Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны. 18 января 1943 года бойцами Красной армии было прорвано кольцо блокады Ленинграда. Произошёл долгожданный прорыв блокады. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда.
СЕГОДНЯ РОВНО 80 ЛЕТ, КАК ПРОИЗОШЕЛ ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
18 января на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоялась мемориальная акция «Говорят памятники», приуроченная к 76-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва.
«Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА
75 лет назад началась стратегическая наступательная операция "Искра", в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. Смотрите видео онлайн «Навсегда вошел в историю: 80-я годовщина прорыва блокады Ленинграда» на канале «Пятый канал НОВОСТИ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 22 января 2023 года в 8:24, длительностью 00:07:27, на видеохостинге RUTUBE. В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). Ротенберг после 4:1 с «Северсталью»: «Произошел такой прорыв блокады Ленинграда». Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов об историческом значении прорыва блокады Ленинграда.
Прямое попадание в здание «Ленэнерго»
- Прорыв блокады Ленинграда
- Содержание
- Операция «Искра» — Википедия
- Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
Прямое попадание в здание «Ленэнерго»
- Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- Навсегда вошел в историю: 80-я годовщина прорыва блокады Ленинграда
- «Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Крупные монументы, например, Медный всадник и памятник Николаю I, были укрыты мешками с песком и деревянными щитами. На ней показано, как укрывали лесами знаменитый памятник Петру I. С началом блокады Ленинград подвергался регулярным бомбардировкам. Чтобы дезориентировать врага, здания укрывали маскировочными сетями, на которые были нашиты раскрашенные под цвет растительности куски ткани.
Дополнительно в сети вплетали ветви деревьев. Газоны перекапывали, позолоту куполов и шпилей покрывали серой краской, которая маскировала их и не причиняла вреда. Если это было невозможно сделать, как в случае со шпилем Адмиралтейства, то шили специальные чехлы.
Мосты и здания вокзалов были замаскированы деревянными конструкциями, которые не мешали транспорту, но создавали иллюзию руин. Одной из важнейших задач зимней кампании 1942—1943 гг. Наши войска должны были во что бы то ни стало разрушить оборону противника, прорвать блокаду и спасти обессиленный Ленинград.
Долгие месяцы немцы пытались бомбежками и измором вынудить город сдаться. Как рассказывается в газете « Тамбовская правда » от 19 января 1943 г. Наступление наших войск проходило в двух направлениях: с западного берега Невы, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока, из района, расположенного южнее Ладожского озера.
Несмотря на то, что это было наиболее сильное место в обороне противника, расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов на этом участке кольца блокады было самым коротким.
Для меня это святые даты. Я дружил с Даниилом Граниным, который мне многое рассказывал. Поэтому и про блокаду я знаю не только из книг, а от реальных свидетелей. Подписываюсь под каждым словом. В городе не работала система отопления, не было горячей воды.
Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. Повсеместно был голод. Люди выживали. Государство просто обязано чтить этот подвиг, без преувеличения, спасший страну. Блокадников с каждым годом становится все меньше. В 2008 году их численность составляла около 300 тысяч человек, а по состоянию на сентябрь 2022 года их осталось чуть более 54 тысяч.
Страшно представить, что через несколько лет мы будем лишены возможности лично поговорить с героями, обсудить их подвиги. Поэтому этой категории граждан нужны дополнительная социальная защита и внимание со стороны государства. Отрадно, что Президент России Владимир Путин уделяет этому событию высокое внимание, регулярно посещая памятные мероприятия. Ранее мы предусмотрели дополнительные льготы для этой категории граждан.
Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Однако тот отверг это предложение. Командующие Ленинградским и Волховским фронтами, проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что войска будут готовы к наступлению к установленному сроку — 1 января 1943 г. Несмотря на это, они 27 декабря 1942 г. Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января. Мотивация была такова: крайне неблагоприятные метеоусловия, характеризующиеся затяжной оттепелью и в связи с этим совершенно недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г. Одновременно были установлены сигналы взаимного опознавания при встрече, а также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи. Ворошилов доложил И. Столь оптимистическое заверение насторожило Верховного Главнокомандующего. Он позвонил в штаб Воронежского фронта, где в то время находился генерал армии Г. Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов. Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда. Воспоминания и размышления. Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо. Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом. Удаленность их от 1-го эшелона на 1—1,5 км могла привести к большим потерям. Кроме того, обнаружен ряд мелких тактических и технических недостатков. По всем обнаруженным недостаткам даны исчерпывающие указания Афанасьеву псевдоним К. Генерал армии Жуков просил срочно подать для фронта воздухоплавательный аэростатный отряд, одно-два звена самолетов-корректировщиков, дополнительно отпустить следующее количество боеприпасов: 122-мм гаубичных — 20 тыс. По приказу Сталина командующие фронтами немедленно приступили к устранению выявленных Жуковым недостатков, еще раз детально проработали план предстоящей операции. Однако полностью устранить все недостатки не удалось. К началу наступления испортилась погода. Над землей нависли низкие облака, временами шел густой снег. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника. По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление. Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника.
Операция «Искра» стала отправной точкой большого перелома в войне, который произошел в 1943-м году. Параллельно в январе готовилась окончательная ликвидация взятых в котел под Сталинградом немецких дивизий. Успех в битве на Волге подталкивал к проведению и других успешных наступательных операций. К январю 1943 года положение окружённого немецкими войсками Ленинграда оставалось крайне сложным. Но все же всё же оно было лучше, чем предыдущей зимой. Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера — «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре. Но нормальной сухопутной связи между городом и «большой землей» не было, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы. Откуда такое название? По легенде, во время обсуждения Иосиф Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе этой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, вспомнил строчки поэта-декабриста Одоевского: «И пусть из «Искры» разгорится пламя», которые когда-то были эпиграфом нелегальной газеты РСДРП. На подготовку «Искры» отвели почти месяц. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек. Многие перестраховывались, зная о нескольких предыдущих неудачных попытках прорыва блокады Ленинграда, - говорит исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленинградской области Владимир Казаков.
СЕГОДНЯ РОВНО 80 ЛЕТ, КАК ПРОИЗОШЕЛ ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз | Ровно через месяц, 20 октября, началось второе наступление с целью прорыва блокады Ленинграда – и снова в нем роль главного плацдарма отвели Невскому пятачку. |
Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда | В дни тяжелейших боев по прорыву блокады Ленинграда при форсировании Невы в этих местах ежедневно гибли сотни красноармейцев. |
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. |
«Горькой истории грустные вехи»: 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда — | Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. |
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады | 23 сентября Петербург вспоминает день прорыва энергетической блокады Ленинграда. |
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском | Сегодня, 18 января 2023 года, исполняется ровно 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. |
Как Петербург и Ленобласть отмечают 80-летие прорыва блокады - Российская газета | Как шла подготовка операции «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда? |
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Полностью Блокада была снята только через год, в конце января 1944-го. В Санкт-Петербурге сегодня праздник и я хочу просто присоединиться к поздравлениям. Не так уж и много сейчас осталось живых свидетелей тех событий. Я прошу вас, осмотритесь вокруг, помогите им чем можете. Им не нужны большие деньги и красная икра в бочках. Им всего-то и надо от нас - немного простого человеческого внимания!
Завершился урок прослушиванием 7 симфонии, написанной в первые годы войны Шостаковичем. Память о них сохраняется в наших сердцах не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам, но и таким встречам, как наш сегодняшний разговор», - сказала Скачко Т. Скачко Т.
Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И.
Хазова освободить серьёзно укреплённые немцами Пушкин и Павловск. На исходе 25 января бои завязались на северо-западном краю Красногвардейска Гатчины , мощнейшего узла немецкой обороны. После полусуток тяжёлых уличных боев город был освобождён. В исторической литературе этот момент описывается так: «Всю ночь 26 января на командный пункт 42-й армии поступали донесения: взят вокзал, закончен бой на центральной площади, идет бой в развалинах депо, блокирован заминированный врагом аэродром…».
Наступление продолжалось, но перелом в нём был уже необратим. Великая победа 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта транслировал по радио приказ командующего войсками фронта генерала армии Л. Говорова о полном освобождении города от блокады. Войскам Ленфронта и морякам-балтийцам была объявлена благодарность, а также приказ гласил: «Граждане Ленинграда!
Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом!
Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта.
Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой. В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков.
Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К. На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го. В то же время войска Ленинградского фронта продолжали движение в сторону Нарвы. Немецкое командование считало этот участок фронта особо важным.
Войска противника прочно закрепились вдоль реки, стянув туда дополнительные силы из состава группы армий «Центр».
На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми. Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен. Со слезами на глазах В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи.
Но даже один только пробитый коридор, в котором в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку разобрав для этого недостроенную на сваях , поистине спас Ленинград. Всего же в том же феврале по этой ветке прошло 69 поездов, в марте, правда, всего 60, но зато в апреле уже 157, в мае — 259, в июне — 274. Это колоссальная поддержка». Тем более что уже 22 февраля в городе повысили нормы выдачи хлеба: рабочие и учащиеся ремесленных училищ стали получать по 600 грамм, служащие — по 500 грамм, иждивенцы — по 400 грамм. Но главное — прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть.
Ротенберг после 4:1 с «Северсталью»: «Произошел такой прорыв блокады Ленинграда»
С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества». В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял.
Архивные фонды, воспоминания блокадников, неизвестные ранее мемуары, фотографии и хроникальная летопись помогают понять и прочувствовать ситуацию, в которой оказался город осенью 1941 года. Текст: Полина Животова.
Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Духанов нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. Романовского и Ф. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
Значимость этого события трудно переоценить, ведь окруженные фашистами люди практически не получали продовольствие и были обречены на голодную смерть. Целью гитлеровцев не была капитуляция Ленинграда, немцы хотели уничтожить его жителей. Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и окончательно отрезали Ленинград от Большой земли. В январе 1943-го советские войска прорвали блокадное кольцо в ходе операции "Искра", которая была спланирована полководцем маршалом Георгием Жуковым, за что он получил звание генералиссимуса. Прорыв положил конец мучительным 872 блокадным дням. Где произошел прорыв блокады Ленинграда? И кто смог его совершить? Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и ночи. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи. Прорывную операцию назвали "Искра", знаменуя крылатую фразу: "Из искры возгорится пламя... За 872 дня блокады, по разным данным, погибло до 1,5 миллиона человек. В начале декабря Ставка разработала новую операцию. Верховный главнокомандующий Сталин предложил назвать ее "Искра", объяснив, что "из этой искры должно возгореться пламя". На первом этапе силами Ленинградского и Волховского фронтов предполагалось ударить навстречу друг другу по частям фашистской армии, занимавшей участок между южным побережьем Ладоги и поселком Мга — так называемому "бутылочному горлышку", — и деблокировать Ленинград. Расстояние между советскими фронтами здесь было кратчайшим, 12-16 км.
Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1]. Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56]. По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58]. В немецких исследованиях указываются ещё более значительные цифры за период 12 января — 4 апреля : 847 танков и 693 самолёта [59]. Поскольку официальных данных о потерях Ленинградского и Волховского фронтов в операциях февраля — апреля нет [1] , то потери советских войск за этот период можно оценить только приблизительно. По оценке историка Г. Шигина общие потери советских войск в этот период составили более 150 000 человек потери 67-й и 2-й ударной армий в феврале — 55 000 — 57 000, потери 55-й и 54-й армий в феврале — 38 000 — 40 000, потери 8-й и 55-й армий в марте — начале апреля 57 000 — 58 000 [60]. Эти данные согласуются с оценкой потерь приведённой американским историком Д. Гланцем — 150 000 35 000 — безвозвратно [50] и расходятся с немецкими оценками, согласно которым потери советских войск в январе — начале апреля составили 270 000 человек [59]. Германия[ править править код ] В советских источниках чаще всего указывались следующие цифры немецких потерь за период операции «Искра» 12 — 30 января 1943 года: убитые и раненые — 19 000 человек, пленные — 1275 человек. Противник потерял 272 орудия, 1200 пулемётов, более 300 миномётов [61] [62]. В некоторых источниках повторяются данные близкие к сведениям из сводки совинформбюро от 18 января 1943 года — 13 000 человек только убитыми и 1261 человек пленными [63] , хотя очевидно, что эти данные, даже если их считать объективными, относятся только к начальному периоду операции. Кроме того, утверждается, что потери немецких войск в технике только за первую часть операции «Искра» составили 650 орудий 400 из них были захвачены , 300 миномётов, 500 пулемётов, не менее 100 самолётов [64]. Согласно немецким данным сводным отчётам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии с учётом потерь дивизий, непосредственно в сражении участия не принимавших составили 6406 человек из них 1543 убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4569 — безвозвратно. Наибольшие потери понесли 1-я 2342 солдата и офицера убитыми, пропавшими без вести и ранеными , 61-я 2706 , 96-я 3202 , 170-я 1679 , 227-я 2444 пехотные и 28-я егерская 1849 дивизии. Существенные потери понёс и 502-й тяжёлый танковый батальон — единственное немецкое танковое подразделение, принимавшее участие в сражении. К концу января в батальоне осталось всего два танка Pz. Остальные танки более 20 были потеряны безвозвратно, в том числе и 6 танков Pz. VI «Тигр» [22]. Подтверждением того факта, что в феврале 1943 года ожесточённые бои под Ленинградом продолжились, служит показатель потерь 18-й армии в этом месяце — 29 448 человек из них 9632 — безвозвратные потери. Особенно высокие потери понесли 250-я испанская дивизия общие потери — 2952 и Полицейская дивизия СС 2860 , действовавшие против частей 55-й армии. Большие потери понесли и дивизии державшие оборону на Синявинских высотах, в частности, 21-я 2669 и 11-я 1922. В марте потери 18-й армии также были значительными — 21 242 солдата и офицера из них 3867 — безвозвратные потери. Таким образом, потери 18-й армии в январе-марте 1943 года составили 73 309 убитыми, ранеными и пропавшими без вести из них 19611 человек — безвозвратно [2]. Операция «Искра» в историографии[ править править код ] Долгое время в официальной российской а до этого в советской историографии к операции «Искра» относили только боевые действия 67-й, 2-й ударной и 8-й армий Ленинградского и Волховского фронтов в период с 12 по 30 января 1943 года [65] [66]. При этом наиболее полно описывался только начальный и наиболее успешный период наступления — до момента прорыва блокады. О ходе боевых действий со второй половины января говорилось гораздо меньше, а операции февраля — апреля хотя и не считались частью операции «Искра», но никак не именовались [67]. По этой причине, в исторической литературе возникли различные трактовки этих событий и различные именования операций под Ленинградом в феврале — апреле: Красноборская наступление 55-й армии Ленинградского фронта в районе Красного Бора в феврале, а затем в марте — апреле [68] [69] [52] , Смердынская [70] , Карбусельская [46] наступления Волховского фронта — 54-й армии в феврале и 8-й армий в марте — апреле , Красноборско-Смердынская, Тосненско-Мгинская совместное наступление двух фронтов 10—27 февраля , Мгинско-Синявинская, Войтолово-Мгинская совместное наступление двух фронтов 19 марта — 2 апреля [71] [72] и т. Однако, тот факт, что даже по первоначальному плану Ставки ВГК прорыв блокады был лишь первым этапом наступления, давал основания ряду историков считать боевые действия советских войск под Ленинградом в этот период продолжением операции «Искра» [15]. При этом, как в ряде изданий советского периода [73] [74] , так и в трудах современных историков [75] [71] совместные операции Ленинградского и Волховского фронтов февраля — апреле описываются как часть общего стратегического наступления советских войск на северо-западном направлении под кодовым наименованием «Полярная звезда». Как следствие, несколько изменилась трактовка событий и в официальных изданиях Министерства обороны РФ.
Оборона Ленинграда
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда | Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений. |
Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз | Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений. |
18 января – день прорыва блокады Ленинграда | Сегодня ровно 80 лет, как произошел прорыв блокады Ленинграда. |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | В актовом зале состоялась встреча-беседа с Ириной Михайловной Лебедевой – историком, педагогом и жителем блокадного Ленинграда. |
Прорыву блокады Ленинграда 80 лет: как Путин посетил Петербург в годовщину события | Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. |
Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда
Говорит, страшнее бомбежек и обстрелов тогда был только голод. И если он вот тут лежал, то дружинники сваливали в тот угол. Этот угол весь был в покойниках», - рассказала жительница блокадного Ленинграда. Минута молчания в память о жертвах блокады. Владимир Путин возложил траурный венок к монументу Мать-Родина на Пискаревском мемориальном кладбище, где похоронены около полумиллиона ленинградцев и защитников города. На пути от Вечного огня к монументу президент остановился у одной из братских могил. Букет бордовых роз на гранитную плиту. Тут покоится родной брат президента - Виктор. Он умер в блокаду еще совсем маленьким ребенком.
Еще одно место, которое в этот день неизменно посещает президент - Невский пятачок, монумент Рубежный камень.
Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен. Со слезами на глазах В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи. Но даже один только пробитый коридор, в котором в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку разобрав для этого недостроенную на сваях , поистине спас Ленинград.
Всего же в том же феврале по этой ветке прошло 69 поездов, в марте, правда, всего 60, но зато в апреле уже 157, в мае — 259, в июне — 274. Это колоссальная поддержка». Тем более что уже 22 февраля в городе повысили нормы выдачи хлеба: рабочие и учащиеся ремесленных училищ стали получать по 600 грамм, служащие — по 500 грамм, иждивенцы — по 400 грамм. Но главное — прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть.
Правда, смириться с этим немцы смогли не сразу. Именно этим и обусловлены исключительные по жестокости обстрелы, которым Ленинград подвергся в 1943 году и, кстати, именно тогда на стенах домов появились знаменитые предупреждающие надписи. А люди тогда не представляли себе этого. И можно только догадываться, чего им стоило не терять надежду на протяжении почти двух лет».
Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время.
И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г.
У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».
Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы.
Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы.
Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.
От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы 29 мая 2023, 10:53 25 мая 2023 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась международная научная конференция на тему: «От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы». Интересный и дискуссионный доклад подготовил под руководством кафедры философских и социально-экономических дисциплин адъюнкт майор Игнатьев Андрей Олегович.
«Люди плакали от радости и говорили: "Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!"»
В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? Сегодня, 18 января 2023 года, исполняется ровно 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда.
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны. Блокада была установлена немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 года и продолжалась более 900 дней, до 27 января 1944 года.
Симоняка называли «генералом прорыва». В экспозиции представлены фуражка и погоны героя. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение. Среди авиационных предметов — контрольный щиток из кабины истребителя полковника П. Кондратьева сбил в воздушных боях 55 немецких самолетов.
Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост».
В своем докладе «Зарождение снайперского движения войск НКВД СССР Ленинградского фронта в период Великой Отечественной Войны» он раскрыл вопросы духовно-нравственного воспитания курсантов, акцентировал внимание на способах противодействия фальсификации истории, дал рекомендации по критической оценке информации при работе с различными источниками, а также подчеркнул важность сохранения ценностей и преемственности традиций военной службы.