Проза (Детская литература). Название произведения: "Бесприданница" содержание по главам подробно и коротко (2 варианта). Автор: Сочинения для школьников. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. «Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью. Венцом его творчества в этом отношении считается «Бесприданница» (1878 год), которая спустя 100 лет была блестяще экранизирована режиссером Эльдаром Рязановым.
10 лучших книг Александра Островского: «Гроза», «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся»
Волновались все: публика, творческая группа, директор театра Виталий Емельянов пристраивал сотрудников на единичные свободные места. Следует признать, у волнения были резоны. Не на каждую премьеру собираются первые лица региона. Министр культуры, представители правительства , депутаты городской и областной думы… Похвально, что мюзикл основан на классическом прочтении сюжета. Труппа театра в очередной раз заставила присутствующих в зале на три часа забыть о времени , сделала публику соучастником того. Когда понимаешь, что подлец-человек, но ведь чертовски хорош!
Для Евгения Марчелли история гибели Ларисы Огудаловой — трагедия, порожденная разным пониманием любви мужчиной и женщиной. Любовь, как считает режиссер, — это вообще смертельно опасная территория, на которую героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для нее и крушением самой жизни. Страстная и цельная по натуре Лариса столкнулась с жестоким, холодным и расчетливым миром мужчин, воспринимающим женщину как приятную игрушку для развлечений.
Свои спектакли по пьесам этого драматурга покажут коллективы из разных городов России, а также Минска. Постановки будут идти на Исторической сцене Малого театра и Большой и Малой сцене на Ордынке, а также в филиале театра в Когалыме. Малый театр ранее пригласил молодых режиссеров принять участие в творческой лаборатории, приуроченной к 200-летию со дня рождения Островского.
Направление — Реализм. По долгу службы он принимал участие в судебных заседаниях, где судились между собой близкие люди, и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Всё это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях. Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую красавицу-жену. Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула её написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки». Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества.
Александр Островский — «Бесприданница»
“Бесприданницу” поставили в 1940–50-е годы, достаточно тяжёлое время для русской оперы. Видимо, автор опередил свое время, что нередко бывает с гениями. Зрителю 140-летней давности «Бесприданница» показалась скучной, затянутой, излишне мелодраматичной. История создания Бесприданницы Островского, задумка пьесы появилась в ноябре 1874 года и стала одним из лучших творений Александра Николаевича. «Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница».
Упомянутые авторы
- Онлайн просмотр
- Время и место событий
- «БЕСприданница»: та, которая давно убита - Ведомости
- «Бесприданница» Островского — история создания пьесы
- Анализ пьесы Островского «Бесприданница» | Литерагуру
История создания пьесы Островского Бесприданница – смысл и сюжет драмы
Девушка начинает петь под гитару «Не искушай меня без нужды», однако инструмент надо настроить. Она видит из окна цыгана Илью и зовет его. Явление 4 Лариса просит Илью настроить гитару. Тот за настройкой рассказывает о проблемах цыганского хора. Вдруг Илью зовут. Оказывается, барин приехал. Такой барин, которого целый год ждали.
Цыган спешно уходит. Явление 5 Огудалова от такого известия взволновалась: не упустили ли они жениха, поспешив со свадьбой. Лариса больше не желает быть приманкой для выгодных женихов по воле матери, с неё довольно унижений. Явление 6 Входит Карандышев. Лариса спрашивает, когда же они поедут в деревню, но Юлий Капитоныч никуда не торопится. Ему «повеличаться» хочется перед местной публикой.
Как завзятый моралист, он обличает местные нравы. Карандышев до крайности возмущен, что весь город радуется приезду известного барина — промотавшегося кутилы и развратного человека. Оказывается, приехал Сергей Сергеич Паратов. Испуганная Лариса упрашивает Карандышева уехать сейчас же в деревню. Она желает исчезнуть из этого города, избежать встречи с человеком, принесшим ей столько страданий. Паратов подъезжает к дому Огудаловых.
Явление 7 Харита Игнатьевна принимает Паратова. Сергей Сергеич взял тон шутливо-серьёзный, он рассказывает, что год назад ему пришлось срочно уехать, чтобы спасти имущество. Поправить дела не удалось, но бодрости духа он не теряет и надеется залатать брешь выгодной женитьбой. Паратов желает засвидетельствовать свое почтение Ларисе Дмитриевне, Огудалова уходит за ней. Явление 8 Лариса и Сергей Сергеич остаются вдвоем. Лариса говорит, что устала ждать его.
Паратов, в свою очередь упрекает Ларису в женском непостоянстве с отсылкой к Шекспиру: «О, женщины! Девушка не понимает, в чем он обвиняет её. Разве она, выходя замуж от безысходности, разлюбила его? Паратов, добившись от Ларисы признания в любви, удовлетворяет свое самолюбие. О женихе Лариса говорит, что у него только одно достоинство — искренняя любовь к ней. Явление 9 Входят Огудалова и Карандышев.
Харита Игнатьевна представляет Сергею Сергеичу жениха Ларисы. Мужчины разговаривают между собой с плохо скрываемой ревностью. Паратов старается высмеять Юлия Капитоныча, который в ответ ведет себя вызывающе. В конце концов, господа ссорятся. Огудалова старается их примирить. Карандышев, по требованию Хариты Игнатьевны, приглашает Сергея Сергеича на обед.
Тот холодно принимает приглашение. Явление 10 В дом Огудаловых приезжает Вожеватов, с ним Робинзон, которого он выдает за англичанина. Явление 11 Паратов не простил Карандышеву дерзкого поведения, ему решительно не нравится жених Ларисы Дмитриевны. Он решил во время обеда «потешиться» над ним. Действие третье Действие происходит в доме Карандышева. Кабинет Юлия Капитоныча обставлен претенциозно, но безвкусно.
Стену над диваном украшает ковер с развешанным по нему оружием. Явление 1 В пьесе появляется тётка Карандышева Евфросинья Потаповна, ограниченная, жадная, властная. Она недовольна просьбой Ивана, слуги кофейной, дать к чаю лимонов и ограничивает его клюквенным морсом. Явление 2 Харита Игнатьевна и Лариса удручены обедом у Юлия Капитоныча, они делятся друг с другом неприятным впечатлением. Лариса сгорает от стыда за своего жениха. Карандышев думает, что он всех удивил роскошью, но он и не видывал, как порядочные люди обедают.
А гости подпаивают его для забавы. Да ему и заметить нельзя: он ничего не знает, он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают. Он еще думает, что удивил всех своей роскошью, вот он и весел. Да разве ты не замечаешь? Его нарочно подпаивают. Явление 3 В кабинет входит Евфросинья Потаповна, интересуясь, закончился ли обед.
Она сетует, что дорогие продукты попусту переводят. Ларисе душно в этой обстановке, ей хочется бежать отсюда. Приходят Паратов, Кнуров и Вожеватов. Явления 4 — 5 Кнуров собирается поехать в клуб пообедать, так как здесь он ничего не ел. Такое с ним впервые. Гости смеются над хозяином, который прежде всех напился, делают заключение, что он глуп.
Однако Юлия Капитоныча нарочно, по замыслу Паратова, подпоил Робинзон — «натура выдержанная на заграничных винах ярославского производства». Тем не менее, и Робинзону после совместных возлияний с Карандышевым стало так нехорошо, что он боится умереть. Паратов успокаивает его, обещая помочь. Входит Карандышев с ящиком сигар. Явление 6 Робинзон интересуется, бутафорское или настоящее оружие на стене. Оказывается, настоящее, турецкое.
Карадышев снимает со стены пистолет, а Паратов уверен, что это бесполезное оружие, выстрелить не сможет. Юлий Капитоныч не согласен. Хозяин предлагает гостям сигары, по его мнению, очень дорогие, но купцы отказываются под разными предлогами, посмеиваясь над Юлием Капитонычем. Он не замечает насмешек. Явления 7 —8 Вошедшая Огудалова выговаривает Карандышеву за нетрезвое состояние, но тот себя превосходно чувствует, он сегодня торжествует и пьяным себя не считает. Чтобы поскорее покончить с таким положением дел, Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт.
Тот с готовностью велит Ивану принести коньяку. Робинзон, услышав про коньяк, радуется: уж с этим напитком он обращаться умеет. Наблюдает со стороны, как Паратов и Юлий Капитоныч пьют на брудершафт, и комментирует: «Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит». Явление 9 — 10 Появляется цыган Илья и говорит, что все готовы ехать на Волгу, ждут их на бульваре. Паратов, Вожеватов и Кнуров согласны, но Робинзон им не нужен.
Чтобы отделаться от пьяного актера, Вожеватов притворяется, будто едет в Париж и берет с собой Робинзона. По дороге он предлагает Аркадию заехать к нему домой, чтобы отдохнуть перед поездкой. Хитрость удается. Явление 11 Мужчины просят Ларису спеть. Она отнекивается: «Не расположена». Карандышев тоном мужчины, имеющего право, стал запрещать ей петь.
Лариса возмутилась и переменила свое решение. Она и цыган Илья поют «Не искушай». Паратов сидит, запустив руки в волоса. Пение девушки всех восхищает. Сергей Сергеич говорит с мрачным видом: «Мне кажется, я с ума сойду». Карандышев идет за шампанским, чтобы выпить за здоровье своей невесты.
Явление 12 Паратов сражен пеним Ларисы, он горько и искренне говорит ей, какое она сокровище, как он виноват перед ней: на что променял? Пылко и страстно произносит он слова о том, что не совсем еще опошлился, что нет в нем врожденного торгашества, еще благородные чувства живы в его душе. В заключение Паратов говорит Ларисе, что хочет только одного — слушать её, забыв весь мир, и мечтать об одном блаженстве — быть рабом её. Он уговаривает девушку бросить всё и ехать с ними кататься по Волге. Лариса соглашается. Явление 13 Карандышев предлагает тост за Ларису Дмитриевну.
Юлий Капитоныч, отдавая должное талантам своей невесты, самым главным из них называет умение «ценить и выбирать людей». Ведь она искала человека не блестящего, а достойного, такого как он, Карандышев. Паратов предлагает выпить за «счастливейшего из смертных Юлия Капитоновича Карандышева», и торжествующего жениха отправляют за вином. Тем временем мужчины собираются на выход, Лариса уходит с ними, сказав матери: «Видно, от судьбы не уйдешь». Явление 14 Возвращается Карандышев, он удивлен: куда делись господа и где Лариса Дмитриевна? Ему сообщает Иван, что невеста его вместе с господами уехала на пикник за Волгу.
Юлий Капитоныч мгновенно трезвеет, садится, хватается за голову. Он невольно вызывает сочувствие — говорит с горячностью, со слезами о жестокости и бесчеловечности этого поступка: «Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою.
Есть мнение, что Харита — имя, распространенное в то время среди цыган. Возможно, госпожа Огудалова цыганского происхождения, а дворянство её — по мужу. Не случайно же Лариса соглашается с Карандышевым, что дома у них табор, и мечтает вырваться из него. Сергей Сергеич Паратов — «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Паратов — это дворянин-предприниматель. Дворянское мотовство он сочетает с деловой хваткой. Склонность Паратова жить широко осуждают купцы.
Он для них «мот», «мудрёный какой-то». Общий язык у него с Ларисой, их объединяет дворянская культура, они понимают друг друга. Не всегда он был дельцом. В минуту пылкого чувства к Ларисе он говорит: «…во мне врождённого торгашества нет; благородные чувства ещё шевелятся в душе моей». Но Лариса, идеализируя Паратова, приписывает ему достоинства, которых у него нет. К глубокому чувству он не способен. Обаяние, эффектность, шик, блеск — и пустота. Его слова: «для меня ничего заветного нет», «найду выгоду, так всё продам». Страстный порыв бросить все расчёты ради Ларисы остается только порывом. Выгода для Паратова оказывается важнее всего, и здесь он купец.
В жертву золотым приискам он принёс остатки своих благородных чувств, свою свободу, любовь редкой девушки. Юлий Капитоныч Карандышев — молодой человек, небогатый чиновник, служащий по почтовой части, жених Ларисы Дмитриевны. Знакомые говорят о нем как о самолюбивом и завистливом человеке. Не отличаясь умом, он считает себя лучше других. Получив согласие Ларисы выйти за него замуж, он до смешного важничал и заносился. Своё решение жениться на девушке, у которой был роман, он считал великодушием. Лариса согласилась выйти за него, поверив в его любовь, надеясь на тихую жизнь в деревне. А любит ли он её на самом деле? Да, по-своему любит, только одновременно Юлий Капитоныч думает через Ларису пролезть в общество состоятельных людей. Кроме этого, Карандышев желает отыграться на Ларисе за те унижения, что перенес от её богатых поклонников.
Второстепенные герои Василий Данилыч Вожеватов — «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец». Вожеватов — купец нового типа, старается в одежде и поведении не уступать дворянину. Друг детства Ларисы, она считает его почти родным, а он с Кнуровым мечет жребий, кому она достанется. Любовь вне сферы его интересов, он и не замечает в себе того, «что любовью называют». На это признание Кнуров одобрительно отвечает: «Похвально, хорошим купцом будете». У Вожеватого холодное сердце, несмотря на молодость. Для Ларисы у него не нашлось слов утешения, когда она просила просто пожалеть. Мокий Парменыч Кнуров — «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, владеющий громадным состоянием». Этот персонаж привык всему давать цену, он и на Ларису смотрит как на «дорогой бриллиант». Опыт и возможности дают ему уверенность, что всё в этом мире продается и покупается.
Он рад бы предложить ей руку и сердце, но женат. Кнуров солиден, немногословен, читает французские газеты, стараясь быть просвещенным купцом. Людей низкого сословия не замечает. Робинзон — провинциальный актёр Аркадий Счастливцев, спившийся, беспринципный, на всё готовый за выпивку и хорошую закуску. При Паратове состоит в роли шута. Сергей Сергеич использует его для неблаговидных дел, таких, например, как подпоить Карандышева. Они живут по законам мира, в котором правят деньги. Жить в этом обществе с душой возвышенной — потерять себя или умереть. Жанр и литературное направление Жанр пьесы «Бесприданница» — социально-психологическая драма, так как в ней изображена трудная судьба центральной героини, душа которой переживает состояние конфликта с обществом. Литературное направление пьесы — реализм, так как в драме довольно точно отражены реалии жизни провинциального города и купеческого общества в Поволжье.
Писатель хорошо знал эту местность и нравы купечества. Тема Главная тема: Нравственная деформация взаимоотношений в обществе, где правит закон «купли-продажи». Хуже всего, что это искажение коснулось сферы отношений мужчины и женщины. В сердечных делах не должно быть расчёта, но на девицу с приданым смотрят как на товар, на брак с ней — как на выгодное предприятие. В приданом как таковом не было ничего плохого, если жених и невеста женились по любви, если он небогат, и содержать на свои доходы семью ему трудно, поскольку женщины тогда не работали. Но дело-то в том, что далеко не бедные люди ищут невест с хорошим приданым, чтобы еще приумножить свои капиталы. А ведь для таких женихов, как Вожеватов и Паратов, ничего не стоило взять невесту без приданого. Однако они даже не рассматривают такой вариант, как Лариса Огудалова, для брака. Идея Основная идея «Бесприданницы»: Нельзя преувеличивать значение денег и богатства в человеческом обществе. Власть денег превращает неимущего в предмет купли-продажи, в вещь, а имущего — в человека, одержимого жаждой наживы.
На примере судьбы Ларисы Островский показал, как страдает прекрасная и одаренная девушка в обществе, где неверно расставлены приоритеты. Первенство материального в сознании людей убивает в них духовность и человечность. Проблематика Проблематика «Бесприданницы» нравственно-социальная, она привязана к теме произведения. Нравственные проблемы Проблема любви В пьесе только Лариса способна любить искренне, без всяких расчётов, чувства прочих действующих лиц отравлены корыстными соображениями. Даже Карандышев, сияющий, «как апельсин», от согласия Ларисы выйти за него, имеет заднюю мысль пробить себе дорогу в обществе за счёт знакомств невесты. Проблема верности и предательства Паратов первый раз предал Ларису, когда оставил её без объяснений, бросившись спасать своё движимое и недвижимое имущество. С самого начала он предполагал, что в случае неудачи поправить дела придется выгодной женитьбой. Его увлечение Ларисой быстро вытеснили материальные заботы. Лариса, по словам Вожеватова, чуть не умерла от горя в ожидании любимого Сергея Сергеича. Только обстоятельства склонили её к замужеству, но это не было изменой, по-прежнему в её сердце был Паратов.
Возвратившись через год, герой несправедливо упрекает девушку в непостоянстве, хотя сам нашел для себя выгодную партию. Паратов предал Ларису во второй раз, когда сказал ей: «Брось всё, я твой». Девушка поверила ему, а он обошелся с ней с преступной безответственностью. Проблема разбившейся мечты Все мечты Ларисы разбиваются о пошлую действительность. Она грезила о любви и счастье, о прекрасном муже — идеале мужчины, и всего этого она была достойна. Но в итоге девушка оказалась преданной, униженной, идеал любимого рассыпался в прах. Чтобы жить в этом мире, надо принимать его условия. И Лариса, словно помешавшись от горя, чуть не приняла их, бросившись к Кнурову. Внезапная смерть от пули стала для неё лучшим исходом. Социальные проблемы Положение женщины в русском обществе XIX века Женщина во времена Островского была ограничена домашним кругом.
Замужество было единственным способом обеспечить свое будущее и занять положение в обществе. Проблема богатых и бедных В условиях власти капитала человек без материальных благ легко мог стать игрушкой в руках богатея без права на искренние чувства. Бедная красавица запросто становилась предметом купли: «…полное обеспечение на всю жизнь…». Композиция Пьеса состоит из четырёх актов, композиция — линейная. Экспозиция и завязка — первый акт: готовится свадьба Ларисы с Карандышевым, приезд Паратова. Развитие действия — второй акт: Лариса убеждается, что счастлива может быть только с Паратовым. Кульминация — третий акт: обед у Карандышева, бегство Ларисы. Развязка — четвертый акт: гибель Ларисы. Все события автор вмещает в одни сутки, тем сильнее драматизм пьесы. Линейная композиция даёт возможность сделать прозрачным мотив поведения каждого героя.
Объясняются их поступки, причины которых не только в характере персонажей. Они совершаются также под влиянием негласных правил общества. Экранизации Впервые зритель увидел «Бесприданницу на экране в 1912 году. Самой известной киноверсией «Бесприданницы» долго оставался фильм Якова Протазанова с одноимённым названием. Он вышел на экраны в 1936 году. Исполнительница главной роли — Нина Алисова. В этом фильме героиня, сообразно с замыслом Островского, жизнерадостна, её чувствительная натура до последней минуты всеми силами тянется к жизни. Чтобы дать зрителю представление о такой Ларисе, создатели фильма показывают её жизнь за год до событий, с которых пьеса начинается. В 1974 году зритель увидел телевизионный фильм-спектакль «Бесприданница» Константина Худякова, в котором был задействован яркий актёрский состав: Татьяна Доронина Лариса , Валентин Гафт Паратов , Армен Джигарханян Карандышев. В 1984 году на экран вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», по пьесе А.
Островского «Бесприданница». Отзывы критиков были разноречивы. В защиту режиссёра Рязанова высказалась со страниц «Литературной газеты» Нина Алисова, напомнив, что пьесы Островского многогранны, и каждый режиссёр как художник имеет право на свою трактовку. Скачать обзор: Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось! Лариса Федосеева Редактор, автор статей. Филолог русский язык и литература. Черкните пару слов! У вас остались вопросы?
Тот, в свою очередь, признается, что у него есть невеста с миллионным приданым, на которой намерен в ближайшее время жениться. Героиня приходит в отчаяние. Пожилой богач Кнуров предлагает девушке уехать с ним в Париж. Она же настроена покончить с жизнью, броситься с обрыва. Девушка унижена и чувствует себя оскорблённой и отверженной, ведь возлюбленный «растоптал» её искренние чувства, не оправдал надежд. Карандышев вскоре разыскал «беглецов». Но его невеста была совсем не рада этому. Она отчётливо понимает, что совершила огромную ошибку, согласившись стать женой этого жалкого и неприятного ей человека. Юлий Капитонович был очень агрессивен и взбешён. Он выстрелил в Ларису после её признания в том, что будущий супруг ей противен. Умирая, главная героиня просит отдать ей оружие, чтобы люди решили, что она совершила самоубийство.
Мы узнаём, что Лариса — привлекательная молодая дама, однако без приданого, да ещё и с подмоченной романом с Паратовым репутацией, замужество ей не светит. В результате девушка соглашается выйти замуж за невзрачного Карандышева — своего давнего воздыхателя. Второе действие «Бесприданницы» происходит в доме Огудаловых, куда приезжает Паратов. Происходит объяснение с Ларисой и словесная перепалка с Карандышевым. Несмотря на то что Паратов не собирается брать Ларису в жёны, его самолюбие уязвлено её помолвкой, и он срывает гнев на новоиспечённом женихе. Третье действие посвящено званому обеду в доме Карандышева. В ходе обеда всем становится понятно, насколько глуп и жаден жених Ларисы.
Анализ пьесы «Бесприданница»
Спектакль «Бесприданница» заостряет внимание на диссонансе внутреннего мира героини пьесы Ларисы Огудаловой с окружением, на напрасно потраченной человеческой жизни. И что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу неким громким уголовным делом, в котором был замешан фабрикант Коновалов. Предлагаем к просмотру ролик «Бесприданница», «Последняя жертва»: к 145-летию выхода в свет пьес Александра Николаевича Островского. Во втором действии автор «Бесприданницы» переносит нас в дом к Огудаловым.
БЕСПРИДАННИЦА
За время работы над «Бесприданницей» из-под пера автора выходит 7 творений. "Бесприданница" в театре Фоменко, где роль Карандышева играл Евгений -служба Бахрушинского музея. Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую. Сегодня «Бесприданница» — одна из наиболее часто появляющихся на сцене пьес Островского. «Бесприданница», как и многие классические произведения русской литературы, показывает читателю сюжет, который подходит в равной степени и к нашему времени: богатые смеются.
Описание документа
- ' + title + '
- Анализ «Бесприданница» Островский
- «Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения
- Новости по теме
- 145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. |
- Бахрушинский музей выпустил коллекционное издание "Бесприданницы" Островского - Российская газета