32. Соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и различных приправ. 34. Фарфоровый изолятор в виде катушки для укрепления на нём электрического провода. 35. Совокупность предметов, образующих нечто целое. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения.
Значение слова «состав»
Выделение из предмета отдельных его признаков. Принципы организации биологических систем. Принципы организации биосистем таблица. Принципы организации живых систем.
Оптимальность конструкции биологических систем. Система множеств. Множество подсистем.
Множество перемещаемых объектов образующих систему называют. Компоненты вещества биосферы. Компоненты биосферы живое вещество.
Основные компоненты биосферы. Составляющие компоненты биосферы. Источники познания.
Процесс познания понятия. Духовная деятельность человека. Скобки в математике.
Фигурные и квадратные скобки в математике. Фигурные скобки в математике. Фигурные скобки в математике множество.
Понятие сознания. Сознание философия. Формы сознания в психологии.
Понятие сознания человека. Операции мышления. Мыслииельный операции.
Общие понятия в логике примеры. Понятия по объему и содержанию в логике. Единичные и Общие понятия в логике.
Единичное понятие в логике. Производственная среда. Человек производственная среда.
Система "человек - Технологический процесс - производственная среда".. Понятие производственной среды. Познание мира.
Формы познания: чувственное и рациональное.. Основные формы познания в философии. Формы чувственного познания в философии.
Методы чувственного и рационального познания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую:.
Предложение с которой. Предложение со словом. Философские категории определение содержание.
Форма и содержание в философии. Форма и содержание в философии примеры. Категории формы и содержания.
Совокупность предметов одной области предметов. Выписать из текста словосочетания.
Данным определением называют сочетание, соединение или общий итог чего-нибудь. Используется это определение и в точных науках. В 11 классе проходят системы и совокупность неравенств.
Мюллеру , предложившему в 1876 г. Райниша [75]. В 1955 г. Гринберг предложил заменить термин « семито-хамитские языки » на «афро-азиатские языки» англ. Afro-Asiatic languages ; в отечественном языкознании ныне принят предложенный И.
Дьяконовым в 1974 г. С конца XX в. Ностратические обозначены зелёным цветом и афразийские языки Однако последовательное изучение дальнего языкового родства относится уже к XX веку. В 1910-х гг. Педерсен выдвинул идею о существовании ностратической макросемьи; детальная разработка ностратической теории началась позже — в 1960-е гг. Иллич-Свитыча и А. Долгопольского [77]. В 1980-х гг. Старостин обосновал существование сино-кавказской макросемьи [78]. В приложении 1 к книге С.
Бурлак и С. Старостина «Сравнительно-историческое языкознание» [79] все языки мира объединены в 11 макросемей плюс несколько языков-изолятов ; оговаривается, что некоторые из этих макросемей пока представляют собой сугубо гипотетические объединения. Лингвисты считают, что возраст макросемей может лежать в пределах от 10 000 до 30 000 лет; вопрос о том, восходят ли все они к единому общему прамировому языку «гипотеза моногенеза» или же возникли независимо, остаётся открытым [80]. В начале XXI века появляется всё большее число исследований, в которых для установления филогенетических связей между лингвистическими таксонами применяются те же алгоритмы вычислительной филогенетики [en] , что и при построении современных биологических классификаций. В качестве примера приведём некоторые результаты выполненного в 2015 г. В качестве анализировавшейся совокупности признаков было использовано подмножество из 40 наиболее устойчивых лексем , взятых из списка Сводеша в фонетической записи. Анализ подтвердил существование большинства выделяемых традиционными методами группировок, хотя выявились и неожиданные результаты. Среди них: чукотско-камчатская семья оказалась сестринской группой для индоевропейской семьи; японский язык группировался с айнским и аустроазиатскими , а не с другими алтайскими ; дравидийская семья не обнаружила никакого родства с другими ностратическими языками [81] Впрочем, результаты данного и подобных ему исследований пока следует считать предварительными. Монофилия и парафилия в лингвистике При генеалогической классификации языков возникает та же проблема различения монофилетических и парафилетических групп, что и в биологической систематике. Целесообразность использования парафилетических групп в лингвистической систематике подкреплена тем обстоятельством, что процессы языковой дивергенции в ряде семей и групп достаточно полно отражены в письменных памятниках, так что нередко праязык оказывается не чисто гипотетическим, а вполне реальным языковым образованием.
Так, В. Топоров , описывая состав индоевропейской семьи, выделял [82] 17 групп часть из которых — монотипические таксоны , представленные одним языком. Среди этих таксонов одинаковый ранг группы имеют италийские и романские языки ; между тем известно, что для романских языков праязыком служит один из италийских языков — латинский более точно: протороманский совпадает с так называемой вульгарной латынью — сестрой классической латыни, общий предок которых — латынь Гракхов — относится ко второй половине II в. Для наглядного представления взаимоотношения между монофилетическими лингвистическими таксонами в языкознании как и в биологии используют кладограммы именуемые в лингвистике, впрочем, родословными или генеалогическими деревьями [80]. Такой способ отображения филогении языковых таксонов восходит к 1861—1862 гг. Шлейхер в своём «Компендиуме сравнительной грамматики индогерманских языков» [84] представил в виде родословного древа развитие индоевропейских языков он же осуществил первую реконструкцию индоевропейского праязыка [85] [86]. Приведём это древо заменяя в ряде случаев шлейхеровские названия лингвистических таксонов на современные :.
Часто перед ними находятся перекаты и шиверы. В случае сужения русла реки в месте ее поворота, то здесь образуется прижим к коренному берегу. За ним следует омут с противотечением.
Если перекат имеет прижим и представлен сложной шиверой, то для обеспечения безопасности с удобного места берега омута организуется страховка судном или причальным концом. Как правило, речные омуты служат зимовальными ямами. Наиболее известной является яма расположенная в долине Карангы-тугай-баш Главная сумрачная долина на реке Белой. Глубина ее в межень составляет до 8-9 метров. Это одно из важнейших условий безопасности похода. При ориентировании устанавливают карту так, чтобы стрелка компаса была обращена своим северным концом к верху северной кромке карты. Затем, проводя визирование на опознанные ориентиры, и прочерчивая к ним линии «на себя» получают точку своего стояния. В водном туризме сличают карту с береговой линией, основными и стопорными ориентирами маршрута и лоцией реки. В горной местности используют способ засечек и визирования «на себя» вершин, обозначенных и определенных на карте. Пересечение линий указывает местонахождение группы.
Определить стороны горизонта не имея компаса и карты возможно по положению Солнца, по Солнцу и часам, Полярной звезде и ночному светилу —Луне. Положение Солнца в 7 часов утра указывает на восток, в 13 часов — юг, в 19 — запад. По Солнцу и часам. Держите часы на ладони параллельно земле циферблатом вверх. Затем медленно поворачивайте их так, чтобы часовая стрелка была направлена в то место горизонта, где расположено Солнце. Тогда прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате, укажет своим концом, на юг. Положение Луны во время новолуния видна первая четверть, то есть правая половина лунного диска в 19 часов указывает юг, в 1 час ночи — запад, в 7 часов — север, в 13 — восток. Если видна левая половина ее диска последняя четверть то Луна в 1 час ночи — на востоке, в 7 утра — на юге, в 13 дня — на западе, в 19 — севере. Положение Луны во время полнолуния виден полный диск Луны показывает несколько иные стороны горизонта. В 19 часов она находится на востоке, в 1 час ночи — на юге, в 7 часов утра — на западе, а в 13 — на севере.
По Полярной звезде. Которая расположена в созвездие «Малой Медведицы». Найдя ее, встаньте лицом в ее направлении и тогда перед вами север, сзади — юг, справа — восток, а слева — запад. Находясь в солнечный день в лесу или другой местности и определив стороны горизонта, вы можете смело двигаться в нужном вам направлении под любым азимутом. Свое движение вы можете контролировать по углу между собственной тени и Солнцу, углу, между выбранным направлением и Солнцем, стараясь, чтобы оно как бы оставалось на месте. В международной федерации спортивное ориентирование включено с 1961 г. В нее входят более 40 стран. С 1966 года проводится первенство мира. Соревнования по-спортивному ориентированию проводятся круглогодично. В зимнее время ориентирование на местности осуществляется на лыжах.
В РБ соревнования по-спортивному ориентированию проводятся с 1957 года. Основоположником этого вида спорта в республике является Корнилов Георгий Осипович. Первые трассы для проведения таких соревнований прокладывались в районе устья реки Демы, а затем в лесном массиве Юматовского лесничества, Улу-Теляка, Авдона, Тавтиманово и ст. Карты для таких соревнований изготовлялись на основе карт лесничеств, используя линейные и площадные ориентиры: просеки, дороги, ручьи, ЛЭП, овраги. Имеющиеся вырубки леса, поляны, пруды, другие участки, не покрытые лесом. В случае использования точечных ориентиров, на которых были установлены контрольные пункты, на старте вывешивались их легенды - описания их места нахождения. Четких границ карты не имели. Опушки леса обводились сплошными волнистыми линиями. Границы полигона, на котором проводилось соревнование, обговаривались с руководителями и капитанами команд заранее, с указанием вариантов выхода заблудившегося спортсмена к месту финиша. Первая двухцветная карта, на которой были закрашены лишь лесные угодья, были составлены в 1970 году В.
Все названные школы в разные годы являлись победителями городских и республиканских туристских слетов-соревнований. Мараховская Русских являлась бронзовым, а затем и золотым призером по спортивному ориентированию среди школьников СССР. Алла Стрельникова Гастелло , м. Любовь Золина С. Юлаев , м. Острова разделяют реку на рукава - воложки, проливы между рукавами - прораны, или проносы. Закрепление растительностью осередка превращает его в остров. На горных участках рек РБ осередки появляются в межень, а в весеннее время их или незаметно, или в этих местах появляются перекаты и мели. Примером этому может служить исчезнувший осередок на реке Белой в черте г. Он располагался напротив устья р.
Созданная им правобережная протока мешала судоходству, а потому остров был убран при помощи земснаряда. Песок погружен на баржи и вывезен для использования в строительстве. Различают останцы выветривания, сложенные более стойкими к разрушению породами; останцы - свидетели, или столовые горы, - плосковершинные холмы, отчлененные от плато или сохранившиеся от бывшего здесь плато; останцы обтекания - образовавшиеся в долине реки при прорыве рекой шейки излучины и отчленении выступа коренного берега, - например, останец, находящийся в устьевой части реки Сакаска. Скалы-останцы часто имеют причудливые формы. Выявление таких природных объектов, их привязка к ориентирам и описание - долг подготовленных к этой работе туристов. Для улучшения остойчивости судна наиболее тяжелый груз помещают внизу, следя за тем, чтобы не было крена и дифферента - угла продольного наклона судна, вызываемого разностью в осадках носа и кормы. Остойчивость судна зависит и от расположения гребцов, но особенно от их совместных действий при прохождении сложных естественных препятствий - порогов со стоячими валами, шивер, прижимов, водоскатов и др. ОСЫПЬ - скопление обломков горных пород у основания и в нижних частях крутых горных склонов. Образуется в результате скатывания или скольжения обломков, разрушенных выветриванием пород под воздействием силы тяжести. Материал не сортирован и состоит из угловатых обломков размером от глыб до щебня и песка.
Обычно имеет форму конуса, прислоненного к склону. При обильном питании осыпь растет в ширину и высоту, смыкается со смежными осыпями, образуя шлейф осыпей. В туризме принято делить осыпи на «живые» - подвижные, молодые и «мертвые» - устоявшиеся, имеющие на своих склонах древесно-кустарниковую растительность. Верным признаком «живой» осыпи является постоянное присутствие запаха горелой серы - запах зажженной спички. Он образуется в результате постоянного скатывания камней вниз по склону. Ударяясь друг о друга, они и создают этот «контрольный» запах. Осыпи - серьезнейшие препятствия в случае необходимости их преодоления. Следует знать, что осыпных склонов в горах Южного Урала РБ предостаточно. Вызвано это их древним происхождением и все разрушающими силами природы - ветром, осадками, действием растительности, сменой температур и т. При прохождении «живой» осыпи руководителю необходимо напомнить о главном сигнале-опасности - «Камень!
Его подает тот, кто первым увидел катящийся вниз по осыпи и набирающий скорость сорвавшийся обломок горной породы. Вторым условием при подъеме и спуске по осыпи является построение серпантина тропы. Ни в коем случае нельзя находиться туристу ниже по склону, под товарищем, идущим впереди. Спускаются по осыпи, обернувшись боком к склону - это обеспечит безопасность спуска и уменьшит высоту вынужденного падения. Если осыпь скользкая из-за дождя, то опасность ее преодоления резко возрастает. Возможно, что стоит переждать ненастье. Ни в коем случае нельзя разводить костры на осыпях. Между камнями всегда находятся сухие ветки, мох, высохшие растения и другие органические остатки, которые прекрасно горят. Распространению огня способствуют расщелины между неплотно лежащими камнями, создающими эффект вытяжной трубы. В залесенной местности огонь, распространяясь меж камней, может вызвать лесной пожар.
Вход в пещеру может иметь различную форму. В виде щели вертикальной или горизонтальной , провала шахта, колодец, пропасть. Арочного типа - как в пещере Шульган-Таш или «Победа», другие формы. Различаться по размерам и доступности, другим особенностям своего местоположения. Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. В целях безаварийного проведения туристских спортивных походов, экскурсий и иных массовых мероприятий, организуемых клубами или иными организациями и учреждениями, издается приказ, в котором назначается руководитель в детско-юношеском туризме и заместитель , который несет ответственность за проводимое мероприятие. Им должен быть наиболее опытный турист в возрасте не моложе 18 лет. Обеспечение безопасности при проведении соревнований возлагается на руководителей и участников группы, ГСК в пределах своих обязанностей. Во время прохождения маршрута каждая группа самостоятельно обеспечивает необходимые меры безопасности и несет полную ответственность за свои действия. Руководитель группы отвечает за обеспечение специальной подготовки группы и безопасности участников на маршруте.
Не выполнение требований по обеспечению безопасности в подготовительный период и во время проведения соревнований влечет за собой ответственность вплоть до лишения членства в ТССР и ее региональных организациях. При грубых нарушениях настоящих Правил, требований мер безопасности, произошедших на маршруте, ГСК совместно с проводящей организацией формирует экспертную комиссию, задачей которой является выяснение причин и обстоятельств нарушений, определение степени ответственности, мер воздействия и выработка рекомендаций по повышению безопасности и профилактическим мерам по предотвращению травматизма на маршрутах. Чаще всего имеют кальцитовый состав. Такие оторочки имеются почти во всех пещерах Башкортостана, в которых находятся мелководные карстовые озера. Их цвет преимущественно белый и бледно-желтый. В пещере «Заповедная» кальцитовая ванночка имеет розоватый цвет оторочки. В туристских походах возможны отравления химическими веществами - бензином, керосином, угарным газом, недоброкачественными пищевыми продуктами, ядовитыми растениями и грибами. Эффективность лечения зависит от своевременно начатой, целенаправленной терапии. Пострадавших от отравления нужно как можно скорее доставить в ближайшее лечебное учреждение. При оказании неотложной помощи при острых отравлениях необходимо всеми средствами максимально ускорить выведение яда из организма.
При попадании яда через рот нужно обязательно промыть желудок. Для этого выпить 1,5-2 л воды с 1 столовой ложкой питьевой соды и вызвать рвоту, надавливая пальцами в области корня языка. Повторить эти процедуры 2-3 раза - одну за другой. Промыть желудок следует даже спустя 6-12 часов после приема яда. Промывание нужно проводить до исчезновения из промывных вод частиц пищи и слизи. Кроме того, пострадавшему надо дать 30 гр. В походах отравления угарным газом может быть вызвано неправильной эксплуатацией примуса и палаточных печек. В Дудкинской пещере, расположенной в коренном берегу реки Уфа, угарный газ, образованный в результате неполного сгорания органических веществ костра, неоднократно разводимого в пещере, привел к его накоплению и, как следствие, - гибели людей. Угарный газ не имеет ни цвета, ни запаха. В тяжелых случаях - срочно доставить в больницу.
Чтобы не отравиться грибами следует придерживаться народной мудрости: не собирать и не есть незнакомых вам грибов. При приготовлении известных вам грибов их нужно вначале отварить, слить отвар, а потом пожарить, замариновать или засолить. Самыми опасными грибами являются бледная поганка и мухомор. При оказании неотложной помощи важнейшее значение имеет немедленное промывание желудка. Пострадавшему надо дать активированный уголь карболен , сернокислый магний английская соль и сделать клизму, а затем обязательно обратиться в больницу. К ядовитым грибам относятся: ложноопенок кирпично-красный, мухомор красный, ложноопенок серно-желтый, мухомор вонючий, сатанинский гриб ложный белый , бледная поганка. Среди растений тоже есть ядовитые. Многие из них используются в народной и научной медицине. Но для этого необходимо знать их дозировки и точное применение. К таким ядовитым растениям, произрастающим в Башкортостане, относятся: волчье лыко, бузина черная, вех ядовитый и кирказон обыкновенный.
Вороний глаз, дурман обыкновенный, борец, паслен красный и чистотел. Болиголов, багульник болотный, чемерица Лобеля и безвременник осенний. Белена черная и ряд других растений. Профилактика отравления ядовитыми растениями проста: нельзя пробовать на вкус неизвестные вам ягоды, рвать листья и стебли, даже притрагиваться к ним, тем более их пробовать. Методы борьбы с отравлением растениями аналогичны с грибными. Он является основным документом, подтверждающим действительное прохождение маршрута. На основании его всем участникам похода могут быть выданы накопительные справки установленного образца, заверенные штампом маршрутно-квалификационной комиссии, подписью председателя или секретаря МКК. Вместе с отчетом в МКК сдается и маршрутная книжка маршрутный лист с отметками о прохождении маршрута. Отметки в них можно делать в любой организации, проставляя дату, заверяя печатью, штампом и подписью доверенного лица. Почтовая отметка подписью не заверяется.
Маршрут может быть засчитан только в том случае, если он проведен группой без нарушений «Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий». Объем и форма представляемых отчетов могут быть разными: от устного или фотоальбома, видео или слайдфильма, до полного, содержащего такие разделы, как: 1. Справочные сведения о путешествии. В них указывается вид туризма, категория сложности маршрута, время и сроки проведения. Сведения о районе путешествия. В них дается общегеографическая характеристика района похода, туристская характеристика, основанная на предпоходном сборе сведений о нем, а также собранных во время похода. Цель - обеспечить последующие туристские группы конкретными сведениями о природных особенностях, интересных экскурсионных и других объектах маршрута. Сообщаются сведения о местном транспорте, интенсивности его движения, характеристики населенных пунктов и трудовой занятости местного населения. Возможности пополнения запаса продуктов, районах со сложным ориентированием. Например, повышенной пожарной или клещевой опасности, а также сведения о природных особенностях района например, возможности схода селевых потоков, снежных лавин, резкого поднятия уровня воды в малых реках, инверсиях холодных воздушных масс, резких оттепелях, поздних весенних и ранних осенних заморозках и т.
Указываются наличие на маршруте пунктов службы ПСС поисково-спасательной службы и места их нахождения, общие сведения о характере естественных препятствий, их сложности, наличие качественной питьевой воды. В отчете приводятся варианты запасных маршрутов, а также другие сведения, способствующие безаварийному проведению похода. Таблица дневных переходов. Со временем вы убедитесь, что этот раздел отчета, составленный опытным туристом, несмотря на свой небольшой объем, может дать исчерпывающее представление о сложности маршрута и характере естественных препятствий. Таблица составляется следующим образом. Последняя графа отведена для характеристики погодных условий. В графе примечаний можно указать экскурсионные объекты, наличие пунктов связи, пекарни и прочее. Техническое описание маршрута. В хронологическом порядке дается описание каждому ходовому дню похода с указанием пройденного километража, фактического ходового времени, характеристики пути, погодных условий и возможности передвижения. Особое внимание уделяется описанию сложных участков маршрута и способам их преодоления переправы, перевалы, пороги, камнепадные и лавиноопасные участки, крутые подъемы, топи, участки со сложным ориентированием, азимутальные ходы с начальной, промежуточной и конечной привязкой ориентиров и других препятствий, характерных данному виду туризма.
Этот раздел отчета раскрывает тактическую и техническую стороны маршрута и обосновывает реальные действия группы по обеспечению безаварийного прохождения. В необходимых случаях помещаются абрисы, кроки, схемы сложных участков маршрута с указанием в них мест страховки, линий движения основной группы.
Значение слова «состав»
Данным определением называют сочетание, соединение или общий итог чего-нибудь. Используется это определение и в точных науках. В 11 классе проходят системы и совокупность неравенств.
В 11 классе проходят системы и совокупность неравенств. Стоит уточнить, что такое совокупность людей. Так можно назвать население планеты в целом или общество конкретной страны и региона.
Личный с. Войти в с. Поехать куда-л. Изменить с. Словарный с.
НАЛОГ, -а, м. Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. Взимать н. Облагать налогам. Государственный н. Подоходный н. Налоговая инспекция. Плательщик налога. Посылка отправлена наложенным, платежом. Положить сверху на что-н. Поставить какой-н. Положить, навалить в каком-н. Подвергнуть чему-н. То же, что любовница во 2 знач. Сломать в каком-н. Ветер наломал веток. Наломать дров прост. Луща, наготовить чего-н. Полюбоваться вдоволь. Не может н.
Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И.
Учебные материалы школьной программы к уроку: “Понятие о бессоюзном сложном предложении” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Набор слов (перен.: пустые речи, не содержащие ясного смысла). Совокупность людей предметов образующих что нибудь целое. Совокупность каких-л. частей, предметов, людей и т.п., образующих нечто целое. С. суда.
Краткий словарь по педагогике
Фарфоровый изолятор в виде катушки для укрепления на нём электрического провода. Совокупность предметов, образующих нечто целое. Героиня романа в стихах Пушкина. Старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью.
Единица длины. Пенистый напиток из ячменного солода и хмеля. Слово, отличающееся от другого по звучанию, но совпадающее с ним по значению.
Остов здания. Лирическое стихотворение. Вести, слухи, толки.
Составленный в определённом порядке перечень каких—нибудь однородных предметов. Музыкально-сценическое произведение. Лёгкий четырёхколёсный экипаж.
Создание узоров на одежде, ткани из ниток. Прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. Драгоценный камень.
Наружная часть коры у некоторых деревьев. Резкое изменение чего—нибудь. Изготовление скульптуры из твердого материала.
Посредник между спорящими, третейский судья.
Правда, это деление в известной степени относительно. Признаки, общие для одной группы предметов, могут выступать как отличающие их от других предметов; существенные, т. Но само их разграничение носит в целом объективный смысл. И для человека далеко не безразлично, с какого рода признаками он имеет дело. Особую роль в его жизни играют общие, существенные, необходимые признаки.
Они и лежат в основе понятий. А чем вызывается необходимость в понятиях? Она неразрывно связана с трудовой, и прежде всего материально-производственной, деятельностью людей. В процессе этой деятельности человек сталкивается с неизбежным противоречием — между бесконечным многообразием отдельных предметов действительности и потребностью овладеть ими в целях успешного воздействия на природу а затем и на общественную жизнь. Средством разрешения этого противоречия и служит понятие. Образование понятия — не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс.
Он предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ — это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез — мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Сравнение — мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование от лат.
Результат этого процесса называется «абстракцией», что служит синонимом «понятия». Обобщение — мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму — понятия. Говоря метафорически, в процессе образования понятия происходит своего рода мысленное «просеивание» отдельных предметов и их признаков через «познавательное сито». В них выделяются наиболее важные и ценные в том или ином отношении признаки и «отсеивается» все ненужное: частное, несущественное, случайное.
Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Понятие — это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем — словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира. Так, понятие «плод вообще» в отличие от конкретных, чувственно воспринимаемых плодов — яблок, груш, слив и т. Таковы также понятия «дерево вообще», «животное вообще», «человек вообще», «дом вообще» по сравнению с отдельными деревьями, домами и пр.
Примеры юридических понятий: «преступление» включает в себя такие признаки, как общественно опасный характер деяния — действия или бездействия, противоправность, виновность. Совокупность признаков, образующих, согласно закону, конкретный вид преступления, именуется «составом преступления». Будучи отражением предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Понятие может быть образовано до возникновения самого предмета «социализм» и «коммунизм». Предмет может исчезнуть, а понятие его — сохраняться, передаваясь от поколения к поколению «рабовладелец» и «раб». С изменением и развитием действительности образуются новые понятия.
Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения — кража, а также средство ее защиты от кражи — право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «жизнь» и др. Глубокая диалектика объективной действительности делает неизбежной диалектику понятий о ней. Развитие познавательной способности человека ведет к тому, что от первых простейших абстракций мысль движется ко все более широким и глубоким, все более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, — «природа», «общество», «производство», «труд» и др.
Роль понятий в познании, их функции и структура. Из сущности понятий вытекает их роль в познании. Она поистине огромна и ничем не заменима. Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком окружающего его мира — для того чтобы освоить его затем практически. Образование понятий есть мысленное завязывание человеком своего рода «узлов» в сети предметов и явлений действительности, помогающее ему овладеть всей этой сетью. До известной степени это похоже на то, что хитроумно сделал герой известного фантастического произведения Джонатана Свифта Гулливер в стране лилипутов.
Привязав к кораблям неприятельского флота бечевки и связав их в один узел, он смог разом увести весь флот из полусотни кораблей на сторону своих друзей. Разумеется, объединять в понятии допустимо лишь то, что едино в самой действительности. Иначе можно исказить сущность предметов, их объективное соотношение, а следовательно, обречь практическую деятельность на неудачу. Как сказано у поэта: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Если же мы попытаемся объединить, например, сапожную щетку в единую категорию с млекопитающими, от этого у нее еще не вырастут молочные железы. Естественно, что и отношение к ней на практике не может быть таким же, как к млекопитающим.
Понятия выполняют две основных функции. Первая — это их познавательная функция. В них концентрируются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности людей. Будучи результатом предшествующего процесса познания, они служат затем средством дальнейшего познания. Это осуществляется на основе такой массовидной логической операции, как применение понятия или подведение предмета под понятие. Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения твердых тел, жидкостей и газов, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например плазму.
Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или поздно превращаясь в науку. Без понятий нет науки. А без науки невозможно развитие материального производства и, следовательно, других сторон общественной жизни. В настоящее время мы живем в огромном мире не только вещей, но и соответствующих понятий. Они широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику. Каждая наука тоже имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, — ее понятийный аппарат.
Так, в физике — это понятия «масса», «энергия», «заряд» и т. В общественных науках — это понятия «общество», «производство», «государство» и пр. Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т. Их своеобразие заключается в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, регулируемых правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, регулируются и совершенствуются сами отношения между ними. О значимости понятий в юридической сфере свидетельствует хотя бы тот факт, что они лежат в основе наименований законов, их разделов, глав, параграфов и даже отдельных статей, не говоря уже о том, что без них невозможна формулировка ни одной статьи закона.
Другая, тесно связанная с предыдущей функция понятия — коммуникативная, т. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. Будучи относительно наиболее простой формой мышления, понятие само имеет сложную структуру, т. Эта структура обусловлена функциями понятия и служит средством их осуществления. В понятии различаются прежде всего содержание и объем.
Содержание — это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например, содержание понятия «право» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Они являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений — политики, морали, искусства, религии, философии. Содержание понятия схематически можно выразить так: A BCD... Следует учитывать, что различие между понятием и его структурным элементом — признаком относительно: то, что по отношению к одному понятию выступает как признак, в другом случае есть самостоятельное понятие, имеющее свои признаки. В этом смысле можно сказать, что содержание понятия само слагается из...
Но это не парадокс, а проявление глубокой взаимосвязи и единства понятий, отражающих объективную взаимосвязь и единство мира. Разница между ними лишь в сложности их структуры. Нужно также учитывать, что мыслимые в понятии признаки существуют не порознь, а в неразрывной связи друг с другом, образуя более или менее целостную систему. И в этом также находит свое отражение системный характер самой действительности. Отсюда следует, что характеристика структуры понятия была бы явно неполной, если бы мы ограничились указанием лишь ее элементов — признаков. Принципиальное значение для логики имеет раскрытие логической связи между ними.
Эта связь носит двоякий характер: субординации и координации. Субординация — их «вертикальная» связь. Она обусловлена тем, что сами признаки различаются прежде всего по степени общности: одни — более общие, другие — менее общие. Поэтому в их системе можно выделить два основных типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли; и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и неправовые — нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми, отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.
Координация признаков — это их «горизонтальная» связь, и она тоже может быть разных типов. По способу сочетания признаков различаются отношения соединения конъюнкции , когда признаки не исключают друг друга; разъединения дизъюнкции , если они носят характер альтернатив внутри системы; условные отношения — в тех случаях, когда одни признаки зависят от других как основание и следствие; отрицания, если какие-либо признаки несовместимы отрицательные признаки. Так, в понятие «свидетеля» входят признаки с конъюнктивной связью: «лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела» и «лицо, которое вызвано для дачи показаний». Понятие «работодатель» включает признаки с дизъюнктивным отношением: «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником» либо «юридическое лицо организация , вступившее в трудовые отношения с работником». Более сложный случай дизъюнкции, когда в понятии мыслятся три признака одновременно. В соответствии с УПК РФ «подозреваемый» это — «лицо: 1 либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл.
Курсив мой — Е. Еще более сложный случай, когда налицо сочетание конъюнкции и дизъюнкции. Так, «вещественные доказательства» — это, по Уголовно-процессуальному кодексу, «любые предметы: 1 которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; 2 на которые были направлены преступные действия; 3 иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела ст. Объем понятия — это охватываемые им предметы мысли. Так, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем. Графически объем понятия изображается кругом: где А — любое понятие.
Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике также классом или множеством. Класс множество состоит из подклассов или подмножеств. Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы подмножества , как исторические формы права — рабовладельческое, феодальное, буржуазное и др. Конечно, разграничение понятий «класс» и «подкласс» относительно. Один класс может быть подклассом другого, более широкого например, право — подкласс общественных явлений. А подкласс, в свою очередь, может выступать как самостоятельный класс гражданское право по отношению к наследственному праву.
Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом. Таково, например, римское право, советское право, современное российское право по отношению к праву в целом. Понятие «элемент» тоже относительно. Так, современное российское трудовое право и гражданское право — элементы современного российского права. Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым пустым. Универсальный класс включает всю совокупность предметов исследуемой области: например, класс планет Солнечной системы, городов мира, академий или вузов Российской Федерации, жителей города Люберцы.
Причем класс, универсальный в одном отношении, может быть неуниверсальным в другом планеты Солнечной системы по отношению к планетам вообще, а тем более — к космическим телам. Единичный класс — класс, состоящий из одного предмета планета Земля, столица России — город Москва, Академия труда и социальных отношений, юридический факультет Российской таможенной академии. Пустой нулевой класс — такой, который не содержит ни одного предмета кентавр, вечный двигатель, мировой разум. Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот. Причем в их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается.
Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Во избежание недоразумений следует иметь в виду, что, как и всякая закономерность вообще, она действует лишь при определенных условиях. Ее действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого. Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» — богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян в отличие от немцев, французов, англичан и т.
Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще специфические признаки русских людей в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др. Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян — именно русские. Для наглядности представим соотношение этих понятий графически: где А — русский, В — славянин, С — человек. Знание природы понятий, их отношения к действительности, их содержания и объема — важная предпосылка их правильного применения в практике мышления. Понятие и слово Будучи отражением предметов действительности, понятие неразрывно связано со словом.
Слово — материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия. В соответствии с двумя сторонами понятия — его содержанием и объемом — в слове выделяются смысл и значение. В основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. А под значением имеются в виду стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия. Отношения между понятием и словом не есть взаимно-однозначное соответствие.
Они подвижны и многоплановы. С одной стороны, всякое понятие выражается в слове или словосочетании , а с другой — не всякое слово выражает собой понятие. Понятие может быть выражено либо одним словом например, «государство» , либо словосочетанием, состоящим из двух и более слов: «правовое государство», «федеративное правовое государство», «демократическое федеративное правовое государство» или даже «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Последнее словосочетание используется в нынешней Конституции Российской Федерации для характеристики ее государственного устройства и выражения соответствующего понятия см. Но если, как уже сказано, всякое понятие выражается словом или словосочетанием , то не всякое слово выражает понятие. Таковы, например, междометия, в которых непосредственно зафиксированы не мысли, а чувства «ах», «ой», «эге-ге» и др.
Таковы и служебные слова — союзы, частицы и т. Далее, одно и то же понятие может быть выражено различными словами. Так, понятие преступления в разных языках облекается в различные словесные оболочки: «преступление» в русском языке, «crime» — в английском, «Verbrechen» — в немецком и т. И даже в одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «родина» — «отечество» — «отчизна»; «конституция» — «основной закон государства»; «юрист» — «правовед»; «адвокат» — «защитник» — «заступник». Такие слова называются в русском языке синонимами. В свою очередь, одно и то же слово может заключать в себе несколько понятий.
Например, «коса» — это и орудие труда земледельца, и песчаная полоса на берегу реки или моря, и вид женской прически. Подобные слова называются омонимами. Непременным условием правильного мышления служит точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и сочетаниях слов. И наоборот, непременным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Так, синонимия важна для выражения разных оттенков мысли, выделения различных сторон отражаемого в ней предмета. Однако она таит в себе опасность логических ошибок: смешения понятий, подмены понятий и т.
Это особенно важно учитывать в юридической практике. Как не раз отмечалось в юридической литературе, в качестве синонимов нередко используются слова, за которыми стоят разные понятия. В чем, например, разница между словами «обвиняемый» и «подсудимый»? Они так близки, что кажутся синонимами, а на самом деле относятся к качественно различным этапам следственно-судебного процесса и тем самым выражают разные понятия. Вот как это разъясняется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ: «1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1 вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2 вынесен обвинительный акт.
Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым» ст. И далее: «Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным» там же. В качестве синонимов иногда употребляются, например, такие, как «зачинщик» и «подстрекатель» хотя не всякий зачинщик есть подстрекатель, и наоборот, не всякий подстрекатель есть зачинщик ; «кровотечение» и «кровоизлияние» может быть кровотечение без кровоизлияния и может быть кровоизлияние без кровотечения ; «крайняя необходимость» и «необходимая оборона». Нередко путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». С введением суда присяжных заседателей может происходить путаница с понятиями «вердикт» и «приговор».
А от подобной путаницы слов усложняется дело, возникает недопонимание, страдают люди. Что касается омонимов, то, как и всякое совпадение, они неизбежны в языке. Но их употребление тоже требует осторожности, иначе и здесь возможны логические ошибки. Так, если мы скажем: «Закон всемирного тяготения», но «Закон о браке и семье», то такое употребление слова-омонима «закон» будет правильным в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем: «Закон о всемирном тяготении» и «Закон брака и семьи», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами окажется странным и даже нелепым. Но разве не столь же странно и нелепо звучали до недавних пор в обществоведении выражения: «Закон об определяющей роли материального производства в жизни и развитии общества», «Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию», «Закон о соответствии или еще пуще: об обязательном соответствии!
Вольно или невольно происходило смешение объективных законов, независимых от людей законов чего-либо , с человеческими, юридическими законами законами о чем-либо. В итоге возникала путаница в их понимании. Если одно и то же слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка называется в логике амфиболией двусмысленностью. На использовании таких слов-омонимов нередко основаны остроты, шутки, анекдоты. В амфиболиях понимал толк Козьма Прутков см. Они лежат в основе ряда габровских анекдотов.
В период подготовки к референдуму о проекте новой Конституции Российской Федерации в одной из центральных газет была опубликована статья под названием «Конституция мадам Грицацуевой — самая демократическая в мире». Судя по названию, можно было подумать, что речь идет об еще одном, женском, альтернативном варианте проекта Конституции. А оказалось, что в статье говорилось о конституции... В статье отмечалось, что мода на худосочных красавиц проходит и что в рацион многих моделей входят всевозможные мучные изделия. А с точки зрения одного известного модельера, фигура вообще не нужна. В «Правде» приводился совсем уж анекдотический случай, когда один в прошлом высокопоставленный чиновник из Москвы, оказавшись в провинции, после сытного ужина помечтал для полноты счастья о «колхознице» сорт дыни , а к нему хотели привести женщину правда, не колхозницу, а сельскую учительницу.
Многозначность слов создает существенные трудности в науке и технике. Вот почему здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят вполне определенные понятия. Это достигается путем разработки системы терминов — слов, имеющих один и тот же смысл, по крайней мере, в пределах данной науки или отрасли техники. Как показывает практика, выработка научной терминологии — дело долгое и трудное, но важное. Особое значение имеет точность вводимых или употребляемых слов в юридической сфере. Над этим работают целые коллективы ученых и практиков-юристов.
В современной логике разработана целостная теория «именования» предметов — учение об именах и созданы специальные искусственные языки, свободные от всяких неясностей и двусмысленностей, состоящие из однозначных символов. Глава II. Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками всякого понятия — содержанием и объемом.
Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы. Конкретные и абстрактные понятия. Если в понятиях находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, то они называются конкретными, например, «алмаз», «дуб», «юрист». Абстрактные — это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «твердость» например, алмаза , «долговечность» например, дуба , «компетентность» например, юриста. Или: «равноправие» женщин и мужчин , «социальное партнерство» меду работниками и работодателями , «гражданство» устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Знание особенностей конкретных и абстрактных понятий имеет несомненное значение для правильного оперирования ими. В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: «алмазы», «дубы», «юристы». Наоборот, слова, выражающие абстрактные понятия, множественного числа не имеют. Ведь не говорим же мы: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей», а «Юрист обладает массой всяких компетентностей». Вспомним иронию М. Булгакова насчет «осетрины второй свежести».
В действительности нескольких свежестей не бывает: осетрина или обладает этим свойством, или не обладает подобно беременности: либо она есть, либо ее нет. В то же время необходимо учитывать известную относительность разграничения конкретных и абстрактных понятий. Так, если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Например, «сладость» — абстрактное понятие, если в нем мыслится только свойство. А «восточные сладости» — это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Или, как сказано у поэта: «Вот полчаса холодности терплю».
Здесь абстрактное понятие свойства «холодность» употреблено в качестве конкретного применительно к самим фактам — проявлениям холодного отношения. Могут быть даже случаи, когда одно и то же понятие используется сразу в двух смыслах — абстрактном и конкретном. Например: «Отсутствие новостей — хорошая новость». Следует также иметь в виду, что абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Как же тогда различать их? Очевидно, по первому, ведущему понятию.
Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладётся в её основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных классификаций являются различные вспомогательные классификации типа алфавитных, технических и тому подобных указателей. Разные классификации по-разному справляются со своими задачами. Так, искусственная классификация, в которой группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из указанных задач. В естественной классификации группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и таким образом объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов.
Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Известными примерами естественной классификации в науках см. Наука являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе фёдоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на основе материала наблюдений и массива опытных данных той или иной области знания в результате синтеза эмпирических обобщений и теоретических представлений. В целом, естественная классификация всегда в той или иной степени является содержательно-обоснованной типологией см. Типология , способной решать содержательные задачи и прогнозировать новые результаты. Наряду с естественными и искусственными, различают теоретические и эмпирические классификации.
Существуют и иные деления классификаций, например на общие и частные специальные. Общие классификации содержат обзор всей области объектов определённого рода, группируют их на основании свойств, выражающих их природную общность самих по себе, и несут информацию о причине этой общности, то есть о некоторой естественной закономерности. Общие классификации имеют место в фундаментальных науках, главная задача которых состоит в объективном познании действительности через выявление доминирующих в ней законов. Тогда как частные, или специальные, классификации характерны, прежде всего, для прикладных, практических отраслей знания, целью которых является обеспечение деятельности. Предметная область частных, или специальных, классификаций более узкая, чем у общих классификаций. Они также исходят из объективных и зачастую немаловажных свойств классифицируемых объектов, но вся группировка в целом осуществляется здесь в целях удовлетворения определённых прагматических запросов. В целом, специальные классификации дополняют и расширяют то знание, которое дают общие классификации.
В логике см. Логика классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления. В каждом логическом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и члены деления.
На фото: работа Владимира Абиха Последние записи:.
Значение слова «состав»
совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. От подбора инструментов, их качества, умения ими пользоваться во многом зависит успех туристского похода. Совокупность каких-л. частей, предметов, людей и т.п., образующих нечто целое. С. суда. Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Комплект предметов.
Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru Подсказки
2) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы. поможет найти ответ на вопрос сканворда: совокупность предметов, образующая нечто целое. Вымышленная вселенная (также фикциональная вселенная) (англ. fictional universe, fictional world), совокупность произведений одного или нескольких авторов, образующих единое пространство повествования с общими законами, сквозными сюжетными линиями и арками. Предметы Предметы. Однозначно №3 (СИСТЕМА) Определение: "Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих. ". Совокупность предметов, образующих нечто целое.