Напомним, наводнения в городе на Неве фиксируются в том случае, если подъем воды составляет более 160 сантиметров. Как рассказали в пресс-службе комплекса защитных сооружений Северной столицы от наводнений, 23 сентября 1924 года в Ленинграде произошло третье катастрофическое наводнение и второе по уровню подъема воды +380 см выше ординара.
Краткая история наводнений в Санкт-Петербурге
Так грозит ли потоп Петербургу и окрестностям? Главная» Новости» Наводнение в спб ви 2024. 23 сентября 1924 года Ленинград (ныне Санкт-Петербург) столкнулся лицом к лицу со страшной силой природы: наводнение 1924 года, продлившееся около шести часов, вошло в историю как второй крупнейший удар стихии по городу: вода в Неве поднялась на 380 см выше ординара.
О компании
- История наводнений
- «Мост под ногами хрустел»
- Геофизик Боков: в 2024 году Петербургу угрожают наводнение и землетрясение до 6 баллов одновременно
- Выборг ушел под воду из-за сильных ливней
- Наводнения в Санкт‑Петербурге
Наводнения в Санкт‑Петербурге
Специалист предупредил, что вода в реках и каналах значительно поднимется. Напомним, наводнения в городе на Неве фиксируются в том случае, если подъем воды составляет более 160 сантиметров. Также мы писали , что из-за непогоды в Петергофе закрыли для посетителей все парки. Об этом сообщили в пресс-службе музея-заповедника.
Сейчас ситуация полностью стабилизировалась. Об этом сообщает пресс-служба КЗС. Погода, установившаяся в Петербурге в выходные, создала для Северной столицы угрозу наводнения, которые как правило определяют циклоны, дожди ветер.
В домике Петра был хаос — волнами унесло государевы туфли. Халат и кровать удалось спасти. На Приморской железной дороге размыло пути и снесло Приморский вокзал.
Всего подверглось затоплению 65 квадратных километров. Пострадали более 5000 домов, вода снесла 19 мостов, в том числе Сампсониевский и Гренадерский, были серьёзно повреждены мостовые и канализация. Сильно пострадали порт, ряд фабрик, заводов и складов. На фото: разрушенная наводнением мостовая на проспекте 25-го Октября Невский проспект. Наводнение 1924 года в Ленинграде, продлившееся около шести часов, вошло в историю как второй крупнейший удар стихии по городу, когда невская вода поднялась на 369 см выше ординара. Фото: Peterburg23 В Кронштадте затонуло и выбросило на берег 40 кораблей и судов, в том числе подлодки «Угорь» и «Кета». Обе потом пришлось сдать на лом. Возникает вопрос, знал ли Пётр Великий, строя свой град «по мшистым топким берегам», о возможности страшных наводнений? Отлично знал и сознательно шёл на риск.
Дело в том, что устье Невы имело важное стратегическое значение. Но почему никто до Петра не строил там города или крепости? Читайте также Кто «проворонил» дамбу в Орске — министр, губернатор, мэр или бульдозерист? Мышей не ловят: плотин у нас много понастроено, на всех чиновников не хватает, к тому же и грызуны вредят В других пусть даже менее важных стратегических пунктах были построены мощные крепости — шведский Выборг, новгородские Орешек и Корела. Понятно, что они никогда не затапливались. А вот в Невском устье и на острове Котлин никто никогда не строил ни постоянных поселений, ни крепостей. Летом на Котлине причаливало множество купеческих судов, и шли торги с местным населением. Между прочим, через остров Котлин в 1323 г. Казалось бы, почему там не построить крепостицу или хотя бы таможню?
Но никто не хотел тонуть в наводнение. Между тем на высоких местах Приневья новгородцы с XII века строили поселения.
На другой же день начальствующий войсками, князь Аникита Иванович Репнин, писал государю, находившемуся тогда в Лодейном поле: «Зело, государь, у нас жестока погода с моря и набивает в нашем месте, где я стою с полками, воды аж до моего станишки; ночесь в Преображенском полку в полночь у харчевников многих сонных людей и рухлять их помочило, а жители здешние, государь, сказывают, что во нынешнем времени всегда то место заливает». После этого, наводнения стали обычным явлением и повторялись почти ежегодно, однако, не всегда достигая значительной высоты. Еще в 1715 году по распоряжению Петра I стали производить регулярное измерение уровня воды в Неве. Вначале эти измерения велись у Петропавловской крепости.
Для этой цели была установлена специальная металлическая рейка с делениями — так называемый футшток. В 1877 году Главной физической обсерваторией против Горного института создается другой водомерный пост, более совершенный. Этот пост, известный под названием «Горный институт», стал основным и отправным для измерения уровня воды в реке. Неблагоприятные условия для Санкт-Петербурга в смысле наводнений заключаются в том, что город расположен в конце сравнительно длинного залива, протянувшегося по параллели прямо с запада на восток на одном из излюбленных путей наиболее сильных циклонов, а второе неблагоприятное условие это — то, что с противоположной стороны, с востока на запад, навстречу надвигающимся вихрям течет многоводная Нева. Встреча сильной волны со стороны залива, создаваемой штормовыми западными ветрами, с одной стороны, и мощного течения реки, с другой, и создают крайне неблагоприятные условия, дающие в результате подъем воды и наводнение.
Наводнения в Санкт‑Петербурге
Артиллеристов полностью, начиная с 26 дома и до тупика под водой", - поделилась Светлана. Местный автомобилист заснял стихийную реку на дороге. Вода подступила не только к домам, но и трансформаторной подстанции: "Все, у нас пошло наводнение. Ручей Колыванец разлился, дома поплыли. Все поплыло", - поделился водитель. Под воду ушел и мост в деревне Ялгино. Переправа была открыта после ремонта в прошлом году, работы оценивались в 33 миллиона. Тогда с приходом паводка жители жаловались, что деревня отрезана — мост ушел под воду, а объездную дорогу подтопило. Фото: паблик "Тихвинская сорока" в соцсети "ВКонтакте" Затопленный мост в деревне Ялгино Тихвинского района В Волховском районе накануне из-за таяния снега и разлива реки Паша подтопило 20 приусадебных участков в одноименной деревне.
Также вклад в наводнения делают сейши , ветровые нагоны и другие факторы [2]. Кроме наводнений в результате нагонной волны, в Санкт-Петербурге происходили паводковые наводнения на притоках Невы, связанные с таянием снега [3]. Зимой возможно повышение уровня воды в Неве до метра из-за забивания шугой русла реки при наступлении сильных морозов, весной схожие явления иногда наблюдаются при заполнении русла проходящим льдом при ледоходе [3]. Повышение уровня воды в результате паводка наблюдалось в 1903, 1921 и 1956 годах [3]. Описание наводнения в Петербурге 1777 года До основания Петербурга самое крупное наводнение произошло в 1691 году. В шведских летописях сказано, что водой была скрыта вся местность центральной части будущего города на двадцать пять футов высоты 7,62 метра. Уже спустя 3 месяца после основания Петербурга, в ночь с 19 на 20 августа 1703 года , произошло наводнение. Тогда вода поднялась более чем на 2 метра. А в 1708 году жители города стали свидетелями грозного стихийного бедствия, о котором в своём письме к Александру Меншикову Пётр I сообщал: «Третьего дни ветром вест-зюйд-вест такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм, а по городу и на другой стороне по улице свободно ездили на лодках.
Дамбу пришлось закрыть из-за приближения тыловой части циклона "Ральф". Об этом сообщили в дирекции КЗС. Там напомнили, что 12 октября на город обрушился очередной шторм. Первый пик наводнения был зафиксирован ночью. Второй, и наиболее опасный подъём уровня воды ожидался в 16:00.
Несмотря на гибель человека, праздник продолжился При обрушении пешеходного моста на фестивале в Ленобласти погиб один человек Леонид Цветаев , Альфия Мясумова Во время фольклорного праздника «Ольгины берега» в Луге пешеходный мост с людьми сложился пополам. В результате произошедшего скончался один человек, еще восемь — пострадали. Несмотря на обрушение моста, фестиваль продолжился. Очевидцы рассказали «Газете. Ru», что мост «хрустел под ногами», «скорой» не было, а праздник должен был проходить в другом месте. В городе Луга Ленинградской области во время гуляний в честь фольклорного праздника «Ольгины берега» пешеходный мост внезапно сложился пополам.
Наводнение из-за зимних дождей началось в Ленинградской области
Неудивительно, что жители Петербурга и окрестностей всерьез обеспокоены своим будущим, особенно на фоне новостей о глобальном потеплении. История наводнений в Петербурге началась практически с момента его основания. Петр I, выбрав для новой столицы болотистую местность на берегу залива, явно недооценил силу стихии. Первое крупное наводнение случилось всего через 3 месяца после закладки Петропавловской крепости - вода поднялась более чем на 2 метра. С тех пор город пережил немало потопов, самые разрушительные из которых произошли в 1824, 1924 и 1975 годах. Вода поднялась на 4 метра, затопив окраины города. Погибли сотни людей, были разрушены дома и мосты. Именно после этого власти всерьез задумались о строительстве дамбы.
Но потребовалось еще несколько крупных наводнений, чтобы проект наконец-то начали реализовывать. Сегодня Петербург защищает комплекс защитных сооружений, достроенный в 2011 году. За 10 лет своего существования дамба уже около 30 раз спасала город от потопов. Но хватит ли этого в будущем? Ученые предупреждают, что из-за глобального потепления и таяния ледников уровень Мирового океана растет с каждым годом. А значит, риск катастрофических наводнений в Петербурге тоже увеличивается.
Циклон подобрался к региону минувшей ночью. В Петербурге выпало 16 миллиметров осадков, что составляет четверть месячной нормы. В некоторых районах Ленобласти зафиксировано до 44 миллиметров осадков. Дожди продолжатся и днём, отмечает специалист центра «Фобос» Михаил Леус. Вечером 3 октября уровень воды в Неве составлял 26 сантиметров.
Циклон подобрался к региону минувшей ночью. В Петербурге выпало 16 миллиметров осадков, что составляет четверть месячной нормы. В некоторых районах Ленобласти зафиксировано до 44 миллиметров осадков. Дожди продолжатся и днём, отмечает специалист центра «Фобос» Михаил Леус. Вечером 3 октября уровень воды в Неве составлял 26 сантиметров.
Базен, служивший русскому двору, впервые после катастрофы 1824 года впервые правильно определил главное направление угрозы. Найдя основную причину опасности, а именно движение высокой воды со стороны Финского залива к дельте реки Невы, он предложил верный, но радикальный способ защиты — построить на пути движения воды заградительную дамбу через Финский залив. Базен хотел изолировать Невскую губу, построив в Финском заливе по линии Лисий Нос - о. Котлин — Ораниенбаум 5 дамб с одним устройством для пропуска судов и одним - для пропуска воды. Общая длина барьера определялась в 23,8 км, а высота плотин над уровнем моря - 8,5 м. Для проводки судов Базен предлагал оставить проход между заведенными друг за друга плотинами. В проходе по одному из вариантов устраивался камерный шлюз. Ядро плотин составляли старинные ряжи и шпунтовые ряды, тело - каменная отсыпка. Для улучшения условий судоходства в отделенной части акватории залива намечалось поддерживать уровень воды на 3—4 фута 1,2 м выше ординара. Проект долго обсуждался и подвергся справедливой критике. Отмечались его негативные стороны: неизбежность подъема грунтовых вод, сложность строительства и эксплуатации разборного водопропуска длиной 1,5 км, затрудненность проводки судов через морской шлюз. Однако величие заслуги П. Базена, несомненно, и состоит в том, что вокруг выдвинутых им идей будет в дальнейшем вращаться вся научная и инженерная мысль XIX—XX веков по созданию защиты Петербурга от наводнений. Впервые был предложен единственно верный и комплексный способ защиты от наводнений. Строительство дамбы было задумано как сложное гидротехническое сооружение. Прошло почти 200 лет, и мы становимся свидетелями реализации замечательных идей. Построенный Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений проходит там, где предлагал Базен, и в основном воплощает его замысел. Советское время Наводнение 1924 года впервые после революции заставило власти серьезно задуматься о мерах по защите Ленинграда от стихии и начать предпринимать конкретные шаги в этом направлении. Проектные работы остановила начавшаяся Великая отечественная война. После окончания войны и четвертого по рейтингу 293 см наводнения 1955 года работа над проектом защиты города от стихии больше не затихала, вплоть до принятия решения о начале строительства защитных сооружений, и велась целенаправленно и интенсивно. За основу были взяты лучшие идеи и научные изыскания предшественников. Значительно способствовало продвижению проекта утверждение в 1966 году основных положений нового Генерального плана развития Ленинграда, предусматривающего и создание защиты от наводнений. Основные научно-инженерные изыскания поручили вести генеральной проектной организации — Ленинградскому отделению Всесоюзного института «Гидропроект» им. Жука ныне «Ленгидропроект». Возглавил работу С. Всего в разработке проекта приняли участие свыше 50 проектных и научных организаций. Уже к 1971 году институт «Ленгидропроект» завершил разработку технико-экономического обоснования проекта. В нём были обобщены существующие на тот период предложения по защите от наводнений и рекомендован «западный» вариант — по трассе от п. Горская через о.
Наводнение из-за зимних дождей началось в Ленинградской области
Самым катастрофичным было 84-е наводнение, произошедшее 190 лет назад, в ночь с 18 на 19 ноября (с 6 на 7 ноября по старому стилю) 1824 года. Наводнением считается подъём воды выше 160 сантиметров. Из-за угрозы подтопления городскую дамбу уже закрыли. 7 сентября 1977 года в Ленинграде произошло 235-е по счёту наводнение, ставшее одним из 50 крупнейших в истории города. С утра установилась ветреная погода, порывы усилились до 25 м/с. Шквал нагнал с Балтийского моря воду, к вечеру Нева вышла из берегов, затопила.
Ленинградское наводнение октября 1967 года
Прибывала вода и на проспекте 25-го Октября ныне — Невский. Всюду массы народу. Кругом очереди. Телефонная связь нарушена. Масса покалеченных лошадей. Залиты Большая Охта прибрежные домишки — до второго этажа и Малая Охта. Откуда-то появляются лодки. Переправляют пешеходов на лошадях, лодках и плечах. У булочных и прочих гастрономических магазинов очереди.
Можно наблюдать такие картины, как торговцы, находясь по пояс в воде, отпускают товары покупателям, стоящим по колена в воде», — описывала потом «Ленинградская правда». Примерно в 18 часов вечера вода в каналах была наравне с решетками, всплыла вся торцевая мостовая набережных. Вода с шумом плескалась в галереях Александровского рынка. Скрежетали сорванные ураганом вывески, хлопало железо на крышах, раскачивались фонари. Люди шагали теперь в воде уже не по щиколотки, а по колено и даже по пояс. Ребятишки уже не бегали и не смеялись. Маленькие дети громко плакали, отцы и матери, с трудом передвигая ноги, тащили их на плечах вместе с корзинами и узлами. Вода затопила уже не только подвалы, но и помещения первых этажей.
Страшно было подумать, сколько имущества, товаров, муки, сахара, крупы и других продуктов гибнет в эти минуты во всем нашем огромном городе», — делился воспоминаниями писатель Алексей Пантелеев. Потоки были настолько сильными, что сбивали с ног. К тому времени по городу можно было передвигаться исключительно вплавь или на лодках. По свидетельствам очевидцев, в самый разгар наводнения от замыкания начались пожары, в том числе горел завод взрывчатых веществ и многочисленные жилые постройки. В негодность пришли многие центральные магистрали, на которых были размыты торцевые и булыжные мостовые. Улица под водой В затопленном Ленинграде не было даже… воды. В результате подтопления Главной водопроводной станции не работал муниципальный водопровод, и подача питьевой воды в дома прекратилась. Не работал общественный и частный транспорт.
Наводнение причинило неисчислимые убытки. Как перечисляет в своей книге «Два наводненья, с разницей в сто лет» исследователь тех событий Ким Померанец, стихией было снесено 19 из 214 мостов, повреждено 2 млн кв. Кроме того, было затоплено 2040 строений в Петроградском районе, 1460 — в Центральном, 912 — на Васильевском острове, 660 — в Московско-Нарвском районе. Затонули или были выброшены на берег 40 судов с лесом и другими грузами. Более 15 тыс.
Санкт-Петербург будет жить, став второй Венецией. Не только уровень мирового океана будет виноват в подъеме воды, но и частые проливные дожди. Ученые говорят о том, что в ближайшие 25-30 лет количество осадков на территории Ленинградской области будет постоянно увеличиваться, в результате чего будет подниматься и уровень воды в Неве. В каждом городском районе ситуация будет разной. Наиболее пострадавшими могут стать прибрежные части Приморского и Курортного районов. Даже в настоящее время здесь регистрируется размывание береговой линии на 15-18 метров в год.
Картина Ф. Фото: spb-old. Наибольший урон отечественному ВМФ нанесла Нева, не в меру разбушевавшаяся 7 ноября 1824 года. Как писал лучший историк нашего флота Феодосий Веселаго: «В день наводнения в кронштадтских гаванях находилось 28 кораблей, 19 фрегатов и до 40 транспортов. Страшную картину разрушения представляли оторванные от палов суда, свалившиеся друг с другом, проталкивающиеся между тремя рядами пал и, наконец, становившиеся на мель или сваи и на обломки разрушающихся гаванских укреплений». Управляющий Морским министерством адмирал Моллер доносил царю: от разгромлённого стихией флота осталось 5 кораблей, 9 фрегатов, 1 корвет, 1 шлюп, 3 брига и 1 шхуна. Из погибших судов в последующие четыре года с трудом восстановили 2 корабля и 6 фрегатов. На фото: вода на улицах Санкт-Петербурга 7 ноября 1824 года. Страшное наводнение Пушкин запечатлел в поэме «Медный всадник»: К решёткам хлынули каналы, По пояс в воду погружён. Любопытно, что власти разрешили писать в газетах о наводнении только спустя неделю после схода воды. Почти через сто лет, 23 сентября 1924 г. Правда, подъём воды был меньше. Любопытно, что наводнение 1924-го сопровождалось северным сиянием, что достаточно редко в этих широтах, особенно в сентябре. Адмиралтейство стало островом, подвалы и нижние этажи затопило. Вода быстро залила Дворцовую площадь и хлынула на Невский. К стенам Зимнего дворца прибило баржу. По пояс, а то и по грудь в воде спасатели отпрягали лошадей, вытаскивали автомобили. Вышедшая из берегов Нева полностью затопила Марсово поле и Исаакиевскую площадь, став единым водоёмом с разлившимися Фонтанкой и Мойкой. Трамваи на Садовой превратились в кабинки для переодевания — пассажиры обоих полов без стеснений голыми переходили улицу, спасаясь в домах. На фото: в последнюю декаду сентября 1924 года из-за мощного циклона, который обрушился на Петербург, уровень воды в реках и каналах и достиг 161 сантиметра. В связи с этим закрыли дамбу и несколько пассажирских лайнеров не успели вовремя покинуть Петербург. В местах затопления, естественно, начались короткие замыкания. На Нарвском проспекте загорелся шестиэтажный дом, через полчаса он был весь объят пламенем, и люди спускались по водосточным трубам.
Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
Наводнение от "Ральфа" стало для дамбы 14-м особо опасным за всю историю
Жители ЖК «Светлый мир» в действительности вынуждены задуматься о гондолах, ведь более 100 машин на парковке ушли под воду. Во многих районах Петербурга штормовой ветер повалил деревья и конструкции. Для безопасности жителей ограничен вход в парки, скверы и сады, а также из-за угрозы наводнения закрыта дамба в Финском заливе.
Фото: spb-old. Наибольший урон отечественному ВМФ нанесла Нева, не в меру разбушевавшаяся 7 ноября 1824 года. Как писал лучший историк нашего флота Феодосий Веселаго: «В день наводнения в кронштадтских гаванях находилось 28 кораблей, 19 фрегатов и до 40 транспортов. Страшную картину разрушения представляли оторванные от палов суда, свалившиеся друг с другом, проталкивающиеся между тремя рядами пал и, наконец, становившиеся на мель или сваи и на обломки разрушающихся гаванских укреплений». Управляющий Морским министерством адмирал Моллер доносил царю: от разгромлённого стихией флота осталось 5 кораблей, 9 фрегатов, 1 корвет, 1 шлюп, 3 брига и 1 шхуна. Из погибших судов в последующие четыре года с трудом восстановили 2 корабля и 6 фрегатов.
На фото: вода на улицах Санкт-Петербурга 7 ноября 1824 года. Страшное наводнение Пушкин запечатлел в поэме «Медный всадник»: К решёткам хлынули каналы, По пояс в воду погружён. Любопытно, что власти разрешили писать в газетах о наводнении только спустя неделю после схода воды. Почти через сто лет, 23 сентября 1924 г. Правда, подъём воды был меньше. Любопытно, что наводнение 1924-го сопровождалось северным сиянием, что достаточно редко в этих широтах, особенно в сентябре. Адмиралтейство стало островом, подвалы и нижние этажи затопило. Вода быстро залила Дворцовую площадь и хлынула на Невский.
К стенам Зимнего дворца прибило баржу. По пояс, а то и по грудь в воде спасатели отпрягали лошадей, вытаскивали автомобили. Вышедшая из берегов Нева полностью затопила Марсово поле и Исаакиевскую площадь, став единым водоёмом с разлившимися Фонтанкой и Мойкой. Трамваи на Садовой превратились в кабинки для переодевания — пассажиры обоих полов без стеснений голыми переходили улицу, спасаясь в домах. На фото: в последнюю декаду сентября 1924 года из-за мощного циклона, который обрушился на Петербург, уровень воды в реках и каналах и достиг 161 сантиметра. В связи с этим закрыли дамбу и несколько пассажирских лайнеров не успели вовремя покинуть Петербург. В местах затопления, естественно, начались короткие замыкания. На Нарвском проспекте загорелся шестиэтажный дом, через полчаса он был весь объят пламенем, и люди спускались по водосточным трубам.
На Ватном острове с 1949 г.
Вода подступила не только к домам, но и трансформаторной подстанции: "Все, у нас пошло наводнение. Ручей Колыванец разлился, дома поплыли. Все поплыло", - поделился водитель. Под воду ушел и мост в деревне Ялгино. Переправа была открыта после ремонта в прошлом году, работы оценивались в 33 миллиона. Тогда с приходом паводка жители жаловались, что деревня отрезана — мост ушел под воду, а объездную дорогу подтопило. Фото: паблик "Тихвинская сорока" в соцсети "ВКонтакте" Затопленный мост в деревне Ялгино Тихвинского района В Волховском районе накануне из-за таяния снега и разлива реки Паша подтопило 20 приусадебных участков в одноименной деревне. Один из жителей поселка Карпино показал, как на днях вода подступила к домам.
При этом, как сообщили в администрации Пашского поселения, утром 2 апреля уровень реки Паша в границах поселения опустился до отметки в 370,6 см, а ледовзрывные работы в поселке Свирица сегодня были отменены из-за отсутствия необходимости - ночью затор прорвало.
Понимание этого механизма и легло в основу проекта по созданию барьера от нагонных наводнений в Петербурге — дамбы поперек Невской губы. Что следует ждать в результате наводнений, каковы их предполагаемые последствия? Это дельта Невы и ее острова, а значит, вся историческая часть Петербурга с бесценными сокровищами музеев, памятниками архитектуры, ценнейшими парками. Это общественные здания, предприятия и научные центры. Это сотни тысяч жителей, их дома и имущество. Подсчеты потерь всегда относительны и не отражают всей полноты бедствия.
Создание защиты — это насущная необходимость для сохранения города. Анализ проекта завершения строительства КЗС, выполненный в 2001 году, показал, что средний ежегодный ущерб от опасных наводнений составляет 69 млн долларов США. По данным экспертов, при катастрофическом наводнении ущерб только для Эрмитажа составит более 200 млрд рублей. В итоге специалисты считают, что предотвращение только одного катастрофического наводнения окупает все затраты на строительство Комплекса. Укрощение стихии — поиски решения Проект Петра I Впервые задумался об угрозе Петербургу со стороны водной стихии его основатель Петр I. Уже в первые годы существования города он предпринимает ряд мер для защиты от грозящей опасности. Было подмечено, что шведами и финнами, населявшими невские берега до прихода сюда русских войск, были искусственно подняты и укреплены небольшие участки земли для своих поселений, там, например, где сейчас Адмиралтейство и стрелка Васильевского острова.
Это привело царя Петра к идее о подсыпке территорий Васильевского острова и Петербургской стороны для подъема их поверхности на 10,5 фута выше среднего уровня Невы, то есть до отметки 3,2 м в привычных нам единицах измерения. Несомненно, это стало одним из первых правильных решений на пути к защите города от наводнений. Замысел Петра Великого подхватил и воплотил в первом известном нам проекте защиты от наводнений Бурхард Кристоф Миних. В 1727 году он написал «Пройакт, коим образом Санкт-Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». В этом документе Миних предложил обвалование островов дельты и низких территорий города защитными дамбами и высокими набережными, высотою до 13 фунтов около 4 м над ординаром дельты Невы. С тех пор подъём береговой линии на долгое время стал основным способом ограждения города от наводнений, но полностью защитить Петербург не удалось. Главной виновницей всех бед считалась Нева, и выход видели в отводе ее вод.
Этому должны были служить многочисленные каналы. Особенно большое внимание их строительству стало уделяться после ужасного наводнения 1777 года. Интересный факт Стоковая теория», предложенная Екатериной II была ошибочна, но благодаря ей появились такие каналы, как Екатерининский и Обводный. Базен, служивший русскому двору, впервые после катастрофы 1824 года впервые правильно определил главное направление угрозы. Найдя основную причину опасности, а именно движение высокой воды со стороны Финского залива к дельте реки Невы, он предложил верный, но радикальный способ защиты — построить на пути движения воды заградительную дамбу через Финский залив. Базен хотел изолировать Невскую губу, построив в Финском заливе по линии Лисий Нос - о. Котлин — Ораниенбаум 5 дамб с одним устройством для пропуска судов и одним - для пропуска воды.
Общая длина барьера определялась в 23,8 км, а высота плотин над уровнем моря - 8,5 м. Для проводки судов Базен предлагал оставить проход между заведенными друг за друга плотинами.
190 лет назад, в этот день, Петербург пережил самое страшное наводнение за всю историю города
В центре Петербурга произошло наводнение, которое затопило почти все спуски у канала Грибоедова. Напомним, наводнения в городе на Неве фиксируются в том случае, если подъем воды составляет более 160 сантиметров. Вот как описывал день после наводнения ленинградский писатель Вадим Шефнер в книге «Имя для птицы»: «Пока я спал, Нева вернулась в свое русло.