Новости сколько букв в абхазском алфавите

Вероятно, многие задаются вопросом: сколько же букв в абхазском алфавите? И будет удивительной новостью, что абхазский язык содержит в себе целых 64 буквы.

Где разговаривают на абхазском языке? !

Сколько букв в абхазском языке? 64 буквы в алфавите - узнайте все подробности В отличие от большинства других алфавитов, абхазский алфавит имеет свои особенности и содержит разное количество букв в гласных и согласных.
100 интересных фактов об АБХАЗИИ В Абхазский алфавит это Кириллица алфавит из 64 букв, используемых для Абхазский язык.
Знаете ли вы, что абхазский алфавит содержит 54 буквы? 13. В Абхазском алфавите имеется 54 буквы.
Абхазский алфавит - Abkhaz alphabet В этой статье мы рассмотрим, сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных и более подробно ознакомимся с ними.
Отдых в Абхазии 2024: на каком языке разговаривают жители страны Количество букв в абхазском алфавите и особенности его использования Абхазский алфавит состоит из 64 букв, включая гласные и согласные звуки.

Где разговаривают на абхазском языке? !

Изучение фонетики абхазского языка позволяет погрузиться в удивительный мир звуков и произношения этого языка, а также лучше понять его культуру и национальную идентичность. История звуков абхазского алфавита в диалектах Абхазский алфавит состоит из 64 букв и имеет свою уникальную историю. Звуки, представленные в абхазском языке, различаются в разных диалектах и подверглись изменениям в течение многих лет. Одной из первых систематических попыток записи абхазского языка была работа абхазского лингвиста и фольклориста Дмитрия Гуладзе, который разработал свою собственную интуитивную систему фонетической транскрипции абхазского языка в 1883 году.

Более систематическое исследование абхазского языка было проведено академиком Н. Бдалых в 1930-х годах. Он разработал систему орфографии, основанную на фонематическом принципе.

Эта система стала основой для современного абхазского алфавита. В различных диалектах абхазского языка имеются некоторые различия в звуках и произношении. Например, в одних диалектах использование гласных более распространено, в то время как в других диалектах преобладают согласные звуки.

Также стоит отметить, что абхазский алфавит был реформирован в 1950-х годах и сократился до 55 букв, но в 1980-х годах было принято решение восстановить оригинальный алфавит с 64 буквами. Изучение звуков абхазского языка в диалектах помогает лингвистам лучше понять историю и эволюцию этого уникального языка. Каждый звук имеет свою роль и значение в абхазской речи, и изучение диалектов позволяет более полно представить богатство и разнообразие абхазской культуры и языка.

Грамматика абхазского языка Абхазский язык относится к северо-западной группе кавказских языков.

Абхазский алфавит отличается от русского алфавита и содержит некоторые звуки, которых нет в русском языке. С другой стороны, абхазский алфавит не обладает некоторыми звуками, которые есть в русском языке. Начнем с того, что в абхазском алфавите отсутствуют некоторые согласные звуки, которые встречаются в русском языке.

Например, в абхазском нет звука «п», «ф», «ц», «ч», «ш», «щ». Основным звуком, который отсутствует в абхазском алфавите, является звук «ё». В русском языке «ё» встречается во множестве слов, но он не имеет своего представления в абхазском алфавите. Также нет звука «х» в абхазском алфавите.

В русском языке этот звук встречается в таких словах, как «холод», «хороший».

В 1954 году вместо алфавита на основе грузинской графики был вновь введён кириллический алфавит. В своей основе он базировался на алфавите Услара-Завадского, хотя и претерпел значительные изменения.

При этом использованные в первом издании рукописные начертания букв были заменены печатными, а в их внешний вид были внесены некоторые изменения. В частности, седиль была заменена надбуквенной запятой, а грузинские буквы заменены кириллическими. В дальнейшем абхазская письменность стала развиваться на основе именно этого варианта алфавита [2]. В конце XIX века модифицированный вариант алфавита Услара-Завадского был принят Абхазским переводческим комитетом, который занимался переводом Библии на абхазский язык. На этом алфавите издавалась в основном религиозная литература, но в небольшом количестве также учебная и художественная. С небольшими изменениями он использовался в серии букварей, составленных А.

Чочуа первый из них вышел в 1909 году и с небольшими изменениями переиздавался до 1925 года. Этот алфавит действовал до 1926 года, на нём издавалась учебная и художественная литература, газеты и прочее, но алфавит не имел стабильной нормы, и в разных изданиях его состав мог несколько различаться.

Интересные факты об Абхазии

Услар видел в языке надежный источник истории народа и потому он первым делом обращается к изучению кавказских языков. Он начал свое исследование с языков западного Кавказа — с черкесского, убыхского и абхазского. По первым двум ему удалось собрать немного информации, краткие заметки о черкесском и убыхском были опубликованы уже после смерти Услара. Однако, более подробно Услар изучил абхазский язык. Свое исследование грамматики абхазского языка он начал в 1861 году в Сухуме и продолжил в 1862 уже в Тифлисе. Всего за два года ему удалось разобраться в структуре одного из самых сложных языков Кавказа и разработать его алфавит на основе бзыбского его наречия. Он создал букварь из 55 знаков, который имел в своей основе кириллицу. Так началась история абхазской письменности. Через три года в 1865 году появляется букварь другого русского генерала Ивана Бартоломея, использовавшийся впоследствии еще тридцать лет. В нем с минимальными изменениями использовался алфавит Услара. В 1882 году педагог сухумской Горской школы Константин Мачавариани и его ученик Дмитрий Гулиа совершенствуют абхазскую азбуку.

В частности, сокращают количество букв до 51, изъяв из алфавита буквы для обозначения фонем бзыбского диалекта. Именно букварь Мачивариани и Гулиа стал впервые активно использоваться в школах Абхазии. Этот алфавит в 64 знака действовал до 1926 года, на нем издавалась учебная и художественная литература, газеты. Впоследствии на протяжении всего ХХ века абхазский алфавит менял графическую основу, с кириллицы, на латинскую, грузинскую и снова на кириллицу. В 1954 году было решено вернуться к алфавиту Андрея Чочуа, который с некоторыми модификациями используется и сегодня. Сколько букв в абхазском языке 64 буквы Письменность для абхазского языка на кириллической основе была создана П. Усларом в 1862 г. В 1909 г. В 1926 г. Марром и использовавшийся в научных изданиях; в 1928 он был заменён на другой алфавит на латинской основе.

Алфавит Переводческого комитета. Аналитический яфетидологический алфавит Марра. Латинизированный алфавит Н. Алфавит на основе грузинской графики.

Он принадлежит к абхазо-адыгейской языковой семье и говорится преимущественно в Абхазии. Этот язык имеет свой собственный алфавит, который был создан в начале XX века. Абхазский алфавит состоит из 64 букв.

Абхазская письменность возвратилась на кириллическую основу. Сергей Миронов: На русском, как и многие в «независимой» латвии. Кирилл Бобылев:.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных?

Telegram: Contact @bazilevskiyproabh Транскрипция на основе современного абхазского алфавита, применяемая в монографии Х.С. Бгажба "Бзыбский диалект абхазского языка".
Сколько букв в абхазском языке? 64 буквы в алфавите - узнайте все подробности Сегодня абхазские буквы имеют основу из видоизмененного кириллического алфавита. Для этого наречия характерно маленькое количество гласных и большое число согласных звуков: из 64 букв только 6 гласных.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список букв абхазского алфавита

Современный алфавит абхазского языка состоит из 64 букв: 56 согласных, 6 гласных звуков, а также двух знаков. Количество букв в абхазском алфавите и особенности его использования. Ахра Смыр: Были послереволюционные эксперименты, когда для латинизации абхазского алфавита. [3]. Сегодняшний абхазо-кириллический алфавит содержит множество букв, которые существуют только на абхазском языке. [3]. Сегодняшний абхазо-кириллический алфавит содержит множество букв, которые существуют только на абхазском языке. Абхазский алфавит. В фонетике А. я. характеризуется наличием 3 гласных (а, ы и дифтонга аа), сложной системой согласных (в абжуйском диалекте и в лит. языке – 58, в бзыбском диалекте – 65).

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список букв абхазского алфавита

На грузинском. Настя Казачкова: — На каком языке говорят в сегодняшней Абхазии? И в годы моей юности, моего детства так было. Только иногда абхазцы между собой, грузины или армяне между собой говорили на своих языках.

В 1862 году абхазский поэт, писатель и деятель XIX века Дасара Бхагуа попытался реформировать абхазский алфавит, добавив к нему некоторые буквы из греческого алфавита. Но его инициатива вызвала много споров и сопротивления, и, несмотря на все усилия, новый алфавит не был принят общественностью.

Сегодня абхазский алфавит построен на основе благородного красавца, наследника древних родословных.

В абхазском алфавите есть как гласные, так и согласные звуки, каждый из которых имеет свою уникальную графическую форму. В абхазском алфавите есть 26 согласных и 38 гласных букв. Среди гласных звуков в абхазском языке есть простые гласные такие как «а», «е», «и», «о», «у» и дифтонги сочетания двух гласных звуков, например «иа», «уа». Абхазский язык характеризуется широким набором согласных звуков, включая звуки, которые отсутствуют в русском и других европейских языках.

Грузинский алфавит асомтаврули. Грузинская письменность нусхури. Грузинский алфавит Мхедрули. Нусхури алфавит грузинский. Кабардинский алфавит прописные буквы. Алфавит уэдогейского языка.

Черкесская письменность. Апсуа алфавит. Апсуа бызшуа. Кабардино-Черкесский алфавит. Албанский Удинский алфавит. Удинский язык.

Албанский язык письменность. Албанский алфавит кириллица. Грузинский и армянский алфавит. Армянский алфавит и грузинский алфавит. Армянский алфавит с транскрипцией. Древние Абхазская письменность.

Абхазия язык. Абхазский язык пример. Адыгский алфавит на латинице. Ингушский алфавит на латинице. Убыхский язык. Убыхский язык алфавит.

Убыхский язык словарь. Язык мёртвых алфавит. Язык мертвых алфавит перевод на русский. Мёртвый язык алфавит с переводом. Адыгейский алфавит буквы. Адыгейский алфавит с переводом на русский.

Адыгэ алфавит. Адыгэ алфавит фото.

Это интересно! 40 интересных фактов об Абхазии!

В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков. Сколько букв содержится в Абхазском алфавите? В современном абхазском алфавите 64 буквы.

Алфавит абхазского языка состоит из 64 букв:

В абхазском алфавите содержится 64 буквы, состоящие из согласных и гласных звуков. 2. В абхазском алфавите 64 буквы. Для издания этого букваря потребовалась модификация алфавита, из него были изъяты буквы для диалектных бзыбских фонем, количество букв в алфавите сократилось до 51.

Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список абхазского алфавита

Знание гласных звуков абхазского языка является важным шагом к изучению этого уникального и интересного кавказского языка. При изучении абхазского алфавита необходимо запомнить каждую гласную букву и ее произношение, чтобы правильно составлять и произносить слова и фразы. Состав согласных в абхазском алфавите Абхазский алфавит имеет богатый набор согласных звуков, которые отражают особенности фонологии этого языка. Всего в абхазском алфавите содержится 58 согласных букв.

Согласные в абхазском алфавите можно разделить на несколько групп: Пульмональные согласные: это согласные звуки, которые образуются путем задержки выдоха в гортани и его последующего выхода через полые органы речи. В абхазском алфавите пульмональные согласные представлены следующими буквами: б, п, д, т, г, к, ж, ч, и ц. Эгрессивные согласные: это согласные звуки, которые образуются путем активного выдоха во время произнесения.

В абхазском языке сохранилось немало слов, связанных с мусульманской обрядностью. Так, например мечеть на абхазском звучит как аджьаама от арабск. Словом ауаста от фарси устад, усто — человек, хорошо владеющий своим делом, мастер сейчас называют в широком смысле мастеров, ремесленников, но раньше им часто называли религиозных наставников, учителей, что сохранилось в других языках. Слово акурбан от арабского къурбан — жертва, жертвоприношение, и карибун — близкий, то, что приближает к довольству Аллаха также широко известно в Абхазии и по сей день. Заключаемый по правилам Ислама брачный обряд по-абхазски именуется анкьах от арабского никах , с ним связаны такие производные термины как анкьах-уакьыл от арабского никах — брак, уакиль — представитель — букв.

Слова, связанные с похоронным обрядом также заставляют нас вспомнить об их исламском происхождении. Так, существующее в нынешнем значении в Абхазии слово аджанаазы от арабского джаназа и означающее крытое место для временного пребывания умершего во дворе дома, на самом деле обозначает похоронный обряд у мусульман. Даже уже при советском режиме, по приводимым описаниям Г. Смыр, 1972 , именуемый аджанаазы обряд выполнялся в абхазских селениях. И хотя из-за естественного ухода поколения знавших религию ахуаджа обряд аджанаазы перестал совершаться, его название приобрело другое значение, хоть и связанное с первоначальным.

Акяфын от арабского кафан — кусок ткани, в который заворачивают покойного, саван и атоубыт от арабского табут, «деревянный ящик» — открытый гроб, используемый для похорон, перемещения, абхазами-мусульманами также слова арабского исламского происхождения. В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы. Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест». Понятие ашахат от арабского шахид , в широком смысле означающее свидетеля, среди мусульман используется в отношении человека засвидетельствовавшего свою веру, погибшего во имя религии Всевышнего Аллаха и возвышения Его слов. Борьба за свободу и веру сохранилась в абхазских песнях и преданиях в виде слова казаут от тюркского газават из арабского газва — военный поход, сражение.

По сей день в Абхазии употребляется термин амаалыкь от арабского маляк — ангел, нередко в значении новорожденного, младенца, то есть буквально «подобного ангелу» другое слово означающее младенца — асаби, также арабского происхождения саби. Одно из самых показательных и по сей день в абхазском языке слов, связанных с Исламом, это ахалал от арабского халяль — разрешенное мусульманам в нынешнем значении означает доброе, хорошее. В противоположность ему ставится ахарам от арабского харам — запретное запретное, греховное, жадность. Производным от него словом является амцхарам буквально ложь-грех. Термин агунаха, обозначающий грех, происходит от фарси гунах с тем же значением.

Понятие судьба, то, что суждено Всевышним, отражается в слове насып от арабского насиб. С существованием человека в этом мире связаны такие термины, как аразкъы от арабского ризк — пропитание, которое дает Всевышнийматериальное благо однокоренное с именем Аллаха ар-Раззак, то есть «дающий пропитание» , амал от арабского маль имущество, материальная собственность. Часто употребляемым в Абхазии словом амхаджырра от арабского мухаджир — совершивший переселение называют вынужденное переселение-хиджру абхазов в Турцию и арабские страны в XIX в. Оно так названо по аналогии с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог и сподвижников мухаджиров из Мекки в Медину, спасавшихся от преследования за свою веру со стороны соплеменников-язычников. Ко временам раннего Ислама относит нас и термин ахабар от арабского хабар — весть, послание , который является синонимом хадиса, то есть предание, переданное от пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Бог.

Совсем недавно, еще в памяти сегодняшних стариков, порицаемым термином в абхазском языке являлся гьаур иманцыз от турецкого гяур из арабского кяфир, неверный; от тюркского имансыз, буквально «без веры» , означающий не неверующего. Словом азлымдырра от арабского зульм — тирания, несправедливость, преследование, в т. Аджныш от арабского джин в Абхазии обозначает джиннов, духов, которые как люди имеют право на выбор между добром и злом, но большинство из них вредит людям, их предводитель — шаитан от арабского шайтан — сатана , цель которого увести человека от всего благого. В абхазском языке имеется большое количество арабских, фарси и тюркских по происхождению слов, связанных с обычной жизнью и бытом. Многие из них например, аджика воспринимаются как чисто абхазские, об их происхождении мало кто задумывается.

Однокоренное с предыдущим словом «туджар». Русское слово «сафьян» также происходит от этого. Абхазская письменность — сюжеты развития Алфавит УслараСюжет первый — становление Полуторавековая история абхазской письменности включает в себя множество сюжетов, в которых с определенной периодичностью прослеживаются как колониально-миссионерские, так и национально-просветительские мотивы. Так, в самом фундаменте абхазской письменности содержится синтез из колониально-миссионерских мотивов: офицер колониальной администрации осуществил гигантскую работу по созданию абхазского алфавита, а затем результаты этой работы применялись для перевода религиозных книг. Однако параллельно этому шел процесс обучения в приходских и горских школах абхазских детей.

К началу ХХ в. Именно им было суждено применять письменный абхазский язык на практике. Сначала — в робких попытках литературного и поэтического творчества, затем — в прессе и переводах светской литературы, и уже после революции — впервые в деле государственного строительства. Абхазский букварь Революция в России на какой-то момент отпустила все процессы на самотек — в различных уголках бывшей империи бушевали войны и передел территории, находившейся в перманентном хаосе. Абхазия, несмотря на попытки местной элиты взять курс на самоопределение, оказалась оккупированной войсками Грузии.

Вынужденная считаться с этим фактором, Грузия не могла препятствовать развитию национального-культурного самоопределения. Именно в этот период, в 1919 г. Издание газеты стало возможно благодаря усилиям группы абхазской интеллигенции, членов Народного Совета Абхазии: С. Чанба, М. Цагурия, Д.

Алания, И. Н Маргания, которые официально требовали от меньшевистского правительства периодического печатного органа на абхазском языке. Азбука ЧочуаГазета издавалась абхазским алфавитом на основе кириллицы, последнюю на тот момент модификацию которой осуществил А. Одновременно, в том же 1919 г. В Стамбуле вышел в свет букварь авторства Мустафы Бутба, годом ранее совершившего путешествие в Абхазию.

Сохранилась часть его дневников, в которых он описывает эту поездку, перемежая путевые впечатления мыслями о состоянии народа Абхазии и абхазского языка. В Турции, стоявшей в шаге от революции, на тот момент использовался османский язык в качестве государственного, и письменность на основе арабской вязи в качестве алфавита. Однако М. Бутба предпочел не игнорировать исторический и культурный региональный контекст, и использовал в качестве базы для своего проекта по созданию абхазского алфавита латинский алфавит, подчеркивая тем самым необходимость модернизации абхазской культуры и ее интеграции в естественный средиземноморско-европейский ареал. К сожалению, алфавит этот не получил практического применения в Турции.

