Собрат буддиста, 7 букв, на Л начинается, на Т заканчивается Слово из 7 букв: Первая буква — Л, вторая буква — А, третья буква — М, четвертая буква — А, пятая буква — И, шестая буква — С, седьмая буква — Т Ответ — ЛАМАИСТ.
В этико-религиозных воззрениях индийцев - обозначение бытия
Убийца клетки 5 букв 3. Банкет во дворце 3 буквы 4. Что собирают влажной тряпкой? Что скапливается в курдюке? Эпичный опус 4 буквы 7.
Вращая колесо сансары нужно задуматься о том, что значит реинкарнация и особенно — карма, они имеют прямое отношение к процессу перерождения и выступают движущей силой. Реинкарнация подразумевает, что помимо смертного, земного тела есть душа или божья искра. Каждая жизнь в каком-то мире дается для отработки неких навыков, выполнения миссии, после чего физическое тело умирает, а душа отправляется дальше. Колесо сансары в индуизме тоже связано с реинкарнацией и упоминается чаще, чем в любых других подобных учениях и религиозных течениях. Прочитать об этом можно в различных индуистских трактатах.
Буддизм, как последователь индуизма, добавил к этому закон кармы и способ выхода из колеса сансары. Буддизм учит нас, что ни одно живое существо не бессмертно, но проживает множество жизней. Смерть воспринимается всеми последователями данных религий, как перерождение для следующей жизни. Даосисты — еще одно течение, признающее реинкарнацию и считающие, что рождение не начало, смерть не конец. Под этим они подразумевают бесконечность бытия. Как ни странно, но еще одним верованием, которое признает реинкарнацию является Каббала. Последователи его считают, что душа человека бесконечно возрождается к жизни, пока не получит благословение Абсолюта и не соединится с ним. Это случится тем быстрее, чем скорее человек избавится от эгоизма, злости, зависти и прочих пороков. До 5-го Вселенского собора в VI в христиане тоже говорили о реинкарнации, после был наложен полный запрет на эту информацию, а упоминания были вычеркнуты из религиозных книг. Была принята ценность единственной жизни, Страшный суд после второго пришествия, Рай и Ад после него, которые уже нельзя покинуть.
А вот буддисты, индуисты говорят, что рай или ад — это лишь на время, в соответствии с грехами или наоборот — добрыми делами. Временная остановка в круге сансары для получения наказания или поощрения. Ислам в этом отношении симметричен христианству, но при этом в Коране есть упоминание о перерождении: умер камнем, а стал растением, после — стал животным, и, наконец, родился человек. В качестве вывода говорится, что смерти нечего бояться. Вполне вероятно, первоначальный Коран был изменен. Говорится о чреде реинкарнаций у майя, в зороастризме. Египтяне отвергали реинкарнацию на корню, а греческие философы Пифагор, Сократ и другие не видели в этом ничего удивительного. Стоит тут вспомнить и классиков: Лев Толстой, Гёте, Вольтер, Бальзак, Гюго и другие поддерживали идею о вечном скитании души. Как уже понятно, колесо сансары двигается за счет кармы и определяет за счет нее какое воплощение мира в целом или единичного живого существа будет дальше. Некоторые понимают карму, как чреду накопленных поступков как отрицательных, так и положительных.
Это не совсем так. Карма — это количество добрых дел, заслуг, которые копятся при жизни. Она набирается при условии, что живое существо будет жить и действовать в соответствии с законами Вселенной, без личной выгоды для себя любимого. Все что приносит пользу окружающим, миру в целом — есть карма. Если карма накапливается, то перерождение будет уже в более высоком мире. Именно потому выражение «отрицательная карма» не может существовать — она либо есть, либо нет.
Что собирают влажной тряпкой? Что скапливается в курдюке? Эпичный опус 4 буквы 7.
Месячник безделья 6 букв 8. Конфузная мишень пальца 4 буквы 9.
круговорот душ в индуизме 7 букв сканворд
Ответ на вопрос В буддизме — отягощенный страстями круговорот души в цепи воплощений, из которого лишь просветление открывает путь в нирвану, в слове 7 букв: Сансара. Буддизм Перерождение души. Круговорот души у буддиста. Ответ из архива сканвордов. 42. Какой камень буддисты сравнивают с лотосом из 4 букв. 43. Состояние с оторопью из 3 букв. Ответ на кроссворд 7 букв, начинается на Н. Апостол, чье Евангелие — самая длинная книга Нового Завета.
Круговорот души у буддиста.
У буддистов это понятие весьма растяжимое, но если охарактеризовать это понятие в нескольких строках, то это в большинстве случаев (можно сказать и поголовно) искусственно вызываемое состояние абсолютной отрешенности от внешнего мира, в результате которого и. Лучший ответ про круговорот душ в индуизме 7 букв сканворд дан 06 февраля автором Приходящий с миром. Поиск по определению круговорот души буддиста, поиск по маске *, помощник кроссвордиста, разгадывание сканвордов и кроссвордов онлайн, словарь кроссвордиста. Приносящий новости, 7 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква В, последняя буква К, слово подходящее под определение.
Кроссворд Эксперт
Именно это и делает учение и благородные истины буддизма такими притягательными в глазах его современных учеников и последователей — свобода выбора и воли. Читайте также: Расслабление тела и ума с помощью упражнений и медитаций 3 главных праздника последователей истин буддизма Центральной темой многочисленных праздников и обрядов, существующих в буддизме, является фигура Будды. Они посвящены важнейшим событиям его жизни, его учению и исходным истинам буддизма, а также монашеским общинам. В каждой стране эти праздники отмечаются по-разному, в зависимости от особенностей национальной культуры. Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, и большинство важнейших из них приходится на дни полнолуния. Принято считать, что полная луна обладает магическим свойством указывать человеку на необходимость усердия и обещать освобождение. Весок Это самый главный праздник буддизма. В его основу заложены сразу три значимых события в жизни Будды: день его появления на свет, день просветления и день ухода в нирвану. Празднуется весок в момент наступления полнолуния во второй месяц индийского календаря. Если говорить о григорианском календаре, то это период в конце мая — начале июня.
Повсеместно устраиваются торжественные шествия и молебны. Монастыри и храмы в этот период являются символами просветления, поэтому их обильно украшают бумажными фонариками и цветами. Около храмов расставляют масляные лампы. Служители Храмов молятся на протяжении всей ночи и рассказывают прихожанам исходные истины буддизма, его философию и истории из жизни Будды и его последователей. Миряне медитируют в храме и внимают повествованию монахов. По окончании праздничного молебна люди обильно угощают монахов и дарят им подарки. Неизменным атрибутом праздника является омовение статуй Будды водой или чаем с добавлением сахара. Также их осыпают цветами. Во время праздника существует важный запрет, который все обязаны соблюдать — запрещается выполнять любые сельскохозяйственные работы и иную деятельность, способную причинить вред небольшим живым существам.
Ламаизм запрещает в период праздника употреблять в пищу мясо, т. В это время люди должны совершить обход храмов, ступ и иных священных мест по часовой стрелке. При этом необходимо преклоняться к земле. Распространен обычай соблюдения строгого поста на пищу и речь на протяжении недели. Васса Васса — так на языке пали называют месяц. Это период уединения, который осуществляют в сезон дождей. Сезон дождей начинается в конце июня и завершается к сентябрю. В это время очень сложно путешествовать, поэтому Будда и его ученики прекращали проповедническую деятельность и останавливались в каком-либо месте. Впервые на сезон дождей Будда и его последователи уединились в Оленьей роще Сарнатхе.
В дальнейшем это уже стало обычаем — останавливаться на сезон дождей в уединенном месте, где все время можно посвятить медитациям и молитве. Постепенно монашеские общины ввели это правило в качестве обязательного для всех последователей учения. С тех пор в период сезона дождей монахи остаются в стенах своего монастыря, где придаются молитвам, глубокой медитации и постижению 4 святых истин в буддизме. В это время монахи практически не общаются с мирянами. Жители Юго-Восточной Азии, не являющиеся постоянными членами монашеской общины, на сезон дождей могут принимать монашество. В таком случае в течение трех месяцев они ведут соответствующий образ жизни. Существует ограничение на заключение брака в данный период. Когда время уединения заканчивается, монахи должны исповедаться между собой в содеянных грехах и попросить прощения. Далее происходит восстановление общения монахов с мирскими жителями.
Праздник огней Монашеское уединение завершается большим праздником огней. Отмечается он во время полнолуния на девятый месяц лунного календаря. Длится целый месяц, соответствующий по григорианскому календарю октябрю. В это время производятся различные обряды в монастырях и храмах буддистов. Они посвящены как самому празднику огня, так и выходу из общины людей, вступающих в нее лишь на сезон дождей. Для освещения во время праздника зажигают бумажные фонарики, электрические лампочки, свечи. Зажигание огней символизирует освещение дороги для Будды, чтобы он мог спуститься с небес вниз после завершения проповеди перед матерью. Иногда для изображения процесса сошествия Будды на землю монахи берут статую Будды и проносят ее по улицам. Среди мирян принято во время праздника огней ходить по гостям, навещать родных и близких, дарить небольшие подарки.
В конце этого праздника буддизма следует церемония катхина в переводе с санскрита — одежда. Во время нее происходит одаривание монахов общины одеждой. Одно одеяние миряне дарят главе монастыря. Оно предназначено для самого добродетельного монаха в обители. Откуда же появилось название церемонии «катхина»?
Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия: Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня — неведения, привязанности и гнева. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров. Драгоценное человеческое тело — человек находится по середине между живыми существами. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти. Яма — бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу. Каждая спица колеса - одно воплощение души, всего восемь воплощений. Каждая жизнь представляет собой спицу, человек живет и копит карму. За все восемь жизней это может быть как положительная, так и негативная. В конце каждой жизни каждая спица набирает свой процент кармы, которая влияет на последующие жизни. С каждой жизнью кармы становится больше. Если к концу последнего перевоплощения карма отработана, человек может воспользоваться выбором и стать свободным. Что значит колесо сансары дало оборот?
Победный флаг Просветленному преподнес бог Кришна в качестве телесного украшения в форме цилиндрической многоярусной фигуры. Флаг означает победу над врагами и преградами, над демонами, марой и приверженцами ложного мировоззрения. Дхвая дхваджа — это санскритское слово, означающее эмблему, знамя. Изначально являлось боевым флагом в древнеиндийском воинском искусстве. Он служил украшением задней части колесницы великого война. Устанавливали его позади королевского зонта. Каждый флаг был украшен определенной эмблемой короля или воина. На колеснице Кришны, к примеру, присутствовал флаг с гарудой, а Арджуны — флаг с обезьяной. Но чаще всего дхваджа выступала в качестве эмблемы Шивы, великого бога смерти и разрушения, на стяге которого был изображен трезубец. Данный трезубец был символом победы Шивы над тремя мирами или «тремя городами» на земле, под землей и на небе. В воинском искусстве Индии армейский стяг нередко принимал страшные формы, чтобы пугать противника. Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона. Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг — из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа». В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами. Самый традиционный вид флага — это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе.
Кроссворд Эксперт
Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие сукха не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации Е. Торчинов, с. Причиной страдания в буддизме является влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни. При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни -влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении авидья , выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание.
Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. И регулируется эта жизнь законом кармы Е. Учение о карме, как пишет исследователь, является доктринальным стержнем буддизма. Слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» и никоим образом не «судьба» или «участь», как иногда думают.
Он зародился в Древней Индии на территории современного Непала между VI и IV веками до нашей эры, на 500 лет ранее возникновения христианства и на 1000 лет ранее ислама, став продолжением традиций странствующих монахов шраманов. Одна из самых древних книг, дошедших до наших дней, — корейское издание «Чикчи» с проповедями Будды. Другие названия религии — дхарма-винайя и дхарма Будды. Все они связаны с именем духовного учителя, основателя и центральной фигуры буддизма, умершем в 486 году до н. Четвертая религия в мире по числу верующих Буддизм — четвертая в мире религия по количеству приверженцев. Где исповедуют буддизм? Распространившись от Индии до Центральной и Юго-Восточной Азии, Китая ханьский буддизм , Кореи и Японии, буддизм сыграл важную роль в духовной, культурной и общественной жизни Азии. Начиная с XX века, он стал популярным на Западе. Цитаделью буддизма стал Тибет. Это индийская религиозная традиция, состоящая из ряда оригинальных учений, создателем которых считается Гаутама Будда Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни. В буддизме существует 27 Будд, которые предшествовали Гаутама Будде. Будда — учитель для последователей, который поясняет, как избавиться от страданий и желаний, терзающих душу и тело, обрести вечный покой, покинув колесо сансары и достигнув нирваны. В буддизме нет единого бога и пастырей, а есть община. Это не религия в традиционном смысле, а набор практик.
Этот бесконечный круговорот рождений и смертей называется сансара иначе - самсара. С санскрита данное слово обозначает «блуждание» или «странствование». Шесть миров или шесть путей перерождения Представленные в буддизме шесть миров являют собой разное качество жизни: Мир богов дэвов — путь наслаждения. Мир полубогов асуров — путь власти. Мир людей — путь разумного принятия решений. Мир животный — путь потакания сиюминутным потребностям. Мир голодных духов претов — путь страстных желаний. Мир адских существ нараков — путь злобы, агрессии и зависти. В следующей своей реинкарнации человек попадет в мир, который соответствует тому, чем он руководствовался человек при жизни. Привилегированным считается мир людей, поскольку только в этом случае ипостась может самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу. Выход из сансары Пресечь цикличность перерождений поможет путь марга избавления от страданий.
Сансара - что такое сансара в философии и как выйти из колеса сансары?
Главная» Новости» Приносит новости 7 букв сканворд. Вот все ответы Круговорот жизни в индуизме и буддизме на CodyCross игра. является ответом на вопрос: "Круговорот души у буддиста" и состоит из 7 букв. Решения для определения КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ В ИНДУИЗМЕ И БУДДИЗМЕ для кроссвордов или сканвордов.
Поиск: круговорот
И только от жизненного пути и кармы зависит в какой из этих миров попадет душа после смерти. Если человек жил праведно и накопил положительную карму, то у него есть определенный срок, который он проведет в мире богов и полубогов. Если карма отрицательная, то его душа отправляется в мир полудемонов и демонов. А если карма нейтральная, то он снова придет в мир людей. Однако переход из одного мира в другой заставляет забыть о том, чему человек научился и кем был в прошлой жизни. Особые буддийские ритуалы Когда человек чувствует, что скоро покинет этот мир, то приглашает к себе в дом священника - ламу, чтобы тот помог избавиться от страха смерти. Также духовный наставник помогает с достоинством принять неминуемое. Человек принимает позу эмбриона, а в это время лама окуривает дом травами и читает молитвы. После того как человек умирает, его родственники развешивают вокруг дома белые ленты, чтобы оповестить о горестном событии всех вокруг. Домашний алтарь и зеркала завешивают белой тканью, так как считается, что почивший - не чист.
Из тех же соображений тело покойника не заносят в буддийский храм. В этот же день домочадцы собираются вместе, а лама проводит короткую поминальную службу. Родственники могут попросить священнослужителя подобрать усопшему новое имя, которое отражало бы его деятельность при жизни и характер. На фото: буддийский домашний алтарь Важный обряд, который необходимо совершить после смерти человека - церемония воды. Родственники берут пинцетом смоченную в воде ватку или тряпочку и промакивают губы усопшего.
Во время своего духовного поиска Гаутаме пришлось столкнуться с различными наваждениями и искушениями. Так, злое и демоноподобное существо Мара санскр. Но Сиддхартха оставался непреклонен в своих устремлениях до тех пор, пока не осуществил, наконец, свой духовный прорыв. Он обрел просветление бодхи и стал Буддой 465.
Это случилось на сорок девятый день медитации, когда подвижнику было тридцать пять лет от роду. С этого момента он стал существом, превосходящим не только всех людей, но и всех божеств. Он перестал быть человеком в собственном смысле этого слова, ибо всякий человек находится в плену сансары, которая не властна над Буддой. Каково же содержание истины, открывшейся Шакьямуни под деревом бодхи? Буддисты считают, что в момент глубокого сосредоточения Гаутама осознал ряд идей — Четыре Благородные Истины, которые и составляют доктринальное ядро буддийского вероучения. Будда осознал, что жизнь есть страдание, что причиной страдания является желание и влечение, что существует особый вид бытия, не связанный со страданием, и что есть путь, ведущий к обретению этого бытия. Выход на проповедь Достигнув просветления, Сиддхартха оказался перед дилеммой: выйти из мира, получив вечное освобождение, или же остаться в нем ради того, чтобы сделать доступным пройденный им путь другим живым существам? В важный момент выбора в ситуацию вынужден был вмешаться бог Брахма, призвавший Гаутаму к открытой проповеди обретенных им истин. Сердце Пробужденного исполнилось великого сострадания ко всему живому, пребывающему в цепях сансары, и он решил не оставлять нашего мира до тех пор, пока учение не будет распространено здесь в достаточной мере.
Приняв это судьбоносное решение, Будда отправился к близлежащему городу Бенаресу, являвшемуся крупным духовным центром Индии и объектом массового паломничества. В местечке, именуемом «Олений Парк», им была произнесена первая проповедь, оставшаяся в истории буддизма под названием «Проповедь о повороте колеса учения» санскр. Dharma-cakra-pravartana Sutra. Благодаря проникновенным словам проповедника они осознали свою ошибку и стали последователями возвещенного им нового учения. Таким образом, в самый первый момент общественного служения Сиддхартхи возникает три принципиальных объекта культа, а равно и объекта веры: Будда, дхарма учение и сангха, то есть община санскр. В совокупности эти три «вещи» составляют «три сокровища», или «три драгоценности» буддизма санскр. На протяжении следующих сорока пяти лет Будда занимался активным распространением своего учения, и благодаря его проповедям, сопровождавшимся нередко различными знамениями и чудесами, численность общины постоянно увеличивалась. Росту популярности Буддхадхармы немало способствовала поддержка властей, а также многих состоятельных людей. Один из таких благотворителей подарил общине участок земли в царстве Кошала с расположенной на нем рощей.
Это место стало одним из центров притяжения адептов нового учения. Здесь члены общины часто собирались вместе, внимая словам учителя. Плодом миссионерских усилий Сиддхартхи стало обращение в новую веру и ближайших родственников: жены и сына, вошедших в монашескую общину. Считается, что к концу пребывания Будды на Земле число его учеников достигло 12,5 тыс. Завершение земного пути Гаутамы В возрасте восьмидесяти лет Шакьямуни, осознавая, что им совершено все возможное для помощи всем живым существам, завершил свое странствование. Это произошло в месте Кушинагара. Вкусив угощения, приготовленного одним из его почитателей, Будда заболел вполне возможно, что это было просто обычное пищевое отравление. Перед своей кончиной он призвал к себе учеников, дал им последние наставления, после чего погрузился в медитативное сосредоточение, завершившееся переходом в иную форму бытия, неподверженного страданиям. В соответствии с традициями тело Будды было кремировано.
Последователи его учения, стоявшие во главе различных государств, просили учеников передать им часть пепла, оставшегося от погребального костра. На местах благоговейного положения этих останков создавались особые архитектурные сооружения — ступы санскр. В буддистской литературе Будде Шакьямуни усвоено несколько эпитетов, наиболее значимыми из которых являются эпитеты Татхагата санскр. Буддийский священный канон Будда Шакьямуни не оставил после себя ни одного письменного текста. А через весьма непродолжительное время по смерти основателя учение разделилось на множество направлений. Это во многом обусловило дальнейшую разность фундаментальных текстов религиозной традиции. Палийский канон и его разделы Свод священных текстов буддизма — Трипитака санскр. Однако записан он был гораздо позднее — в 80 году до н. Материалом для письменной фиксации послужили пальмовые листья — традиционный письменный материал той эпохи в данном регионе.
Записи были сложены в три корзины, что и дало название всему корпусу текстов. Структура данного трехчастного сборника такова: 1. Виная пал. Сутра пал. Одним из известных и наиболее популярных текстов этого цикла является сборник «Дхаммапада», составленный из изречений, приписываемых Будде Шакьямуни. Абхидхарма пал. Сложность языка изложения и содержания свидетельствуют о том, что довольно рано рассмотрение подобных вопросов стало уделом избранных лиц, составлявших интеллектуальную элиту того времени. Именно в описанной редакции буддийский канонический свод был известен в Европе и долгое время считался единственным нормативным священным текстом буддизма. Поскольку же палийский канон неразрывно связан с направлением буддизма, именуемым на пали Тхеравада о направлениях буддизма см.
Иные варианты буддийского канона Однако впоследствии стало очевидным, что эта позиция не соответствует исторической правде. Тексты другого направления буддизма — Махаяны — не уступают по древности возникновения текстам, сформировавшимся в лоне Тхеравады. Как свидетельствует профессор Е. Торчинов, один из наиболее авторитетных исследователей буддизма, «некритически отождествлять палийский канон с учением раннего буддизма и тем более с учением самого Будды было бы легковерно и совершенно ненаучно» 472. Относительно времени возникновения ключевых для двух перечисленных традиций буддизма текстов Торчинов прямо указывает, что к 80 году до н. Таким образом, мы имеем три основных варианта буддийского канона священных текстов: 1 палийский канон, почитаемый в качестве сакрального текста в Тхераваде; 2 китайский вариант канона, сформировавшийся в Поднебесной в русле традиции Махаяны; 3 тибетский вариант канона, весьма близкий к китайской версии. Отличительной его особенностью является дополнительное двухчастное деление на Ганджур собственно Трипитака и Данджур — многотомный сборник комментариев к тексту Ганджура. Состоит из произведений различного характера — от литературных до философских, причем не только тибетских по происхождению, но и переводных. Кроме того, существует еще и корейский канон, именуемый трипитака кореана, историческая ценность которого состоит в том, что он представляет собой наиболее полное собрание буддистских текстов.
Жизнеописания Будды 474 Отдельно следует сказать о текстах, являющихся жизнеописаниями Татхагаты Будды. Формально эти сочинения не входят в канон, однако их значение для буддийской традиции весьма велико. Как было сказано выше, письменные жизнеописания Гаутамы появились лишь спустя несколько столетий после окончания его земного пути. Укажем на два ключевых текста подобного рода. Первый из них — «Жизнь Будды» санскр. Buddhacaritam , составленный индийским поэтом и проповедником Ашвагхоши, жившим, как считается, во II веке н. Второй важнейший текст — Лалитавистара букв. Текст был написан на санскрите и в IV веке н. Буддийская литература сутр и шастр В заключение обзора сакральных текстов буддизма скажем также о литературе сутр и шастр.
Мы уже встречались с этими понятиями, когда говорили о текстах смрити в индуизме 476. Как мы помним, сутрами в индуизме именовались сборники сентенций философского или морального характера, а шастры представляли собой, как правило, тексты-комментарии к ним, пояснительную литературу. В истории буддизма ситуация выглядела несколько иначе. Первым памятником литературы буддийских сутр является трактат I века до н. Данный текст послужил образцом для будущих сочинений подобного рода, которые подражали ему даже в названии, сохраняя указание на совершенную мудрость и принадлежность к сутрам 477. Данные сочинения, большинство из которых возникло в период с I века до н. Здесь отражены специфические для этого направления буддизма элементы мировоззрения, о которых будет сказано ниже. При этом изложение доктрин лишено систематичности, поскольку претендует на пересказ живой беседы учителя. В соответствии с содержанием все сутры можно условно разделить на три основные категории: 1 сутры, излагающие буддийскую теорию бытия; 2 сутры вероучительные доктринальные ; 3 сутры культового характера.
В отличие от сутр, буддийские шастры, напротив, представляют собой последовательное развертывание философских положений, выводимых главным образом из слов Будды, зафиксированных в сутрах. Доктрины буддизма «Религия без Бога» и буддийские божества Отличительной чертой буддизма, резко выделяющей его из ряда прочих религий, является отсутствие в нем не только идеи Вечного и Неизменного Бога — Творца или Создателя Вселенной, но и даже бога как демиурга, организующего и оформляющего мир согласно своим вкусам и предпочтениям. Данное обстоятельство стало, в частности, причиной появления в специальной литературе, посвященной буддизму, определения оного как «религии без бога» 478. Вместе с тем сам факт существования божеств в буддизме не отрицается. Более того, имеется даже культ поклонения им, широко распространенный среди верующих и даже отчасти поощряемый духовными лидерами. Однако в вероучительном плане поклонение богам нацелено не столько на обретение помощи от них, сколько на стимулирование правильных состояний сознания самого адепта, который это поклонение совершает подробнее см. Практика почитания божеств без стремления соединиться с ними, уподобиться им связана в первую очередь с представлением об их статусе в соотнесенности со статусом человека. Буддизм утверждает, что человек находится в лучшем положении по сравнению с богами, ибо у него есть шанс обрести нирвану, навсегда освободиться от страданий. В то время как для божеств данная перспектива открывается только в контексте последующих жизней, и то лишь в случае рождения человеком.
Показательно, что большинство буддийских божеств имеют небуддийское происхождение. Многие из них заимствованы из народных верований, интегрированных в буддийскую традицию, и впоследствии даже оказываются наделенными иным смыслом. Это свидетельствует в первую очередь о гибкости традиции, ее универсальности и способности усваивать, «абсорбировать» и «переваривать» элементы других учений, не отступаясь от собственных идей. Исключение составляет такое значительное направление буддизма, как Махаяна, где сам Будда наделяется чертами, сближающими его с Абсолютом и ставящими его на место Высшего Существа см. Подобная разность взглядов обусловлена тем, что хранителями и распространителями учения Будды, начиная фактически с момента его выхода из этого мира, были и остаются различные религиозные группы, доктринальные представления которых имеют довольно заметные различия. Иногда эти направления буддизма даже именуют сектами, что, впрочем, не несет оценочной нагрузки, а лишь указывает на их множественность. Таким образом, едва ли стоит говорить о стерильности доктрин классического буддизма, свято и неизменно хранящего изначальные заповеди, по той причине, что такого просто не существовало. Тем не менее, несомненно, возможно выделить некоторый набор положений, возводимых к самому Татхагате, которые считаются базовыми для всех вариантов буддизма. Буддийская онтология С позиций буддизма, все, что обладает бытием, каждая вещь во Вселенной, не исключая человека и саму Вселенную как предмет рассмотрения, есть не что иное, как поток дхарм 479.
Дхармы Дхарма имеет важное значение в индийской культуре в целом, в том числе и в буддизме 480. Как мы помним, в индуизме даже существует особая категория дхаран — социальных скреп, регулирующих жизнь общества и его индивидов в соответствии с общественно-религиозными обязанностями и предназначением группы. Нетрудно догадаться, что дхарана и дхарма являются однокоренными словами. Оба слова имеют общий корень dhrсо значением «держать». Как в первом, так и во втором случае в словах присутствует идея удержания и собирания вместе. Но что же имеется в виду под дхармой в том случае, когда это слово употребляется в контексте буддийской космологии? Что здесь подвергается «удержанию», а главное, кто или что осуществляет сам процесс «удержания»? В буддизме дхарма — это базовый элемент психофизического опыта, неуловимый для сознания, подобно тому как атомарное строение вещества не воспринимается нашими органами чувств. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в данном случае речь идет не о частицах материи, а именно об атоме психофизического переживания, поскольку для буддизма важна не вещь сама по себе, а ее отражение в сознании воспринимающего.
Бытие дхарм крайне неустойчиво, ведь любая из них — это не более чем переживание, длящееся долю секунды, малейшее мгновение. В следующее мгновение ее уже нет, ее сменяет другая дхарма. Именно поэтому любая вещь, как и было сказано выше, представляет собой поток дхарм. Однако совокупность всех этих психофизических квантов всегда самотождественна и составляет все то, что человек мыслит под словом «Вселенная». Процесс взаимозамещения дхарм абсолютно детерминирован законом причинно-следственных связей см. Кроме того, поскольку дхарма — это элементарная частица опыта, то она несет лишь какое-то одно качество, с которым может быть полностью отождествлена. Таким образом, вся воспринимаемая человеком реальность есть круговорот дхарм, каждое мгновение являющий собой новую комбинацию новых квантов психофизического опыта. Это, с точки зрения адептов буддизма, позволяет нам ощущать иллюзию изменений, происходящих вокруг. Более того, в процессе самообъективирования человек осознает самого себя в качестве живого и личностного существа благодаря этому непрекращающемуся потоку.
В рамках буддийской терминологии это учение о непостоянстве именуется термином анитья санскр. Скандхи Отдельная дхарма в силу своей элементарности не может быть воспринята человеком. Он воспринимает дхармы группами, а если буквально перевести соответствующий буддийский термин, то «кучами» — скандхами санкр. Всего можно выделить пять видов скандх. Они же считаются пятью группами привязанностей, у каждой из которых существует свое название. Классификация скандх отражает ступени процесса восприятия любого объекта: — Рупа санскр. В составе данной «кучи» можно выделить четыре компонента: земля, вода, ветер, огонь. Ощущения бывают трех типов: приятные, неприятные и нейтральные. Буддизм выделяет шесть типов восприятия: формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения и идеи!
Показательно, что в данном случае, в отличие от предыдущих, к процессу познания объекта подключается сознание. Кроме того, поскольку в этой скандхе проявляется воля, стремящаяся к объекту либо отвращающаяся от него, это действие порождает карму. Данные пять скандх представляют собой закрытый перечень всего сущего в нашем мире и, соответственно, единственно возможный способ восприятия Вселенной целиком и любого из вмещаемых ею предметов в отдельности. Только через эти пять скандх можно воспринимать себя и мир вокруг. Следовательно, данные пять типов скандх — это единственно возможный способ самообъективирования, то есть самовосприятия. Иначе говоря, именно из этих групп дхарм, как в материальном, так в духовном измерении, и состоит человек, который может по ошибке полагать, что он обладает неким носителем личностного начала — «я», способным существовать после физической смерти тела. Что есть «я»? Поскольку все существующее есть просто поток дхарм, представленных и воспринимаемых в виде пяти групп — скандх, то, соответственно, в рамках буддийской традиции невозможно ставить вопрос о существовании бессмертной души, вечного личностного начала, постоянного «я», которое и является субъектом действий. Данное положение буддийского учения носит название анатман санскр.
Вместо этого предлагается концепция многосоставности того, что воспринимается нами как личность. Она есть просто пять скандх, воспринимаемых нами в своей целокупности. Классическим образным объяснением буддийского восприятия личности стал пример из текста «Вопросы Милинды», составленного около 100 года до н. Указанное сочинение входит в состав палийского канона и представляет собой диалог между проповедником буддизма — монахом Нагасеной и Милиндой 482. В ходе дискуссии монах приводит в качестве примера колесницу, поочередно перечисляя ее составные части и вопрошая собеседника, не есть ли это колесница. Получив ряд отрицательных ответов, Нагасена спрашивает, не есть ли колесница набор этих элементов, царь вновь указывает, что это не так. В конце концов выясняется, что колесницей эти детали делает только упорядоченный состав всех элементов, которые и объединяются общим именем. Подводя итог, монах Нагасена говорит: «Отлично, государь. Ты знаешь, что такое колесница.
Вот точно так же и у меня: вследствие волос, вследствие волосков на теле и прочего, вследствие образного, вследствие ощущений, вследствие распознавания, вследствие слагаемых, вследствие сознания и используется название, знак, обозначение, обиходное слово, просто имя Нагасена, однако в высшем смысле здесь не представлена личность» 483. Шесть возможных форм рождения Вместе с тем, по буддийским представлениям, человек как живое существо не является единственной формой субъектности. Традиционно в буддизме насчитывается шесть возможных форм рождения и, соответственно, бытия: — люди; — дэвы санскр. Самое распространенное описание прета указывает на него как на существо, чье горло размером с игольное ушко, а живот объемом с огромную гору; — нараки от санскр. Показательно и совершенно неслучайно, что данное перечисление начинается именно с человека, который оказывается таким образом поставленным выше не только асуров, но и блаженных богов. Это объясняется тем фактом, что у человека имеется перспектива преодоления страданий и достижения состояния, не подверженного ни болезням, ни печалям, в то время как божества, окрыленные сознанием собственного могущества и призрачного блаженства, не способны в своем актуальном состоянии обрести желаемое всяким живым существом нескончаемое бытие, чуждое какого-либо претерпевания. Для того чтобы совершить это, им необходимо прожить неимоверно долгую, но все-таки ограниченную неким рубежом жизнь и родиться человеком. Участь же остальных живых существ, начиная от животных и заканчивая нараками, еще более печальна. Животные не могут осознать самой необходимости выхода из круговорота страданий, а преты и нараки не способны сделать это ввиду тяготеющих над ними последствий порочных деяний прошлых жизней.
В результате они вынуждены на протяжении безумно долгого но не бесконечного!
Итог цейтнота на работе. Что кумир вызывает у своих поклонников?
Один из шахматных чемпионов, ставший героем оперы «Михаил против Михаила». Что снимают рекламщики? Должность героя Романа Мадянова из фильма «12» Никиты Михалкова.
Какой воробей из Новой Зеландии «жить не может» без нектара? Отдел при большом начальнике. Рюмочная у англичан.
Лукоморье для географа. Пленник во дворце Снежной королевы. Фигура или судно.
Лютый недруг. Переодевание в костюмы популярных персонажей. Вредоносный файл.
Что делают, шагая по служебной лестнице?
Вот и вся моя загадка, Меня назвать пришла пора. Случайный анекдот: — Вчера я упал с тридцатиметровой лестницы! Тюльпаны так же связывают с Голландией, как сыр, деревянные башмаки или ветряные мельницы. При этом мы забываем, что происхождение тюльпанов — тюркское. Тюльпан действительно немного напоминает этот головной убор. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий. Читайте также: Йога с вадимом левашовым для начинающих Примеры употребления слова нирвана в литературе.
Символы буддизма: основные знаки и их значение
С 4 буква - С 6 буква - Р 7 буква - А. Душа человека умеет перерождаться, она может перевоплощаться в другой жизни в разные образы, такой круговорот перевоплощений и есть сансара. В представлении буддистов человека после смерти ждёт непрерывный цикл перерождений. Собрат буддиста, 7 букв, на Л начинается, на Т заканчивается Слово из 7 букв: Первая буква — Л, вторая буква — А, третья буква — М, четвертая буква — А, пятая буква — И, шестая буква — С, седьмая буква — Т Ответ — ЛАМАИСТ. В представлении буддистов человека после смерти ждёт непрерывный цикл перерождений.