Гротеск — это литературный прием, который основан на преувеличении, это преувеличение является фантастическим, так как то, что изображается не укладывается в рамки правдоподобия. Гротеском называется художественный прием в литературе, который использует причудливо-фантастические образы на грани реальности и выдумки, часто этот прием используется в целях высмеивания автором героев своего произведения. В литературе гротеск, это вид художественности образности, заостряющий и обобщающий формы бытия с помощью контрастного и причудливого сочетания фантастического и реального, карикатуры и подобия. Что такое гротеск в литературе В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. Гротеск в литературе возникает тогда, когда реальное и фантастическое сталкиваются в едином образе (чаще всего это гротесковый персонаж).
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Давайте разберемся, что такое гротеск в литературе, как он появился и почему не теряет актуальности на протяжении веков. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами. В советской литературе считалось, что гротеск — форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает, а значит, эти понятия практически одинаковые. Литературная критика общества и людей. Сегодня элементы гротеска используют в серьезной литературе и в политических памфлетах, в романтических повестях и в юмористических произведениях.
Что такое гротеск и история этого термина
- Гротеск в поэзии Кальпиди
- Что такое гротеск в литературе примеры
- Гротеск | Русская Литература вики | Fandom
- Приемы русской литературы
Гротеск - примеры из литературы
Прием в литературе Как и гипербола, гротеск в литературе используется часто, встречается в мифах, сказках и легендах. В таких жанрах примеров можно найти огромное количество. Писатели, придумывая персонажей на основе гротеска, использовали художественное преувеличение. Но вместе с этим такие свойства могут оказаться реалистическими, основанными на жизненных фактах. В своих произведениях использует гротеск для романтической окраски событий и действующих лиц. Их характеристика находится на грани между возможным и исключительным. В ходе создания причудливых образов размываются, но не исчезают, границы между фантастическим и реальным. Создание В основу художественного приема входит немыслимые аспекты, которые так нужны автору для достижения задуманного эффекта. Другими словами, это фантастическая гипербола, потому что праздное преувеличение имеет реальные черты.
Гротеск же походит более на кошмарный сон, в котором ужасающие фантастические видения не имеют никакого логического объяснения, и в некоторых случаях становятся страшной «реальностью» для человека. Это интересно! Возникновение гротеска связано со свойством человеческой психики создавать сложнейшие механизмы мышления и воображения.
Туда же и олимпийские Боги и великаны и тд, даже инопланетяне. Однако дело этим не ограничивается. Фантастический образ движется не только между верой и неверием. Постоянная "диффузия" образов, как уже отмечалось, происходит и от одного типа фантастических произведений к другому. И в произведении сатирическом или философском, где фантастика является прямой условностью, и в сказочном повествовании, и в рассказе о необычайном могут быть использованы тематически близкие мотивы и образы. Так, гномы, вампиры, привидения или русалки могут быть иносказанием символом, аллегорией, одним словом, художественной условностью, - но могут быть и участниками сказочного повествования или страшного рассказа о необычайном. Кроме того, вероятностный характер современных чудес делает эту границу особенно легко преодолимой, удивительно облегчает превращение фантастики необычайного в формальный прием, допускает комическое ее переосмысление.
В творчестве одного и того же автора мы зачастую сталкиваемся как с серьезной разработкой той или иной фантастической идеи, так и с использованием ее в качестве всего лишь условного приема. Понятия "фантастика" и "гротеск" явно находятся в тесном родстве. Многие признаки гротеска, выделяемые современными исследователями, обнаруживаются и в фантастике.
В самом деле, что значит утверждение фольклориста, что народ "полуверит" сказочным событиям? Сказочник и его слушатели не верят им вполне, не могут верить, так как знают, что подобное не может произойти ни в их деревне, ни в соседней.
Но ведь сказка рассказывает о далеких временах. Кто знает, может тогда такое и случалось? Одним словом, сказочный мотив в такой ситуации поставлен между верой и неверием, т. В литературной же сказке, возникшей в образованных кругах общества, эти мотивы утратили всякое право на доверие, стали восприниматься как невозможные ни при каких обстоятельствах. Туда же и олимпийские Боги и великаны и тд, даже инопланетяне.
Однако дело этим не ограничивается. Фантастический образ движется не только между верой и неверием. Постоянная "диффузия" образов, как уже отмечалось, происходит и от одного типа фантастических произведений к другому.
Аллегория — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое. Хронотоп — пространственно-временная взаимосвязь в произведении. Антиутопия — пародийное осмысление утопических идей, несущих человечеству различные схемы идеального общества. Список литературы Основная литература: 1. Лебедев Ю. Литература для 10 класса: в 2 частях.
Салтыков-Щедрин М. Сахаров В. Литература, 10 класс: в 2 частях. Открытые электронные ресурсы: 1. Мир русской литературы: Прототипы градоначальников. Характеристика героев. Перечисление градоначальников поражает с первых же строк одновременно абсурдностью и правдоподобием происходящего. Автор подбирает заглавие «Опись», словно градоначальники — это вещи или чьё-то имущество. Этот сатирический подтекст сразу же «расчеловечивает» правителей.
Имена тоже подобраны под стать: Бородавкин, Баклан, Угрюм-Бурчеев. Причём «говорящие фамилии» здесь не просто служат для характеристики, но и раскрывают отношение автора к героям. Своими подвигами и деяниями. Однако Салтыков-Щедрин пародирует и это, описывая смешные, а порой и нелепые действия градоначальников, прототипами которых стали монархи: «летал по воздуху», «умер от объедания», «спалил тридцать три деревни», «засадил берёзками улицу» и так далее. Городом Глуповым правит 22 градоначальника, и Салтыков-Щедрин указывает эту цифру неслучайно: первым самодержцем на Руси был царь Иван Грозный, со времён которого до издания книги сменилось как раз 22 правителя. Иногда автор указывает реальных лиц, например Бирона или Разумовского, специально даёт даты, чтобы создать комический эффект.
Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
примеры из литературы. ГРОТЕСК — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Таким образом, гротеск в литературе является мощным инструментом, позволяющим авторам выразить свое видение мира и вызвать эмоциональный отклик у читателей. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе.
Что такое гротеск в литературе
Только как это все сделать? Теперь бы я, кажется, свой собственный сапог съел. Генералы зло смотрели друг на друга, зарычали, завизжали, заохали, полетели клочки одежды, один откусил орден у другого и съел Оба: С нами крестная сила! Мы так друг друга съедим! Надо разговором отвлечься! Бросили говорить, стали читать 1: Вчера у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол был сервирован на сто персон со всей роскошью. Тут была и стерлядь золотая, и фазан, и столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника. Да неужто ж, В. Виновника торжества внесли на громадном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени.
Вырвал газету, стал читать сам, поник головой, вдруг закричал 2: А что, если бы нам мужика найти? Он бы сейчас нам булок подал, рябчиков наловил, рыбы! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! Вскочили и бросились искать. Мужик спит под деревом 1: Спишь, лежебок! Покопался в земле, добыл картофелю, из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Развел огонь, наготовил столько снеди, что генералам пришла мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку? Не позволите ли теперь отдохнуть? Автор: Набрал мужичина дикой конопли, размочил в воде, к вечеру веревка была готова.
Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Прошел день, другой. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые.
В сарказме всегда имеет место афористичность. Сарказм используется в политических и социальных контекстах, в публицистике, в полемике, ораторском искусстве, в художественные произведения. Примерами сарказма являются - «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны», «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения». Ирония — это скрытая, тонка насмешка, истинный смысл скрыт или противоречит явному. Как и многие литературные приемы ирония берет свое начало со времен древней Греции.
Ирония может воплощается в разнообразные формы: прямую иронию.
Рабле во введении к роману обращается к читателям, «добрым ученикам и прочим бездельникам» с просьбой не судить по внешней веселости, не подумав как следует, не начинать смеяться. Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела у Рабле , сказочного и реального у Гофмана , фантастики и быта у Гоголя.
Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени. В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ. Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев. Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» Ю. В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева.
Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом. В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным. Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность.
Гофмана, Н.
Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. Булгакова, М.
Литература. 10 класс
Что такое гротеск в музыке, литературе, живописи и архитектуре?". Широкое распространение гротеск получил в комической и сатирической литературе: нравы страны лошадей-гуингмов в романе Дж. В советской литературе считалось, что гротеск — форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает, а значит, эти понятия практически одинаковые. Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического. Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи.
Гротеск - что значит? Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) Виды гротеска
Через гротеск автор стремится показать, что процессы, происходящие в русской администрации, на самом деле являются пустыми и бессмысленными. Примеры гротесковых ситуаций в пьесе «Ревизор»: В городе управляющие и обслуживающие должности заняты людьми, не имеющими навыков или знаниями в соответствующих областях. Это приводит к абсурдным и смешным ситуациям, которые показывают непрофессионализм и коррупцию в администрации. Местные чиновники, узнав о приезде ревизора, пытаются закупить его милостью и подкупить деньгами. Это показывает порочность и безнравственность чиновничьего класса.
Конфузы и нелепые ситуации, которые возникают из-за недоразумений и несоответствия между ожиданиями и реальностью. Например, Хлестаков, ничего не понимая, разыгрывает роль ревизора и получает страх и почести, которые ему не причитаются. Пэт и его герои, порожденные гениальностью автора, продолжают веселить и заставлять задуматься своими смешными и абсурдными ситуациями. Гротеск в современной литературе Гротеск в литературе длительное время считался стилем, преобладающим в эпоху средневековья и реконкисты.
Однако современные авторы неизменно обращаются к гротеску, чтобы передать свои идеи и эмоции через преувеличение и искажение. Современный гротеск в литературе часто применяется для изображения человеческой натуры и повседневной жизни в жестоком и сатирическом свете. Авторы используют гротескные элементы, чтобы описать абсурдность реальности и иронию жизни. Один из примеров современного гротеска в литературе — роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
В этом произведении гротеск используется для описания беспорядочного и сумасшедшего общества, где добро и зло, реальность и фантазия смешиваются в хаотическом порядке.
Энциклопедический словарь. Шутка — любимица общества и держится в нем легко и непринужденно, а правда — что слон в посудной лавке: куда ни повернется, всюду что-то летит.
Вот почему она часто появляется в сопровождении шутки. Шутка идет впереди, показывая дорогу слону, чтобы он не разнес всю лавку, иначе и говорить будет не о чем. Вот сюда можно ступить… А сюда нельзя, здесь все шутки кончаются!
Издалека ведется гротескная традиция, через столетия дошла она до нашего времени. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.
Но она не хозяйка. Она делает лишь то, что ей правда подсказывает. И прикрывает она собой правду так, чтобы ее, правду, можно было лучше увидеть.
Заслонить так, чтобы лучше увидеть, — в этом и состоит прием иносказания, аллегории. Скрыть, чтобы выпятить, превратить в гротеск. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин видел свою задачу в просвещении публики.
Поэтому сказки просты и доступны, содержание понятно «детям и слугам». В основе сказок лежит гротескная ситуация, но за ней всегда угадываются реальные отношения, под видом сказки показана действительность. Гротескные образы скрывают под собой действительных типов тогдашней России.
Один из основных приемов Щедрина — гротеск: на генералах надеты ночные рубашки с орденами, мужик сам сплел веревку «из дикой конопли», чтобы генералы его связали. Смех Щедрина отличается не столько весельем, сколько злостью, он носит сатирический характер. Не зря в начале нашего разговора мы вспоминали басни Крылова.
Щедрин включает в некоторые сказки мораль, типично басенный прием. Словарь Тунеядец — человек, который живет на чужой счет, бездельник Регистратура — контора, в которой регистрируются бумаги Нумер — устар. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.
Оно появилось после того, как в XV веке в Риме были найдены странные пещерные изображения, в которых в причудливой форме сочеталось прекрасное и ужасное. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Классическим примером гротеска в русской литературе обычно считается сатирическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».
С точки зрения здравого смысла, многие гротескные образы кажутся чересчур неправдоподобными и странными. Например, в романе М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» в вымышленном городе Глупове один градоначальник имел вместо мозгов приборчик, выдававший одну из запрограммированных фраз, а у другого была фаршированная голова. Смешное и пугающее неотделимы. Это позволяет продемонстрировать свойственные жизни противоречия и показать остросатирические образы. К примеру, в стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся» присутствуют образы чиновников, разорвавшихся на два заседания сразу: «сидят людей половины», при этом главный герой, увидев это, восклицает, что их «зарезали, убили! Гротескные образы невозможно истолковать буквально. До конца непонятно, что они могут означать, поэтому они остаются непостижимы для человеческого разума и логики, благодаря чему сохраняют элементы загадочности. Примерами могут послужить образы из произведений Н. Гоголя «Нос», «Вий». Гротескные образы свободно пересекаются и взаимодействуют с обычными. Гротеск «живёт» в составе реальности, что только усиливает комический и экспрессивный эффект. При этом часто персонажи ничуть не удивляются происходящим из ряда вон выходящим событиям. Можно вспомнить повесть М.
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы". Часто гротеск в литературе приравнивается к особому и небывалому миру, противостоящему серой обыденной повседневности. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами.
Гротеск в литературе
Сегодня элементы гротеска используют в серьезной литературе и в политических памфлетах, в романтических повестях и в юмористических произведениях. Литературные термины гротеск. Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами.