Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. Расскажем, какие религиозные праздники есть у мусульман, чем мусульманский календарь отличается от стандартного и о других особенностях ислама. Навруз, Новруз, Нооруз, Невруз или Наурыз — все это разные названия нового года по астрономическому солнечному календарю, или праздника прихода весны в странах Востока, Центральной Азии и в Закавка.
Празднование навруза: каким мусульманам это запрещается
В «среду радости» последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. В ночь перед Новым годом садятся за стол, на который ставят новую посуду. На праздничном ковре расставляют хафсин — семь предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син» : яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту, плоды лоха. Ритуальная пища символизирует плодородие природы и человека и служит своего рода приношением солнцу. Обязателен также бокал воды с живой рыбкой. Люди сидят молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в новом году. Прикоснуться к еде можно только с его наступлением. На Навруз принято посещать больных и одиноких.
Эта традиция встречалась у народов, которые занимались земледелием. Целью обряда является виртуальное очищение себя, мира. Необходимо отметить, что некоторые богословы, которые приняли ислам, относятся к мероприятию критически. Причиной этого являются нормы праздника, которые сохранили домусульманское верование. Через год в ООН торжество признано международным.
В этот день символом новой жизни становится пшеница и чечевица, ростки которых должны быть не менее 5 см. Для этого люди за пару недель до торжества высевают крупу. Праздничный стол на праздник должен ломиться от изобилия угощений. Существует поверье, что в ночь на праздник, все члены семьи должны быть дома, так как если не выполнить это требование, им придется на протяжении семи лет скитаться в чужих краях. Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю.
К празднику тщательно готовятся заранее: устраивают генеральную уборку в домах, дворах и улицах, обязательно стирают всю имеющуюся одежду, рассчитываются с долгами. Накануне праздника до восхода Солнца необходимо завершить все подготовительные хлопоты: приготовление праздничных блюд, уборку жилья и украшение комнат цветущими ветками деревьев История и традиции праздника Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза, который связывают с культом Солнца и именем древнеперсидского пророка Заратуштры, священная книга зороастрийцев "Авеста". По учению Авесты, люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" — земля, небо, растения, вода, животные и человек. В этот день, по преданию, произошло много легендарных событий, в том числе был избран богом Заратуштра, чтобы принести людям счастье, а мифический царь Тахмурас отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей. Возникновение Навруза связывают также с мифическим царем Джамшидом — на него в этот день упали лучи солнца.
После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Очистительный огонь символически сжигает все прошлые неудачи, даже воспоминание о них удаляется из памяти и из дома вместе с золой. А вот еще одно поверье: чтобы незамужние девушки были счастливы в своем будущем замужестве, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты — знаки несчастья, а вечером, перед закатом солнца, эту воду выплескивают вместе с монетами на улицу. До наступления темноты в Ахыр чершенбе принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и подслушивали их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза Ширази. Кстати, традиция гадания сохранилась и по сей день, правда не все это делают, в основном в селах. Среди предпраздничных обрядов основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни — проросшей пшеницы, которая символизирует плодородие и имеет культовое значение.
Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами. Праздничный стол в этот день — особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, сюд, сирке, сэмэни, сабзи и др. Кроме этого, на стол обязательно ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение. Свеча — огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало символизируют завершение старого года и наступление первого нового дня.
Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется — наступает новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга. Празднование Нового года завершается на 13-й день Новруза. В этот день за городом проводятся массовые гуляния, старинные игры — скачки на верблюдах и лошадях, различные соревнования, в которых наравне с мужчинами участвуют девушки и женщины. Турция Как и во многих странах, в которых отмечают этот праздник, в Турции верят d традиции, что первое, что увидит человек в день Навруза, то и будет сопровождать его весь год. Это касается не только людей, но и обычных предметов быта и блюд, поэтому турки стараются заранее подготовиться и окружить себя вещами, символизирующими благие намерения, счастье, здоровье и удачу — таковыми издавна считались вино, ростки ячменя и деньги. Обязательным атрибутом празднования Навруза в Турции является огонь, который сегодня в больших городах заменили фейерверками, а вот в небольших селениях до сих пор в Навруз можно встретить людей около больших костров.
Накануне готовят множество блюд, среди которых должны быть берек со шпинатом, крашенные в луковой шелухе яйца, юфка, конфеты, леблеби и локум. Турки, традиционно утром 23 марта, — именно эта дата считается первым днем Навруза в Турции — просыпаются пораньше и, надев новую одежду, идут на кладбище. Побыв в кругу семьи и поцеловав надгробие, люди торопятся на обряд «хак юлештирир», совершаемый в полдень: женщины угощают всех орехами, сопровождая церемонию чтением молитв. К вечеру семья собирается вместе за столом, причем застолье может продолжаться до утра. Иран Праздник Новруз имеет совсем не религиозные корни, но с появлением ислама в Иране старинный традиционный праздник нового года стал более духовным и привязанным к религиозным обрядам. Сегодня же в домах иранцев в новогоднюю ночь читают Коран, это стало неотъемлемой традицией Новруза наряду с вековыми обычаями, связанными с этим праздником. Готовиться к празднику иранцы начинают задолго до наступления Нового года. Последние дни уходящего года проходят под знаком великой уборки, называемой здесь ханетакани.
Причем чистоту и порядок иранцы наводят не только у себя дома: они трудолюбиво чистят и моют улицы, различные уголки города, стирая со стен и полов грязь и тьму, готовясь к весеннему вторжению в жизнь народа нового светлого и хорошего начала. Неоспоримым фактом является то, что во время Новруза жители всей страны становятся особенно доброжелательными, улыбчивыми и открытыми навстречу миру, они еще больше помогают друг другу, участвуют в благотворительных акциях. Накануне наступления последнего вторника старого года иранцы жгут костры и распевают песни под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Повсюду проходят шествия с факелами, которые заканчиваются у реки, где народ начинает праздновать, прыгать через огни костров и купаться. Традиционный новогодний стол в Иране — «Хафт-Син» — обязательно включает семь блюд, первая буква в названии которых — «Син», или «с», как и в других странах. На столе также непременно присутствуют Коран и множество свечей. За праздничным столом собирается вся семья, читаются молитвы и изречения из Корана. После наступления нового года люди ходят по гостям в течение 13 дней, затем едут на природу, чтобы отдать дань земле, благословляя ее и благодаря за дары.
Афганистан Навруз празднуется в Афганистане 21 марта. Сопровождается это странным ритуалом: с часа ночи с 20 на 21 марта и до 12 часов дня 21 марта никто не должен выходить на улицу. С этим связано поверье, что если кто-то покинет дом в этот период, то в наступающем году умирает один из членов семьи. Задолго до наступления праздничных дней шьют новую одежду всем членам семьи, убирают дом, выбирают подарки для близких. В день торжества на столе должны быть фрукты и орехи, компот из 7 видов фруктов и 5 блюд, названия которых начинаются на букву «с» — ими нужно будет угостить всех друзей и знакомых. Заранее варят и красят яйца — обычно по количеству детей в семье. Есть поверье, что они отводят несчастья, так что каждому ребенку дают съесть хотя бы одно яйцо. Китай В Китае праздник весеннего равноденствия Навруз отмечают жители Синьцзяно-Уйгурского автономного округа, население которого составляют этнические уйгуры, казахи, узбеки, дунгане и т.
Люди надевают яркие одежды и отправляются в храм.
Ночь на Чахаршанбе-сури напоминает первые пару часов после нашего нового года, когда во всех дворах взрываются салюты и петарды. Гашог зани Есть и другая традиция на Чахаршанбе-сури. Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш. Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей.
Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин. Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок. Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз.
Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом. Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним. Аму Навруз — иранский Дед Мороз Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз. На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза.
У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Это чень романтичная и символичная история любви. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль. В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки.
Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо. Хафт Син — вместо новогодней елки На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син.
Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков.
Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году. За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма.
Когда мусульмане отметят весенний праздник Навруз в 2023 году
Встречают ли мусульмане весну и можно ли им праздновать Навруз-байраму 2023 года. В этот вторник представители иранских и тюркских народов отмечают праздник прихода весны — Навруз Байрам. Как мусульмане отмечают Новруз-Байрам — что означает праздник. Расскажем, какие религиозные праздники есть у мусульман, чем мусульманский календарь отличается от стандартного и о других особенностях ислама. Мусульмане-шииты-имами исмаилиты по всему миру отмечают Новруз как религиозный праздник. Действительно, праздник Навруз уходит корнями в зороастрийское прошлое иранских народов.
Навруз шагает по планете. Об истории праздника и его необычных традициях
Расскажем, какие религиозные праздники есть у мусульман, чем мусульманский календарь отличается от стандартного и о других особенностях ислама. Помимо персоязычных государств праздник Навруз широко отмечают в странах Центральной Азии, на Кавказе, в России, Турции, Пакистане, Ираке, и даже в регионах Балкан и Индийского субконтинента. Что за праздник Навруз-байрам Согласно исламским традициям, большую часть праздников, популярных среди восточного народа, принято отмечать по лунному календарю. Праздник Навруз в 2024 году отмечают во второй половине марта. Из всего вышесказанного становится очевидным, что Навруз это языческий культовый праздник и что мусульманину запрещено праздновать его.
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
Тот, кто обнаружит ее в своем лакомстве, целый год будет счастливым и удачным. Языческими корнями, уходящими в глубокую древность, обладает новогодняя традиция прыжков через костры, во время которых согласно поверьям, человек очищается от злых умыслов и грехов. Как и у других народов, на Востоке считают, что прошлогодние обиды нельзя нести с собой в Новый год. Мусульмане, проживающие на территории христианских стран, с удовольствием отмечают этот праздник вместе с местным населением. Это не запрещено исламом и значит, ничего греховного в этом нет. Во время празднования праздника 21 марта Навруз Байрам, мусульмане, точно так же как и другие, загадывают желания, надеются на счастье и изобилие в наступающем Новом году!
Дата торжества является фиксированной, несмотря на то, что представители мусульманства используют лунный календарь.
Это связано с тем, что сам праздник появился еще задолго до возникновения ислама. Некоторые эксперты говорят, что Навруз Байрам — это исключительно мусульманский праздник. Однако в официальных источниках сказано, что торжество имеет языческие корни. В этот день язычники приносят своим богам жертву в виде одного дня в году, когда они отдыхали, проводили время в спокойствии и умиротворении. За это в течение следующих двенадцати месяцев им дарилась милость высших сил. Во многих государствах Навруз отмечают по-разному.
Например, в Иране торжество длится 13 дней, из которых первые пять посвящаются встрече Навруза и посещению родных и друзей.
Люди вручают друг другу разные подарки, это может быть еда, а может быть и предмет. Существует неписаный обычай — в дни весеннего праздника люди вручают друг другу «долей». Это поднос, в который укладываются праздничные лакомства, сямяни, свечи, хонча и другие вкусности. Этот поднос нельзя возвращать пустым, так как в этом случае, по народному верованию, дом может лишиться достатка. Поэтому получившие хончу обязательно должны вернуть посуду, но уже с другими праздничными угощениями. Традиционное приветствие на Навруз Мусульмане обожают Навруз, они считают, что это праздничное событие способно изменить их жизнь в лучшую сторону.
Люди молятся Всевышнему о том, чтобы в их дом пришли счастье, достаток, радость и благополучие. Пожалуй, одна из главных традиций Навруза — это большой стол с огромным количеством разных блюд.
Двери дома в этот день было принято оставлять незапертыми, что свидетельствует о гостеприимстве хозяев. А в первый день нового года в каждом доме всю ночь должен гореть свет. Это считалось знаком благополучия. Отмечающие праздник ставят на стол зеркало, крашеные яйца и свечи. Также в это время было принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери.
Навруз-байрам 2023: можно ли праздновать правоверному мусульманину 21 марта
Затем он захотел расширить границы своей доброты и сказал ученым: «Когда я соберу всех угнетенных и сяду с ними, и вы приходите ко мне. Справедливостью и добром одарю я всех нуждающихся в этом. Я сделаю все, что вы хотите». И день, когда он вышел к народу искупить свои грехи и покаяться, был первым днем месяца Фарвардин. С этого дня он стал называться Наврузом…». Кроме того, сохранилось много рассказов об этом дне, свидетельствующих о надеждах и чаяниях иранских народов, мечтавших о справедливом и добром царе, заботившемся о людях, ибо, как известно в день Навруза, то есть в первый день нового года солнце входит в созвездие Овна и происходит весеннее равноденствие. Спящая природа пробуждается, и все сущее начинает новую жизнь. Навруз после принятия ислама Нет ни какого сомнения, что народ, принадлежащий к древнейшей мировой цивилизации и имеющий богатейшую историю и традиции, огромную территорию и создавший три великие империи, жил благополучно и радостно.
После принятия ислама, этот народ, по справедливому замечанию советского востоковеда, критика и литературоведа Иосифа Брагинского, «некоторое время грустил, а затем очень быстро освоил новую культуру и новый язык». Были династии иранского происхождения, управляющие арабским исламским Халифатом и благодаря усилиям этих правителей древнеиранские традиции возродились. Влияние иранской аристократии было настолько значительно, что она могла убедить халифов, подражая Сасанидским правителям, во время празднования Навруза выходить к народу в дорогостоящих одеждах с сияющими жемчугами и общаться с ним. Был так же возрожден древний обряд песнопений. Спустя некоторое время персидские поэты и писатели во дворцах относительно самостоятельных от Халифата иранских государств, таких как Саффаридов, Тахиридов, и особенно Саманидов стали воспевать былое величие Ирана и этим способствовали возрождению Навруза. Навруз в Иране Слова персидско-таджикских поэтов и мыслителей были настолько сильны и пленительны, что невозможно было оставаться равнодушным, и влияние это было так велико, что правители не могли пренебрегать иранскими традициями и обычаями, иначе они подписались бы в своей собственной несостоятельности. Несмотря на то, что изначально арабами не была по достоинству оценена иранская культура, иранцы уже на арабском языке продолжали обращаться к имамам своего времени и объясняли важность своих обычаев и традиций и, таким образом, укрепляли их в исламской среде.
Они сумели убедить общество, что эти традиции не противоречат законам Шариата, а, наоборот, украшают его. Благодаря этому стало возможным принятие летоисчисления по солнечному календарю и празднование Навруза. Много достойных людей того времени приложили усилия для закрепления статуса Навруза. Иранец по имени Мулло бен Ханис, которому покровительствовал Имам Джафар Содик, включил праздник Навруз в тридцатидневный месяц лунного календаря. Он обратился к имаму Садыку Да будет мир над ним и получил от него одобрение, после чего этот праздник среди иранцев также как и во времена Сасанидов вновь приобрел религиозную окраску, но теперь уже исламскую. Об этом было изложено в рассказе книги «Бустон-аль-Орифин» Цветник суфиев , которую ходжа Насредин Туси привел в поэтической форме. Навруз в Узбекистане www.
В этот благоприятный день больные начинают чувствовать себя лучше, легкими бывают роды, человек, рожденный в этот день должен быть счастливым». Кроме того, есть поверье, что в исламском мире Навруз распространялся при содействии Салмони Форси, который был одним из приближенных исламского пророка Хазрата Мухаммада Да приветствует Аллах его и род его. Рассказывают, что Салмони Фарси говорил, что первый день месяца Фарвардин назван одним из имен Всевышнего-Хурмузд, и этот день является самым счастливым. Так же рассказывают, что Хазрат Имам Садик наказывал: «в день Навруза хорошенько омойте свое тело и сохраняйте его в чистоте, наденьте свои лучшие одежды, используйте благовония и восхваляйте Всевышнего». Иранцы сделали все зависящее для сохранения и возрождения своих национальных традиций и обычаев в новых условиях. Они преданно верили в святость Навруза, а так же считали его днем, когда архангел Джабраил явился к исламскому пророку Мохамаду с посланием от Бога, и когда Ибрахим Авраам разрушил идолов. Суманак www.
Были династии иранского происхождения, управляющие арабским исламским Халифатом и благодаря усилиям этих правителей древнеиранские традиции возродились. Влияние иранской аристократии было настолько значительно, что она могла убедить халифов, подражая Сасанидским правителям, во время празднования Навруза выходить к народу в дорогостоящих одеждах с сияющими жемчугами и общаться с ним. Был так же возрожден древний обряд песнопений. Спустя некоторое время персидские поэты и писатели во дворцах относительно самостоятельных от Халифата иранских государств, таких как Саффаридов, Тахиридов, и особенно Саманидов стали воспевать былое величие Ирана и этим способствовали возрождению Навруза. Навруз в Иране Слова персидско-таджикских поэтов и мыслителей были настолько сильны и пленительны, что невозможно было оставаться равнодушным, и влияние это было так велико, что правители не могли пренебрегать иранскими традициями и обычаями, иначе они подписались бы в своей собственной несостоятельности. Несмотря на то, что изначально арабами не была по достоинству оценена иранская культура, иранцы уже на арабском языке продолжали обращаться к имамам своего времени и объясняли важность своих обычаев и традиций и, таким образом, укрепляли их в исламской среде. Они сумели убедить общество, что эти традиции не противоречат законам Шариата, а, наоборот, украшают его.
Благодаря этому стало возможным принятие летоисчисления по солнечному календарю и празднование Навруза. Много достойных людей того времени приложили усилия для закрепления статуса Навруза. Иранец по имени Мулло бен Ханис, которому покровительствовал Имам Джафар Содик, включил праздник Навруз в тридцатидневный месяц лунного календаря. Он обратился к имаму Садыку Да будет мир над ним и получил от него одобрение, после чего этот праздник среди иранцев также как и во времена Сасанидов вновь приобрел религиозную окраску, но теперь уже исламскую. Об этом было изложено в рассказе книги «Бустон-аль-Орифин» Цветник суфиев , которую ходжа Насредин Туси привел в поэтической форме. Навруз в Узбекистане www. В этот благоприятный день больные начинают чувствовать себя лучше, легкими бывают роды, человек, рожденный в этот день должен быть счастливым».
Кроме того, есть поверье, что в исламском мире Навруз распространялся при содействии Салмони Форси, который был одним из приближенных исламского пророка Хазрата Мухаммада Да приветствует Аллах его и род его. Рассказывают, что Салмони Фарси говорил, что первый день месяца Фарвардин назван одним из имен Всевышнего-Хурмузд, и этот день является самым счастливым. Так же рассказывают, что Хазрат Имам Садик наказывал: «в день Навруза хорошенько омойте свое тело и сохраняйте его в чистоте, наденьте свои лучшие одежды, используйте благовония и восхваляйте Всевышнего». Иранцы сделали все зависящее для сохранения и возрождения своих национальных традиций и обычаев в новых условиях. Они преданно верили в святость Навруза, а так же считали его днем, когда архангел Джабраил явился к исламскому пророку Мохамаду с посланием от Бога, и когда Ибрахим Авраам разрушил идолов. Суманак www. Обряды Навруза Об обычаях и традициях празднования Навруза в эпоху Ахеменидов и Ашканидов подробной информации в первоисточниках очень мало.
Но из известных барельефов и надписей ахеменидских царей становится ясно, что ежегодно в дни Навруза из всех стран, входящих в империю Ахеменидов, прибывали делегации с дарами для иранского шахиншаха царя царей. Это происходило в Персиполисе, в резиденции ахеменидских царей, которая по легенде была сожжена Александром Македонским. По некоторым данным, делегаты отчитывались за проделанную работу и получали новые указания центральной власти. О том, как праздновался Навруз в эпоху Сасанидов, есть огромное количество сведений. Один из ритуалов Навруза описан в различных источниках и сохранился до наших дней. Это ритуал праздничного стола, на котором должно быть семь блюд, и их названия должны начинаться с буквы «с». На столе помимо некоторых религиозных ритуальных вещей, например, - священной книги, ветки дерева граната, символизирующей продолжение жизни и благополучия, должен был быть очаг для священного огня.
Все это по поверьям древних иранцев должно было освящать праздничную пищу.
Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш. Марджани, К.
Насыри, Н. Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания — разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось требовалось вознаграждение — продуктами, гостинцами, деньгами.
Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, то есть Новый год. Однако в его праздновании участвовали в основном шакирды, получившие образование в Средней Азии.
В некоторых регионах компактного проживания татар Навруз отмечали до начала XX столетия. Ряд фольклорных памятников сохранились до наших дней. От вас нам — угощения. Да будет благославен Навруз!
Молодежь устраивала игры и состязания, во время которых выбирали самую красивую и нарядную девушку села, которая получала титул Наврузбике тат. Она, олицетворяя образ весны, вступала в противоборства с персонажем, олицетворявшим уходящую зиму — ряженым в старика Кыш-Бабаем. Для татар не характерно приготовление блюда сумаляк суманак , которое является обязательным атрибутом Навруза у народов Средней Азии. Празднование дня весеннего равноденствия сохранялось лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской, частично Тюменской, Омской областей астраханские, сибирские татары.
А вот форма проведения этого праздника заметно различалась [23].
При этом в разных странах свои наборы еды. На Навруз готовят два блюда, которые едят исключительно в этот праздник, — гуджу и сумалак. Создание угощений занимает очень много времени: обычно на них уходит вся ночь перед праздником, и готовить такие кушанья принято в одиночестве.
Гуджа состоит из семи злаков и мяса, которые варят множество часов, пока они не превратятся в однородную массу. Кое-где вместо нее готовят халим — кашу из пшеницы, мяса, нута и овощей. Варить это обязательно должны мужчины. А вот сумалак, наоборот, готовят женщины.
Это халва из самых молодых ростков пшеницы. Их перемалывают, а потом варят в воде или хлопковом масле в огромном котле. Блюдо приходится непрерывно мешать, поэтому обычно за него берутся несколько женщин из разных семей. По готовности сумалак раздают всем, кто участвовал в процессе.
Народы Центральной Азии и Ближнего Востока готовятся отметить один из древнейших праздников — Навруз. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В.
О традициях праздника Навруз-байрам.
У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом. Действительно, праздник Навруз уходит корнями в зороастрийское прошлое иранских народов. праздник Навруз-байрам, цветущее дерево. Как государственный праздник Навруз отмечается в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. Главная» Новости» 21 марта праздник у мусульман.
Почему мусульмане недолюбливают Навруз
Широко празднуется этот день в Иране родине зороастризма , в кавказских странах, где большинство населения мусульмане, а также в Средней Азии. Хотя на родине Ислама 21 марта не считается праздником, потому что многие богословы на территории Арабских Эмиратов прямо запрещают празднование дня весеннего равноденствия, основываясь на хадисе, в котором Пророк с. Неоднократно другие алимы доказали, что отмечать традиционные для местности проживания праздники не является харамом, что подтверждено фикром, а именно выдержкой «Традиции и обычаи — судьи». То есть, фикр мусульманское право не считает мусульманский праздник 21 марта как обязательный, но разрешает его как светское мероприятие, допущенное к проведению. Какие блюда готовят на Навруз Байрам? Издревле на стол положено ставить семь продуктов, названия которых начинаются на букву «С»: сабзи зелень и овощи , сенчел ягоды лоха, джидда , себ яблоки , сомаг особый набор специй , саману особым образом испечённый хлеб , сирке уксус , сир чеснок. Главным же блюдом на праздничном столе является сумалак — его значение на праздничном столе играет очень важную роль. Сумалак символизирует собой объединение — ведь процесс его приготовления весьма долгий и трудоёмкий, и к нему должны «подключаться» все родственники, друзья, соседи — кто окажется рядом.
Также не мешало бы навести порядок и в своих мыслях. Хозяйки готовят праздничные блюда. Согласно персидским традициям, обязательными ингредиентами на столе являются уксус, чеснок, маслины и т. Именно их используют хозяйки для приготовления основных блюд. В качестве украшения праздничного стола хозяйки используют свечи и крашеные яйца. Также приветствуется зеркало на столе, за которым собирается семья. В качестве декора можно использовать и проросшие ростки пшеницы, они символизируют начало весны.
Новости партнеров.
Также там сохранился ритуал, связанный с крашеными яйцами, символизирующими зарождение жизни — они присутствуют в Навруз на праздничном столе. Почему праздник не исламский Как и в православии, языческая «карта» в исламе «побивается» цитатами из мусульманских священных текстов, в которых четко прописана основа верования этой религии. Айдын Али-заде напоминает, что главными противоречиями, отторгающими данные отголоски зороастризма от ислама, являются единобожие и отрицание преклонения перед природными силами в одной из основных мировых религий.
В сборниках хадисов пророка Мухаммада, в частности, говорится, что для мусульманина существуют только те праздники, которые появились в исламскую эпоху в частности, Курбан и Ураза. Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте. На что Мухаммад спросил, не стояли ли здесь идолы и не совершались ли языческие ритуалы.
Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха.
В Таджикистане, допустим, создают даже специальную эмблему Навруза, которую утверждают под бренд праздника, после чего начинают украшать улицы перед большими гуляньями", — рассказывает Огнев. Сумаляк, Хафт син и народные гулянья Ключевой элемент — демонстрация национальной культуры. В период становления СССР, рассказывает Сапрынская, национальные праздники поощрялись, но был и момент, когда Навруз официально не отмечали, потому что он имеет религиозную подоплеку.
В каждой стране Центральной Азии по-своему отмечают Навруз. В Киргизии и Казахстане упор идет в основном на игры, популярные среди кочевых народов: борьбу, конно-спортивную кок-бору. А в Узбекистане или Азербайджане, где раньше преобладал оседлый образ жизни, выступают музыкальные и танцевальные ансамбли. Культурное наследие, средство примирения и лекарство: плов в странах ближнего зарубежья Во дворах домов, а также на главных площадях города принято готовить плов и варить сумаляк — сладкое лакомство, которое готовят из пророщенных зерен пшеницы.
Блюдо варят в больших казанах, постоянно помешивая в течение суток. Или холодец, приготовление которого тоже занимает много времени и усилий", — объясняет Огнев.
В Самаре мусульмане отмечают праздник прихода весны Навруз
В мусульманских странах Навруз не относится к религиозным событиям, а считается народным праздником. Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. старинный мусульманский праздник. Когда мусульмане отметят весенний праздник Навруз в 2023 году. Навруз в Таджикистане — государственный праздник, который отмечается с 21 по 24 марта.