Новости советский тыл

Видеосюжет новости. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев.

Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность

В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны.

Исполком СНГ

  • Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video
  • Советский тыл в годы войны. 10 часть. | Пикабу
  • "Тыл - фронту: вчера и сегодня"
  • Тыл в годы войны -
  • «Всё для фронта, всё для Победы!»

Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность

Образец военного плаката Ничто так не помогает пережить горе, как хорошая музыка. Советские композиторы написали в годы войны бессмертные произведения, ставшие народными: песня «Священная война» А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача, «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича, песня «Темная ночь», исполненная М. Бернесом в фильме «Два бойца». Поддерживали людей на фронте и в тылу исполнением песен выдающиеся певцы Л. Утесов, К. Шульженко, Л. Итоги Колоссальная работоспособность, самоотдача советских людей ради победы сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне.

Именно благодаря труженикам тыла бойцы на фронте получали пропитание, обмундирование, вооружение, новую технику. Подвиг работников тыла бессмертен. Список литературы Киселев А. История России. ХХ — начало XXI века. Волобуев О. Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет Сталин И. Будни войны фильм Источник. Домашнее задание Какие основные задачи были поставлены в экономике первых военных лет?

Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы? Как вы считаете, благодаря каким личным качествам советским людям удалось преодолеть тяготы войны? Найдите в Интернете и послушайте песни «Священная война», «Темная ночь».

В июле 1941 года на базе Куйбышевского вагоноремонтного завода создали завод «Куйбышевкабель» с использованием эвакуированного оборудования из Ленинграда, Москвы, Кольчугино и Киева. Здесь выпускались военно-полевые провода и электрические кабели связи, медные пояски для снарядов, скрученные провода воздушных линий электропередачи. В 1942-43 годах куйбышевцы в труднейших условиях строили первый в стране магистральный газопровод Бугуруслан — Куйбышев.

Строителям не хватало тяжелой техники, так что линия протяженностью 160 км была проложена практически вручную. История трудового подвига Куйбышева создавалась не только крупными оборонными заводами, но и небольшими местными предприятиями. В их числе был толерубероидный завод. Его продукция хоть и носила по большей части мирный характер, была остро востребована. Она использовалась в восстановлении народного хозяйства областей, которые одна за другой освобождались от вражеского нашествия. Так, в 1943 году семь вагонов кровельных материалов было отправлено в помощь восстановлению Смоленщины.

Но были изделия и сугубо военные, для фронта. Все годы войны в цехах Куйбышевского толерубероидного изготавливались коробки для упаковки боеприпасов, в первую очередь противопехотных мин. А запущенный в эксплуатацию цех бумажного литья огромными объемами выпускал посуду, в том числе миски для бойцов Красной Армии. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Александра Любимова: — Осенью 1941 года я, выпускник школы, пошел шлифовщиком на Куйбышевский станкозавод. А мы в цехе из-за шума станков рева самолетных моторов даже и не слышали. Потом я воевал на Карельском и 3-м Украинском фронтах, встретил Победу.

Затем служил офицером в рядах Советской армии и всегда серьезно занимался историей. Анализируя документы, факты, осознал огромную роль того куйбышевского события 7 ноября 1941 года. Уверен, что парад имел глубочайшее дипломатическое значение. К ноябрю фашисты максимально продвинулись в сторону Москвы. Стоял вопрос о вступлении в войну Турции и Японии. Промышленность еще была «на колесах», не завершилась полная эвакуация заводов из западных областей страны на восток, они лишь приступали к выпуску военной продукции.

Что касается людских потерь в первые месяцы, в плен было взято около миллиона солдат и офицеров. На западе считали, что Советский Союз практически разбит, армии нет. А тут — парады сразу в трех городах: Москве, Воронеже и Куйбышеве, где уже находился эвакуированный дипломатический корпус. И весь мир увидел, что ресурсы у нас далеко не исчерпаны, напротив, наша страна набирает мощь. Дипломаты все это передали своему руководству. Вот и в нынешнее неспокойное время, когда очень многие намеренно искажают факты о той войне, очень важно не ошибиться в оценках прошлого, изучать первоисточники.

Фотографии: исторические архивы Страничка истории «Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов. С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

От краевой общественной организации «Десантное братство» проводить груз в дорогу пришёл руководитель Родион Краснокутский.

Он представил директора ООО «Каскад-Плюс» Николая Арапова, который вместе с рабочими оснастил один из автомобилей, переданный «Народному фронту», специальной сеткой-мангалом в виде батута для защиты от ударов дронов и сбрасываемых с воздуха боеприпасов. Патриотическим настроем собравшихся земляков зарядили представители власти региона и Забайкальской дороги. Так, заместитель председателя правительства Забайкальского края Николай Захаров, принимавший участие в специальной военной операции, поблагодарил «Народный фронт», руководство ЗабЖД и волонтёров, деятельно участвующих в приближении победы.

Сегодня исполняется 80 лет со дня выхода постановления Государственного комитета обороны СССР об эвакуации промышленных предприятий. Этот документ подтверждал план вывоза ключевых предприятий в глубокий тыл из районов, которые могли быть захвачены гитлеровскими войсками. Перевезти вглубь Советского Союза сотни тысяч тонн станков, громадное количество другого различного оборудования, вагонов - это была поистине титаническая работа», - цитирует Буранова РИА Новости.

Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945

Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. Если говорить о пищевой промышленности, то особую роль в снабжении фронта молочной продукцией сыграл Ялуторовский комбинат. Он поставлял в блокадный Ленинград сухое молоко, а в госпитали — солодовое масло. Кроме того, молочный завод изготавливал сухие смеси омлета, картофеля, мороженого, а также яичный порошок. Также была отмечена работа Тюменского овчинно-шубного завода им. Кирова, Ишимской обувной фабрики, Тобольского мясокомбината. Наркомат внешней торговли СССР оценил хорошую работу Тобольского зверосовхоза, пушнина которого поступала на экспорт. Условия работы на производстве в военное время были жесткими. Работники трудились без отпусков и выходных по 10-12 часов в сутки. Фото музея «Городская Дума» Тем не менее, Великая Отечественная вызвала большой патриотический подъем, в промышленности широко развернулось социалистическое соревнование.

Движение двухсотников переросло в движение трехсотников, пятисотников, тысячников… Фото музея «Городская Дума» Многие мужские профессии в годы войны вынужденно освоили женщины. Овладев профессией машиниста паровоза, тюменки водили поезда на тюменском отделении железной дороги. Непотопляемые: тюменские торпедные катера Рассказывая о тюменской промышленности военного времени нельзя обойти вниманием тему судостроительного завода и его продукции. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота — выпуск торпедных катеров. В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся.

Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий».

Это были кино-, фото- и радиорепортеры, радиоавтомобили и киноустановки с персоналом, специалисты по изданию плакатов, листовок, газет, переводчики. На апрель 1943 года численность пропагандистов вермахта достигала 15 тысяч человек! Все три года оккупации они усиленно трудились на нашей земле. Сегодня к нам вернулось то, что они наработали на идеологическом фронте. Он надолго закрепился в массовом сознании бывших советских людей и срабатывает до сих пор». Это из предисловия к перепечатке каталога нацистской выставки «Советский «рай», как бы сейчас сказали, креатив доктора Геббельса. Ну, вы понимаете, что там было представлено: сараи, в которых якобы живут советские люди, тюрьмы, колючая проволока и прочее.

Эта выставка, которую сейчас реанимировал предатель Резун-Суворов, была открыта в Берлине в 1942 году — вот, мол, как живут дикие и жестокие варвары на востоке, которым мы несем свободу. Потом эту выставку возили по оккупированным городам Советского Союза. Представляете, стоят виселицы с повешенными партизанами и тут же разукрашенный автобус с наглядной агитацией. И вот этот «автобус» снова появляется на наших улицах. Чтобы все понимали — все эти статьи и статейки, брошюрки и «Майн Кампф» сегодня — это все оттуда, от доктора Геббельса. Отличного оратора и мастера теории и практики пропаганды. Вот несколько из его высказываний: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Он осквернил наш народ».

Желтая звезда, которую нашивали фашисты на одежду евреев — как в Средневековье — тоже идея Геббельса. Выставки — это только одна сфера деятельности министерства пропаганды Геббельса. Сюда также входила наглядная агитация — плакаты, печать — листовки, брошюры, газеты — кино и радио. И как прообраз будущего самого массового СМИ — телевидение. Самые популярные плакаты и лозунги: «Конец колхозному рабству! Простите, последнее уже из сегодняшнего дня. Больше всего надежд у Геббельса было на радио — самый современный на то время источник информации. Вот цитаты из его дневника: «Мы работаем на Россию при помощи трех тайных передатчиков.

Тенденция первого — троцкистская, второго — сепаратистская, третья — националистически русская. Все три — резко против сталинского режима». Радио есть первейший и влиятельнейший посредник между движением и нацией, между идеей и человеком». Только в одном оккупированном Смоленске было 845 радиоточек, и слушать их пропаганду сгоняли все население. Нынешним пропагандистам есть чему поучиться у доктора Геббельса.

В «Книгах Памяти», представленных на выставке, можно найти списки ветеранов труда Великой Отечественной войны, в том числе и жителей Балашовского района. Праздник Победы — повод ещё раз вспомнить о тех людях, кто сражался на поле боя, кто трудился в тылу, не жалея своей жизни и своих сил. Наша выставка «Трудом ковавшие Победу» будет действовать в течение месяца. Ждём вас. Приходите, знакомьтесь и храните в памяти героические наши годы!

Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути.

Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"

Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина.
«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом.
Новосибирцы работали для фронта без выходных и праздников - Российская газета Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы.
Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина.

11.3. Советский тыл в годы войны

Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района. Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом.

«Советский тыл в годы войны»

Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 1. Москва, 1974. Большая российская энциклопедия Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на.
1. Советский тыл в 1942 году Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны, Коллектива авторов в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства.

Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны.

Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс.

Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей.

В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны. От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики.

Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны.

Так, в 1942 и 1943 гг. Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г.

Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны. Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г. Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г.

Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства. Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г.

Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г. Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых.

Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с. Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы.

Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г. Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г. В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов.

Несмотря на значительное сокращение общей численности рабочих и служащих, доля промышленных рабочих и служащих в 1943 г. Значительным было и перераспределение трудовых ресурсов по экономическим районам страны. Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны.

Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г. Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации. Эта задача также была успешно решена партией и правительством.

Достаточно сказать, что за 1941 - 1945 гг. Государство принимало меры, чтобы обеспечить подготовку специалистов для фронта и тыла. Работа высших и средних специальных учебных заведений была подчинена требованиям военного времени. В содержание обучения и номенклатуру специальностей были внесены необходимые изменения.

Сократились сроки обучения, хотя ра- 61 История второй мировой войны 1939 - 1945. Главной особенностью этого периода стало совмещение учебы с постоянной работой на производстве. Проходя практику в учебных мастерских, студенты выполняли оборонные заказы. За 1941 -1945 гг.

Благодаря этим мерам все важнейшие отрасли военной экономики были в основном обеспечены квалифицированными кадрами. Характерно, что численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1942 - 1945 гг. Массовый героизм, вклад тружеников тыла в общенародную борьбу против фашизма находил свое выражение в новых формах организации труда на основе социалистического соревнования. Трудящиеся города и деревни с первых дней войны развернули соревнование под лозунгом: "Работай за себя и за ушедшего на фронт!

Стахановские методы труда активно использовались в движении двухсотников, трехсотников, тысячников, многостаночников, в комсомольско- молодежных фронтовых бригадах и в других коллективных и индивидуальных формах всенародного соревнования. Когда нужно было выполнить особо важные и срочные военные заказы, широко использовались такие формы коллективной стахановской работы, как фронтовые вахты, фронтовые недели и декады.

Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести на восток страны значительное число крупных предприятий и индустриальных гигантов вместе с их трудовыми коллективами. Нелегко было наладить производство на эвакуированных заводах, но люди отдавали этому все свои силы, чтобы внести весомый вклад своим трудом в победу над врагом. В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны. Наши люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы, поэтому каждый их них стремился работать не покладая рук, невзирая ни на какие трудности. Инициативы рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств. В те тяжелые, трудные для страны годы отменялись отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.

С началом войны перед строителями встали труднейшие задачи, которые надо было решать в кратчайшие сроки. Им пришлось демонтировать оборудование предприятий и возводить новые корпуса на востоке страны, восстанавливать разрушенные и строить новые цеха и заводы. Чтобы успешно справиться с этим, необходимо было найти новые мобильные организационные формы в строительстве. И такие формы были найдены. На базе трестов и других строительных организаций были созданы особые строительно-монтажные части ОСМЧ , на которые возлагалось выполнение срочных заданий по строительству предприятий и оборонительных сооружений, а также восстановление поврежденных в результате военных действий объектов. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками, в общей сложности около 400 тысяч человек. В ходе работ ОСМЧ перемещались, объединялись, или, наоборот, распадались на отдельные подразделения. Это позволяло осуществлять концентрацию строительства, быстро восстанавливать эвакуированные предприятия, строить новые, а по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков восстанавливать заводы, фабрики и жилье.

В июле-августе 1941 года в разгар боев с немецко-фашистскими войсками на рубежах Днепра, Государственным комитетом обороны ГКО было принято решение об эвакуации заводов, расположенных в городе Запорожье. Гитлеровцы в это время мало бомбили промышленные предприятия Запорожья, вероятно, рассчитывая захватить оборудование запорожских заводов, особенно уникальный тонколистовой стан "Запорожстали", купленный в США и смонтированный незадолго до войны. Чтобы скрыть работы по эвакуации, наши строители демонтировали внутрицеховое оборудование днём, а ночью, старательно маскируясь, грузили его на железнодорожные платформы и отправляли. Лишь когда начали демонтировать металлические конструкции зданий днём, фашисты поняли, что оборудования на "Запорожстали" уже нет. Начался сильнейший обстрел завода. Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны.

В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно. Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным. Многие строители трудились самоотверженно, перевыполняя нормы в 2-3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки. Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне.

Оттуда отправлялось оружие, боеприпасы, снаряды и продовольствие.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка промышленных предприятий на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Она проводилась по единому плану и сразу же приобрела колоссальные масштабы. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести на восток страны значительное число крупных предприятий и индустриальных гигантов вместе с их трудовыми коллективами. Нелегко было наладить производство на эвакуированных заводах, но люди отдавали этому все свои силы, чтобы внести весомый вклад своим трудом в победу над врагом. В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны. Наши люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы, поэтому каждый их них стремился работать не покладая рук, невзирая ни на какие трудности. Инициативы рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.

В те тяжелые, трудные для страны годы отменялись отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней. С началом войны перед строителями встали труднейшие задачи, которые надо было решать в кратчайшие сроки. Им пришлось демонтировать оборудование предприятий и возводить новые корпуса на востоке страны, восстанавливать разрушенные и строить новые цеха и заводы. Чтобы успешно справиться с этим, необходимо было найти новые мобильные организационные формы в строительстве. И такие формы были найдены. На базе трестов и других строительных организаций были созданы особые строительно-монтажные части ОСМЧ , на которые возлагалось выполнение срочных заданий по строительству предприятий и оборонительных сооружений, а также восстановление поврежденных в результате военных действий объектов. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками, в общей сложности около 400 тысяч человек.

В ходе работ ОСМЧ перемещались, объединялись, или, наоборот, распадались на отдельные подразделения. Это позволяло осуществлять концентрацию строительства, быстро восстанавливать эвакуированные предприятия, строить новые, а по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков восстанавливать заводы, фабрики и жилье. В июле-августе 1941 года в разгар боев с немецко-фашистскими войсками на рубежах Днепра, Государственным комитетом обороны ГКО было принято решение об эвакуации заводов, расположенных в городе Запорожье. Гитлеровцы в это время мало бомбили промышленные предприятия Запорожья, вероятно, рассчитывая захватить оборудование запорожских заводов, особенно уникальный тонколистовой стан "Запорожстали", купленный в США и смонтированный незадолго до войны. Чтобы скрыть работы по эвакуации, наши строители демонтировали внутрицеховое оборудование днём, а ночью, старательно маскируясь, грузили его на железнодорожные платформы и отправляли. Лишь когда начали демонтировать металлические конструкции зданий днём, фашисты поняли, что оборудования на "Запорожстали" уже нет. Начался сильнейший обстрел завода.

Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны. В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно.

За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком…» Повседневная жизнь на войне Война — это не только атаки и оборона, но и тяжёлый неустроенный быт.

Всё имущество пехотинца умещалось в небольшой вещевой мешок: запасное бельё и портянки, котелок и ложка, средства гигиены, иголка и нитка. Считалось, что в обороне бойцу жилось лучше. В блиндаже или землянке с печкой-буржуйкой солдат был в тепле и сухости. Сложнее было с освещением. Для этого использовали различные самодельные лампы, изготовленные из снарядной гильзы, или просто подожжённый телефонный провод. Через какое-то время сажа въедалась в кожу. В наступлении же, когда линия фронта постоянно смещалась, ночевали где придётся. Обязательным элементом снаряжения каждого бойца был смертный медальон.

Это небольшая, состоявшая из двух бакелитовых частей капсула, куда вкладывался специальный бланк. На нём указывали анкетные данные — личные и ближайших родственников. Часто из суеверий солдаты не заполняли этот документ: считалось, что записи приманивают смерть. Поэтому далеко не всегда можно было опознать погибшего человека, найденного на месте боёв. Однако это суеверие не распространялось на фляги, кружки, ложки, портсигары: среди миллионов таких же необходимо было обозначить личное имущество, поэтому их старательно подписывали. Важной частью фронтовой жизни были письма. В них приходили добрые и грустные вести, разные бытовые и семейные новости — это была связь с далёким домом. Всю почту проверяла военная цензура.

В письмах запрещалось сообщать о конкретной боевой обстановке, имена командиров и политработников, месторасположение воинской части. Очень быстро почта отказалась от марок и конвертов, которые были обязательными до войны. Письма отправляли домой специально сложенным треугольником. Они стали одним из символов той войны. Раз в десять дней фронтовики в обороне ходили в баню, в наступлении — как повезёт. После бани воин получал чистую форму и белье. Одежду не только стирали, но и обрабатывали на специальной водяной бане, чтобы избавиться от вшей. За этим строго следили, поэтому советские солдаты страдали от паразитов гораздо меньше немецких.

Вместе с мужчинами на фронт в боевые части отправлялись и женщины. Первая мобилизация женщин произошла в 1942 г. В части противовоздушной обороны ПВО отправились 100 тыс. Зачастую девушки служили почтальонками, радистками, телефонистками, санитарками. К ним предъявляли высокие требования по образованию. Набирали женщин от 18 до 45 лет. В последнюю мобилизацию добавилось ещё требование к отсутствию семьи и детей. Считается, что в общей сложности на фронтах Великой Отечественной войны воевало от 600 тыс.

Около сотни из них были удостоены высшей военной награды — звания Героя Советского Союза. В армии состояли и девушки, которые выполняли боевые задачи, например снайперские. Всего за годы войны Центральная женская школа снайперской подготовки выпустила около 1,5 тыс. Не менее знаменит стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, который противник прозвал «ночными ведьмами». Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лиля Литвяк, Катя Буданова, Маша Кузнецова слева направо у самолёта Як-1 узнать больше Животные на войне Несмотря на развитие автомобилестроения, основным транспортом Красной армии были лошади. По различным подсчётам, до 3 млн лошадей были задействованы в ходе войны, тогда как количество автомобилей не достигло и 1 млн. Несмотря на эпоху моторов, кавалерия оставалась одним из самых мобильных видов войск. Грузы, вооружение и раненых зачастую доставляли именно гужевым транспортом.

Более чем 2 млн лошадей в годы войны понадобилась ветеринарная помощь, и они вернулись в строй. Орудийные расчёты меняют позиции На фронте и в тылу также часто использовали собак. Их труд был самым разнообразным: от охраны границ, транспортировки грузов и раненых до подрыва танков и разминирования. По некоторым данным, во время оборонительных боёв собаки уничтожили около 300 танков. Овчарка Джульбарс была награждена медалью «За боевые заслуги» за обнаружение более 7 тыс. Всего же с помощью собак было обнаружено более 4 млн мин и неразорвавшихся боеприпасов. Из-за специфических природных условий и сильных морозов на Карельском фронте в качестве гужевого транспорта использовали оленей.

1. Советский тыл в 1942 году

Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны, Коллектива авторов в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий