VI технологический форум для представителей ИТ-отрасли и высокотехнологичных компаний. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Минцифры представит «IT-ландшафт». Обзорная карта послужит основой для разработки российских аналогов зарубежных сервисов для бизнеса. интеграция ИТ-ландшафтов общесистемного и прикладного ПО в индустриальные.
Новости eXpress
- NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ
- ЦКИТ стал организатором стратегической сессии по формированию новых индустриальных ИТ-ландшафтов
- Post navigation
- Свежее по теме
- Вебинар уже прошел — но вы можете посмотреть его в записи
- Обратная связь:
Отраслевой ИТ-ландшафт: критической зависимости от зарубежных решений нет
Возможно ли это в настоящий момент? Участники нашего заочного круглого стола уверены — да, возможно, но есть нюансы. Процесс идёт «За прошедшие полтора года отечественные вендоры проделали огромную работу по разработке программного обеспечения для импортозамещения. Безусловно, в какой-то мере задача выполнена, однако развитие в данном направлении идёт неравномерно. Например, для управления производственным предприятием российские разработчики в числе прочих продуктов предлагают решение «1С:ERP».
С одной стороны, уже в «коробочной» версии оно обладает максимально широким функционалом, а с другой — благодаря открытому коду позволяет кастомизировать решение под любую производственную специфику. Для бизнес-аналитики и роботизации есть широкая линейка отечественных решений, уже заслуживших признание рынка. В то же время по-прежнему не хватает программных продуктов для промышленного оборудования, и в этом направлении вендоры ведут интенсивную работу. Условия повышенного спроса позволяют привлекать к разработке больше ресурсов, а опыт работы с иностранным ПО обеспечивает объективную экспертизу отечественного продукта», — рассказывает руководитель проектного отдела, эксперт производственной автоматизации проектного центра ООО «Первый Бит» в Красноярске Сергей Локтев.
Сейчас же компании действительно остаются без необходимых решений, в том числе промышленного программного обеспечения. Во-первых, государство осознаёт проблему и выделяет на импортозамещение немалые деньги. Во-вторых, если раньше отечественные предприятия выступали в качестве потребителей зарубежного промышленного ПО, то сейчас они вынуждены брать на себя роль разработчиков и поставщиков такого ПО. Даже если решение разрабатывается для внутреннего использования, оно может быть монетизировано за счёт его продажи как внутри РФ, так и в дружественные страны», — поясняет Егор Гуторов.
Участники дискуссии отмечают, что ситуация с импортозамещением в области программного обеспечения сегодня довольно разнообразна в зависимости от конкретной области применения. В других отраслях уровень импортозамещения может быть ниже, особенно если речь идёт о специализированных решениях, которым пока сложно найти замену», — считает заместитель генерального директора ООО «Бизнес Система Телеком» Евгений Воякин. В сегменте строительных IT-решений крупные компании тоже начали процесс перехода на отечественные программные решения. А вот организации поменьше в основном проектные пока находятся в стадии оценки возможностей импортозамещения.
Также стоит отметить, что средняя цена российского ПО кратно превышает стоимость иностранных решений. Учитывая отсутствие прямой государственной поддержки на приобретение отечественных программных продуктов, высокую стоимость обучения персонала, потери производительности при смене рабочих инструментов, импортозамещение оказывается крайне тяжёлым испытанием для предприятий», — поясняет директор по проектному производству ООО «Кайрос Инжиниринг» Александр Готфрид. Первое: многие российские разработки были наконец-то замечены. Ими стали интересоваться, так как утих маркетинговый и PR шум, который очень хорошо умеют создавать западные бренды.
Разработчики этих программ стали получать заказы, а значит, получили возможность развиваться. Второе направление: те программные продукты, которые уже использовались, стали просто стандартом на предприятиях. И третье направление — это, конечно, бум новых ИТ-систем, которые стали создавать и крупные, и малые предприятия. Вся эта работа даст прекрасный эффект в среднесрочной перспективе.
Главное не останавливаться и стимулировать всестороннюю поддержку отрасли», — комментирует исполнительный директор ООО «Концерн R-Про» Виктория Никитина. Сергей Локтев подчёркивает: недостаточно сделать отечественное ПО с функционалом и характеристиками, как у иностранного. Важно провести ряд успешных внедрений, собрать обратную связь, получить статистику на основании репрезентативной выборки, и только тогда можно будет подводить черту под задачей по импортозамещению. Директор ООО «Софт Скай Девелопмент» SkySoft Дмитрий Нор считает, что главная проблема, которая мешает появлению отечественных цифровых решений, — отсутствие широкой практики финансирования высоких технологий, как государственного, так и частного инвестирования.
Если же говорить об иностранных компаниях, которые были расположены в России, да и в целом в СНГ, то у них не настолько качественные решения, как принято считать. Наши местные разработчики могут сделать лучше», — убеждён эксперт. Они успешно переносят 3D-модели, выполненные с помощью импортных решений, на наши платформы, которые, в свою очередь, активно используют для создания новых проектов в части производств химической, нефтехимической, добывающей промышленности. Для того чтобы это стало массовой практикой, необходимо развитие параллельных процессов.
Например, нужно выходить на новые обороты цифровизации сферы строительства. Но картина, которую мы сейчас наблюдаем и в российской ИТ-отрасли, и в промышленности, говорит о том, что цифровизация — это лишь вопрос времени», — подытоживает руководитель департамента внедрения и сопровождения ПО АО «СиСофт Девелопмент» Степан Воробьёв. Остальное можно сделать на заказ у местных компаний. Например, программно-аппаратные комплексы и системы информационного моделирования.
Невозможно пока заменить сложное оборудование, например телекоммуникационное, но оно используется редко. Однако российские компании и разработчики активно работают над развитием собственных аналогов и альтернативных решений. Например, в области ERP и MES отечественные игроки уже предлагают различные решения, адаптированные к специфическим требованиям российской промышленности. В области PLM также существуют отечественные компании, предлагающие решения для управления процессами разработки и производства», — комментирует Евгений Воякин.
Сергей Локтев подтверждает: российский рынок MES-систем систем управления производственными процессами, предназначенных для решения задач оперативного планирования и управления производством скромнее западного, однако даже в текущих санкционных условиях отечественные компании полностью закрывают потребности внутреннего рынка. А современные отечественные ERP-системы, по словам эксперта, являются результатом более 13 лет разработки и совершенствования систем планирования ресурсов предприятий, поэтому выступают достойным конкурентом иностранным SAP-системам. Безусловно, это колоссальная нагрузка на местных вендоров, но такой массовый приток новых пользователей послужит и скорейшему усовершенствованию, и доработке российского ПО», — убеждён эксперт проектного центра ООО «Первый Бит». Исторически так сложилось, что это ПО развивалось параллельно с мировыми аналогами и сегодня может демонстрировать достойный уровень, интересный в том числе иностранным заказчикам», — отмечает Степан Воробьёв.
Динамично, на уверенном мировом уровне развивается программное обеспечение для оптимизации производства и роботизации с применением цифровых двойников производства. Но есть ряд критически важных систем, где наши решения либо не внедрены, либо реализованы на минимально допустимом уровне: работает — и ладно. Например, довольно слабо развита та часть информационных технологий, которые отвечают за непосредственную связь с промышленным оборудованием: софт для работы с контроллерами на оборудовании, промышленными манипуляторами. По опыту Егора Гуторова, на российском рынке хватает узких сегментов с уникальной спецификой, для которых на данный момент нет отечественных решений.
До санкций компания использовала американское ПО — сложное многомодульное решение для управления не только производственными линиями, но и бизнес-процессами. Так сложилось, что современных альтернатив этому решению нет во всём мире. И сейчас предприятие осталось без техподдержки и обновлений своего ПО.
В облаке развернули полноценный виртуальный дата-центр под бухгалтерское ПО, виртуальные рабочие столы для персонала, почтовый сервис Communigate Pro и другие информационные системы компании. Как решали задачу Архитекторы Nubes спроектировали ИТ-инфраструктуру с учетом размещения клиентских сервисов, а инженеры перенесли в облако информационные системы компании. Команда поддержки взяла на себя администрирование бизнес-систем клиента в облаке. Отказоустойчивость облака на физическом уровне обеспечивается размещением серверов в дата-центрах Tier III, резервированием компонентов и серверов.
Для подключения виртуальный рабочих столов выбрали решение на основе Citrix VDI. Сервис дает возможность подключаться к системе с любых устройств, гарантировать сохранность корпоративных данных, централизованно управлять рабочими столами, поддерживать индивидуальные сетевые политики безопасности.
Также данный тренд могут подстегнуть ужесточения законодательства в области ответственности за утечку данных. Уже разработана и реализуется госпрограмма «Цифровая экономика», в рамках которой действуют несколько стратегически значимых для страны проектов, в том числе по информационной безопасности и по облачным технологиям. Также действует целый спектр мер поддержки ИТ-отрасли, которые были внедрены ещё в прошлом году, в том числе упрощённый доступ к финансированию, налоговые преференции, создание центров компетенций, программы акселерации, а также ряд льгот для ИТ-специалистов.
Помимо этого, сразу несколько государственных фондов реализуют программы финансирования отечественных ИТ-проектов: Фонд содействия инновациям, Российский фонд развития цифровых технологий и Фонд «Сколково». В этом году можно ожидать новых мер для поддержки ИТ-отрасли. Но главным драйвером для развития российских технологий станет госзаказ, который в этом году должен побить все рекорды практически во всех сегментах ИТ-рынка, учитывая, что государственные системы должны будут первыми перестраиваться, минимизируя импортные технологии в ИТ-ландшафте, причём не только на федеральном уровне, но и на региональном и даже муниципальном. Облака занимают отдельное весомое место в приоритетных направлениях развития российских технологий, поэтому российские провайдеры, особенно с аттестованными защищёнными облаками для размещения ГИС и ИСПДН, также смогут получить ощутимую часть госзаказа. Одновременно продолжается разработка типовых решений для федеральных органов власти на платформе «Гособлако», на которое приходится значительная часть рынка ГИС.
И госзаказчики, и бизнес в 2023 году продолжат тестирование различных отечественных решений, причём сразу по всем сегментам — и инфраструктурные, и платформенные, и программные. Однако нельзя сказать, что у отечественных ИТ-компаний совсем нет конкуренции, на российский рынок активно начали выходить азиатские поставщики оборудования и ПО, которые действуют достаточно агрессивно.
Системы хранения данных Storage Systems : хранилища данных, файловые системы, облачное хранилище и другие решения для хранения информации. Системы управления ресурсами предприятия ERP : интегрированные системы для управления бизнес-процессами, такими как финансы, управление персоналом, снабжение и др. Системы управления отношениями с клиентами CRM : инструменты для управления взаимоотношениями с клиентами, отслеживания продаж и анализа данных о клиентах. Системы коллективной работы и коммуникации Collaboration and Communication Systems : почтовые серверы, инструменты для видеоконференций, облачные платформы для совместной работы. Другие специализированные системы: в зависимости от специфики бизнеса, могут быть использованы например, системы управления производством, аналитики данных. Объединение различных уровней технологической инфраструктуры, таких как серверы, сети, базы данных и приложения, позволяет предприятиям использовать возможности современной аналитики, средств автоматизации и облачных вычислений. Благодаря этому компании могут оптимизировать процессы, сделать более прозрачным процесс принятия решений за счет точного анализа больших данных, повысить качество обслуживания клиентов за счет персонализации взаимодействия с ними и даже получить конкурентное преимущество за счет опережения технологического прогресса.
В конечном итоге инвестиции в современную ИТ-архитектуру позволяют компаниям оставаться гибкими в условиях постоянно меняющегося цифрового ландшафта, стимулируя инновации и рост. Эти компоненты взаимодействуют между собой, создавая сложную и взаимозависимую структуру. Каждая компания формирует свой уникальный ИТ-ландшафт в зависимости от потребностей и стратегии развития. Как классифицируют ИТ-ландшафты ИТ-ландшафты компаний классифицируют по различным критериям в зависимости от их характеристик и особенностей. Вот некоторые общие способы классификации: Размер организации Малые и средние предприятия МСП обычно имеют более простой и меньший по объему архитектуры. ИТ-ландшафты крупных корпораций могут быть крайне сложными и включать множество подразделений, географически распределенных центров и разнообразных систем. Чем старше организация, тем сложнее может быть ее ИТ-инфраструктура. Отрасль Финансы, здравоохранение, производство, ритейл, логистика. Каждая отрасль имеет специфические ИТ-потребности, что отражается в ее ИТ-ландшафте.
Бизнес-модель Онлайн-ретейлеры, производства, технологические стартапы. В зависимости от особенностей организации могут различаться использование конкретных технологий и ИТ-решений. Стадия развития Новые компании и устоявшийся бизнес. Стартапы могут иметь более гибкие и инновационные ИТ-ландшафты, в то время как у больших организаций с многолетней историей они могут быть более сложными и стандартизированными. Облачные vs локальные ИТ-решения Делятся на тех, кто использует облачные технологии и тех, кто предпочитает традиционные локальные ИТ-решения. Географическое распределение Локальные бренды и мультинациональные корпорации. У вторых ИТ-ландшафт может включать глобальные сети, дата-центры и специфические технологические требования для разных регионов и стран. Что отличает правильно выстроенный ИТ-ландшафт Правильно выстроенный ИТ-ландшафт отличается своей гибкостью и эффективностью. Он похож на слаженную оркестровую партитуру, в которой каждый инструмент выполняет свою роль без сбоев и задержек.
Gartner: семь технологий, которые кардинально изменят ИТ-ландшафт
Такие системы относятся к деятельности объектов КИИ компании, поэтому в создаваемых нами решениях мы применяем российское ПО собственной разработки. Мы уже позаботились о совместимости нашего софта со всеми смежными российскими продуктам , что упрощает его интеграцию в рабочие процессы с другими системами и платформами» — прокомментировал директор департамента маркетинга и продаж ГК «Системы и Технологии» Павел Зубряков. Представители «Норникеля» также рассказали об оптимизации процесса ведения проектов в компании и объяснили интересующие вендоров вопросы. Отметили важность мнения и опыта поставщиков при реализации проектов в рамках повышения качества планирования и превентивного учёта всех возможных рисков. Мероприятие стало новым этапом в укреплении партнерских отношений с такой крупномасштабной корпорацией как «Норильский Никель».
Особенности построения и оптимизации IT-ландшафта в условиях высоких темпов развития бизнеса Качество, безопасность, госрегулирование 14 апреля 2023, 11:04 2327 просмотров Поделиться Особенности построения и оптимизации IT-ландшафта в условиях высоких темпов развития бизнеса Организация IT-ландшафта IT-ландшафт объединяет все информационные системы предприятия. Ее организация обычно происходит в несколько этапов: разработка, внедрение, тестирование, ввод в эксплуатацию и дальнейшая поддержка. Перед внедрением будущей IT-инфраструктуры выполняются следующие этапы: анализ бизнес-процессов организации анализ доступных решений расчет необходимого бюджета Результатом этапа планирования IT-инфраструктуры является утвержденная целевая архитектура, которая соответствует потребностям бизнеса как с точки зрения эффективности, так и по экономическим показателям.
Внедрение IT-инфраструктуры По утвержденному техническому заданию исполнитель приступает к реализации проекта. В зависимости от масштабов проекта может понадобится: подбор и настройка оборудования и программного обеспечения настройка служб, подключение сервисов создание пользователей, распределение по группам безопасности, определение, настройка и установка прав доступа в соответствии с разработанными и утвержденными регламентами установка и настройка средств защиты информации настройка необходимых интеграций создание регламентов обслуживания и инструкций Эксплуатация и оптимизация После внедрения технические специалисты следят за состоянием IT-инфраструктуры, проводят планово-профилактические работы с оборудованием и программным обеспечением, а также анализируют обратную связь от всех пользователей. В процессе эксплуатации IT-инфраструктуры в организации со временем возникают новые бизнес-процессы, организация развивается и вместе с этим возникает потребность в оптимизации IT-инфраструктуры. Под оптимизацией подразумеваются любые изменения IT-инфраструктуры, которые могут быть связаны со следующими процессами: наращивание мощностей в связи с развитием организации приобретение компьютеров, серверов, лицензий внедрение новых систем, служб и сервисов в действующую инфраструктуру в связи с изменениями потребностей бизнеса CRM, ERP, документооборот внедрение средств защиты информации в связи с изменениями законодательства или появлением новых направлений бизнеса необходимость обеспечивать сохранность персональных данных оптимизация быстродействия в связи с увеличением пользователей и сервисов Для качественной оптимизации IT-инфраструктуры необходимо нанимать сотрудников в штат.
При этом развитие частных облачных платформ на базе собственной инфраструктуры останется без изменений, потому что для бизнеса это будет обходиться неоправданно дорого из-за повышения стоимости технологий и дефицита квалифицированных высокооплачиваемых специалистов. Облака сервис-провайдеров будут более доступны, особенно для компаний, которые не готовы к расходам на закупку дублирующего оборудования и ПО после ухода глобальных вендоров с российского рынка. Такие компании в 2023 году могут перейти полностью на облачную модель — cloud only, хотя по-прежнему эта модель будет в большей степени использоваться малым и средним бизнесом. Такой спрос на облака может повлиять на интерес к облачному рынку со стороны новых игроков, которые имеют значительный инвестиционный ресурс. Среди таких игроков могут быть ИТ-емкие компании из смежных ИТ-сегментов, например, крупные ИБ-разработчики и новые представители из банковской отрасли. Соответственно, бизнес, выбирая облачного партнёра, будет ориентироваться на облачные инфраструктуры с интегрированными решениями информационной безопасности, в том числе из-за увеличения требований со стороны регуляторных органов в отношении размещения персональных данных и ответственности за их утечку.
При этом у бизнеса зачастую нет собственных ИБ-специалистов. С другой стороны, сервис-провайдеры имеют больше возможностей инвестировать в информационную безопасность и аттестовать защищённые облачные сегменты, чтобы предоставлять высоконадёжные сервисы бизнесу. Также данный тренд могут подстегнуть ужесточения законодательства в области ответственности за утечку данных. Уже разработана и реализуется госпрограмма «Цифровая экономика», в рамках которой действуют несколько стратегически значимых для страны проектов, в том числе по информационной безопасности и по облачным технологиям.
Вычислительный комплекс был принят в эксплуатацию ИТ-службой агенства и в данный момент работает в штатном режиме. Архитектура комплекса достаточно гибкая для успешного претворения в жизнь всех наших планов развития.
К слову, за время реализации проекта штат нашей организации увеличился почти вдвое. Опрос, который мы провели среди своих сотрудников по завершении проекта, показал, что в целом работники компании довольны качеством и скоростью работы ИТ-сервисов», — отметил Алексей Трифонов, менеджер по ИТ АКРА. Компания динамично развивается, и уже в процессе эксплуатации появляются новые задачи, требующие изменений и в ИТ.
Облачные горизонты отечественного ИТ-ландшафта
Работа шла по пяти направлениям. Первое — переход в российское облако. Сформулировав технические требования к инфраструктуре и сервисам, которые должны быть развернуты в облаке, мы провели переговоры с вендорами. Для нас было важно, чтобы у облака было больше одной зоны доступности, настройка по принципу «инфраструктура как код» Infrastructure as Code, IaC , возможность оплаты по мере потребления pay as you go , а также достаточное количество вычислительных ресурсов. Выбрали платформу Yandex Cloud и приступили к развертыванию облачной инфраструктуры, используя подход IaC — то есть не вручную, а с помощью запуска скриптов. Затем перевели в облако сервисы, связанные с доменом, хранением учетных записей пользователей, механизмов авторизации и др. Второе направление — развертывание сети. Раньше сеть управлялась из центрального офиса, поэтому своих сетевых инженеров и прямого доступа к оборудованию у российского подразделения не было. В рамках конфигурации сети проектная команда много взаимодействовала со специалистами из глобальной компании. На этом этапе подключили облако, настроили безопасный доступ в Интернет и удаленный доступ пользователей, обеспечили связность между площадками и маршруты доступа к инфраструктурным сервисам.
Третье направление — миграция рабочих мест пользователей, которая включала замену офисных, коммуникационных и других рабочих сервисов на российские решения. Например, вместо офисного пакета Microsoft и Teams внедрили продукты «Яндекс 360». Сложность заключалась в том, что данные о пользователях хранились в глобальной директории со своей структурой. Выделить сотрудников российского подразделения стало нетривиальной задачей. Кроме этого, важно было сохранить переписку пользователей, их права доступа к различным сервисам и списки рассылки, в которых они состояли. Мы подготовили образ для инсталляции, протестировали его и работоспособность основных приложений на группе ключевых пользователей, а затем в три этапа перевели на новые сервисы и инфраструктуру всех сотрудников, не нарушая их работу. В процессе миграции «докрутили» настройки сервисов таким образом, чтобы пользователи получили все привычные функции в новых решениях. Инфраструктурные сервисы также пришлось выстраивать не на привычном для корпоративного сектора стеке Microsoft. Например, в качестве портального решения для совместного доступа к файлам, папкам, другим рабочим материалам вместо SharePoint развернули сервер NextCloud.
Само же проектирование происходит с учетом четырех фаз внедрения — разработки, тестирования и стабилизации, введения в эксплуатацию и дальнейшей поддержки. И все эти четыре этапа невозможны без грамотной системы мониторинга. Мониторинг и визуализация ИТ-ландшафта Полноценный мониторинг развитого ИТ-ландшафта требует универсальной системы — с одной стороны необходимо обеспечить контроль работоспособности всех элементов инфраструктуры и уведомления о сбоях, а с другой стороны — требуется представить каждый из этих элементов наиболее наглядным образом и показать взаимосвязь с остальными компонентами ландшафта. Платформа мониторинга SAYMON отвечает перечисленным выше критериям, при этом постоянно развивается и дополняется новыми возможностями.
Потребовался длительный системный и процессный анализ, чтобы отделить специфику бизнеса от специфики решений и не тащить в новый ИТ-ландшафт «нездоровые» процессы.
Отсутствие системного архитектора как роли внутри компании. Отсутствие практики работы в рамках гибкой модели разработки внутри компании на этапе построения и замены систем. Двойные трудозатраты на поддержку старой и новой инфраструктуры в переходный период. Команда проекта считает, что основные сложности никогда не лежат на уровне систем. Основные сложности находятся на стыке бизнес-процесса, системы и человека.
В рамках проекта были осуществлены диджитализация in-store направления, частичная автоматизация полевой работы и частичная автоматизация постановки целей до уровня торговой точки для достижения in-store KPI.
При формировании этих критериев эксперты Rubytech опирались на такие требования, как общая оценка продукта, его функциональная зрелость, и, наконец, бизнес-оценка компании, которая его разрабатывает. Последний критерий помогает оценить перспективы продукта, его потенциал направления и темпы развития. Проанализировав Единый реестр российских программ Минкомсвязи и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга, мы выбрали приоритетные для анализа продукты.
Для формирования их перечня мы использовали открытые платформы «Отечественный софт», реестр отечественных поставщиков и другие , а также опирались на многолетний опыт экспертов из команды Rubytech и представителей ключевых партнеров. Кроме того, мы рассматривали продукты Open Source, у которых есть команды поддержки в российских компаниях-интеграторах. Далее эксперты Rubytech анализировали каждый продукт по целому ряду критериев: присутствие в реестрах ПО или оборудования ; наличие доступных курсов обучения и поддержки эксплуатирующего персонала; возможность поддержки по SLA; наличие экспертизы в области конкретной технологии на рынке. Система критериев также учитывает распространённость поставляемых решений среди потребителей из конкретного сектора экономики, наличие выстроенной системы поддержки и обучения специалистов — как для системных интеграторов, так и для тех, кто в дальнейшем будет отвечать за эксплуатацию решения на стороне заказчика.
Методику проверяли на реальных кейсах, которые нам предоставляли заказчики. Это позволило в итоге создать применимый на практике и эффективный рабочий инструмент. Наши эксперты постоянно актуализируют референсную модель: исследуют рынок, фиксируют наличие доступных технологий по каждому из сегментов и проводят их специализированную оценку. На её основе впоследствии формулируются функциональные требования к каждому продукту и делаются выводы о возможности применения того или иного стека ИТ-решений в инфраструктуре конкретного заказчика.
Опыт применения референсной модели Рассмотрим возможности использования референсной модели на конкретном примере. На ИТ-ландшафт любой организации критическое влияние оказывает совокупность узлов нескольких компонентов. По нашим наблюдениям, в крупной компании их количество в среднем — от 5 до 10. При этом каждый компонент может иметь более десятка связей с другими.
Согласно логике референсной модели, узловые компоненты являются отправными точками программы миграции на новый ИТ-ландшафт. На следующем шаге эксперты формируют перечень информационных систем, где применяются эти компоненты. А дальше, руководствуясь базовыми критериями ранжирования этих информационных систем по уровню критичности, нагрузки и связанности с другими компонентами, определяют пул приоритетных систем, которые следует переводить на новый стек технологий, как можно быстрее. Уже сейчас в портфеле проектов команды Rubytech есть реальный кейс, который реализуется совместно с заказчиком из финансового сектора.
В рамках проекта мы вместе с ИТ-департаментом заказчика выбрали оптимальные решения для построения целевой модели.
Аналитика и комментарии
Последние новости по теме IT-ландшафт: Мишустин указал на белые пятна в российском IT-ландшафте. Вместе с заказчиком формирует новый ИТ-ландшафт, оказывает комплексное сопровождение проектов тестирования и внедрения. Рассказываем, как компания разработала стратегию локализации ИТ-ландшафта логистической компании «Рулог» (ранее HAVI). Создание ИТ-ландшафта предприятия предполагает проведение сложного комплекса действий, направленных на структурирование и отображение элементов архитектуры ИТ-элементов. Михаил Степанюк, директор департамента программного обеспечения и корпоративных систем, компания Merlion, рассказывает изданию IT Channel News об ИТ-трендах на 2024 год.
Как изменился ландшафт ИТ-экосистем после ухода западных вендоров, и что выбрать заказчику
На встрече обсудили вопросы обеспечения бесперебойного функционирования существующей инфраструктуры и защиты государственных информационных ресурсов, а также новые подходы к предоставлению доступа к единой экосистеме Softline Universe и лицензированию в рамках единого соглашения. Живой интерес вызвали вопросы нормативных изменений по закупкам оборудования. Кроме того, на Softline Deep Dive работала демо-выставка: на 25 стендах были представлены разнообразные решения — от инженерной инфраструктуры до офисных приложений, в том числе и облачные — от ГК Softline и ее партнеров. Отдельные стенды были посвящены продуктам Softline Universe, Softline Digital и других вендоров. Посетителям стендов было продемонстрировано наглядное решение их конкретных задач. Эксперты поделились опытом перехода на российские продукты, разобрали стереотипы об отечественном ПО и оборудовании. На саммите для удобства участников были организованы специальные партнерские зоны для one-to-one встреч и деловых переговоров. За два дня мероприятия эта площадка стала оживленным местом, где клиенты смогли напрямую, в личной беседе обсудить с вендорами актуальные вопросы. Участие компании в мероприятии — это, с одной стороны, оказание поддержки нашему стратегическому платиновому партнеру ГК Softline в рамках партнерской программы «Аквариус». С другой стороны, это возможность рассказать широкой аудитории клиентов со всей России о нас и нашем оборудовании, дальнейших планах развития «Аквариус» на новом ИТ-ландшафте, а также возможность обменяться контактами и получить полезную информацию от наших коллег — российских вендоров. В рамках мероприятия мы обсудили стратегию совместной работы с ГК Softline: были согласованы дальнейшие шаги по работе с государственными и коммерческими заказчиками.
Работа над ошибками, выявленный потенциал модели. В рамках выступлений и свободной дискуссии участники затронули следующие актуальные темы, затрагивающие деятельность ИЦК: необходимый и достаточный уровень детализации отраслевых функциональных моделей; интеграция ИТ-ландшафтов общесистемного и прикладного ПО в индустриальные ИТ-ландшафты; приоритеты и последовательность действий при формировании функционально-технологических карт; интеграция сведений об используемом зарубежном ПО в индустриальные ИТ-ландшафты; проблемы совместной работы над ИТ-ландшафтами близких индустрий например, в машиностроении ; цифровые инструменты для систематизации данных и визуализации индустриальных ИТ-ландшафтов.
Одно могу сказать точно — без аналитики омниканальный ритейл существовать уже не может. Бабаджанов: Прежде всего это задачи по организации новых бизнес-процессов, взаимодействию каналов продаж, а также взаимодействию магазина, контакт-центра и сотрудников. Например, рассмотрим процесс доставки. Дело в том, что доставка может осуществляться как с центрального склада диспетчеризацией занимается специальная служба , так и из офлайн-магазина — в этом случае за все процессы отвечает сам магазин.
Необходимо принять решение, создавать или нет единую службу. При всех ее плюсах есть и существенный минус — наш омниканальный покупатель может позвонить на общую горячую линию, а там ему вряд ли смогут предоставить полную информацию по конкретному магазину. Поэтому, прежде чем что-то решать, необходимо понимать, каким образом увязать между собой все эти процессы. Доставка может осуществляться как с центрального склада диспетчеризацией занимается специальная служба , так и из офлайнмагазина — в этом случае за все процессы отвечает сам магазин Кроме того, острым моментом является выстраивание организационного взаимодействия между различными подразделениями в структуре компании, а также взаимодействия каналов продаж: так, аналитические данные, полученные по одному из каналов, должны с максимальным эффектом использоваться и в других, что обеспечит позитивное взаимовлияние каналов и их постоянный рост. Также хотел бы отметить проблему, связанную с постановкой корректных KPI и, соответственно, организацией распределения продаж, выручки и ответственности между подразделениями и между системами. Необходимо четко понимать, в какой именно системе какое событие должно произойти, как правильно его детерминировать и понять, соответствует оно или нет тем KPI, которые были изначально заявлены. Бабаджанов: Вопрос оценки финансовых затрат уже «утопил» не один хороший проект, поскольку ритейлеры нередко слишком долго считают возможные затраты, а рынок в это время не стоит на месте.
Иногда, на мой взгляд, стоит изменить привычке «долго запрягать» в пользу оперативного захвата какой-то части рынка. Безусловно, необходимо тщательно оценивать все инвестиции в любой проект по трансформации бизнес-процессов, но при этом нужно моментально принимать решение, если есть вероятность упустить возможность серьезно опередить своих конкурентов или, по крайней мере, не остаться позади других игроков. Трансформация бизнес-процессов в любой крупной компании осуществляется постоянно, и чем дольше мы будем откладывать изменения каких-либо систем, тем больше за них придется заплатить в будущем. Необходимость интеграции огромного потока данных, особенно при развитии омниканальных продаж, предполагает перманентное усложнение ИТ-архитектуры, которая постепенно и неструктурированно обрастает дополнительными сервисами, и поддерживать это необновляемое нагромождение систем с каждым днем становится все сложнее. Кроме того, масштабные промышленные системы, например, должны постоянно обновляться и дорабатываться, чтобы эффект от их использования ощущался не только на бумаге, но и на практике. На мой взгляд, нам удалось достичь компромисса: решения по инвестициям в модернизацию базовых платформ принимаются после длительного процесса анализа и оценки, по тактическим — максимально оперативно. Если по результатам тестирования можно предположить, что внедрение или модернизация должны быть успешными, мы реализуем данный проект в максимально сжатые сроки с минимально необходимой функциональностью.
Конечно, не все из них приносят желаемую отдачу, но в целом такой подход себя полностью оправдывает. Например, развивая транспортную логистику, мы на первом этапе в экспресс-режиме в течение двух месяцев занимались подключением транспортных компаний, при этом понимая, что часть операций мы не автоматизируем сразу, делали так называемый быстрый тестовый пилот. Более сложные задачи, такие как автоматизация логистических процессов, будут решаться не менее чем полгода, но уже на подтвержденной теории с учетом понимания всех процессов и узких мест. Бабаджанов: Большая часть возникающих конфликтов связана с ценообразованием. На этот счет существует множество взаимоисключающих мнений. Так, некоторые эксперты полагают, что даже в условиях омниканальности в физических точках продаж магазинах должны использоваться более высокие цены, с учетом издержек на аренду и зарплату персонала. Мы в «Техносиле» придерживаемся принципиально иной точки зрения: цены должны быть одинаковыми во всех каналах продаж.
Однако тут возникает вопрос, какие цены следует принимать за общесетевой стандарт. Следующий вопрос связан с поддержкой актуальности информации об остатках на складе. Ключевой момент — данная информация обязательно должна быть доступна в режиме реального времени, чтобы онлайн-покупатель мог узнать, есть ли интересующий его товар на складе, и зарезервировать его. Здесь тоже возникают конфликты, связанные, например, с вопросом, можно ли отдавать в резерв товар с витрины в том случае, если он существует в единственном экземпляре. Предположим, клиент нашел этот товар в интернете и заказал его, собираясь в ближайшее время подъехать и забрать, однако в это самое время другой покупатель, находящийся в магазине, выбирает этот же товар и идет оплачивать на кассу. Таких ситуаций можно избежать, если использовать соответствующие решения, позволяющие в режиме реального времени видеть все товарные остатки — как витринные, так и на складе, что сводит к нулю вероятность того, что один клиент купит заказанный другим товар. В противном случае могут возникать многочисленные конфликты с покупателями.
Например, один западный fashion-ритейлер фактически принял сторону онлайн-покупателя: если товар заказан по интернету, а офлайновый клиент несет его на кассу, кассир не может его пробить, мотивируя это «его отсутствием».
Сейчас — следующий этап работы, когда мы действительно можем взглянуть более системно на наши задачи, продукты, сервисы, в том числе подойти к формированию ИТ-ландшафтов. Тот подход, который сегодня будет предложен, заслуживает внимания. Согласно данному подходу к построению ИТ-ландшафтов, мы обращаем пристальное внимание на совершенно конкретный разрез функциональных задач внутри каждой группы процессов: разработки продукта, производства, сервисов и других важных критических для нас групп задач, с которыми сталкиваются все наши заказчики. На этом этапе у нас есть прекрасная возможность методологически качественно пересмотреть ряд подходов и посмотреть на то, каким образом они между собой соотносятся». Спикер отметил, что в рамках сессии будут рассмотрены подходы разных Индустриальных центров компетенций, что позволит более предметно говорить о кросс-отраслевом применении решений, стандартизации и интероперабельности продуктов. В отраслевом комитете по машиностроению уже создан архитектурный комитет.
Такие же инициативы есть у коллег из нефтегазовой отрасли. Архитектура предлагает не только делить задачи в рамках ландшафта, но и погружаться в них и принимать решения, ориентируясь на потребности заказчика, формирующего функциональные технические требования к каждому элементу. Минпромторг России будет поддерживать такие инициативы в разных отраслях. Надеюсь, что сегодня мы сможем обменяться опытом, подходами и в такой же логике построить работу во второй волне проектов по формированию детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов Индустриальных центров компетенций на основе функционально-технологических карт», — подчеркнул Владимир Святославич. Директор АНО «ЦКИТ» Илья Массух дополнил, что процесс подготовки приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений и программного обеспечения на отечественные продукты в ключевых отраслях экономики и ИТ-ландшафтов осуществляется в два этапа: первый — до конца апреля 2024 года предполагает формирование функционально-технологических карт «белых пятен», второй этап состоит в создании детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов ИЦК на основе функционально-технологических карт до конца 2024 года. Директор Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Никитин описал повестку на ближайший год и отметил промежуточные результаты работы: «Напомню, что 1 марта 2024 года в Минцифры России состоялось совещание с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, в рамках которого рассматривались подходы к запуску новой волны проектов в ИЦК. В ходе совещания был сделан особый акцент на выявление «белых пятен» в процессе подготовки приоритетных направлений замещения зарубежного ПО на отечественные решения.
Что мы понимаем под «белыми пятнами»? К ним относятся решения, в которых мы не достигли достаточно уровня зрелости для перехода, или они отсутствуют вовсе на нашем ИТ-рынке». Дмитрий Сергеевич напомнил, что механизм выявления «белых пятен» был сформирован Департаментом развития отрасли информационных технологий Минцифры России ещё в 2022 году, однако методология совершенствуется с каждым годом. Кросс-отраслевой взгляд на данный процесс и синхронизация работы различных индустриальных центров компетенций обеспечивают решениям более системный характер и позволяют выходить долгосрочное планирование проектной деятельности. Желаю всем участникам дискуссии продуктивной работы и выхода на результат в конце апреля 2024 года», — добавил спикер. Докладчик продолжил: С помощью функциональной модели описания ИТ-ландшафтов можно организовать определённые работоспособные процедуры в рамках двух дорожных карт: «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение».
Что и как поменяет ИТ-ландшафт страны в 2024 году
ГК «КОРУС Консалтинг» провела предпроектное обследование для компании diHouse (входит в группу ЛАНИТ) и разработала план развития ИТ-систем. интеграция ИТ-ландшафтов общесистемного и прикладного ПО в индустриальные. технологии Тренд: BIG DATA 2011 Количество DDoS-атак в 2013 году 178% в 2012 году 15% Тренды ПО = Тренд: Мобильность 97% запросов Эволюция информации Новый ландшафт ИТ. «ИТ-саммит Softline Deep Dive стал прекрасной возможностью обсудить с нашими клиентами и партнерами новый ландшафт рынка, который стремительно менялся в последние несколько лет. Создаем отказоустойчивые ИТ-инфраструктуры для стабильной работы бизнес-критичных систем, оборудования и других компонентов ИТ-ландшафта. Об изменении ландшафта ИТ-рынка. «СИГМА» – лидер в области разработки и внедрения ИТ-решений для цифровизации российской энергетики и сектора ЖКХ.
NAUKA модернизирует ИТ-ландшафт группы компаний МЕЛКОМ
Совместная команда Axenix и Синхро (ИТ-компания, входящая в холдинг S8 Capital) выполнила первый этап проектов по локализации ИТ-ландшафта и внедрения ERP-системы 1C на трех. Важной частью обновленного ИТ-ландшафта является доработанная POS-система. Что и как поменяет ИТ-ландшафт страны в 2024 году. Технологически независимый ландшафт как раз и понимается нами как некая совокупность информационных ресурсов (систем, приложений, сервисов, продуктов). Вместе с заказчиком формирует новый ИТ-ландшафт, оказывает комплексное сопровождение проектов тестирования и внедрения.
Облачные горизонты отечественного ИТ-ландшафта
Не для всего ПО было легко подобрать аналоги. Мы кропотливо сравнивали решения по полноте покрытия функциональных и нефункциональных требований, параметрам архитектуры и надежности поставщиков. В результате удалось составить перечень возможных систем, которые смогли удовлетворить бизнес-потребности заказчика", — отметил Максим Ким, старший менеджер практики "Технологическая стратегия" компании Axenix. Он включал в себя миграцию данных и информационных систем из глобального облака на российскую платформу, развертывание сети, замену офисных, коммуникационных и других рабочих сервисов на локальные решения, обеспечение информационной безопасности новой ИТ-инфраструктуры.
Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег Головко: «В России у лидеров отраслей довольно зрелые информационные ландшафты, и для их эффективного управления нужны по-настоящему технологичные решения. Для наших экспертов столь масштабное внедрение в ведущем ритейлере России — интересная профессиональная задача. К ней мы подошли с двух сторон: выбрали перспективную отечественную платформу ИТ и совместили с гибридной моделью внедрения, которая включает классический каскадный подход к управлению проектом и гибкие практики. Такой синтез должен обеспечить высокий коэффициент возврата инвестиций клиента и стать новым технологическим ориентиром на рынке». Внедряемой платформе предстоит собирать и анализировать данные о сотнях тысячах устройств, миллионы метрик, группируя данные по одному и тому же устройству или сервису из разных источников, при этом снижая уровень шума. Созданиеединой ресурсно-сервисной модели ИТ в крупной распределенной организации с расчетом «здоровья» как на основе внутренних метрик, так и на основе внешнего влияния других элементов позволит повысить прозрачность и снизить время расследования инцидентов.
И все это в одной системе MONQ.
В настоящий момент разработчики уже получили возможность прогнозировать углеродный след, расчет которого основывается на усредненных показателях по потреблению электроэнергии. В свою очередь эти показатели рассчитываются на основе модели, спроектированной силами команды, развивающей облачную платформу. В ближайших планах — внедрение моделей в платформу наблюдаемости для возможности произведения расчетов на основе мониторинга фактических данных и отслеживания динамики роста или снижения показателей по выбросам. Второй год подряд совместно с нашими партнерами мы считаем и раскрываем предотвращенный выброс СО2-экв от внедрения зеленых технологий и проекта по восстановлению клиентского оборудования. Решение, которое мы реализовали сейчас, стало последовательным шагом в развитии управления климатической повесткой».
Как обеспечивается питание оборудования? Каким образом происходит охлаждение? Бесперебойные питание и холодоснабжение на наших технологических площадках обеспечиваются в соответствии с уровнем Tier III по стандартам Uptime Institute. Более подробно можно изучить здесь Безопасно ли ставить оборудование в ваш дата-центр? Многоуровневая инфраструктура физической защиты включают в себя системы газового пожаротушения, охранного телевидения и сигнализации, контроля и управления доступом. Дата-центры находятся на круглосуточно охраняемой территории, контроль доступа осуществляется с помощью персональных карт и кодовых замков. Вход в помещения организуется по шлюзовой схеме, для технического персонала — только в сопровождении сотрудника Дата-центра.
Облачные горизонты отечественного ИТ-ландшафта
IT-ландшафт объединяет все информационные системы предприятия. Вместе с заказчиком формирует новый ИТ-ландшафт, оказывает комплексное сопровождение проектов тестирования и внедрения. Российская ИТ-отрасль стремительно растет и развивается, решаются непростые задачи своевременного обеспечения ее востребованными кадрами и специалистами. Компания Axenix завершила разработку стратегии локализации ИТ-ландшафта логистической компании "Рулог" (ранее известной как HAVI). Целью исследования CNews Analytics и «Инфосистемы Джет» было определить степень проникновения технологий контейнеризации в ИТ-ландшафт крупных российских компаний и. 5 сентября в Москве представители ГК «Системы и Технологии» приняли участие в первом открытом форуме компании «Норильский Никель» для ИТ-вендоров —"День поставщика ИТ".