Важной особенностью КРК «Ангара» является применение в новых ракетах-носителях экологически чистых компонентов топлива. Разработка ракет семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов.
С «Плесецка» запустят три ракеты «Ангара»
Фото с Минобороны России. В ходе сегодняшнего визита делегации Минобороны России на космодром «Плесецк» стало известно о количестве пусков ракет «Ангара», запланированных на 2024 год. Об этом говорится в опубликованном в среду, 24 апреля 2024 года, материале российского военного ведомства. В текущем году планируется осуществить еще три запуска ракет-носителей данного класса», — сказал Сергей Шойгу о пусках ракет-носителей семейства «Ангара» на совещании по итогам визита на космодром.
Ракетный двигатель РД-191 Модульное строение российских ракет «Ангара» Во многих источниках говорится, что с точки зрения конструкции новые ракеты гораздо лучше устаревающих «Протонов». Каждая ракета состоит из универсальных ракетных модулей УРМ длиной 25,1 и диаметром 2,9 метров. Комплектация включает в себя соединенные между собой баки окислителя и горючего, а также двигательный отсек. В заправленном виде каждый такой компонент весит не более 149 тонн. В сборочных цехах «Ангары» не делают ракеты, потому что там производятся ракетные модули. Накладывая их друг на друга, можно получать разные модификации «Ангары»: из одного модуля получается Ангара-1. Универсальный ракетный модуль «Ангары» Запуски ракет «Ангара» будут производиться в России Как уже было отмечено в начале статьи, новые ракеты создаются для того, чтобы запускаться с российской территории. В 2014 году стартовый комплекс для семейства «Ангара» был построен на космодроме «Плесецк», который расположен в Архангельской области. С 2019 года ведется строительство стартового комплекса на космодроме «Восточный», который находится в Амурской области. Ожидается, что полностью комплекс будет достроен в 2025 году.
Как напоминают эксперты, после запуска в серию стоимость «Ангары-А5» должна будет ещё снизиться. Этот же принцип применим к «Ангаре», потому что сейчас в стоимость одного запуска входят все затраты на её разработку», — полагает Эйсмонт. По словам аналитика, у «Ангары-5» есть шансы закрепиться на мировом рынке космических услуг, хотя сегодня там наблюдается довольно жёсткая конкуренция. Если сравнивать с ракетой SpaceX, то наши проекты примерно равны. Ещё один конкурент — это европейский носитель Ariane 5. У него характеристики примерно такие же, как и у «Ангары-5», но масса полезной нагрузки ниже», — отметил Эйсмонт. Ещё одним преимуществом «Ангары» является её модульный принцип. Мы можем использовать один старт для запуска ракет всех трёх классов. Есть тяжёлый носитель из пяти модулей, есть лёгкая ракета. Все классы ракет, которые нужны, можно закрыть одним этим семейством и одним типом двигателя», — заключил эксперт. Ошибка в тексте?
В-третьих, необходимо было обеспечить технологический суверенитет России, производя все ключевые компоненты для ракет-носителей на территории нашей страны. К слову, производство двигателей для первых ступеней «Протона» было прекращено в 2019 году, и сейчас Роскосмос донашивает последний десяток оставшихся в наличии ракет-носителей тяжелого класса. Таким образом, семейство «Ангара» в средне- и долгосрочной перспективе является для нас безальтернативным. Лучшее — враг хорошего? Сама по себе концепция «Ангары» выглядит чрезвычайно привлекательной. Благодаря модульной конструкции, с помощью различного числа универсальных ракетных модулей можно создать ракету носитель любого класса — от легкого до тяжелого. В частности, ракета «Ангара-1. Немаловажно и то, что в качестве топлива для ракетных двигателей РД-191 используется экологически чистая смесь жидкого кислорода и керосина. Это означает большую свободу в выборе траекторий запуска ракеты-носителя. Предполагается создание многоразовой версии тяжелой ракеты «Анагра-А5В», которая сможет повторно использоваться до десяти раз.
«Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками
А семейство ракет-носителей "Ангара" изготавливаются по совершенно иной схеме. Первый пуск ракеты-носителя "Ангара-А5В" с кислородно-водородной третьей ступенью намечен на 2030 год. В материалах особо подчеркивается, что разработка ракет-носителей семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов.
Космические проекты
новое поколение российских ракет-носителей на основе универсального ракетного модуля с экологически безопасными кислородно-керосиновыми двигателями. «Ангара́» — семейство российских унифицированных ракет-носителей (РН) с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители от лёгкого до тяжёлого классов. Стало известно, когда должны завершиться лётные испытания российских ракет-носителей семейства «Ангара». Успешный запуск тяжёлой ракеты-носителя «Ангара-А5» открывает новый этап в развитии космической отрасли.
«Ангара-А5»: Роскосмос запускает на орбиту миллиарды пачками
Но «легкая» и «тяжелая» «Ангара» снова оказались не у дел. Во-первых, из-за перебоев в работе Центра Хруничева, связанных с переносом производств из Москвы в Омск. Во-вторых — из-за неготовности космодрома Восточный для старта «Ангары». По мнению специалистов, на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим. Первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд. Причем, решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дало. Убедительной версии, почему потребовалось переводить производство в Омск, не было озвучено. Хруничева в московском районе Фили — настоящее золотое дно с точки зрения коммерческой застройки. Ракетам, стало быть, там не место. Ситуацию усугубило и спорное решение Роскосмоса — отказ от создания средней ракеты «Ангара-А3» ради развития «Союз-5». Объяснили это тем, что «Союз-5» имеет ту же грузоподъемность и было бы неразумно дублировать мощности.
Но проблема в том, что работы по «Союзу-5» только начаты, тогда как по «Ангаре-А3» оставалось отработать программное обеспечение на уже готовом стенде. По сути, «Ангара» по-прежнему нужна. Но здравая на момент рождения идея теперь выглядит провальной: «Ангара» по-прежнему не летает, а долги Центра Хруничева превышают 80 млрд. Хруничева Павел Пушкин. Причем, другой ракеты такой грузоподъемности никто в России в ближайшее время создать не сможет. Но для этого надо понимать, что в ней следует поменять, что сделать, чтобы она хорошо летала и стоила нормально. В этом — в технической части — нужно разбираться. Но в последнее время, к сожалению, так происходило — в том числе, в Центре Хруничева — что проблемы с «Ангарой» гасились одним способом: мы создадим новое производство, и закупим для него новых станков. Такой подход проблем не решает. Но сегодня решения, которые принимаются, даже ухудшают ситуацию.
Читайте также 5 жестких законов для автомобилистов, которые отложили из-за коронавируса Обзор законодательных обновок 2020 года, которые вступят в силу позже из-за эпидемии Я, например, могу точно сказать: когда передавали из Фили в Омск изготовление определенных изделий — не только по «Ангаре», но и по «Протону-М», — то стоимость этих изделий росла, причем в несколько раз. И это происходило под крики, мол, давайте отдадим производство в Омск — там зарплаты меньше.
Предположительно, речь может идти о двух пусках ракет-носителей тяжелого класса «Ангара-А5» и одном пуске ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1. Предыдущие пуски ракет семейства «Ангара» с космодрома «Плесецк» были выполнены в 2022 году. Тогда был осуществлён запуск двух ракет-носителей лёгкого класса. Они успешно вывели на заданные орбиты космические аппараты в интересах российского военного ведомства.
Стоимость производства ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» составляет 7 млрд рублей, но к 2024 году ее планируют снизить до 4 млрд, сообщает ТАСС со ссылкой на пояснения к бухгалтерской финансовой отчетности Центра им. Хруничева за 2019 год. В пояснениях говорится, что в рамках консолидации «внутреннего резерва» предприятие совместно с Роскосмосом проведет ряд мероприятий по снижению себестоимости «Ангары», в том числе направленных на создание производства замкнутого цикла ракеты на мощностях омского ПО «Полет».
Успешные испытания «Ангары» значат, что теперь Россия сможет запускать со своей территории и транспортные, и пилотируемые ракеты. С ее помощью будут строить новую российскую станцию. Первый модуль готовятся вывести на орбиту уже через три года. Пока в этой семье три «сестры», но в будущем в «Роскосмосе» рассчитывают на пополнение.
Космические проекты
Будущая «Ангара-А5М», прежде всего, должна стать основным средством выведения на целевые орбиты модулей создаваемой Российской орбитальной станции. Первый пуск «Ангары-А5» с Восточного состоялся 11 апреля после двух технических переносов. По заявлению, Борисова, ракета выполнила все поставленные перед ней задачи. В частности, было проведено испытание ракеты и разгонного блока с имитатором полезной нагрузки, которым стал коммерческий аппарат для показа зрелищной рекламы из космоса с высоты до 600 км. В будущем Восточный сможет обеспечить запуски всех типов ракет, которые составят парк средств вывода «Роскосмоса». В более отдалённой перспективе госкорпорация планирует осуществить первые полётные испытания ракеты-носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью, что запланировано на 2030 год. Тем самым семейство ракет «Ангара» будет способно решать весь комплекс задач, стоящий перед «Роскосмосом». В рамках лётных испытаний разгонный блок теперь должен вывести тестовую полезную нагрузку на целевую орбиту. Источник изображения: youtube.
Он также ознаменовал начало испытаний космического ракетного комплекса «Амур», включающего инфраструктуру космодрома и ракету-носитель. Старт «Ангары-А5» первоначально был назначен на полдень минувшего вторника, но за две минуты он был отменён автоматикой : впоследствии глава «Роскосмоса» Юрий Борисов объяснил инцидент сбоем в системе наддува бака окислителя центрального блока. Запуск перенесли на сутки, но снова возникло препятствие — на этот раз команда отмены была вызвана сбоем в системе контроля запуска двигателя. Оба инцидента не были связаны с требующими демонтажа ракеты необратимыми процессами, пояснил господин Борисов, а переносы стартов по техническим причинам являются нормальными — более того, текущий этап испытаний нацелен на выявление подобных нюансов. Она станет заменой ракеты «Протон-М» как более экологически чистая и не применяющая токсичные компоненты топлива. Перспективные модификации новой ракеты помогут выводить на орбиту до 37 т полезного груза — «Протон» ограничен отметкой в 22 т. Это уже второй перенос пуска: ракета должна была полететь накануне, но за две минуты до старта сработала автоматика, и запуск перенесли на 24 часа. Сегодня снова была выдана команда на отмену пуска — он отложен ещё минимум на сутки.
Источник изображения: roscosmos. Руководителям работ — подготовиться к 24-часовой стоянке». Автоматическая команда отмены снова поступила за две минуты до запуска ракеты. Причины нового инцидента в «Роскосмосе» пока не прояснили. Накануне ракету также пытались запустить , и команда «отбой пуска» прозвучала незадолго до старта.
Разгонный блок «Орион» доставил в космос испытательную нагрузку. После космический аппарат окажется на орбите хранения. Картина дня.
На кадрах по истине историческое событие для всей страны — запуск Ангары А5. Так начинает свое путешествие в космос ракета тяжелого класса. Запуск с космодрома Восточный. Здесь, вдали от человеческих глаз, среди тайги, построили стартовую площадку. Самая современная начинка и передовые технологии. Ничего подобного нет ни на «Байконуре», ни на Плесецке. В процессе участвовали лучшие специалисты страны от Калининграда до Владивостока. Инженеры, энергетики, радиотехники, механики и метеорологи. Объект стратегического значения. Вот так доставляли ракету на место. Уникальные кадры. После сборки несколько километров Ангару везли по железной дороге с минимальной скоростью.
Что предлагала и что может предложить наша страна в этой области? Какие ракеты-носители РН смогут выполнить эту задачу в будущем? Она создана в рамках конверсионной программы на базе снимаемой с вооружения межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет». Предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. Первые три испытательных запуска РН «Рокот» были произведены еще в начале 1990-х годов из шахтной пусковой установки на космодроме Байконур. Дальнейшие с мая 2000 года коммерческие запуски РН «Рокот» производились с космодрома Плесецк. Высокие технические характеристики ракеты-носителя «Рокот» во многом были обусловлены использованием на ней разгонного блока «Бриз-КМ». Он обеспечивал возможность по выведению космических аппаратов КА на орбиты с различными высотами и наклонениями. Аппаратура разгонного блока с высокой точностью проводила необходимую ориентацию космического аппарата и обеспечивала его энергетическое снабжение при выведении и в ходе орбитального полета продолжительностью до семи часов. Специальная система позволяла провести отделение КА от разгонного блока с минимальными возмущениями. Для надежного исключения вредного воздействия на окружающую среду остатков компонентов топлива предусматривалась полная их выработка к моменту выключения двигателей. Всего с Байконура было проведено 30 пусков ракеты, выведено на орбиту 70 космических аппаратов различного назначения. Однако на данный момент пуски этой ракеты прекращены. Свою роль сыграл украинский фактор. Дело в том, что еще в 2015 году обозначились разногласия с харьковским предприятием «Хартрон» — поставщиком систем управления и математического обеспечения для разгонных блоков «Бриз-КМ». Украинская сторона запретила поставки в Россию оборудования, которое могло быть использовано в военных программах.
Впервые с Восточного запущена тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5»
Работы по подготовке полноразмерного макета ракеты-носителя «Ангара-А5» («Ангара-НЖ») для космодрома Восточный — в высокой степени готовности. Тяжелая ракета «Ангара-А5» — первая разработанная в России после распада СССР ракета-носитель такого класса. Во время старта 11 апреля ракета вывела испытательную полезную нагрузку на геостационарную орбиту (36000 км от Земли), далее согласно информации Роскосмоса, выведенный успешно груз после завершения испытаний будет сведен на низкую орбиту. — Ракета «Ангара-А3» занимает промежуточное по массе выводимой полезной нагрузки положение в семействе унифицированных модульных ракет-носителей «Ангара» и имеет соответствующий своей грузоподъемности ряд потенциальных задач. Это предприятие освоило производство ракет семейства «Ангара» только во второй половине десятых годов, и к настоящему времени успело построить лишь три носителя тяжелого класса. Запуск ракеты-носителя «Ангара» планируется осуществить с космодрома Восточный в начале апреля.
Новая страница отечественной космонавтики. В чем состоит уникальность ракеты "Ангара-А5"
Ракета-носитель «Ангара-А5» успешно вывела на орбиту макет спутника. Это уже третий старт «Ангары» и финал испытаний. Это полностью российская разработка — ее делали уже после распада Советского Союза. В отличие от других ракет-носителей, которые использовали раньше, эта на экологически чистом топливе. Да и в целом все технологии шагнули на десятилетия вперед. Вот так подготовка к пуску выглядит в режиме ускоренной съемки. На самом деле, это очень кропотливый процесс. Чтобы космический грузовик успешно вывел спутник на орбиту, одновременно работают десятки служб.
Это только кажется, что на площадке сейчас ничего не происходит, но уникальность этого проекта в том, что с момента заправки до самого запуска эта гигантская конструкция абсолютно необитаема.
В Омске вообще всё дешевле, чем в Москве. Надо же считать и альтернативные издержки. На другом берегу от "Москвы-Сити", в парке "Фили". Это не просто центр, это золотое место, поэтому размещать здесь производственные цеха — это странно, и с этой точки зрения производство надо переводить в другое место Андрей Ионин Член-корреспондент Российской академии космонавтики По мнению главы Института космической политики Ивана Моисеева, главный практический смысл "Ангары" сейчас — заменить "Протоны". И здесь возникает такой вопрос: дело в том, что даже при таком раскладе четыре миллиарда за сборку ракеты "Ангара" всё равно вдвое дороже "Протона", который, по подсчётам, построить стоит около 2,3 миллиарда рублей. А "Протон", к слову, 20 тонн поднимает. Так почему эпоха "Протонов" клонится к закату?
Сотрудник в цехе сборки семейства ракет-носителей "Ангара" на территории Государственного космического научно-производственного центра имени М. И есть договорённость закончить эксплуатацию "Протонов" в 2025 году Иван Моисеев Руководитель Института космической политики Как объясняют эксперты, каждую ракету строят с расчётом на то, откуда будут запускать, и "Протон" создан под запуски с космодрома Байконур. А у "Роскосмоса" сейчас стоит задача наладить пуски всего нужного ассортимента носителей с российской территории, чтобы ни от кого не зависеть и ни с кем ничего не выяснять. Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с британским космическим аппаратом связи Inmarsat-5F3 на космодроме Байконур, Казахстан. Эту задачу она решает, и это хорошо. Задача "Роскосмоса" — не зарабатывать деньги, а обеспечивать вопросы национальной безопасности и технологическое развитие страны Андрей Ионин Член-корреспондент Российской академии космонавтики Что будут запускать на "Ангаре" По крайней мере, для одного важного дела эта ракета в любом случае понадобится: для доставки на орбиту тяжёлых спутников в интересах Министерства обороны. К примеру, именно на "Ангаре" впервые с советских времён должна будет полететь на Венеру станция "Венера-Д", это орбитальный аппарат и спускаемый модуль. И, наконец, пилотируемый корабль нового поколения "Орёл", та самая бывшая "Федерация".
Тогда главной концепцией было создание УРМ универсального ракетного модуля , и из этих модулей, как из кубиков предполагалось собирать ракеты от легкой, до тяжелой. Увы, денег не было, создание шло долго и к настоящему времени эта концепция выглядит не особенно эффективной. Пока из-за длительного периода разработки и отсутствия большого количества запусков, цена «Ангары» очень высока для конкуренции на коммерческом рынке. Но тяжелая «Ангара-А5» очень нужна российской космонавтике. Дело в том, что «Протон» уже не производится, с его помощью делаются последние запуски.
Да Не сейчас 11 апреля 2024, 21:53 Впервые с Восточного запущена тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» Знаковый старт с космодрома Восточный. Впервые с площадки в Амурской области запущена тяжелая ракета «Ангара-А5».
До этого носители такого типа стартовали только с Плесецка.
Новая страница отечественной космонавтики. В чем состоит уникальность ракеты "Ангара-А5"
В 2014 году стартовый комплекс для семейства «Ангара» был построен на космодроме «Плесецк», который расположен в Архангельской области. С 2019 года ведется строительство стартового комплекса на космодроме «Восточный», который находится в Амурской области. Ожидается, что полностью комплекс будет достроен в 2025 году. Есть сообщения о том, что в 2023 году оттуда будет произведен запуск ракеты «Ангара-А5», а потом комплекс будет улучшен для запусков более мощной модификации «Ангары-А5В» в 2027 году. Ракета семейства «Ангара» на космодроме «Плесецк» Сколько будут стоить ракеты «Ангара»? Летом 2020 года появились сообщения о том, что стоимость одной ракеты Ангара-А5 составит около 7 миллиардов рублей. Позже появились сведения о том, что цена одного экземпляра составит 5 миллиардов рублей. Более того, в 2024 году производство ракет начнет проводиться не в Москве, а Омске, их стоимость может опуститься до 4 миллиардов рублей. Сказать точно, будут ли российские ракеты дешевле, чем зарубежные, на данный момент невозможно.
В 2020 году главный конструктор КБ «Салют» Центра имени Хруничева Сергей Кузнецов поделился , что запуск ракеты Ангара-А5 сначала будет обходиться в 100 миллионов долларов, но потом цена может снизиться.
Сообщается, что после запуска через 12,5 минуты разгонный блог «Орион» с испытательной полезной нагрузкой отделится от третей ступени ракеты и выведет ее на целевую орбиту. Отметим, что ранее запуск ракет семейства «Ангары» осуществлялся только с космодрома Плесецк в Архангельской области. Что представляют ракеты «Ангара» «Ангара» — это семейство российских ракет-носителей от легкого до тяжелого класса. В их топливе используются экологически чистые компоненты — керосин и жидкий кислород. При помощи данных ракет планируется выводить на околоземную орбиту спутники, модули перспективной Российской орбитальной станции, а также пилотируемый транспортный корабль нового поколения, который сможет доставлять к стации целые экипажи.
А-5В с водородной ступенью мощнее, чем А-5М. С новым пилотируемом корабле, летные испытания которого начнутся в 2023 г. Помните наше святочное гадание об облике сверхтяжа?
Что мы с вами увидели на дне кофейной чашки? Состоявшиеся и проекты. Среди нас — «новенькие» читатели. Давайте освежим в памяти основные понятия. Чтобы понимать, что это такое — «сверхтяж» и почему он вызывает у любителей полетов в космос такой восторг. Вкратце классификация ракет-носителей по выводимой полезной нагрузке на низкую опорную орбиту НОО, в среднем 200 км от поверхности Земли. Сверхлёгкая ракета-носитель - до нескольких десятков кг. Лёгкая ракета-носитель - до 5 тонн. Ракета-носитель среднего класса - от 5 до 20 тонн. Сверхтяжёлая ракета-носитель - свыше 100 тонн.
До геостационарной орбиты высота 35786 км доставляется груз, в несколько раз меньшей массы, нежели на НОО. Для того, чтобы долететь до Луны, нужно стартовать, очень быстро достигнув 2 космической скорости. То есть нужны мощные двигатели, много топлива. Чем больший вес отправляется с Земли к Луне, тем больше потребуется топлива, тем мощнее двигатели. Об освоении Луны и Венеры я написала два цикла статей. Для того, чтобы отправить космический аппарат к нашему спутнику, не обязательно использовать ракету-носитель тяжелого класса. Но если мы хотим отправить туда людей или большие блоки для будущей лунной станции или лунного модуля — нужно иметь мощную, тяжелую или сверхтяжелую ракету, выводящую на околоземную орбиту не менее 20 тонн. Ракета-носитель тяжелого класса у нас есть — «Протон М», выводящая 22 тонны на НОО и 3,7 т на геостационарную орбиту. У «Протона» своя славная история — о ней лучше рассказать отдельно. То есть, в принципе, лететь к Луне есть на чем.
В 1968 г. РН «Протон» работает на крайне ядовитом топливе и для создания окололунной станции с его помощью нужно сделать очень много запусков. Подсчитали — не экономично. Нужно делать ракету-носитель большей грузоподъемности. У нас такой опыт был — это ракета-носитель «Энергия». Ракета в варианте с 4 боковыми блоками способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза — в 5 раз больше, чем «Протон». Также возможны, но не были испытаны, варианты компоновки с шестью и с восемью «Вулкан» боковыми блоками, последний — с рекордной грузоподъёмностью до 200 тонн. И вот ровно год назад появились первые обнадеживающие сообщения о том, что сверхтяжелая ракета-носитель приобрела облик и скоро все завертится. Рогозина, мы узнали, что: «Концепция создания сверхтяжа предполагает, что все его части должны быть летными изделиями, имеющими серийное производство и статистику запусков. Третья ступень: будет взята от «Ангара-А5В» предположительно, кислородно-водородный двигатель.
Также по теме «Технологическое чудо»: в России начались работы по адаптации двигателя РД-180 для ракеты «Союз-6» Специалисты российского НПО «Энергомаш» приступили к активной фазе работ по модернизации двигателя РД-180 для его последующей... Как поясняют разработчики, в «Ангаре-А5» не используются агрессивные и токсичные виды ракетного топлива на основе гептила, что позволяет «существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей». В данный момент программа насчитывает два аппарата: лёгкую «Ангару-1. Стартовая масса «Ангары-1.
Также анализируется возможность производства модификации «Ангары-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью. Её стартовая масса достигнет приблизительно 815 т. Запускать их планируется с космодромов Плесецк и Восточный после сдачи второй очереди строительства. Модульная система Отличительной особенностью «Ангары» является модульный принцип постройки.
Каждая ракета семейства компонуется из готовых универсальных ракетных модулей УРМ , количество которых определяет грузоподъёмность ракет-носителей. Если посмотреть на сборочный цех «Ангары» и на сборочный цех «Протона», то разница будет видна невооружённым взглядом, потому что фактически в сборочном цехе «Ангары» ракеты не делают: здесь делают универсальные ракетные модули. Это абсолютно одинаковые, идентичные по конструкции модули, набирая которые в разном количестве мы получаем разную полезную нагрузку на орбите и разные модификации «Ангары». Если мы возьмём один модуль, мы получим «Ангару-1.