Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.
Как работает гештальттерапия
Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания структурная психология на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека. Школа гештальтпсихологии Школа гештальтпсихологии ведет свое начало родословную от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера — «фи — феномена», суть которого в следующем: М.
Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей две прямые линии путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее: Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно Оптимальный интервал около 60 миллисекунд — создается восприятие движения глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии — это явление и получило название «фи-феномен». Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.
Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О.
Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии. Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера.
Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения. Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году.
А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941.
Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.
Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета.
В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах.
Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.
Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция».
Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения. Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом.
Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
Попробую расшифровать, что значит. Основным инструментом гештальт-терапии является постановка психологического эксперимента и фиксация феноменов ответной реакции пациента. Эксперимент может иметь самые различные формы, например, рассказ о каком-то событии в жизни пациента или о его проблемах, разговор на любую тематику, предложение рассмотреть какую-либо гипотетическую ситуацию. Довольно популярен метод «пустого стула», так называемой монодрамы, когда гештальт-терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом месте рядом сидит он сам или важная для него особа. При этом пациент должен вслух начать разговор с самим собой или воображаемым человеком и одновременно фиксировать возникающие у него различные феномены.
Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений «мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др. Небольшой нюанс — важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, то есть в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, так как воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании. Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком. Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем.
А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором. После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел. Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона. Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека — эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия. Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций — то, чему должен научиться человек в конечном итоге.
Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов. При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным. Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме. Каковы основные принципы гештальт-терапии? Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте.
Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов. Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу. Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны. При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого. Врач обычно просит перефразировать такие утверждения.
Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям».
Говоря о гештальте в моде, я веду речь о тех людях, которые как бы застряли в своих последних двух десятилетиях. Все знают: чтобы вещи превратиться в дорогой «винтаж», представляющий культурную ценность, должно пройти минимум от 30, а лучше - пятьдесят лет. Вещь должна «отлежаться». Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб. В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Что же это за причина, по которой они так безнадёжно «проспали свою электричку»? Причину объясняет гештальт психология. Просто в том десятилетии осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Незавершенный гештальт это... Гештальт это например, поведение людей, когда они во время войны разминувшиеся со своими родственниками и любимыми. Придёт по старому адресу, а дома нашего нет - одни развалины. Так хоть мы его встретим на этом пепелище»... Читайте статью, опубликованную на нашем сайте: « Незавершённый гештальт или речь о пролитом молоке » для того, чтобы, возможно, ещё точнее приблизиться к пониманию СВОИХ, индивидуальных проблем. А делать мы этого всё равно не умеем.
И вот гештальт-терапия учит, как это делать. Дело в том, что как говорит наука гештальт психология, человеку дан мозг, который может фантазировать, строить в уме воздушные замки - то, чего не может зверь... Но человек слишком увлекается этим фантазированием, считает психология, в ущерб реальной жизни в моменте «здесь-и-сейчас». Примерно гештальт, например, как обладатели интернета, компьютера и телевизора чересчур увлекаются социальными сетями, игрушками и щёлканьем по каналам... Гештальт пытается вернуть человека из компаний в прошлом - в «сейчас». Особенно если эти мысли о будущем связаны только с негативом - со страхами и опасениями, зачастую надуманными и беспочвенными, к примеру. Это когда мы делаем одно дело, а думаем в этот момент о следующем деле, которое нам вскоре предстоит. А когда доходит дело до этого второго дела, мы уже начинаем думать о третьем. Узнать подробнее об этой проблеме Вы можете, прочитав нашу статью « Невроз предвосхищения ».
Гештальт это: научиться наслаждаться текущим моментом... Научитесь жить «здесь-и-сейчас» и будет Вам счастье, говорят гештальт терапевты. Почитайте статью, опубликованную на нашем сайте « Доклад Всемирного банка о России или четыре ступени долгой жизни » и Вы узнаете, что бывает с теми, кто пренебрегает принципом «здесь-и-сейчас». Для того, чтобы научиться этому принципу, существует масса гештальт упражнений. Например, научиться тщательно пережёвывать пищу зубами, обращая внимание на то, что вы едите. Изучив статьи « Упражнение: «Как это было на самом деле » и « Эта коварная проекция или «Я вижу все твои карты », Вы, с помощью простых, интересных и наглядных психологических упражнений-техник приблизитесь ещё на шаг к идеалу здорового человека, каким его понимают психотерапевты - то есть счастливого, успешного не-невротика. В статье « Жертвы интроекции: кто они? И, конечно, в статье Вы узнаете, как работать с не проработанным родительским сценарием. В статье же « Упражнение «Истоки наших убеждений » Вы познакомитесь с наиконкретнейшей психологической техникой проработки родительского сценария, которая выполняется в два этапа за два дня.
Ну а если вы прочитаете статью « Притча о Художнике или «не забыть напоить гостей чаем » вы узнаете, почему принцип жизни «здесь-и-сейчас» так важен для философов и психотерапевтов.
Незавершённые гештальты в отношениях, особенно детско-родительских, — частая причина обращения к такому виду терапии. Но если человек не чувствует в себе потребности их закрывать, обращаться к терапевту бессмысленно, даже если на этом настаивают близкие и окружающие. Гештальт-терапевт может позволять себе делиться собственным откликом на рассказ клиента, что неприемлемо во многих других видах терапии и может оттолкнуть человека. В конце концов, этот метод просто не всем подходит, особенно разговоры с пустым стулом. Для людей с серьёзными расстройствами личности такая терапия не предназначена.
Лучше не рисковать своим психическим здоровьем, а обратиться к психиатру, который подберёт медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Критика гештальт-подхода У гештальт-терапии довольно слабая доказательная база на фоне многих других видов психотерапии. Метод сам по себе недостаточен без наличия у гештальт-терапевта общей и полной психоаналитической базы. Так что хороший психотерапевт должен уметь ещё что-то, кроме гештальт-терапии. Да и в принципе не обязательно зацикливаться только на этом методе, иногда его достаточно использовать один раз. Некоторые психотерапевты считают гештальт-подход, скорее, видом бытовой философии, но не психотерапевтическим подходом.
А быстрые курсы , по которым учат некоторых «специалистов», добавляют ещё больше недоверия к этому подходу. Гештальт-подход в других сферах Мода на «закрытые гештальты» ожидаемо перекочевала в другие сферы жизни, например менеджмент. Адепты такого подхода применяют его принципы в работе, например: взаимодействие начальства и подчинённых строится по принципу диалога, с равных позиций; все конфликты как можно скорее рассматриваются, так как незавершённая ситуация — это источник напряжения; работников стимулируют брать на себя ответственность за свой вклад в компанию. Особенности восприятия, открытые гештальтистами ещё сто лет назад, используют в рекламе, дизайне, искусстве. Например, логотип Олимпийских игр воспринимается как единое целое, а не как пять отдельных колец, благодаря принципу близости. При этом близкое расположение перевешивает даже цветовые отличия каждое кольцо отличается от другого по цвету.
Принцип «фигура — фон» часто используется в логотипах и постерах. Человеческий мозг склонен воспринимать контрастные изображения как фигуру и фон. Например, у зоопарка в Питтсбурге США контрастный логотип: чёрный рисунок воспринимается как два дерева, а белый фон — как изображения обезьяны и пантеры. Внутри сюжетов тоже часто встречается история о том, как герой пытается завершить незаконченное дело: например, в «Джуманджи» спустя 20 лет героям приходится доигрывать в настольную игру. Факт Фриц Перлз написал «молитву гештальт-терапии», в которой пропагандировал концепцию независимости личности: «Я делаю своё, а ты своё.
Что означает термин «гештальт»?
- Незавершенный гештальт это...
- Заказать обратный звонок
- Гештальт-терапия – мифы и реальность | Вовремя
- Гештальт в психологии: что это простыми словами
- Техники и методы гештальт-терапии: современные подходы к психологическому консультированию | НАДПО
Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?
Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход.
Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
Что такое гештальт и зачем его закрывать | На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. |
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами / Skillbox Media | Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. |
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу» | Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. |
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта | В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. |
Гештальт: что это такое и как его закрыть? | две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. |
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. |
Гештальт-терапия. В чем суть метода? | Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. |
Гештальт-психология: в чем ее суть и что значит фраза «закрыть гештальт»?) | Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. |
Гештальт-терапия. В чем суть метода? | Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах. |
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания | Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. |
Популярное
- Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
- Будьте в курсе наших событий
- Как работает гештальттерапия
- Читайте также
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ.
Что такое гештальт и как его закрыть
Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами | Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. |
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог | «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. |
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог | Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. |
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
Гештальт-психология на службе корпораций. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования. Ольга Лесницкая — Магистр психологии, практикующий психолог, cпециалист в области индивидуального консультирования, гештальт-терапии, системно-феноменологической психотерапии, арт-терапии музыкального направления.
Гештальт-терапия – мифы и реальность
За основу в гештальт-направлении принято понятие «гештальт», то есть организованное целое, свойства которого не получаются из свойств его частей. Точного перевода с немецкого языка не существует. Организация частей в единое целое — так объясняют гештальт. Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части. Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают? Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы?
Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью — расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя. Завершенный и незавершенный гештальт Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился».
И в результате, опираясь на феномены и учитывая контекст, создать с ним отношения, внутри которых возможны изменения.
Что происходит на сессиях Каждая сессия уникальна. Никогда нельзя спрогнозировать, что на ней будет происходить. Но есть принципы , которых придерживается гештальт-терапевт: — Клиент и психотерапевт — равноправные участники процесса; — Психотерапевт не выступает экспертом в жизни клиента, а значит не дает советы и не говорит, за что стоит переживать, а за что — нет; — Специалист предлагает клиенту обратить внимание на то, что происходит с ним здесь и сейчас и как это связано с тем, что обычно происходит в его жизни. Как это работает Гештальт-терапевт помогает раскрыть переживания, которые часто недоступны клиенту в повседневной жизни. Изучая свои процессы, клиент получает возможность их заметить и увидеть, что именно он делает в конкретной ситуации и что им в этот момент движет.
Это расширяет диапазон действий клиента, благодаря чему он учится делать более осознанный выбор. Психотерапия позволяет научиться лучше слышать себя. Распознавать, чего именно хочет человек и выбирать, как он может это реализовывать Кому не подходит гештальт-терапия Гештальт-терапия не работает с людьми, которые: — Находятся в острых психотических состояниях; — Находятся в измененном состоянии сознания, в том числе из-за приема алкоголя или наркотиков; — Имеют тяжелые формы личностных расстройств, в том числе связанных с органическими поражениями нервной системы. Кроме того, гештальт-терапия не сможет избавить от зависимостей, но может стать дополнительной поддержкой. Если параллельно клиент, например, участвует в программе «12 шагов» или наблюдается у нарколога или психиатра.
Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, страх, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет существование нам, а часто и нашим близким.
Работа гештальт-терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать наши потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим.
Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак?
А вот ещё одна гештальт метафора из жизни. У многих «рукодельниц» годами валяются в шкафу недовязанные свитера и недошитые платья. Ведь они служат немым упрёком они словно говорят нам: «Замахиваешься на большое и ничего не доводишь до конца. И всё вот так у тебя в жизни»... Гештальт-терапия основанная на теории гештальт психологии учит эти гештальты закрывать, завершать - не тянуть груз «недовязанных свитеров» которые к тому же уже давно вышли из моды на себе всю жизнь. Кстати о моде.
Такова знаменитая модель Дита фон Тиз, избравшая своим идеалом 50-е, такова Рената Литвинова, подражающая моде сороковых... Говоря о гештальте в моде, я веду речь о тех людях, которые как бы застряли в своих последних двух десятилетиях. Все знают: чтобы вещи превратиться в дорогой «винтаж», представляющий культурную ценность, должно пройти минимум от 30, а лучше - пятьдесят лет. Вещь должна «отлежаться». Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб. В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение.
Поддержка в процессе работы. Что же это за причина, по которой они так безнадёжно «проспали свою электричку»? Причину объясняет гештальт психология. Просто в том десятилетии осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Незавершенный гештальт это... Гештальт это например, поведение людей, когда они во время войны разминувшиеся со своими родственниками и любимыми. Придёт по старому адресу, а дома нашего нет - одни развалины. Так хоть мы его встретим на этом пепелище»...
Читайте статью, опубликованную на нашем сайте: « Незавершённый гештальт или речь о пролитом молоке » для того, чтобы, возможно, ещё точнее приблизиться к пониманию СВОИХ, индивидуальных проблем. А делать мы этого всё равно не умеем. И вот гештальт-терапия учит, как это делать. Дело в том, что как говорит наука гештальт психология, человеку дан мозг, который может фантазировать, строить в уме воздушные замки - то, чего не может зверь... Но человек слишком увлекается этим фантазированием, считает психология, в ущерб реальной жизни в моменте «здесь-и-сейчас». Примерно гештальт, например, как обладатели интернета, компьютера и телевизора чересчур увлекаются социальными сетями, игрушками и щёлканьем по каналам... Гештальт пытается вернуть человека из компаний в прошлом - в «сейчас». Особенно если эти мысли о будущем связаны только с негативом - со страхами и опасениями, зачастую надуманными и беспочвенными, к примеру.
Это когда мы делаем одно дело, а думаем в этот момент о следующем деле, которое нам вскоре предстоит. А когда доходит дело до этого второго дела, мы уже начинаем думать о третьем. Узнать подробнее об этой проблеме Вы можете, прочитав нашу статью « Невроз предвосхищения ». Гештальт это: научиться наслаждаться текущим моментом... Научитесь жить «здесь-и-сейчас» и будет Вам счастье, говорят гештальт терапевты. Почитайте статью, опубликованную на нашем сайте « Доклад Всемирного банка о России или четыре ступени долгой жизни » и Вы узнаете, что бывает с теми, кто пренебрегает принципом «здесь-и-сейчас».
Гештальт-терапия
Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании. Вокруг гештальт-психологии, гештальт-терапии со времени ее появления (60 лет назад!) роятся мифы. Гештальт-психология на службе корпораций.
Истоки гештальт-терапии
- Как определить наличие незакрытого гештальта
- Идея подхода
- Целое невероятнее частей
- Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды
Что такое гештальт-терапия?
А особое удовольствие специалисты получают от знания тайн человека. Разговор — один из основных методов гештальт-терапии. Беседа должна быть нацелена на решение определенной задачи. А не просто «все обо всем». Откровенность — обязательна, если хотите получить результат.
Во время психотерапии человек не просто решает беспокоящие его проблемы — он занимается самопознанием. Гештальттерапевт помогает ему стать целостной личностью — познакомиться с разными частями себя и перестать подавлять те, что раньше казались «неправильными». А это уже не просто повышает самооценку и учит выстраивать здоровые личные границы, но и позволяет развиваться: преодолевать страхи и ограничивающие убеждения, реализовывать свой потенциал в разных областях — отношениях, работе, творчестве.
Творческий подход. Гештальттерапевт использует необычные эксперименты. И это как минимум гораздо более интересно, чем, например, ведение дневника эмоций. Настоящий разговор с внутренним критиком — такой опыт точно невозможно забыть. Кроме того, творческие методы позволяют человеку исследовать свои эмоции, поведение и отношения с другими людьми так, как не получилось бы с помощью более формальных.
По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку!
Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек!
Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям.
Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому.
Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости.
Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т.
Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса. Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек.
Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать.
На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию. И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости.
Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят. Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего!
Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми. Говоря упрощенно, его как бы помещают в некую более или менее широкую группу шизофреники, социопаты, люди с органическими нарушениями, без органических нарушений…. Благодаря клиническому опыту мы знаем, что у людей из определенной группы возникают те-то и те-то проблемы, прогноз — такой-то, показаны те-то и те-то методы лечения.
Для терапевта, занятого консультированием и психокоррекцией, подобного рода диагностика интересна, но, в общем, не очень нужна. По сути, любая психотерапия занимается не лечением, а восстановлением способности человека к контакту с самим собой и окружающим миром другое дело, что восстановление контакта может стать частью лечения, например, при психических расстройствах. Поэтому, кстати, в большинстве терапевтических направлений не используется слово «пациент». Его заменяют словом «клиент», подчеркивая тем самым, что мы не лечим, а оказываем услуги по психокоррекции. Смысл диагностики для нас, прежде всего, состоит в том, чтобы понять, какие элементы психической системы конкретного человека мы будем считать здоровыми и значит, постараемся поддержать , а какие — патологическими тут мы попытаемся научить клиента как-то это компенсировать или реорганизовать. Для психотерапевта важно не отнесение человека к определенной категории, а то, как он сам понимает источник своих проблем. В связи с тем, что рассказывает о себе клиент, мы можем спросить: «Как вы думаете, как такое происходит?
Мы начинаем видеть его картину мира, его модель, объясняющую, почему ему плохо. Такая диагностика очень важна при психотерапии, поскольку от картины мира зависит, как действует человек, какой помощи он ищет. Для нас важно, что модель взаимоотношений с миром одновременно и объясняет человеку происходящее с ним, и запутывает его. Коль скоро он пришел к терапевту, значит, в этой модели есть противоречия, есть пропущенные мысли, которые сам клиент не видит. И первое, что, на мой взгляд, должен сделать терапевт в плане диагностики — максимально прояснить картину мира структуру взаимоотношений с миром своего клиента, поскольку от этого зависит стратегия и тактики дальнейшей работы. Концепция здоровья и психосоматика В отношении физических заболеваний мы исходим из концепции биологического здоровья человека и способности организма поддерживать свое физическое функционирование. Мы предполагаем, что изначально то есть в соответствии с биологической природой человека , все физиологические и психические регуляторные механизмы функционирования, внутреннего взаимодействия гомеостаза и способности к организации внешней деятельности достаточно сбалансированы для того, чтобы человек мог приспособиться адаптироваться к любой ситуации.
Тут опять нам придется вспомнить про первичную и вторичную сигнальные системы. Первичная система позволяет произвести самую общую и, скажем так, «грубую» настройку на изменение окружающей среды. Однако высшим животным и, в особенности, человеку, требуется настройка гораздо более тонкая. За нее как раз и отвечает вторичная система. Чтобы как-то адаптироваться в новых условиях, человек должен понять происходящее, он должен назвать процесс каким-то словом, обозначить его образно, метафорически… Тогда приспособление становится более качественным. Однако этот баланс систем сам по себе очень хрупок, тем более, когда речь заходит об отношениях между близкими людьми. Представьте, ребенку жарко.
Именно так он и говорит маме: «Жарко! Ты просто капризничаешь! Первичная система сигнализирует: жарко! Вторичная система обрабатывает сигнал: «Мама сказала: не жарко! В результате формируется некоторый сложный по композиции процесс остановки и «запутывания» импульсов активности. Если мы используем термин «интенция», то заметим, что борьба побуждений и попытка сориентироваться ведет в результате к тому, что интенция теряет свою форму. Развивается «обратное направление внимания».
Некоторые эффекты, связанные с такого рода изменением направления, психологи называют аутоагрессией: «Я злюсь на себя за то, что чувствую жару, и что мне дискомфортно». Энергия в результате не направляется вовне, не реализуется в форме активного поведения, которое вело бы к изменению ситуации, энергия направляется внутрь себя потому что у меня в голове возникает фигура матери, но «на мать злиться нельзя! В гештальт-подходе эти эффекты «разворота интенции» замечаются, прежде всего, как проявления напряжения в теле и обозначаются термином «ретрофлексия». В результате развивается психосоматический симптом. В нашем представлении, все заболевания, в которых присутствует психический компонент, есть результат неудачной избыточной или недостаточной регулировки со стороны второй сигнальной системы. Значит, задача психотерапевта — поспособствовать тому, чтобы клиент нашел новый способ регулировки, в большей степени отвечающий ситуации «здесь и сейчас». Во всяком случае, не препятствующий мозгу проводить внутреннюю саморегуляцию организма.
Это — с одной стороны. И с другой стороны, — чтобы направленная вовне активность находила какой-то выход в действии. Такой подход вроде бы похож на то, что в аналитической психотерапии называется отреагированием. Но есть и существенные отличия. Слово «abreaction» можно перевести как «раскрытие», «распечатывание».
Расскажите, о чем вас чаще всего спрашивают студенты? Я поддерживаю эту тревогу и отвечаю, что волноваться в новом деле — нормально. Обязательно будет клиент, с которым вы не справитесь — и это хороший способ увидеть то, чему нужно учиться. Вообще, способность быть в неопределенности и сомневаться — один из основных навыков гештальтиста. Обычно, когда я это говорю, страх снижается, а интерес остается. А что для вас самое сложное и самое приятное в работе преподавателя? А самое приятное — это, конечно, отклики и вопросы, наблюдение за процессом решения кейсов в заданиях, сопровождение в обучении и радость от того, что я делаю что-то интересное и важное для многих дело. Как не выгорать, когда практикуешь, преподаешь и учишься одновременно — Ольга, опишите, пожалуйста, ваш стандартный рабочий день: как вы работаете и отдыхаете? Работаю и очно, и онлайн. А отдыхаю, как и все — преимущественно в выходные. Также я продолжаю поддерживать себя как психотерапевта — посещаю супервизорскую группу, учусь на специализациях. Знаете ли какой-то способ избежать выгорания? Мне помогает внимание к своему состоянию, смена деятельности и переключение: иногда уединение и отдых, иногда встречи с друзьями. Также я хожу в бассейн, рисую, путешествую, спрашиваю себя «чего я хочу? А что касается дальнейшего профессионального развития, строите ли планы?