Пугачевское восстание стало одним из звеньев, борьбы крестьян с крепостничеством, приведшей в 1861 г. Несмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались. Выступления староверов привели к тому, что Пётр I разрешил старообрядцам жить в городах и селах, но при этом платить двойной налог и отказаться от проповеди своего учения. Главная» Новости» Выступления старообрядцев при петре 1 годы. Андрей Андрей Не поводом ли для восстания стало,что Петр 1 стал сжигать заживо староверов и сажать на кол старообрядцев? 1704—1711 Башкирское восстание ПРИЧИНЫ Поводом послужил указ, вводивший 72 новых налога, в том числе на мечети, мулл и на каждого приходящего в молитвенный дом.
Соловецкое восстание
В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Основная статья: Восстание старообрядцев 1681 года Согласно описанию профессора А. Панченко , 6 января 1681 года царь Фёдор III отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи , считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа» [7]. Никита Пустосвят. Спор о вере «прения о вере».
Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским , который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья , при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся.
Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом , обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников. Основная статья: «Двенадцать статей» царевны Софьи Царевна Софья Алексеевна Софья Алексеевна , по просьбе духовенства издала в 1685 году «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник.
Ветка[ править править код ] Ещё начиная с 1660-х годов на землях Стародубского полка старообрядцами были основаны многочисленные слободы. В середине 1660-х годов, с началом репрессий против старообрядцев, московский священник Козма, переселяется в Стародубье, где к нему начинают прибывать и другие беженцы из центральных районов Московского государства. Вскоре ими было основано местечко Понуровка на реке Ревне.
Gorbunova AlinaГуру 2790 5 лет назад 1707 — 1708 Восстание К. Царь издал указ о сыске беглых и отправил карательные отряды которые не скупились на пытки для казаков, пытающихся укрыть беглецов ИТОГ Подавлено. Не менее 8 донских станиц были уничтожены полностью, часть земель прежде всего — по Северскому Донцу была отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам. Дон потерял былую независимость и до трети своего населения. Часть казаков пересилилась в Османскую империю.
Стрелецкий бунт. Причины; Тяготы военной службы и недостаток жалования создали удачные условия для отстранённой царевны Софьи — восставшие стрельцы должны были вернуть ей власть Итог: Подавлено. Царевна Софья заключена под стражу в Новодевичий монастырь. Стрелецкие полки расформированы с 1699 года. Пытки и казни стрельцов продолжались до 1707 года.
Страна оказалась на грани религиозной войны. Основная статья: Соловецкое восстание 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосифа изгнали из монастыря, позже настоятелем избрали архимандрита Никанора. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня, однако встретили решительный отпор. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам [4] Летом 1672 года И. Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» 1885. Третьяковская галерея В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В период 1674—1675 годов стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [4]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Нападавшие проникли в монастырь через тайный ход в сушило [5]. Темной снежной ночью 1 февраля 22 января старого стиля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их.
Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
В целом, выступление старообрядцев при Петре 1 оказало долгосрочное влияние на историю, религию и культуру России. Пугачевское восстание стало одним из звеньев, борьбы крестьян с крепостничеством, приведшей в 1861 г. Несмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались. Восстание старообрядцев при Петре 1. Словенское восстание таблица. Противостояние старообрядцев и Петра 1 Выступление старообрядцев при Петре 1 стало очагом крупного противостояния двух сторон, которое простирается за рамки их личной встречи. Астраханской восстание как первое крупное социальное выступление, направленное против политики реформ Петра I. Эксплуатационных характер политики Петра I по отношению ко всем слоям населения и его стремление изменить русскую культуру вызвали ряд восстаний и бунтов.
Соловецкое восстание
Выступления старообрядцев против Петра I можно рассматривать как проявление их недовольства и сопротивления новым порядкам. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. В 1716 году Пётр I отменил "Двенадцать статей", закон, принятый при царевне Софье, в котором определялись различные степени наказания для старообрядцев. Причины выступления старообрядцев при Петре 1 Выступление старообрядцев при Петре I было вызвано несколькими причинами, прежде всего имевшими религиозный характер. Таблица по восстаниям при Петре 1. Причины выступления старообрядцев при Петре 1. Выступление работников мануфактур таблица. Во время правления Петра I старообрядцы принимали участие в Астраханском восстании и движении Кондратия Булавина.
Соловецкое восстание
Восстания в России в 18 веке | Таблицa | Выступление старообрядцев при Петре 1 стало символом сопротивления и сохранения национальной и религиозной идентичности. |
Выступления старообрядцев 1716 | Выступление старообрядцев при Петре 1 стало важной точкой развития России и одним из эпизодов великой истории страны. |
«Миссионерство»
- Народные восстания против реформ Петра I
- Народные восстания против реформ Петра I | Философия и наука | Дзен
- Таблицa на схожие темы
- Дата восстания старообрядцев при петре 1
- Таблицa на схожие темы
События выступления старообрядцев при петре 1
Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. читайте в статье на сайте При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. В целом, выступление старообрядцев при Петре 1 оказало долгосрочное влияние на историю, религию и культуру России. 1704—1711 Башкирское восстание ПРИЧИНЫ Поводом послужил указ, вводивший 72 новых налога, в том числе на мечети, мулл и на каждого приходящего в молитвенный дом. Астраханской восстание как первое крупное социальное выступление, направленное против политики реформ Петра I. Вождь старообрядцев протопоп Аввакум объявил скорый приход конца света, а царя и патриарха назвал – «двумя рогами Антихриста».
Таблицa на схожие темы
- «Миссионерство»
- Смотрите также
- Восстания в России в 18 веке | Таблицa
- Содержание
- Таблицa Восстания в России в 18 веке | История 8 класс
- Пётр I и старообрядчество
Дата восстания старообрядцев при петре 1
Тогда 15 мая 1682 года на глазах Петра, стоявшего вместе с матерью и сводным братом на Красном крыльце , был брошен на копья князь Михаил Долгоруков , потом изрублен саблями и бердышами боярин Артамон Матвеев , после чего обезумевшие от крови стрельцы рыскали по царскому дворцу, выискивая виднейших сторонников Нарышкиных. Вскоре были убиты брат царицы Афанасий Кириллович Нарышкин, князь Григорий Григорьевич Ромодановский , боярин Иван Языков , думный дьяк посольского приказа Ларион Иванов , боярин стрелецкого приказа князь Юрий Долгоруков. Алексей Иванович Корзухин. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников". Почти через полвека, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, стоявший на Красном крыльце, внезапно подозвал к себе находившуюся там же графиню Марию Румянцеву внучку Артамона Матвеева и сказал ей: "Вот смотри, во время хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги". Среди стрельцов было много старообрядцев. Достаточно вспомнить, что когда царевна Софья Алексеевна , пришедшая ко власти стараниями Милославских в ходе этого бунта, назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Андреевича Хованского , тот сразу же заявил, что он за "старое благочестие". Понятно, что для Петра I с отроческих лет староверы были чем-то чуждым, жутковатым и ненавистным.
Но, тем не менее, в зрелые годы царь-реформатор решил смягчить репрессивные законы против раскольников. В 1702 году Пётр I, возвращавшийся из Архангельска, решил посетить Выг , где находилось большое старообрядческое поселение. Приехав туда, он никого не казнил, никого не тронул их, а пообещал местным жителям некоторую конфессиональную автономию.
Грот отмечал: «Принцип свободы совести не мог быть распространён в равной степени на разногласия в лоне господствующей церкви. Но, с другой стороны, нельзя было допускать усиления раскола, а между тем последователи его оказались злейшими врагами преобразования, проповедовали появление в царе антихриста, толпами удалялись в леса и пустыни, уклонялись от службы и труда. Меры, принятые против их размножения, мало-помалу повели к преследованиям, пыткам и казням» [3, 282]. Старообрядчеству была объявлена самая настоящая война. Синод принял текст присяги для иереев, по которой они обязаны были отыскивать раскольников и сообщать о них начальству [13, 31]. Староверам запретили занимать все общественные должности. Их браки стали считаться недействительными [13, 62—63, 79—80]. При Синоде была создана специальная «контора раскольничьих дел», которая имела право наказания, от нанесения тяжких увечий до ссылки на каторгу и мануфактуры [8, 236]. Вице-президент Синода архиепископ Феофан Прокопович писал о Петре: «Ведал он, какова темность и слепота лжебратии нашея раскольников. Бесприкладное воистину безумие, весьма же душевное и пагубное! А коликое беднаго народа множество от оных лжеучителей прельщаемо погибает! Показательно здесь слово «лжебратия», указывающее на фактическое исключение староверов из российского гражданства. Если к этому прибавить то, что Феофан Прокопович был главным идеологом всех петровских начинаний и проповедником культа его личности, нужно понимать, что вышеприведённая цитата является больше, чем личным мнением этого светского архиерея. Так что неосознанно Пётр I содействовал будущему развитию старообрядческой полемистики, книжности, собиранию обширных библиотек, становлению чёткой и убедительной древлеправославной апологетики и традиции всеобщей грамотности и начитанности среди «раскольников». Даже пропетровски настроенный историк М. Погодин писал: «Раскольники остались при своём, не подверглись европейскому Петрову влиянию, приняли в себя ещё новую силу, значительную силу гонения» [9, 250]. Важно отметить, что диспуты ни в коей степени не являлись показателем либерализации в отношении к староверам или общей демократизации общества. В случае никонианского провала, прения о вере вполне могли обернуться и открытыми репрессиями как, например, знаменитый диспут, устроенный иеромонахом Неофитом в беспоповской Выговской пустыни. Во главе всех миссионерских сил стал митрополит Нижнего Новгорода Питирим, практиковавший на первых порах «демократические» методы новообрядческой пропаганды, но по причине их малоэффективности в приложении к старообрядцам, к концу жизни обратившийся к насильственным методам «изыскания и обращения раскольников». Он риторически восклицал в своей идеологической книге «Пращица»: «Убо како вас не мучити? Како в заточение не посылати? Како глав не отсекати? При всей либеральности отношения к западным религиям, Пётр неоднократно посылал военные отряды для «усмирения недовольства» в антигосударственных, как он считал, точках страны — в основном, в местах скопления либо проживания сектантов или староверов-беспоповцев, имеющих в своих доктринах пункт неповиновения царской власти как воплощению Антихриста [12, 89]. Старообрядческий богослов и историк Фёдор Ефимович Мельников 1874—1960 писал: «В царствование Петра власти, главным образом духовные, разоряли старообрядческие скиты, монастыри и другие духовные убежища, отбирали у них имущество и всячески преследовали людей старой веры. Весьма тяжело пришлось русским древлеправославным христианам при этом царе» [7, 117]. При активном содействии или даже авторстве Димитрия Ростовского была создана настоящая идеологическая база для борьбы со староверием вплоть до ХХ века — «Деяние Мартина Еретика», представлявшее древлеправославие и всё русское дораскольное православие как проявление некой «армянской ереси», якобы прижившейся на Руси. Эта фальшивка была выдана за подлинный документ XI века. В нём описывалась деятельность никогда не существовавшего собора, осудившего армянского проповедника Мартина, учившего в Киеве о двуперстном знамении, двойной «аллилуии», хождении по солнцу во время крестных ходов и прочих атрибутах староверия. Мартин якобы был анафематствован на Константинопольском соборе, как и его учение. В составлении подлога участвовал и император Пётр лично [12, 124]. Синод повелел читать «Деяние» в храмах вместо житий святых. Более трёхсот лет после того старообрядчество называли армянской ересью. Многие были уверены в справедливости гонений и принудительных Крещений и Причастий. Сотни талантливых писателей и мыслителей, включая славянофилов, остались в предубеждении против староверов именно благодаря традиции «Деяния», которое было объявлено фальшивым только после исследований историка Николая Карташёва в середине XIX века. Применялись и совершенно богохульные методы «обращения» староверов. Помимо Высочайшего повеления 1722 года, по которому священники должны были доносить властям все открытые им на исповеди «преднамеренные злодейства против церкви и государства», к которым относился и переход в старообрядчество, Синод издал «Регламент», в котором указывалось: «Несть лучшего знамения, почему познать раскольника», как насильно его причащать» [Цит.
Эти преобразования происходили на фоне широкомасштабных реформ царя, направленных на модернизацию государства и его превращение в ведущую европейскую державу. Реформы затрагивали армию, государственное управление, промышленность и культуру, делая их более эффективными и современными, но в то же время вызывая сопротивление тех, кто видел в них угрозу традиционному укладу жизни. Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования.
Сергей П. Правильный ответ В правление Петра I у России, помимо внешних врагов, то есть Швеции и Османской империи, существовали ещё и внутренние проблемы, с которыми иногда приходилось бороться с помощью армии. Так, например, было подавлено восстание Кондратия Булавина.