Новости что такое таинство соборования в церкви

Эти слова из Послания апостола Иакова легли в основу таинства Исцеления души и тела, которое называется в Церкви Соборованием. Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Сила Таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (преп.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Эти слова из Послания апостола Иакова легли в основу таинства Исцеления души и тела, которое называется в Церкви Соборованием. – Проблема, явным образом проявляющая себя на примере Таинства Елеосвящения (Соборования), касается той области богословия, которая в догматической науке называется сакраментологией, или учением о Таинствах Православной Церкви. Что такое обряд соборование в православии Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами.

Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл

Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться Соборование – таинство, которое проводит православный священник, совершая семикратное помазание лба, щек, губ, груди освященным елеем.
Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство Второе: таинство соборования – это магическая процедура, которая гарантирует исцеление от всех болезней.

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования

Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает [8] накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего[ уточнить ]. Православный обряд совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение совершается согласно требнику [9] собором семи священников отчего и называется также «соборованием» ; но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.

Филарет Гумилевский указывал, что таинство не совершается над неверующими, здоровыми, младенцами и нераскаянными грешниками, а митр. Макарий Булгаков писал, что оно «предназначено для христиан только больных, и больных тяжело…» Макарий. Православно-догматическое богословие. Следует отметить, что сам чин общего Е. Так, вслед за Ж.

Гоаром исследователь чина и богословия Е. Михаил Архангельский и составитель «Настольной книги священно-церковно-служителя» С. Булгаков не считали общее Е. Архангельский высказывал т. Архангельский высказывал сомнение даже в допустимости совершения таинства Е.

Петр Могила , вероятно по аналогии с учением Тридентского Собора , допускал помазание стариков, т. Филарет Гумилевский. По мнению прот. Малиновского, напротив, слова ап. Иакова следует понимать в расширительном смысле - немощь может относиться и ко греху,- а потому совершение таинства над здоровыми допустимо.

Симеону Фессалоникийскому Солунскому , который писал: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу елей в знамение Его милосердия и сострадания, в которых сияет божественный и тихий свет благодати… Когда же и молитва исполняется, и елей освящается, помазуемые елеем получают отпущение грехов» Симеон Солунский. Theologia dogmatica christianorum orientalium. Благодатные действия таинства Е. Таинство служит восстановлению здоровья, освящению и спасению души, дает благодать успокоения, покой душе и облегчение телесных страданий Малиновский. Причины, по которым исцеление тела не всегда происходит, те же, что и при недостойном Причащении.

Если болящий все-таки умирает, то таинство служит напутствием к загробной жизни Макарий. При невозможности воспользоваться таинством Покаяния напр. В вопросе о том, какие именно грехи прощаются в Е. Малиновского, при Е. По мнению еп.

Сильвестра Малеванского , в таинстве прощаются неведомые ему грехи и те, в к-рых болящий не успел покаяться. Филарет Гумилевский указывает на возможность прощения тяжких грехов, причем не только тех, к-рые связаны с болезнью Филарет Гумилевский. Макарий Булгаков говорит о прощении забытых и неисповеданных грехов Макарий. Впрочем, анализ содержания самих молитв Е. Однако таинство Е.

Таинство может быть повторено при каждой новой болезни Малиновский. Соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром Могилой запрещают. Однако свт. Филарет Дроздов писал в письме архим.

Иоанникию, наместнику Чудова мон-ря, что совершение Е. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Таинство Е. Ранний вариант формулы благословения елея нач.

Сам обряд помазания представлен 3 типами. В древнейшем, зафиксированном в кон. VIII в. Обычно помазываются 5 органов чувств. Далее читается молитва «Domine Deus qui per apostolorum...

Болящий преклоняет колени, на него возлагают руки пресвитеры с чтением 2 молитв и пением 2 антифонов. Затем совершаются крестообразные помазания от 5 и больше, включая помазание больного места с формулой «Ungo te oleo sanctificato... В заключение читаются 2 молитвы и благословение, больному преподается Св. Обряд повторяется в течение 7 дней при необходимости. Долгое время 1-м подробным описанием таинства Е.

Однако сейчас его авторство оспаривается, а чин, описанный в Капитулярии, историки относят к кон. X-XI в. В Капитулярии Е. Если позволяет болезнь, болящего моют, облачают в белые одежды и приносят в церковь. Приносятся также крест и освященная вода, в к-рую вливается освященный елей.

С пением антифонов пресвитер окропляет болящего св. Затем на голову и грудь болящего в форме креста полагается освященный пепел, читается 7 покаянных псалмов. Если болящий в состоянии, он преклоняет колени и голову. После литании читается молитва помазания, и при пении антифонов совершается 15 крестообразных помазаний автор памятника отмечает, что нек-рые делают 20 помазаний, апостолы же делали всего 3, но точно так же поступают греки, сохраняющие апостольский чин и возливающие елей крестообразно трижды на болящего - PL. После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается.

Обряд определенно предназначен для готовящихся к смерти. В XIII в. Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул.

Соборование должны проводить 7 священников, но если стольких нет, и даже один, если проводит соборование, оно считается действенным. Как подготовиться к соборованию: нужно ли поститься, можно ли кушать, вступать в интимные отношения с мужем перед соборованием? Если в Великий пост, в церкви назначено соборование, на него могут прийти верующие люди, которые ходят или ходили раньше в храм, придерживаются поста, едят только постную еду, и в интимные отношения во время поста не вступают. Если собороваться желает тяжело больной человек, и в храм он прийти не может, тогда к батюшке должен обратиться его родственник или друг, и пригласить священника на дом. Больным людям церковь разрешает не держать пост — это не считается грехом.

Какие молитвы читать перед соборованием и причастием? Перед соборованием нужно читать каждодневные молитвы и каноны Перед принятием Святого Причастия и соборованием нужно пройти Таинство Покаяния. Если в это время пост, то его нужно соблюдать. Помимо утренней молитвы нужно читать каждый день каноны. Как проходит соборование в церкви, как вести себя: правила При соборовании на столике должен быть большой сосуд с зерном, на нем маленький — с елеем, и зажжены 7 свечей Собороваться могут верующие, которым исполнилось 16 лет, но можно прийти на соборование уже с 8 лет, а маленьким детям до 7 лет Бог все грехи отпускает и без соборования. В народе бытуют разные мнения по поводу соборования: одни считают, что такое таинство обязательно поможет вылечиться, и немного приболев, идут в церковь собороваться. Другие же люди, и тяжело заболев, боятся таинства соборования, и отказываются от него. Но бояться не стоит, ведь соборование священники проводят не на смерть, а на жизнь.

В день, когда назначается в церкви общее соборование, устанавливается стол с крестом и Евангелием, а также сосуд с пшеницей, на которой еще один меньший сосуд — с елеем и вином. В пшеницу водружены 7 палочек с ваткой — для помазания.

Если человек хотел исповедоваться, но по каким-то причинам не успел, священник должен рассудить и, возможно, совершить над ним Таинство Соборования, помолившись о прощении его грехов, которые он сейчас уже в силу тяжелого состояния не может осознать и в которых не может раскаяться. Я не считаю, что каждый человек перед смертью должен обязательно пособороваться. Соборование — это не Таинство смерти, это Таинство жизни, потому что все молитвы в Соборовании имеют следующий смысл: Господи, даруй этому человеку здоровье, чтобы он мог послужить Тебе еще. Это Таинство во исцеление. И уж тем более оно не ускоряет уход человека из этой жизни. Это суеверия.

В таком случае им стоит молиться Господу о прощении его грехов и уповать на милосердие Божие. В Евангелии от Матфея Мф. Таким образом, если немощный человек не смог сам прийти в храм и адекватно исповедоваться, то по вере родных и близких, которые приглашают к нему священника, может произойти чудо прощения и исцеления. Но важно понимать: то, что происходит в Церкви - это ни в коем случае не магия, не какие-то заклинания или обряды, это именно Таинство веры. А если человек отказывается от Таинства, несмотря на уговоры родственников, то в таком действе смысла не будет. Как говорится, невольник — не богомольник. Являются ли наши болезни наказанием за грехи? Болезнь — это посещение Божие.

Нужно подумать, для чего Он нас посетил. Возможно, этой болезнью Господь удерживает нас от каких-то еще более страшных жизненных ситуаций и грехов. Думаю, что бывают болезни, которые являются следствием явных грехов - пьянства, наркомании и т. Бывают болезни для проявления славы и милости Божией. Например, Господь иногда попускает болезни и исцеляет от них для того, чтобы человек уверовал или укрепился в вере. Для чего человеку дается недуг - это Тайна между Богом и этим человеком. Мы должны попытаться сами проанализировать свою болезнь и сделать какие-то выводы. А если не можем, то надо обратиться к Богу, чтобы Он открыл нам ее причину и помог правильно вести себя в болезни.

Нужно ли приходить натощак?

Соборование

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. — Таинство Елеосвящения, или, как его еще называют, Таинство Соборования, совершается в наших храмах во время постов, но может совершаться и в любой день церковного года, если в этом есть нужда. Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Соборование (Елеосвящение) – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов.

О соборовании

Во-вторых, что не менее важно, в Соборовании человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния и которые мы сознаем и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество неосознанных грехов, это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в Соборовании. Чаще всего это период Великого Поста, реже — Рождественского. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься.

Современный чин Соборования — пространный и сложный.

Таким образом, чин Елеосвящения в этом виде является уже значительно упрощенным, но он еще не вполне тот, который мы имеем в настоящее время: и порядок Евангелий и Апостолов здесь иной, и есть иные молитвы. В XV столетии этот последний чин становится преобладающим, а первый чин, «по уставу Иерусалимскому», начинает выходить из употребления, сообщив некоторые свои элементы второму чину. Но и этот второй чин еще не установился окончательно даже в XVI в. А в одном списке XVI века отмечается еще следующая замечательная подробность: «аще будет освящение маслу в Великий Четверг или в Великую субботу, то посреди молитвы «Вла-дыко Многомилостиве.. Взыдут Попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки и обыдут все келию и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне…» Приписка эта дает основание думать, что в древнее время, по крайней мере в монастырях, существовал обычай общего Елеопомазания лиц монашествующих на Страстной седмице; масло, освященное в Великие четверг или субботу, вероятно, сохранялось в течение целого года. Поэтому в случае нового Елеосвящения, по всей вероятности, не было нового освящения масла.

Что касается обычая помазывать елеем двери и стены домов, то он несомненно имел свое значение: изображенный елеем крест был щитом против болезней и всех искушений, которые приписывались действию злого духа. Нечто подобное можно видеть еще и теперь в народном обычае изображать кресты на дверях во время эпидемических болезней. Можно предположить, что в этом обычае уцелел намек на те ветхозаветные кресты, которые изображали евреи над своими дверями в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от ангела смерти. В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследования ми судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание по своей идее есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения. Только с этой точки зрения и возможно говорить об устойчивости его формы. О принадлежностях для совершения таинства Елеосвящения Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью.

На стол ставится блюдо. Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей оливковое, вазелиновое и пр. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие. Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. Необходимо также иметь с собой кадильницу, ладан, угли и, конечно, Требник.

Чинопоследование таинства Елеосвящения В Требнике последование этого таинства надписывается так: «Доследование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». При совершении этого таинства в церкви или на дому желательно присутствие собора пресвитеров числом до семи. Отсюда и второе название этого таинства — Соборование. Семь пресвитеров призываются к участию в этом таинстве потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Это число знаменует семь даров Духа Святого и одновременно напоминает о семи молитвах и поклонениях пророка Елисея, которыми он воскресил отрока 4 Цар. Однако Церковь допускает совершение таинства трем, двум и даже одному священнику с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев и произносил все положенные молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего. Совершающие таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках, как и все присутствующие, незажженные свечи.

Совершается каждение образов, стола, на котором лежит святое Евангелие и все принадлежности, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш…», затем читается Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» — 12 раз; «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…», псалом 142: «Господи, услыши молитву мою…» и далее все по Требнику. После покаянных тропарей и 50-го псалма поется «канон о елее», который, объясняя силу таинства, взывает к Божественному Врачу: «Да тихостию печати Своея милости назна-менает чувствия рабов Своих». После кратких стихир: «Дал еси благодать…», «Призри, Непостижиме, с небесе…», «Помазанием елеа Твоего…» и Богородична, вновь читается Трисвятое по «Отче наш», бывает ектения об освящении елея и здравии болящего» В современных Требниках припев на каноне не указывается, поэтому в нынешней церковной практике употребляются обычно следующие припевы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе», или же: «Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущего раба Твоего», «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и другие. Теперь следует приготовить елей для освящения, для чего священник должен влить в пустой сосуд кандило , стоящий на пшенице, елей и вино и смешать их. Вино знаменует здесь и Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей. Затем возжигаются семь свечей, водруженные над елеем, а также те, которые держат все присутствующие и больной.

Первенствующий иерей начинает читать «молитву елеа» над кандилом, а остальные священники вторят ему вполголоса, читая туже молитву по своим Требникам. В ней испрашивается, чтобы Господь, исцеляющий души и телеса, Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. Между тем поются трогательные тропари, на разные гласы: скорому в заступлении Христу. Богу, и святому Его брату по плоти и апостолу Иакову, первому строителю таинства, Святителю Мир Ликийских Николаю Чудотворцу, точителю мира, великомученику Димитрию, святым бессребреникам мученикам и целителям, святому Иоанну Богослову, «чрез которого мы усыновлены Матери. Божией, и Самой Пречистой Деве Марии. Затем диакон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении таинства Елеосвящения Иак. Первое Евангелие Лк.

Вслед-за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам, тот же пресвитер в молитве просит Господа: сделать и его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждою царскою, бронею силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветною печатью, вечным веселием. Ектения, возглас. Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручец, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. Яко Ты еси Источник исцелений. Каждый из семи священников после чтения Апостола и Евангелия, при помазании болящего произносит эту тайносовершитель -ную молитву. Если таинство совершает один пресвитер, то он читает ее семь раз, при каждом помазании. Ее следует знать наизусть, так как весьма неудобно вычитывать ее по Требнику, одновременно помазывая больного.

Самарянин-Христос не помогает избитому достойно умереть, но исцеляет избитого, чтобы тот жил, а те, которые учат о Таинстве Соборования как Таинстве предсмертного помазания, не уподобляются ли они равнодушному священнику и левиту? Еще одно расхожее мнение гласит, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи, которые не были произнесены на исповеди. Если мы посмотрим на последование Елеосвящения, то действительно можем найти в молитвах этого таинства особые прошения о том, чтобы Господь простил нам забвенные грехи, однако это не значит, что специализация Соборования — это прощение забытых прегрешений. В Таинстве Святого Елея мы просим не только о прощение забвенных грехов, но и о прощении всех грехов, которые отчасти могут являться причиной телесных недугов. Грех — это болезнь души и в Таинстве Елеосвящения мы испрашиваем у Бога благодать, исцеляющую душу и тело. Существует мнение, которое предписывает перед Соборованием, обязательное участие в Таинствах Исповеди и Причастия, однако это не является обязательным моментом. Без какой-либо особой подготовки к Елеосвящению могут приступать все православные христиане, за исключением младенцев и детей до семи лет, которые еще не имеют грехов.

Однако участие в Таинствах Евхаристии Причащения и Покаяния Исповеди до или после Соборования, можно только приветствовать.

Саратова: — Мы так устроены, что именно болезнь тела становится мощным стимулом для того, чтобы изменять что-либо в своей жизни. Чтобы победить болезнь, человек готов расстаться с прежними, часто греховными, привычками. Как говорится, «самое главное — здоровье», но только ли этот лозунг должен нас побуждать к участию в Таинстве Елеосвящения? Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Однако цель соборования — отнюдь не «выраженный оздоровительный эффект». Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения.

Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни. Поэтому приступать к Таинству Елеосвящения может и тот, кто изнемогает в войне со своими грехами и страстями, если даже физически он здоров. Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди? Отвечает священник Алексий Стрижов, штатный клирик храма Рождества Христова г. Вольска: — Таинство Елеосвящения установлено для исцеления человека и прощения грехов. Грехом в мир вошли смерть и тление, грех неразрывно связан с болезнью, проявляя свою разрушительную силу как в теле, так и в душе человека. В молитвах чина соборования часто звучат прошения о прощении больному грехов, об избавлении от страстей и всякого зла. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи.

Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется.

Соборование: какие грехи прощаются?

В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Эти слова из Послания апостола Иакова легли в основу таинства Исцеления души и тела, которое называется в Церкви Соборованием. Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). В основном таинство Елеосвящения в Восточной Церкви сохранило те главные черты, которые указаны апостолом Иаковом: его совершают семь пресвитеров (на практике часто меньше – два или три), читаются семь апостольских и евангельских зачал, совершается семь раз помазание.

Таинство для выздоровления

Что такое соборование в православии, зачем нужно собороваться? Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. В православной церкви есть 7 таинств, верующий человек старается соблюдать их. Эти таинства установил и соблюдал со своими учениками сам Христос, и нам велел. Это такие таинства: Таинство Крещения. С ним мы сталкиваемся в младенчестве или взрослыми, когда проводится крещение человека в церкви. Оно выглядит как погружение в воду или обливание водой младенца 3 раза с произнесением молитвы.

Таинство Миропомазания. Священник в церкви проводит кисточкой помазание церковным маслом в виде креста — лба, груди, рук, ног только что крещенного человека, в основном младенца. Таинство Бракосочетания. Его мы можем наблюдать при венчании в церкви молодоженов, и возложении на головы невесте и жениху венцов. Таинство Причащения. Святое причастие в виде Тела и Крови Христовой дает нам батюшка со словами молитвы в церкви после того, как мы исповедуемся в своих грехах.

В знак отпущения грехов мы получаем ложечку святого причастия, затем запиваем его водой. Таинство Соборования.

Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл».

Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит. Но даже неосознанный грех вредит, прежде всего, самому человеку, связывает его. Но в последнем документе «О чинопоследовании Елеосвящения» , подготовленном комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия РПЦ, который одобрил Священный Синод в декабре 2012 года, ничего не говорится про забытые грехи. Соборное мнение о соборовании В документе «О чинопоследовании Елеосвящения» рассматривается история этого таинства, которое в течение столетий претерпевало изменения, пока не приобрело нынешний вид. Синод одобрил предложение Межсоборного присутствия вернуться к дореволюционной практике однократного помазания при совершении общего соборования, как это происходит в нынешней греческой Церкви: «Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования».

Предписывается использовать в таинстве оливковое масло, лишь в крайнем случае заменяя его другим. Процитируем выдержки из этого документа: … Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов... Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер... В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости… … Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Хочется добавить, что в чинопоследовании таинства ничего не говорится про использование того, что приносят верующие. В Требнике священникам предписывается сжигать после соборования все остатки масла и пшеницы как святыню в церковной печи. Поэтому нет необходимости приносить масло, крупы и, тем более, другие продукты — соль, мед, варенье.

Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств.

Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Фото Юлии Маковейчук Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно.

Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё.

О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Фото Юлии Маковейчук Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств?

Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники.

Во-первых, прощаются забытые, а не утаенные на Исповеди грехи. Напрасно себя тешит тот, кто считает, что можно обойти Исповедь стороной. В таком случае и Исповедь не нужна была бы. А, во-вторых, прощаются грехи только при условии покаяния в них. Только, если человек осознает, что он грешен, а кроме того еще и забывчив, если он кается и в первом и во втором, от всего сердца просит у Бога прощения, только тогда может быть получено отпущение забытых грехов. Тот же, кто надеется на силу освященного масла, и только занимается тем, что считает, сколько раз его помазали, вряд ли получит помощь. Молитвенного правила, подготавливающего к Соборованию, не существует. И поститься тоже не обязательно.

Но, это не значит, что подготовки никакой нет. Главная подготовка — это покаяние. Для этого перед самим Таинством или после него нужно тщательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. После Соборования, как и после любого другого Таинства, нужно вести себя тихо и пристойно, чтобы не потерять полученную благодать. Есть традиция, не записанная ни в одном Уставе, не мыться после Соборования. Как к ней относиться? Тут сначала нужно разобраться, в чем основание такого требования. Некоторые люди высказываются, что нельзя мыться, потому что масло еще полностью не впиталось, а значит, смыв его, можно лишиться ожидаемого результата. Такое мнение ошибочно, потому что целебное действие дает не масло, а благодать Божия.

Ведь, даже при первом помазании, Таинство уже совершается. А само по себе масло не имеет никакой силы. Значит, не нужно бояться его смыть. Единственным объяснением этой традиции я вижу в благочестивом отношении к святому маслу. Ведь, если человек помоется сразу после Таинства, то обильно пребывающий елей на его коже может смыться и попасть в канализацию, что не совсем хорошо.

Таинство Соборования в вопросах и ответах

В Общем соборовании это когда в храме человек может участвовать не чаще 1 раза в год. Такое соборование проходит во время Великого Поста. Так было и в России с 16 века до 1990-х годов. Такое Общее соборование считалось символом завершения покаянного подвига Великого поста, и к нему допускались все желающие. Оно совершалось 1 раз в год, в знак прощения грехов. И на нём помазывали только один раз, а не семь. Так до сих пор делают в Греции. В 90-е годы в Русской Церкви появилась традиция соборовать в храмах всех не с одним, а с 7 помазаниями, как тяжело болящих. Не 1 раз за Великий Пост, а чаще.

Вопрос: Как происходит Таинство? Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.

Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Вопрос: Какие грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения? Ответ: Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах.

Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.

Зачем надо собороваться? Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк. В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи Иак. Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения. Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния.

При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Может ли Соборование приблизить смерть человека? Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати.

Поэтому к нему относятся как к некоему предсмертному напутствию. Правильно ли это? Это мнение не имеет ничего общего с церковным учением о Соборовании. В начале передачи я вам привел слова апостола Иакова. Что он говорит? Он не говорит: «Умирает ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви», но говорит: «Болен ли кто из вас…». Такое отношение к Таинству сложилось по той причине, что умирающего обязательно перед смертью исповедуют, причащают и соборуют. В обязанность каждого христианина входит забота о том, чтобы умирающий был напутствован таким образом. Однако, этот факт никоим образом даже не намекает на употребление Соборования исключительно перед смертью. Иначе причащаться и исповедоваться можно только перед смертью. Но это абсурд. Да, сила этого Таинства в том, что в нем прощаются грехи, за которые человек не принес покаяние по забывчивости. Ведь мы грешим ежечасно и ежеминутно, а запоминаем только большие свои ошибки. А все эти грехи потихоньку складываются, и набирается их целая гора. Человеку кажется, что за ним нет ничего плохого, а на самом деле пора принимать решительные меры. В помощь нам Господь дал Таинство Соборования. Однако, каждый должен усвоить два основных принципа. Во-первых, прощаются забытые, а не утаенные на Исповеди грехи. Напрасно себя тешит тот, кто считает, что можно обойти Исповедь стороной. В таком случае и Исповедь не нужна была бы. А, во-вторых, прощаются грехи только при условии покаяния в них. Только, если человек осознает, что он грешен, а кроме того еще и забывчив, если он кается и в первом и во втором, от всего сердца просит у Бога прощения, только тогда может быть получено отпущение забытых грехов.

Соборование: совсем не страшное Таинство

— Таинство Елеосвящения, или, как его еще называют, Таинство Соборования, совершается в наших храмах во время постов, но может совершаться и в любой день церковного года, если в этом есть нужда. Таинство Соборования проводится в храме или у кровати больного, немощный упадок которого не дает ему силы посетить службу самостоятельно. – Проблема, явным образом проявляющая себя на примере Таинства Елеосвящения (Соборования), касается той области богословия, которая в догматической науке называется сакраментологией, или учением о Таинствах Православной Церкви. Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий