Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска. Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска. Иван Мазепа предал многих людей ради достижения собственных целей и амбиций, но в конечном счете не получил ничего. Что же сделал храбрый Мазепа, которого привезли к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу. Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости".
Новости Кронштадта
В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте – глубоким стариком, будучи гетманом. И поскольку версия М. Волгина отличается высокой степенью оригинальности, приведём её изложение полностью: «многочисленные союзники Ивана Мазепы, а также монахини монастыря сделали все возможное, чтобы спасти останки своей игуменьи. в 1644 году) в селе Мазепинцы под Белой Церковью. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Затем Мазепа потребовал от подчинённого поклясться, что он не выдаст его планы. После того как генеральный писарь поцеловал крест и присягнул на Евангелии, гетман рассказал о своих планах. Он отдаст Гетманщину в руки шведов — а следовательно, под власть Польши, — о чём уже ведёт переписку, в том числе с королём Станиславом. Орлик отреагировал на это со всем здравомыслием, заявив: «и мы пропадём, и народ погубим».
Но преданный своему благодетелю Орлик доносить об измене не стал. Тем более что Мазепа заверил его: предпринимать никаких действий гетман не будет до тех пор, пока не станет очевидным полное поражение Петра. Королю Польши Мазепа отправил послание, в котором крайне уклончиво отвечал на требования немедленно выступить против русских.
Он резонно замечал, что русская армия уже стоит на Украине, а шведские и польские войска — далеко от Батурина и опереться на их силу он никаким образом не сможет. Король Польши Станислав Лещинский Будучи хитрым политиком, гетман рассчитывал выторговать себе побольше власти. Он сообщал, что большая часть его людей не хочет возвращения поляков, поэтому лучшим выходом будет оставить всё как есть.
То есть сохранить автономное Гетманство под польско-шведским протекторатом. И только в далёком будущем, когда в польской державе «наступит единство мнений», начать разговоры об объединении в одну державу. Лещинский требует действовать В ноябре к Мазепе снова прибыл посланник Станислава Лещинского — Заленский.
Он привёз гетману королевский универсал, в котором описывались милости польского короля жителям Гетманщины. Заленский настаивал, чтобы Мазепа объявил этот документ публично на Рождество, когда в Батурин должна была съехаться вся казачья верхушка. Поляк сообщил, что шведские части, а также полки, верные Станиславу, стоят на границе и уже готовы идти на Украину.
Мазепа, не будучи дураком, публично объявлять об измене не стал. Иначе его жизнь закончилась бы самым скорым и бесславным образом. Благо русских войск поблизости было достаточно, а недоброжелателей у гетмана — хоть отбавляй к этому времени казачий генеральный судья Кочубей и полковник Искра уже сообщили Петру об измене, но их доносу не поверили.
Это поставило Мазепу перед выбором: или открыто перейти на сторону врага, или отказаться от заговора. Гетман, до этого хитро выжидавший чья возьмёт, был вынужден открыто подчиниться шведам, которые вошли в его земли. Мазепа досадовал перед Орликом: «Диавол его сюда несёт»!
Карл XII разрушил весь тщательно выстраиваемый план лавировать, дожидаясь победы одной из сторон. Хотя русские уже успешно били шведов , а марш на Украину был ничем иным, как отступлением, обаяние непобедимой армии оказалось столь сильно, что Мазепа решил открыто перейти на шведскую сторону. Двадцать четвёртого октября гетман скрылся из Батурина.
Щедро одаривали его и землями, в том числе за пределами Гетманщины. Так Петр подарил ему Крупицкую волость в Севском уезде, а в современном Рыльском районе Курской области есть села Ивановское, Степановское и Мазеповка — по имени хозяина. В каждом из них были построены каменные усадьбы, в которых гетман останавливался по дороге в Москву. А в целом он стал богатейшим человеком, ведь все налоги и сборы края шли через него. За время своей русской службы только в Малороссии Мазепа собрал в своей мошне 19 654 двора и еще 4117 дворов в России, вместе это составляло больше 100 тысяч душ.
Историки говорят, что чистый годовой доход успешного руководителя составлял более 200 тыс. Естественно, при таких доходах олигарх, говоря современным языком, жертвовал на церкви, на образование, издание богослужебных книг, на искусство, которое понимал и любил как человек высокообразованный. Расцвело «украинское барокко», а вокруг Киево-Печерской лавры была возведена каменная ограда. Сама лавра, меценатом которой являлся Мазепа, стала частью цитадели Киевской крепости, заложенной Петром против шведской угрозы. Крепость превратилась в самое мощное русское укрепление на юге, усиливая, как сказали бы сейчас в Киеве, «колонизацию».
И в её строительстве принимали участие «черкасы», то есть реестровые казаки. Была ли это забота о «простом народе» и какое-то государственное строительство во имя «будущей Украины»? Да нет, конечно. Наверное, ближайшим аналогом такого олигарха является бывший президент Петр Порошенко, точно так же успешно ведший дела с американцами и одновременно звонивший в Москву с легендарным «жму руку, обнимаю». Обещал мир, но устроил войну, поскольку ему так было выгоднее.
Отправлял людей на смерть, а сам отдыхал на Мальдивах с семьей на полмиллиона долларов. Проклинал Россию и держал там конфетную фабрику. Мазепе страшно не понравились реформы, превращающие его личную автономию в провинцию Российской империи. Как совершенно не нужна была и война Петра со шведами.
Мы имеем сферический в вакууме пример польского вельможи, который всю жизнь оставался польским вельможей и отдал «жизнь за царя» точнее — за короля. При этом украинцы его не поддержали. Случай с Мазепой вполне можно приводить как пример верности украинцев дружбе с Россией. Или, точнее, как то, что украинцы тоже имперский народ, чьи лучшие представители видят себя в служении великой цели Мазепа просто на столетие опоздал — Речь Посполитая ужа теряла статус империи. Инструкция по организации измены А посмотрим с другой стороны — из Москвы и Санкт-Петербурга. Увидим мы немногое, но оно тоже будет интересным.
Допустим, в Москве проигнорировали всю предысторию Мазепы, включая службу у Петра Дорошенко — далеко не самого лояльного к Москве гетмана. После описанной выше перемоги в Москве он делал в своих краях что хотел. Стал самым богатым олигархом Украины. Когда на него стучали, то доносы с извинениями возвращали назад. Трагедию Кочубея и Искры замечательно описал Александр Сергеевич, присовокупив в комментариях к «Полтаве», что под «вельможами» в тексте имеются в виду «тайный секретарь Шафиров и гр. Головкин, друзья и покровители Мазепы; на них, по справедливости, должен лежать ужас суда и казни доносителей». Согласно общепринятому мнению, Кочубей раскрыл замысел гетмана перебежать к шведам и пытался предупредить об этом Петра Но ведь они не сами так решили! Они действовали по указанию Петра и Меншикова, которые Мазепе полностью доверяли! Пушкин не мог этого написать по цензурным соображениям… Так что ситуация с Мазепой — вполне достойный образец малороссийской политики московских царей тут и Петр, и Софья действовали в традиции, заложенной ещё при Алексее Михайловиче. Сводилась она к тому, что Москва принципиально отказывалась вникать в скучные подробности украинской политики; работала только с высшим руководством или особо предприимчивыми старшинами, умевшими влезть без мыла; мнением народа и даже старшины не интересовалась; олицетворяла собой тупую и бездумную карающую силу см.
В результате идейные союзники и относительно надежные партнёры отправлялись в те далеко не травоядные времена не в Ростов, а прямиком в Сибирь, а то и на плаху. Гетманами же становились мазепы. Мазепа же просто хотел вернуться в Польшу. Мазепа не связывал своё будущее с Украиной. В перехваченной переписке он упрашивает польского короля дать ему владения в Белоруссии. Где предательство? Предательство есть. Он клялся в верности царю Петру и целовал крест.
Прибыв в столицу России, Иван Мазепа продемонстрировал чудеса дипломатии и хитрости.
На допросе в Малороссийском приказе сумел убедить всех в личной склонности к России и постарался, как мог, оправдаться за службу у Петра Дорошенко. Его допустили к царю Алексею Михайловичу, выдали государево жалованье и отпустили. Еще и снабдили на дорогу письмами к Дорошенко с призывом переходить на «нашу» сторону. В 1682 году Иван Самойлович сделал Ивана Мазепу генеральным есаулом. В казачьей иерархии это был один из важнейших рангов. Есаул командовал сердюками — наемными полками, которыми к тому времени уже обзавелись гетманы. А это было самое боеспособное войско в Украине. Сердюков, служивших за жалованье, не отвлекали на различные сельскохозяйственные работы. Конечно, во главе их нужно было держать верного человека!
Свою «лояльность» Иван Мазепа продемонстрировал через несколько лет. А пока он занимался бизнесом. Организовал поставку в Москву дешевой и суррогатной водки. Острый запах сивушных масел перебивался с помощью ароматных трав. В принципе, по законам того времени, поставлять такой плохой товар в Москву было запрещено, но как и сейчас, тогда Ивану Мазепе помогли связи среди столичной политической элиты. Среди тех, с кем дружил Иван Мазепа, был князь Василий Голицын — фактический глава московского правительства во время регентства царевны Софьи в звании воеводы и с титулом «Царственныя болыния печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский». В 1686 году перемирие между Россией и Польшей, длившееся девятнадцать лет, увенчалось «Вечным Миром». Вчерашние враги заключили друг друга в объятия, подтвердили раздел Украины по Днепру и обратились против общих врагов — турецкого султана и крымского хана. В начале следующего года большое московско-украинское войско во главе с Василием Голицыным побрело в Крым.
В случае удачи замышлялось полное покорение разбойного гнезда. Страдая от недостатка воды, армия дошла до реки Конской и увидела выжженную степь. Попытались прорваться через пожарища, но только погубили обозных быков. Пришлось возвращаться. Неудачу похода возложили на Ивана Самойловича. Часть старшин принесла Василию Голицыну челобитную, в которой утверждалось, что степь жгли казаки по приказу гетмана. В ней же перечислялись обиды, нанесенные старшине гетманскими сынами, поставленными полковниками, поборы, утеснения и содержалась просьба переменить гетмана. Автор «Летописи Самовидца», современник событий, перечисляя составителей челобитной, называет «обозного, асаула и писаря войскового». Утверждение Самовидца тем более внушает доверие, что писал его человек осторожный, не позволявший никакой критики по адресу здравствующих сильных мира сего.
Кроме того, летопись обрывается в 1702 году, задолго до перехода Ивана Мазепы к шведам, а потому «очернять» его у Самовидца не было никакой причины. На следующий день гетмана вместе с семьей выдали Москве. Их сослали в Сибирь, а старшему сыну Ивана Самойловича отрубили голову. Ученые до сих пор спорят о степени участия в этой интриге Ивана Мазепы. Историк Николай Костомаров справедливо замечает: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге кроме его подписи под текстом доноса. Зато точно известно, что место Ивана Самойловича занял Иван Мазепа и во втором Крымском походе он уже участвовал в качестве гетмана. Так же он продемонстрировал свою лояльность Москве, когда подписал так называемые Коломакские статьи — договор 1687 года Коломаки был расположен в Харьковской области , который, с одной стороны, был подписан гетманом Иваном Мазепой, казацкими старшинами и, с другой стороны, представителями российских царей Ивана и Петра, а также их регентши царевны Софьи. Договор состоял из 22 статей, отсюда и название. Коломакские статьи декларативно подтверждали казаческие права и вольности, сохраняли 30-тысячное реестровое казачье войско и компанейские полки.
В то же время московские представители внесли ряд статей, которые существенно ограничивали права гетмана и казаков. Так, гетману запрещалось без согласия российского царя освобождать казачьего старшину от занимаемой должности, а старшине и казакам запрещалось без согласия царя переизбирать гетмана. Были внесены статьи, которыми обязали старшину следить за действиями гетмана и доносить об этом царю, ограничивали права гетмана по распоряжению землями Войска Запорожского, гетману запрещалось вести самостоятельную дипломатическую деятельность с другими государствами, обязывали всячески способствовать смешанным русско-украинским бракам, запрещалось всем говорить о том, что Гетманщина — это «Малороссийский край гетманского регимента», и требовалось говорить «Их царского пресветлого величества самодержавной державы». Впервые, после подписания Переяславского договора 1654 года, представители российских царей внесли в договор статьи, которые отрицали государственный характер гетманской власти и украинской государственности. Впервые этим договором предписывалось разместить на территории Гетманщины российский полк стрельцов, который содержался на средства Гетманщины. Данный договор имел и негативные экономические последствия для Гетманщины, так как запрещал украинским купцам торговать водкой и табаком на территории России и поддерживать торговые отношения с Крымом. Вот такой борец за независимость Украины Иван Мазепа, так его пытаются представить современные украинские националисты. Хотя, что удивительного, если точно так же поступали и другие «борцы за самостийность» Украины.
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
Поводом для него стало заявление архимандрита Кирилла Говоруна , главы ОВЦС Украинской православной церкви Московского Патриархата, озвучившего мысль, что вопрос о снятии анафемы с Мазепы «остается дискуссионным». Украинские богословы, ориентированные на политический «русский» патриотизм отозвались на эти слова публикациями в резко обличительном тоне. С их точки зрения сама идея такого пересмотра или отмены анафемы Мазепе — заведомо порочна. Упрощенно позицию сторонников «пересмотра» анафемы можно представить так: термин «анафема» — то есть полное исключение из общины, отлучение от Церкви а не «проклятье», как на католический манер считают некоторые — не следует смешивать с т.
И хотя второе тоже можно назвать отлучением, служит оно наказанием за меньшие проступки, нежели ересь или раскол за это положена «большая» анафема. Раз Мазепа был отлучен то есть Церковь высказалась о Мазепе как о человеке окончательно отпавшем от церковного организма ошибочно — значит и анафему нужно аннулировать как ложную: служить по Мазепе панихиды и молиться как за члена Церкви — полагают сторонники «пересмотра». К слову сказать, вопрос о панихиде по Мазепе служение которой равнозначно снятию анафемы в начале XX века был даже вынесен киевским митрополитом Антонием Храповицким на рассмотрение Поместного собора 1917-1918 года, но собор не успел тогда дать окончательного решения, впрочем, не отвергнув и самой идеи снятия анафемы.
Не дождавшись соборного решения в восемнадцатом году митрополит Антоний служил панихиду самостоятельно, что стало в свою очередь прецедентом для сторонников отмены анафемы. А я хотел бы в первую очередь отделить Мазепу — человека, от Мазепы — символа, которым он стал уже в двадцатом веке. Со времени Центральной Рады — украинского независимого правительства в годы гражданской войны — Мазепу начали героизировать, так что он стал превращаться в знамя украинского сепаратизма.
Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича.
Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей».
Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов.
В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник.
Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими. Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов.
Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким». Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом. Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси.
В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад. Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева. Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия. Подолия была укрощена. Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу. Село, оказывающее сопротивление, сжигалось дотла. Начался суд над подозрительными крестьянами.
По предложению киевского воеводы Иосифа Потоцкого всякому из таких отрезали ухо. Укрепившийся в Белой Церкви Палий, который продолжал контролировать киевское Полесье, стал теперь общепризнанным вождем восстания. В сложившейся ситуации на Мазепу была возложена дипломатическая миссия посредничества между польским и русским государями и Семеном Филипповичем. Палий сдавать крепость полякам отказался и предложил передать Петру, что он готов передать в русское подданство удерживаемый им край. Но Петр был связан с тогдашним королем Польши, Августом, союзническими отношениями, поэтому ни о каком принятии мятежного края не могло быть и речи. Тогда Мазепа выступил по приказу Петра на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и в конце июля 1704 года хитростью заманил к себе Палия, напоил его до беспамятства, заковал в кайданы, и сдал московским властям в качестве шведского шпиона. Петр отправил легендарного вождя повстанцев в Тобольск на вечную ссылку, но там Палий оставался до 1709 года. Ибо в этот год произошло нечто, круто изменившее отношение Петра к своему любимцу, Мазепе. Предварительные итоги гетманства Мы видим, что гетман Мазепа выстроил классическую схему порабощения целого народа: гетман, опираясь на стрельцов и на наемников-сердюков, держит в повиновении малороссийский край.
При этом часть средств на содержание наемного войска изымается за счет «аренды» - оплаты лицензии на право монополии по производству и сбыту алкогольной продукции. Арендаторами были иудеи. Кроме того, Мазепа опирался на часть лояльной ему казачьей старшины, которые именно благодаря Мазепе стали крепостниками. Соответственно, посполитому люду не просто был закрыт путь в казачество, но из податного сословия основная масса малороссов была превращена в крепостных именно во времена гетманства Мазепы. Естественно, малороссийский народ противился Мазепе, а наиболее пассионарная часть народа - Запорожское казачество - регулярно пыталось бунтовать против железной удавки, которую на шею Украине набросил гетман Иван Мазепа. Мазепа мастерски бунты эти подавлял, при нужде многократно раздувая масштабы опасности, дабы в Москве формировалось мнение о Мазепе - как о незаменимом и могучем слуге Московского Государства.
Он развратил женскую половину семьи Кочубеев, соблазнив жену, а потом малолетнюю дочь 16 летнею Марию Матрёну. Уроды в обществе всегда есть, но социум жёстко ограждает себя от внутреннего, морального разложения. Отец Аксиньи Астаховой изнасиловал дочь.
Его сыновья, братья Аксиньи жестоко избили его, и он подох. Социум защищал свои морально- нравственные принципы. Иван Мазепа гнусный крепостник. На Украине он в рабство обратил 100 тысяч душ казаков и крестьян. В уездах России имел и грабил ещё 20 тысяч крепостных. Мазепинские владения, на которых горбатились крепостные, примерно равны нынешнему островному государству Кипр. Саша, вспомни, за что казнили страшной казнью донского казака полковника Евграфа Грузинова? Спустя сто лет после истории с Мазепой, Грузинов отказался принять 1000 крепостных в российских уездах. Пошёл на мученическую казнь в 1800 году, на торговой площади в Черкасске его секли четыре палача поочередно, сменяя друг друга долгих полтора часа, с интервалом 30-40 секунд.
А мог бы грабить и богатеть как Мазепа. Я за скобками оставлю измену Ивана Мазепы, царю Петру Первому. Заманив того в голодные степи Украины. Обещав его армии провиант, тёплые квартиры и дружную поддержку и помощь вооружёнными казаками. Чем способствовал полному краху авантюры Карла XII. Переход с изменой от Петра к Карлу, это просто последний аккорд в предательской песни Ивана Мазепы. Вся его жизнь и деятельность, это череда измен и предательств. Мало того, он не просто сидел на измене. Он предавал, обрекал на мучительную смерть своих друзей и благодетелей.
Я полагаю, что тебе хорошо известны и другие факты. Когда в 1674 году он вёз полтора десятка казаков Левобережья в рабство Крымскому хану. Но попал в плен к запорожцам атамана Ивана Сирко. А подавление восставшего Петрика Петра Иваненко в начале 1690-х годов?
Также удары наносились беспилотниками, указало ведомство в своем Telegram-канале. В ходе этих ударов поражались объекты энергетической отрасли, предприятия ВПК, железнодорожной инфраструктуры, средства ПВО, базы горючего, цеха производства и ремонта дронов и безэкипажных катеров Украины. Также поражались пункты временной дислокации националистических формирований и иностранных наемных боевиков, скопления живой силы и техники ВСУ на железнодорожных станциях погрузки. Также отражены девять контратак украинских штурмовиков 12-й бригады спецназа «Азов» признан террористическим и запрещен в России , 3-й штурмовой, 63-й механизированной бригад, 12-й и 18-й бригад нацгвардии Украины у Червоной Дибровы, Нововодяного ЛНР , Григоровки и Терн ДНР. По данным представителей монастыря, атака произошла утром, когда священники и монахи с гуманитарной помощью застряли на разбитой дороге, не доехав 500 метров до монастыря, передает РИА «Новости». После этого за сломавшейся машиной выехала монастырская машина белого цвета. Как только первый автомобиль потянул второй на буксире, появился дрон-камикадзе и пытался атаковать автомобили на подъезде к обители, но не успел. Известно также, что после неудачной попытки уничтожить гуманитарный конвой последовала повторная атака. Ранее стало известно о попытке ВСУ ударить по детсадам в Запорожской области. Администрации Джо Байдена нужны победные реляции к предстоящим президентским выборам. Белый дом хочет, чтобы к дню голосования все говорили об успехах Украины. По всей видимости, Белый дом решил сосредоточиться на последнем варианте, так как в стране сейчас много проблем: миграция, инфляция и рост преступности», — подчеркивает он. Вероятно, американцы пришли к выводу, что украинские вооруженные силы имеют проблемы с количеством солдат, а также подготовкой и мотивацией бойцов. Поэтому на Украине проводится тотальная мобилизация и США способствуют тому, что украинцев гибнет все больше и больше», — отмечает собеседник. Ранее газета The New York Times сообщила, что американские официальные лица оказывали давление на украинское правительство, чтобы оно ужесточило мобилизацию. При этом около 860 тыс. Напомним, в середине апреля Верховная рада Украины приняла закон об ужесточении мобилизации. Согласно ему, все военнообязанные до 18 июля должны являться в территориальные центры комплектования ТЦК, аналог военкоматов для уточнения учетных данных. Законопроект вызвал большой резонанс и был встречен с критикой со стороны общества. К нему было подано рекордное количество правок — более 4,2 тыс. В частности, предлагалось прописать четкие сроки демобилизации военных, многие из которых находятся на фронте уже два года, однако этот вопрос был исключен из обсуждения. Кроме того, МИД Украины велел не оказывать консульские услуги мужчинам призывного возраста за границей, им можно будет только оформить документы для возвращения на родину. Таким образом офис Зеленского планирует выманить потенциальных солдат из-за границы.
Мазепа: путь от героя до предателя
Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз. После провозглашения независимости Украины в Киеве неоднократно поднимался вопрос о розыске и перезахоронении останков Ивана Мазепы на родине. А так как Иван Мазепа считал себя потомком Рюриковичей, то с таким же успехом мог замахнуться не только на киевский, но и на московский престол, т.е. претендовать на место Петра I. Шведам же отвадилась роль «варяжской дружины».
Как гетман Мазепа царя Петра предал
Кто-то сделал замечание, что негоже грабить, и «лыцари» тотчас поставили моралиста на ножи. Сохранность своих обширных уделов — вот немудреная доктрина беспокойных казачьих атаманов. Потому за ними и закрепилась слава слуг «на все четыре стороны». Мазепе важно было уловить тенденции в Северной войне и прислониться к более удачливой стороне. Но из своего провинциального займища Батурина сложно определиться с хозяином. Не видна была вся перспектива событий.
И Иван Степанович — «искусная, ношенная птица» в самый решающий момент дал маху. Ему с чего-то почудилось, что про его воровские письма Лещинскому проведал тяжелый на руку Петр Алексеевич, и он «порвался как вихрь» к горячему «свейскому» парню. Потом уже, чтобы как-то объяснить свою измену кому охота прослыть заурядным иудушкой , насочинял Иван Степанович безмерное количество универсалов, где живописал неправды, которые чинил царь и его челядь по отношению к непорочной Малороссии. Пожалуй, что Мазепа замирился бы с Петром: уж очень отходчив был царь — ни одна голова не слетела с плеч малороссийских атаманов, бегавших по несколько раз от Карла к Петру, следуя природной привычке всегда быть готовым к измене. Через полковника Галагана Мазепа пытался снестись с царем, обещая тому в знак примирения передать в царские руки захваченных в плен Карла и его главных генералов.
Петр «на те кондиции, чрез помянутого господина полковника предложенные, соизволил» дать Мазепе гарантии амнистии. Но опять беглец не удержался от двойной игры — на всякий случай. Царские люди перехватили гонца Мазепы к Лещинскому с «прелесным письмом», и звезда гетмана окончательно закатилась. И «помре» он вскорости после Полтавы точная дата смерти Мазепы также неизвестна «в великой скорби и тузе». Руководство Украины назойливо пристаёт к шведам с просьбами увековечить в камне военно-политический союз меж Мазепой и Карлом XII, и даже шире: украинско-шведский союз.
Не так давно в Киеве побывал шведский король. К нему опять подступился главный хранитель трипольских черепков с просьбой помянуть Мазепу установкой в Стокгольме памятника. Всю бестактность сих домогательств потомки «круглоголовых укров» из-за переразвитых лобных долей головного мозга не могут уразуметь. С какой радости шведы должны лицезреть напоминание о тяжелой «конфузии» в полтавской баталии, приведшей, в конце концов, к утрате Швецией прибалтийских территорий и статуса великой державы? На кой им лишний раз бередить исторические раны воспоминаниями о нахлобучке, полученной от русского царя?
Они же не мазохисты. Им в труд в самой Швеции застолбить память о короле-авантюристе, пролившем без толку, в угоду собственной пассионарности, море шведской крови.
В 1665 году умер его отец - Адам-Степан Мазепа. Сын получил его должность - подчашего Черниговского. В это время Мазепа удачно женился на дочери влиятельного казацкого старшины и тесть помог ему занять приличную должность у гетмана Дорошенко, у которого Иван дослужился до генерального писаря. Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. И, наконец, в 1667 году Мазепу избрали гетманом левобережной Украины. Табличка с гербом гетмана Мазепы на Черниговском коллегиуме.
Фото: wikipedia. Но Петр не просто не обращал на них внимания, а еще больше доверял Ивану Мазепе. В 1700 году он наградил его высшей наградой государства - орденом Андрея Первозванного. И Мазепа стал вторым в истории кавалером этого ордена. С Мазепой связывают и скандальную любовную историю, которая сохранилась благодаря поэме Александра Пушкина "Полтава".
Иван Мазепа гнусный крепостник. На Украине он в рабство обратил 100 тысяч душ казаков и крестьян. В уездах России имел и грабил ещё 20 тысяч крепостных. Мазепинские владения, на которых горбатились крепостные, примерно равны нынешнему островному государству Кипр. Саша, вспомни, за что казнили страшной казнью донского казака полковника Евграфа Грузинова? Спустя сто лет после истории с Мазепой, Грузинов отказался принять 1000 крепостных в российских уездах. Пошёл на мученическую казнь в 1800 году, на торговой площади в Черкасске его секли четыре палача поочередно, сменяя друг друга долгих полтора часа, с интервалом 30-40 секунд. А мог бы грабить и богатеть как Мазепа. Я за скобками оставлю измену Ивана Мазепы, царю Петру Первому. Заманив того в голодные степи Украины. Обещав его армии провиант, тёплые квартиры и дружную поддержку и помощь вооружёнными казаками. Чем способствовал полному краху авантюры Карла XII. Переход с изменой от Петра к Карлу, это просто последний аккорд в предательской песни Ивана Мазепы. Вся его жизнь и деятельность, это череда измен и предательств. Мало того, он не просто сидел на измене. Он предавал, обрекал на мучительную смерть своих друзей и благодетелей. Я полагаю, что тебе хорошо известны и другие факты. Когда в 1674 году он вёз полтора десятка казаков Левобережья в рабство Крымскому хану. Но попал в плен к запорожцам атамана Ивана Сирко. А подавление восставшего Петрика Петра Иваненко в начале 1690-х годов? Но это пусть с ним разбираются потомки славных запорожцев. Простят- их дело. К сожалению, запорожцы не гнушались совместными походами и грабежами вместе с мусульманами ордами Крымского Хана. Мне, да и тебе, известен отказ войска Донского, воевать христианскую Польшу. Донские казаки царю сказали своё православное нет!!!
Головкина: «Писма, что писаны к Мазепе по измене ево фальшивые от канцлера» [29]. Строго говоря, это не свидетельствует о недостоверности предложения, но даёт основания в нём сомневаться. Историк В. Артамонов оспаривает утверждение С. Павленко и утверждает, что версия о предложении Мазепы заслуживает доверия [30]. Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский. В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил» [31]. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска: «Карл шел в Украину с большими надеждами. Малороссийский гетман Иван Мазепа вступил с ним в тайный договор, и его тайная присылка к королю с просьбою идти скорее была, как говорили, причиною внезапного поворота королевского» [21] [32]. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией. Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа. Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении. В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы. Войска шведов под Полтавой 27 июня 8 июля 1709 года были раздавлены вдвое превосходящими их силами Петра 60 тысяч против 27 тысяч [33] , влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны , где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры. Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефимков , которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана. Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там перепохоронено в церкви Св. Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему [39]. В настоящее время в ряде средств массовой информации дискутируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 году [42]. Обращение Президента было связано с тем, что канонические Украинская православная церковь в Канаде в составе Константинопольского патриархата [44] и Украинская греко-католическая церковь , а также неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души. С этой целью московская власть в Украине, наряду с ежегодными анафемами , уничтожала [45] все изображения гетмана Мазепы на картинах , в церквях, на иконах и гравюрах. Основные цели политики гетмана Мазепы По мнению историка Александра Оглоблина , основными целями политики Мазепы как гетмана Украины были: объединение украинских земель — Гетманщины, Правобережной Украины, Запорожья, Слободской Украины и Ханской Украины в составе единой Украинской державы во главе с гетманом, а также создание гетманской власти как основы государства европейского типа с сохранением системы казаческого самоуправления [48]. За время гетманства ему удалось решить эту задачу частично, объединив Гетманщину, Правобережную Украину и Запорожье. В конце жизни Мазепа согласился стать данником польского короля, союзника шведов Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. Вот как Густав Адлерфельд, камергер Карла XII и участник Северной войны, непосредственно вовлеченный в те события, описывает соглашение между Мазепой и Станиславом Лещинским: Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под ее Короной, за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет Герцог Курляндский в своей земле [49] По мнению Т. Таировой-Яковлевой, подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины. Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой. Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе. Понятно, что такие благие пожелания могли быть только декларацией, рассчитанной на выигрыш времени. Внутренняя политика гетмана Мазепы Казачество Внутренняя политика гетмана Мазепы была направлена на усиление влияния казаческой старшины, укреплению её экономической базы и социального положения, превращению её в правящее сословие Гетманщины. Значительно увеличилось предоставление имений старшине и духовенству по большей части монастырям гетманской властью или полковниками. Уже в первые дни и месяцы своего гетманства Мазепа выдал ряд универсалов, которые или подтверждали старые владения или создавали новые из фонда так называемых «свободных военных» имений. Очень распространяется во времена гетманства Мазепы скупка земель старшиной и монастырями. Черниговский коллегиум, построенный на средства, выделенные гетманом Мазепой. Чернигов , 2003 год Но землевладение и сельское хозяйство были не единственным источником финансового благосостояния казацкой старшины. Большое внимание уделяет старшина разным торгово-промышленным операциям. Огромные прибыли давали старшине разные финансовые операции, в частности «аренды» — водочная, табачная и дегтевая. В этих операциях принимала участие и генеральная, и рядовая старшина, и мужчины, и даже женщины. В те времена старшина, особенно её верхушка, широко разворачивает промышленное предпринимательство как на юге, так и на севере Гетманщины. Процесс концентрации старшинских поместий сопровождался концентрацией политической власти в руках высшей старшины. Возрастал объём полковничьей власти. Прежде избраемый голосованием на свою должность полковник становился теперь наследственным хозяином своего полка. Появилось новое название, которое определяло эту категорию старшины — «бунчуковое товарищество», «знатное военное товарищество», освобождённое от всяких местных полковых или сотенных обязанностей и юрисдикции, которое непосредственно подлежало гетманской власти, находилось «под гетманским бунчуком» и «обороной», судилось только Генеральным судом. Таким образом Иван Мазепа создал верхушку казачества, своим положением обязаная только ему и находилась только в его юрисдикции. Крестьянство Концентрация землевладения и политической власти в руках казацкой старшины имела своим главным следствием рост эксплуатации крестьянской массы. Во времена Мазепы с одной стороны выросли эти повинности, а с другой — изменилось их соотношение. В частности, увеличивается денежная составляющая, а также барщина. Но если денежные и натуральные повинности преобладают в поместьях «свободных военных» и особенно ранговых в том числе и гетманских , то усиление барщины было более характерным для поместий, в первую очередь, монастырских.
«Иудина награда» Ивана Мазепы
Гетман Иван Мазепа. Мазепа, до того как стать гетманом, успел побывать комнатным дворянином при польском короле Яне-Казимире, потом дослужился до генерального писаря у правобережного гетмана Дорошенко, а затем – до генерального есаула у гетмана Самойловича. В юности Иван Степанович Мазепа служил пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Поначалу Иван Мазепа в этот круг не входил: его семья была уважаемой, но небогатой. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат.
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать. Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву.
Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе.
В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо?
Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника». И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом.
Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда.
Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости.
Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича.
Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества.
Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т.
Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей».
Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну.
Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются.
Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов.
В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно.
Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе.
Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник.
Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими.
Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях».
Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов.
Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство.
Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким».
Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом. Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси.
В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад. Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева.
Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия. Подолия была укрощена.
Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу. Село, оказывающее сопротивление, сжигалось дотла. Начался суд над подозрительными крестьянами.
По предложению киевского воеводы Иосифа Потоцкого всякому из таких отрезали ухо. Укрепившийся в Белой Церкви Палий, который продолжал контролировать киевское Полесье, стал теперь общепризнанным вождем восстания.
Однажды тайна раскрылась. Мазепа пытался уверить пана, что здесь впервые, но слуга пояснил: юный пан бывал в усадьбе столько раз, сколько волос у меня на голове. Фальбовский велел раздеть Мазепу, привязать к необъезженной лошади, лицом к хвосту, после чего ускорить её плетьми и холостыми выстрелами. Лошадь увезла Мазепу в степь, и в родной дом несчастливый любовник так и не вернулся.
Из пленника в фавориты Легенда о дикой скачке была призвана объяснить, почему шляхтич предпочёл делать дальнейшую карьеру среди казаков. Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера.
Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах. Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Рисунок ордена Иуды. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». До наших времён дошла любопытная фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству»]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана.
Мнения о гетмане[ ] Являясь одной из противоречивых личностей истории, Иван Мазепа до сих пор интересует многих. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне. Главным же, интересующем всех историков и являющийся спорным вопросом остается: «Гетман Иван Мазепа — предатель или борец за национально освобождение? Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.
О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна. Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь.
Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману. В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь. Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Хотя русские уже доказали, что шведов можно успешно побеждать, Мазепа всё ещё верил в непобедимость Карла XII. Несмотря на то что гетман интригами и хитростью смог добиться высокого положения и накопить огромное состояние, он был человеком морально нечистоплотным, политически близоруким и обладал достаточно скромными интеллектуальными способностями. Кроме того, у него довольно рано начали проявляться возрастные изменения психики», — рассказал Павел Кротов. По словам историка, гетман был воспитан в политической традиции Речи Посполитой , имел склонность к интригам и неоднократно добивался желаемого при помощи предательства. Услышав об этом, гетмана решил навестить князь Александр Меншиков. Мазепа запаниковал и, испугавшись разоблачения и захватив казну, бежал к шведам.
Однако гетмана ждало разочарование. Его поддержали всего около 3 тыс. Абсолютное большинство казаков остались верными русскому царю. А Мазепа получал только княжеский титул и воеводства. Под властью русских царей её автономия была шире», — рассказал Кротов. По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдана Безпалько, воспитанный в польской культуре, Мазепа специально стремился к переходу Малороссии в состав Речи Посполитой. Мазепа был, конечно, талантливым интриганом, но то, что его сейчас пытаются на Украине поднимать на щит, выглядит с учётом исторической реальности по меньшей мере странно», — отметил эксперт. Он никогда всерьёз с ним не считался и не видел его равноправным союзником», — отметил историк. Воссоединившись со шведским войском, Мазепа двинулся под командованием Карла на восток.
Как гетман Мазепа царя Петра предал
20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз. Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику.
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
Иван Мазепа родился в 1639 году на Киевщине в шляхетской семье. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. Рассказываем о жизни и службе Ивана Мазепы, как от «покоевого» он дослужился до гетмана и почему предал царя. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска.