные, исполнившие свои обязанности перед помещиками, могли свободно распоряжаться своим земельным наделом. Они могли также переходить жить в другие губернии, заранее уведомив об этом Казенную палату. Если земля крестьянина или же он сам были заложены, то по желанию бывшего хозяина он сам перенимал этот долг с разрешения кредитора.
Надо сказать, что помещик мог не воспользоваться полученным правом, поэтому указ имел исключительно рекомендательный характер, а не обязательный. Либеральные устремления Александра Павловича разделяли далеко не все. Император настойчиво хотя и не жёстко требовал от своих вельмож воспользоваться Указом, но на этот раз многие проигнорировали царскую волю.
Ведь и раньше помещик мог дать своим крестьянам волю, за выкуп или безвозмездно, продать, подарить или сдать в аренду землю. Но такое поведение считалось в обществе по меньшей мере экстравагантным, а часто и предосудительным. Царский указ проявил полное государственное одобрение освобождению крестьян и объявлял такие сделки экономической политикой государства. Достаточно сказать, что Александр I внимательно следил за ходом выполнения указа и регулярно запрашивал сводки о количестве новых вольных хлебопашцев.
А вот порадовать императора было нечем. За 22 года оставшегося царствования Александра I лишь 47 тыс. За все время существования указа, до 1861 года, только полтора процента крестьян получили возможность выкупить свою свободу. Это было 150 тысяч мужчин со своими семьями. Так плохо указ работал в силу двух причин: во-первых, освобождение крестьян было правом, а не обязанностью помещика, во-вторых, единовременно заплатить всю сумму выкупа могли лишь единицы — богатые оброчные крепостные.
Находя с одной стороны, что по силе существующих законов, как то, по манифесту 1775 и указу 12 декабря 1801 годов увольнение крестьян и владение уволенным землею в собственность дозволено; а с другой, что утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей государственного хозяйства: мы считаем справедливым и полезным, как ему графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить; а дабы имело оно законную свою силу, находим нужным постановить следующее.
По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на Тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного. На сем основании Правительствующий Сенат не оставит учинить от себя все нужные распоряжения. ПСЗ, с 1649 года.
Указ о вольных хлебопашцах 1803 года
Тем не менее, указ о вольных хлебопашцах явился предтечей реформы 1861 года. Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Указ о вольных хлебопашцах – данный документ подписал Александр І 20 февраля 1803 года. Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля (4 марта) 1803 года императором Александром I. Идею документа Александр позаимствовал у графа Сергея Румянцева, решившего отпускать своих крестьян с землей на волю за некую сумму. году был издан указ о «вольных хлебопашцах», который даровал помещикам право освобождать крепостных крестьян, но только с землёй и за выкуп.
References
- «Указ о вольных хлебопашцах»
- Ответы : Что нового внес в жизнь России указ о вольных хлебопашцах?
- История ЕГЭ. Как отличить Указ о вольных хлебопашцах от Указа об обязанных крестьянах?
- Новая надежда для крестьян
- Указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Издание указа о вольных хлебопашцах.
- Указ о свободных хлебопашцах
Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г.
Однако отменить крепостное право правительство не решалось: дворянство, привилегированное сословие и главная опора императора, было против таких изменений. Пришлось идти на компромисс между потребностями экономики и желанием дворян. И таким компромиссом стал указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Издание указа о вольных хлебопашцах Еще одной причиной к изданию указа помимо вышеперечисленных стало одно событие. Граф Сергей Румянцев изъявил желание освободить часть своих крестьян с землей. При этом он хотел, чтобы крестьяне заплатили за свои участки. С просьбой узаконить такую сделку он обратился к императору. После этого в 1803 году Александр I издал указ о вольных хлебопашцах. Указ о вольных хлебопашцах предусматривал..
Помещик может отпустить своих крестьян на волю вместе с землей. При этом об условиях выкупа и обязательствах крестьянина помещик должен договориться с самим крестьянином. Обязательства, о которых условились помещик и крестьянин, передаются его наследникам. То же можно сказать и о правах помещика. Если крестьянин не исполняет обязательств, он с семьей и землей возвращается в зависимость к помещику. Освобожденные крестьяне получают название свободных хлебопашцев. Вольные хлебопашцы могут перейти в другое состояние стать ремесленниками, торговцами и т. Отпущенные крестьяне, как и государственные, должны платить налог государству.
Также они должны были нести рекрутскую повинность. Судить хлебопашцев надлежало в тех же учреждениях, что и государственных крестьян.
Освобожденных крестьян называли «свободными» или «вольными хлебопашцами». После получения свободы крестьяне были обязаны нести рекрутскую повинность. Указ о вольных хлебопашцах: итоги и значение По требованию императора ему ежегодно присылали ведомости, в которых указывалось число крестьян, ставших свободными. Законодательный акт показал настроение дворян, власти смогли оценить, насколько оно готово расстаться с привычным для него укладом. Издание указа о вольных хлебопашцах не принесло того результата, на который рассчитывал Александр.
Недостатком указа стало то, что помещик сам устанавливал размер земли, которую передаст крестьянам, или стоимость выкупа. Многие помещики предлагали для передачи неплодородные земли или устанавливали такую сумму, которую крепостные не могли выплатить. Также ценой свободы нередко была необходимость нести повинность в виде барщины или оброка.
На заседаниях Совета обсуждались проекты некоторых реформ, проводившихся Александром I в первое десятилетие его правления. Портрет Н. Тишбейн В 1810 г.
Непременный совет был преобразован в Государственный совет, разделённый на департаменты, общее собрание, Государственную канцелярию и комиссии. Периодически в нём появлялись новые временные органы. Через Государственную канцелярию в совет поступали на рассмотрение различные дела: законы и указы, проекты реформ. Решения принимались голосованием, однако император мог утвердить решение большинства или меньшинства по своему выбору. На время отсутствия императора Совету подчинялись министерства. С минимальными изменениями Государственный совет просуществовал до 1906 г.
Указом «О правах и обязанностях Сената», выпущенным 8 сентября 1802 г. Сенат мог оспорить принятие законов, если они противоречили уже существующим. Этот же указ расширял права обер-прокурора, который был главой Священного синода. В 1803—1824 гг. Голицын, пользовавшийся безграничным доверием Александра I. Портрет А.
Брюллов Одной из главных реформ государственного управления стала министерская реформа. Она проводилась в два этапа: с 1802 по 1803 г. Указом 8 сентября 1802 г. Коллегии теперь были подчинены министерствам, некоторые из них преобразовали в департаменты. Во главе каждого ведомства был министр, который управлял министерством единолично. Министры отчитывались перед Сенатом.
Подчинённые могли представить министру свои соображения, если были не согласны с его решениями, но оспорить эти решения они не могли. По замыслу Александра, в дальнейшем коллегии необходимо было упразднить. Учреждался также Комитет министров как следует из названия, он состоял из глав министерств , которые должны были собираться для рассмотрения текущих дел. Следующие несколько лет выявили ряд недостатков в работе министерств. Среди них — путаница в полномочиях, пересекающиеся функции, нечётко прописанные обязанности министерств и лично министров. Поэтому в 1810—1811 гг.
Эти акты определили, кому какими государственными делами заниматься: внешняя политика — министерству иностранных дел, внешняя безопасность — военному и морскому ведомству, суд — министерству юстиции, внутренняя безопасность — новоучреждённому министерству полиции. Министерству внутренних дел поручили всё, что связано с развитием земледелия и промышленности. Появилась новая должность — государственный контролёр. Ему предстояло руководить проверкой государственных счетов. В первое десятилетие царствования Александра I были проведены реформы управления. Создан Непременный совет, затем преобразованный в Государственный совет — высший совещательный орган при императоре.
Уточнены полномочия Сената. Вместо коллегий созданы министерства — высшие административные и исполнительные органы. Министерства возглавляли министры. При каждом министре была канцелярия и совет. Министра назначал и увольнял император. Осуществлено разделение полномочий между министерствами, определены их обязанности.
Таким образом, была создана эффективная система управления Российской империей, которая существует с изменениями и в наши дни. Социально-экономическая политика Александр, как и его бабушка, пытался выяснить общественное мнение относительно отмены крепостного права в России. Для этого 20 февраля 1803 г. Из указа «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» «1 Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на Тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного.
Задания: 1. Почему указ получил название «О вольных хлебопашцах»? На каких условиях можно было отпускать крестьян на волю? Свернуть В период царствования Александра I по этому указу свободу получили около 50 тыс. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г. Александр хотел запретить продажу крепостных крестьян без земли, потому что это позволяло вывозить их из родных краёв, разлучать с семьями.
Но консервативно настроенное окружение отговорило императора делать это. Тогда Александр I ограничился тем, что запретил публиковать в газетах информацию о продаже крепостных. С 1810 по 1816 гг. С разрешения помещика крестьяне могли заниматься торговлей и другими видами предпринимательства.
Поделиться: Издание «Указа о вольных хлебопашцах» стало одним из первых толчков в процессе раскрепощения крестьян. Последние при этом обязаны были выплачивать помещикам выкуп в рассрочку. Каждый помещик устанавливал размер выкупа по своему усмотрению или по договорённости с крестьянином. Однако нужно отметить, что указ Александра I носил чисто рекомендательный характер и на саму действующую систему крепостничества эта мера никак не повлияла.
Версия для печати
По григорианскому календарю, 4 марта 1803 года издан указ о вольных хлебопашцах — пост пикабушника desvvt. Издание Указа о вольных хлебопашцах в 1803 году императором, имело большое идеологическое значение. Указ Александра I о вольных хлебопашцах закреплял за помещиком право безвозмездного освобождения крестьян или после внесения ими выкупа. 20 февраля 1803 года Указ о вольных хлебопашцах вступил в силу. Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. издан Александром I 20 февраля.
Указ о вольных хлебопашцах 1803: причины и последствия
20 февраля 1803 года был издан указ о вольных хлебопашцах. Указ о вольных хлебопашцах Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I. Указ о вольных хлебопашцах издан в правление Александра I 20 февраля 1803 года. Указ о вольных хлебопашцах от 1803 года стал вторым крупным законопроектом Российской империи, после "Трехдневной барщины", стремящийся облегчить участь крепостных крестьян.
Указ о вольных хлебопашцах
УКА́З О ВО́ЛЬНЫХ ХЛЕБОПА́ШЦАХ 1803 | Указ о вольных хлебопащцах был принят императорам Александром I в 20 февраля 1803 года. |
Внутренняя политика Александра 1 (1801–1812): либеральные реформы | Действительно, если внимательно рассмотреть закон о вольных хлебопашцах, то невольно начинаешь подозревать его составителей в желании парализовать последствия великодушного порыва, сей закон породившего»46. |
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия | Рынок новостроек в I квартале 2024 года устоял перед сокращением госсубсидий по ипотеке. |
: История России - Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.) | В 1803 году вышел указ о "вольных хлебопашцах", который легализовал освобождение крестьян по воле самого помещика. |
Указ о вольных хлебопашцах и его история — все, что нужно знать | Указ о вольных хлебопашцах Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I. |
Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.
УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ 1803. УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ 1803, законодательный акт, ограничивший крепостное право и положивший начало его отмене в Рос. империи. Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля (4 марта) 1803 года императором Александром первым. Указ о вольных хлебопащцах был принят императорам Александром I в 20 февраля 1803 года. Указ о вольных хлебопашцах от 1803 года стал вторым крупным законопроектом Российской империи, после "Трехдневной барщины", стремящийся облегчить участь крепостных крестьян.
История ЕГЭ. Как отличить Указ о вольных хлебопашцах от Указа об обязанных крестьянах?
Портрет С. Щукина Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 года законодательный акт российского императора Павла. I, впервые юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и… … Википедия У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест значения. Манифест о трёхдневной барщине … Википедия Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине 1797 1861 гг.
Император Павел I. Щукина Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 … Википедия Запрос «Михаил Сперанский» перенаправляется сюда; см. Его жизнь и царствован i е , Шильдер. Фигура российского императора Александра I занимает особое место в русской истории.
С его именем связаны победа в Отечественной войне 1812 года и триумфальное вступление русских войск в Париж… России в девятнадцатом веке предстояло решить два важных ключевых вопроса. Они стояли на повестке дня уже с начала столетия и касались крепостного права и самодержавия. Решения русского царя Предпринял целый ряд попыток, чтобы хоть как-то разрешить ставший актуальным крестьянский вопрос. Это, конечно же, касалось в первую очередь указов 1801 и 1803 годов.
Первый давал возможность наравне с прочими сословиями покупать в собственность землю, тем самым разрушая сложившуюся монополию дворянства на владение этой недвижимостью. Второй, который вошел в историю как «Указ о вольных хлебопашцах», был призван определять порядок раскрепощения или отпуска крестьян вместе с землей. Последние при этом обязаны были выплачивать помещикам выкуп в рассрочку, тем самым получая в собственность еще и земельный надел. Справедливости ради нужно отметить, что этим указом смогли воспользоваться только считанные единицы.
При этом на саму действующую систему крепостничества эта мера никак не повлияла. За годы было предложено множество вариантов для решения этого достаточно сложного, но назревшего вопроса. Проекты по освобождению крестьян предлагались Мордвиновым и Аракчеевым, Гурьевым и Канкриным. Крестьянский вопрос Несмотря на то что с 1801 года мещанам, купцам и государственным крестьянам было было дозволено покупать или продавать незаселённые земли, сложившаяся обстановка в России была достаточно взрывоопасной.
С каждым годом она обострялась. А крепостничество при этом становилось все менее эффективным. К тому же подобное состояние крестьян вызывало роптание не только у них самих. Были недовольны и представители других классов.
Однако отменять царское правительство тем не менее не решалось: дворянство, будучи сословием привилегированным, считающимся главной опорой императора, категорически не соглашалось с такими кардинальными изменениями. Поэтому царю пришлось пойти на компромисс, лавируя между желанием элиты и потребностями экономики. Год 1803: «Указ о вольных хлебопашцах» Он имел для России очень важное идеологическое значение. Ведь в нем впервые за всю историю была утверждена возможность освобождать крестьян вместе с землей в отместку за выкуп.
Именно это положение и стало основной составляющей последующей реформы 1861 года. Принятый двадцатого февраля 1803 года «Указ о вольных хлебопашцах» предусматривал для крестьян возможность освобождаться как поодиночке, так и целыми селениями, причем с обязательным земельным наделом. За свою волю они должны были выплачивать выкуп или исполнять повинности. Если обязательства крестьянами не выполнялись, то их возвращали к помещику.
Сословие, получившее волю таким образом, было названо свободным. Однако в историю они вошли как вольные хлебопашцы.
Но, в данном конкретном случае, вопрос о выкупе или не выкупе крестьян регулировался помещиками Империи, а они не стремились добровольно расставаться со своими правами и привилегиями, не стремились добровольно расставаться «со своей личной собственностью». Положения документа действительно носил рекомендательный характер, и его правовое значение было невелико.
Сумма выкупа часто была непомерно большой, а прилагавшийся надел, наоборот, очень маленький и малоплодородный. Кроме того, многие помещики настаивали на продолжении исполнения барщины и оброка, несмотря на то, что это шло вразрез с положениями Указа. Как итог, крестьяне сами не особо стремились выкупаться на свободу, так как сделка была для них зачастую неравноценной. Положительным моментом, если говорить кратко, стало то, что все-таки появился некий механизм, определявший право выкупа.
Крестьяне, воспользовавшиеся им, несли повинности только в пользу Империи, развивая собственные хозяйства, что благоприятно сказывалось на экономике в целом. Список литературы Платонов С. Лекции по истории России.
Это решение было вызвано некой обеспокоенностью со стороны Государственного Совета на этапе обсуждения в том, что «публичное объявление о праве освобождения частновладельческих крестьян с землей может стать причиной возникновения конфликтных ситуаций между помещиками и крепостными людьми»4. Члены совета предлагали использовать концепцию "обоюдного" и "добровольного" согласия при подписании договоров между помещиками и крестьянами. В итоге, реализация данного положения была поставлена в полную зависимость от желания конкретного помещика, что не могло не сказаться на эффективности этого указа. В соответствие с указом от 20 февраля 1803 года запрос помещиков о разрешении перехода частновладельческих крестьян в вольные хлебопашцы должен был подаваться лично императору через министра внутренних дел. Такой порядок обусловил положение, при котором в МВД формировались статистические данные о количестве освобожденных помещиками крестьян, которыми руководствовались исследователями этого вопроса в дальнейшем, а именно: А. Романович-Славатинский, В. На мой взгляд, именно данные В. Вешнякова являются наиболее релевантными в отношении этой проблемы, так как в своем исследовании он делает акцент на поименном списке помещиков, изъявивших желание освободить крестьян, а также на конкретных условиях договора между ними, которые формально - юридически являлись важнейшими элементами в этом процессе. Вешняков отмечает: «В период с 1803 по 1825 г. Проведенный анализ динамики процесса освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах в царствование Александра I позволяет констатировать отсутствие прямой зависимости между количеством договоров и численностью освобождаемых крестьян». Какие факторы в совокупности негативно отразились на желании помещиков освобождать крестьян? Я считаю, что их можно свести к двум главным: 1. Семевский В. Тимофеев Д. Практика освобождения крестьян в вольные хлебопашцы в царствование Александра I. Вешняков В.
По мнению членов Государственного совета, «воля помещика Кузьмина о увольнении крестьян с землею не подлежит сомнению», так как он при подписании документов был «допрошен» работниками уездного суда о добровольности своих действий36. Аргументируя необходимость и обязательность публично высказанного согласия помещика, участники заседания обратились к резолюции императора по аналогичному делу о крестьянах помещика Петра Рычкова37. Примечательно, что текст резолюции Александра I был дословно воспроизведен в журнале заседаний по делу крестьян Кузьмина и содержательно включал три смысловых акцента: 1. При несоблюдении формальных процедур доминирующее значение имеет «. Отсутствие сомнений в направленности «воли помещика» делает возможным не останавливать процедуру освобождения крестьян, так как «. Участники заседания не смогли выработать единое мнение. Окончательное решение было сформулировано в резолюции императора 13 февраля 1823 г. Освобожденным крестьянам необходимо предоставить право «. В дальнейшем именно эти три позиции становятся основанием для формулировки постановления: «. Следуя логике императорской резолюции, члены Государственного совета акцентировали внимание на необходимости упрощения процедуры перехода крепостных людей в «новое состояние» и упразднения в будущем случаев, когда люди получали надежду на освобождение, но лишались ее по независящим от них обстоятельствам. В представленном весной 1824 г. По словам участников заседания, именно «. При этом, размышляя о причинах, побудивших установить многоступенчатую процедуру освобождения, члены Совета акцентировали внимание на том, что правительство при разработке правил «увольнения в свободные землепашцы» стремилось защитить крестьян, но практический опыт реализации указа показал, что установленный порядок «был обращаем часто против крестьян потому только, что сии формы соблюдены не были. В качестве одного из возможных способов упрощения процедуры члены департамента предлагали приравнять заключаемые между крестьянами и помещиками условия к обычным «крепостным актам». При этом было отмечено, что неравенство правового статуса участников договора требует особых правил удостоверения добровольности согласия крестьян, которое в случае отсутствия сомнений в намерении помещика освободить крестьян могло даже после его смерти служить достаточным основанием для завершения формальной процедуры42. Не менее действенной, по мнению членов Государственного совета, мерой стимулирования помещиков могло стать разрешение «увольнения крестьян не только с землею, но также и без оной»43. Основываясь на признании нетождественности права «недвижимой собственности» и «личной свободы», они предполагали, что часть помещиков, которые ранее не решалась освобождать крестьян из-за опасения потери земли, воспользуются правом увольнения крепостных людей в свободные хлебопашцы. Дополнительным аргументом разрешения безземельного освобождения было заявление о том, что такой сценарий не приведет ни к опустошению помещичьих земель в связи с массовым оттоком работников, ни к обезземеливанию крестьян, 38 О составлении проекта правил. Сопоставляя обстоятельства дела крестьян Кузьмина с другими аналогичными случаями, участники заседания констатировали: «. В такой формулировке под «истинными началами» подразумевалось юридически удостоверенное «согласие» крестьян и помещика, принципиальное разграничение права собственности и личной свободы, а главным условием повышения действенности указа 20 февраля 1803 г. Изложенные предложения нашли свое отражение в итоговой резолюции как департамента, так и общего собрания Госсовета. Большинством голосов было принято следующее постановление: «крестьян помещика Кузьмина сделать свободными», а для осуществления необходимых изменений в законодательстве, которые должны были способствовать решению крепостного вопроса в общеимперском масштабе, обратиться к императору с предложением поручить «Комиссии составления законов» разработать «. После утверждения решения императором материалы данного дела 25 сентября 1824 г. Дополнить существующие правила пунктом о дозволении отпускать крестьян при жизни помещика посредством «дарственной записи», а «на случай смерти и посредством духовного завещания», четко определив при этом, что помещик может «увольнять в свободные хлебопашцы токмо крестьян благоприобретенных, а не родовых имений»; 3. Сократить количество инстанций, исключив из списка обязательных процедур обязанность помещика предоставлять текст договора и прошение через губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел на подпись императору; 4. В целях предотвращения разорения дворян46 предлагалось сохранить за помещиком право собственности на земельные участки47, которые передавались свободным крестьянам бессрочно или на определенный срок с обязательством выплачивать зафиксированную в договоре денежную сумму или исполнять установленный вид работ. При этом подчеркивалось, что помещик не имел бы «права нарушить спокойствие крестьян или требовать от сих последних работ или оброка свыше определенных условием»48. Таким образом, по словам членов комиссии, возможно «. Попробуйте сервис подбора литературы. В дальнейшем обозначенные принципы стали основой для разработанного Комиссией составления законов проекта «Правил об увольнении крестьян»50. К сожалению, ограниченный объем настоящей статьи не позволяет подробно изложить содержание данного проекта. Отметим лишь, что содержательно он был направлен на систематизацию и расширение спектра возможных способов освобождения крестьян и упрощение формальных процедур при сохранении обязательного подтверждения добровольности «согласия» крестьян и помещиков. В перспективе предполагалось, что рекомендованные комиссией изменения будут способствовать снижению вероятности возникновения внутри- и межгрупповых конфликтов, причинами которых было не только «естественное» стремление помещиков сохранить право владения землей и «ревизскими душами», но и наличие противоречий в системе нормативно-правовых актов. Позднее понимание необходимости внесения корректировок в действующее законодательство51 отчетливо прослеживается в работе различных комитетов и комиссий, функционировавших до момента отмены крепостного права в 1861 г. Причиной низкой востребованности права освобождать крестьян целыми селениями с землей и обязательным заключением договора был комплекс факторов, элементами которого являлись как сугубо экономические обстоятельства, обусловившие нежелание помещиков расставаться с «крещенной собственностью», приносящей значительную часть дохода дворянина, так и сложность бюрократической процедуры перевода крестьян в новое состояние. Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Благодаря многочисленным проше- 49 Там же. Сокращенный и исправленный вариант этого документа впоследствии был включен в комплекс материалов 1818-1819 гг. Крутикова, указ 20 февраля 1803 г. Законодательство о помещичьих крестьянах дореформенного времени 1801-1860 гг. Законодательство о вольных хлебопашцах. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. На дальних подступах к реформе. Крестьянский вопрос в царствование Николая I. Исследование и документы. В данном контексте многочисленные разбирательства по делам о крестьянах, стремившихся к свободе из владений конкретных помещиков, способствовали формированию системы обратной связи в системе управления — своеобразного диалога власти и общества по крестьянскому вопросу53. Однако обращение к частным делам было и главным недостатком такой системы, так как их рассмотрение позволяло обнаружить разнонаправленность действий, намерений и аргументов помещиков. Так, часть поместных дворян, заявивших о готовности освободить крестьян с землей на определенных условиях, руководствовалась стремлением получить в результате перевода крепостных людей в «новое состояние» относительно стабильный доход в форме ежегодных выкупных платежей. Были известны также случаи, когда помещик объявлял о желании освободить крестьян, но только после своей смерти, и либо без платежа, либо с условием внесения крестьянами определенной суммы на содержание разнообразных «богоугодных» заведений. Обосновывая подобные решения, помещик, как правило, высказывал аргументы морально-этического порядка и объявлял о решении даровать свободу крестьянам в качестве награды за многолетний и добросовестный труд. При этом отсроченный во времени сценарий освобождения вызывал неприятие у наследников, которые предпринимали попытки отменить решения своего почившего родственника об освобождении крестьян, выискивая даже незначительные нарушения, допущенные при составлении документов и прохождении многоэтапной процедуры их согласования. В некоторых случаях, как было показано на примере дела помещика Рословлева, и сами помещики сознательно затягивали исполнение подписанных договоров с крестьянами, заявляя об изменении своего решения освободить крестьян. В совокупности с позицией императора, который неоднократно высказывался о важности проявления «человеколюбия» в отношении крепостных людей, регулярное рассмотрение представителями правительственной элиты аргументов участников конфликтов между помещиками и крестьянами способствовало выработке основополагающих принципов решения крестьянского вопроса в России. Осознание целесообразности освобождения крестьян с землей при одновременном признании необходимости сохранения права собственности дворян на землю способствовало появлению четкого разграничения права личной свободы и права недвижимой собственности. Одним из наиболее важных следствий разбирательств по частным делам о крестьянах становится постановка вопроса о необходимости выработки механизмов юридической защиты интересов крестьян. В условиях правового неравенства субъектов договора, заключаемого между помещиком и крестьянами, ключевым понятием, с помощью которого представлялось возможным защитить крестьянина от «своекорыстных намерений» отдельных помещиков, становится понятие «согласие». Именно поэтому после процедуры удостоверения добровольности согласия договор уже не мог быть расторгнут по инициативе помещика, а в случае если это происходило, государство принуждало помещика освободить крестьян. При такой трактовке концепта «согласие» госу- 53 См. Крепостной вопрос в России: социальный диалог и коммуникативные практики власти первая четверть XIX в. Значительное влияние информация о различных моделях поведения помещиков, выразивших свое согласие освободить крестьян, оказало на разработку методов решения крепостного вопроса в России. Одной из характерных особенностей правительственных проектов первой четверти XIX в. В данном контексте показательным является предложение членов Комиссии составления законов разрешить одновременно: личное освобождение крестьян без земли с правом ее последующего выкупа, срочной или бессрочной аренды; освобождение по договору с землей за выкуп, а также на основании «отпускного письма» или «духовного завещания». Такая стратегическая установка на многообразие способов освобождения при сохранении контроля со стороны правительства за добровольностью согласия со стороны крестьян позволяла включить в процесс наибольшее количество помещиков, размышлявших о «бесчеловечности рабства», преимуществах наемного труда или заявлявших о намерении вложить полученные от крестьян деньги на развитие собственного хозяйства. Можно предположить, что подобный подход действительно способствовал бы увеличению масштаба и скорости постепенного освобождения крестьян, но неизбежно привел бы к еще большей внутригрупповой дифференциации, а при безземельном освобождении — к фактическому сохранению зависимости крестьян от землевладельцев. Таким образом, сопоставление «дел о крестьянах, увольняемых помещиками в вольные хлебопашцы», позволяет утверждать, что даже несмотря на относительно небольшое число освобожденных, указ 20 февраля 1803 г.
Закон о вольных хлебопашцах 1803. Указ о вольных хлебопашцах
Причины и предпосылки издания Указа Вопрос выкупа крестьянами свободы за деньги первым поднял граф С. Румянцев, апеллировавший манифестом от 1775 года и Указом от 12 декабря 1801 года. Он отмечал, что: развитие денежной экономики приводит к постепенному сворачиванию натурального хозяйства, помещики больше заинтересованы в «живых» денежных средствах, которые можно пустить в оборот, чем в живой силе, которая работает неэффективно; надвигается реальный кризис помещичьего хозяйства, так как трудились крестьяне на барских полях без должного энтузиазма и без учета новых технологий; возможность крестьянского бунта остается очень высокой второй «пугачевщины» Империя может и не выдержать , так как крестьяне недовольны своим положением и недовольны бездействием власти; город требует «свободных рук», так как процесс развития промышленного производства и торговли продолжается. Исходя из вышесказанного, по мнению С. Румянцева, причин принять новый закон было достаточно, и нужно было в обязательном порядке отрегулировать вопрос предоставления свободы желающим этого крестьянам и имеющим такую возможность.
Суть Указа Над текстом указа работало большое количество народа: и члены Непременного совета, и члены Негласного комитета, и М. Сперанский, и уже 20 февраля 1803 года официальная дата принятия он был издан официально под названием «Об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключению условий, основанных на обоюдном согласии». Суть Указа и его основное содержание сводилась к следующему: помещику именно помещику! Итоги действия Указа Указ действовал на протяжении нескольких десятков лет с момента подписания и до 1861 года.
Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами, отсюда и популярное название указа. Александр I запретил продавать крестьян поодиночке, из газет исчезли объявления о продаже дворовых. Еще 12 декабря 1801 года появился указ, согласно которому лица недворянских сословий — купцы, мещане, государственные крестьяне — могли покупать земли. Следующим важным шагом стал Указ 1803 года «о вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право добровольно отпускать крепостных на волю поодиночке или селениями с землей за выкуп. Из вышедших таким образом на волю крестьян создавалось сословие свободных хлебопашцев, обязанных платить подати государству и выполнять различные земские повинности. Указ о «вольных хлебопашцах» имел важное идеологическое значение: в нём впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если такое условие было оговорено в договоре.
Согласно Уставу решение помещика не могли обжаловать его наследники. Крепостной после получения личной свободы и земли должен выполнить свои обязательства. В случае невыплаты крестьянин возвращался вновь под владение помещика.
По Указу после отделения крестьянин приравнивался к податному населению: платил налоги, распоряжался своими земельными угодьями по личному интересу. Последствия Указ о вольных хлебопашцах был воспринят обеими сторонами спокойно. Серьезных последствий за принятием закона не последовало. Решение о размере выкупа принимал исключительно помещик. Обычно, чтобы избежать ухода бесплатной рабочей силы, землевладельцы продавали либо неплодородные земли, либо назначали слишком высокие цены. Государство это не контролировало.
Это была треть населения страны. Милютин Николай Алексеевич В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику.
Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Первыми такие комитеты создали прибалтийские дворяне. Московское дворянство сопротивлялось до последнего. С 1859 году при Главном комитете работала Редакционная комиссия. Она состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств и членов-экспертов — представителей поместного дворянства. Итоговые документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру предложили два варианта: прокрестьянский и продворянский. Император выбрал первый. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Самарин Юрий Фёдорович Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович 19 февраля 3 марта 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Первоначальный текст был составлен товарищем министра внутренних дел Н.
Милютиным и известным славянофилом Ю. Однако по повелению императора текст переделал московский митрополит Филарет. Новый вариант должен был усилить воздействие на религиозные чувства крестьян. Обнародован Манифест был 5 марта 17 марта 1861 г. Его текст был зачитан в церквях после обедни, в Москве, Петербурге и других городах. В Михайловском манеже царь зачитал лично указ. В некоторых отдаленных местах — указ был обнародован в течение марта того же года. Манифест сопровождался комплексом законодательных актов из 22 документов. Они касались вопросов освобождения крестьян, условий выкупа помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным регионам России.
Значение Манифеста 1861 года Значение реформы состояло, прежде всего, в том, что она расчистила путь развитию капитализма в России. Но при этом обнаружилось, что крепостная зависимость заменялась на долговую. Неадаптированным к рыночной экономике оказалось и помещичье хозяйство. Социальная поляризация в деревне и ускоренный экономический упадок дворянства противоречили сословной модели государственности. Все это провоцировало новые социальные конфликты. В Информационно-библиографическом отделе оформлена выставка «Отмена крепостного права. К 160-летию подписания Манифеста «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»».
The Practice of Turning Serfs into Free Ploughmen During the Reign of Alexander I
- О компании
- Указ о вольных хлебопашцах 1803: причины и последствия
- 20 Февраля 1803 года — указ о «вольных хлебопашцах».
- Указ о вольных хлебопашцах и его история — все, что нужно знать
- Внутренняя политика Александра 1 (1801–1812): либеральные реформы
20 февраля 1803 года Император Александр I подписал Указ о «вольных хлебопашцах»
Год 1803: «Указ о вольных хлебопашцах» Он имел для России очень важное идеологическое значение. УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ 1803. УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ 1803, законодательный акт, ограничивший крепостное право и положивший начало его отмене в Рос. империи. Император Александр I своим манифестом объявил о присоединении Абхазии к России. Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля (4 марта) 1803 года императором Александром I. Идею документа Александр позаимствовал у графа Сергея Румянцева, решившего отпускать своих крестьян с землей на волю за некую сумму. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за положение легло потом в основу реформы 1861 года.
Версия для печати
Последние при этом обязаны были выплачивать помещикам выкуп в рассрочку. Каждый помещик устанавливал размер выкупа по своему усмотрению или по договорённости с крестьянином. Однако нужно отметить, что указ Александра I носил чисто рекомендательный характер и на саму действующую систему крепостничества эта мера никак не повлияла. Правом отпускать крестьян на волю в стране воспользовались практически единицы.
Значительная часть крестьян была освобождена крупными землевладельцами.
Так, в 1804г. Массовое освобождение крестьян оставалось редкостью. В то же время, даже крупные помещики могли освободить всего несколько дворов, или одного крестьянина, чем-то заслужившего, по его мнению, вольную. Всего указ действовал 58 лет, и за это время освободились от личной зависимости всего 1.
Указ давал возможность крестьянам получить свободу, но большая часть дворянства была реакционно настроена и не планировала воспользоваться подобной возможностью. Разрешение конфликтов между помещиками и крестьянами Крестьяне отпускались по договору либо за единовременный выкуп, либо по договору рассрочки с определённым сроком. В процентном соотношении свободу получило крайне малое количество крестьян. В ходе заключения сделок возникало немало споров между помещиками и крестьянами: Показательно дело помещика П.
В ходе составления документов он решил отказаться от сделки с крестьянами и хотел вернуть уже полученные деньги. Крестьяне отказались и подали прошение в Сенат, туда же обратился помещик. Сенат вынес решение в пользу крестьян, не смотря на то, что документы ещё не были переданы губернскому предводителю. Данный случай стал прецедентом для дальнейшего разрешения подобных споров; Николай Кузьмин заключил договор с крестьянами, по которому они должны нести все повинности в пользу помещика, пока он жив, выкупных платежей при этом не оговаривалось.
Его наследницы подали в суд, на основании того, что процедура освобождения не была зафиксирована через министерство внутренних дел. В итог дело дошло до Государственного совета и решение было вынесено в пользу крестьян; Подобные прецеденты помогали развивать законодательство, касательно освобождения крестьян.
Но помещикам выгоды от этого указа было больше. Он не стеснял их права и давал возможность избавиться от излишней рабочей силы и монетизировать эти затраты. Например, они могли продать крестьянину заложенные государству земли, тем самым избавив себя от долга. Так и поступало большинство. Но те, кто не закладывал земли, предпочитали жить по-старому. Для освобожденных крестьян права были предусмотрены, но больше обязанностей.
Поэтому многие из них не захотели уходить от помещиков. Находясь в крепостничестве, они были уверены, что не останутся без хлеба и крова, тогда как став свободными, пришлось бы жить в неуверенности в завтрашнем дне. Помещик мог обмануть и продать плохую землю, которая бы не принесла урожая. А работа в городах на фабрике крестьян не прельщала. Указ не защищал крестьян от невыгодной сделки и только страховал помещиков. Государство не контролировало условия договоренностей между ними. Поэтому крестьяне не рисковали и предпочитали остаться в зависимости от помещика. Все эти недостатки впоследствии были изучены и решены в крестьянской реформе 1861 года.
Для экономического развития этот указ особой роли не сыграл. Фабрики в городах нуждались в наемном труде, но крестьяне оставались закрепленными за помещиками. Это отодвинуло промышленный переворот в России до 1840 года. Многие помещичьи хозяйства продолжали влезать в долги. Дворянские имения закладывали под государственную ссуду. Но даже эти очевидные проблемы не торопили правительство упразднить крепостное право.
Еще один шаг, предпринятый государством для регламентации выхода, был сделан в правление императора Николая I. В 1839 году был создан секретный комитет, который возглавил сторонник умеренных реформ Киселев. Николаю понравились предложения Киселева, так как они не вносили серьезных изменений в характер собственности, оставляя за помещиками и казной землю. Согласно подписанному царем в 1842 году Закону об «Обязанных крестьянах», крепостной по воле помещика мог получить личную свободу и земельный надел в пользование. За это он должен был выполнять те же самые повинности, что и в крепостной зависимости. Разница заключалась в том, что теперь помещик не мог увеличить объем этих повинностей оброка, барщины или отнять у крестьянина землю. Стоит отметить, что подобные условия снова не полюбились помещикам: практически никто так и не воспользовался законом. По-прежнему, одним из наиболее применимых актов оставался Указ «О вольных хлебопашцах», который также имел лишь ограниченное применение. Вольная грамота Документ об освобождении всегда являлся односторонним волеизъявлением помещика, желание крепостного в ней никаким образом не учитывалось. В документе, помимо условий выхода из зависимости, оговаривались вопросы исполнения крестьянином государственных повинностей и уплаты податей в казну. Интересно, что кроме судьбы самого крестьянина вольная грамота также затрагивала будущее его семьи и даже не рожденных еще детей. Одним из наиболее ярких примеров таких вольных грамот был отпуск на волю ставших известными художников, поэтов и музыкантов.
История России. Правление Алекcандра I. Указ о вольных хлебопашцах.
Вольные хлебопашцы - особое сословие на Руси | Дата издания указа о вольных хлебопашцах – 20 февраля 1803 года. |
Указ о вольных хлебопашцах - Вольная экономика | Издание указа о вольных хлебопашцах не принесло того результата, на который рассчитывал Александр. |
Крепостное право в России: когда крестьянин мог получить свободу и мог ли вообще | Указ о вольных хлебопашцах издан в правление Александра I 20 февраля 1803 года. |
Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г. | Издание Указа о вольных хлебопашцах в 1803 году императором, имело большое идеологическое значение. |
Внутренняя политика Александра 1 (1801–1812): либеральные реформы | Указ о вольных хлебопашцах от 20 февраля 1803 года предоставил право помещикам продавать свободу и землю своим крепостным крестьянам. |
Предыстория указа
- Суть Указа
- История ЕГЭ. Как отличить Указ о вольных хлебопашцах от Указа об обязанных крестьянах?
- В каких случаях крепостным давали вольную грамоту
- Вольные хлебопашцы - особое сословие на Руси
- 20 февраля 1803 года Император Александр I подписал Указ о «вольных хлебопашцах»
- Указ о вольных хлебопашцах — Википедия с видео // WIKI 2