Сегодня,2 июня, в селе Дуван-Мечетлино в рамках Года культурного наследия народов России прошел башкирский народный фольклорный праздник – «Кукушкин чай»(«Кәкүк сәйе»). В Оренбургской области прошел праздник башкирской культуры «Сабантуй-2023». На празднике представителями Зианчуринского района были организованы национальное подворье, выставка традиционных народных ремесел, а также спортивные соревнования и. Однако народный праздник в России проводится не только в Татарстане и Башкирии. На мне башкирское народное украшение хакау. Во время праздников башкиры исполняют народные танцы.
Башкирские народные праздники: йыйын
Два века спустя гора Кунгак словно вернулась к свидетельству тех исторических событий. В реконструкции «И до Парижа мы дошли» использовались аутентичные исторические костюмы, элементы фольклорных обрядов башкир. Во время праздника прошло награждение победителей конкурса шежере родословных потомков участников Отечественной войны 1812 года среди районных школьников. В окончании праздника все поднялись на вершину горы Кунгак.
Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными». Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины XVIII века В. Черемшанский: «Обычай это сохранился у них, вероятно, еще от времен язычества…Ежегодно, перед наступлением пашни, когда земля освободится от зимнего покрова и растительность обнаружит признаки жизни, избирается хороший, ясный день, в который Башкирцы — всех возрастов и полов — собираются на известное место где-нибудь за селением. Старики предварительно в этот день ходят в мечеть молиться Богу об изобилии в настоящий год урожая хлеба, а молодежь обоего пола, разрядившись в лучшее платье, идет на место назначения; охотники-ездоки садятся верхом на коней, объезжают вокруг деревни и потом отправляются от избранного места на несколько верст в степь, и оттуда уже — по известному сигналу — бросаются все как стрела, с визгом и гиком, скакать к назначенному месту, где ожидает их толпа зрителей всех возрастов и полов, а удальца-скакуна и приз в руках одной из прелестниц, избранной для этого по общему голосу.
Скаковой приз состоит обыкновенно из бумажного, шелкового или полотняного — вышитого шелком и разноцветными нитками, платка, который привязывается на столб и отдается в руки женщин и детей. Приз этот достается в собственность тому, кто первый, прискакавши к шесту, сорвет его; но случается иногда, что несколько молодцов вдруг достигают шеста, тогда право на приз дается тому, кто всяких прочих превзойдет силою в борьбе или в стрелянии из лука в цель. Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба, размножения скота, пчел и т. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку».
Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей и победить должен был именно представитель светлых сил.
У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш. На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы. Так известно, что решение о присоединении к Русскому государству башкиры каждого рода принимали отдельно на йыйыне и поэтому этот процесс был не одномоментным, а занял почти век. После череды башкирских восстаний XVIII века проведение йыйынов было ограничено, а те, что проводились, были лишены своего политического значения и смешались с весенними праздниками, в первую очередь с сабантуем. Места йыйынов у каждого рода были определены, а некоторые известны и по сей день.
Так, каждый год «Барда зиен» проходит на местах йыйынов башкирского рода Гайна у с. Барда в Бардымском районе Пермской области.
Символом истории башкирского народа, его культуры и быта является цветок курай.
Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Особым уважением в башкирской семье пользуются дедушки и бабушки. Старейшины организовывают праздники, регулируют конфликты и являются хранителями обычаев.
Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба, размножения скота, пчел и т. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк.
Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил.
Народы России. Башкиры. Обычаи и традиции.
На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. Йыйыны обычно были связаны с названиями родов или определенными территориями. До нас дошли названия башкирских йыйынов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада.
Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся. Многие исторические сведения о йыйынах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Информацию из них черпают ученые. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины.
В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты егеты. Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на йыйынах показывали свое умение петь и танцевать», — так описываются йыйыны в очерке Флизы Фатыховой «Народные праздники» в книге «Башкиры: Этническая история и традиционная культура». Популярными на праздниках были те виды состязаний, которые способствовали физическому развитию подрастающего поколения и выявлению самых сильных и ловких батыров. По традиции молодежь и начинала соревнования. Победа в таких соревнованиях выдвигала юношу в число уважаемых, выдающихся личностей общины. Он получал звание батыра, а в случае войны возглавлял отряд воинов своего рода.
В 2023 году Федеральный Сабантуй должен состояться 1 июля в Кемеровской области. А 27 мая в Астраханской области впервые прошел Всероссийский сельский Сабантуй. Расписание Сабантуев в 2023 году По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. В открытых источников указано следующее расписание празднования Сабантуя в этом году: Татарстан — 10—11 июня села и районные центры , 17 июня Набережные Челны , 24 июня Казань ; Москва и Московская область — 1 июля местом проведения мероприятия традиционно является парк музея-заповедника "Коломенское" ; Нижний Новгород — 8 июля; Нижегородская область — 3 июня г. Дзержинск , 11 июня с. Базлово, Спасский муниципальный округ , 17 июня с. Уразовка, Краснооктябрьский МО , 24 июня с. Татарское Маклаково, Спасский МО , 15 июля с. Кочко-Пожарки, Сергачский МО , 22 июля с.
Камышла ; Ульяновск — 17 июня. Городов, куда можно отправиться за зрелищным мероприятием, большое количество: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара и другие. Но ощутить на себе истинную атмосферу веселого народного праздника можно только в татарском или башкирском селе. Сабантуй — отличная площадка для общения людей разных возрастов и национальностей. При всей своей зрелищности и массовости фестиваль может привлекать большое количество туристов. Интересные факты о Сабантуе В древности в соревнованиях по борьбе на Сабантуе участвовали не только мужчины, но и женщины, которых не всегда можно было назвать слабым полом. На Сабантуй красили яйца, почти как на православную Пасху.
Ранее «Восход» сообщал, что в селе Ахмерово прошли «Мусинские чтения». Новости, статьи, другие публикации, а также фото-, видео-, графические материалы являются объектами авторского и исключительного права газеты «Восход». Перепечатка допускается только по согласованию с редакцией.
Праздник посвящен 210 годовщине победы в Отечественной войне 1812 года и заграничным освободительным походам Российской армии в Европе против наполеоновского господства. Вдохновляющей частью праздника стало театрализованное представление проводов башкирских конников в военный поход и их победное возвращение. Два века спустя гора Кунгак словно вернулась к свидетельству тех исторических событий. В реконструкции «И до Парижа мы дошли» использовались аутентичные исторические костюмы, элементы фольклорных обрядов башкир.
Последние новости
- Культура и традиции
- Башкирские народные праздники
- Башкирские народные праздники. |
- Традиции башкир - подарки для гостей и запросы невест
- Фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры»
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
Каждый коллектив показал местный фольклор, особенности народной культуры, систему знаний и быта своего региона. В программе приняли участие и профессиональные артисты Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения. Призовые места были распределены следующим образом: Гран при Заслуженный коллектив народного творчества РБ, народный фольклорный ансамбль «Асанай» рук. Возрастная категория до 16 лет Лауреат I степени Образцовый башкирский фольклорный коллектив «Ак тирма» рук. Лауреат II степени Образцовый фольклорный ансамбль «Йэйгор» рук. Загитова Лилия Чулпановна , г. Кунакбаева Айгуль Закиулловна , Архангельский район. Возрастная категория старше 16 лет Лауреат I степени рук. Зубаирова Альфия Шамситдиновна , г. Стерлитамак РБ.
Лауреат II степени 1.
Псковское агентство информации запустило проект «Россия — общий дом», в котором рассказывает псковичам о жизни и традициях различных народов, которые живут на территории России. Псковское агентство информации узнало, что такое Каргатуй, особенности его празднования у башкир, а также выяснило, какие блюда готовят к этому национальному празднику. Башкиры — это тюркский народ, исповедуют религию ислам. В России их проживает около 1,6 млн человек. В нашей стране по численности они занимают четвёртое место.
Основная часть башкир проживает на территории Республики Башкортостан, в число их исторических мест проживания входят также Тюменская, Саратовская и Свердловская области. Башкиры — древний народ, они проживают на юге Урала 12 веков, и самое удивительное то, что они до сих пор с любовью отмечают религиозные и семейные праздники, которые почитали их далёкие предки.
На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе.
Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение.
Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет. Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе.
В Башкирии в грядущую пятницу будут отмечать недавно введенный праздник
На современном сабантуе устраивают кроме традиционных состязаний соревнования по мото- и велогонкам, по бегу, волейболу и баскетболу, конные скачки. Этот осенний праздник приходится на период наступления первых морозов и "забивания" гусей. В этот день варят пшенную кашу на жирном гусином бульоне и подают вместе с гусиным мясом. Праздник посвящен встрече весны. В соответствии с традицией свадьбы проводились дважды: сначала у родственников невесты, а затем у жениха. Свадьбы сопровождаются традиционно угощениями, организуются скачки, выступления борцов. Рождение ребенка — особое событие в башкирской семье. Ребенок после рождения получал временное имя пеленочное , которое давала повитуха.
Религиозный обряд имянаречения проводит обычно мулла и дед ребенка, старик-сосед. Для участников обряда устраивают угощение. В прошлом башкиры не фиксировали дату дня своего рождения. Однако теперь дни рождения детей широко отмечаются. Большое значение имеют также народные виды спорта. Они неизменно входили в программу как сезонных, семейных, так и религиозных праздников. Более древнее название праздника — туй.
Обряд обозначается термином йола. В определении понятия празднества, обряда пока нет единого мнения. Это объясняется многофункциональностью указанных общественных явлений, невозможностью кратко и однозначно сформулировать их сущность. Обрядность присуща всем общественным празднествам. Башкиры — один их тех народов, которые в силу определённых исторических условий сохранили в большей мере, чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества, музыкально-хореографического фольклора и декоративно-прикладного искусства. Праздники и обряды с древнейших времён были связаны с определёнными моментами хозяйственной жизни народа, материальными условиями жизни общества. В соответствии с практической хозяйственной деятельностью главным у башкир считались два времени года: тёплое — лето и холодное — зима.
Более точное название праздника звучит «Хабантуй». Сабантуй бытовал у башкир, живших на западных склонах Урала, у северных и части южных башкир. К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ: сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша. Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг. Слово «туй» - означает праздник, то есть «Хабантуй» - праздник плуга.
Такие мероприятия объединяют сердца разных поколений.
Ранее «Восход» сообщал, что в селе Ахмерово прошли «Мусинские чтения». Новости, статьи, другие публикации, а также фото-, видео-, графические материалы являются объектами авторского и исключительного права газеты «Восход».
Дата и время проведения мероприятия с 30.
Народ Башкортостана отмечает Каргатуй "Грачиный праздник ",в то время когда прилнтают грачи,смысл праздника -это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также поводобратиться к силам приролы с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Праздник плуга Сабантуй посвящен окончанию весенных полевых работ,все жители селения приходят на открытую местность и участвуют на различных соревнованиях.
В современное время Сабантуй отмечается разными народами — татарами, башкирами, казахами, нагайбаками и другими. Сабантуй — это древний архаичный праздник, сохранивший и в наше время множество языческих представлений татар, основной хозяйственной деятельностью которых испокон веков являлось пашенное земледелие.
Это праздник «первой борозды», аналоги его встречаются и у других народов, например, у марийцев — праздник «Ага пайрем». До последнего времени Сабантуй имел четко установленное время проведения, но не был приурочен к определенному дню, к конкретной дате. Точкой отсчета были весенние условия для сева, готовность земли к севу яровых культур. Отсюда и название его — «Сабан туе» — «праздник плуга».
Раньше Сабантуй проводили весной, предваряя посевные работы, праздник включал и обрядовые моменты продуцирующей магии, способствующей хорошему урожаю. В XX веке эти смыслы стали утрачиваться, Сабантуй отмечается в летнее время после проведения посевных работ, как завершающий этап в посевных работах. Готовиться к празднику начинали заранее: парни и мужчины выезжали лошадей, тренировались в скачках, особым обрядовым моментом был сбор подарков и яиц для борцов и наездников. Кульминацией праздника было проведение конных скачек, состязаний в беге, проверка ловкости в лазании по гладкому шесту и выявление самого сильного борца года.
Сабантуй, как праздник всей общины, собирал и старых, и малых, и мужчин, и женщин.
В Иглинском районе прошел республиканский обрядовый праздник «Ҡарға бутҡаһы»
Народный праздник «Уйна, гармун!» («Играй, гармонь!») состоялся в городе Октябрьском Республики Башкортостан в ходе реализации национального проекта «Культура». Ишимбайский центр национальных культур принимал народный праздник «Йыйын». Он вышел насыщенным, интересным и увлекательным для тех, кто хотел больше узнать об истории семи родов башкир, жизни и традициях древних племён. Народные праздники Сабантуй, или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами.
БАШКОРТОСТАН 24
- Последние новости
- Ураза-байрам – время радости. Как отмечают праздник мусульмане Башкирии
- Праздники Башкортостана — Википедия
- Традиции башкир – подарки для гостей и запросы невест
- Башкирские народные обряды и праздники.
- Башкирский народный фольклорный праздник«Ҡарға бутҡаһы”
Приглашаем на Областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН»
В отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья провели фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры». Башкирские народные праздники. Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание). Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. На праздник Каргатуй варят кашу из ячменя, пшена или пшеницы, а потом угощают всех, кто пришел, а остатки угощения башкиры издревле оставляли на камнях или в кустах для грачей.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза- и Курбан-байрам в 2023 году
Одна из девушек собирала «фанты»: платки, гребешки, ленты, кольца и др. Другая участница вставала к водящей спиной. Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: «Хозяйке этого фанта какое задание? Главным блюдом был густой наваристый суп-лапша.
Ко дню «гусиной помощи» хозяйка пекла свежий хлеб, к чаю подавался мёд, сметана, молоко, баурсак. Источник Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой сложную смесь языческих и мусульманских истоков.
На культуру народа повлияли и годы существования в составе Российской империи и советское прошлое. Расскажем об основных праздничных традициях башкир и их особенностях. История башкирского народа Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории.
Историки полагают, что это и есть башкиры. Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли.
К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию. Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась… Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности.
Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи. Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру.
Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией.
У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них — необычные и интересные. Чтобы жить в… Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру.
Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки. Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов.
Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях.
Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры — очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними.
При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Республика Башкирия занимает первое место в России по объёмам производства многих товаров…. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности.
Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни.
Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой. Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода.
Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста.
В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами.
Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию. Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку.
Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся.
Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы.
Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться.
Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц.
Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.
Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов.
Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы.
Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.
Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины.
Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины.
Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и государственные праздники.
Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню.
Начало в 11. Салаватский государственный башкирский драматический театр на официальной странице в социальной сети ВКонтакте представит тематический видеоролик с участием актёров. Начало в 16. Республиканский центр народного творчества объявляет акцию, приуроченную ко Дню национального костюма "Носители культуры".
В рамках проекта организаторы проведут опрос жителей Уфы об их знаниях о национальных костюмах народов республики. Результат опросов-интервью видеоролик , будет опубликован в социальной сети "Вконтакте". Уфимский государственный татарский театр «Нур» подготовил ряд мероприятий к этому празднику. В проекте «В костюме — душа народа» зрители увидят фотографии со спектаклей по пьесам национальной драматургии. Экскурс в историю костюма в рассказе художников Нурии Габидуллиной и Алии Байрамгуловой будет представлен в онлайн-лекции «История татарского костюма».
Атмосфера здесь замечательная! Я сразу поучаствовал в конкурсе по тяганию шестикилограммовой гири, поднял её 23 раза, и мне подарили гамак, — гордо сообщает Марат Арасланов. Для любителей рукоделия в «Сквере любви» организовали мастер-классы по изготовлению национальных сувениров, амулетов, праздничных коробочек со сладостями, тюбетеек и национальной обуви.
А на площадке у самолёта прошли конкурсы, в том числе - на самую длинную и необычную косу. Участницы дефилируют по «подиуму». Одна из победительниц конкурса Елена Кыркунова, вплела в косы ленты, украшения и перья.
Елена поделилась эмоциями: — У меня длинные волосы, люблю носить две косы, вот и решила поучаствовать в конкурсе. На косичках: бисер, ракушки, бусы, натуральные камни и перья. Конкурс прошёл здорово, интересно, весело!
И Сабантуй прошёл классно. Народ заведён, все на позитиве, люди танцуют, аплодируют.
В Мечетлинском районе прошел башкирский народный праздник «Кукушкин чай» Этот праздник издревле проводился весной, когда природа оживает после зимней спячки.
Существовало поверье, что если кукушка залетит в село — быть беде. Чтобы эта птица не приносила плохих вестей, и год был урожайным, люди проводили для нее праздник. Торжественное мероприятие началось со встречи гостей ароматным караваем и продолжилось песнями фольклорного коллектива «Зубаржат», игрой на кубызе, рассказами легенд, сказок, связанных с кукушкой.
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй
Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Башкирские народные праздники. В 2023 году жители Башкирии не будут работать в традиционные всероссийские праздники: Новый год и христианское Рождество, которые в сумме дадут 8 выходных дней (1 — 8 января). Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. Башкирские народные обычаи. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. В Оренбургской области прошел праздник башкирской культуры «Сабантуй-2023». На празднике представителями Зианчуринского района были организованы национальное подворье, выставка традиционных народных ремесел, а также спортивные соревнования и.
Библиотека
- Религиозные праздники башкортостана
- Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
- Фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры»
- Сабантуй отмечается в 14 районах Башкирии - Новости
- В Башкирии в грядущую пятницу будут отмечать недавно введенный праздник
- Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй