В последние дни на Западе стало модно рассуждать о задействовании статьи 5-й Устава НАТО против России. Американские сенаторы передали в Конгресс проект резолюции о действиях НАТО в случае, если Россия применит ядерное оружие или взорвет Запорожскую АЭС. Столтенберг заявил, что гибридные атаки на НАТО могут активизировать пятую статью договора.
Что говорится в 4-й и 5-й статьях устава НАТО? Одну из них применила Польша
Госсекретарь Министерства обороны Польши Войцех Скуркевич пригрозил России применением пятой статьи устава НАТО. Пятая статья Североатлантического договора предполагает, что при нападении на одну из стран-членов НАТО, все остальные будут обязаны дать военный ответ. Сенатор Митт Ромни (республиканец от штата Юта) заявил, что мы не должны никоим образом казаться «неустойчивыми» по отношению к 5-й статье НАТО. “Любое умышленное повреждение, что повлечет потенциальную утечку радиации на украинском ядерном реакторе, будет нарушением статьи 5 НАТО”, – отметил он, комментируя статью The Times о том, что Россия готовит провокации на захваченной ЗАЭС. Как вы думаете, поддержит он пятую статью, когда он фактически сателлит России внутри НАТО?
Клуб «Валдай»
Совместные возможности НАТО по удару крылатыми ракетами существенно превышают заявленные 5 тыс. боеголовок, которые планируется обрушить на Россию. NATO article 5. Польша артикль 5. Пятой статьей нато. Не является статья 5 никакой гарантией немедленного мощного совместного ответа. Столтенберг заявил, что гибридные атаки на НАТО могут активизировать пятую статью договора. Бывший генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен не исключил принятия Украины в НАТО «частями».
МИД Китая заявил, что НАТО несет прямую ответственность за кризис на Украине
Однако в этом случае происходит ещё большее размывание смысла НАТО и её операциональной эффективности. Главное, чтобы эта озабоченность оказалась более результативной, чем бесславно закончившаяся военная кампания в Афганистане. А на наш взгляд, это просто способность к здравому смыслу и интерес к политической культуре той среды, в которой ты оказался. Однако американское понимание проблем безопасности в Восточной Азии также глубоко ошибочно. Многие десятилетия США исповедовали стратегию вовлечения Китая, стремясь управлять его возвышением и развитием. Когда они убедились в том, что это неработающая стратегия, то перешли к сдерживанию Китая, недопущению его технологического развития, сотрудничества со странами Евросоюза и тем более недопущению овладения им ключевым производителем полупроводников в мире — Тайванем. Что дальше? Американские аналитики не исключают и начала военного давления. Но здесь также много вопросов. Как может выглядеть военная победа над Китаем? Не пострадают ли в результате этого конфликта США и их союзники больше, чем могут получить в результате ненадёжной победы?
В этих обстоятельствах Китай выступает скорее пассивным наблюдателем, чем активным участником конфронтации.
Устные обещания не делать этого в ответ на согласие Москвы объединить Германию даже упоминать сегодня неловко. Западные политики делают вид, что не понимают: о чем речь? Для них враг всегда был именно там, где Россия. Вот и шли туда, настойчиво и методично. Кстати, ровно 70 лет назад СССР официально попросился в НАТО, мотивируя свой шаг тем, что тогда блок перестал бы быть замкнутой военной группировкой государств. Уже после развала Советского Союза Россия интересовалась, нет ли и ей места в альянсе, который исключительно «за мир»? Ответ был один: вас тут не ждут... А как иначе? Смысл НАТО - подшивать страны, как лоскутки, к своему защитному одеялу.
Ведь если Россия будет среди нас, кто враг, которому мы готовимся дать отпор? Одно время таким врагом попытались сделать международный терроризм, но когда выяснилось, что это явление смутное и рождено не без участия Запада, вернулись к проверенному: враг - на востоке! Дескать, если кто-то посмеет напасть на страну-члена блока, то вся его мощь обрушится на агрессора.
Скопировано Фото: Army Spc. Department of Defense Соединённые Штаты Америки не станут бездумно защищать страны Североатлантического альянса из-за пятой статьи устава альянса о коллективном ответе на нападение. Соответствующее заявление сделал отставной американский подполковник Дэниел Дэвис. Он выразил несогласие с американским президентом Джо Байденом, который сказал, что у Штатов не будет выбора, кроме как вступить в войну в случае атаки на союзника по НАТО.
Что это значит и чем опасно для России — в материале Smolnarod. Согласно тексту 5 статьи устава НАТО все страны альянса обязуются вступить в вооруженное противостояние со стороной, которая посягнула на безопасность страны-участницы альянса.
В НАТО заявили, что атаки в космосе могут привести к применению статьи 5 договора
Нужно отметить, что ряд британских и американских функционеров синхронно заявили о возможном вступлении всего блока НАТО в конфликт на украинской территории на стороне Киева, если на Запорожской АЭС произойдёт авария, из-за которой пострадают жители стран Альянса. Это произошло после недавнего моделирования вероятных последствий ЧП радиоактивного заражения. С этой точкой зрения согласен государственный секретарь в Министерстве национальной обороны Польши Войцех Скуркевич, но он хотел бы не дожидаться аварии на ЗАЭС, а дать Москве «коллективный ответ» пораньше. Таким образом, он нашёл «повод» задействовать упомянутую статью Североатлантического договора.
Лорд Даннатт сказал: «Установление того, что произошло, действительно важно, а затем нужны хладнокровные, чтобы проанализировать, каким должен быть наш ответ.
На данном этапе мы должны быть очень, очень осторожными». Генерал сэр Ричард добавил: «Нам нужно знать, что произошло, какие намерения стояли за этим, и тогда люди должны взглянуть на это». Рассуждая о том, что, собственно, произошло, лорд Даннатт сказал, что есть две возможности: ошибка России или русские проверяют реакцию НАТО. Он сказал: «Современные технологии довольно точны, поэтому довольно сложно объяснить, почему это могло быть несчастным случаем.
Если это был не несчастный случай, а проверка реакции Запада, это нужно очень и очень тщательно обдумать». По словам экс-начальника генерального штаба, требуются хладнокровный подход, чтобы убедиться, что конфликт «не обострится в результате просчета». Генерал сэр Ричард сказал: «Мы должны признать маловероятным, что Россия нацелится на случайный зерновой бункер в деревне с населением всего 400 человек, чтобы начать войну с НАТО. Но если Россия так решила, то этот наш мир совершает поворот, о котором еще месяц назад никто и подумать не мог.
Гораздо более вероятно, что ракета вышла из-под контроля — она вышла из строя или отклонилась — и оказалась в Польше с трагическими последствиями». Но даже американский президент Байден выразил сомнение насчет того, что ракета прилетела из России. Ряд западных источников, сообщает, что, скорее всего, в Польшу залетела украинская противоракета. Как передает Associated Press, три американских чиновника заявили, что, по предварительным оценкам, ракета была выпущена украинскими войсками по приближающейся российской ракете во время сокрушительного залпа по электроинфраструктуре Украины во вторник.
На данный момент на границе НАТО находится большое количество подразделений военного блока, а после падения ракет в Люблинском районе, в небо и вовсе были подняты польские истребители, что вызывает крайне большую озабоченность на этот счёт.
Как указывает Дэвис, на момент написания статьи было неясно, преднамеренно ли Россия нацелилась на Польшу, была ли это ошибка наведения, или это могла быть украинская ракета ПВО С-300, которая, возможно, не попала в одну из 100 российских ракет. Еще никто не разобрался в ситуации, пишет Дэвис, а из Киева уже звучат призывы задействовать пятую статью устава НАТО. Также автор напоминает еще одно очень важное положение устава НАТО.
В статье 11 устава указывается, что все участники будут выполнять положения договора «в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.
Поставки оружия на Украину назвали нарушением устава НАТО
Страны НАТО в случае кибератак со стороны России могут задействовать положения пятой статьи устава НАТО, заявил генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. Статью не использовали, когда Россия начала специальную военную операцию, потому что Украина не является членом НАТО. Согласно словам польского чиновника, пятая статья устава НАТО также остается в силе и в случае угрозы члены военного блока будут действовать по формуле «один за всех и все за одного». Пойдет ли НАТО на такой риск и готовы ли в Альянсе активировать знаменитую Пятую статью по коллективной обороне Альянса?
В Финляндии назвали поставки оружия Киеву применением пятой статьи устава НАТО
Россия в ходе специальной военной операции просто защищает интересы своих людей на исторических территориях и не собирается нападать на страны НАТО. и многосторонней основе, включая Совет Россия-НАТО. В пятой статье Устава НАТО говорится о принципе коллективной обороны, когда нападение на одного из членов альянса рассматривается как нападение на всех. и многосторонней основе, включая Совет Россия-НАТО.
США пригрозили России «всей мощью» НАТО
Применение статьи 5 на современном этапе По мнению экспертов, ключевой фразой в статье 5 является следующая: «каждая из них [стран-участниц] окажет помощь, которую сочтет необходимой». Это означает, что в случае нападения на одно из государств альянса, остальные страны прежде всего проведут экстренные заседания Советов безопасности. После этого представители стран предложат список мер, которые следует принять. Эти меры должны будут пройти согласование на внеочередном саммите стран альянса, либо на встрече министров оборонных ведомств. После этого будет принято решение о том, какие конкретно меры будут приняты против страны-агрессора. Кроме того, возникают определенные сложности с применением статьи 5 в случае военного конфликта между государствами-участниками блока.
Но вернемся к статье 5 Североатлантического договора, о которой заговорили после инцидента в Польше.
Эта статья закрепляет принцип коллективной обороны, который означает, что нападение на одного члена альянса считается нападением на всех. Мы уже говорили о необходимости расследования. Но даже тогда перед статьей 5 стоит статья 4. Статья 4 гласит: «Стороны будут консультироваться друг с другом всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон находятся под угрозой». Поздно вечером во вторник официальный представитель НАТО Оана Лунгеску сообщила Sky News, что генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг будет председательствовать на экстренном заседании 30 государств-членов в Брюсселе в среду. Информационное агентство Reuters сообщило, что эта встреча проводится по запросу Польши на основании статьи 4.
В докладе цитируются два европейских дипломата, один из которых заявил, что альянс будет действовать осторожно, и что требуется время, чтобы проверить, что именно произошло. Неясно, какую форму примет этот этап и как долго он может длиться. Любая страна может ссылаться на Статью 4, а на собственном веб-сайте НАТО говорится, что все решения принимаются на основе консенсуса. Статья 4 не всегда должна приводить к вступлению НАТО в конфликт. С момента создания НАТО в 1949 году статья 4 применялась семь раз. Сразу после начала конфликта на Украине 24 февраля этого года Болгария, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия обратились с просьбой о проведении консультаций в соответствии со статьей 4.
Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
Эта концепция была принята ещё в 2018 году, и ничего в этом плане больше ничего не сделано: постройка инфраструктуры, накопление оружия. Он возмутился, что в последние десятилетия Североатлантический альянс занимался чем угодно, кроме подготовки к войне с Россией, которая оказалась для Запада не такой уж угрозой. НАТО начала превращаться из оборонительной организации в правоохранительную. Главными угрозами на Чикагском и Венском саммите была признана не Россия, а терроризм, гендерные проблемы, борьба с пиратством, реакция на стихийные бедствия.