sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов. Мемориальный комплекс «Линия обороны». Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру.
Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда
Блокада Ленинграда: Хронология Блокады. | По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. |
Карты и схемы | Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД. |
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь | Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. |
Блокада Ленинграда.
Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих.
Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин.
Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы.
Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя.
В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям. В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч. В мирное время смертность в городе составляла около 3 тысяч человек в месяц. Тяжелейшие бои в 1941—1942 годах происходили на "Невском пятачке" — узкой полосе земли на левом берегу Невы шириной по фронту 2—4 км и глубиной всего 500—800 метров.
Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной армии удерживали около 400 дней. Он был в одно время чуть ли не единственной надеждой на спасение города и стал одним из символов героизма советских воинов, отстоявших Ленинград. Бои за "Невский пятачок" унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов. Мероприятия в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге по традиции проводятся памятные мероприятия. Вспоминать о прошлом Северная столица начинает задолго до главного праздника, и мероприятия блокадной тематики проходят в течение всего января.
Так, по данным "Известий ", ожидаются следующие мероприятия. Это театрализованный рассказ о страницах жизни блокадного Ленинграда. Всего запланировано восемь вечеров цикла концертов, откроется он 18 января. Афишу можно посмотреть по этой ссылке. Во имя жизни".
В качестве почетных гостей — защитники и жители блокадного Ленинграда, ветераны Великой Отечественной войны. Петербургские музеи также приготовили свои мероприятия. Так, Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда к юбилейной дате модернизировал свою экспозицию. Сотрудники предлагают групповые тематические экскурсии. Мероприятия в Москве Прикоснуться к истории блокадного Ленинграда в эти памятные даты можно и в Москве.
Лучше всего сохранился оборонительный рубеж Ижора, созданный из бетона уже после прорыва блокады в 1943 году. Есть приметы войны и в черте города, например на улице Димитрова в Купчино. Минобороны показало карту защитных рубежей Ленинграда.
С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги.
Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда. Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника.
Сколько дней длилась блокада Неоднократно встречающаяся в различных источниках фраза о «900-дневной блокаде» является не более чем литературным образом, который был вызван стремлением «округлить» значимую цифру. Согласно мнению историков о том, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, эта цифра составляет 872 дня. Основными рубежными датами при этом считаются: 09. Различия в понятиях «порыв» и «снятие» блокады обусловлены фактором контроля за транспортными коммуникациями Ленинграда. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой.
В целом понятие обороны Ленинграда имеет более широкие временные рамки: с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, вплоть до окончательного освобождения от оккупантов территории Ленобласти. Ленинградская битва считается одним из наиболее продолжительных сражений Второй мировой войны. Памятник погибшим в блокаду на Пискаревском кладбище Итоги, потери и значение Блокада Ленинграда примечательна тем, что суровые тяготы войны, огромные жертвы и потери коснулись не только военнослужащих, но и простых граждан. Огромный город в течение двух с половиной лет подряд в практически полном вражеском окружении смог не только сражаться, но и продолжить работу своих предприятий, сохранять саму возможность проживания множеству людей.
Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны.
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
Рассмотреть условия жизни горожан в период обороны. Исследовать факторы, способствовавшие удержанию города. Оценить историческое значение обороны Ленинграда. Роли в проекте: Историк, архивариус, аналитик, редактор Ресурсы: Доступ к историческим архивам и документам, литературные источники, интервью с очевидцами, интернет-ресурсы Продукт: Исследование обороны Ленинграда в 1941 году с детальным описанием хронологии событий, условий жизни горожан, факторов обороны и исторического значения этой эпохальной битвы. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Хронология событий блокады Ленинграда Изучение последовательности ключевых событий, начиная с начала блокады Ленинграда в 1941 году и заканчивая ее снятием в 1944 году. Контент доступен только автору оплаченного проекта Условия жизни горожан в период обороны Анализ трудных условий, с которыми столкнулись жители Ленинграда во время обороны города: голод, холод, нехватка продовольствия и медикаментов.
Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста через Неву, Назию и Чёрную и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.
Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г. Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината фабрики «Изоплит» : светлые полосы в правой нижней части фото — непосредственно торфоразработки, левее западнее — заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог — плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги — противотанковый ров. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке — предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г. Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы — преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг. Мурзинки северо-западная часть снимка со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними — много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы — также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия — защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части — противотанковый ров второго оборонительного пояса здесь он был ближайшим к фронту и орудийные позиции. Урицк, 16 сентября 1942 г. Планировка района — такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров слева внизу строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам — где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее левее рав — множество окопов и ходов сообщения между ними. Северная часть Невского района. Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек — Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица — будущая улица Седова — в конце 1930-х гг. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г. Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений — незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы — большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города.
Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу Этот миф повторяется в разных видах — от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939—1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город. Всё это, конечно, далеко не правда. На самом деле, финская армия перешла старую границу, захватив такие населённые пункты, как Старый Белоостров, Александровка. Дальнейшему их продвижению к городу помешала не какая-то любовь главнокомандующего к городу, а отчаянное сопротивление Красной Армии. Кроме того, свою роль сыграло решение, принятое немецкой армией из-за безостановочной обороны советской армии: немцы решили отказаться от идеи штурма города и остановили своё продвижение. Вот цитата о намерениях фельдмаршала: «Тогда 25 июня 1941 года в Хельсинки поступила секретная телеграмма из Берлина от финского посланника Т. Кивимяки, в которой последний сообщал о том, что Г. Геринг уведомил его о роли Финляндии в блокировании и осаде Ленинграда. Рейхсмаршал заверял финское руководство, что Финляндия получит территориально с лихвой всё то, «что захочет». При этом особо подчёркивалось: Финляндия «может взять и Петербург, который всё-таки, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства». Из статьи Николая Барышникова «Добиться официально от Германии, чтобы Петербург полностью уничтожить…». В тот же день Маннергейм издал приказ войскам о начале боевых действий против СССР, в котором говорилось: «Призываю на священную войну с врагом нашей нации… Мы с мощными военными силами Германии, как братья по оружию, с решительностью отправляемся в крестовый поход против врага, чтобы обеспечить Финляндии надёжное будущее»». Высказывание Маннергейма даёт понять, что во время войны он руководствовался вопросами военной необходимости своей страны и армии. И ни о какой любви к России и к Ленинграду речи не шло, да и не могло идти. Пока ленинградцы умирали от голода, элита и руководство Ленинграда устраивали пиры и ели деликатесы Такие слухи распространялись во время блокады среди горожан, это подробно отражено в отчётах НКВД. Вот примеры высказываний, сделанных уже в ноябре 1941 года, вскоре после того как начался голод первые случаи каннибализма были в начале декабря 1941 года : »…Население Петербурга, видимо, брошено на произвол судьбы, на вымирание от голода, холода, снарядов и бомб… Счастье — это когда удалось достать какую-нибудь еду, но в магазинах пусто, «заведующие в них говорят, что и на продовольственных базах тоже пусто. Что дальше будет?!.. Некоторые «готовы «уйти» и думают о самоубийстве». Марти С.
Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда
Рассудов Александр Николаевич | Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. |
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда | Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). |
Блокада Ленинграда | Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. |
Загадки блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда и боевые действия в 1943 году. Однако из всего богатейшего селекционного фонда института во время блокады Ленинграда не было тронуто ни единого зернышка, риса или картофельного клубня. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.
Карты-схемы Ленинградского Фронта
Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда | Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы. |
Мифы истории СССР: А была ли блокада Ленинграда? | Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. |
Это важно знать: история блокады Ленинграда | Сразу после Холокост Блокада Ленинграда была величайшим актом геноцида в Европе во время Второй мировой войны, поскольку Германия и, в меньшей степени, Финляндия пытались бомбардировать и заморить Ленинград голодом. |
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. Военная блокада Экономическая блокада Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны.
Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)
Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище.
История России. XX век. Блокада Ленинграда. 1941-1944 г. КАРТЫ.
За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель.
А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.
Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады.
Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны.
Однако в послевоенные годы беспримерный подвиг тех, кто создавал, защищал железную дорогу вдоль берега Ладоги, водил по ней поезда, ежедневно рискуя жизнью, оказался незаслуженно задвинут в тень. Дорога Жизни стала символом стойкости и мужества ленинградцев и защитников города на Неве, но Дорога Победы имеет на это не меньшее право. К счастью, память о ней бережно хранится в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Алексей Затонский Паровоз ЭМ 725-39, перевозивший грузы в осажденный Ленинград по Дороге победы В здании станции Петрокрепость в 1995 году открыт музей «Дорога Победы», посвященный истории строительства и строителям этой дороги, железнодорожникам, работавшим в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Наркомата путей сообщения. К 70-летнему юбилею прибытия первого поезда в музее была проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, установлено мультимедийное оборудование.
Наконец, 18 января 2018 года, в день 75-летия прорыва блокады, в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоялась премьера нового кинофильма «Коридор бессмертия», полностью посвященного подвигу Дороги Победы. Главной героиней картины стала ленинградская девушка, работавшая кондуктором поезда на этой дороге. Фильм снимался несколько лет, деньги на его завершение собирались с помощью народных пожертвований. В ближайшее время лента должна выйти в прокат. Ежегодно на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга отмечается очередная годовщина прибытия первого поезда с «большой земли» по железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны.
На вокзал приходит паровоз той же серии, какой принёс городу надежду на жизнь в феврале 1943 года.
Между ними — много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы — также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия — защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет.
По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части — противотанковый ров второго оборонительного пояса здесь он был ближайшим к фронту и орудийные позиции. Урицк, 16 сентября 1942 г. Планировка района — такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г.
На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров слева внизу строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам — где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее левее рав — множество окопов и ходов сообщения между ними. Северная часть Невского района. Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек — Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица — будущая улица Седова — в конце 1930-х гг. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г. Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города.
Количество оборонительных сооружений — незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы — большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. Ещё более 100 тыс. Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. По официальной версии, в 1980-х гг. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.
На фото осени 1942 г. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек. Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна — скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада — здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта.
Линия фронта на берегах восточной части Финского залива с сентября 1941 по январь 1944 гг. Перевозка 2 ударной армии кораблями Краснознаменного Балтийского флота на Ораниенбаумский плацдарм 5 ноября 1943 — 21 января 1944 гг. Действия артиллерии и авиации флота 14 — 25 января 1944 г. Прорыв блокады Ленинграда 12-30 января 1943 г.
Дело в том, что с севера город блокировали финны, которые не пустили на свою территорию немцев если правильно помню и не пошли дальше старой финской границы, то есть Зеленогорск был захвачен, а Сестрорецк - нет. По поводу Зеленогорска 7 человек высказались в пользу того, что он не был захвачен, то есть только 21 человек правильно думали. Сестрорецк Как было сказано выше, хотя Сестрорецк не входил в черту города, не был захвачен финнами - оказался на самой границе. Лишь 15 человек указали, что он не был захвачен, то есть 13 человек - считали, что и его сдали, примерно половина. Лемболово Последний пункт потому, что десятый, больше не влезло. Многие знают этот посёлок как место загородного отдыха, который довольно далеко от города, даже в его современном виде. Однако, не смотря на расстояние, Лемболово тоже не было взято - это тоже пограничный населённый пункт, вот посмотрите карту Зелёной линии славы: На первой карте Ленмболово тоже указано, кстати. Не такая уж и маленькая территория была в окружении, не только сам город-герой Ленинград. Кавголово, Токсово - в то время не самые близкие пригороды были вдалеке от фронтов. Что там творилось, как там жили во время блокады Ленинграда? Как там было с едой, когда в городе люди умирали с голода? Как-то я не помню, чтобы нам об этом рассказывали. Овощи выращивали перед Казанским собором - а во Всеволожске, Токсово? Вообще, посмотрев на эту карту, у меня возникает много вопросов. А у вас?
Линия обороны ленинграда во время блокады карта
При этом 1034 петербуржца награждены медалью «За оборону Ленинграда» и еще 45,7 тыс. В 2024 году всем обладателям этих наград будут торжественно вручены почетные знаки «В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Праздничные мероприятия на 80-ю годовщину пройдут по всей стране и, конечно, в самом городе-герое. В День прорыва блокады Ленинграда, 18 января, центром праздничных торжеств по традиции стал посвященный этому подвигу музей-заповедник в Кировском районе Ленобласти. В Ледовом дворце в этот день состоялась праздничная программа «Непокоренный город Ленинград» с участием популярных петербургских артистов и творческих коллективов.
В петербургском «Манеже» 26 января откроется уникальная выставка, которая наглядно представит различные сферы жизни блокадного Ленинграда — его промышленность, образование, медицину, культуру, науку, спорт. Проект готовили лучшие музейные сотрудники страны. А 27 января для ветеранов и блокадников, а также почетных гостей начнется праздничный концерт в БКЗ «Октябрьский». Одним из главных событий юбилейного дня станет митинг-реквием в честь подвига ленинградцев и защитников города, который начнется в 17 часов на стадионе «Газпром-Арена».
Он будет состоять из концертной части и театрализованной программы. Кроме того, по традиции 27 января состоится церемония возложения цветов к мемориальной доске «Героизму и мужеству ленинградцев» на Невском проспекте, 14. Также в этот день пройдет официальная церемония возложения венков и цветов на Пискаревском мемориальном кладбище, церемонии на Серафимовском, Богословском, Смоленском кладбищах, в других местах захоронения защитников и жителей блокадного Ленинграда, на мемориалах, посвященных подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. В федеральных музеях и библиотеках страны запланировано множество выставочных, научных и просветительских инициатив, которые будут проходить в течение всего 2024 года.
Готовятся и образовательные проекты для молодого поколения — Всероссийский открытый урок и Всероссийский конкурс сочинений, посвященные 80-летию освобождения Ленинграда. В памятную годовщину зажгут факелы на Ростральных колоннах, а также проведут торжественный артиллерийский салют у стен Петропавловской крепости.
Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём.
Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день. Бойцы 16-й танковой бригады, наступая в сложнейших условиях, достигли шоссейной дороги Новгород — Чудово, а после перерезания ещё одной дороги вражеские войска в Новгороде оказались под угрозой окружения. День за днём советские войска продвигались вперёд.
Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области. В ходе ночной атаки 19 января 1944 года гвардейские стрелки 63-й дивизии вместе с танкистами и бойцами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады с боем заняли её. На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде.
Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём. Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И. Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними.
Салют должны были сопровождать 40 прожекторов, Ленинградские радиокомитет и студия кинохроники обязались обеспечить его трансляцию и киносъемку. Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И.
Хазова освободить серьёзно укреплённые немцами Пушкин и Павловск. На исходе 25 января бои завязались на северо-западном краю Красногвардейска Гатчины , мощнейшего узла немецкой обороны. После полусуток тяжёлых уличных боев город был освобождён. В исторической литературе этот момент описывается так: «Всю ночь 26 января на командный пункт 42-й армии поступали донесения: взят вокзал, закончен бой на центральной площади, идет бой в развалинах депо, блокирован заминированный врагом аэродром…».
Наступление продолжалось, но перелом в нём был уже необратим. Великая победа 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта транслировал по радио приказ командующего войсками фронта генерала армии Л. Говорова о полном освобождении города от блокады. Войскам Ленфронта и морякам-балтийцам была объявлена благодарность, а также приказ гласил: «Граждане Ленинграда!
Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город.
Ситуация в блокадном городе с продовольствием До войны мегаполис Ленинград снабжался что называется «с колес», больших запасов продовольствия город не имел.
Поэтому блокада грозила страшной трагедией — голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. С 20 ноября 1941 г.
Бойцам частей первой линии и морякам — 500 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 тыс.
Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Осталась одна Таня». Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс.
В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. Горе пришло в каждую семью. За период действия «Дороги жизни» — до марта 1943 г.
В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Подвиг Ленинграда Однако город не сдавался.
Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию.
Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно.
В апреле 1942 г. Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города.
В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников.
Действия руководство города на Неве Хотя в Ленинграде как и в других областях СССР в годы войны среди начальства находились свои негодяи, партийное и военное руководство Ленинграда в основном оставалось на высоте создавшегося положения. Оно вело себя адекватно трагической ситуации и отнюдь не «жировало», как утверждают некоторые современные исследователи. В ноябре 1941 года секретарь горкома партии Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для себя и всех членов военсовета Ленинградского фронта.
Более того, руководство города на Неве сделало все, чтобы предотвратить последствия тяжелейшего голода. По решению ленинградских властей было организовано дополнительное питание для обессиливших людей в специально стационарах и столовых. В Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших десятки тысяч детей, оставшихся без родителей.
В январе 1942 г. С марта 1942 года Ленсовет разрешил жителям разбивать во дворах и парках личные огороды. Землю под укроп, петрушку, овощи распахивали даже у Исакиевского собора.
Попытки прорыва блокады При всех ошибках, просчетах, волюнтаристских решениях советское командование принимало максимум мер для скорейшего прорыва блокады Ленинграда. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая — в сентябре 1941 г.
При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям. Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда.
Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода. С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу. Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.
Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады.