СЭВ был основан в 1949 году Советским Союзом, Болгарией, Чехословакией, Венгрией, Польшей и Румынией.
SORUCOM - 2023
Свои конкурентоспособные технологии они использовали на рынках стран третьего мира, предлагали им себя взамен на дефицитные сырьевые ресурсы, а также пытались развивать совместные предприятия. Логика в этом была. По сути дела, за счёт экспорта технологий, пусть более дешёвых, более массовых, экспорта образования и других вещей в страны третьего мира создавалась цепочка первый-второй-третий мир и создавалась мировая экономика, существовавшая в 70-80-е годы. Опять же, существует два взгляда на СЭВ. Первый, который распространён у людей старшего поколения, которые были связаны с СЭВом, что это всё было провальным, неуспешным, изначально безнадёжным. С этим не совсем можно согласиться, особенно если сравнивать его с Европейским союзом. Но совершенно не обязательно сравнивать СЭВ с ЕС, поскольку первый не замышлялся как многонациональное образование, каким изначально было Европейское экономическое сообщество. По сути дела, СЭВ занимался экспортом индустриализации.
Во-первых, это действительно была помощь таким странам, как Албания, Польша, Монголия, и даже если мы берём страны не-члены, но наблюдателей, такие как Финляндия, Ирак и Мексика в 70-е годы, где было построено много заводов и производств. Если обращаться к странам третьего мира, то они, конечно, не создавали комиссии, но обращались за кредитами, приглашали специалистов. Я говорю конкретно о проходивших этап индустриализации Турции, Иране, различных африканских странах, которые изначально были на низшем старте развития, но у них был интерес к проведению индустриализации и это делалось достаточно успешно. Другое дело, что то, что подразумевалось под переходом к постиндустриальной экономике — это уже другая стезя и тут явно что-то было упущено, сделано не так.
Тут же подключатся и администрация школы, и она тоже требует результативной деятельности педагога, усвоения знаний учениками, это всё ещё больше давит на педагога, и он опять же наполняется отрицательными эмоциями. В данной ситуации педагог, чтобы избавиться от негативных эмоций начинает подавлять их. Это приводит к тому, что у него появляется ощущение бессмысленности работы. Цели ставятся и не достигаются. Зачем же тогда работать? Кому же тогда нужна моя работа? Тут же возникает негативное отношение к свей работе, профессии. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике показал, что выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9, 2с]. Физические симптомы:усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья в том числе по ощущениям , затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия повышенное давление , язвы, нарывы, сердечные болезни. Эмоциональные симптомы:недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других люди становятся безликими, как манекены , преобладает чувство одиночества. Поведенческие симптомы:рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи например, травмы, падения, аварии и т. Интеллектуальное состояние:уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем например, в работе , увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах тренингах, образовании , формальное выполнение работы Социальные симптомы:нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. СЭВ наступает неожиданно, подкрадывается незаметно. Когда у педагога не получается достичь результата, он не сдается, он идет вперед. Ему не страшны трудности. Он начинает ещё больше и глубже погружаться в свою работу. Тратит огромное количество времени на достижение своих профессиональных целей. Забывает о себе, о своем здоровье, отдыхе. Он целиком и полностью поглощён работой. На данном этапе уже можно бить тревогу. Это и есть начало СЭВ, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Кроме того, обобщая теоретические основы проблем СЭВ, можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога [1, 92 с]: нервное тревожное напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше. В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах. Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2. Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей. К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных включая пищевые отрасли , транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом. Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран — членов СЭВ. По решению Сессии СЭВ 10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» свыше 4,5 тыс. По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 года была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда».
Мировая система социализма: глобальные и региональные аспекты. К 70-летию образования СЭВ. Мировая система социализма и глобальная экономика в 1950-х — 1970-х годах. В Чем Отличие Капитализма от Социализма. See more 2 15.
Мировая система социализма: глобальные и региональные аспекты. К 70-летию образования СЭВ.
Его итогом стало создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), способствующего установлению крепких экономических связей между странами соцлагеря. СЭВ был основан в 1949 году Советским Союзом, Болгарией, Чехословакией, Венгрией, Польшей и Румынией. Образование в середине XX века Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) явилось важной вехой в истории всего мирового сообщества.
Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг. Начало холодной войны
Торговля между его членами часто носила бартерный характер. Несмотря на это, к 1975 году на их долю приходилась треть мирового промышленного производства. В 1978 году в СЭВ вступил Вьетнам, с 1975 году объединённый в одно государство. С середины 1970-х в эту организацию также стали вступать государства на правах наблюдателей. В 1975 году новыми участниками Совета стали Ирак и Мексика.
СЭВ может приглашать страны, не являющиеся членами Совета, участвовать в работе его органов на условиях договорённости с соответствующими странами. Последняя по вопросам, представляющим взаимный интерес, участвует в работе органов СЭВ на равных условиях со всеми странами-членами. В мае 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией по вопросам, представляющим взаимный интерес. Страны — члены СЭВ активно сотрудничают с др. На начало 1975 СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 Совету предоставлен статус наблюдателя в ООН. СЭВ имеет 1975 следующую структуру. Сессия Совета образована в 1949 — высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. На 16—18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми генеральными секретарями ЦК коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, доклад Исполнительного комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет главные направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран — членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Исполнительный комитет создан в 1962 — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами — членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности образован в 1971 , состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель — содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран — членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Главная задача Комитета — выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета — Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран — членов СЭВ. Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований , состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-техническое сотрудничество стран — членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технических потенциалов. Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения образован в 1974 , его основная задача — развитие и углубление экономического и научно-технического сотрудничества в области материально-технического снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности общественного производства в каждой стране. Постоянные комиссии СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами — членами СЭВ в отдельных отраслях народного хозяйства.
Севастополе и магистрантов Азовского государственного педагогического университета из г. В мероприятии прияли участие 16 студентов и преподавателей, были представлены 10 докладов на русском и английском языках, охватывающие различные аспекты профессиональной педагогики. На заседании студенты 2-3 курсов направлений подготовки «Журналистика», «Прикладная математика и информатика», «Экономика», «Филология» и приглашенные магистранты представили результаты исследований и поделились опытом организации педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Первая конференция этой серии успешно прошла в 2006 году в Петрозаводске, затем они состоялись в Великом Новгороде, Казани, Зеленограде и Москве. В разные годы на них выступали ветераны вычислительной техники, создатели первых ЭВМ и систем программирования, ученики и коллеги выдающихся ученых, основоположников компьютерной индустрии в нашей стране, что позволило собрать и сохранить большой объем информации, посвященной истории развития вычислительного дела в Советском Союзе и в странах СЭВ.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
К сожалению, все эти страны остались капиталистическими. И нас постигло разочарование. Тогда мы сосредоточили свои усилия на упрочении завоеваний социализма в братских странах Восточной Европы». Вопросы к тексту 1. На чём, согласно тексту, основывались убеждения части советского руководства в неизбежности коммунистических революций в странах Европы? Как автор объясняет, почему они не произошли? Вера в грядущую революцию имела под собой некоторые основания. Вклад, который внёс СССР в победу над фашизмом, вызвал волну симпатий к советской стране — к концу войны число стран, установивших с СССР дипломатические отношения, выросло с 26 до 52. Вырос авторитет и влияние коммунистических партий в европейских странах — их численность увеличилась почти в три раза. На парламентских выборах 1946 г. Похожая ситуация сложилась и в Италии.
Коммунисты входили в состав правительств ещё 11 западноевропейских государств. Но в то же время советское руководство, прежде всего сам Сталин, понимало, что разрыв в уровне экономического развития между западными странами и СССР слишком высок. Так что рассчитывать на победу коммунизма в ближайшем будущем не приходилось. Поэтому необходимо укреплять своё влияние в странах Восточной Европы и добиваться паритета равенства , а затем и превосходства в вооружениях и мощи армии. Именно эта стратегия стала основой не только внешней, но и внутренней политики Советского Союза. Начало холодной войны В руководстве западных стран в это время преобладали «ястребы» — сторонники военных, силовых методов решения международных противоречий. После окончания Второй мировой войны в самом выгодном положении оказались США. Экономический потенциал этой страны не снизился, а наоборот, вырос в 1,5 раза. Объём промышленного производства в Соединённых Штатах превосходил советские показатели в пять раз. Кроме того, США обладали монополией на ядерное оружие.
Это, по мнению руководства США, позволяло рассчитывать на установление американской гегемонии в мире. Для противодействия расширению советского влияния был предпринят ряд мер. Начало Холодной войны Холодная война — глобальное, военное, экономическое и идеологическое противостояние в период с 1946 г. План опирался на следующие предположения: На момент составления плана возможности СССР были ограничены по сравнению с американскими. Но к 1955 г. Хотя пока не было признаков, чтобы СССР целенаправленно планировал широкомасштабную агрессию, но тем не менее, риск возникновения войны признавался высоким. План определял возможную дату начала войны 1 января 1957 г. Поскольку в СССР уже было испытано ядерное оружие, предполагалось, что обе стороны будут его применять. Кроме чисто военных операций, после начала конфликта предлагалось усилить экономическое и идеологическое давление, организовать подпольную борьбу в советском тылу. Конечной целью плана была оккупация территории СССР и его союзников.
Ещё летом 1941 г. В 1942 г. Но СССР отказался выполнять эти договорённости. На севере Ирана была образована Демократическая Республика Азербайджан, а на нейтральной территории между британской и советской зонами оккупации — курдская Республика Махабад. Советские войска поддерживали эти государственные образования и препятствовали иранской армии в установлении контроля над регионом. На севере Ирана советские геологи нашли перспективные месторождения нефти. Хотя для СССР получение ещё одного нефтяного источника не было актуальным, но добиться от иранского правительства передачи концессии на разработку этих месторождений Советскому Союзу, а не американским или английским компаниям, было важной геополитической задачей. Включение Ирана в орбиту внешней политики СССР способствовало бы безопасности южных границ советского государства. В марте 1946 г. Это вызвало жёсткую реакцию западных стран и негативное отношение со стороны международной общественности.
Между Москвой и Тегераном было достигнуто соглашение, по которому советские войска выводились из Ирана в обмен на создание смешанного советско-иранского общества, которому передавались права на разработку нефтяных месторождений на севере Ирана. В одностороннем порядке советское правительство денонсировало договор 1925 г. Также было выдвинуто требование ввести режим совместного контроля на Черноморских проливах Босфор и Дарданеллы и разместить там советскую военно-морскую базу. Переговоры между двумя странами зашли в тупик. Советское руководство начало приготовления к военным действиям. Некоторые историки именно этот кризис считают началом холодной войны. Турция как и Греция стала первым получателем военной и финансовой помощи от США для «сдерживания коммунизма» в соответствии с доктриной Трумэна. От территориальных претензий к Турции и требованиям по проливам СССР отказался вскоре после смерти Сталина, в мае 1953 г. Наиболее явно оно проявилось при обсуждении плана Маршалла 1947 г. Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении американской экономической помощи пострадавшим от войны странам Европы.
Предполагалось, что часть кредитов будет в дальнейшем списана. Первоначально интерес к получению этой помощи проявил и СССР. Но попытки советской стороны добиться отказа от увязывания экономической помощи от политических условий её предоставления не увенчались успехом. Важнейшим из этих условий было удаление коммунистов из правительств тех стран, которые получали помощь по плану Маршалла. В качестве компенсации был увеличен объём советской экономической помощи странам социалистического блока. Демонстрация в Восточном Берлине против присоединения к плану Маршалла. Фотография из коллекции globallookpress.
Но цена была страшной — здоровье и жизни десятков тысяч. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах появился в официальном календаре памятных дат России через 7 лет после аварии и с тех пор отмечается ежегодно. Памятная дата была установлена постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 22 апреля 1993 года и в апреле 2012 года переименована в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. С 2017 года Международный день памяти о чернобыльской катастрофе отмечается по всему миру по инициативе ООН. В этот день проводятся памятные мероприятия и тематические конференции во многих странах мира. У подножия мемориалов, посвященных ликвидаторам катастрофы, возложат цветы, зажгутся свечи… Вечная память погибшим и спасшим мир.
У него повышается уровень тревожности. Он недоволен собой как личностью. Чувствует себя загнанным в угол. Его психика борется. Пациент начинает реагировать на события неадекватно с эмоциональной стороны кричит, плачет, срывается, истерит. Какие-то вещи перестают вызывать эмоции. Все больше рабочих задач остаются невыполненными, потому что он уже не считает их важными. Психика начинает сдаваться. В данной фазе у пациента возникает дефицит эмоций, отстраненность, нарушения со стороны психосоматики. Психика сдалась окончательно. Если пациент не принимает никаких мер, то одна фаза постепенно сменяет другую. Лечение Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем. В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов: психотерапия; медикаменты; изменение рабочего окружения. Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни. Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.
Фрейденберг ввел понятие«синдром эмоционального выгорания» педагогов. Данное понятие происходит от термина «burnout», который переводится как «сгорание» или «выгорание». Фрейденберг вывел этот термин для характеристики психологического состояния людей, их деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [7]. Люди, как струны на гитаре. Струны бывают тонкие, бывают потолще. Тонкие струны рвутся гораздо чаще и быстрее, нежели толстые. Так же и люди. Те, что «тоньше», т. Все вышеперечисленные качества больше свойственные женщинам, чем мужчинам, поэтому чаще синдрому эмоционального выгорания подвержена женская половина общества. Всем известно, что большинство педагогов, работников школы — это женщины. Работа педагога очень энергозатратная, сложная, и имеющая большое значение в жизни каждого человека. Вся работа педагога направленна на результат. Его задача — научить. Сделать так, чтобы всё непонятное стало понятным. Чтобы достичь нужных результатов, педагоги тратят огромное количество времени на своих учеников; их нервная система, психика находятся в постоянном, активном и непрерывном рабочем состоянии. Помимо эмоциональных затрат, так же уходят и физические силы. Педагоги всегда ждут и мечтают о высокой оценке их труда, это значит, что они ждут эмоциональной отдачи, наполненной положительной энергией, от учеников, от их родителей, от руководства. Когда эмоциональная отдача от учеников идет негативная, это способствует негативным действиям со стороны родителей. В таких случаях педагог начинает наполняться отрицательными эмоциями, они копятся, мешают ему полностью отдаваться своей работе. Тут же подключатся и администрация школы, и она тоже требует результативной деятельности педагога, усвоения знаний учениками, это всё ещё больше давит на педагога, и он опять же наполняется отрицательными эмоциями. В данной ситуации педагог, чтобы избавиться от негативных эмоций начинает подавлять их. Это приводит к тому, что у него появляется ощущение бессмысленности работы.
СЭВ: опыт сотрудничества, который нужно изучать
Назад в СССР написал 5 июня 2023 в 06:23: "Центр совместного обучения авиационного персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ, город Ульяновск, 80-е годы. Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. Экскурсантам расскажут, с чего начиналось строительство в 1972 году, почему целлюлозный завод был объявлен стройкой СЭВ. Для устранения СЭВ необходимо учитывать личные качества человека и фазу нарушения.
какие государства создали союз экономической взаимопомощи
Образование СЭВ Восточноевропейские страны, не участвовавшие в плане Маршалла, образовали группу государств социалистической системы кроме Югославии. СЭВ был основан в 1949 году Советским Союзом, Болгарией, Чехословакией, Венгрией, Польшей и Румынией. Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. К 70-летию образования СЭВ».
SORUCOM - 2023
Относительно развитыми и благополучными были Польша и Венгрия, а за ними следовали Румыния и Болгария. Самой отсталой была Албания, где к концу 1950-х появился первый университет, и с 1962 года из-за разрыва дипломатических отношений с СССР она де-факто вышла из СЭВ, Более активная деятельность организации началась с 1960 года, когда руководство СССР попыталось сделать из неё альтернативу Европейскому экономическому сообществу. Задачей организации также было укрепление сотрудничества между социалистическими странами Европы и Азии. С Китаем укреплению связей помешало ухудшение отношений, начавшееся с 1961 года. Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена.
Секретарь — Глотова Александра Валерьевна, старший преподаватель кафедры дисциплин общего профиля. По решению комиссии экспертов лучший доклад был признан у Ереджеповой Мелии Эрнестовны, студентки 2 курса направления подготовки «Прикладная математика и информатика» Мелия представила исследование на тему «The Use of Artificial Intelligence Technologies in Teaching English», которое построено на анализе ИИ, а также содержит авторские практические наработки по применению технологии в образовательной практике.
Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2015. Опубликовано 30 сентября 2022 г. Последнее обновление 30 сентября 2022 г. Государство и его институты, История Европы. Государство и его институты Дата основания:.
Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию. Последний аспект особенно важен: при всех событиях «холодной войны» организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. Согласно позиции М. Липкина, хотя статистические данные роста и снижения товарооборота между странами-членами, реализованных крупных и инфраструктурных проектов имеют важное значение для понимания логики развития Совета, но нельзя забывать о том, что ключевым элементом в развитии СЭВ были не цифры, а убежденность в способности построить альтернативную интеграционную модель и распространить ее на весь мир. Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся холодной войны нужна была контрорганизация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла. Важным фактором была и «внутренняя холодная война»: в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы была в том, чтобы способствовать переориентации балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Но уже через год после смерти Сталина, в 1954 году Югославия начинает участвовать в деятельности ряда структур СЭВ: экономические интересы оказались выше разногласий. Напомним, что интеграция Западной Европы началась с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС , а в 1957 году - Европейского экономического сообщества. К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм. Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития страны проявляли и определенную долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование. В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л.