Новости создание совета экономической взаимопомощи

О Международной Общественной Инициативе по созданию Совета Экономической Взаимопомощи проинформирован Президент Сирии Башар Асад.

Создание СЭВ

Создание и функционирование СЭВ имело важное значение для развития международных экономических отношений. Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Совет экономической взаимопомощи был создан в январе 1949 года представителями СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. На фото: здание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В январе 2019 г. исполнилось 70 лет с момента создания СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) – межправительственной организации, созданной для углубления экономических связей и. 75 лет назад, 5 января 1949 года, на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — в 1949-1991 годах межправительственная экономическая организация стран социалистического лагеря. В январе 2019 г. исполнилось 70 лет с момента создания СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) – межправительственной организации, созданной для углубления экономических связей и. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами. СЭВ-3 В 1949 году 5 января создан Совет Экономической Взаимопомощи.

Совет экономической взаимопомощи: какие уроки можно извлечь для евразийской интеграции

При этом количество членов СЭВ постоянно росло: в 1962 году в организацию вступила Монголия, в 1972-м — Куба, в 1978-м — Вьетнам. Чрезвычайно широким был круг наблюдателей: кроме социалистических стран Северная Корея, Ирак, Ангола, Мозамбик, Лаос, Афганистан, Эфиопия, Никарагуа, Йемен , этот статус имели Финляндия с 1973 года и Мексика с 1975-го. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Об этом президент РФ Владимир Путин сказал 10 декабря на заседании Высшего совета интеграционного объединения, передает Sputnik В своей деятельности Совет экономической взаимопомощи прошёл несколько этапов. Никита Хрущёв рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации. Наконец, при Леониде Брежневе, особенно в период "разрядки", СЭВ приобрёл особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене.

Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-83 годах Николай Фадеев, придал этой организации особое звучание и продвигал её именно как глобальную организацию. Последний аспект особенно важен: при всех событиях "холодной войны" организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. На начало 1975 года организация поддерживала отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.

В 1975 году на долю стран СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Это в значительно мере было обеспечено природными ресурсами СССР. Ещё в 1960-е годы выросло значение советской энергетической поддержки экономик европейских стран-членов СЭВ.

Был построен нефтепровод "Дружба", страны СЭВ стали получать советский природный газ, появилась объединенная энергосистема "Мир". На Кубу был организован "мост" по доставке нефти. СССР поставлял в другие страны СЭВ огромные объемы топлива и сырья, а также машиностроительной продукции по ценам во много раз ниже мировых, и при этом был основным потребителем производимой в этих странах продукции.

С другой стороны, страны СЭВ участвовали в строительстве ряда сырьевых производств и трубопроводов в СССР, предоставляя кредиты в виде инвестиционных и потребительских товаров, а также строительных услуг.

С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Бердниковым и О. Хиноев, Фадель Хури и Ахмад Хазаль. Фомин и Фадель Хури выступили с приветствием в адрес участников конференции. Вместе с представителями других общественных организаций они выразили надежду, что идея по созданию МОИ-СЭВ оправдает себя, если пожелания превратятся в конкретные действия и удастся привлечь к их реализации власти и предпринимательский корпус государств, объединяющихся вокруг России.

Москва, 5 - 17 июня 1969 г. Практика привела нас к общему выводу: необходимо углублять специализацию и кооперацию производства, теснее увязывать народнохозяйственные планы, словом, двигаться по пути экономической интеграции социалистических государств"10. На нынешнем этапе существует возможность и необходимость еще более полного использования преимуществ социалистической организации жизни как в национальном, так и в интернациональном масштабе для более успешного продвижения по пути строительства социализма и коммунизма. Задачи дальнейшего углубления и совершенствования экономического сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ определяются потребностями развития производительных сил. Научно-техническая революция, повышение эффективности производства связаны с ростом концентрации производства, со сложными организационными связями внутрипроизводственного аппарата, постепенным слиянием научно- технической деятельности непосредственно с материальным производством. В этих условиях планомерное объединение промышленного и технического потенциала стран СЭВ становится объективной необходимостью. Требуется совместными усилиями решать на долгосрочную перспективу топливно- энергетические и сырьевые проблемы, развивать специализацию и кооперирование производства, объединять силы и средства в области науки и техники для переоснащения новой техникой всего народного хозяйства. Таким образом, возникла объективная необходимость, в силу которой все эти сложные проблемы экономического развития можно успешно решать только путем социалистической экономической интеграции. В ее работе участвовали руководители коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ. Сессия рассмотрела насущные проблемы дальнейшего развития взаимного экономического сотрудничества, подтвердила единодушное стремление стран СЭВ к более тесному объединению усилий для изыскания новых, более эффективных его форм и методов. Ее участники подчеркнули огромное политическое значение всестороннего развития экономического сотрудничества и отметили, что содружество социалистических государств, объединенных общностью коренных классовых интересов и целей и руководствующихся единой идеологией марксизма-ленинизма, должно опираться на систему прочного и устойчивого международного социалистического разделения труда, обеспечивающего тесное взаимодействие экономики всех стран СЭВ. Сессия решила разработать рассчитанную на перспективу Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Страны СЭВ считают, что главным средством осуществления интеграции на основе прочного и устойчивого разделения труда служит развитие многостороннего сотрудничества в области плановой деятельности. Такое сотрудничество должно носить непрерывный характер и обеспечить комплексное решение координируемых проблем, охватывая сферу научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ, производства, обращения, капитальных вложений и сбыта. В этом состоит глубокий смысл и важность того нового, что внесено в сотрудничество в области плановой деятельности. Без координации планов, ко- 10 Л. Это требование отражает учет объективного действия закона планомерного, пропорционального развития в области международных экономических связей. XXIII сессия решила поднять совместную плановую деятельность на новую, более высокую ступень, она решила, что страны СЭВ будут консультироваться между собой по основным вопросам экономической политики с целью содействия углублению международного социалистического разделения труда, создания более благоприятных условий для разработки и реализации социалистической экономической интеграции. Было подчеркнуто, что важнейшими элементами совместной плановой деятельности становятся работы по прогнозированию. Страны СЭВ исходят из того, что прогнозирование как инструмент научного предвидения является первоначальным этапом общего процесса составления хозяйственных планов, особенно перспективных. Было решено дополнить координацию пятилетних планов координацией планов на более длительный срок по важнейшим проблемам, а также совместным планированием заинтересованными странами отдельных отраслей и видов производства. Такая координация будет содействовать достижению объективно необходимых пропорций развития каждой страны и содружества в делом, обеспечению сочетания комплексного многостороннего развития экономики отдельных стран с международной специализацией и кооперированием производства, способствовать сбалансированности экономики, ускорению темпов развития народного хозяйства стран СЭВ. Координация плановой деятельности дополняется совместным планированием заинтересованными странами отдельных отраслей и видов производства. Сессия указала, что планирование не будет сопровождаться созданием наднациональных органов и будет закрепляться соглашениями между заинтересованными странами. Разработка долгосрочных планов экономического развития, а также координация их между странами СЭВ будут иметь большое значение для последующих мероприятий по углублению интеграции во всех ее формах, что позволит более полно использовать преимущества международного разделения труда. Выполнение этой работы требует решения ряда сложных экономических и методологических вопросов. Страны СЭВ и органы Совета уже имеют опыт по разработке отдельных проблем на длительную перспективу. К ним относятся, например, разработка топливно-энергетического баланса и в связи с этим разработка проблем сотрудничества в области электроэнергетики, включая атомную энергетику. Ведутся работы по прогнозированию развития в этой области, поиски оптимальных вариантов решения проблем. Предусматривается в ближайшие два-три года осуществить совместное прогнозирование развития атомной энергетики на период до 1990 г. На основе этой работы будет осуществлена координация планов развития атомной энергетики на длительную перспективу. Одновременно с этим рассматриваются проблемы сотрудничества в производстве оборудования для атомных электростанций, что имеет существенное значение для быстрого развития этой важнейшей отрасли энергетики. Страны СЭВ и органы Совета также рассматривают ряд проблем на длительную перспективу в области сотрудничества в развитии сырьевой базы для черной и цветной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности, важнейших видов производства черной и цветной металлургии, нефтехимии и связанных с ней основных видов производства, а также комплексных систем машин и приборов, определяющих развитие научно-технической революции. Благодаря преимуществам социалистической системы хозяйства, позволяющим управлять экономическими и социальными процессами в масштабе отдельной страны и группы социалистических стран через систему сотрудничества, использование электронно-вычислительных машин значительно облегчит поиски оптимальных решений проблем на длительную перспективу при проведении координации. Эта деятельность является более высокой формой координации планов. Она основывается на принципах добровольности и заинтересованности. XXIII сессия уделила большое внимание вопросам углубления международной специализации и кооперирования производства перерабатывающих отраслей промышленности. Широкое развитие машиностроения, радиоэлектроники, химии и других отраслей в каждой из братских стран, обширная номенклатура продукции и огромные объемы производства создают исключительно благоприятные условия для дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда и организации высокоэффективной взаимовыгодной специализации и кооперирования производства. Чтобы придать специализации и кооперированию производства устойчивый и долговременный характер, будут заключаться многолетние международные договоры, в которых найдут четкое отражение обязательства сторон и положения, обеспечивающие надлежащее выполнение договорных обязательств. XXIII сессия рассмотрела и одобрила программу по дальнейшему развитию научно-технического сотрудничества, определила главные направления и пути его совершенствования. В целях ускоренного развития технического прогресса стран СЭВ с учетом созданных предпосылок для использования эффективных форм научно-технического сотрудничества и более тесной его связи с сотрудничеством в области производства признано целесообразным еще теснее объединить усилия стран в развитии науки и техники. Использование при этом преимуществ социалистического разделения труда при решении крупных научных и технических проблем путем кооперирования научного потенциала заинтересованных стран СЭВ создает необходимые условия для успешного выполнения поставленных сессией сложных задач в этой области. Для разработки вопросов создания единой эффективной международной системы научно-технической информации уже проводится работа созданным в 1969 г. Придавая важное значение развитию внешней торговли, XXIII сессия обратила внимание на совершенствование организационных форм взаимной торговли братских стран. Организационные формы внешней торговли, основанные на государственной монополии внешней торговли, будут совершенствоваться и приспосабливаться к задачам обеспечения роста товарооборота при все расширяющейся номенклатуре взаимно поставляемых товаров, что требует широкого участия как государственных органов, так и хозяйственных организаций. Учитывая важность валютно-финансовых вопросов, XXIII сессия указала на значение планомерного использования денег, кредита, финансов в условиях сохранения товарного производства и обмена. Учитывая, что международная социалистическая валютно-финансовая кредитная система должна играть более активную роль в повышении эффективности экономического сотрудничества, в дальнейшем развитии социалистической экономической интеграции, страны СЭВ решили разработать и реализовать необходимые экономические и организационные мероприятия по укреплению и усилению роли социалистической коллективной валюты - переводного рубля -для того, чтобы более эффективно стр. Документы и решения XXIII сессии ставят новые задачи перед экономической наукой, в том числе и в области создания и развития научной теоретической базы социалистической интеграции. Необходимо комплексно исследовать такие проблемы, как теоретические вопросы социалистической экономической интеграции, проблемы, связанные с совершенствованием координации народнохозяйственных планов, вопросы выравнивания уровней экономического развития, совместного планирования отдельных взаимосвязанных отраслей и производств, совершенствования форм и методов непосредственных связей между хозяйственными организациями стран, а также создания совместных предприятий и организаций, проблемы сочетания использования плановых начал и товарно-денежных отношений в международном сотрудничестве и т. В ходе этой работы, как отметила сессия, установилось тесное сотрудничество центральных плановых органов, ведомств по науке и технике, министерств, национальных банков и других организаций стран СЭВ. Сессия одобрила принципы, порядок, организационные, экономические и правовые предпосылки повышения материальной заинтересованности и ответственности при установлении непосредственных связей на основе договорных отношений, а также возможные организационные формы и функции международных организаций, создаваемых странами СЭВ. Странам рекомендовано обеспечить благоприятные условия для дальнейшего расширения непосредственных связей между министерствами, ведомствами, хозяйственными и другими организациями и для образования и деятельности международных экономических организаций стран СЭВ, способствующих укреплению и совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества. Так, в странах СЭВ уже осуществляются непосредственные связи между министерствами, хозяйственными органами, объединениями, научно- исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями в области черной металлургии, в том числе на основе договорных отношений. Важное значение для теоретической разработки проблем социалистической экономической интеграции имеет принятое XXIV сессией решение о создании Международного института экономических проблем мировой социалистической системы. Он будет осуществлять комплексную разработку экономических проблем, способствующих дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества стран СЭВ. Сессия заслушала информацию представителей плановых органов стран СЭВ о ходе работы по координации народнохозяйственных планов на период 1971 - 1975 гг. В январе 1971 г. Банк создан в целях большей концентрации ресурсов для капитального строительства и согласованности в их использовании путем предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов, в первую очередь на осуществление мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда и кооперированием производства, с затратами на расширение сырьевой и топливной базы в совместных интересах, со строительством объектов в дру- стр. Создание этого Банка является одним из первых крупных мероприятий по реализации решений XXIII специальной сессии СЭВ о развитии социалистической экономической интеграции стран социалистического содружества. Реализация мероприятий в области межгосударственной специализации и кооперирования производства нередко требует от стран-участниц существенного переоборудования действующих производственных мощностей, строительства и расширения новых предприятий. Эта задача может быть успешно решена коллективными усилиями всех стран СЭВ с помощью кредитов Международного инвестиционного банка. В его распоряжении имеются значительные ресурсы. Уставный капитал Банка составляет солидную сумму- 1 052,6 млн. Банк содействует не просто количественному росту производительных сил социалистических стран. В своей деятельности он призван исходить из необходимости достижения высокой экономической эффективности использования ресурсов. Кредитуемые им объекты должны соответствовать высокому научно-техническому уровню, обеспечивать производство продукции высшего качества с наименьшими затратами и низкими ценами. В целях обеспечения дальнейшего углубления сотрудничества стран СЭВ в области плановой деятельности и повышения уровня координации народнохозяйственных планов как основного метода экономического и научно- технического сотрудничества XXIV сессия одобрила предложения о совершенствовании сотрудничества в области плановой деятельности: проведение взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики, обмен опытом и сотрудничество в области прогнозирования в важнейших областях экономики, науки и техники, координация планов на длительную перспективу по важнейшим отраслям народного хозяйства и видам производства. Сессия признала целесообразным, чтобы председатели центральных плановых органов стран СЭВ осуществляли систематическое сотрудничество в рамках СЭВ с целью разработки эффективных путей сотрудничества в основных областях народного хозяйства. Это относится к более полному решению топливно-сырьевой проблемы, внедрению передовых технологических процессов в важнейшие отрасли народного хозяйства, созданию новых видов оборудования, комплексных систем машин в соответствии с требованиями прогрессивной технологии и развитию всех видов транспортных связей. Таким образом, вопрос о совместной плановой деятельности организационно будет оформлен на уровне высших руководителей планирующих органов стран СЭВ. В настоящее время для достижения совместными усилиями стран СЭВ конкретных научно-технических результатов и обеспечения необходимого научного задела на перспективу проводится работа по определению наиболее эффективных форм сотрудничества по избранным важнейшим направлениям и проблемам науки и техники. Так, в органах СЭВ реализуется новая, более высокая организационная форма сотрудничества в области науки и техники. Одной из них является создание координационных центров. В ближайшее время предполагается создать 34 таких центра. Ими могут стать наиболее мощные национальные научно-исследовательские организации стран, где для координации работ и для решения конкретных задач могут быть образованы международные коллективы, совместные отделы или лаборатории, а также международные научно-исследовательские институты и проектно-конструк- стр. Так, Постоянная Комиссия по координации научных и технических исследований в декабре 1970 г. По состоянию на середину 1971 г. Осуществление программы социалистической экономической интеграции, которая будет рассмотрена XXV сессией СЭВ, позволит на основе дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда решать крупные проблемы совместными усилиями при совершенствовании внешнеторговых и валютно-финансовых отношений, поднять эффективность производства на более высокую ступень, отвечающую социалистическому общественному строю, и обеспечить новые успехи в соревновании с капитализмом. Совет Экономической Взаимопомощи вступил в третье десятилетие своего существования. Он накопил неоценимый опыт многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества, став тем органом, где вырабатываются и проверяются принципиально новые формы и методы международного сотрудничества. На пути развития сотрудничества имеется ряд трудностей как объективного, так и субъективного порядка. Главная объективная трудность заключается в том, что члены СЭВ в прошлом были в большинстве своем странами экономически слаборазвитыми, отличавшимися друг от друга историческими традициями. В своей истории СЭВ прошел несколько этапов. На каждом из них его деятельность совершенствовалась в соответствии с объективными потребностями стран СЭВ и потребностями совершенствования международных экономических отношений. Огромную организующую роль в совершенствовании деятельности СЭВ играют коллективные усилия коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ. Значение Совета Экономической Взаимопомощи как международной организации социалистических стран по мере дальнейшего развития мировой системы социализма будет все более возрастать. В настоящий момент, когда страны СЭВ вступили в качественно новый этап сотрудничества - социалистической экономической интеграции, естественно, потребуются наряду со старыми и новые решения, формы и методы, которые отвечали бы поставленным задачам. История существования СЭВ позволяет отметить в деятельности СЭВ некоторые тенденции, которые будут развиваться и в дальнейшем. Это в первую очередь объективная необходимость совместной плановой деятельности социалистических стран как главного рычага гармоничного развития экономики каждой страны и всего содружества на базе достижений происходящей научно- технической революции и максимального использования преимуществ социалистической системы хозяйства. Эта потребность проявилась сразу же после образования стран народной демократии.

Совет экономической взаимопомощи: какие уроки можно извлечь для евразийской интеграции

5 января 1949 года принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). 5 января 1949 года. Протокол о создании Совета экономической взаимопомощи был подписан в Москве 18 января 1949 года. Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла», присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации.

Зачем Сталин создал СЭВ

Бабурина и В. Принято решение осуществить внутренние и внешние контакты с государственными учреждениями России и дружественных стран. Как раз этим странам прямая дорога в новый Совет экономической взаимопомощи на новых принципах и другой валютной основе. Нагерняк в своем докладе привел убедительные аргументы о наиболее реальных шансах стран Большого Ближнего Востока и Передней Азии возглавить вместе с Россией и Белоруссией процесс перестройки международных экономических связей.

С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Между тем, пока соцлагерь базирует своё могущество на дешевых энергоресурсах, капиталистические страны наращивают автоматизацию и энергосберегающие технологии. В восьмидесятые неповоротливость социалистической экономики приводит к отставанию и глубочайшему кризису СЭВ. В конце восьмидесятых в восточноевропейских странах один за одним менялись режимы. Новые правительства радикально пересматривали свои взгляды на политику и экономику. Большинство выбрало интеграцию с технологически развитой Западной Европой. Правда, остались долги Советского Союза бывшим партнёрам в размере 15 миллиардов рублей.

Это была программа «То время» с рассказом о Совете экономической взаимопомощи.

СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года. Ключевая задача организации заключалась в развитии экономического сотрудничества стран-членов, содействии и ускорении их экономического и научно-технического прогресса. За годы нахождения в СЭВ ряд стран прошли этап индустриализации, развили инфраструктуру и освоили масштабное строительство жилья.

В связи с этим СЭВ стал восприниматься в качестве альтернативы только набирающему тогда динамику процессу европейской интеграции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий