Новости о приватизации жилищного фонда в российской федерации

бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации. Во-первых, исходя из ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», для приватизации жилого помещения достаточно проживания в нем граждан на условиях договора социального найма и не обязательно наличия заключенного письменно. Нужно двигаться в сторону приватизации, это возможно сделать «без ущерба стратегическим интересам» России.

Госдума приняла во II чтении законопроект о порядке приватизации изъятого у коррупционеров жилья

Письмом Минстроя России от 16 июня 2015 г. Рассмотрев указанные позиции, Рабочая группа Совета по реализации права граждан на доступное жилье высказывает свое мнение. Об отнесении вопросов распоряжения муниципальным имуществом к вопросам местного значения и необходимости внесения соответствующих изменений в разделы III. Конкретизируя уже урегулированные федеральным законом отношения, в том числе в соответствии со сложившейся судебной практикой, законопроект не перераспределяет полномочия местного значения и компетенцию государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и не предусматривает возможность заключения договора социального найма на жилое помещение, находящееся в частной собственности владельца здания. Распространение к соответствующим отношениям норм о договоре социального найма возложит на собственника обязанность заключать с гражданами, вселившимися в жилой дом после государственной регистрации права собственности на здание дома, срочные договоры найма с оплатой жилищно-коммунальных услуг по тарифам муниципального жилищного фонда социального использования раздел VII ЖК РФ , перезаключая их на этих же условиях на следующий новый срок. Относительно необходимости изменения разделов ЖК РФ, регулирующих отношения по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования в части категорий граждан, которым могут быть предоставлены такие жилые помещения, а также обязания собственников указанных домов заключать договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Такие изменения не потребуются, поскольку конкретизируя концепцию действующей редакции ст. ЖК РФ. К тому же, в данном случае урегулируется правовой статус уже вселенных лиц, в связи с чем не потребуется определение или дополнение установленных ЖК РФ категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Занимаемые ранее вселенными гражданами помещения не предполагается «предоставлять» никому другому. Относительно затруднений в приватизации жилых помещений, в которых граждане проживают на условиях договора социального найма без заключенного с ними договора социального найма возможности применения ст. Во-первых, исходя из ст.

Во-вторых, в соответствии с многочисленной судебной практикой напр.

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Чтобы узнать, что делать в вашей ситуации, обратитесь: за онлайн-консультацией в Департамент городского имущества Москвы на mos.

Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам ежедневно. Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы. Также вы можете ознакомиться с другими инструкциями mos.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г.

N 33-ФЗ Изменения в части статей 1 , 2 , 4 , 6 - 8 , 9. Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г.

В настоящее время из 175 лотов, состоящих из 265 объектов федерального имущества, включенных в перечень, реализовано 42 лота. Общая сумма сделок составила 352,9 миллионов рублей при общей начальной цене в 195,1 миллионов рублей. Необходимо отметить, что ранее принятые изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» значительно ускорили реализацию приватизируемого имущества, что привело к существенному увеличения динамики продаж в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Особенности бесплатной приватизации жилья в 2021 и 2022 годах

Как менялся закон о приватизации Процесс бесплатного перевода государственной собственности в личную регулирует Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 4 июля 1991 года. ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда. Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определен единственный способ отчуждения из федеральной собственности жилых помещений (квартир) – в порядке бесплатной приватизации в собственность граждан. жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации'. Таким образом, любой гражданин вне зависимости от даты приватизации жилого помещения может передать его в государственную или муниципальную собственность. Закон о приватизации квартиры в России. Законом о приватизации оговорена возможность приватизации жилья, но предусмотрены и случаи, когда осуществить перевод из государственной в частную собственность невозможен.

В 2023 году значительно ускорилась реализация приватизируемого имущества

Право на приватизацию имеют только граждане Российской Федерации, кроме того, в приватизации могут принять участие все проживающие в квартире, в том числе несовершеннолетние. Каждый гражданин имеет право на приватизацию государственного жилья один раз. В том случае, если ребенок участвовал в приватизации в возрасте до 18 лет, то он имеет право приватизировать жилье после наступления совершеннолетия еще раз. Срок процедуры приватизации Срок начала процедуры приватизации отсчитывается от даты подачи гражданином заявления с прилагаемым к нему пакетом документов. Заявление должно быть подписано всеми лицами, изъявившими свое согласие на осуществление приватизации.

Кроме того, приватизация должна улучшить ситуацию в области увеличения налоговых поступлений от новых частных компаний. Главное, чтобы для ее проведения были разработаны прозрачные и понятные условия. Эти цифры озвучили в свое время в Институте экономики роста им. Поэтому государству есть что продавать. Большая приватизация коснется многих отраслей, исключая оборонную промышленность. Если же говорить более конкретно, то под контролем государства находятся, в основном, системообразующие и инфраструктурные предприятия.

Вероятно, часть их пакетов акций и будут выставлены на продажу.

То есть в таком случае согласие на приватизацию следует испрашивать у членов семьи нанимателя помещения, которые фактически не имеют права пользования жилым помещением по причине проживания в ином жилом помещении и пользования им. Бывшие же члены семьи нанимателя, которые согласно проекту закона тоже получат возможность согласовывать решение о приватизации, должны будут на момент его принятия доказывать наличие у них права пользования приватизируемым помещением. Комитет поддержал положение проекта закона об исключении из закона «О приватизации жилищного фонда РФ» понятия «ведомственный жилой фонд», так как данный термин отсутствует в Жилищном кодексе РФ. Законопроект также предложил внести уточнение в части терминологии относительно перехода жилого помещения в общую долевую собственность, а не в общую совместную собственность приватизирующих такое помещение лиц, что было также одобрено Комитетом. Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении, обратив внимание на то, что действующий уже почти 20 лет Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» утрачивает силу с 1 марта 2013 года. Адвокаты коллегии «Правовая защита» имеют богатый многолетний опыт в ведении дел административного, жилищного, уголовного права.

Кроме того, приватизация должна улучшить ситуацию в области увеличения налоговых поступлений от новых частных компаний.

Главное, чтобы для ее проведения были разработаны прозрачные и понятные условия. Эти цифры озвучили в свое время в Институте экономики роста им. Поэтому государству есть что продавать. Большая приватизация коснется многих отраслей, исключая оборонную промышленность. Если же говорить более конкретно, то под контролем государства находятся, в основном, системообразующие и инфраструктурные предприятия. Вероятно, часть их пакетов акций и будут выставлены на продажу.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Само слово «приватизация» еще в 1990-х годах приобрело негативную окраску. У многих россиян еще живы воспоминания варварской передачи государственных предприятий в частные руки после развала СССР. Процесс покупки пройдет на рыночной основе — кто больше заплатит, тот и получит актив. Никакого демпинга и банкротства в угоду покупателям. Государство само в первую очередь будет заинтересовано продавать активы по наиболее высокой рыночной цене, поэтому сам процесс растянется на несколько лет. Экономисты объясняют, что большая приватизация нужна не только для получения денег в бюджет, но и для повышения эффективности управления госактивами. Мировой опыт показывает, что государство — с точки зрения получения прибыли, модернизации производства, разработки стратегии развития — не самый лучший управленец.

Невозможно только госсубсидиями поддерживать активы, пострадавшие от санкций.

Эти лица должны иметь при этом право пользования данным жилым помещением при условии, что они не реализовали ранее своё право на безвозмездную приватизацию занимаемых ими жилых помещений. Депутатами была поддержана концепция законопроекта о снятии права «вето» на приватизацию со стороны членов семьи нанимателя, уже реализовавших своё право на приватизацию жилья. Однако было отмечено, что большинство внутрисемейных конфликтов должно решаться в суде, что позволит предметно разобраться в каждой ситуации и выносить наиболее объективное и справедливое решение с учётом интересов всех сторон. Предложение об исключении из закона понятия «совместно проживающие» граждане РФ и его замену на слова «имеющих право на приватизацию жилого помещения» депутаты сочли недостаточно обоснованным. Депутаты отметили, что при этом утрачивается важный критериальный признак — факт совместного пользования гражданами таким помещением. То есть в таком случае согласие на приватизацию следует испрашивать у членов семьи нанимателя помещения, которые фактически не имеют права пользования жилым помещением по причине проживания в ином жилом помещении и пользования им.

Сейчас закон разрешает лишь передачу такой недвижимости гражданам по договору социального найма. Закон разрешает реализацию таких объектов недвижимости через аукцион. В документе отмечается, что речь идет о жилье, рыночная стоимость которого превышает в два и более раз сумму, определенную исходя из общей площади, умноженной на показатель средней цены одного квадратного метра жилья в соответствующем регионе. Нормы закона будут распространены на жилье, поступившее в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, либо уже поступившее, но еще не переданное по договору социального найма на день вступления в силу закона.

Лица, которые проживают в помещениях, признанных аварийными еще до 2012 года. Однако эти ограничения не получили поддержки и единогласно было решено оставить бесплатную и бессрочную процедуру для всех категорий граждан, подпадающих под действие закона и желающих воспользоваться своим правом. Возраст человека не имеет значения, с равными условиями жилплощадь можно приватизировать как на взрослого, так и на несовершеннолетнего ребенка. Оформление приватизации Желание стать владельцем муниципального или государственного имущества осуществимо, если у гражданина есть договор соцнайма, а сам объект недвижимости не входит в перечень запрещенных к переводу. Осуществление приватизации — процесс сложный и долгий, для его облегчения следует ознакомиться с пошаговым планом претворения программы в действие: Собирается пакет обязательных документов. Пишется заявление на приватизацию. Весь перечень регистрируется в Департаменте жилищной политики местной администрации. Впоследствии оформляется договор на перевод жилплощади в собственность, но для этого потребуется согласие от всех проживающих или отказ от участия в приватизационном процессе в пользу иного лица. Последний этап перехода прав знаменуется регистрацией недвижимости в Росреестре. Подача заявления Процесс перевода жилплощади из муниципального фонда в частную собственность происходит в результате подачи заявления в Департамент жилищной политики местной администрации. Оно составляется сразу от имени всех жильцов. Не учитываются лишь те граждане, которые свое право на приватизацию исчерпали ранее. А несовершеннолетние дети в возрасте до 14 лет представляются родителями или опекунами. В заявлении следует указать: Название организации, куда оно подается. Сведения обо всех гражданах участниках, несовершеннолетних, включенных в процесс и тех, кто отказывается от участия. Текст заявления начинается с просьбы о возможности получения муниципальной собственности в частное владение. Данные о жилплощади — адрес, квадратура, количество комнат и т. Развернутые данные обо всех участниках программы. Личные подписи всех участников. Перечень прилагаемых к заявлению бумаг. Бланк можно взять в местной администрации. Его разрешается заполнять как от руки, так и на компьютере. Перечень документов Заявление о принятии участия в программе по приватизации недвижимости, подкрепляется документами. Список их достаточно обширен и содержит следующие бланки: Удостоверения личности всех участников процедуры. Свидетельства о рождении детей младше 14 лет. Брачное свидетельство. Договор соцнайма или ордер на вселение.

Что такое приватизированная квартира: плюсы и минусы такой недвижимости

Помимо собственно заявления о передаче жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в вашу собственность, потребуется ваш паспорт и паспорта или свидетельства о рождении всех людей, проживающих в этой квартире. Нормы закона будут распространены на жилье, поступившее в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, либо уже поступившее, но еще не переданное по договору социального найма на день вступления в силу закона. Основной документ — Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541−1. И вдруг вместо того, чтобы пересмотреть итоги той далекой приватизации, вернуть лакомые куски экономики государству, раздаются призывы к новой волне приватизации.

О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 11 июня 2021 года)

При этом, приватизации подлежит такое жилое помещение, рыночная стоимость которого на вторичном рынке жилья превышает в два раза и более денежную сумму, определенную исходя из размера общей площади, умноженного на установленный показатель средней цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему субъекту РФ. Указанные жилые помещения приватизируются только через продажу на аукционе. Жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если они поступили в жилищный фонд РФ после 04.

В 2023 году граждане, желающие приватизировать жилые помещения, также могут обратиться непосредственно в орган местного самоуправления по месту приватизируемого жилья. Уполномоченный орган от имени и в интересах будущего собственника подает заявление о праве собственности нанимателя жилья через Портал Росреестра. При этом, уплата государственной пошлины не требуется.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества регламентируются законом от 21. Пошаговая инструкция по приватизации квартиры через МФЦ Для получения права собственности на жилье необходимо разрешение от Жилищного комитета. После этого гражданин должен зарегистрировать жилплощадь в Росреестре. Приватизация квартиры через МФЦ в 2024 году — наиболее удобный способ получить услугу, так как в многофункциональном центре можно как подать документы на разрешение Жилищного комитета, так и внести жилье в реестр недвижимости. Чтобы оформить приватизацию квартиры в МФЦ нужно предварительно записаться на прием. Для этого необходимо зайти на региональный сайт многофункционального центра или позвонить по телефону горячей линии в вашем регионе и выбрать дату и время посещения. Обратите внимание, что для записи для получения госуслуг Росреестра в некоторых областях действует отдельная телефонная линия. Затем необходимо соблюдать следующий порядок для приватизации имущества : Собрать весь пакет документов. Рекомендуем заранее узнать, какие справки могут понадобиться конкретно для вашего случая, иначе вам могут отказать в праве на собственность. Прийти вовремя в назначенный день в МФЦ. При опоздании более чем на 15 минут ваша запись аннулируется. Заполнить заявление с помощью сотрудника многофункционального центра.

Раздел II. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия. Статьи 12 - 15. Утратили силу. Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации. Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения. Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений если они определены либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Статьи 19 - 20.

Госдума приняла закон о приватизации элитного жилья коррупционеров

Первым документом, регулирующим процесс приватизации жилья, был закон РФ «О приватизации жилищного фонда», принятый в 1991 году. ЗАКОНРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО приватизации жилищного фонда в Российской Федерации С изменениями на 11 июня 2021 года Документ с изменениями, внесенными: Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4199-1 (Российская газета № 5. Похожие. Следующий слайд. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. З ЦентрМаг. Похожие. Товары для взрослых.

В России рассмотрят приватизацию в пользу пенсионеров

Федеральный закон от 24.07.2023 № 354-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Между тем около 15% жилого фонда, который можно оформить в собственность, до сих пор остается государственным. Закон о приватизации квартиры в России. Законом о приватизации оговорена возможность приватизации жилья, но предусмотрены и случаи, когда осуществить перевод из государственной в частную собственность невозможен. Депутаты приняли в первом чтении законопроект, в соответствии с которым недвижимость, поступившая в государственный жилищный фонд в результате коррупционного правонарушения, будет реализовываться в соответствии с законодательством о приватизации.

Приватизация квартиры в 2024 году — общая информация

Эти позиции передавать в частные руки нельзя. Они должны находиться под контролем государства. Беляев считает идею приватизации неприемлемой еще и по той причине, что доход от нее будет одноразовым и, скорее всего, последним, так как приватизировать дальше будет уже нечего. У Игоря Николаева, главного научного сотрудника Института экономики РАН, также скептическое отношение к новой волне приватизации — но по другим причинам. Здесь не 7 раз инвестор отмерит, прежде чем отрезать, а 10 раз. Разве только ему сделают предложение, от которого он не сможет отказаться.

И чтобы про нее сегодня ни говорили, она дала определенный импульс в развитии страны... Сейчас все по тем же причинам трудно делать прогнозы по сбыту продукции. Не уверен, что в таких приобретениях заинтересованы и иностранные партнеры - даже из дружественных стран. Ведь на их глазах российский рынок покидают многие мировые бренды.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения в бывших общежитиях по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Относительно необходимости перепланировки и переустройства бывших общежитий коридорного типа покомнатного заселения под отдельные квартиры для последующего заключения договора социального найма, а также проблем с определением жилого помещения при вселении путем предоставления койко-места Статья 7 Вводного закона к ЖК РФ действует более 10 лет, в течение которых заключено множество договоров социального найма, в т. Вышеназванная норма не препятствует заключению договора социального найма на изолированную комнату, в которой нет помещений вспомогательного использования кухни, ванной, туалета при том, что такие помещения расположены на этаже, а также не освобождает наймодателя от обязанности при наличии возможности оборудовать соответствующие помещения вспомогательного использования вблизи жилых комнат реконструировать бывшее общежитие. Во всяком случае, права граждан не могут зависеть от многолетнего бездействия органов местного самоуправления по непереоборудованию бывших общежитий п. Осуществление жилищных прав граждан не может быть поставлено в зависимость от необходимости отселения других семей, не имеющих отдельных изолированных жилых помещений. Кроме того, возложение на наймодателя — собственника здания жилого дома обязанности его переоборудования в целях обеспечения соответствия жилых помещений стандартам проживания, а также расселения проживающих в них лиц может рассматриваться в качестве существенного ограничения прав собственника и стать существенным препятствием в принятии всего законопроекта.

В отношении заключения договора социального найма на комнаты, в которые граждане вселялись и продолжают проживать на «койко-месте», ни ЖК РФ, ни другие федеральные законы не содержат ограничений как в заключении одного договора социального найма со всеми как с сонанимателями, так и в последующей приватизации комнаты в их общую долевую собственность. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев будучи первоначально вселенным на койко-место, гражданин впоследствии становился единственным проживающим в комнате, в т. Поэтому в настоящее время практически во всех случаях первоначальное вселение на койко-место не имеет правового значения. В тех же случаях, где вселенные на койко-место граждане продолжают проживать в одной комнате разными семьями, подлежит применению общий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма при условии принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо по соглашению с наймодателем возможно предоставление им жилых помещений меньшей площади. По мнению разработчиков законопроекта и исходя из действующей редакции ст.

Относительно неуказания в пояснительной записке к законопроекту количества граждан, проживающих в жилых домах, ранее являвшихся общежитиями, в отношении которых планируется принятие законопроекта Данная официальная статистика в Российской Федерации не ведется, ориентировочно законопроект урегулирует права около пяти тысяч семей.

Подача заявления через электронные ресурсы Росреестра наиболее популярная и востребованная услуга, а самое главное быстрая. При выборе этого способа подачи документов госпошлина не оплачивается.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности и с возможностью изъять имущество для государственных или муниципальных нужд и в силу этого он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных при пожаре и вследствие прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения часть 8 , действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон.

Однако предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации не был конституционно значимый аспект применения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся обеспечения потребности в жилище бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, если это помещение признано непригодным для проживания. Между тем недопустима ситуация, в которой гражданин, имеющий определенные жилищные гарантии, после признания жилого помещения непригодным для проживания оказывается лишенным, не будучи способным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, не только этих гарантий, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти. Исходя из того что одной из основ конституционного строя России как демократического правового государства является частная собственность и свобода предпринимательства, федеральным законодателем в период перехода страны к рыночной экономике были определены правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула.

В силу части первой статьи 2 названного Закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ, принципиально важным требованием, при соблюдении которого граждане, занимая жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, были вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, являлось согласие на такое приобретение всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Часть первая данной статьи в ныне действующей редакции предусматривает, что граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, могут реализовать свое право на их приобретение в собственность в порядке приватизации с согласия всех имеющих право на приватизацию этих помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Как следует из статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 209 ГК Российской Федерации, собственники жилого помещения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случае же приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность лишь некоторых из граждан, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, остальные наниматели члены семьи нанимателя, бывшие члены семьи нанимателя , в частности лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования этим помещением. Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой урегулированы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в части 1 к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей собственника, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов его семьи. Часть 2 названной статьи предоставляет этим лицам право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, и обязывает их использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Кроме того, в отдельную категорию выделены бывшие члены семьи собственника жилого помещения и установлено, что в случае прекращения семейных отношений с таким собственником эти лица, по общему правилу, утрачивают право пользования жилым помещением. Закрепляющая это правило часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации носит диспозитивный характер, допуская возможность сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением по соглашению с его собственником и предоставляя некоторые гарантии социально не защищенным категориям граждан: если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение этого лица и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда; при этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию. Согласно части 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений ее части 4, право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между ним и собственником; до истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда. С учетом того, что наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены и бывшие члены его семьи до приватизации этого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации , и что реализация права на приватизацию жилого помещения была поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагало достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" была включена норма, регламентирующая правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения. Согласно статье 19 данного Федерального закона действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент его приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению жалоб, исходил из того, что статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на защиту жилищных прав бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, которые в момент его приватизации имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим определения от 29 сентября 2011 года N 1091-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1660-О-О, от 22 января 2014 года N 18-О, от 23 октября 2014 года N 2332-О и др.

Вместе с тем в Постановлении от 24 марта 2015 года N 5-П, опираясь на ряд сформулированных им ранее правовых позиций, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная статья не может расцениваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения этого права, притом что требование их государственной регистрации не установлено. Конституционный Суд Российской Федерации указал на недостаточность законодательных норм, регулирующих различные аспекты сохранения за членами семьи прежнего собственника жилого помещения права пользования этим помещением, которые учитывали бы различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение и обусловленные этими различиями права членов семьи собственников соответствующих помещений в случае прекращения семейных отношений, что не только существенно ограничивает право собственности приобретателя жилого помещения, допуская не сбалансированное с его интересами удовлетворение интересов членов семьи прежнего собственника этого помещения и не обеспечивая адекватный механизм судебной защиты права собственности, но и создает неопределенность в правовом положении членов семьи прежнего собственника отчуждаемого помещения. Из этого следует, что и жилищные гарантии, в том числе связанные с пользованием жилым помещением, для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение определяются совокупностью обстоятельств конкретного дела. Однако необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище.

«Известия»: Росимущество перевыполнило план по приватизации в 16 раз

В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства. Общемировая практика решения жилищных вопросов для граждан с низким достатком — предоставление жилья в наём. Так, иски, которые потенциально могут отменить итоги приватизации, рассматриваются в Краснодарском, Ставропольском, Пермском, Алтайском краях, Саратовской и Ленинградской областях и ряде других регионов. Федеральный закон от 24.07.2023 № 354-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. «Известия»: Росимущество заявило о перевыполнении плана по приватизации в 16 раз. Недвижимость, поступившую в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения, будут реализовывать в соответствии с законодательством о приватизации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий