В администрации Янтарного сказали, что ничего проводить не разрешали, и также отметили, что считают недопустимым проведение акции и расценивают всю эту поставу как глумление над памятью расстрелянных нацистами еврейских узников концлагерей. На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти.
Правила комментирования
- Неоднозначная инициатива привела в негодование калининградскую общественность.
- Уродство ура-патриотизма, или «Холокост-шоу» под Калининградом
- Газета «Суть времени»
- Пальмникенский холокост
- История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный)
ИСТОРИЯ МАРША СМЕРТИ В ПАЛЬМНИКЕН (НЫНЕ ЯНТАРНЫЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛ.
– Что Мартин Бергау рассказал вам о «Марше смерти» в Янтарном? сетях сообщили, что 29 января пройдет историческая реконструкция событий 27-31 января 1945 года, когда нацисты прогнали «Маршем смерти» порядка 7 тыс. человек из Кенигсберга (ныне Калининград) в Пальмникен (в настоящее время — Янтарный) к месту их казни. Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. Скачай это Премиум Фото на тему Светлогорск Калининградская область Россия 07012022 Памятник жертвам Холокоста мемориал жертвам марша смерти в поселке Янтарный и открой для себя более 1 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik. Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи. Организаторы исторической реконструкции «Марш Пальмникен – 2022» отменили мероприятие, которое должно было пройти в Янтарном в субботу.
Марш смерти и кровавый янтарь
И, к большому сожалению, таких мест как это много во всей Европе и в моей Литве. Это место, где проявилось человеческое безумие. Безумие, порождённое таким грубым национализмом или фашизмом, как мы говорим. Не так давно, несколько дней назад в Аушвице, в Освенциме собрались мировые лидеры собрались, чтобы почтить память нескольких миллионов евреев, которые там были убиты. Погибли, конечно, и представители других народов. И было сказано, что в Европе не должны появиться новые агрессоры, новая волна национализма, волна, которая хочет захлестнуть всех, кто мыслит по-другому, молится по-другому, живёт по-другому, желает для другой жизни в отличии от тех, кто делает плохие дела». Консул Польши Збигнев Заремба подчеркнул в своей речи важность воспитания молодёжи в духе демократии и мира: «Мы стоим на том месте, где произошло чудовищное презрение к человеку и к его достоинству. Эта годовщина носит особый характер, ведь в этом году мы чтим память уже в семидесятый раз. Но, несмотря на то, что после этих чудовищных событий прошло уже 70 лет, наша память о них не ослабевает. Что сегодня для нас память о Холокосте?
Прежде всего, для нас это память о необходимости защиты наших ценностей свободы, справедливости, толерантности, поэтому нашей задачей является воспитание молодого поколения в духе мира». Среди выступающих был и узник гетто Яков Суховольский, свидетель преступлений нацизма против человечества. Получилось так, что я остался смертью позабытый. Я остался один, сейчас, когда я слушаю отрицателей Холокоста о том, что Холокоста не было. У меня нет слов, чтобы осудить этих людей.
Найденные тела узниц были захоронены недалеко от прибрежной полосы, а затем на долгие годы все забылось... В начале 1960-х годов местные комсомольцы в ходе поисковых работ вблизи побережья наткнулись на останки людей. Они решили, что это солдаты Красной армии, погибшие в боях за Пальмникен.
На памятнике, который вскоре воздвигли на могиле, написали «Вечная слава героям». А еще через тридцать лет, после падения «железного занавеса», в Янтарном объявился самый главный свидетель тех событий — Мартин Бергау. Он привез свою книгу «Парень с Янтарного берега». В ней Бергау признался, как в составе отряда немецких юнцов из гитлерюгенда в январскую ночь 1945 года искал не добитых выстрелами узниц. Приведенные в его книге факты подтверждали, что найденные ранее останки принадлежали узницам концлагерей, а не бойцам Красной армии. Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое. Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном? И кому там возлагать цветы?
Родным советским солдатам или жертвам холокоста? Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински.
И в итоге даже предъявить обвинение оказалось некому… В 90-х на берегу моря в Янтарном напротив шахты, где нацисты изначально собирались уничтожить узников был установлен мемориальный камень. В 2011 году рядом с камнем появился памятник. Этот величественный и скорбный монумент автор — скульптор Франк Майслер из Израиля никого не оставляет равнодушным.
Протянутые к небу женские руки, молящие о помощи. А на них — номера, которые присваивали узникам вместо имен. Мемориал жертвам Холокоста возле шахты "Анна". Думается, тот, кто участвовал в таком переходе, никогда его не забудет… «Марш жизни» тоже стал обязательной частью ежегодного мемориала в память о жертвах бойни в Пальмникене. В этот раз он прошел 26 января.
Сперва был митинг у братской могилы советских воинов в поселке Русское. А затем собравшиеся двинулись скорбным маршем в Янтарный — к памятнику на берегу моря. Скорбные речи, цветы, поминальные свечи… Хочется верить: так будет и впредь. Ведь это нужно не мертвым — это нужно живым. Хочется верить и в то, что особая аура этого места не будет нарушена.
Некоторым из них удалось при бегстве укрыться в палисадниках жилых домов, другим - чудом выплыть на берег, и они ползли, не в силах встать, в сторону деревни, чтобы найти убежище, но большинство жителей не хотели их впускать, опасаясь расправы. В начале 1960 годов на пустыре вблизи Янтарного были найдены останки большого количества людей. Тогда решили, что это павшие в боях советские солдаты. На месте захоронения был установлен памятный знак с надписью «Вечная слава героям».
В 1994 году была опубликована книга Мартина Бергау «Мальчик с янтарного берега». Автор, бывший житель поселка и свидетель тех событий, детально описал происшествия января 1945 года. Труд произвел сенсацию в Германии. Памятник жертвам холокоста представляет собой установленные на двухъярусной основе, высеченные из гранита семиметровые возведенные к небу три руки, на которых находятся номера узников концлагеря.
Отменена скандальная реконструкция на месте гибели узников концлагерей под Калининградом
Калининградцы прошли Маршем смерти | Для истощенных и измученных узников это был настоящий марш смерти. |
Незаслуженно забытые: памятник жертвам марша смерти в Пальмникене | Оригинал взят у rubaltic в Марш смерти В конце января 1945 г. произошли трагические события на шахте Анна близ Кенигсберга, ставшие едва ли не последним актом массового убийства в истории Холокоста. |
Марш жизни провели под Калининградом
В посёлке Янтарном Калининградской области на склоне у памятника жертвам Холокоста задумали построить апарт-отель. Тем студентам, которые выберут тему «Марша смерти» для своего диплома и наиболее полно раскроют её с помощью документов из архива, обещана именная стипендия. 31 января 2016 г. в 12:30 час в посёлке Янтарный у мемориала Памяти жертв Марша смерти 1945 года. Уникальный камень, который объединил два противоположных вида янтаря, с сердцевиной, похожей на подмигивающий смайлик, обнаружили на Калининградском янтарном комбинате.
Марш памяти в Янтарном
Мы с вами живём в области, которая рождена в победе. Мы живём в области, которая символизирует единую и могучую Россию. Мы помним историю, мы помним трагедию и пока мы помним это, война не должна повториться. Люди должны жить, рожать детей, но помнить, что если совершено зло, оно может повториться в будущем.
Вечная слава и вечная память погибшим! Они сделали акцент на защите общечеловеческих ценностей и невозможности дискриминации в современном мире. Генеральный консул Германии Рольф Краузе в своей речи отметил, что подобное преступление стало возможным из-за подчинения людей государственной идеологии.
Расовая ненависть, дикость, введение в заблуждение можно объяснить только кровожадностью. Это стоило жизни тысячам невинных людей. Ответа на него, несмотря на все попытки объяснить, быть не может.
Остаётся только стыд, скорбь и возмущение. Скорбь о сотнях тысяч невинных людей, которые были намеренно, без наличия каких-либо причин, намеренно лишены жизней. Стыд, потому что это преступление было совершено немцами.
И возмущение от того, насколько люди себя замарали». Генконсул Германии продолжил: «В последние дни в Калининграде мы вместе со многими партнёрами в Калининграде интенсивно занимались трудами философа еврейского происхождения Ханны Арендт, которая ходила в школу в Кёнигсберге.
Расширенный поиск 8361883 Люди у памятника жертвам Холокоста - мемориал жертвам "Марша смерти" в поселке Янтарный Калининградской области, где проходит траурный митинг, посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела. Участники митинга проследовали по маршруту, по которому в конце января 1945 года фашисты конвоировали узников концлагерей Восточной Пруссии на берег Балтийского моря в поселок Пальмникен ныне Янтарный.
Мы собрались, чтобы почтить их память. Нам надо помнить об этой страшной трагедии и сделать все возможное, чтобы их жертва не была напрасной. Мы должны не допустить возрождения нацизма и попыток переписать историю заново. Мы всегда будем помнить жертву еврейского народа, передавая молодому поколению память о тех страшных днях».
Траурное шествие с участием около 150 человек в этом году — в год 75-летия Великой Победы — началось в посёлке Русское у мемориального комплекса на братской могиле советских воинов, погибших в феврале — апреле 1945 года в боях Восточно-Прусской наступательной операции советских войск. Затем участники акции проследовали восемь километров по маршруту, по которому в конце января 1945 года фашисты конвоировали узников концлагерей Восточной Пруссии на берег Балтийского моря. В Янтарном в память о трагедии, произошедшей в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года, провели митинг у памятника «Жертвам марша смерти под Кёнигсбергом». В нём приняли участие около 400 человек.
«Марш жизни» прошел в Калининградской области в память о жертвах Холокоста
С 25 по 30 января 1945 года по дороге из Кенигсберга в Пальмникен (ныне Янтарный) были расстреляны тысячи узников концентрационных лагерей Восточной Пруссии, среди которых большинство составляли женщины и дети, прошедшие свой последний «Марш смерти». В Калининградской области прошел традиционный "Марш жизни", посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела. Известно, что спастись в пальмникенском марше смерти удалось лишь 13-15 женщинам. Памятник жертвам трагедии в посёлке Янтарный Марш смерти оказался никому не интересен, кроме калининградских журналистов.
Калининградцы прошли Маршем смерти
Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Траурный митинг, посвященный 68-летию Марша смерти, прошёл в поселке Янтарный 27 января. В Янтарном городском округе Калининградской области состоялось мероприятие, посвященное памяти жертв Холокоста, когда нацисты страшно расправились с узниками концлагеря «Штутгоф». В администрации Янтарного журналистам заявили, что разрешения на проведения марша 29 января не выдавалось.
Под Калининградом провели марш жизни в память о жертвах «марша смерти»
Она молодой девчонкой это пережила в белорусских лесах и видела, как нацисты убивали людей, не щадя никого. Поэтому давайте каждый год встречаться, вспоминать о тех, кто здесь погиб. Огромное спасибо вам, ветераны, взрослые и дети, за то, что вы пришли сюда сегодня! Эта память — во имя того, чтобы страшные преступления никогда не повторились, — сказал первый заместитель председателя Калининградской областной думы Александр Богданов. Здесь живут другие люди, которые приехали со всего Советского Союза. И сейчас нет абсолютно никакой разницы, кто мы — русские, татары, украинцы, белорусы, немцы, литовцы… Мы все на этой земле живем и вспоминаем те страшные события. Уроки, которые преподаем в школе нашим детям, — это уроки патриотизма.
Мы учим детей любить свою землю — без всякого национализма, — подчеркнул глава Янтарного городского округа Алексей Заливатский. Погибли 280 тысяч евреев, ранее проживавших на белорусской земле. Отдавая дань памяти жертвам «марша смерти», мы тем самым отдаем дань памяти всем 26 миллионам советских людей, погибшим в Великой Отечественной войне. Слава Красной армии, которая пришла на помощь Европе и освободила ее от нацизма! Добрая память тем, кто погиб в годы Второй мировой войны, — сказал руководитель отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации по г.
Научная деятельность также отошла на второй план.
Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками. Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Почему советская власть проявила такую необычную мягкость?
Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием. В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов. Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах.
Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают». Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы. Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли. Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы».
Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус. Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила. Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т.
Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению. Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии. Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь? Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии. Боевые действия против пруссов закончились.
Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину. Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда? Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.
Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей. Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет.
На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии. Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе. В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена. Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя.
Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд. Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны. Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей. Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным. Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось.
Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке. Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой. Вождь племени бартов Дивон воевал дольше и успешнее. Он захватил несколько замков Ордена, в том числе Бартенштайн. Он атаковал Мариенбург, Кульм, Христбург… Но в 1271 году при осаде замка Шёнензе в Кульмской земле Дивон был убит выстрелом из баллисты. Отметим для себя, что, судя по году смерти, Дивон вполне мог быть отцом Гландуса Кабилло, получившего в 1290 году от Тевтонского ордена ленное владение.
А вот к вождю самбов Гланде он, конечно, отношения иметь не мог. Имя Дивон, кстати, происходит от славянского слова «диво» чудо. После гибели своего вождя многие барты бежали на восток, в земли, контролируемые Литовским княжеством. Им была дана возможность поселиться в районе городов Гродно и Слоним, принадлежавших тогда Литве. Когда в 1277 году галицко-волынское войско попыталось захватить Гродно, оно столкнулось с наличием в рядах защитников города многочисленных пруссов и бартов барты почему-то были выделены отдельно , показавших свою отвагу. С большой степенью вероятности можно считать, что Гландус Кабилло был в числе этих беглецов, временно поселившихся в Гродно.
Окончательно Второе прусское восстание выдохлось к 1274 году. Фактически в эти годы Тевтонский орден продолжил и завершил завоевание Пруссии, покорив племена надровов, скаловов и судовов ятвягов. В 1284 году тевтонцы начинают войну уже с Литвой. Летом этого года ландмейстер Конрад фон Тирберг совершил набег на Гродно и сжёг город. В Гродно было обнаружено много бартов, бежавших из Пруссии. Пётр из Дусбурга особо отмечает, что в волости Гродно был убит тот самый барт, который во время Третьего вероотступничества взял в плен комтуров Христбурга и Эльбинга с их дружинами, а затем бежал из Погезании.
Также Пётр из Дусбурга отметил, что два барта, некие Нумо Наум? По их просьбе всем бежавшим из Пруссии бартам и жёнам их было разрешено вернуться в Пруссию и поселиться в пустующей после разорения 1275 года области Погезания. Вполне вероятно, что в числе вернувшихся мог быть и Гландус Кабилло. Пётр из Дусбурга отмечает, что самбийский фогт Дитрих высказывал опасения, что это снисхождение к мятежникам приведёт к неприятностям. Итак, после 1284 года бежавшим в Гродно бартам было разрешено вернуться в Пруссию, в опустошённую Погезанию. При этом знатные барты могли получить от Тевтонского ордена наделы и оформить их ленными грамотами.
Какое-то время заняло переселение бартов в Погезанию, проверка их лояльности Тевтонскому ордену, оформление статуса прусской знати. Мы видим, что в 1290 году некий Гландус Кабилло должен был получить ленную грамоту на имение Налабен в приходе Петервальде возле города Мельзак. И вот здесь следует обратить внимание на то, что Пётр из Дусбурга упомянул в своей «Хронике земли Прусской» ещё про Четвёртое вероотступничество, на которое нынешние историки обычно внимания не обращают вовсе… На второй год после возвращения бартов из Гродно, как сообщает Пётр из Дусбурга, во время строительства замка Раганита с апреля 1289 года было раскрыто дело. Так как орденский хронист не назвал конкретных имён лиц, получивших «заслуженную кару», с большой уверенностью можно предположить, что они смогли скрыться. Надо понимать так, что Гландус Кабилло обязан был быть видным участником Четвёртого вероотступничества, а потому после получения известия о раскрытии заговора бежал. Ленная грамота, очевидно, так ему на руки выдана и не была.
Осталась пылиться в архиве. Бежать пришлось на восток, но уже не в Гродно. Вряд ли там приняли бы беженцев по второму разу. Один раз их приютили, а они обманули и вернулись во владения Тевтонского ордена, поэтому доверять им литовцы теперь не могли. Бежать надо было туда, где Тевтонский орден не достанет, и начинать жизнь на новом месте, без надежды вернуться в Пруссию. Бежать надо было на Русь!
Надеемся, что ставшее в 1946 году Русское из Гермау настроило вас более внимательней перечитать тексты хроник Тевтонского ордена, а мы в свою очередь обращаем внимание и на имя русского историка Василия Арсеньева, и на его глубокое расследование о происхождении дома Романовых из Прусской земли. Замок располагался на холме, окруженном с запада и юга болотом. Рядом с замком протекал ручей, на нем соорудили запруды и поставили мельницу. Образовавшийся каскад прудов прикрывал замок с севера и с востока. В 1330 — 1340 годах, несколько западнее прежних укреплений, был построен каменный замок. Рядом находился форбург.
В южном флигеле располагались ремтер орденская кухня , замковая часовня, служебные и жилые помещения. В 1610 году флигель перестроили, превратив его в приходскую церковь. Вход в замок находился западнее кирхи и вёл сначала в форбург. Полагают, что замок был однофлигельный, но не исключено, что он мог иметь еще несколько флигелей. Размеры флигеля — длина около 70 м и ширина около 18 м. К северной стене примыкал замковый двор с колодцем, окруженный тремя мощными стенами, соединяющимися с этой стеной.
Замок сильно пострадал во время Тринадцатилетней войны между Орденом, Союзом Прусских городов и Польшей 1454 — 1466. Не имевший укомплектованного гарнизона, он в конце сентября 1463 года был захвачен и разрушен отрядом эльбингцев и поляков. Полностью его так и не восстановили. Правда после заключения 16 октября 1466 года Торнского мира Гирмав ещё упоминается как замок. Большой нужды в его сохранении не было, а страна, обескровленная войной, не выделяла средства на его содержание. Гирмов теряет своё значение форпоста на Замланде, с которого началось уверенное продвижение Ордена в глубь языческой Пруссии.
Как центр янтарного промысла — резиденция янтарного мастера, так называемая янтарная палата руководителя «янтарных господ», которым подчинялась береговая стража, контролировавшая соблюдение жителями побережья янтарного права, — отремонтированный замок Гермау перенял эстафету в 1580-х годах от Лохштедта. Здесь же и «Янтарный суд», на окраине — Виселичная гора, Виселица суда стояла на горе Гальтгарбен западнее замка. Отметим, виселицы не устанавливали вдоль береговой линии, они ставились на подступах к морскому берегу, вдоль дорог на холмах. От Гермау на побережье ведут несколько дорог. Когда замок окончательно обветшал и стал непригоден для жилья, то в 1693 году управляющий и палата переселились в Пальмникен посёлок Янтарный , остатки крепостных сооружений послужили в качестве строительных материалов для постройки административных зданий в Пальмникене и устройства мостовых в Гермау. Этажные перекрытия разобрали и получился очень высокий церковный неф.
В алтарной части, видимо, сохранилась бывшая замковая капелла, имеющая сводчатый потолок. К ХIХ веку часть подвалов засыпали, в них ещё можно было попасть по лестницам, позже замурованным. Отсюда, вероятно, появилась легенда о подземном ходе, ведущим к имению Кирпенен сейчас посёлок Поваровка. Территорию разобранного форбурга начали использовать под кладбище, занявшее также замковый двор и пространство вокруг кирхи. В начале ХIХ века ещё просматривались остатки облицованных рвов, но вскоре и их засыпали. Последний ремонт в кирхе проводился в 1936—1942 годах.
В наши дни на холм, где некогда было прусское укрепление, можно подняться по лестнице. Напротив стоит Мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов, погибших в феврале-апреле 1945 года, образованной в ходе боевых действий. С большим любопытством путешественники решили осмотреть заметный холм, где покоятся на кладбище останки немецких солдат и древней кирхи. На работы по консервации остатков кирхи в начале 1990-х годов немецкие фонды выделили деньги, а на сохранившихся фундаментах бывших крепостных стен из собранного камня были возведены невысокие ограды. Ремонтно-восстановительные работы на кладбище произведены Народным Союзом Германии по уходу за военными захоронениями. Этому способствовало подписание в 1992 году между Германией и Россией межправительственного соглашения об уходе за военными могилами.
В рамках этого соглашения ФРГ за счёт собственных средств обеспечивает сохранность российских воинских захоронений и уход за ними в Германии. Правительство Российской Федерации, не неся никаких затрат, позволяет Правительству Федеративной Республике Германии создавать на территории России компактные захоронения погибших на войне. На территории Германии находится 3310 советских воинских захоронений, в День всенародной скорби делегации из России, Белоруссии и Украины посещают все эти кладбища и убеждаются в их ухоженности. С 1992 года на территории Российской Федерации построено и восстановлено 22 немецких солдатских кладбища — 8 из них находятся в Калининградской области. В посёлке Русское бывшее Гермау Зеленоградского района Калининградской области находится крупнейшая в нашем регионе братская могила воинов Красной Армии более 2300 воинов, в том числе пять Героев Советского Союза , которые принимали участие в Восточно-Прусской наступательной операции 1945 года. В ночь с 1 на 2 февраля 1945 года, прорвав в направлении Куменен ныне поселок Кумачево — Тиренберг сейчас не существует; район перекрестка дорог на Шатрово, Грачевку и Дунаевку оборону 9-го немецкого армейского корпуса и разрозненных отрядов фольксштурма, мобилизованных из окрестных поселков, группы войск Красной Армии стремительным броском вышли к Гермау.
Во время немецкого февральского наступления 91-я гвардейская стрелковая дивизия попала в окружение, оставила поселок Гермау 9 февраля. В период окружения артиллерийские удары по Гермау наносились немецкой корабельной артиллерией и береговыми батареями крупного калибра Пиллау. Второй раз поселок Гермау был взят частями Красной Армии 16 апреля 1945 года. Бои в этих местах шли кровопролитные - враг сопротивлялся и держал жёсткую оборону. В поселке Русское Зеленоградского округа намерены построить «Духовно-просветительский музейно-мемориальный комплекс». Местные жители неоднократно обращались в региональную общественную организацию «Русская община Калининградской области» и рассказывали, что их возмущает тот факт, что в посёлке с названием «Русское» территориально и визуально отдаётся намного больше уважения праху наших бывших врагов — немецко-фашистских захватчиков, чем праху советских воинов — победителей германского нацизма.
По сравнению с прекрасно благоустроенной громадной территорией немецкого кладбища территория перекрёстка трёх дорог перед братской могилой советских воинов в пос. Русское многие годы остаётся неблагоустроенной. По этой причине предлагается возвести на этой территории Музей памяти узников нацизма, храм-памятник во имя святого праведного Иоанна Русского и благоустроить её. В планах осуществить задуманный проект к 2025 году ссылка на статью "Духовно-просветительский музейно-мемориальный комплекс «РУССКОЕ»" Великолепная погода нам сопутствовала в путешествии, и мы поспешили к морю. Нас ждал Янтарный со своими неожиданными тайнами. Отметим, поселок Русское расположен в районе пос.
Поваровка и находится в 4 км от морского берега по прямой. До Янтарного от него — 6 км. Наше путешествие охватывает посещение всех посёлков, что входят в Янтарный городской округ — Покровское, сам Янтарный и Синявино. Развернувшись у приветственной стелы «Янтарный» в сторону Покровского, мы остановились на небольшой площадке, чтобы рассмотреть железнодорожную станцию… на фотографии. В посёлок Покровское можно было свернуть с дороги за указателем влево в сторону моря, а нам нужно было, именно, развернуться, пересечь бывший переезд через железнодорожное полотно. Железную дорогу в Янтарном разобрали, осталась насыпь и лишь автобусные остановки дают ориентир на местности.
Наша остановка здесь не случайна — разговор пойдёт о необходимости создания логистики для янтарного предприятия. Первая железная дорога в Пальмникене была построена янтарным магнатом Морисом Беккером для нужд янтарного завода и содержалась за счёт горнодобывающей компании «Штатиен и Беккер», затем железная дорога дала толчок развитию туризма в этом районе. Доход компании зависел от экспорта, рынки сбыта были по всему свету — в Азии, Америке, Африке Каир и европейских столицах, в которых находились филиалы фирмы «Штантиен и Беккер». Строительство железной дороги Беккеру обошлось в 660 тысяч марок, был взят кредит, а за землю он платил из своих средств. Зимой вдоль дороги ставили снегозаградительные щиты. Построены удобные вокзальные здания, через ручьи возвели мосты.
Дорога соединялась в Фишхаузене с веткой на Кёнигсберг. Железная дорога нужна была для быстрой и дешёвой доставки добытого сырья на перерабатывающие предприятия в Кёнигсберг. Позднее, через поселение ходили скорые поезда, что поспособствовало получению статуса курорта Пальмникену. Некоторые участники поездки вспомнили, как добирались на дизеле в Янтарный, гуляли по пляжу и собирали янтарь. А нам важно здесь обратить внимание, где находится карьер «Приморский» Калининградского янтарного комбината и запомнить его расположение на месте бывшего поместья Дорбникен Dorbnicken — пгт. Янтарный, бывш.
Краснополье в районе поворота на Приморский карьер. Не удержались обсудить и тему происхождения янтаря, и уникальность, именно, балтийского янтаря, в котором содержится наибольшее количество янтарной кислоты. Благодаря той самой «голубой глине», из которой добывается янтарь, и в которой происходила химическая реакция, что поспособствовала приобретению смолой в недрах биомассы из реликтовых деревьев гигантского леса Бореи минералов из состава той волшебной глины под огромной толщей ледника… Процесс приготовления сукцинита, согласитесь, схож с кулинарными действиями — жар, воздух, лёд, земля — 4 стихии создали янтарь — 5-ю стихию… Янтарь встречается повсюду на Земле, но только у нас залегание «голубой глины» подходит близко к поверхности. Сход ледника, перевернувшего на своём пути несколько раз и пласт «голубой глины» с янтареносной смолой. Потоки тающего ледника выносили янтарь, который обнаруживали и на Руси в поймах рек, где называли его морской ладан. Однако всё, что мы находим нельзя считать янтарём-сукцинитом, скорее, мы поднимаем янтареподобные смолы.
Кстати, у многих из них есть и своё имя — глессит у бурного непрозрачного, геданит у восково-жёлтого… любопытство вызвали названия двух янтареподобных смол, в которых слышались фамилии знаменитых основателей янтарного предприятия: боккерит у тёмного упругого непрозрачного камня и стантиенит у чёрного хрупкого — неправда ли слышится: Беккер и Штатиен… Итак, мы отправились в Покровское, бывший Зоргенау, который состоит из одной улицы. Посёлок легко узнаётся, дома сохранились и сохранилась надпись на одном доме, которая ввела в восторг наших путешественников: «Танненек». Мы устроились на углу улиц возле дома с огромной елью… и всё великолепно сложилось: Tanne— ель, а Ekce— угол… Мы оказались у гостевого дома, которому удалось сохранить все приметы для путешествующей публики. Зоргенау имел железнодорожную станцию, от которой напрямки можно было выйти к лесу с дорожками для прогулок и рефлексии на природе. Небольшим курортом Зоргенау станет в конце 1920-х годов, о чём говорит надпись на немецком доме: «1926 — 1929». Мы не могли не насладиться солнцем, морем, красотой неба, и отправились лесом на берег… К самому морю мы подойдём в конце путешествия, здесь же нас ждало хвостохранилище.
Во время добычи янтаря комбинат брал из моря 2 тысячи кубометров воды в час и доставлял её по километровым трубам до карьера. Затем размытая пульпа — размягчённая водой земляная масса — идёт из карьера в хвостохранилище.
Колонна вступила в поселок ночью 26 или 27 января 1945 года. На следующее утро на отрезке пути между Пальмникеном и Зоргенау Sorgenau протяженностью два километра были обнаружены 200-300 трупов. Жители, которых разбудили звуки выстрелов, приняли их за признак вторжения Красной Армии, ведь за последние недели линия фронта приблизилась к Земланду. Добравшись до цели, эсэсовцы встретились с сопротивлением там, где не ожидали найти его: директор шахты Ландманн Landmann не дал использовать штольню для массового убийства. В качестве аргумента он заявил, что эти штольни служат водоснабжению Пальмникена. Вместо этого он велел открыть ворота и разместить истощенных, полузамерзших людей в большом слесарном цеху. Охранникам разрешили устроиться в кабинетах и коридорах.
Утром, когда прибыл директор имений Ганс Файерабенд Hans Feyerabend , эсэсовцы были практически вынуждены подчиниться ему. Существует множество свидетельств и доказательств того, что Файерабенд заявил: пока он жив, евреев будут кормить, никого не убьют, Пальмникен не должен стать второй Катынью. Он велел забить скот на мясо, принести и раздать солому, горох и хлеб. В заводской столовой истощенным пленникам приготовили поесть. В этой местности Файерабенд пользовался высоким авторитетом. Майор запаса первой мировой, он также являлся комендантом пальмникенского фольксштурма. Файерабенд представлял собой непреодолимое препятствие для планов убийц. Его нужно было убрать с дороги. Поэтому в адрес Файерабенда поступили угрозы от СД из Кёнигсберга и приказ, следуя которому, он должен был собрать сотню фольксштурмовцев и укрепить позиции вермахта под Кумененом.
Во вторник 30 января собравшиеся ополченцы отправились в путь, но встретились с армейским подразделением, которое не только не просило подкрепления, но и не знало, что с ним делать. Файерабенд понял, что попал в ловушку, и у него не осталось выхода. Товарищи по оружию нашли его тело. Все выглядело так, как будто он сам выстрелил из ружья себе в рот. Было ли это действительное самоубийство или только его инсценировка, никто не проверял. Когда на следующее утро, 31 января 1945 года, в Пальмникен привезли на телеге тело Файерабенда, его сотрудники, которым он перед отъездом поручил снабжать евреев всем необходимым, потеряли всякое мужество.
Они решили, что это солдаты Красной армии, погибшие в боях за Пальмникен.
На памятнике, который вскоре воздвигли на могиле, написали «Вечная слава героям». А еще через тридцать лет, после падения «железного занавеса», в Янтарном объявился самый главный свидетель тех событий — Мартин Бергау. Он привез свою книгу «Парень с Янтарного берега». В ней Бергау признался, как в составе отряда немецких юнцов из гитлерюгенда в январскую ночь 1945 года искал не добитых выстрелами узниц. Приведенные в его книге факты подтверждали, что найденные ранее останки принадлежали узницам концлагерей, а не бойцам Красной армии. Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое. Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном?
И кому там возлагать цветы? Родным советским солдатам или жертвам холокоста? Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании.
В поселке Янтарный прошел траурный митинг памяти жертв Холокоста и "Марш жизни"
Марш смерти из Кёнигсберга до Пальмникена начался на рассвете. 120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти. Марш смерти из Кёнигсберга до Пальмникена начался на рассвете.