Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь.
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного
16 января / 29 января | На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. |
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко) | Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. |
Иван Грозный | Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. |
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного | А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. |
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. – Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_ Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?
Иван Грозный
Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру.
До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии — это венец творенья византийских ювелиров, по другой — родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей - она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей.
Личная жизнь: жены и наследники Иван Грозный был женат восемь раз. Два из этих браков не подтверждаются исторической наукой и вызывают разногласия в научном сообществе. Однако ближе к концу жизни Иван Грозный, будучи очень богобоязненным человеком и страдая от тяжелых болезней, признавал за собой блуд и раскаивался в грехах. Во время покаяния он упоминал многочисленные связи с женщинами и незаконнорожденных детей. Первый и самый долгий его брак 13 лет с Анастасией Захарьиной-Юрьевой был заключен 3 февраля 1547 года, сразу после венчания Ивана IV на царство.
Шестнадцатилетний государь встретил Анастасию на смотре невест и выбрал ее не по политическим мотивам, а из-за искреннего интереса к девушке. У супругов родилось в браке шестеро детей. Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче. Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г.
Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным. Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в.
Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным. По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу.
Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие. В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию. Завоевание Казани Во внешней политике Ивана Васильевича преобладали многочисленные войны, которые проходили весьма успешно. Войско выступало под его командованием, и воодушевленные присутствием царя и предварительной, грамотно проведенной, военной организацией похода войска вскоре заняли Астрахань и Казань, а после этого в составе государства российского появились сибирские земли. В 1553-м Иван Грозный приступил к налаживанию торговых отношений с Англией, а в 1558 году пошел войной на Великое княжество Литовское, но вышел оттуда не только с громким поражением, но и остался без части земель русских.
После такого сокрушительного поражения, монарх пытался найти виновных в фиаско, прекратил сотрудничество с Избранной радой и действовал по принципу самовластия. В это время и начались репрессии, казни и опала для всех, кто был хоть немного не согласен с его политикой. Опричнина Второй этап правления монарха характеризуется еще большей кровавостью и жесткостью. В 1565-м в России появилась особая форма правления, разделившая государство на опричнину и земщину. Опричники полностью поддерживали государя, принесли ему клятву верности, и считались в его полной власти. Они не общались с земскими, которые должны были отдавать почти все свои доходы в виде налогов государю. Опричнина Ивана Грозного Опричнина располагала многочисленным войском, которое дислоцировалось в ее поместьях.
Грозный дал им полную свободу действий, они могли грабить и громить бояр по своему усмотрению, а если те чинили отпор, то были немедленно казнены, причем опричники не несли за это никакого наказания. В 1571-м Русь подверглась нападению крымского хана Девлет-Гирея. И восхваляемые Иваном Грозным опричники абсолютно не смогли ему противостоять, они были слишком избалованными и неуправляемыми и отказались идти воевать. Многочисленная армия не участвовала ни в одном бое, монарх едва сумел набрать военных для формирования одного полка, но и тот был бессилен против войска хана. Результатом этого стала отмена опричнины, людей перестали убивать, по всей Руси составили списки людей, которые были казнены опричниками и в каждом монастыре молились за упокой их душ. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Он постепенно приходит к пониманию, что за годы его правления совершено столько ошибок, причем как внутри страны, так и во внешнеполитической деятельности, что в конце своего правления монарху не оставалось ничего другого, как просто каяться.
В это время у него часто случались приступы ярости, в один из которых монарх стал убийцей родного сына и единственного наследника престола Ивана Ивановича. Отчаяние после содеянного чуть не привело Ивана Грозного в монастырь. Личная жизнь В личной жизни царя все было так же непросто, как и во всей его биографии.
Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»… «Государство без грозы, говорил он, — что конь без узды». И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы.
Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием.
При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела.
Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям.
Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки».
Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева — Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами.
Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба.
За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию.
Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область.
В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр.
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!
Церемония венчания, однако, первой не была. Ее основу заложили еще в 1498-м, при Иване III, во время коронации его внука Дмитрия 1483—1509 , правда, короновали его в качестве великого князя. Тогда Дмитрия благословлял митрополит, затем Иван III возложил на него бармы специальные наплечные пластины с украшениями и надел шапку Мономаха. Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича. Из Лицевого летописного свода Public domain Ивана Грозного — первого в истории русского царя — венчали на царство почти так же, но церемония стала сложнее: в число регалий был включен Крест честной животворящий, содержавший, как считали, частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест возлагался на царя как символ его царской миссии: он отвечал за грехи своего народа перед Богом. В число регалий впервые вошел и царский скипетр, также начал использоваться царский трон.
Однако в это венчание еще не входило миропомазание на царство. Что такое миропомазание на царство? Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом.
Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел.
По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки. Кроме того, новое государство при Иване Васильевиче не только защищало свои границы, но и расширило их: были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды. В память завоевания Казанского ханства в 1555 году царь велел построить в Москве церковь, которая до сих пор стоит на главной площади страны и известна под именем храма св. Василия Блаженного.
По традиции Иван объявил, что девушку извели ядом. В ходе расследования казнили 20 человек, отца Марфы насильно постригли в монахи, а братьев за «чародейство» убили.
По одной из версий, Собакину отравили родственники предыдущих жен, по другой — мать передала ей некое зелье для «плодородия», которое и убило девушку. Однако если отрава была растительной, то за 360 лет ее следы исчезли, так что версию насильственной смерти анализ не опровергает. А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах. На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях». Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства.
Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу. Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз! Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки.
Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень.
Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы. Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла.
Решение царя было встречено боярами в «штыки».
Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева.
Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву».
Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев.
В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками.
Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию.
Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани.
Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр.
Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство. По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых.
Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта.
Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели.
Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек.
Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским.
После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары.
Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон.
В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию.
16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного
Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо.
О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России
Елены Васильевны Глинской. Царь Иоанн IV. XVIII в. ГИМ И. Иоанна Предтечи 29 авг. Василия III; княжич был крещен 4 сент.
В 3-летнем возрасте И. В этих условиях, пользуясь безнаказанностью, наместники и волостели, получавшие в кормление города и волости, облагали население поборами, при помощи доносчиков возбуждали судебные дела против богатых людей, чтобы завладеть их имуществом. Эти действия наталкивались на все более усиливавшееся сопротивление со стороны населения, в стране назревал внутриполитический кризис. Молодой вел. Шуйский в 1543 , но никакие меры для наведения порядка при участии И.
Обеспокоенные положением дел более дальновидные представители правящей элиты и глава Русской Церкви митр. Макарий прилагали усилия для укрепления гос. Важным шагом в этом направлении стала проведенная по инициативе митр. Макария царская коронация И. Однако, прежде чем удалось предпринять к.
Гнев народа обрушился на занимавших высокие гос. Требуя их выдачи, восставшие явились к царю в подмосковную резиденцию с. Эти события ускорили консолидацию вокруг монарха правящей элиты, убедившейся в необходимости проведения реформ. Мысль о неизбежности преобразований царю внушили близкие к нему люди - свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и костромской сын боярский А.
Первым важным шагом на этом пути стал созыв в февр. Собора примирения, на к-ром молодой царь обратился с речью, адресованной как правителям, так и населению. Прощая совершенные в прошлом проступки, монарх призвал обе стороны воздерживаться от насилия, обещал скорый и справедливый суд. Тогда же было принято решение о подготовке нового свода законов - Судебника. Особым указом дети боярские были освобождены от суда наместников и волостелей, кроме случаев, когда они обвинялись в тяжких уголовных преступлениях.
В июне 1550 г. Он сделал обязательным присутствие на суде наместников и волостелей, выборных из среды местного населения, устанавливал кары для судей за взятки и др. Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Царственная книга. XVI в. Эти реформы, устранив важные причины недовольства крестьян, способствовали укреплению общественного порядка. Ряд проведенных в 50-х гг. Эта мера была применена при пересмотре жалованных грамот в мае 1551 г.
За освобождение от кормленщиков на крестьян и горожан был наложен новый значительный налог - «кормленый окуп», т. В 50-х гг. Были проведены важные реформы, направленные на увеличение армии и повышение ее боеспособности. На смену выставлявшемуся городами время от времени пехотному ополчению пришло постоянно готовое к несению службы стрелецкое войско, получавшее от гос-ва жалованье. В сер.
После принятия «Уложения о службе» был проведен ряд смотров для проверки способности детей боярских нести службу по установленным нормам. Реформы проводились при участии царя и с его одобрения, но о характере этого участия источники почти не позволяют судить. Вступление Иоанна IV в Казань в 1552 г. Шамшин Николаевский художественный музей им. Верещагина Стабилизация внутреннего положения в стране, повышение боеспособности военных сил дали возможность вести активную внешнюю политику.
Годы «боярского правления» стали временем ослабления страны и падения ее престижа. Россия утратила контроль над Казанью, рус. Утвердившийся в Казани крымский ставленник Сафа-Гирей и крымский хан требовали дани, последний угрожал вмешательством Османской империи. В 1548 г. В офиц.
Первоначально речь шла об утверждении в Казани московского ставленника Шах-Али, затем - об определенной автономии ханства в составе Русского гос-ва, но реализовать эти планы не удалось. После похода, предпринятого с напряжением всех военных сил и материальных ресурсов, Казань была взята штурмом в окт. Война продолжалась после этого несколько лет, и лишь к 1557 г. После занятия в 1556 г. Астраханского ханства под властью И.
Был установлен своего рода протекторат над Ногайской Ордой, кочевавшей в низовьях Волги и в бассейне Яика. Ногайские мурзы со своими отрядами участвовали затем в войнах, к-рые вело Русское гос-во. В 1557 г. Были установлены дипломатические отношения с Ираном. Эти связи были закреплены в 1561 г.
На Тереке была поставлена крепость - опорный пункт рус. Кабардинцы и адыги были нужны как союзники для буд. Такие планы в Москве зародились сразу после присоединения Казани и Астрахани. Были предприняты успешные нападения на Крымское ханство на судах, пришедших с Дона. Осуществить более значительные действия в этом направлении помешало осложнение международной обстановки.
В условиях резкого расширения торговых связей между Россией и странами Зап. Европы русская сторона несла большие убытки вследствие установления на землях Ливонского ордена, через которые проходили торговые пути, принудительного посредничества ливонских купцов, не допускавших прямых контактов между рус. Кроме того, власти ордена установили запрет на ввоз в Россию цветных металлов и оружия, не пропускали мастеров, нанятых рус. В 1554 г. Один из пунктов договора предусматривал возобновление выплаты дани, к-рую во 2-й пол.
Когда в 1557 г. В 1558-1559 гг. Занятая русскими войсками в 1558 г. Нарва превратилась в крупный порт, где рус. В 1560 г.
Однако, не имея флота, русская армия не могла овладеть прибалтийскими портами. В это же время Великое княжество Литовское, Швеция и Дания выступили с притязаниями на наследство Ливонского ордена, на обладание транзитными путями, приносящими большие доходы. Локальный конфликт превратился в международный. Одновременно осложнилось внутриполитическое положение в России. К кон.
Он считал себя не только правителем России, но и главой всего христ. Такой правитель, ответственный за свои действия только перед Богом, по убеждению И. Между тем действительность не соответствовала этим представлениям. Царя не могло радовать усиление выборных начал в гос. Имело значение и то, что преобразования способствовали росту влияния и престижа того главного органа власти, к-рый их проводил,- Боярской думы.
Следуя практике местничества, царь мог вводить в состав думы только членов наиболее знатных княжеских и боярских родов. Это собрание представителей верхушки дворянского сословия неоднократно принимало решения, не соответствовавшие желаниям монарха, и настаивало на них. Так, на рубеже 1554 и 1555 гг. Анастасии Романовны. Позднее царь с возмущением писал, что кн.
Лобанова-Ростовского, уличенного в попытке отъезда в Литву, дума приговорила только к ссылке на Белоозеро. Александровская слобода. Гравюра И. Ульфельда «Путешествие в Россию». Итоги реформ вызывали у царя все большее неудовлетворение.
Инициаторы преобразований свящ. Сильвестр и Адашев в 1560 г. К нач. Его ближайшими советниками стали принадлежавшие к этой среде А. Басманов и В.
Первое послание И. Курбскому в идейном смысле подготовило почву для этого поступка. Некогда близкий к царю, назначенный им наместником Ливонии кн. Курбский в 1564 г. В ответе, отвергая обвинение, царь обличал беззакония бояр в годы «боярского правления» и в свою очередь обвинял их в том, что они неохотно ходили в походы и плохо выполняли его приказы.
Одновременно он обосновывал свое право на неограниченную власть и беспрекословное повиновение подданных. Царь доказывал в послании, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. В дек. Он отправился в путь в сопровождении большой вооруженной свиты, взяв с собой всю казну. Из Александровой слободы он прислал в Москву грамоты.
Он объявлял, что отрекается от царства, т. Слова царя были подкреплены многочисленным войском, находившимся в Александровой слободе. Обеспокоенные печальной перспективой междуцарствия посадские люди Москвы заявили о готовности «потребить» царских «лиходеев» и изменников. Растерявшиеся советники были вынуждены поехать в Александрову слободу и просить царя вернуться на царство и править так, как он считал нужным. В стране установился новый политический порядок.
За царем было признано право наказывать «непослушников» вплоть до смертной казни и конфискации имущества по своему единоличному решению, не считаясь с мнением Боярской думы. Епископы не могли больше «печаловаться» за опальных. Страна была разделена на 2 части: личное владение царя, получившее название опричнины, и остальную территорию, прозванную земщиной. Для организации жизни в царском уделе «на подъем» на земщину была наложена контрибуция 100 тыс. В опричнине создавались свои органы управления, двор, войско.
Раздел страны сопровождался делением на 2 части и дворянского сословия. На территории опричнины могли находиться только бояре и дети боярские, к-рых царь удостоил своим доверием и принял в опричный двор. Отбор производился на смотрах, где приближенные царя тщательно изучали родственные связи кандидатов. Люди, не удостоенные доверия, должны были покинуть территорию царского удела. Их земли отбирались, вместо этого им предлагалась компенсация в земщине.
Жившие в уделе дети боярские назывались опричниками и должны были отличаться от земских детей боярских даже внешним видом. Опричники ходили в черной одежде, к сбруе их коней прикреплялись песьи головы, к седлам были приторочены метлы в знак того, что опричники должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Контакты между опричниками и земскими были ограничены: они не должны были разговаривать друг с другом, опричник не мог посещать родителей, живущих в земщине. Опричники были наделены особыми правами и привилегиями. Судьям предписывалось решать все дела в пользу опричников.
Опричное войско должно было стать опорой царя в борьбе за утверждение в стране его неограниченной власти. Верхушка опричного двора ок. Этот уклад подразумевал присутствие на многочисленных богослужениях, чтение текстов из Миней за трапезой. Жизнь опричников протекала под постоянным надзором главы братства - царя-игумена. Так И.
Членам братства царь поручал казни изменников. Террор стал характерной чертой опричного режима с начала его существования. Царь активно пользовался своим правом казнить изменников и конфисковывать их имущество. Первые казни прошли сразу по возвращении И. Опричный террор имел особенности.
Уже в 1-м послании Курбскому царь четко выразил свое убеждение, что все, кто препятствуют ему в выполнении его миссии, являются врагами не только власти, но и веры, «отступниками», которые заслуживают самых суровых наказаний. Таких людей, по мнению И. Трупы их не разрешалось хоронить, по ним запрещалось давать заупокойные вклады. Главным объектом репрессий стали княжеские роды потомков Рюрика, занимавшие высшее место в древнерусской социальной иерархии. Так, еще до начала опричнины И.
Сразу после учреждения опричнины был казнен наиболее выдающийся из суздальских князей - А. Горбатый-Шуйский, Суздаль вошел в опричнину. В 1565 г. Поволжья ростовских, ярославских и стародубских князей, а их вотчины стали «отписывать» на государя. Гравюра Н.
РГБ В 1566 г. Царь согласился возвести на митрополичью кафедру после смерти митр. Афанасия игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря св. Филиппа Колычева , хотя тот добивался отмены опричнины.
Была возвращена часть владений кн. В кон. Большая группа детей боярских использовала созыв Собора, чтобы подать царю коллективную челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были сурово наказаны, и царь вернулся к прежней политике. В янв.
Осенью 1567 г. Отряды опричников ездили по стране, уничтожая принадлежавшее «изменникам» имущество. Апогеем репрессий стал разгром в нач. Новгорода, жителей которого обвинили в том, что они хотели перейти под власть вел. Литовского и польск.
Сигизмунда II Августа. Были казнены многие сотни людей, их дома разрушали, имущество уничтожали или конфисковывали, были разграблены церкви и монастыри. В июле 1570 г. Политика массового террора негативно сказалась на способности страны к активной внешней деятельности. Когда в 1561 г.
Ливонский орден заключил с Сигизмундом II договор о присоединении Ливонии к Великому княжеству Литовскому, в Москве приняли решение сосредоточить все силы на борьбе с этим гос-вом. С Данией и со Швецией были заключены соглашения, по к-рым за этими странами фактически признавались занятые ими части Ливонии, а И. В февр. Тем самым был перерезан значимый торговый путь из этого гос-ва в Ригу. Однако в 1564 г.
Война затягивалась, не принося успеха ни одной из сторон. В 1570 г. Ход войны показал, что, не обладая флотом, Русское гос-во вряд ли сможет подчинить своей власти главные порты Прибалтики - Ригу и Ревель Таллин. В данных условиях возник план добиться этой цели мирным путем - созданием в Ливонии вассального, зависимого от России Ливонского королевства. Во главе этого политического образования должен был стать брат датского кор.
Фредерика II Магнус. В июне 1570 г. Магнус прибыл в Москву, принял вассальную присягу и обручился с племянницей И. Особой жалованной грамотой Ливонскому королевству была предоставлена широкая автономия, обязанности Магнуса по отношению к царю ограничивались посылкой небольшого отряда для участия в военных действиях. Жителям ливонских городов, если они подчинятся Магнусу, И.
Предполагалось, что королевство образуется в основном за счет присоединения тех земель в Прибалтике, на к-рые распространялась шведская власть. Расчеты эти оправдались лишь отчасти. Многие ливонские дворяне стали служить Магнусу, но горожане Ревеля отказались ему подчиниться. В авг. Магнус вместе с русским войском осадил Ревель.
Однако датский король не только не прислал флота, но и заключил в дек. Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г. Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. Ухудшилось положение на Сев. Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан.
Возобновились набеги крымских татар на юж. В 1571 г. На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань. Его действия поддерживала Османская империя. В 1572 г.
Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг. В условиях многолетней войны, шедшей на неск. Бедствия усугубили голодные годы 1569-1571 , разразившаяся в 1571 г. В нач. Предписание И.
Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения. Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене. Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов. Во время набега татар в 1571 г.
Осенью 1572 г. Портрет неизвестного художника. Музей-заповедник «Александровская Слобода» Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш.
Во главе др. Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных.
На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И. В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. Литовский Сигизмунд II.
На ставший вакантным трон наряду с др. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов. Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И.
Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти. В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки.
Несколько дней шли пиры, а затем Иван Васильевич во исполнение обета, данного перед походом, повелел заложить храм-памятник — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Общее благополучие — рождение наследника, рост державы, укрепление войска — омрачилось внезапной болезнью возможно, воспаление лёгких , которая протекала очень тяжело. Иван IV часто впадал в беспамятство, надежды на выздоровление практически не было. Этим воспользовались бояре-отступники, которые стали поговаривать о новом монархе. Но Иван Васильевич выздоровел. Вернувшись к делам, он продолжил начатые реформы, однако предательские замыслы подданных не давали ему покоя. Царь Иван Грозный, 1897 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея В 1556-м в Казани произошло восстание, в результате которого татары вырезали весь русский гарнизон, базировавшийся в городе. Последствия этого мятежа для казанского населения были катастрофическими. Иван IV утопил бунт в крови. Казанский кремль фактически штурмовали второй раз. В итоге было уничтожено всё мужское население города. Уцелели только маленькие дети. А в обиход вошло выражение «сирота казанская». После покорения Казани Иван Васильевич отправил военные отряды в устье Волги и присоединил к Русскому царству Астрахань и земли вокруг неё. Без войны подчинилась московскому государю Ногайская Орда. В 1557-м завершилось присоединение Башкирии. Сибирский хан признал зависимость от Москвы ещё в 1555-м. К 1556-му Россия окончательно овладела Волжским торговым путём , вышла к берегам Каспия, добилась возможности торговать с Ираном, Индией и Китаем, открыла себе пути на Средний и Южный Урал, в Сибирь. В конце 16-го века началось завоевание Сибири. В 1581-м казачий отряд из 800 человек под предводительством атамана Ермака, снаряжённый купцами Строгановыми , вторгся в Западную Сибирь, владения Сибирского ханства. Казаки одержали ряд побед. Но в 1585-м Ермак погиб в одном из сражений на реке Иртыш. Однако начало завоеванию Сибири было положено. Собрав крупные силы, царь развернул боевые действия против Ливонского ордена.
В каком возрасте венчался первый русский царь? Ему было только 17 лет. К этому времени его правление как великого князя продолжалось уже 14 лет — ведь он стал правителем после кончины отца, всего на 4 году жизни. Более 10 лет страной руководили сначала регент, мать великого князя, Елена Глинская, затем когда она умерла при невыясненных обстоятельствах — бояре, ни во что не ставившие юного Ивана. Хотел ли он стать царем? Потеря родителей, тяжелое детство — все это привело к душевным травмам, несовместимым не только с царской властью, но вообще с нормальной жизнью. Иван слыл нервным, гневным, грубым, жестоким до крайности. И лишь митрополит, по сути, заменивший мальчику потерянного отца, умел укрощать его гнев. Считается, что именно свт. Макарий и был тем, кто выступил инициатором венчания на Ивана — хотя официальная версия события и говорит, что « желание великого князя поддержал Макарий». Костяной трон Иоанна IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида. Оружейная палата Московского Кремля. Что в Русском государстве появляется богоданный монарх, так что: страна позиционирует себя как великая мировая держава; внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть. Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога. Как проходила церемония Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей: во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт. Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр — жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» вероятно, с частицей Креста Христова ; затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение; вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св.
Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного
Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?
Первый русский царь
Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?
Венчание на царство
Затем Александр Николаевич Миронов пригласил гостей из Москвы и членов Александровской общественной палаты к бюсту Ивана Грозного, установленному в селе Ирково Александровского района. Приглашение было с радостью принято. Источник: goaleks.
И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов. Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор. Весь ритуал также был разработан Макарием. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Это венчание для России актом большого политического значения.
Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя.
Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Значение титула «царь» Слово «царь» происходит латинского слова «цезарь». Цезарь — это обязательная часть титула императоров времен Римской империи. До правления Ивана Грозного на Руси титулом «царь» именовали только ханов Золотой орды, Римских и Византийских императоров. Тогда как русские правители носили титул «великого князя», и на княжение назначались ордой и церковным обрядом настолования.
Кто был первым царем на Руси 13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство. И уже 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания.
Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе?
Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины!
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547). Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз.