Новости бомбардировка ленинграда

Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная.

97% погибли от голода. Как выживал блокадный Ленинград

Новости Подробности Фото Видео. Историк Андрей Рябков подсчитал количество взрывов в блокадном Ленинграде. В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от. После 17 октября 1943 года бомбёжки Ленинграда прекратились, однако попытки вражеских самолётов прорваться к городу продолжались, поэтому светомаскировка ещё долго и. Кроме того, германское командование пыталось сломить сопротивление защитников Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года.

Первый авианалет на Ленинград

Военный эксперт Тимошенко объяснил учебный удар США по Санкт-Петербургу возрастающей напряженностью. Полностью блокаду Ленинграда удалось прорвать 27 января 1944 года. 19 сентября 1943 года произошла самая тяжелая бомбардировка города – было сброшено 528 фугасных и 2 870 зажигательных бомб.

Суперфосфат против супостата. Как спасли Ленинград от авиации нацистов

Основной тезис моего выступления на суде состоял в следующем: бомбежки и обстрелы затрагивали почти весь город. "Таким образом, очевидно, что блокада Ленинграда не была вызвана военной необходимостью с целью дальнейшей его оккупации. Блокаду Ленинграда, которая длилась 872 дня, удалось полностью снять 78 лет назад.

Фатальная ошибка Гитлера, которая спасла Ленинград

К примеру, 8 сентября, уже спустя два часа после бомбежки, было сообщено, что основные очаги возгораний были ликвидированы. Исследователь обращает внимание и на свидетельства очевидцев. И это понятно — чуть что, снова надо было бежать в бомбоубежище. Это откровенно изматывало людей, к тому же вперемежку с голодом, — отмечает Баир. Идея написания книги пришла к Иринчееву и случайно, и нет. Название появилось из рассказов прабабушки Баира — Анны Дмитриевны Федоровой. Бабушка с недовольством говорит ей: «Отпустите, бомба в меня не влетит».

Карты-картами, но сверху был виден густой лес — летом зеленый, зимой — белый. Их периодически меняли и в 1942 году ботаники придумали специальный способ консервации таких листьев», — рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки Алексей Воронович. Рядом с лесом — непонятное здание, между пропилеями натянули фальш-фасад. При подлете один в один — дом. Покрасили под камуфляж мосты, завалили их хламом. Со стороны скорее напоминало кладбище кораблей, а не переправы. Мы рисуем контрастные фигуры на поверхности моста. Мост частично попадает к фону, к реке. И вместо моста летчики видят непонятное сооружение», — объясняет доктор исторических наук Кирилл Назаренко. Целые кварталы макетов вместо нефтебазы в Ручьях, закрашенные позолоченные шпили на фоне серого неба — ничто не выдавало привычный Ленинград. В блокадном трамвае, на котором ребенком ей приходилось ездить, Валентина Александровна вспоминает — даже для жителей зажатого в кольцо голода и смерти города, он выглядел непривычно. Когда были еще доски. Мешки люди таскали с песком.

В сентябре 1942 года из 2712 фашистских самолетов, участвовавших в налетах, прорваться в город удалось лишь 480, при этом 272 самолета были сбиты. В городе разорвалось более 2000 снарядов. За июль 1943 года средняя ежедневная продолжительность обстрелов составила 9 час. К концу 1943 года трудящиеся города частично или полностью ввели в действие 212 заводов и фабрик, выпускавших более 400 видов военной продукции. К зиме 1943-44 годов 99 процентов жилых домов имели уже действующий водопровод. Было отремонтировано 350 тысяч квадратных метров уличных магистралей, на 12 маршрутах стали курсировать 500 трамвайных вагонов. В январе 1944 года по городу было выпущено 1 482 снаряда. Из 881 дня блокады город подвергался варварским обстрелам 611 дней. На 1 квадратный километр городской территории пришлось в среднем 480 снарядов. В 1944-1945 гг. В 1945 году в возрождающемся Ленинграде вновь пошли рейсовые автобусы, их было 116, и все из 1-го автобусного парка. За время блокады: от голода умерло по официальным данным — 641 тысяча горожан, по подсчётам историков — не менее 800 тысяч; погибло от бомбёжек и обстрелов — около 17 тысяч жителей; ранено около 34 тысяч жителей; ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых; фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов; были повреждены 30 тысяч промышленных зданий, цехов и участков, из строя выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 километра водопроводных труб и 75 километров канализационной сети, 500 школ, 170 лечебных учреждений; полностью уничтожена 8-я ГЭС, мощность которой составляла 200 тысяч киловатт; было разрушено и сожжено 3 тысячи 174 здания, повреждено 7 тысяч 143 здания, 9 тысяч деревянных домов разобрано на топливо, — город лишился свыше 5 млн. Разрушенный Екатерининский дворец в Пушкине. Архивные материалы предоставлены фондами Пожарно-технической выставки им.

Поэтому требовалось больше, еще больше маскировочных сетей, причем производить их надо было непрерывно и прямо в городе. Кирова Чтобы обмануть противника, надо было очень много маскировки. Поразило другое: здесь почему-то было гораздо темнее, чем на других улицах города. Он взглянул на небо в надежде увидеть звезды, но не увидел не только звезд, а и самого неба. Ему казалось, что он находится в каком-то странном туннеле. Прошло несколько минут, прежде чем Звягинцев догадался, что улицу прикрывает сплошная маскировочная сеть. Потом привыкшие к темноте глаза различили расположенные по обе стороны тихие и, казалось, вымершие дома. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район, не раз бывал здесь до войны. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться и определить, где расположен [Кировский] завод. Чаковский, «Блокада» Поразило другое: здесь почему-то было гораздо темнее, чем на других улицах города. Чаковский, «Блокада» На производство маскировочных сетей к 1942 году переключился прядильно-ниточный комбинат имени Кирова сейчас входит в состав холдинга «Бронка Групп» — прим. Это предприятие было основано в 1833 году Людвигом Штиглицем как Невская бумагопрядильная мануфактура. Комбинат находился практически рядом с замаскированным Смольным — на улице Красного Текстильщика. В мирное время он выпускал пряжу и катушечные нитки там, между прочим, производились нитки для вязания популярной торговой марки «Ирис». К концу 1941 года 2 тысячи работников ушли на фронт, а оставшиеся, в основном женщины, переквалифицировались из крутильщиц и намотчиц в сетевязальщицы. Было организовано два цеха: в одном из них выпускали рыболовецкие сети для тех артелей, которые ловили рыбу в Неве и акватории залива и спасали ленинградцев от голодной смерти. В другом для нужд армии и флота вязали сети маскировочные. Все работы велись вручную: здание комбината было обесточено и станки по производству основной продукции законсервированы. Работающие цеха обогревали и освещали, насколько хватало мощности, вмерзший в землю паровоз и стоящий рядом с предприятием во льду Невы корабль «Коралл». Осенью 1941 года его из гражданского судна переоборудовали в тральщик, а зиму он провел, спасая завод. В пустых же цехах было темно, полы обледенели и к станкам невозможно было притронуться — настолько там было холодно. На место умерших и выбывших по другим причинам взрослых работниц приходили подростки тогда ими считались до 16 лет. На вязании сетей и нашивке на них аппликаций-маскировок работали в разное время от 30 до 40 совсем юных тружеников. Народная книга памяти», на комбинате в основном работали 15-летние девочки. Самой сотруднице в тот момент было чуть больше шестнадцати, и она пришла работать туда вместо заболевшей матери. На иллюстрации: «Девочки плетут маскировочные сети». Рисунок Н. По официальным данным, за время работы цеха комбинат произвел 20 тысяч квадратных метров маскировочных сетей, которые использовались, по воспоминаниям работниц предприятия, для маскировки важных городских объектов — даже Смольного! Плетение маскировочных сетей и нашивание на них аппликаций были одними из работ, доступных потерявшим зрение, в том числе и вследствие ранений, горожанам и бойцам Ленинградского фронта. О том, как трудно было этим заниматься, косвенно говорит то, что к такой деятельности привлекали только наиболее окрепших людей. К 1943 году потребность в маскировочных сетях снизилась, поэтому комбинат постепенно возвращался к мирной продукции и к 1945 году снова делал нитки и пряжу. В 1960 году ПНК им. Кирова был награжден орденом Трудового Красного знамени. Сейчас это крупнейшее предприятие по выпуску швейных, вязальных, вышивальных ниток не только в России, но и в Европе. Сегодня предприятие, к слову, тоже не потеряло навык работы в условиях мобилизации: в конце марта этого года, на одном из пиков пандемии коронавируса, ПНК им. Кирова перешел на производство армированных ниток для медицинских масок. Всего до конца апреля 2020 г. ПНК им. Кирова входит в состав холдинга «Бронка Групп», инвестирующего в стратегические отрасли российской экономики. Маскировать надо было и вокзалы, и стадионы, и любые кварталы, имеющие какие-то особенности, которые могли навести противника на цель. Поэтому на крышах заводов строили бутафорские кварталы из фанеры — практически в натуральную величину. Часть цехов и территорий и вовсе «переделывали» под сады и скверы. С помощью фанерных декораций маскировали и другие крупные городские объекты. В самом центре Ленинграда, между Звенигородской улицей, Подъездным переулком, Загородным проспектом и Обводным каналом был ипподром, характерный овал которого отлично прослеживался с высоты и являлся ориентиром для врага. Как писал главный архитектор Ленинграда Н. Баранов в книге воспоминаний «Силуэты блокады», на территории ипподрома разобрали остатки трибун, частично поврежденные при бомбежке, и построили объёмные макеты, имитирующие интенсивную городскую застройку соседских кварталов. Среди этой архитектурной декорации от Загородного проспекта до Обводного канала проложили как будто бы улицу Дзержинского ныне Гороховую , а улицу Марата «продлили» от Звенигородской улицы до Витебской железной дороги почти так, как она пролегает сейчас. На фотографии: Неразорвавшаяся бомба в одном из зданий Ленинграда.

На заседании о признании блокады Ленинграда геноцидом назвали число бомбежек осажденного города

Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Токарь одного из номерных заводов». Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится». Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом». Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде. Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей. Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном — поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда.

Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях — это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией дневники, опубликованные в сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли». Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году. Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек. Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города — зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто. В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи — скорее наоборот.

Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу Этот миф повторяется в разных видах — от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939—1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город. Всё это, конечно, далеко не правда.

По словам Георгия Жукова, который побывал в Ленинграде в один из первых сентябрьских дней, положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин оценивал как катастрофическое.

Однажды он даже употребил слово "безнадежное". Руководство города подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были затопить. Пытаясь прекратить самовольное отступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Он издал приказ: за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу.

Каждый день фашисты обстреливали город. Он длился 18 часов 33 минуты.

Именно в своем домике Бетти была смертельно ранена во время авианалета 10 сентября 1941 года. Через двое суток Бетти не стало.

Бэтти похоронили на территории зоопарка.

Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора ведет огонь, отражая ночной налет немецкой авиации. Президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне поздравил со 100-летним юбилеем и вручил Фатме Саттаровой орден "Истиглал" за многолетнюю плодотворную деятельность в общественной жизни Азербайджана. Умершего от голода ленинградца родственники везут хоронить на кладбище. Колонна танков старшего лейтенанта Ильи Строгонова проходит по улице Урицкого на фронт, октябрь 1942 год. В это время сильно урезали норму выдачи хлеба.

Новости и события Российского исторического общества

Об этом 27 октября заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о сравнении блокады сектора Газы с блокадой в Ленинграде. 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Массовая бомбардировка 7 ноября не состоялась, как, впрочем, не состоялся больше ни один крупный налет на Ленинград. Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Десятое из 75 наших видео, сделанных в рамках проекта «75 фактов о Великой Отечественной войне». Сегодня — о первых налетах фашистских бомбардировщиков на Ле. Главная» Новости» 27 января 1944 г день воинской славы россии день полного снятия блокады г ленинграда.

Несломленный город: как спасали от бомбардировок блокадный Ленинград

Я сама сижу никакая. Он так и умер с протянутой рукой». О том, что пришлось пережить детям прифронтовых районов, расскажут новые проекты «Газпром-медиа». Один из них посвящен концлагерю в Гатчинском районе, где содержались самые юные жители Ленинградской области, которым не было еще 14 лет. Нацисты называли это место цинично «Детским домом». Маленькие мальчики и девочки подвергались там зверским пыткам, у них забирали кровь, которую переливали раненым фашистам, а еще днем и ночью детей заставляли работать.

Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня — завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать [15] Воздействие холода Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Несмотря на привычный уровень температуры, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва , о годах блокады сказано: холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла Печки-буржуйки. Коллапс транспортной системы Основная статья: Буржуйка Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе и мебель и книги. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Ухудшение ситуации «Ленинградской болезни» — дистрофии Январь и начало февраля 1942 г. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Блокада Ленинграда. Ситуация на фронте с июня по декабрь 1941 Попытки прорыва блокады. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Один из командиров вспоминает в своих мемуарах, как в начале 1942 г. Выяснилось, что у большинства силы иссякали через 400 метров, а по плану командования нужно было пройти 800 метров. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм , несли тяжелейшие потери. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась по водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной… — Из рассказа очевидца Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде. Неизвестный фотограф. Нормативы продовольствия Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля. Из хлеба почти исчезли примеси. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом. Сокращение уличных смертей Весной 1942 г. В марте 1942 г.

Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Система оповещения жителей. Метроном Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном , вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Об уровне смертности В декабре 1941 г. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Е. Скрябина в дневнике записала: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают [14] Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня — завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать [15] Воздействие холода Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Несмотря на привычный уровень температуры, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва , о годах блокады сказано: холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла Печки-буржуйки. Коллапс транспортной системы Основная статья: Буржуйка Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе и мебель и книги. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Ухудшение ситуации «Ленинградской болезни» — дистрофии Январь и начало февраля 1942 г. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Блокада Ленинграда. Ситуация на фронте с июня по декабрь 1941 Попытки прорыва блокады. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Один из командиров вспоминает в своих мемуарах, как в начале 1942 г. Выяснилось, что у большинства силы иссякали через 400 метров, а по плану командования нужно было пройти 800 метров. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм , несли тяжелейшие потери. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше.

Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала — живая мама или нет», — говорит Ирина Булина. Мороз доходил до 40 градусов, в домах не было ни отопления, ни электричества, ни воды в кранах. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами», — рассказывает Евгений Алешин. Раньше в старых домах везде были круглые большие печи. Рядом с печью был стул, она меня туда клала и таким образом сохранила. За водой ходила на Неву. Света не было, тепла не было. Мама рассказывала, что, когда шла с работы, несла с собой небольшую вязаночку дров за плечами, заходила за мной в ясли. Так и жили», — вспоминает Валентина Старостенкова. Для Елены Колесниковой блокада «осталась в памяти как время, когда было темно, будто не было дня, а только одна очень длинная, темная, ледяная ночь». Одноклассники Ирины Аншелес ушли на фронт добровольцами: «Они попали в окружение в болоте, и из нашего и параллельного классов домой вернулось всего человек десять». Фрагменты из книги А. Бурова «Блокада день за днем»: «9 октября 1942 года. Полностью удался десант, предпринятый в этот день нами. И где — на Невском «пятачке», только вчера оставленном нашими войсками! Убедившись в том, что плацдарм так и не занят врагом, командование решило высадить на левый берег Невы роту, усиленную пулеметами. И произошло, казалось бы, невероятное: до этого плацдарм с трудом удерживали две дивизии и бригада, а тут, затемно переправившись через Неву, его заняли 90 пехотинцев». Рабочий день был продлен до 10-12 часов. Снаряды делали даже дети. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно.

8 сентября - День памяти жертв блокады Ленинграда

Экономические разрушения и людские потери в Ленинграде с обеих сторон превысили потери в Сталинградской битве, битве за Москву или бомбардировке Токио. Главная» Новости» Потомки жителей блокадного ленинграда. Эксперт уверен, целью бомбардировок Ленинграда были не только военные объекты города, нацисты намерено били по жилым кварталам. Первый массированный налет на Ленинград вызвал в городе 178 пожаров, из которых наибольшее впечатление произвело крупное возгорание на Бадаевских складах. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная. Настоящей трагедией для горожан стала бомбардировка 8 сентября, в результате которой были полностью уничтожены Бадаевские склады.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий