Исследователи, изучавшие личные дневники Йозефа Геббельса, столкнулись с неожиданными и нетипичными для жестокого нациста записями. Пауль Йозеф Геббельс находился – вместе с Германом Герингом, Мартином Борманом и Генрихом Гиммлером – на высшей ступени у подножья вождя. Рост Адольфа Гитлера — 175 см. Рост Йозефа Геббельса — 165 см. Рост Бенито Муссолини — 169 см. Рост Наполеона I — 169 см. Рост Людовика XIV — 156 см. Рост Генриха Ягоды.
Содержание
- Нацистская деятельность
- Наши враги. Йозеф Геббельс
- One moment, please...
- Правила комментирования
- Биография Йозефа Геббельса
- Юность Геббельса. Как он стал моральным уродом?
Агония гитлеровских бонз
Геббельс — все самые свежие новости по теме. Стоявшие в приемной Геббельс, Бургдорф, Кребс, Аксман, На-уман, Гюнше и Раттенхубер подняли для приветствия руки. Йозеф Геббельс рост. Пауль Йозеф Геббельс. Министр пропаганды третьего рейха Геббельс.
Йозеф Геббельс — последние новости
Родственник братьев Штрассер 1922-1926 После его докторской диссертации, Геббельс работал журналистом, и безуспешно пытался опубликовать автобиографический роман , Майкл. Он пытается компенсировать свой плохой имидж о себе своими женскими завоеваниями, а затем находит виновников своих литературных неудач во время первых контактов с НСДАП : «евреев». Его начальником в партии был Грегор Штрассер , и его высокий уровень образования быстро продвинул его до главы нацистских газет в Рурской области. Его большой интеллект и интеллектуальная подготовка сделали его ответственным за все большее количество партийных публикаций во все большем количестве регионов Германии. Помимо этой деятельности, он пишет многочисленные речи, и его талант оратора высоко ценится. В тогдашней партии его наставниками были братья Штрассеры Отто и Грегор.
Они занимают видное место в партии, потому что смогли воспользоваться пребыванием Гитлера в тюрьме от 11 ноября 1923 г. По возвращении Гитлер не мог вынести такого положения вещей. Таким образом, Йозеф Геббельс дебютировал в крыле партии, которое считается скорее соперником Гитлера даже если он постоянно повторяет свою приверженность последнему. В то время он отметил в своем дневнике, что некоторые речи Гитлера приводили его в ужас и сильно отталкивали своей жестокостью, а также желаемым Гитлером сближением партии с властью денег, которая нуждалась в финансировании. Стремясь к радикальным изменениям, он без колебаний осуждает «реакционеров» и заявляет, что «только социализм может освободить Европу» : для него в первую очередь необходимо запретить либерализм и обновить социализм.
Затем он выступил с речами, осуждающими «капиталистическую систему». Он восхищается Гитлером, но имеет глубокие разногласия по поводу экономической национализации которую Геббельс хочет внедрять повсюду и по поводу понятия собственности Геббельс хочет подавить частную собственность. На службе у Гитлера 1926-1933 Член левого крыла партии, Геббельс, тем не менее, присоединится к своему правому. В начале 1926 года Гитлер постепенно взял партию под контроль. В этом он полагается на правое крыло во главе с Юлиусом Штрейхером которое Геббельс называет «свиньями» , «негодяями снизу» , противостоящее Штрассеру и связанное с немецким истеблишментом Эрих Людендорф за пример.
Гитлер в своей речи 14 февраля 1926 г. Эта речь глубоко оскорбляет сторонников Штрассера. Геббельс вернулся больным «Моя внутренняя сплоченность была лишена меня. Я только половина себя». Он комментирует: «Кто это Гитлер?
Италия и Англия - естественные партнеры. Напрасно, но Гитлер сдерживается, оставляя дверь открытой: в речи 28 февраля , он атакует по существу « марксизм ». Геббельс знает, что это шанс воспользоваться, он готовит свое предательство: в начале Март Штрассер серьезно ранен коммунистами во время митинга; это возможность для Геббельса встретиться с правым флангом. Это предательство не мешало Геббельсу всегда восхищаться Гитлером. Геббельс с этой даты полностью посвящен Гитлеру.
С другой стороны, если Геббельс за социализм , он говорит, что он категорически против марксизма , но за подавление частной собственности и, следовательно, является убежденным национал-социалистом. Что касается его вирулентных анти - антисемитизма, историк Иоахим Фест отмечает , что в начале своей политической карьеры, Геббельс высмеял «упрощенным антисемитизм расистских политиков». Тем не менее, в силу обстоятельств, в частности, консолидации Третьего рейха, падения его влияния и, прежде всего, поиска новых целей, он стал самым ярым антисемитом, хотя это, несомненно, было больше попыткой «компенсировать ущерб». Но этого поворота желал и Геббельс, потому что понимал, что лагерь Штрассера обречен на более или менее длительную перспективу. Более того, Геббельс знает, что с его талантами пропагандиста ему есть место в партии со Штрассером или без него.
Гитлер хотел заручиться своими услугами, и для этого он приложил средства: в то время как он вызвал левое и правое крыло в Мюнхен, чтобы объясниться 12 февраля , Гитлер зарезервировал предпочтение для Геббельса.
Геббельс, подобно Пушкину, ждал, когда «Россия вспрянет ото сна». Когда наступит этот день? Тема России в его дневниках пропала на некоторое время. В записи от 21 октября 1925 года Геббельс написал: «Я бы хотел однажды поехать в Россию на несколько недель в учебных целях». Но сами эти цели он не раскрыл. Семья Геббельса с Гитлером Федеральный архив Германии А уже с 1925 года в его дневниковых записях отчетливо прослеживается восхваление будущего фюрера. В 1926 году Гитлер назначил его гауляйтером Берлина. В 1933 году 36-летний Геббельс стал рейхсминистром народного просвещения и пропаганды Германии.
Геббельс добивается известности любой ценой и привлекает массы людей, которых послевоенный кризис в стране и мировая экономическая депрессия выбросили на обочину жизни. Его выступления собирают десятки тысяч человек в парке Люстгартен. Он, как и Гитлер, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Сколь ни крошечным был новый листок, Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о его появлении. Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее! Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, то есть против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Будь прокляты евреи! На многочисленных митингах и демонстрациях этот маленький человек с длинным носом, постоянно одетый в слишком длинную для него шинель, обладавший сильным и резким голосом, крывший сарказмом и оскорблениями берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, сумел привлечь к себе широкое внимание. Он "обнаружил" в Хорсте Весселе, нацисте, убитом в уличной драке, политического мученика и выдвинул скверные стихи Весселя в качестве официального партийного гимна. Гитлер был настолько поражен и восхищен деятельностью Геббельса в Берлине, что назначил его в 1929 Имперским руководителем пропаганды нацистской партии. Именно Геббельсу, как никому другому, принадлежат лавры за столь стремительное продвижение Гитлера к вершинам политической власти. В 1932 он организовывал и возглавлял избирательные кампании Гитлера по выдвижению на президентский пост, удвоив ему число голосов избирателей. Его пропаганда имела решающее значение накануне вступления Гитлера в должность канцлера. Геббельс продемонстрировал поразительные способности психологического воздействия на аудиторию. Его "десять заповедей национал-социалиста", написанные еще на заре нацистского движения, стали прообразом идеологической программы партии. Став канцлером, Гитлер 13 марта 1933 назначил Геббельса рейхсминистром народного просвещения и пропаганды, поручив ему использовать все средства для осуществления программы гляйхшалтунг. В этой деятельности Геббельс продемонстрировал, что для него не существует принципов или морали. Он подчинил все элементы жизни страны - прессу, кино, театр, радио, спорт - национал-социалистическим идеалам и стал по сути диктатором культурной жизни нации. Чтобы угодить Гитлеру, он предпринимал злобные и яростные атаки против евреев. В мае 1933 по инициативе Геббельса в нескольких немецких университетах было совершено публичное сожжение книг. Уничтожив по всей стране книги Генриха Гейне, он собрал большую коллекцию его прижизненных изданий, чтобы наслаждаться ими в одиночестве. Наедине с самим собой для Геббельса было неважно, что Гейне еврей. Он принял вид ревнителя "расовой чистоты" в угоду фюреру, и при этом с типично геббельсовским цинизмом сыпал шутками из еврейского юмора, вставлял в свою речь словечки на иврите и идиш, а своим проштрафившимся подчиненным говорил, что евреи справились бы с их работой лучше: "Если бы я только мог заменить вас евреями! Ходили рассказы, как он использовал свое могущество, чтобы заполучить в постель какую-нибудь красотку. Но рассказы нагло врали. Ему просто не было нужды поступать подобным образом. Он знал, как заинтересовать женщин, и они слетались к нему сами. Как бабочки на огонь, даже без особых корыстных побуждений.
Гитлер всю жизнь скрывал свои еврейские корни со стороны бабки и деда, а его соратники по партии Гесс, Гейдрих, Гиммлер и Канарис в своей «голубой крови» имели явные примеси еврейской. У Геббельса, рожденного в семье конторщика и позже бухгалтера фабрики Фрица Геббельса и Марии Катарины Оденхаузен, в юности были учителя-евреи к примеру, литературовед Макс Фрайхерр фон Вальдберг , да и невеста и первая любовь Эльза Янке была еврейкой по матери. У рожденного в традиционной католической семье 29 октября 1897 года в стоящем на Рейне промышленном городе Мёнхенгладбахе Пауля Йозефа Геббельса было два старших брата, их звали Конрад и Ганс, и две младшие сестры: Элизабет и Мария еще одна сестра Геббельса, также названная Марией, умерла в 1896 году в младенчестве. Предки будущего министра пропаганды были из крестьян, корни рода его бабушки по материнской линии Марии Герверс отсылали любого исследователя к Люксембургу, но именно её происхождение ставили в упрек Геббельсу сторонники чистоты крови, намекая на еврейское родство министра по голландской линии. Геббельс, чтобы развеять все слухи, был вынужден выпустить в 1932 году в печать материал с подробным описанием своего семейного древа. В раннем детстве Йозеф Геббельс перенес полиомиелит, что определило его хромоту на всю жизнь одна его нога была короче второй на 10 сантиметров. Этот дефект не позволил ему попасть в армию в годы Первой мировой войны, но позже мастер мифов и пропаганды Геббельс будет объяснять всем окружающим свою хромоту ранением, полученным на полях сражений.
Глава Минюста Польши Зебро сравнил Шольца с Геббельсом и назвал его идиотом
29 октября 1897 года родился Йозеф Геббельс — один из наиболее демонических персонажей Третьего рейха. маленький человечек, ростом всего 154 см, с искривленной ступней и слишком длинным носом, высокопоставленный лидер нацистской партии. Йозеф Геббельс был невысокого роста – 154 см и после перенесённой в детстве операции хромал и был освобождён от военной службы. Как Геббельс организовавл пропаганду в Третьем Рейхе и почему она была эффективной.
Кризис жанра
- Стали известны слова жены Геббельса перед смертью - МК
- Пауль Йозеф Геббельс - Лидер нацистской партии - Биография
- ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС. С ФЮРЕРОМ ДО КОНЦА: skaramanga_1972 — LiveJournal
- ГЕ́ББЕЛЬС ГЁББЕЛЬС ПАУЛЬ ЙОЗЕФ
- One moment, please...
- Методы пропаганды фашистского государства
Бесплатный фрагмент - Пропаганда Геббельса
Йозеф Геббельс: как высший нацист боготворил русских , а потом ненавидел. Этого нет в учебниках | Рост Владимира Ленина 164 см. Рост Йозефа Геббельса 165 см. |
Goebbels Joseph | доктор Геббельс Йозеф - пропагандист: | Несмотря на крохотный рост, Геббельс обладал звучным незабываемым баритоном (по мнению очевидца, «как будто водопад изливался из пипетки»). |
01.05.45 — самоубийство Геббельса
В 1922 году Йозеф Геббельс вступил в Национал-социалистическую рабочую партию Германии НСДАП , где занимался редактированием газет, умело выступал на фашистских митингах, руководил избирательной кампанией Гитлера , в частности, ему принадлежала идея агитационных полётов на самолёте, благодаря которой Гитлер смог посетить 50 городов. В 1933 году Гитлер назначил Йозефа Геббельса рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. После этого назначения по инициативе последнего: - был организован бойкот еврейских фирм и магазинов; - в университетах началось публичное сжигание книг авторов неарийского происхождения: Бертольда Брехта, Франца Кафки, Томаса Манна, Эриха-Марии Ремарка, Лиона Фейхтвангера, Л.
Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его!
Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось». Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель».
Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г. Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.
Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.
Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции: Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г. Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова... День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови...
Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее! Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф». Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров! С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты.
На первом спрашивалось: «В атаку с нами? Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее! Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс — начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!
Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» - рабочих, фронтовиков, женщин и т. Плакат 1932 г. Важная тема плакатов — единство трудового немецкого народа — рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов. Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства: «Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание». Собственно, так и вышло.
Методы пропаганды фашистского государства После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций. Суть пропаганды — гляйшалтунг, дословно — «превращение в монолит» - объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами. Помимо прежних видов пропаганды — ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства — кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам включая спортивные и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде — архитектуре, скульптуре, использованию различной символики.
Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение. Ораторское искусство по прежнему оставалось «коньком» Геббельса. Он много выступал на различных массовых мероприятий: партийных съездах, митингах, а во время войны — в торжественных погребениях. В конце войны, Геббельс остался практически единственным из руководителей рейха, кто появлялся на публике. Он часто посещал раненых в госпиталях, бездомных на руинах их разрушенных домов. И везде, где бы он не появлялся, он произносил пламенные речи, которые возвращали в потерявших силы сражаться людей фанатичную веру в немецкое оружие и гений фюрера. Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи это было радио. Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления министерству пропаганды.
Как бабочки на огонь, даже без особых корыстных побуждений. Его жена Магда Квант, красивая и элегантная дама, которую Гитлер считал эталоном нордической красоты, развелась с еврейским бизнесменом, а шестеро их с Йозефом детей стали особыми любимцами среди ближайшего окружения фюрера в Берхтесгадене. Его пропагандистская машина была нацелена на то, чтобы вызвать недовольство Советской Россией и побудить немцев держаться до окончательной победы. Эта задача становилась все более и более трудной, когда ход войны переломился в пользу союзников. Геббельс энергично работал, чтобы поддержать боевой дух немцев, постоянно напоминая им об их участи в случае капитуляции. После провала Июльского заговора 1944 Гитлер назначил Геббельса главным уполномоченным по мобилизации на "тотальную войну" и поручил ему собрать все материальные и людские ресурсы, чтобы сражаться до последней капли крови.
Он поддерживал миф о стоящих на смерть «национальных героях» и создал организацию сопротивления «Вервольф», которая принесла лидерам союзников много бессонных ночей и отвлекала большие воинские силы на борьбу с несуществующей опасностью. Но было уже слишком поздно: Германия находилась на краю гибели. Но пропагандистская машина работала как точный механизм, главным колесом которого был Геббельс. Все исполнительные решения исходили лично от него. В этом была и его сила, но и слабость нацистской системы, основанной на "фюрер-принципе": никто не мог остановить Геббельса, когда он совершал ошибку. Но Геббельс был таков, что совершил всего одну ошибку.
С его подачи пропаганда в начале войны взяла слишком оптимистический тон. Славные победы вермахта расписывались без заботы об их достоверности. Английский авианосец "Арк Ройял" был потоплен Геббельсом дважды за сентябрь 1939 года. Один раз посредством торпеды, другой - авиабомб. На министерском инструктаже б января 1943 г. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах.
Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить". Надвигающийся крах не мог привить ему волю к правде. Вплоть до последних минут существования рейха пропаганда, как мелодия гаммельнского дудочника, увлекала зомбированные массы навстречу гибели. В последней оставшейся у него газете - боевом листке "Панцербер", выпускаемом для защитников Большого Берлина, министр продолжал утверждать, что столица будет вызволена, большевиков отбросят и положение Германии изменится в лучшую сторону. Берлинцы могли убедиться, что листовки эти предназначены для солдат армии Венка, а не для них. На самом же деле они были адресованы местным жителям - для поднятия их боевого духа.
Геббельсу было отлично известно, что армии генерала Венка более не существует. Следует также отметить, что в последние годы войны Геббельс был единственным из нацистской верхушки, кто появлялся на публике. Он часто посещал раненых в госпиталях, бездомных на руинах их бывших домов. И везде, где бы он не появлялся он произносил пламенные речи, которые возвращали в уже было потерявшие силы сражаться людей фанатичную веру в силу немецкого оружия и гений фюрера, возвращали желание отдать себя за Великую Германию, за их детей и внуков, которые будут жить счастливо, когда закончится война, и в мире воцарится тысячелетний Рейх. В апреле 1945, верный своему чувству мистической самонадеянности, Геббельс посоветовал Гитлеру остаться в Берлине в фюрербункере и, если потребуется, встретить там ослепительные мистические "Сумерки богов" Gotterdammerung. Только таким способом, убеждал Геббельс, может сохраниться легенда о великом Гитлере.
Перед войной он жил с матерью и пятью сводными сестрами и братом, а после вторжения в Польшу в 39-м он пошел в армию. В 1945 году Харальд, находившийся тогда в британском лагере для военнопленных в Ливии, получил от матери прощальное письмо, которое она написала перед самоубийством в бункере фюрера. В нем она написала, что он остается единственным продолжателем традиций семьи. Гюнтер Квандт, напоминает Times , скончался в 1954 году.
Империю он оставил Харальду и Герберту, сыну от первой жены.
Йозеф Геббельс – биография, фото, личная жизнь, цитаты, записи и дневники
Во главе министерства народного просвещения и пропаганды Геббельс подчинил все элементы жизни страны — прессу, кино, театр, радио, спорт — национал-социалистическим идеалам и стал по сути диктатором культурной жизни нации. В качестве идеала мы представляем себе глубокую связь духа героического изображения жизни с вечными законами искусства» [66]. Её членами могли стать только благонадежные граждане, при этом не состоявшие в палате деятели были лишены возможности трудоустройства. Это позволило подавить любое инакомыслие в искусстве и в журналистике [67].
Всех работников культуры обязали представлять доказательства арийской чистоты своего и супругов происхождения вплоть до 1800 года. Выезд за границу для членов всех палат был возможен только с разрешения руководства. Были созданы комитеты по цензуре по всем направлениям искусства и даже в сфере развлечений, цензуре подвергались все произведения даже выступления в кабаре [68].
Это привело к массовому исходу многих деятелей искусств и интеллектуалов, не желавших подвергаться столь жёстким ограничениям. Были и те, кто приспособился, другие же ушли во внутреннюю эмиграцию [69]. Особое внимание Геббельс уделял радиовещанию и кинематографу.
Радио он называл важнейшим орудием пропаганды. Региональные радиостанции были полностью ликвидированы еще в 1934 году, сохранились немногие. Повсеместно, включая предприятия и учебные заведения, были установлены репродукторы, позволявшие доносить важную информацию всему населению страны [71].
Геббельс заявил, что является «страстным поклонником немецкого киноискусства» [72] , заверял, что кинематографисты совершенно свободны в своей практической творческой деятельности. Однако на деле он установил тотальный контроль за кинопроизводством, цензура была многоуровневой. Им лично контролировались от заявки до монтажа все престижные кинопроекты [73].
В годы войны Геббельс пылко поддерживал агрессивные идеи Гитлера относительно захвата жизненного пространства на Востоке [74]. Фортуна любит смелых! Кто не осмеливается, тот не побеждает», - написал в своем дневнике рейхсминистр, комментируя проводимую в стране ремилитаризацию.
После достижения Германией своих целей на чешском направлении, с мая 1938 года Геббельс взялся за Польшу. Главный инструмент - ложные сообщения о якобы зверствах против немцев в Данциг и ряде других польских городов. Тем не менее у него получилось склонить немцев к необходимости войны [77].
Он колебался относительно стратегической верности решения о нападении на Польшу и потенциальной затяжной войны против Англии и Франции [78]. После вторжения в Польшу в 1939 году Геббельс посредством возглавляемых им министерства пропаганды и палаты культуры принялся за контроль за распространением информации внутри страны. Со 2 сентября 1939 года с подачи Геббельса в стране запретили слушать зарубежных радиостанций, вплоть до смертной казни [79].
От радиостанций требовалось согласовывать даже списки транслируемой музыки [80]. Во время войны Гитлер всё реже появлялся на публике и на радио, а Геббельс постепенно становился голосом режима [80]. Во многом полномочия Геббельса, в частности, в сфере деятельности СМИ распространялись и на оккупированные территории.
Тем не менее пропаганда не справлялась с растущей у населения усталости от войны и тающей уверенности в победе [83]. В конце 1942 года было предотвращено планировавшееся на Геббельса покушение. Доктора Ганс-Генрих Куммеров , инженера « Loewe Radio », который должен быть исполнить покушение, арестовали и казнили [84].
Отныне Геббельс тщательнее относился к собственной безопасности, укрепил дома, досматривал всех посетителей минпропаганды, получил дополнительную охрану. На Рождество 1942 года в подарок от Гитлера получил бронированный Mercedes [85]. Боясь лишних инсинуаций, он запретил распространяться о случившемся в СМИ, слово «покушение» до 20 июля 1944 года было абсолютным табу [85].
Геббельс убеждал Гитлера прибегнуть к тотальной войне закрыть не имеющие военного значения предприятия, привлечь женщин к труду, призвать на военную службу те категорий мужчин, которые ранее были от неё освобождены , и это у него частично получилось. Выступая по случаю десятилетия прихода к власти национал-социалистов, он призвал к борьбе до победного конца и получил в ответ одобрение собравшихся, поэтому сам себя убедил в том, что немцы поддерживают идею тотальной войны [86]. В присущей ему страстной манере министр призвал немцев к «тотальной войне» до победного конца [88].
Хотите ли вы её, если надо, тотальней и радикальней, чем мы её себе можем сегодня представить? Оба вопроса были встречены аудиторией воодушевлением. Во многом благодаря решительным действиям Геббельса 20 июля 1944 года провалился заговор генералов.
И уже 25 июля Гитлер назначил Геббельса уполномоченным по тотальной военной мобилизации, что сделало его фактически вторым человеком в рейхе [92]. Понимая неизбежность поражения в войне об безуспешно пытался обсудить с фюрером вопросы мирного договора с западными союзниками. Опасаясь потери доверия Гитлера министр старался не давить на него [93].
Стоит отметить, что Гитлер отказался от предложений перенести ставку в Баварию, фюрер заявил, что до последнего останется в Берлине [94]. Примеру Гитлера последовал и Геббельс, неоднократно отвергавший предложения покинуть столицу. В постскриптуме к завещанию Геббельс оказавшийся в числе тех, кто подписал завещание Гитлера указал, что не подчинится приказу Гитлера покинуть Берлин.
Таким образом, все, что касалось культурного вопроса в этой стране, прошло через руки Йозефа Геббельса. Нацисты контролировали все искусство в стране, и Геббельс начал преследовать всех еврейских художников, таких как писатели и музыканты. Озабоченность Геббельса так называемым «современным искусством» и всем, что не представляло «немецкие ценности», вызвала огромные репрессии. Например, в мае 1933 года он заказал сжигание большой книги, уничтожив тысячи книг, написанных разными авторами, например Альберт Эйнштейн, Эрих Мария Ремарк, Зигмунд Фрейд, между другими. В культурном вопросе Геббельс стремился провести настоящую культурная революция в Германии, и цель, по словам Ричарда Дж.
Эванс, заключалась в том, чтобы «углубить и укрепить завоевание нацистской политической власти путем обращения всего немецкого народа в свой образ мышления». Образование было основополагающим для обращения детей; для взрослых, реклама. THE реклама, разработанная Геббельсом он был направлен на пропаганду нацистской идеологии в позитивном ключе и демонстрацию того, что она пользуется поддержкой всего народа. Именно с помощью пропаганды нацизм побуждал население к активному участию в режиме. Проведение публичных мероприятий, бойкоты евреев и практика актов насилия против этой группы демонстрируют, как люди были мобилизованы для поддержки нацизма.
Пропаганда, проводимая Геббельсом, способствовала резкому возвеличиванию Гитлера, создавая культ личности нацистского лидера. Через Геббельса приветствие приветгитлер что означает «Спасти Гитлера» стал популярным в нацистской Германии. Его систематические действия по манипулированию общественным мнением продемонстрировали идею о том, что повторение лжи часто превращает ее в правду. Геббельс участвовал в одном из самых известных нацистских пропагандистских фильмов, известном как «Триумф воли», а также продюсировал ряд других фильмов, когда Вторая мировая война вспыхнул с сентября 1939 г. В фильмах была проведена военная пропаганда с целью расширения народных мобилизационных усилий в пользу Вермахт Немецкая армия , а также привлекла тех, кто был антисемитом, поскольку они сосредоточились на усилении преследования евреев.
Что касается ХолокостГеббельс оставил следующую запись, демонстрирующую всю его жестокость: «евреев наказывают варварски, но они полностью этого заслуживают». После Операция Валькирия в июле 1944 г. Перед тем как совершить самоубийство, Гитлер приказал Геббельсу бежать из Берлина, но Геббельс отказался. После смерти Гитлера Геббельс стал канцлером Германии, но занимал этот пост всего один день. Доступтакже: Откройте для себя весь ужас, который творили в нацистских концлагерях.
Смерть 1 мая 1945 года Йозеф Геббельс и его жена Магда Геббельс решили совершить самоубийство. Решение было принято Геббельсом, потому что он считал, что его жизнь будет бесполезной, если он не сможет использовать ее на службе Гитлера.
Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя. Хорст Вессель слева командует парадом СА.
Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г. Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».
Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его!
Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось».
Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти.
Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г. Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы.
Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы. Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти.
Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс.
Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию. Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции: Геббельс произносит речь в Люстгартене.
Берлин, Германия, 1932 г. Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова... День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми.
Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови... Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее! Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф».
По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф». Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров! С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты.
На первом спрашивалось: «В атаку с нами? Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее! Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям.
Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс — начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи! Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов.
По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» - рабочих, фронтовиков, женщин и т. Плакат 1932 г. Важная тема плакатов — единство трудового немецкого народа — рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов. Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства: «Наши плакаты стали просто превосходными.
Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание». Собственно, так и вышло. Методы пропаганды фашистского государства После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды.
Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций. Суть пропаганды — гляйшалтунг, дословно — «превращение в монолит» - объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами. Помимо прежних видов пропаганды — ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства — кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам включая спортивные и массовым ритуалам.
Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде — архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение. Ораторское искусство по прежнему оставалось «коньком» Геббельса. Он много выступал на различных массовых мероприятий: партийных съездах, митингах, а во время войны — в торжественных погребениях.
Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х — начале 30-х гг. Эти факторы приводят к тоске по порядку и «сильной руке» у значительной части людей. Для Германии начала века — это падение Второго рейха и наступление культуры 20-х гг. В наше время — это разрушение традиционной христианской культуры и приход «цивилизации MTV» на Западе и распад социалистической системы с ее довольно традиционной этикой — на Востоке. Ситуация «духовного вакуума» кажется комфортной далеко не всем и также подталкивает некоторую часть населения к фашизму с их четкой и внятной системой ценностей. Распространенность исторического невежества делает возможным повторное использование пропагандистских методов «старого» фашизма.
Соответственно, актуально их тщательное исследование и разработка мер информационного противодействия, таких как: - поддержание исторической осведомленности о преступлениях фашизма, о его влиянии на судьбу Германии и других стран с победившими фашистскими диктатурам, борьба с профашистской фальсификацией истории, - недопущение героизации нацизма; - поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом; - развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество — питательная среда демагогов; - развитие критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием. Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия. В качестве вводной можно предложить книгу Людмилы Черной «Коричневые диктаторы», посвященную персонам наиболее крупных деятелей Третьего рейха: Гитлеру, Геббельсу, Герингу, Гиммлеру, Борману и Риббентропу. Не углубляясь в тему нацистской пропаганды, автор сосредотачивается на исследовании личности ее главного творца — Йозефа Геббельса.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и носит популярный характер, но при этом дает богатый фактический материал. Биографию Геббельса представляет также книга зарубежных исследователей Брамштедте, Френкеля и Манвелла «Йозеф Геббельс — Мефистофель усмехается из прошлого». Авторов особенно интересуют ораторское мастерство нацистского министра пропаганды, его приемы манипуляции массами. Более глубокое исследование личности Геббельса предпринимает Курт Рисс в книге «Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. Временные рамки книги ограничены Второй мировой, но книга интересна упором на использование первоисточников — дневников Геббельса, рассказов очевидцев и родственников.
Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко. Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника» исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека. Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А.
Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним. Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг.
К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды в переводе с английского и немецкого размещены на сайте «Так говорил Геббельс». Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа. Этого достаточно, чтобы начать изучать тему. Геббельсу даже принадлежит высказывание «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!
С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале — редактором в «Фёлькише фрейхейт» «Народная свобода» , затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике: «Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».
Геббельс перешел на сторону Гитлера , став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, так как Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов. Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и с 1927 г. С 1929 г.
Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов. Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды: - Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции - Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным - Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты - Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами - Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов. Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП. Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую достоверная информация из официальных источников , серую сомнительная информация из неясных источников и черную откровенная ложь, провокации и т.
То или иное искажение информации — характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности. Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама».
Лозунги — характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем его юношеские произведения отвергли все издательства , в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию: 1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах. Враги Германии — твои враги.
Ненавидь их всем сердцем! Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого! Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость! Гордись Германией!
Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него! Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его! Не дай евреям обмануть себя.
Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»! Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии! Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем! Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала.
В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя.
Почему Геббельс в юности восхищался Россией
Через сутки Геббельс последовал примеру вождя, приняв яд с женой и шестью детьми. Имена всех пяти дочерей и сына Магды Геббельс, убежденной сторонницы фюрера, начинались в его честь с буквы «Н» от нем. В феврале 1945 года Геббельс предложил Магде уехать с детьми из Германии, но преданная жена и фанатка идей национал-социализма и Гитлера наотрез отказалась.
Речь Геббельса о тотальной войне до победного конца в феврале 1943 года, когда немецкие войска терпели тяжелейшие поражения на всех фронтах Европы и Африки, стала ярким примером использования нейролингвистического программирования через обращение к национальному самосознанию немцев и манипуляции понятиями гордости, чести и достоинства. За свою 109-минутную речь Геббельс смог создать невообразимый накал эмоций и страстей, уйдя с трибуны похудевшим на семь футов.
Трагический оттенок имел короткий карьерный рост Геббельса — один день он занимал, согласно завещанию фюрера, пост рейхсканцлера Германии, заменив на нем совершившего вместе с Евой Браун самоубийство Гитлера. Через сутки Геббельс последовал примеру вождя, приняв яд с женой и шестью детьми. Имена всех пяти дочерей и сына Магды Геббельс, убежденной сторонницы фюрера, начинались в его честь с буквы «Н» от нем.
Тетради следовало отправить в штаб фронта, но как будто некоторое время они еще оставались на попечении «хозяев» имперской канцелярии — в штабе армии, штурмовавшей ее, и отправлены были «наверх» около 20 мая. Следом меня вызвали в штаб фронта. Там скопились груды неразобранных документов, присланных с разных участков боев. На местах переводчиков не хватало, и нередко бумаги посылались наобум. И что-то ценное могло затеряться. Много было беспечности по отношению к трофейным документам.
Сейчас даже трудно понять, как быстро произошла тогда их девальвация в восприятии тех, кто прошел долгий путь из России до победы в Берлине. В сущности, все, что было в те дни вокруг, включая нас самих, все одушевленное и неодушевленное, — все было само по себе документальным. Но тогда в штабе фронта тетради Геббельса лежали все же отдельно ото всех прочих бумаг. Я была вызвана переводить их. Продвигалась я по тексту очень медленно из-за почерка Геббельса. На его неразборчивый, трудный почерк сетует немецкий историк Эльке Фрёлих, издавшая в 1987 году четырехтомное собрание рукописных дневников Геббельса, осуществившая этот многолетний, подвижнический труд. А тогда, уяснив, что дневники обрываются в 1941-м, командование решило, что тетради не имеют практического значения и не стоит ими заниматься. Только что завершилась страшная война, как считали тогда — последняя. Люди тогда не испытывали интереса к тому, что уводило в даль прошлого.
История, казалось в мае 45-го, начинается с новой страницы. Но так или иначе, на этом вроде бы можно было поставить точку. В том смысле, что найденные дневники должны были быть переданы историкам-специалистам и войти в научное обращение. А если широкий читатель заинтересуется, то и предоставить ему возможность читать их в том объеме, в каком он готов был бы преодолевать неслыханное многословие автора дневников от руки — более 4000 страниц, да еще надиктованных Геббельсом стенографам несметное число расшифрованных машинописных страниц — они были найдены позже. Так развивался бы нормально этот сюжет. Но в нашем обществе нередко властвовал абсурд. Так, волей Сталина было запрещено предать огласке, что советскими воинами обнаружен покончивший с собой Гитлер, и этот важный исторический факт был превращен в «тайну века». Как очевидец событий, сделать эту тайну достоянием гласности я смогла только после смерти Сталина. Что же касается дневников, о них ничего известно не было, будто их и не находили вовсе.
Нравы нашей секретности — поставщики детективных сюжетов, которые в свою очередь тоже засекречены, и нужно много терпения и много лет уходящей жизни, чтобы добраться до них. Так, лишь год назад удалось установить траекторию пути этих тетрадей в Советский Союз. Они были доставлены Сталину и до 1949 года находились у него. Дневники Геббельса оказались в круговерти тех же тайн, что и факт обнаружения Гитлера. Не скажу, чтобы это мое первое сообщение привлекло тогда заметное внимание нашей науки — историографии, еще дремотной под игом догматизма и оттого нелюбознательной. Но на вопрос, где же дневники, я ничего не могла бы ответить толкового, да и уцелели ли они или затерялись в грудах неразобранных материалов? Но в 1964 году, когда я изучала архивные документы в связи с работой над книгой «Берлин, май 1945», я пережила неожиданную встречу с дневником Геббельса, точнее, с одной лишь тетрадью, но это все же означало, что дневники есть, они целы. Тетрадь эта хронологически последняя из найденных нами: начатая 24 мая 1941-го, доведенная до 8 июля 1941-го. Тетрадь охватывала последний месяц тайных приготовлений нацистской Германии к нападению на Советский Союз — предпринятые провокации и маскировки, доверительные беседы фюрера с Геббельсом; обнажала ближние и дальние цели войны, вводила в обстановку и атмосферу в Берлине тех дней.
Дневник — саморазоблачительный документ, я писала об этом тогда, повторю это и сейчас, исходя уже из несравненно большего объема прочитанных страниц. Оказывается об этом читаю теперь у Геббельса , он выгодно продал наперед свои дневники, обязуя издателя опубликовать их лишь через 20 лет после его смерти. И вот такое совпадение: ровно через двадцать лет, день в день, впервые появились записи дневников Геббельса, хранившиеся в советском архиве и миру неизвестные. В более полном объеме они вышли тогда же, составив большую главу, в моей книге «Берлин, май 1945» М. С той поры в течение двадцати с лишним лет новых извлечений из этого состава тетрадей опубликовано не было. Но вот в 1973 году, находясь в Германии, я услышала по телевидению о сенсации с Франкфуртской книжной ярмарки: куплены у ГДР дневники Геббельса. Речь шла о тех, что скрылись в наших архивах.
Ранее Шольц в канун празднования Дня Победы заявил , что посыл «нынешнего 9 Мая» заключается в том, что прошлое не сможет одержать победу над будущим. Он также призвал власти Евросоюза продолжать поддерживать Украину и не бояться демонстрации силы со стороны России. Ошибка в тексте?
Йозеф Геббельс
В 1932 году Геббельс выпустил брошюру с описанием своего семейного древа, чтобы опровергнуть слухи о еврейском происхождении бабушки. Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс. Йозеф Геббельс рост. Новое добавление. Например, газеты, которые выступают против идеологии Геббельса и нацистского режима, приостановлены, а антисемитская пресса в этот период переживает огромный рост. Геббельс оставался на этом посту и был верен Гитлеру до конца Второй мировой войны (1939-45). 150-159 см: Рост Александра Македонского 150 см. (недоказанно) Рост Нестора Махно 151 см. Рост Николая Ежова 151 cм. Геббельс при своей хромоте и с шестью детьми не имел надежды бежать из осажденного Берлина.
«Груз 200 – мы вместе»: в Карелии школьников одели в бронежилеты с примечательными нашивками
- Детские и юношеские годы Геббельса
- Про Геббельса и Ростов-на-Дону
- Йозеф Геббельс. Как министр пропаганды «шел к успеху», забывая принципы | Аргументы и Факты
- День в истории. Геббельс: foto_history — LiveJournal
Рост геббельса - 90 фото
«Подарок Гитлера»: Зеленский купил в Германии дом Геббельса | В главные немецкие богачи родственники Йозефа Геббельса выбились благодаря росту цен на акции BMW. |
Магда Геббельс одинаково легко влюбляла в себя и предавала - Российская газета | ГЁббельс (Goebbels), министр Правды Третьего Рейха. |
Рост геббельса | Второе важное обстоятельство в биографии Геббельса — то, что он происходил из мелкобуржуазной семьи, проживавшей в небольшом промышленном городке. |
Йозеф Геббельс — последние новости | В письме Геббельс сообщил Сталину о смерти Гитлера и просил его о прекращении огня. |
Про Геббельса и Ростов-на-Дону | 4 авг 2019. Пожаловаться. Йозеф Геббельс. |