Волею судеб сложилось так, что большая часть абхазской элиты в Турции оказалась не в числе сторонников революции и Кемаля Ататюрка, который после своей победы отнюдь не задавался целью развивать языки этнических общин новообразованной Турецкой Республики. Абхазская община Турции стала объектом государственной политики ассимиляции, о письменном абхазском языке в Турецкой Республике не могло идти речи. Однако сам Ататюрк прекрасно понимал всю мощь модернизационных возможностей латинского алфавита — 1 ноября 1928 года письменность для турецкого языка была переведена на латинскую графическую основу. То, что не удалось сделать Мустафе Бутба для абхазского языка в Турции, удалось сделать Ататюрку — но для турецкого языка. Турция встала на путь модернизации.

Сюжет второй — революционный эксперимент Революция в Абхазию по-настоящему пришла весной 1921 года — вместе с отрядами «Кьараз» под руководством Нестора Лакоба. Грузинскую администрацию выбили из Абхазии, после чего была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. По-настоящему оценить масштабность произошедшего можно сейчас, когда спустя почти семьдесят лет пребывания в качестве советской субколонии Абхазия вновь стала на путь восстановления государственности. Построение государственности немыслимо без государственного же языка — и абхазский язык впервые в новейшей истории стал употребляться в этом качестве. Следует отметить, что П.

Услар, создавая абхазскую письменность, а вслед за ней и письменность для многих кавказских языков, включая сванский, отмечал, что предпочел бы использовать для этих целей грузинский алфавит. Однако, в качестве основы для создаваемых письменностей им было избрано употребление русской кириллицы — в первую и главную очередь для скорейшего усвоения соответствующими народами русской письменности и языка. Сегодня, полтора века спустя, в Абхазии употребляются преимущественно абхазский и русский языки — что самым наглядным образом демонстрирует действенность выбора алфавитной основы колониальной администрацией. Об этом прекрасно знали пришедшие в 1921 г. Мальчик из села Лыхны по имени Нестор Лакоба, обучаясь в церковно-приходской школе при Новоафонском монастыре, именно таким образом изучил русский язык.

Позднее, оказавшись у руля государственной власти, он предпочел напрочь избавиться от колониального наследия в абхазской письменности. Непосредственно самим процессом занялся Самсон Чанба, тоже выпускник Драндской монастырской школы, соратник Нестора Лакобы. Этот эрудированный, образованный человек отличался многими талантами — в историю Абхазии он вошел, как основатель абхазского национального театра. Руководители Советской Абхазии внимательно отслеживали глобальные тенденции, намечавшиеся в послевоенном обустройстве мира. Советизация бывшей Российской Империи, курс на модернизацию, наметившийся как среди советских республик, так и в регионе в целом не оставил без изменений и вопросы обеспечения грамотности населения.

В связи с тем, что социалистическая революция ее творцами мыслилась как всемирная и культурная одновременно, был избран курс на применение латинской графики для создаваемых и реформируемых письменных систем народов советских республик. В первую очередь это касалось народов тюркской группы — азербайджанцев, татар и т. То же самое касалось и кавказских народов — так, для адыгского языка с 1855 года использовалось письмо на арабской графической основе. Советская унификация стремилась сгладить эти барьеры, составив единый латинизированный алфавит для всех народов кстати, существовал даже проект перевода русского алфавита на латиницу. Эти обстоятельства побудили руководителей Абхазии обратиться к научному сообществу.

В то время самым известным лингвистом, вплотную занимавшимся вопросами абхазского языка, был Николай Яковлевич Марр. Это был ученый, чьи невероятные лингвистические способности и научное чутье перемежались откровенно лженаучными заблуждениями, для фиксации абхазского языка в научных текстах изобрел собственный фонетический алфавит, базис которого состоял из латинского алфавита, дополненного буквами из греческого и русского алфавитов. Именно этот специализированный фонетический алфавит он назывался Абхазский Аналитический Алфавит , практически без изменений был им предложен для проведения реформы письменности абхазского языка. Эксперимент по внедрению абхазского аналитического алфавита для практических целей оказался провальным — буквы, чья огласовка подчас не совпадала со сложившейся международной традицией, были дополнены всевозможными диакритическими знаками: снизу, сверху и сбоку от буквы; точки, черточки и кружочки; галочки и прочерки над и под буквами создавали невероятно сумбурное, сложное и несовершенное подобие алфавита. Попытки внедрить его в обучение и делопроизводство в 1926 г.

Сюжет третий — новый абхазский алфавит В конце 1920-х годов началась всесоюзная кампания латинизации алфавитов в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР. Для реализации этого проекта был создан Всесоюзный Центральный Комитет Нового Тюркского Алфавита иногда просто — Нового Алфавита , были выделены значительные полномочия, финансовая и научная поддержка. Абхазия приняла самое активное участие в этом мероприятии — так, после неудачи с аналитическим алфавитом, Самсон Чанба и Мушни Хашба направили Николаю Яковлеву — одному из научных кураторов процесса латинизации, предложения по созданию нового абхазского алфавита и внедрению в работу ВЦК НТА. Параллельно шел процесс унификации алфавитов среди языков родственных языковых групп — тюркских, дагестанских, народов Севера и Дальнего Востока и т. Встал вопрос об унификации алфавитов народов абхазо-адыгской языковой группы.

Судя по крупицам документальных фактов, сохранившихся с того времени, процесс этот не проходил гладко: сначала были споры между кабардинскими и адыгейскими реформаторами — каждый старался заложить в основу будущего унифицированного алфавита свой вариант. Было непонятно, что делать с абазинским языком. Было совершенно непонятно, как совмещать абхазскую и северокавказскую версии нового латинского алфавита.

Слово акурбан от арабского къурбан — жертва, жертвоприношение, и карибун — близкий, то, что приближает к довольству Аллаха также широко известно в Абхазии и по сей день.

Заключаемый по правилам Ислама брачный обряд по-абхазски именуется анкьах от арабского никах , с ним связаны такие производные термины как анкьах-уакьыл от арабского никах — брак, уакиль — представитель — букв. Слова, связанные с похоронным обрядом также заставляют нас вспомнить об их исламском происхождении. Так, существующее в нынешнем значении в Абхазии слово аджанаазы от арабского джаназа и означающее крытое место для временного пребывания умершего во дворе дома, на самом деле обозначает похоронный обряд у мусульман. Даже уже при советском режиме, по приводимым описаниям Г.

Смыр, 1972 , именуемый аджанаазы обряд выполнялся в абхазских селениях. И хотя из-за естественного ухода поколения знавших религию ахуаджа обряд аджанаазы перестал совершаться, его название приобрело другое значение, хоть и связанное с первоначальным. Акяфын от арабского кафан — кусок ткани, в который заворачивают покойного, саван и атоубыт от арабского табут, «деревянный ящик» — открытый гроб, используемый для похорон, перемещения, абхазами-мусульманами также слова арабского исламского происхождения. В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы.

Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест». Понятие ашахат от арабского шахид , в широком смысле означающее свидетеля, среди мусульман используется в отношении человека засвидетельствовавшего свою веру, погибшего во имя религии Всевышнего Аллаха и возвышения Его слов. Борьба за свободу и веру сохранилась в абхазских песнях и преданиях в виде слова казаут от тюркского газават из арабского газва — военный поход, сражение. По сей день в Абхазии употребляется термин амаалыкь от арабского маляк — ангел, нередко в значении новорожденного, младенца, то есть буквально «подобного ангелу» другое слово означающее младенца — асаби, также арабского происхождения саби.

Одно из самых показательных и по сей день в абхазском языке слов, связанных с Исламом, это ахалал от арабского халяль — разрешенное мусульманам в нынешнем значении означает доброе, хорошее. В противоположность ему ставится ахарам от арабского харам — запретное запретное, греховное, жадность. Производным от него словом является амцхарам буквально ложь-грех. Термин агунаха, обозначающий грех, происходит от фарси гунах с тем же значением.

Понятие судьба, то, что суждено Всевышним, отражается в слове насып от арабского насиб. С существованием человека в этом мире связаны такие термины, как аразкъы от арабского ризк — пропитание, которое дает Всевышнийматериальное благо однокоренное с именем Аллаха ар-Раззак, то есть «дающий пропитание» , амал от арабского маль имущество, материальная собственность. Часто употребляемым в Абхазии словом амхаджырра от арабского мухаджир — совершивший переселение называют вынужденное переселение-хиджру абхазов в Турцию и арабские страны в XIX в. Оно так названо по аналогии с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог и сподвижников мухаджиров из Мекки в Медину, спасавшихся от преследования за свою веру со стороны соплеменников-язычников.

Ко временам раннего Ислама относит нас и термин ахабар от арабского хабар — весть, послание , который является синонимом хадиса, то есть предание, переданное от пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Бог. Совсем недавно, еще в памяти сегодняшних стариков, порицаемым термином в абхазском языке являлся гьаур иманцыз от турецкого гяур из арабского кяфир, неверный; от тюркского имансыз, буквально «без веры» , означающий не неверующего. Словом азлымдырра от арабского зульм — тирания, несправедливость, преследование, в т. Аджныш от арабского джин в Абхазии обозначает джиннов, духов, которые как люди имеют право на выбор между добром и злом, но большинство из них вредит людям, их предводитель — шаитан от арабского шайтан — сатана , цель которого увести человека от всего благого.

В абхазском языке имеется большое количество арабских, фарси и тюркских по происхождению слов, связанных с обычной жизнью и бытом. Многие из них например, аджика воспринимаются как чисто абхазские, об их происхождении мало кто задумывается. Однокоренное с предыдущим словом «туджар». Русское слово «сафьян» также происходит от этого.

Абхазская письменность — сюжеты развития Алфавит УслараСюжет первый — становление Полуторавековая история абхазской письменности включает в себя множество сюжетов, в которых с определенной периодичностью прослеживаются как колониально-миссионерские, так и национально-просветительские мотивы. Так, в самом фундаменте абхазской письменности содержится синтез из колониально-миссионерских мотивов: офицер колониальной администрации осуществил гигантскую работу по созданию абхазского алфавита, а затем результаты этой работы применялись для перевода религиозных книг. Однако параллельно этому шел процесс обучения в приходских и горских школах абхазских детей. К началу ХХ в.

Именно им было суждено применять письменный абхазский язык на практике. Сначала — в робких попытках литературного и поэтического творчества, затем — в прессе и переводах светской литературы, и уже после революции — впервые в деле государственного строительства. Абхазский букварь Революция в России на какой-то момент отпустила все процессы на самотек — в различных уголках бывшей империи бушевали войны и передел территории, находившейся в перманентном хаосе. Абхазия, несмотря на попытки местной элиты взять курс на самоопределение, оказалась оккупированной войсками Грузии.

Вынужденная считаться с этим фактором, Грузия не могла препятствовать развитию национального-культурного самоопределения. Именно в этот период, в 1919 г. Издание газеты стало возможно благодаря усилиям группы абхазской интеллигенции, членов Народного Совета Абхазии: С. Чанба, М.

Цагурия, Д. Алания, И. Н Маргания, которые официально требовали от меньшевистского правительства периодического печатного органа на абхазском языке. Азбука ЧочуаГазета издавалась абхазским алфавитом на основе кириллицы, последнюю на тот момент модификацию которой осуществил А.

Одновременно, в том же 1919 г. В Стамбуле вышел в свет букварь авторства Мустафы Бутба, годом ранее совершившего путешествие в Абхазию. Сохранилась часть его дневников, в которых он описывает эту поездку, перемежая путевые впечатления мыслями о состоянии народа Абхазии и абхазского языка. В Турции, стоявшей в шаге от революции, на тот момент использовался османский язык в качестве государственного, и письменность на основе арабской вязи в качестве алфавита.

Однако М. Бутба предпочел не игнорировать исторический и культурный региональный контекст, и использовал в качестве базы для своего проекта по созданию абхазского алфавита латинский алфавит, подчеркивая тем самым необходимость модернизации абхазской культуры и ее интеграции в естественный средиземноморско-европейский ареал. К сожалению, алфавит этот не получил практического применения в Турции. Волею судеб сложилось так, что большая часть абхазской элиты в Турции оказалась не в числе сторонников революции и Кемаля Ататюрка, который после своей победы отнюдь не задавался целью развивать языки этнических общин новообразованной Турецкой Республики.

Абхазская община Турции стала объектом государственной политики ассимиляции, о письменном абхазском языке в Турецкой Республике не могло идти речи. Однако сам Ататюрк прекрасно понимал всю мощь модернизационных возможностей латинского алфавита — 1 ноября 1928 года письменность для турецкого языка была переведена на латинскую графическую основу. То, что не удалось сделать Мустафе Бутба для абхазского языка в Турции, удалось сделать Ататюрку — но для турецкого языка. Турция встала на путь модернизации.

Сюжет второй — революционный эксперимент Революция в Абхазию по-настоящему пришла весной 1921 года — вместе с отрядами «Кьараз» под руководством Нестора Лакоба. Грузинскую администрацию выбили из Абхазии, после чего была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. По-настоящему оценить масштабность произошедшего можно сейчас, когда спустя почти семьдесят лет пребывания в качестве советской субколонии Абхазия вновь стала на путь восстановления государственности. Построение государственности немыслимо без государственного же языка — и абхазский язык впервые в новейшей истории стал употребляться в этом качестве.

Следует отметить, что П. Услар, создавая абхазскую письменность, а вслед за ней и письменность для многих кавказских языков, включая сванский, отмечал, что предпочел бы использовать для этих целей грузинский алфавит. Однако, в качестве основы для создаваемых письменностей им было избрано употребление русской кириллицы — в первую и главную очередь для скорейшего усвоения соответствующими народами русской письменности и языка. Сегодня, полтора века спустя, в Абхазии употребляются преимущественно абхазский и русский языки — что самым наглядным образом демонстрирует действенность выбора алфавитной основы колониальной администрацией.

Об этом прекрасно знали пришедшие в 1921 г. Мальчик из села Лыхны по имени Нестор Лакоба, обучаясь в церковно-приходской школе при Новоафонском монастыре, именно таким образом изучил русский язык. Позднее, оказавшись у руля государственной власти, он предпочел напрочь избавиться от колониального наследия в абхазской письменности. Непосредственно самим процессом занялся Самсон Чанба, тоже выпускник Драндской монастырской школы, соратник Нестора Лакобы.

Этот эрудированный, образованный человек отличался многими талантами — в историю Абхазии он вошел, как основатель абхазского национального театра. Руководители Советской Абхазии внимательно отслеживали глобальные тенденции, намечавшиеся в послевоенном обустройстве мира. Советизация бывшей Российской Империи, курс на модернизацию, наметившийся как среди советских республик, так и в регионе в целом не оставил без изменений и вопросы обеспечения грамотности населения. В связи с тем, что социалистическая революция ее творцами мыслилась как всемирная и культурная одновременно, был избран курс на применение латинской графики для создаваемых и реформируемых письменных систем народов советских республик.

В первую очередь это касалось народов тюркской группы — азербайджанцев, татар и т. То же самое касалось и кавказских народов — так, для адыгского языка с 1855 года использовалось письмо на арабской графической основе. Советская унификация стремилась сгладить эти барьеры, составив единый латинизированный алфавит для всех народов кстати, существовал даже проект перевода русского алфавита на латиницу. Эти обстоятельства побудили руководителей Абхазии обратиться к научному сообществу.

В то время самым известным лингвистом, вплотную занимавшимся вопросами абхазского языка, был Николай Яковлевич Марр. Это был ученый, чьи невероятные лингвистические способности и научное чутье перемежались откровенно лженаучными заблуждениями, для фиксации абхазского языка в научных текстах изобрел собственный фонетический алфавит, базис которого состоял из латинского алфавита, дополненного буквами из греческого и русского алфавитов. Именно этот специализированный фонетический алфавит он назывался Абхазский Аналитический Алфавит , практически без изменений был им предложен для проведения реформы письменности абхазского языка. Эксперимент по внедрению абхазского аналитического алфавита для практических целей оказался провальным — буквы, чья огласовка подчас не совпадала со сложившейся международной традицией, были дополнены всевозможными диакритическими знаками: снизу, сверху и сбоку от буквы; точки, черточки и кружочки; галочки и прочерки над и под буквами создавали невероятно сумбурное, сложное и несовершенное подобие алфавита.

Попытки внедрить его в обучение и делопроизводство в 1926 г. Сюжет третий — новый абхазский алфавит В конце 1920-х годов началась всесоюзная кампания латинизации алфавитов в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР. Для реализации этого проекта был создан Всесоюзный Центральный Комитет Нового Тюркского Алфавита иногда просто — Нового Алфавита , были выделены значительные полномочия, финансовая и научная поддержка. Абхазия приняла самое активное участие в этом мероприятии — так, после неудачи с аналитическим алфавитом, Самсон Чанба и Мушни Хашба направили Николаю Яковлеву — одному из научных кураторов процесса латинизации, предложения по созданию нового абхазского алфавита и внедрению в работу ВЦК НТА.

Параллельно шел процесс унификации алфавитов среди языков родственных языковых групп — тюркских, дагестанских, народов Севера и Дальнего Востока и т. Встал вопрос об унификации алфавитов народов абхазо-адыгской языковой группы. Судя по крупицам документальных фактов, сохранившихся с того времени, процесс этот не проходил гладко: сначала были споры между кабардинскими и адыгейскими реформаторами — каждый старался заложить в основу будущего унифицированного алфавита свой вариант. Было непонятно, что делать с абазинским языком.

Было совершенно непонятно, как совмещать абхазскую и северокавказскую версии нового латинского алфавита. После нескольких заседаний в Майкопе, одно из которых после тщетных попыток договориться даже покинула абхазская делегация, консенсус был найден. Был создан суммарный алфавит из 79 знаков из которых 52 применялись для абхазского алфавита , подавляющая часть букв из которого одинаково читалась на всех языках абхазо-адыгской группы. Новый абхазский алфавитБыл создан алфавит для абазинского языка — лишь в некоторых деталях отличавшийся от абхазской версии алфавита.

Но его инициатива вызвала много споров и сопротивления, и, несмотря на все усилия, новый алфавит не был принят общественностью. Сегодня абхазский алфавит построен на основе благородного красавца, наследника древних родословных. Абхазский язык имеет смешанные черты абхазо-адыгских и некоторых индоевропейских языков.

Интересные факты об Абхазии

Количество букв в абхазском алфавите — всего 62 символа. 1-Услар Созданный им алфавит был основан на русской версии кириллицы, и состоял из 55 букв, охватывая все фонемы абхазского языка, включая расширенный состав фонем бзыбского диалекта. Смотрите видео онлайн «Абхазский язык | как говорят абхазы» на канале «» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 сентября 2023 года в 13:27, длительностью 00:01:00, на видеохостинге RUTUBE.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий