Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. Насколько я понимаю, это была Апполинария Суслова – роковая муза Достоевского и Розанова. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально).
Взаимное мучительство
- Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь
- Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
- Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова
- комментарии
- 25 декабря 2022 16:00
«БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
Они нередко ругались в пух и прах, а потом мирились — страстно, с таким же надрывом и чувством. Все это продолжалось из раза в раз: Достоевский извинялся, стоя перед Полиной на коленях. Достоевский в порыве писал Надежде Сусловой крайне неприятные вещи о ее сестре: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Крупная ссора помешала совместному долгому путешествию в Париж в 1863 году Аполлинария поехала туда в одиночестве и три месяца была сама по себе.
За это время девушка успела найти новый любовный интерес — французского учителя пения. Полина даже написала Достоевскому, чтобы тот не приезжал и что это уже «поздно» делать. Но он или не получил письмо вовремя, или решил проигнорировать его — в июле писатель был в Париже. Федор Достоевский. Оно серьезно омрачалось тем, что Достоевский играл в рулетку и проигрывал постоянно — Сусловой приходилось закладывать вещи, чтобы найти деньги на жилье и еду.
Оба постоянно дрожали при мысли, что скоро надо выселяться и рассчитываться с отелем. В итоге и любовное увлечение Аполлинарии французом, и постоянная рулетка, и странные ссоры, и нервный характер отношений легли в основу повести «Игрок». От «этой дуры» — к «Брылкиной» Первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умерла от туберкулеза в 1864 году. Вскоре писатель предложил Аполлинарии выйти за него замуж, но девушка отказалась. Почему — неизвестно.
Возможно, она иначе видела свое положение рядом с писателем или считала институт брака устаревшим. В одном из писем Федор Михайлович так писал возлюбленной: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…» В итоге Достоевский снова женился в 1867 году, до конца не разорвав отношений с Сусловой — периодически они встречались, иногда обменивались письмами. Второй супругой писателя стала его стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, которая была беззаветно влюблена в Достоевского. Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского. Господи, не посылай мне такого несчастья!
После она перехватила еще одно послание от Сусловой: «Я два раза прочла письмо, где меня называют Брылкиной очень неостроумно и неумно ». Когда письмо прочел сам Достоевский, он сильно переживал, нервничал — руки у него тряслись. Впоследствии, получая письмо для «госпожи Достоевской», Анна Григорьевна писала: «Рука была женская. Разумеется, он боялся, что эта дура напишет мне что-нибудь». Но Аполлинария все-таки не написала ей ни одного письма и к 1866 году решила окончательно забыть роман с Достоевским.
Сельская учительница «Мне жаль ее, — писал Достоевский сестре Аполлинарии, — потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья».
Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться. Фёдору Михайловичу необходимо было заняться этими неотложными житейскими делами: увезти во Владимир обречённую жену, найти надёжную семью для присмотра за пасынком Пашей. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него. От нетерпения поскорее переменить обстановку, она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах. Однако он со встречей не торопился, прошло несколько месяцев после расставания, и лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала - последние три недели ни строчки не получил от неё - писатель отправился в путь.
Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга. Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый! Молодой любовник клялся, что очень занят, утомлён занятиями, сказывался больным, подсылал своего приятеля с заверениями в любви, но невозможностью свиданий.
А когда русская любовница случайно встретила его на улице, «умирающий» объяснил, что нашлись проблемы, помешавшие свиданию… Свидетелем этих любовных переживаний Аполлинарии невольно оказался Достоевский. Она то убегала от него, то вновь возвращалась. В семь утра поднимала с постели после бессонной ночи и делилась своими сомнениями, надеждами, тащила его по парижским улицам, рассчитывая на случайную встречу с Сальвадором. Фёдор Михайлович уговаривал уехать из Парижа, убеждал, что этот проходимец бросил её бесповоротно. Неспокойно было на сердце и у писателя.
В его работах мы практически не найдём образа чистого непорочного чувства, но страсть, разрывающую душу.
Героиня его произведений не самодостаточная и сильная Наташа Ростова, не наивная тургеневская девушка, а вечно страдающая душа, узница своих обиды и разочарования. От внутренних противоречий она убивает всё живое вокруг, сжигая пламенем страсти мужское сердце, столь падкое на красоту. Многие исследователи жизни Фёдора Михайловича отмечают, что его произведения во многом автобиографичны: он словно переживал внутренние войны в своих романах, из чего можно сделать вывод о прототипах женских образов. Женщиной, с которой, по мнению многих исследователей, был списан образ роковых героинь в романах «Идиот» и «Игрок», была Аполлинария Суслова. Родилась будущая возлюбленная великого писателя в Нижегородской губернии с. Папино в 1840 году в семье богатого купца и фабриканта Прокофия Суслова.
Помимо самой Полины в семье была ещё одна дочь младшая — Надежда, которая в будущем станет первой женщиной-врачом в России. Юные годы сёстер прошли в пансионе благородных девиц, а уже в 1859 году девушки переехали в Санкт-Петербург. Аполлинария и Надежда вращались в студенческих кругах, на тот момент увлеченных социалистическими идеями. Старшая сестра часто ходила на демонстрации, а младшая стала членом подпольной организации «Земля и Воля». Мысль о женской эмансипации была очень близка молодым свободолюбивым девушкам, правда, повлияет она на жизнь обеих совершенно по-разному. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него.
Подобно пушкинской Татьяне, она без страха и сомнения пишет пламенное письмо-признание. Фёдору Михайловичу на тот момент было 40 лет, он был уже известный писатель, возглавлял журнал «Время», правда, в личной жизни всё было не так гладко. Жена Достоевского, будучи больна чахоткой, давно не жила с ним, но он продолжал помогать ей. Известно, что их отношения ещё до болезни зашли в тупик — Мария Дмитриевна изменяла ему. С письмом юной Поли в кромешную тьму разочарования от женщин проник лучик надежды. Аполлинария влюбляет в себя великого писателя, он печатает её первый не очень талантливый рассказ «Покуда» в своем журнале.
Молодая любовница просит бросить «чахотную» жену, но совесть не позволяет ему сделать этого.
Вскоре профессор физиологии Иван Сеченов познакомился с юной «представительницей нового течения, серьёзно и крепко заряженной на подвиг служения женскому вопросу». Под руководством Ивана Михайловича Надежда Суслова подготовила первую научную статью: «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения». Следует отметить, что возбуждение касалось не только кожных покровов. Оно безраздельно царило в умах. Общаясь с революционно наэлектризованными товарищами, 18-летняя Наденька и её старшая сестра Поленька прониклись социалистическими идеями. Последние отразились не только на образе мыслей, но и на облике. Особой неблагонадёжностью отличалась Аполлинария. Явление небывалое Стиль жизни Аполлинарии вполне соответствовал пушкинскому определению «кокетка, ветреный ребёнок» Жаркие споры о политике и воодушевлённое пение «Марсельезы» не затмили жизненные планы Надежды.
Заручившись финансовой поддержкой отца, она укатила в Швейцарию — учиться на врача. Вопрос разрешился триумфом в 1867 году: Суслова не только получила диплом, но и блестяще защитила диссертацию. Ей торжественно вручили лавровый венок с надписью: «Первой в России женщине — доктору медицины». Учёба не мешала молодому дарованию принимать ухаживания таких же умных и красивых коллег. В итоге в мужья Наденька выбрала швейцарца Фридриха Эрисмана, а его друга, Сашу Голубева, оставила в друзьях. Втроём они вернулись в Россию — трудиться на благо народа. А вот Аполлинария места себе не находила. Хождения в народ её не привлекали, теория малых дел казалась мелковатой, учиться откровенно было лень… Мятежная натура требовала сильных чувств.
Как сложилась жизнь роковой музы Достоевского после их разрыва?
СУСЛОВА Апполинария, фото, биография | жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва. |
Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев | Прокофий Суслов зажил в столице на широкую ногу: нанял штат прислуги, а для двоих своих дочерей, Аполлинарии и Надежды, пригласил гувернанток и учителя танцев. |
Архивы Аполлинария Суслова - Журнал На Невском | Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш. |
Архивы Аполлинария Суслова - Журнал На Невском | 1918 Если бы Аполлинария Суслова появилась на свет не в 1840 году, а, скажем, на век позже, то она оказалась бы вполне на своем месте, органично вписавшись в. |
СУСЛОВА Апполинария, фото, биография | В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка. |
Предосудительный и болезненный роман
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова
- Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.
- Взаимное мучительство
- Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя
Какой была истинная муза Достоевского — Аполлинария Суслова
жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. продажа с быстрой доставкой по всей России. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной».
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.
Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского» | Аполлинария Суслова — одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 1860-х. |
Сараскина Л.: Аполлинария Суслова | Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. |
СУСЛОВА Апполинария, фото, биография | «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. |
Суслова Аполлинария Прокофьевна - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества | Знаменитая эмансипэ Аполлинария Суслова также служила источником вдохновения для двух знаменитых писателей – Федора Достоевского и Василия Розанова – однако ее можно назвать. |
Суслова Аполлинария Прокофьевна
жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва_. поразительная женщина «как по способности издеваться над одарёнными людьми, так и по степени её чудовищно-садистического эгоизма. Всего страниц: 151.
Предвижу: она будет несчастна (Достоевский и Апполинария Суслова)
жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва_. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально).
Мучительница
Ящик пандоры – Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев | жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва. |
«Инфернальница» Аполлинария Суслова | Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. |
«Инфернальница» Аполлинария Суслова | Но все равно видно, что Тургенев – писатель, а Достоевский – просто маньяк. А вот Аполлинария Суслова чудо как хороша. |
Суслова Аполлинария Прокофьевна | жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва. |
Суслова Аполлинария Прокофьевна | Да, по моему глубокому убеждению, Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского. |
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.
Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины... Достоевского и молодой студентки завязался роман. Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. После очередной ссоры, вместо запланированной совместной поездки в Европу, Аполлинария Суслова отправилась в Париж одна.
Достоевский приехал во Францию чуть позже... Аполлинария уже не ждала его; у нее появился новый знакомый-француз. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой - излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный - подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца...
Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. После смерти первой жены Ф. Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Апполинарии Сусловой Ф. Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. Совсем по-другому отнеслась к предложению Ф.
Семья не была богатой, и единственно, на чём не экономил отец, это было образование детей. Позднее Фёдору Михайловичу будут вменять многие недостатки и слабости характера, но единственное, что не было присуще ему никогда — это лень. Достоевский сам признавал, что он был великий труженик, и всё, чего он добился в жизни — это божий дар и результат огромного, титанического труда. Достоевский был современником Тургенева, Некрасова, Толстого.
Белинский, прочитав его первое произведение "Бедные люди", воскликнул: "Новый Гоголь явился! Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. Вскоре Достоевский неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы целью своей деятельности видели государственный переворот.
Самых активных членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовали и около полугода продержали в Петропавловской крепости, а затем приговорили к расстрелу. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении. Отбыв на каторге четыре года, а потом отслужив в Семипалатинске простым солдатом, на самом дне, откуда, как правило, к прежней жизни не возвращаются, он написал "Записки из мёртвого дома" и опубликовал это произведение в журнале "Время", который они открыли с братом Михаилом по возвращении Фёдора Михайловича в Петербург.
Писателя амнистировали в 1862 году, когда прошла коронация Александра II. Достоевский становится невероятно популярным. Он возвратился в Петербург как герой — мученик, его обожают студенты, молодёжь приглашает на литературные вечера. Пять романов Достоевского, написанные им с 1860 по 1880 годы, назовут великим пятикнижием, и они войдут в список "ста лучших книг всех времён" по версии Норвежского Нобелевского института.
Вот так однажды, зимой 1862 года он был приглашён для прочтения лекции в Санкт-Петербургский университет. Здесь произошло его знакомство с Аполлинарией Сусловой. Достоевский и Аполлинария Суслова. Портрет Аполлинарии Прокофьевны Сусловой хранится сейчас в Сосновском краеведческом музее.
Раньше он украшал стену краеведческого музея Панинской школы, и Валентина Васильевна Сустаева, проводя экскурсии, останавливалась возле этого портрета и говорила: "Это гражданская жена Достоевского". Уроженка села Панино, старшая сестра Надежды Сусловой, которая всему миру известна как первая русская женщина-врач, Аполлинария Суслова осталась известной в литературных кругах как начинающая писательница, автор двух напечатанных повестей: "Покуда" и "Чужая и свой". Но больше о ней говорят как о возлюбленной Достоевского, об этом сказано даже в википедии.
The author of this work died:[1] a before January 1, 1950 or b between January 1, 1950 and January 1, 1954, did not work during the Great Patriotic War and did not participate in it. This work was originally published anonymously or under a pseudonym: a before January 1, 1943 and the name of the author did not become known during 50 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication, or b between January 1, 1943 and January 1, 1954, and the name of the author did not become known during 70 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication. This work is a film a video fragment or a single shot from it : a which was first shown before January 1, 1943[2] or b which was created by legal entity between January 1, 1929 and January 1, 1954, provided that it was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993.
Когда зимой 1867 года Суслова окончательно рассталась с тем, кому было суждено обессмертить ее имя как будто в горькую благодарность за жестокий роман , ей было всего 25 лет, а Достоевскому - 44 года. Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году. И за те более, чем полвека, которые прошли с ее разрыва с одним из самых великих и противоречивых русских писателей, она сделала многое, чтобы доказать и себе и своим знакомым свою независимость от него и даже холодное равнодушие к его имени. Аполлинария Суслова в молодости Аполлинария Суслова в молодости Мечты о независимости и «свободной любви» манили Аполлинарию ещё с молодости. Ее знакомство с Достоевским, вероятнее всего, состоялось на почве повести «Покуда», которую начинающий автор Аполлинария Суслова принесла в журнал братьев Достоевских «Время». Главная героиня этой довольно неумелой и скорее слабой, чем талантливой повести - непонятая и одинокая, но развитая и глубоко чувствующая молодая женщина, живущая в разладе с окружающей средой. Спасаясь от гнета вздорной матери, она выходит замуж без любви за недостойного ее человека, потом порывает с мужем, едет в провинцию зарабатывать грошовыми уроками и вскоре умирает от чахотки. Многое в героине, кроме раннего брака и ранней смерти, напоминает Суслову - уходы в никуда, разрывы с близкими людьми. Начинающую писательницу очень волновали женская эмансипация и судьба женщины, которая решила остаться верной себе и не «подстраиваться» под пошлую окружающую среду. Она даже как будто предугадала «формулы своих разрывов» - «не женщина, а упрямый черт; с ней нельзя не ссориться; но трудно с ней расстаться тому, кто ее любит». Женщина, «с которой нельзя не ссориться, но трудно расстаться», обладала в молодости интересной внешностью. Воспоминания современников рассказывали о больших серо-голубых глазах, правильных чертах лица, пышных волосах и гордо закинутой голове. Очарованием красоты и молодости, а ещё сложностью натуры и максимализмом запросов она очень привлекала Достоевского. И отвыкал он от неё мучительно, хотя в отношениях с ней страдал и бесился от ревности, обижался на равнодушие к своим бедам, бездушные требования развестись с умирающей женой, а в последние месяцы их отношений чувствовал себя задетым постоянным противоречием себе почти во всем. После того, как жена его умерла, он, как порядочный человек, и сохраняя в себе что-то от прежней страстной любви, не один раз предлагал Аполлинарии выйти за него замуж. Но она упорно отказывала, записывая в дневнике, что он этим ее только злит «Сегодня был Федор Михайлович, — писала она в дневнике, — и мы всё спорили и противоречили друг другу». Достоевский времен отношений с Аполлинарией Ф. Достоевский времен отношений с Аполлинарией Спустя 15 лет история повторится с известным в будущем русским философом и мыслителем Розановым, горячим поклонником Достоевского, посвятившим ему многие свои работы. Он был младше Сусловой двадцатью годами, влюбился в неё будучи ещё гимназистом, и, получив специальное разрешение, женился в 20 лет на 40-летней Аполлинарии. Страсть его очень подогревало то, что она когда-то была возлюбленной Достоевского, его да и многих из молодёжи того времени кумира. Много позже Розанов оставил такое пристрастное и очень уязвленное воспоминание об их первой встрече -"С Суслихой я первый раз встретился в доме моей ученицы А. На Катьку Медичи она в самом деле была похожа". Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки».