Новости выступление набиуллиной в госдуме

Высокой ставкой ЦБ РФ защищает доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Набиуллина рассказала в Госдуме об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики.

Володину пришлось защищать Набиуллину: депутаты засыпали главу ЦБ резкими вопросами

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила с отчетом в Государственной думе, предварительно проведя ряд установочных встреч с парламентскими партиями. Мы видим, что пик инфляции остался позади", – заявила Набиуллина, представляя в Госдуме отчет о работе ЦБ за 2023 г. Банковская система России крепко стоит на ногах, быстро реагируя на появившиеся из-за санкций вызовы, заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в понедельник, выступая в Госдуме.

Набиуллина отчиталась о работе ЦБ перед Госдумой

До этого ЦБ шесть лет подряд был убыточным, в 2016 году получил прибыль в 43,7 миллиарда рублей. Профильные комитеты Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам, по экономической политике, по контролю на совместном заседании в понедельник рекомендовали нижней палате парламента принять годовой отчет Центрального банка за прошлый год к сведению, дав ему ряд рекомендаций. В частности, они считают "крайне важным" Банку России совместно с правительством продолжить поддерживать инвестиционную активность. При этом в связи с усилением санкционного давления против РФ усилия и кабмина, и ЦБ "должны быть направлены на повышение устойчивости российской экономики и финансового сектора", считают комитеты.

Сочетание этих факторов в этом сценарии может вызвать спад, сопоставимый с 2008—2009 годами.

В этом сценарии низкий мировой спрос и возможные новые санкции сделают спад в России более продолжительным. Рост возобновится только в 2025 году. Инфляция будет более высокой, а от нас потребуется более жесткая денежно-кредитная политика. И к цели по инфляции мы сможем вернуться только в 2025 году.

Темпы структурной перестройки и сбалансированного роста в дальнейшем во многом зависят от внешних факторов. Но во многом, в главном — от нас. Банк России будет строить свою политику таким образом, чтобы финансовая система максимально полно отвечала меняющимся потребностям нашей экономики. Что мы планируем делать в дальнейшем.

Во-первых, обеспечивать стабильно низкую инфляцию. Она очень важна, я хочу это подчеркнуть, она очень важна для развития долгосрочного, в том числе и прежде всего инвестиционного финансирования. И поэтому цели и принципы нашей денежно-кредитной политики останутся прежними. Во-вторых, есть стратегически важные направления, которые должны сейчас развиваться ускоренными темпами и требуют больших финансовых ресурсов.

И Банк России готов будет применять стимулирующее регулирование к банкам, чтобы кредитование таких проектов набирало обороты. Здесь мы собираемся опираться на так называемую таксономию попросту — критерии проектов технологического суверенитета и модернизации экономики, которую разрабатывает при нашем участии Правительство, и соответствующим образом будем настраивать регулирование банками. В-третьих, очень важно развитие рынка капитала. По сути он должен стать главным источником долгосрочного финансирования.

Инструменты фондового рынка в целом должны развиваться вместе с изменением экономики, быть более гибкими. Особое внимание будет уделяться защите прав розничных инвесторов, то есть тех людей, которые выходят на фондовый рынок, предоставляют свои финансовые ресурсы, те ресурсы, которые в конечном счете работают на экономику, на развитие. В том числе нужно сформировать и полноценную систему выпуска и оборота цифровых финансовых активов. В-четвертых, цифровой рубль.

Цифровая валюта центрального банка дает преимущества и внутри страны, и позволит развивать трансграничные платежи. В целом же развитие международных платежей остается приоритетом для нас даже при том, что усиливается давление на российский финансовый рынок и на страны-партнеры. Мы будем расширять расчеты в национальных валютах, искать способы обеспечить комфорт расчетов и для бизнеса, и для граждан. Это очень сложная проблема, мы находимся в разработке решений.

Не могу также не упомянуть текущую работу по некоторым проектам, актуальность которых сейчас только выросла. Это, например, киберустойчивость финансового сектора. Количество кибератак кратно выросло. Мы будем продолжать совершенствовать требования к банкам, профессиональным компетенциям специалистов по информационной безопасности, проводить киберучения, развивать информационный обмен.

И, конечно, приоритет здесь — импортозамещение, переход на наши отечественные разработки. Другой проект, который уже реализован и развивается, — Система быстрых платежей. Переводы между физическими лицами через Систему быстрых платежей — уже обыденность, но нам важно, чтобы бизнес, не только граждане, но и бизнес в полной мере мог воспользоваться этими возможностями снижения издержек через прием платежей через эту систему, которая была нами создана. Мы будем делать акцент на продвижении оплаты товаров и услуг через СБП.

Эти и другие темы подробнейшим образом обсуждали на рабочей группе, на комитетах, на встрече с руководителями фракций. Благодарю за такое внимательное и заинтересованное рассмотрение. Впереди у нас действительно очень большой фронт работ. Наша экономика, финансовая система, предприниматели, наши люди показали, что в силах справиться с любыми обстоятельствами.

И мы сделаем все, чтобы их не подвести. Спасибо за внимание! Набиуллина в Госдуме дала прогноз будущего России «Нужно трезво смотреть на ситуацию, она может ухудшиться» Госдума приняла к сведению Основные направления денежно-кредитной политики на три года, которые представил Центробанк в лице Эльвиры Набиуллиной. Деятельность его руководства по противодействию вызванному санкциями кризису все без исключения фракции оценили высоко.

При этом многие депутаты призывали готовиться к плохому сценарию, то есть глобальному экономическому кризису и его последствиям. Основные направления денежно-кредитной политики, напомнила Эльвира Набиуллина — основной стратегический документ, который описывает, как ЦБ видит развитие ситуации в экономике на ближайшие три года. Нынешний год она назвала «крайне нестандартным» и львиную долю своего доклада посвятила рассказу о том, как ловко Центробанк преодолевал последствия «очень мощного санкционного давления».

И перед тем как перейти к докладу, хочу поблагодарить все фракции и профильные комитеты за работу по рассмотрению нашего отчета.

Это был открытый и непредвзятый диалог. Помимо встреч, мы получили от депутатов свыше ста письменных вопросов, на каждый постарались дать максимально полные ответы и по существу. Главные вопросы, которые мы обсуждали при рассмотрении отчета, были связаны и с денежно-кредитной политикой, с развитием финансового сектора, платежей, много вопросов было и по финансовым мошенничествам, но начну с того, почему жесткая денежно-кредитная политика, почему денежно-кредитная политика остается жесткой, и как это влияет на экономику. Я напомню, мы с сентября 2022 года десять месяцев держали ключевую ставку на уровне 7 с половиной процентов.

И вместе с мерами правительства это сильно помогло экономике восстановиться. Когда восстановление завершилось, и начала быстро расти инфляция, мы повысили ключевую ставку на 8 с половиной процентных пунктов. И осенью было много опасений, мы с вами обсуждали это, что повышение ключевой ставки ставит крест на развитии экономики. Но мы видим, что это не так.

В IV квартале экономический рост немного замедлился, но оставался значительным. По итогам года ВВП вырос на 3,6 процента. И сейчас оперативные индикаторы показывают, что в первом квартале этого года экономика продолжает расти высокими темпами. Наш мониторинг предприятий, напомню, что мы опрашиваем 13-14 тысяч предприятий по всем регионам каждый месяц, по всей стране, он показывает, что бизнес активно строит планы по расширению производства.

Индекс бизнес-климата, по свидетельству самих же предприятий, сейчас на 12-летнем максимуме. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса — это внутренний спрос и ожидание, что он будет расти и дальше. Жёсткая денежно-кредитная политика как раз направлена на то, чтобы давление на экономику со стороны спроса не было избыточным, не было разрушительным для роста. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где очень важно правильно распределить силы на всю дистанцию.

Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним всё быстрее и какое-то время она это может делать на пределе возможности, но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем, вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда её силы будут исчерпаны. Да, предприятия сделали значительные инвестиции в расширение и автоматизацию производства и продолжают их делать. Это в том числе ответ на рост дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей, но чтобы инвестиции превратились в рост производства товаров и услуг, расшивку узких мест в транспортной инфраструктуре, нужно время. Если производство будет отставать от очень быстрого роста спроса, то цены пойдут вверх, а сам спрос — и инвестиционный, и потребительский, будет всё больше смещаться на импорт.

Для импорта нужна валюта, а если экспорт, как в нашем случае, не растёт, то повышенный спрос неизбежно ведёт к ослаблению рубля. И такую ситуацию, когда избыточный спрос выливается и в рост цен, и в ослабление рубля мы наблюдали прошлым летом, на неё мы отреагировали повышением ключевой ставки. Мы уже видим первые результаты нашей политики, пик инфляции остался позади. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, на слайде вы видите — это серые столбики, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным, инфляционное давление было очень сильным, в декабре-январе оно заметно снизилось и сейчас находится около 6 процентов.

И если бы мы не повысили ключевую ставку, то инфляция была бы сильно больше тех 7,4 процента, которые мы получили по итогам прошлого года, более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Инфляция сильнее всего залезает в карманы небогатых людей, в том числе потому цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь, а таких примеров в прошлом году было достаточно. Но высокая инфляция — это точно такой же налог на промышленность, как на бедных, большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов. Об этом говорят и руководители предприятий, а мы проводим много встреч с ними, и наш анализ издержек в обрабатывающей промышленности.

В текущих условиях жесткая денежно-кредитная политика не противоречит развитию экономики, интересам реального сектора, как иногда представляют. Какие еще результаты повышения ключевой ставки кроме замедления инфляции мы видим на сегодняшний день? В августе произошел важный перелом — начался активный приток денег на вклады, за пять месяцев вплоть до конца года вклады граждан выросли на 5,3 триллиона рублей. Это рекордные темпы.

И благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 триллион рублей процентов по вкладам. Приток средств на вклады продолжается, и за первый квартал этого года он составил еще почти 2 триллиона рублей. Дополнительный эффект более высокой ставки, она способствует более стабильному курсу рубля. Курс рубля, конечно, определяется, прежде всего, торговыми потоками, в прошлом году экспорт сократился вы видите это на слайде , а импорт вырос, курс рубля закономерно снижался, и летом это снижение ускорилось, потому что спрос на импорт возрастал.

На графике валютного курса вы видите отсечку — это повышение ставки 15 августа сразу на три с половиной процентных пунктов до 12 процентов. Это остановило ослабление рубля, хотя потребовалось дополнительное повышение ставки для того, чтобы окончательно пресечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий. Сыграли роль и другие факторы, включая рост цен на нефть. Но влияние денежно-кредитной политики, по нашим оценкам, было основным, в том числе за счёт увеличения привлекательности рубля, как средства сбережения.

Ещё один значимый эффект — это возвращение кредита к более сбалансированным темпам роста по сравнению с очень высокими рекордными уровнями прошлого года. За год корпоративный кредитный портфель вырос на 20 процентов или более, чем на 12 триллионов рублей. Объём корпоративных облигаций 4,6 триллиона рублей. Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики.

Эти деньги в том числе пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение. И вряд ли, имея такие цифры можно говорить о том, что кредит бизнесу недоступен. Ставки выросли. И в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики, речи не идёт.

Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года. К тому же кредит — это дополнительный рычаг. А главный источник инвестиций — это собственные средства компании. Реальный сектор в прошлом году показал хорошие финансовые результаты.

Сальдированная прибыль компании выросла на 35 процентов, превысила 33 триллиона рублей. Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, и даже с поправкой на накопленную инфляцию более, чем в полтора раза. Это означает, что предприятия чувствуют себя уверенней.

Высокая прибыль снижает потребность и в заёмных средствах. Но даже при необходимости занимать позволяют это делать и при высоких ставках. И, кстати, именно в этом масштабе нужно оценивать прибыль банковской системы. За весь прошлый год она была сопоставима с прибылью, которую корпоративный сектор зарабатывал за один месяц.

Банки кредитуют, вносят вклад в развитие экономики, а прибыль позволяет им наращивать кредитование. Это основной источник их капитала. Что ещё поддерживает кредитную активность? За последние два года сильно выросла доля кредитов компаниям под плавающие ставки.

И выдача их в феврале, она составила уже 54 процента. И, кстати, это говорит о том, что бизнес сохраняет уверенность в том, что мы вернём инфляцию к цели и перейдём к снижению ставки. Почему же мы продолжаем держать ставку на уровне 16 процентов при том, что инфляция более чем в два раза ниже, чем была на пиках? Этот вопрос депутаты поднимали при обсуждении отчёта.

Структурная перестройка экономики сопровождается ростом расходов. И бюджетная политика вносит более высокий, чем раньше, вклад в совокупный спрос через госзаказ, через государственные инвестиции, рост зарплат, льготные кредиты, прямые субсидии. Чтобы это не приводило к постоянному ускорению роста цен, пространство для частного кредита уменьшается. И это означает, что денежно-кредитная политика должна быть более жёсткой.

Мы начнём снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость, и инфляционные ожидания приходят в норму. Что бывает, когда дешёвые кредиты разогревают спрос, а предложение, которое даже растёт, но оно не поспевает, мы видели на примере массовой льготной ипотеки. Рост ипотечного портфеля — на 35 процентов за год, такой рост ведёт и к подорожанию жилья, и к росту закредитованности граждан. Мы видим, что за последние два года в полтора раза увеличилась доля ипотеки людям с высокой долговой нагрузкой.

И в четвёртом квартале прошлого года почти каждый второй заёмщик, 45 процентов, получал ипотеку с перспективой, что на платежи ему придётся тратить более 80 процентов своих доходов. Продолжал расти и разрыв между ценами на первичное и вторичное жильё. И по итогам прошлого года этот разрыв составлял 44 процента при исторической норме где-то около 10 процентов. Ускоренный рост цен на жилье в последние годы привел к тому, что и лимит страхового возмещения по счёту эскроу часто уже не покрывает стоимость квартиры.

Поэтому мы предлагаем нам вместе обсудить его увеличение вдвое, по закону это сейчас 10 миллионов рублей, до 20 миллионов рублей. Пример с ипотекой, на наш взгляд, показателен и поучителен. Меньше всего хотелось бы, чтобы сходные процессы начались бы и в других сегментах экономики. На базе низкой инфляции доступность кредита будет снова расти, как это уже было, когда мы снизили инфляцию до 4 процентов к 2017 году.

Вспомните, что именно тогда, без всяких широких льготных программ, начала быстро расти ипотека. А ставки по ипотеке, по рыночной ипотеке, снижались, люди имели возможность брать её под 8-9 процентов, без господдержки, без дорогостоящих для бюджета субсидий. И наша цель состоит в том, чтобы кредит снова был одинаково доступен и доступен всем при низкой инфляции и умеренных рыночных ставках. В прошлом году мы запустили стимулирующее банковское регулирование по тем проектам, которые правительство назвало приоритетными для им портозамещения, для технологического развития.

И эти стимулы позволили профинансировать важные для экономики проекты на сумму около 300 миллиардов рублей. В ваших вопросах вы справедливо отмечали, что потенциал, который мы предусматривали, он значительно больше. Что нужно, чтобы стимулы были использованы в полной мере? Нам кажется важно, чтобы они, как это и задумывалось изначально, плотнее сочетались с инструментами господдержки, то есть, чтобы проект, который соответствует таксономии правительства, приоритетно получал субсидии, налоговые льготы, госгарантии.

И будем это обсуждать с правительством. Для финансирования инвестиций нужны длинные ресурсы для финансовых организаций. Для банков это безотзывные сертификаты, для негосударственных пенсионных фондов — программа долгосрочных сбережений, для инвестиционных фондов — инвестиционные счета нового третьего типа, для страховых компаний долевое страхование жизни.

С 1 апреля в России запустили пилотный проект с виртуальной валютой: 15 банков используют цифровой рубль в виде кода для торгово-сервисных платежей и переводов между ограниченным количеством реальных клиентов. Набиуллина подчеркнула, что после анализа результатов проекта цифровую валюту собираются предложить большему кругу желающих.

Переводы таких активов сделают бесплатными, а максимальная месячная сумма для пополнения цифрового кошелька составит 300 000 руб. Эксперт отметила, что разрабатывается инициатива, которая позволит проводить международные платежи в цифровой валюте подробнее — «Международные платежи предлагают проводить в цифровой валюте». Она указала, что банки должны нести ответственность за противоправные действия злоумышленников.

Хазин: Что бы Путин ни говорил, а Набиуллина и Силуанов разрушают Россию

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! При этом с начала года ставка уже поднялась на 3,25 процентных пункта, но это не помешало инфляции продолжить рост. Набиуллина предупредила, что ставка будет находиться на высоком уровне весь 2022 год.

Доклад содержит анализ состояния экономики России, финансового рынка, платежного баланса, национальной платежной системы, а также годовую финансовую отчетность ЦБ. Доходы Банка России за 2023 год составили 859,295 миллиарда рублей, расходы - 718,852 миллиарда, прибыль - 140,443 миллиарда рублей. Основным фактором формирования прибыли стала положительная переоценка ценных бумаг, по которым в 2022 году была отражена отрицательная переоценка. До этого ЦБ шесть лет подряд был убыточным, в 2016 году получил прибыль в 43,7 миллиарда рублей.

Здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Третье — это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Четвертое — меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях. Это кредитные каникулы, предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берет кредиты сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации.

Пятое — надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад.

Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 16 ноября 2023, 21:24 Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме с докладом о денежно-кредитной политике Отток капитала из России по сравнению с прошлым годом сократился в шесть раз. Такие данные привела сегодня Эльвира Набиуллина. Глава Центробанка представила в Госдуме основные направления денежно-кредитной политики.

Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное

Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о необходимости ужесточения ответственности за навязывание финансовых услуг со стороны банков. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике, посвященном рассмотрению "Основных направлений единой государственной. LIVE: Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. В ходе выступления Эльвира Набиуллина также затронула тему роста дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей.

Дефицит рабочих рук, повышение ставки и пик инфляции. О чем Набиуллина говорила в Госдуме

Региональный аспект очень важный, вы можете подробнее об этом почитать в наших бюллетенях «Региональная экономика». Мы каждый раз выпускаем их перед заседанием Совета директоров по ключевой ставке, то есть, принимая решение по денежно-кредитной политике, мы учитываем то, что происходит в регионах. Хочу сказать, что у нас есть и опрос предприятий, достаточно такой репрезентативный: 13 тыс. Это один из самых больших опросов, то есть мы реально смотрим на то, что происходит в экономике, как она трансформируется. И, по нашей оценке, это, конечно, не может произойти быстро. Трансформация происходит сейчас, будет происходить в следующем году, и в последующие годы. И ее темпы, и успешность в целом будут зависеть от многих факторов. На некоторые мы повлиять не можем: например, это состояние глобальной экономики и, соответственно, спрос на товары российского экспорта. Если в мире, надеемся, что этого не произойдет, но разразится кризис, наш путь будет труднее. Или санкционное давление — мы видим, что оно усиливается, задевает серьезно и наших партнеров в других странах.

Санкции очень мощные, и их влияние и на российскую, и на мировую экономику преуменьшать не следует, отгородиться от их влияния будет невозможно. Но есть и многие другие вещи, на которые как раз мы можем повлиять. Прежде всего дать возможность нашим гражданам, нашему бизнесу адаптироваться и жить и развиваться в новой, где-то более агрессивной среде. Анатолий Геннадьевич Аксаков. Но для развития — обязательное условие, на наш взгляд, мы в этом убеждены, нужна макроэкономическая стабильность и низкая предсказуемая инфляция, предсказуемый бюджет. Это, по сути дела, те маяки, по которым ориентировалась экономика в прежних условиях и продолжает ориентироваться на них и сейчас. О высокой значимости макростабильности, я думаю, всем нам хорошо напомнили и события февраля — марта, да и конца сентября — октября. И наша денежно-кредитная политика направлена именно на то, чтобы маяк в виде низкой инфляции надежно ориентировал граждан и бизнес, давал им возможность строить планы, сберегать и инвестировать даже при столь радикальных сдвигах со стороны внешних условий. Этот год принес большие испытания для российской финансовой системы.

Удар санкций в марте — это беспрецедентный шок. Но у нас накоплен опыт борьбы с кризисами разной природы, и мы извлекали, извлекаем важные уроки из предыдущих кризисных периодов. Важнейший урок, мы считаем, что надо быть очень быстрыми и гибкими и при этом не отказываться от важнейших принципов, от тех основ политики, которые доказали свою эффективность. Именно поэтому мы, несмотря на угрожающую комбинацию факторов, включая санкции на резервы центрального банка, смогли пройти тяжелые весенние месяцы и стабилизировать ситуацию. Мы сохранили приверженность и режиму таргетирования инфляции, и плавающему курсу рубля. И, как показали события последующих месяцев, это действительно позволило достаточно быстро восстановить равновесие в финансовой системе, вернуть в банки депозиты населения, перезапустить кредитование экономики. То, что мы сделали это сразу же, когда стало понятно, с кризисом какого масштаба мы имеем дело, позволило преодолеть и всплеск инфляции, который произошел весной, и купировать риски финансовой стабильности. И начавшийся на фоне вот этой тревоги отток наличных из финансовой системы очень быстро прекратился. При этом после заморозки валютной части, значительной части наших резервов мы не могли проводить интервенции для того, чтобы сглаживать колебания, волатильность на валютном рынке.

Поэтому нам пришлось ввести широкий спектр мер контроля за движением капитала. И по мере стабилизации ситуации мы их поэтапно смягчаем. Почему мы смягчаем? Для того чтобы сделать более комфортными условия для ведения внешнеэкономической деятельности. Об этом просили наши предприятия для того, чтобы они могли развивать внешнеэкономическую деятельность с теми странами, которые готовы выстраивать с нами отношения. Но предпосылок для дальнейшей либерализации валютных ограничений в настоящий момент мы не видим. Уже в III квартале в ответ на быстрое снижение ключевой ставки произошло заметное ускорение кредитования экономики — как розничного, так и корпоративного. При этом, конечно, текущий уровень ставки, он учитывает, с одной стороны, и повышенный уровень, который сохраняется, экономической неопределенности. Эта неопределенность снижает и потребительскую, и инвестиционную активность.

С другой стороны, мы учитываем и повышенный уровень инфляционных ожиданий, который пока еще остается выше того, что было, например, в том же 2018—2019 году. Кредитование сейчас растет хорошими достаточно темпами, особенно корпоративное. Это показывает, что процесс структурной трансформации экономики действительно идет: предприятия используют кредитные ресурсы, чтобы адаптироваться к новым условиям, заместить внешние заимствования. Но тем не менее за 9 месяцев это неплохая цифра. Выдачи уменьшились, но портфель, в целом он растет. Банковская система, несмотря на то, что именно на нее пришелся первый и самый мощный удар, хорошо выдержала шоки этого года и сохраняет потенциал для кредитования и запас прочности. Поэтому мы ожидаем, что в кредитовании сохранится положительная динамика и при этом банки смогут без проблем выполнять и новую программу — важную программу кредитных каникул для мобилизованных и членов их семей. Первые данные о кредитных каникулах мы сможем предоставить по итогам этого месяца. Мы осуществляем мониторинг и по итогам каждого месяца будем предоставлять данные о объемах таких кредитных каникул.

Естественно, работаем и по жалобам граждан, если они обращаются, отрабатываем все эти жалобы. Рост геополитической напряженности в последние полтора месяца также повысил тревожность в обществе, и это не могло не сказаться на финансовом положении людей.

Вкупе это мешает устойчивому замедлению инфляции. По словам Набиуллиной, ЦБ готов удерживать ключевую ставку на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого обуздания инфляции. При этом, как следует из слов главы ЦБ, базовый сценарий - по-прежнему начало снижения ключевой ставки во втором полугодии 2024 года.

Набиуллина назвала навязывание банками финансовых услуг позорным явлением 27 апреля 2024 г. Об этом она заявила на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регулятора. Хотя у нас жалобы снизились на мисселинг, но это позорное явление не искоренено из финансовой среды", — сказала она.

Опыт многих стран показывает, что преждевременное снижение ставок способно спровоцировать вторую волну инфляции, справиться с которой будет сложнее, чем с первой», — заявила глава ЦБ. Такое объяснение пришлось по душе не всем парламентариям. Председатель комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг считает, что ни один бизнес не может успешно развиваться при текущих рыночных кредитных ставках. Ну не отбивается никакой цех, даже самое современное производство не отбивается.

Набиуллина выступит в Госдуме по основным направлениям денежно-кредитной политики на три года

Глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая ранее в Госдуме, подчеркнула: жесткая денежно-кредитная политика в стране уже дала первые результаты. Анализ её выступления в Госдуме. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила на пленарном заседании Госдумы по годовому отчету Банка России за 2023 год. Высокой ставкой ЦБ РФ защищает доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме.

Набиуллина назвала навязывание банками финансовых услуг позорным явлением

Интересы участников рынка могут быть разнонаправлены, а плавающий курс как раз их балансирует. И Банк России твердо уверен в преимуществах плавающего курса. Мы считаем, что попытки воздействовать на курс, чтобы заставить его вопреки рыночным факторам двигаться в одну или другую сторону, абсолютно не полезны для российской экономики. И регулярные опросы бизнеса показывают, что важнее не слабый или сильный курс, а предсказуемость курса и волатильность курса. Мы понимаем, что колебания курса — это проблема для нашей экономики. В повышенной волатильности нет ничего хорошего, и хотя сейчас волатильность рубля ниже, чем была два года назад, ниже, чем волатильность цен на нефть вы видите, как ходят цены на нефть и сопоставима уже с теми странами, которые находятся на таком же уровне развития, как и мы, но, конечно, волатильность пока повышенная для реального сектора экономики. Поэтому мы поддерживаем и введение бюджетного правила, которое позволяет снизить колебания курса рубля от внешней конъюнктуры, от цен на нефть. Забалансовые вклады В 2016 году стала острой проблема так называемых «забалансовых вкладчиков», когда банки, принимая в своих офисах деньги у клиентов, проносили, что называется, их мимо кассы, не учитывали в реестре.

Попросту это воровство денег клиентов. И когда мы у такого банка отзывали лицензию, выяснялось, что обязательства перед вкладчиками не учтены. Мы совместно с АСВ и банковским сообществом сейчас прорабатываем механизмы дополнительной защиты прав вкладчиков и создания специальной информационной базы по вкладам, которая позволяла бы учитывать и видеть эту проблему, контролировать. Но этого недостаточно. На наш взгляд, необходимо введение ответственности и серьезных последствий не только для собственников и менеджеров таких банков, но и для всех тех, кто участвует в оформлении такого воровства денег клиентов — для обычных сотрудников, потому что мы видим, что они из одного банка переходят в другой банк с этими схемами. А также мы прорабатываем с правоохранительными органами вопрос введения уголовной ответственности за создание забалансовых вкладов как отдельный состав преступления.

Такое в последний раз было более десяти лет назад, в начале 2010-х годов, и при высокой инфляции», — отметила глава ЦБ. Подписаться на Банки.

Я бы охарактеризовал это словом - холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич - "маловато". Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий. Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье - она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там. В ситуации высокой ставки это просто недопустимо. И, конечно, нужен контроль за вывозом капитала. Вот Центральный банк продляет уже несколько раз меру, которая гласит, что человек может перевести на свои счета 1 миллион долларов в месяц. Вот я рисую портрет такого человека. Я не могу понять, кому нужно переводить 1 миллион долларов США в месяц за рубеж на свои счета. Я понимаю, человек поехал в поездку, оплатил 15, 25 тысяч долларов, но не миллион долларов. Мне кажется, меру надо сократить, она бесполезная, а вместо этого, мы вот рады, что Ольга Васильевна очень занялась так называемым антидроппингом, и вывели крупного игрока, который этим занимался с рынка, и все это знали прекрасно, в трансграничных делах, это большая победа и хорошее достижение. И мы хотим всё-таки, чтобы вы ещё обратили внимание, что он не один, что есть ещё компания такая же с гражданами США во главе. Мы это в запросе в Центральный банк указали в вопросах, мы надеемся получить ответ. С этим нужно беспощадно бороться, это главная мера, потому что эти дропперы трансграничные, они переводят деньги. Вот это вот самый, так сказать, серьёзный вывод капитала, и с этим мы готовы, так сказать, с вами совместно принять меры, чтобы бороться. Значит, да, по санкциям, которые ввели на компанию... Встал, конечно, вопрос центральный о том, что нужны QR-коды и нужен единый QR-код, Ольга Николаевна, и здесь как бы мы вас полностью поддержим. И мы считаем, что его надо ввести, потому что у нас и по внутренним расчётам превратились кассы, как, знаете, холодильник, который, так сказать, накрыт там этими, так сказать, как они называются, наклейками, да, магнитиками: вот "Тинькофф", вот "Сбер", вот ещё что-то. Ну, смешно уже это становится. Поэтому, конечно, мы ждём закон о едином QR-коде. И мы хотели просить, чтобы вы поборолись с так называемыми параллельными рынками, о них шла речь. Это рынок платной рассрочки, где потребитель вообще никак не застрахован. И я хочу ещё отметить один рынок, который получился, да, конечно, мошенники, потому что ну вот женщина врач... Пришла, три минуты - получила кредит. Проплатила деньги, всё, пришла домой - упала. И если некоторые банки помогают, например, назовём прямо, "Сбер" мало того, что отказал, потребовал, что квартиру заберёт. Здесь я думаю, что нужно разбираться службе. Поэтому вот это недопустимо. И ещё недопустима оказалась ситуация с Санкт-Петербургской биржей, когда более 3 миллионов человек купили иностранные акции, а биржа не позаботилась о защите их интересов. Ну, это... Купить акции "Теслы", это как для меня в детстве жвачку иностранную купить, все хотят, так сказать. Но должны были предпринять меры в бирже эти деятели. Мер не предпринято, люди пострадали, и я думаю, что мы будем работать над этим с Филиппом Георгиевичем, и по этому поводу Дума приняла соответствующее решение, создана рабочая группа. И я хотел попросить, чтобы наши представители в Национальном финансовом совете подняли голос, и когда не могут договориться две конституционных, два конституционных органа - правительство и Центральный банк, чтобы наши депутаты возвысили голос и, так сказать... Микрофон отключен. Уважаемые депутаты! Я, прежде всего, хочу вас поблагодарить за работу совместную по развитию финансового рынка. Это нужно и для нашего бизнеса и для граждан. Я два раза в год прихожу сюда на пленарные заседания, и по денежно-кредитной политике, и по отчету, и для меня это важное событие. Но вся команда Центрального банка в течение года активно работает по разным вопросам, а вопросы у нас многие. И мы очень внимательно, поверьте, относимся к вашим предложениям, идеям, критике, мы понимаем, что за этим стоят реальные проблемы людей, вы их хорошо знаете, вы ездите по регионам. И, действительно, взгляды разные, как сказал Вячеслав Викторович, и мы это тоже всё учитываем. Нам есть много о чём спорить, но нам, мне кажется, важно понимать, что у нас общие задачи. Всё равно у всех общие задачи, чтобы развивалась страна, чтобы росла экономика, чтобы увеличивалось благосостояние наших людей, и мы будем делать для этого всё возможное, всё, что в наших силах для того, чтобы эти задачи решать, и опираясь на ваш опыт и на вашу поддержку. И Вячеслав Викторович сказал про роль Национального финансового совета, мы, действительно, там встречаемся и обсуждаем разные актуальные вопросы, вот есть вопросы, мы их ставим в повестку, обсуждаем достаточно предметно. И сейчас, вы позволите, есть буквально несколько минут, я попробую где-то очень коротко на некоторые прозвучавшие уже в выступлениях темы отреагировать. Анатолий Геннадьевич говорил, и потом Вадим Валентинович тоже это поддержал, роль государственных гарантий, да, что нужно менять их характер, активно применять для поддержки, в том числе кредитований крупных проектов. Мы очень поддерживаем эти подходы и надеемся, что во взаимодействии с правительством сможем это сделать эффективным инструментом. Безусловно, готовы обсуждать с правительством и налогообложение разных долгосрочных инструментов. Мы вместе с вами выстраиваем линейку разнообразных инструментов, которые будут помогать долгосрочными вложениями в экономику страны, и, конечно, её надо всю настроить, мы здесь будем активно работать. Вадим Валентинович, спасибо большое, что напомнили о нашей, действительно, работе важной. Она раньше была в центре внимания, а теперь отошла на задний план, но тем не менее остаётся, и мы всё время руку на пульсе держим. Это борьба с сомнительными подозрительными операциями, которые выводят деньги из легального оборота, из того, что могло финансировать экономику, на разные подозрительные цели, и мы будем этим заниматься. Ремарка про Санкт-Петербургскую биржу. Мы, кстати, заранее начали вводить ограничения, в том числе для неквалифицированных инвесторов, чтобы они не покупали иностранные ценные бумаги. А для квалифицированных был создан механизм, который позволил уменьшить уже накопленные их вложения в иностранные ценные бумаги. Мы всегда понимали риски иностранной юридической инфраструктуры и так далее и предупреждали об этом инвесторов. Леонид Эдуардович очень правильно сказал о важности национального рынка капитала, долгосрочного финансирования, развитой платёжной инфраструктуры, те вопросы, над которыми мы будем работать. И о реальной доступности ипотеки, пресечении сомнительных практик, которые вводят в заблуждение людей, и тоже будем на это обращать внимание. Валерий Карлович, про инвестиции. Это тоже... Инвестиции должны будут расти быстрее ВВП. Но мы стоим за то, чтобы снижалась инфляция, мы стоим за то, чтобы инвестиции и экономический рост оплачивался не за счёт роста цен, который из своего кармана, за который платят граждане. Нужно инвестировать, нужно найти механизмы инвестировать заработанное. И это, мне кажется, ключевое, когда мы говорим об инфляции, экономическом росте инвестиций. И, конечно, нужно привлекать с рынка капиталы, многие об этом говорили, и здесь, вы знаете, мы также выражаем обеспокоенность защиты прав миноритарных добросовестных акционеров, которые приобретали акции на бирже. Александр Вячеславович, мы поддержим подход к льготной ипотеке, она должна быть адресной. И спасибо большое, что обратили внимание на открытость ЦБ, поддержали это. Даже если с нами не соглашаются, мы стараемся объяснять свою позицию, детально представлять данные. И вы видите наш отчёт очень подробный. Будем дальше работать. Андрей Михайлович сказал о важности взаимодействия с правительством. Мы по многим вопросам очень активно взаимодействуем, поддерживаем подходы по финансированию роста. И тоже важная тема, вот практически не обсуждали устойчивость банковской системы. А вспомните, в прошлые кризисы, чуть что - надо было выделять деньги банкам. Банки сейчас реструктурируют кредиты гражданам и так далее. Не было кредитного сжатия, не было снижения кредитования. И политику мы проводим в соответствии обстоятельствам. Вспомните, у нас была мягкая политика - 4 с половиной процента ключевая ставка во время пандемии, 7 с половиной процентов мы быстро снизили в 2022 году, чтобы поддержать экономику, чтобы она перестраивалась.

И, кстати, это говорит о том, что бизнес сохраняет уверенность в том, что мы вернем инфляцию к цели и перейдем к снижению ставки. Этот вопрос депутаты поднимали при обсуждении отчета. Структурная перестройка экономики сопровождается ростом расходов, и бюджетная политика вносит более высокий, чем раньше, вклад в совокупный спрос — через госзаказ, через государственные инвестиции, рост зарплат, льготные кредиты, прямые субсидии. Чтобы это не приводило к постоянному ускорению роста цен, пространство для частного кредита уменьшается. И это означает, что денежно-кредитная политика должна быть более жесткой. Мы начнем снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость и инфляционные ожидания приходят в норму. Что бывает, когда дешевый кредит разогревает спрос, а предложение, которое растет, но оно не поспевает, мы видели на примере массовой льготной ипотеки. Мы видим, что за последние два года в полтора раза увеличилась доля ипотеки людям с высокой долговой нагрузкой. Продолжал расти и разрыв между ценами на первичное и вторичное жилье. Ускоренный рост цен на жилье в последние годы привел к тому, что и лимит страхового возмещения по счету эскроу часто уже не покрывает стоимость квартиры. Поэтому мы предлагаем нам вместе обсудить его увеличение вдвое по закону это сейчас 10 млн рублей — до 20 млн рублей. Пример с ипотекой, на наш взгляд, показателен и поучителен. Меньше всего хотелось бы, чтобы сходные процессы начались бы и в других сегментах экономики. На базе низкой инфляции доступность кредита будет снова расти. Вспомните, что именно тогда без всяких широких льготных программ начала быстро расти ипотека, а ставки по рыночной ипотеке снижались. И наша цель состоит в том, чтобы кредит снова был одинаково доступен всем при низкой инфляции и умеренных рыночных ставках. В прошлом году запустили стимулирующее банковское регулирование по тем проектам, которые Правительство назвало приоритетными для импортозамещения, для технологического развития. Эти стимулы позволили профинансировать важные для экономики проекты на сумму около 300 млрд рублей. Но в ваших вопросах вы справедливо отмечали, что потенциал, который мы предусматривали, он значительно больше. Что нужно, чтобы наши стимулы были использованы в полной мере? Нам кажется, важно, чтобы они, как это и задумывалось изначально, плотнее сочетались с инструментами господдержки. То есть чтобы проект, который соответствует таксономии Правительства, приоритетно получал субсидии, налоговые льготы, госгарантии. Будем это обсуждать с Правительством. Для финансирования инвестиций нужны длинные ресурсы для финансовых организаций. Для банков — это безотзывные сертификаты, для негосударственных пенсионных фондов — программа долгосрочных сбережений, для инвестиционных фондов — инвестиционные счета нового, третьего типа, для страховых компаний — долевое страхование жизни. То есть в каждом секторе финансового рынка надо удлинять средства, и меры для этого предусмотрены. Мы предлагаем вам обсудить и дополнительные стимулы. По рублевым вкладам от трех лет, то есть по длинным вкладам, а также безотзывным сберегательным сертификатам снизить взносы банков в систему страхования, чтобы они могли по ним предлагать более выгодные условия. И в части длинных денег вкладчиков увеличить лимит страхового возмещения с нынешних 1,4 до 2 млн рублей, а если вклад оформлен долгосрочным безотзывным сертификатом — до 2,8 млн рублей как об этом сказал Президент в своем Послании Федеральному собранию. Мы видим, что рынок капитала снова становится значимым источником ресурсов для реального сектора. Возобновились первоначальные размещения акций; более того, прошлый год по объемам размещений стал самым успешным для внутреннего рынка за 12 лет: за год число активных инвесторов выросло в полтора раза, приток новых денег на рынок ценных бумаг превысил 1,3 трлн рублей. С помощью различных мер мы начали решать проблему активов российских инвесторов, которые были заморожены в иностранной инфраструктуре. По итогам прошлого года восстановлен доступ к активам на сумму свыше 3 трлн рублей. Эти меры затронули не менее 2,5 млн российских инвесторов. И мы продолжаем эту работу также вместе с Правительством. Теперь о расчетах и платежах. Такой рост говорит о доверии граждан к безналичным платежам, об их удобстве и востребованности. Важно, что, несмотря на все жесточайшие санкции, люди не почувствовали никаких трудностей в платежах внутри страны. Развивается вся линейка платежных инструментов — это и карты «Мир», и Система быстрых платежей, и собственные платежные сервисы банков. В Системе быстрых платежей мы снова увидели кратный рост операций. Надо сказать, что переводами через нее пользуется каждый второй житель нашей страны, а оплачивает покупки через СБП каждый третий. Совсем недавно этой системы не было совсем. С начала апреля для банков стал обязательным сервис платежей через СБП между юридическими лицами. В этом году мы расширим возможности оплаты услуг в бюджетную систему. Например, через СБП можно будет оплатить детские сады, билеты в театр. Люди смогут сэкономить на комиссиях, так как все платежи через СБП для граждан бесплатны. В наших планах также введение универсального QR-кода, чтобы люди сами выбирали, через какой банк платить. Обмен финансовой информацией внутри страны перешел в основном в нашу Систему передачи финансовых сообщений. СПФС стала гораздо активнее использоваться и для внешних расчетов. Всего к ней присоединились, к нашей системе, более 160 иностранных участников из 20 стран. Кроме того, мы расширяли корреспондентскую сеть с банками из дружественных стран, продолжали создавать условия для расчетов в национальных валютах. В них теперь производится две трети расчетов за экспорт и импорт. Доллар и евро перестали быть основными валютами в российской внешней торговле. Все это элементы новой, устойчивой к санкциям инфраструктуры трансграничных расчетов. Но еще, конечно, предстоит большая работа с нашими ключевыми партнерами. В августе прошлого года, после того как были приняты необходимые законы, мы начали пилот с реальными цифровыми рублями. Тестируем базовые операции — открытие и пополнение цифровых кошельков, переводы между гражданами, оплату, простые смарт-контракты.

Пик инфляции позади: главное из выступления Набиуллиной в Госдуме

Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год: + По итога. Эльвира Набиуллина выступила на Пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год.

Набиуллина назвала навязывание банками финансовых услуг позорным явлением

Мы видим, что пик инфляции остался позади", – заявила Набиуллина, представляя в Госдуме отчет о работе ЦБ за 2023 г. Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной перед депутатами Госдумы стало настоящим холодным душем. Во время ее выступления в Госдуме они предложили дать регулятору больше полномочий, чтобы бороться с монополиями, из-за которых растут цены. Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Показать еще. 26 классов. Об этом заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в ходе своего выступления на заседании комитета Госдумы РФ по финансовому рынку. О том, как ощущал себя финансовый сектор и как кризисная ситуация продолжает отражаться на экономике России, глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала сегодня в Госдуме, отчитываясь перед депутатами за 2023 год.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий