«Положение российских женщин в сфере труда дает основания говорить об обеспечении гендерного равенства», — говорится в докладе министерства. В 1910 году Люксембург и Цеткин предложили учредить Международный женский день как символ борьбы за равноправие.
«Самый феминистский праздник в году». Что такое 8 Марта и как в этот день поздравлять женщин?
Эта дата была выбрана неслучайно. В своих работах она поднимала вопросы о положении женщин в обществе и несправедливом отношении к ним. В 1906 году произведения Минны Кант сыграли важную роль в принятии правительством решения о гарантировании женщинам Великого княжества Финляндского избирательного права наравне с мужчинами. Во всей Европе это произошло впервые. Будущая писательница и первая финская женщина-журналист родилась в семье торговца, бывшего фабричного рабочего.
А также именно в годы войны был введен налог на бездетность. Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось.
Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей.
При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках. Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно.
В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году.
Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями. Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла. В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто.
Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки». К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979. В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений.
Вопрос об абортах до сих пор вызывает полемику во многих странах мира. В 60-70-е социально-активные женщины боролись за право рожать детей тогда, когда сами этого хотят. Широкий общественный резонанс вызвало дело Джейн Роу. Это имя «потерпевшей», которое адвокаты Линда Коффи и Сара Веддингтон использовали при подаче иска в Окружной федеральный суд штата Техас. Ответчиком был Генри Уэйд. Роу на деле оказалась Нормой Маккорвей. В сентябре 1969 года, работая вдали от дома, Норма обнаружила, что беременна. Желая прервать беременность, по возвращении в Даллас она заявила о групповом изнасиловании — только так по закону Техаса можно было сделать аборт. Ей было 22 и она — незамужняя — была беременна третьим ребенком. Но факт насилия доказать не удалось. Попытка криминального аборта тоже провалилась, — врача арестовали незадолго до запланированной операции. Однако у ее адвокатов все получилось. Но на этом история Нормы не закончилась… Sfgate. В итоге она подружилась со многими из них. На нее очень сильно повлияла семилетняя дочь одной из женщин, выступавших против абортов. Как ни парадоксально, Норма Маккорвей сама стала «пролайфером» и даже начала ходить в церковь. В 2003 году она обратилась в суд, чтобы отменить решение Роу против Уэйда, но пятая апелляция по ее делу была отклонена в окружном суде. Издание Daily Mirroy называет цифру в 58 миллионов прерванных жизней, — именно столько юридически дозволенных абортов было совершено после громкого дела с участием Маккорвей. Сама женщина заявляла, что была не лучшим выбором на роль «Джейн Роу»: Dailymail. Я никогда не знала, где я буду спать по ночам. Я никогда не знала, буду ли я есть. Видео: dailymail.
Но сегодня 8 Марта воспринимается большинством просто как День женщин, ассоциируется с приходом весны, любви и тепла. Милые женщины, вы наполняете нашу жизнь гармонией и красотой, удивляете неиссякаемой энергией и душевной нежностью, беззаветной преданностью и жизненной мудростью. Пусть этот день запомнится вам яркими и приятными моментами, цветами и подарками. Искренне поздравляю вас с праздником! Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия, внимания родных и близких!
Социолог рассказала, как советская власть присвоила себе победу равноправия
После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. Женщины России проделали огромный путь от момента, когда не имели никаких «взрослых» прав, до современности. В этот день различные общественные, политические и благотворительные организации проводят мероприятия, которые привлекают внимание общества к нарушению прав женщин.
День борьбы за равноправие и мир
В 1973 году конгрессмен из Нью-Йорка Белла Абзург представила резолюцию об объявлении 26 августа Днём равенства женщин. Через два дня равноправки снова пришли ко Львову и лично вручили ему петицию от женских организаций с требованием допустить всех женщин к выборам всех уровней. Татьяна Буцкая в эфире НСН заявила, что никаких гендерных ограничений в Госдуме нет, но женщинам по-прежнему дарят цветы и открывают дверь.
«Международный женский день» превратился в «День глобального феминизма»
На третьем — продавец, кассир. Таким образом, пока что женщины больше ориентированы на классические сферы", — сообщила ТАСС руководитель пресс-службы hh. По новому списку женщинам разрешили работать водителями грузовых автомобилей, в том числе самосвалов, трактористами, водителями автобусов с числом более 14 мест для пассажиров, машинистами поездов, кварцедувами. Кроме того, приказ Минтруда разрешил женщинам работать авиационными механиками, инженерами по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов, а также в других должностях, которые не связаны с сильными физическими нагрузками и не угрожают репродуктивному здоровью", — добавила Бузунова. При этом официально еще есть ряд профессиональных ограничений. Так, женщинам запрещено выполнять работы под землей, иметь дело с мутагенными химикатами, выполнять физически тяжелые работы в металлургии и литейном производстве, работать машинистами экскаватора, проводить кессонные и водолазные работы, а также профессионально тушить пожары. Женщина в России пока не может стать взрывником или дробильщиком в горном деле, не получится поработать отливщиком или плавильщиком металла, кузнецом на молотах, такелажником — и это еще далеко не полный перечень запретов. При этом он не исключает, что спектр разрешенных для женщин профессий может дополнительно расшириться в будущем. Есть сторонники полной отмены ограничений на выбор профессии, которые считают, что женщина сама вправе решать, работать ей такелажником или нет. В качестве дополнительного аргумента приводится то, что многие "женские" профессии предполагают большую физическую нагрузку — например, медсестрам приходится поднимать и перемещать лежачих больных, которые весят намного больше "разрешенных" 15 кг, но эти усилия не учитываются в оплате труда медицинского персонала. Однако в сфере труда защитники прав женщин видят проблему скорее не в списке ограничений по сферам деятельности, а в неравных возможностях профессионального роста.
Она должна повышать свою квалификацию. По нашим данным, женщина в пять раз реже повышает свою квалификацию, чем мужчина. Поэтому среди безработных по-прежнему больше женщин, чем мужчин", — отмечает глава "Женского альянса".
Цеткин выступила на конференции с предложением установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни. Проводить такой день Цеткин предложила ежегодно в одну и ту же дату в разных странах. Поддержали ее инициативу более ста женщин-социалисток из 17 стран, участвующих в конференции. Конкретную дату тогда не установили. Впервые Международный женский день праздновался 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. В 1912 году этот день отмечался в этих же странах уже 12 мая.
Феминизм — это движение, которое отстаивает социальные, политические и экономические права женщин, борется с сексуальными домогательствами, дискриминацией и сексизмом. Считается, что это движение возникло во второй половине XIX века, когда женщины во многих странах мира стали более активными в общественной жизни и начали требовать равноправия. Хотя вопрос о необходимости уравнять права полов поднимали и такие великие мыслители, как Вольтер, Монтескье и Гельвеций. Но именно в конце XIX века требования феминисток за предоставление им избирательного права стали звучать все чаще.
Смотрите также 06. Хотя за прошедший век движение добилось немалых успехов, но даже и сегодня есть множество проблем неравенства и дискриминации женщин. Например, в некоторых государствах до сих пор существуют обычаи, которые имеют насильственный характер в отношении женщин и девочек.
Кроме того, даже в развитых странах зарплаты мужчин и женщин на одинаковых должностях весьма отличаются. Нередко именно женщины сталкиваются с сексуальными домогательствами и предвзятым отношением на рабочем месте. Не менее частой проблемой является и домашнее насилие. Поэтому современный феминизм старается обратить внимание на эти проблемы и изменить ситуацию.
Но надо отметить, что в современном обществе сложилось неоднозначное отношение к феминизму. Многие люди считают, что это явление заставляет женщину забыть о своем истинном предназначении — матери и жены. Очень часто мужчины относятся к феминисткам как к истеричным мужеподобным женщинам, которым не знакомо понятие женственности.
Феминистки против 8 Марта. Никаких цветов и подарков!
Международный день феминизма отмечают сегодня 07:45, 30 мая 2023, ПАИ 30 мая отмечают Международный день феминизма — праздник, призванный напоминать о равноправии мужчин и женщин, о том, что человек не может быть дискриминирован по расовой, половой или религиозной принадлежности. Феминизм — это движение, которое отстаивает социальные, политические и экономические права женщин, борется с сексуальными домогательствами, дискриминацией и сексизмом. Считается, что это движение возникло во второй половине XIX века, когда женщины во многих странах мира стали более активными в общественной жизни и начали требовать равноправия. Хотя вопрос о необходимости уравнять права полов поднимали и такие великие мыслители, как Вольтер, Монтескье и Гельвеций. Но именно в конце XIX века требования феминисток за предоставление им избирательного права стали звучать все чаще. Хотя за прошедшее время движение добилось немалых успехов, но даже и сегодня есть множество проблем неравенства и дискриминации женщин.
Генеральная ассамблея Всемирной организации интеллектуальной собственности World Intellectual Property Organization, WIPO на заседании в октябре 1999 года приняла решение об учреждении этого праздника. При этом она исходила из того, что 26 апреля... Читать дальше ».
Женщины должны быть равны мужчинам в социальном, экономическом, юридическом и представительском отношениях. Безусловно, право голоса - это не единственная мера гендерного равенства. Участие в политической жизни, доступ к образованию, равные права в браке и разводе, а также многие другие факторы также имеют важное значение для обеспечения гендерного равенства. Сегодня различные организации во всём мире, не только в США, постоянно работают над тем, чтобы обеспечить женщинам равные права, выступая против подавления и насилия в отношении женщин, а также против дискриминации и стереотипов, которые все еще встречаются в каждом обществе.
Клара взяла фамилию Осипа, при этом официально так и не вышла за него замуж. Конечно, с одной стороны, мы можем говорить о том, что мир меняется, но, с другой стороны, у нас существуют еще достаточно жесткие религиозные и общественные нормы. Все-таки большинство населения выступало за старую систему установленного брака", — отметил кандидат исторических наук Павел Балдин. Там познакомилась со своей первой любовью — социалистом Лео Йогихесом. В гражданском браке они прожили 16 лет, детей у пары не было, хотя Роза мечтала о них. Твое предназначение — это революционная деятельность". И так получилось, что Роза Люксембург никогда не стала матерью", — поведала эксперт. По одной из версий, их познакомила дочь Карла Маркса Лаура Лафарг. Пламенные революционерки стали не только соратницами, но и лучшими подругами. Друзья называли их Дикая Клара и Красная Роза. Вместе Цеткин и Люксембург яростно боролись за равные права работающих мужчин и женщин. И начала проявляться в промышленно развитых странах разница между работающим мужчинами и работающими женщинами — разница в зарплате, условиях труда и отношении к работнику. Женщины находились в более ущемленном положении. И, конечно, Роза Люксембург и Клара Цеткин начинают провозглашать идею равноправия женщин", — говорит историк. Возможно, на выбор даты — 8 марта — повлияло старинное немецкое предание. В Средневековой Европе действовало так называемое право первой ночи: сразу после свадьбы невеста должна была подарить свою невинность феодалу. Согласно легенде, однажды в немецкой деревне выдавали замуж сразу восемь девушек.
Вот такая история: Как День эмансипации стал Женским днем (фото)
Белый дом 26 августа по случаю Дня женского равноправия пригласит руководителей штатов и местных органов власти для обсуждения проблемы доступа к. День равенства женщин отмечает достижения борцов за права женщин и напоминает нам об уникальных ежедневных трудностях, с которыми сталкиваются женщины во всём мире. Но даже спустя век дело женщин-социалисток и лично Клары Цеткин живее всех живых, а борьба за равноправие на фоне громких скандалов о домогательствах кажется еще более ожесточенной. Социалисты боролись за равноправие мужчин и женщин (на тот момент эта проблема действительно стояла в мире достаточно серьёзно).
Минтруд заявил о равенстве мужчин и женщин на работе
Но ведь именно благодаря феминисткам, женщина сегодня имеет права работать, свободно самовыражаться, принимать решение о рождении ребенка. Поэтому представительницы течения не намерены останавливаться на достигнутом и выступают за дальнейшие позитивные изменения положения женщин в обществе. К этому призывает и сегодняшний праздник. Отважная женщина, сумевшая в свое время превзойти многих мужчин в вопросах дипломатии и военном деле. Как правило, Международный день феминизма отмечают представители общественных движений, политических партий и профсоюзных организаций проведением ряда просветительских и благотворительных мероприятий. Несмотря на то, что праздник не имеет официального статуса, он уже широко известен в обществе.
Многие люди считают, что это явление заставляет женщину забыть о своем истинном предназначении — матери и жены. Очень часто мужчины относятся к феминисткам как к истеричным мужеподобным женщинам, которым не знакомо понятие женственности. Но ведь именно благодаря феминисткам, женщина сегодня имеет права работать, свободно самовыражаться, принимать решение о рождении ребенка. Поэтому представительницы течения не намерены останавливаться на достигнутом и выступают за дальнейшие позитивные изменения положения женщин в обществе.
К этому призывает и сегодняшний праздник. Отважная женщина, сумевшая в свое время превзойти многих мужчин в вопросах дипломатии и военном деле. Как правило, Международный день феминизма отмечают представители общественных движений, политических партий и профсоюзных организаций проведением ряда просветительских и благотворительных мероприятий.
Главная Новости Общество 8 марта — «день слабого пола» или праздник равноправия? История самой романтичной весенней даты. Почему 8-е? История Международного женского дня начинается в Нью-Йорке 28 февраля 1908 года. Тогда в крупнейшем городе США состоялась демонстрация работниц текстильной промышленности, которые требовали улучшения условий труда. Спустя год часть сочувствующей американской общественности неофициально отметила эту дату как «Национальный женский день».
В 1910-м году в Копенгагене на Международной конференции социалисток известная политическая деятельница Клара Цеткин предложила праздновать её ежегодно — уже как «Международный женский день». Эта инициатива преследовала сугубо политические цели. Социалисты боролись за равноправие мужчин и женщин на тот момент эта проблема действительно стояла в мире достаточно серьёзно. В первую очередь, их интересовало всеобщее избирательное право, так как они надеялись привлечь женщин именно на свою сторону, и увеличить свой политический вес.
Ее интересы выходят за рамки семейных и любовных переживаний. Это полноценная личность со своими мечтами и увлечениями, которая активно вовлечена в общественную жизнь и обладает такой же сексуальной свободой, как и мужчина. Владимир Ленин в статье «Великий почин» 1919 пишет, что главный враг женщины — домашнее хозяйство, которое ничего не производит, не оплачивается и не приносит пользы обществу. Коллонтай в статье «Семья и коммунистическое государство» 1918 пишет, что брак — «товарищеский сердечный союз двух свободных и самостоятельных членов коммунистического общества», а женщина должна быть свободна от быта. Первая советская Конституция 1918 года законодательно закрепляла равенство мужчин и женщин, в 1919 году был создан Отдел по работе среди женщин — Женотдел ЦК ВКП б , а в 1920-м Советская Россия стала первой страной, легализовавшей аборты. В 1926 году браком стал считаться только гражданский союз, а не церковный.
Также предусматривалась простая процедура развода лишь по желанию одного из супругов — в таком случае второго, не явившегося в ЗАГС, уведомляли о расторжении брака по почте. Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы. Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений.
В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались. Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы. Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно. А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху».
В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами. По мнению исследователей , насаждение равенства «сверху» было преждевременным : несмотря на прогрессивное законодательство, по факту женщины все еще зарабатывали меньше мужчин, были менее образованны и больше заняты домашним хозяйством. И они далеко не всегда осознавали свое положение. Как советские женщины столкнулись с двойной нагрузкой под соусом равноправия Уже ко второй половине 20-х годов становится ясно, что ресурсов на то, чтобы строить «Новый быт», у государства недостаточно. Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация, голод и репрессии привели к демографическому спаду: рождаемость снизилась почти в два раза.
30 мая - Международный день феминизма: кто такие феминистки и чего они добиваются?
Хотя вопрос о необходимости уравнять права полов поднимали и такие великие мыслители, как Вольтер, Монтескье и Гельвеций. Но именно в конце XIX века требования феминисток за предоставление им избирательного права стали звучать все чаще. Смотрите также 06. Хотя за прошедший век движение добилось немалых успехов, но даже и сегодня есть множество проблем неравенства и дискриминации женщин. Например, в некоторых государствах до сих пор существуют обычаи, которые имеют насильственный характер в отношении женщин и девочек. Кроме того, даже в развитых странах зарплаты мужчин и женщин на одинаковых должностях весьма отличаются. Нередко именно женщины сталкиваются с сексуальными домогательствами и предвзятым отношением на рабочем месте.
Но именно в конце XIX века требования феминисток за предоставление им избирательного права стали звучать все чаще. Хотя за прошедшее время движение добилось немалых успехов, но даже и сегодня есть множество проблем неравенства и дискриминации женщин. Например, в некоторых государствах до сих пор существуют обычаи, которые имеют насильственный характер в отношении женщин и девочек.
Кроме того, даже в развитых странах зарплаты мужчин и женщин на одинаковых должностях весьма отличаются. Нередко именно женщины сталкиваются с сексуальными домогательствами и предвзятым отношением на рабочем месте. Не менее частой проблемой является и домашнее насилие.
Безусловно, право голоса - это не единственная мера гендерного равенства. Участие в политической жизни, доступ к образованию, равные права в браке и разводе, а также многие другие факторы также имеют важное значение для обеспечения гендерного равенства. Сегодня различные организации во всём мире, не только в США, постоянно работают над тем, чтобы обеспечить женщинам равные права, выступая против подавления и насилия в отношении женщин, а также против дискриминации и стереотипов, которые все еще встречаются в каждом обществе. В День равенства женщин, лучшее на наш взгляд, что можно сделать — это отдать дань уважения удивительным женщинам, которые внесли огромный вклад в движение за права женщин и гендерное равенство.
И во многом поэтому, как считали теоретики, женщины должны включиться в борьбу за социальную справедливость. При этом Коллонтай не считала себя феминисткой: в ее понимании феминизм был буржуазным течением, которое борется с последствиями угнетения, а не с его причиной. По ее мнению, при капитализме равенство было невозможно. В 1913 году Коллонтай пишет программную статью «Новая женщина», в которой излагает свой взгляд на то, какой должна быть эмансипированная гражданка. Ее интересы выходят за рамки семейных и любовных переживаний. Это полноценная личность со своими мечтами и увлечениями, которая активно вовлечена в общественную жизнь и обладает такой же сексуальной свободой, как и мужчина. Владимир Ленин в статье «Великий почин» 1919 пишет, что главный враг женщины — домашнее хозяйство, которое ничего не производит, не оплачивается и не приносит пользы обществу. Коллонтай в статье «Семья и коммунистическое государство» 1918 пишет, что брак — «товарищеский сердечный союз двух свободных и самостоятельных членов коммунистического общества», а женщина должна быть свободна от быта. Первая советская Конституция 1918 года законодательно закрепляла равенство мужчин и женщин, в 1919 году был создан Отдел по работе среди женщин — Женотдел ЦК ВКП б , а в 1920-м Советская Россия стала первой страной, легализовавшей аборты. В 1926 году браком стал считаться только гражданский союз, а не церковный.
Также предусматривалась простая процедура развода лишь по желанию одного из супругов — в таком случае второго, не явившегося в ЗАГС, уведомляли о расторжении брака по почте. Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы. Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений.
В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались. Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы. Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно. А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху».
В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами.