Справочно: на предстоящих 10 сентября выборах (по данным ЦИК России) решение о применении ДЭГ было принято субъектовыми избирательными комиссиями 24 регионов, в 18 из них – впервые.
Роман Старовойт подписал ряд принятых Курской обла...
- Коротко о выборах
- Популярные материалы
- Коротко о выборах
- Особый российский путь
- Москва задает тренд
- Москва задает тренд
Эксперты обсудили достоинства и риски дистанционного электронного голосования
Курирующий ДЭГ зампред комиссии Николай Булаев показал таблицы, из которых следует, что критичной разницы между результатами на участках и онлайн ни у одного из кандидатов в губернаторы нет. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) «ЕдРо» переводит из экспериментального формата в постоянно повсеместно действующий в РФ на выборах всех уровней. На предстоящих сентябрьских выборах 40 процентов столичных избирателей собираются воспользоваться ДЭГ, следует из майского опроса исследовательской группы Russian Field.
Жители Камчатки могут проголосовать на выборах онлайн: что такое ДЭГ и как оно работает
Таким образом, жители 28 регионов России имеют возможность участвовать в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , предварительно подав заявление. Мобильный избиратель сможет участвовать в выборах президента Российской Федерации в рамках ДЭГ - 17 марта 2024 года. Что такое ДЭГ Дистанционное электронное голосование ДЭГ —является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале, который доступен для избирателей с компьютера или мобильного устройства с возможностью подключения к сети «Интернет». ЦИК России сформирована территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования на период проведения выборов Президента РФ.
Развитие избирательного процесса идет в направлении доступности для избирателей, считает Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова. Она сообщила, что согласно статистике, ранее наблюдатели участвовали в электоральной кампании разово. Однако с каждым годом их активность растет, и они становятся регулярными участниками данных процессов. Важно не только повышать уровень компетенции и развивать эту структуру, но и в том числе быть интересными для аудитории, давать новый контент, новые знания и вовлеченность в процесс», — отметила представитель Общественной палаты. Заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Президентской академии в Санкт-Петербурге Ирина Белова представила участникам круглого стола образовательный проект академии «Активное отношение к выборам — активное отношение к жизни».
В завершение Иван Мушкет пригласил всех присутствующих присоединиться к международной конференции «Институт президентской власти в странах СНГ», которая пройдет 23 мая 2024 года.
Разобравшись в определении, перейдем к историческим примерам. Первой страной, использовавшей систему электронного голосования, была Эстония. Он проводится с 2005 года, реализация проекта произошла на выборах в органы местного самоуправления.
В настоящее время в Эстонии около трети голосов отдаются по интернету. Голосование через интернет возможно в период досрочного голосования.
Что касается «голосования для бюджетников», это в корне неправильное суждение. Ну, чтобы было понятно: в Москве бюджетников всего 500-600 тысяч, а проголосовали в четыре раза больше. На мой взгляд, достаточно наглядные цифры. Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Молодые люди не заглядывают в почтовые ящики и даже не видят зачастую пригласительных на избирательные участки. Для человека, который никогда не голосовал, это превращается в какой-то квест.
А здесь — всё понятно, в духе времени». Сможет ли электронное голосование «отсечь» кандидатов? Совершенно очевидно, что борьба на выборах в Москве предстоит жаркая. И понятно, будут победители и проигравшие. Среди вторых есть те, кто уже сегодня понимают призрачность шансов заполучить место в Совете депутатов. И некоторые заранее начинают винить в будущем поражении именно ДЭГ, называя его тем механизмом, с помощью которого власть отсекает неугодных. Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Фальсифицировать ничего не получится.
Напротив — исключаются способы вмешательства. В частности, исключается как таковая накрутка голосов. Были в прошлый раз упрёки в том, что имелась возможность изменить своё решение. Сейчас люди будут голосовать только один раз и выбор свой поменять не смог. К слову, традиционное голосование создаёт больше альтернатив для фальсификаций результатов, нежели электронная. Например, было такое, с использованием технологии порчи бюллетеней: ставишь две галочки и всё. Или вариант отпечатки «своего» тиража бюллетеней.
Здесь-то как раз совсем не получится подобное». Принять участие в ДЭГ может каждый, у кого есть профиль на Госуслугах. А что касается партий, то, напротив, опять-таки, расширяются возможности для них. Просто некоторые политические силы сами отсекают своих сторонников, призывая не голосовать через ДЭГ, а потом возмущаются, что у конкурентов именно за счёт онлайн-голосования получилось преимущество. Сами же подрезают себе крылья! Это невозможно. К тому же наш штаб будет работать все эти дни, и, если будут сообщения о нарушениях, это всё будет предметом нашего строжайшего контроля, мы находимся в контакте с ГИКом, ЦИКом.
Коротко о выборах
Система ДЭГ, получив из ЕСИА данные учётной записи избирателя, проверяет, есть ли он в книге избирателей, и выдаёт бюллетени, соответствующие выборам, проходящим по его месту жительства. ДЭГ подразумевает сбор голосов граждан без использования бумажных бюллетеней, но с помощью специального программного обеспечения. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборах президента в 2024 году может проводиться только в тех 30 субъектах РФ, в которых уже.
ДЭГ ПРОТИВ УГ: ЧТО МЫ ПОНЯЛИ ПРО ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИИ?
Как проголосовать онлайн | Однако, на выборах губернатора Подмосковья для волеизъявления у избирателей будет трое суток: с 8 по 11 сентября включительно. |
Как наблюдать за электронным голосованием | В нынешнем мире, где все больше стран переходят к электоральным демократиям актуальна проблема явки на выборах и соответствия результатов реальной жизни, поэтому во многих странах развивается электронное или дистанционное голосование. |
Левые не ловятся на электронное голосование / Политика / Независимая газета | Главная» Новости» Стать наблюдателем на выборах президента 2024г от партии. |
Вы точно человек? | Россия — лидер по масштабу применения ДЭГ, а также в вопросе общественного контроля за технологией». |
Вы точно человек?
Юристы горкома сейчас завершают подготовку иска, мы его подпишем и подадим. Но параллельно должна быть обеспечена активность народа. Это то, чего власть до сих пор побаивается. Поэтому в ближайшую субботу на Пушкинской площади состоится очередная встреча москвичей с депутатами. Если эти встречи станут регулярными, это поможет защитить интересы большинства. В тот же день состоится встреча президента с лидерами партий. Уличный протест должен органично подкрепить слова лидера крупнейшей оппозиционной партии Геннадия Зюганова о том, что ДЭГ провоцирует дестабилизацию общества и в этом смысле представляет собой ни много ни мало угрозу национальной безопасности страны. Читайте также Геннадий Зюганов: Выборы показали, что у власти нет ничего за душой Дистанционное голосование ведет к разрушению всей политической системы Политолог Дмитрий Еловский считает, что противники и сторонники ДЭГ поспорят за внимание колеблющихся избирателей. Для этого не нужны большие партийные структуры, а необходима умелая информационная работа в интернете. Но как же вопрос доверия ДЭГ?
Те, кто верит, что государственные институты в целом действуют в их интересах, будут верить и в чистоту ДЭГ. А те, кто не верит, как их не убеждай, не поверит никогда. Поэтому радикальная оппозиция может и дальше давить на недоверие. У нее есть некая своя социальная база, ядро. Их переубеждать никто не будет.
Дополнительные свидетельства в пользу фальсификаций представлены в работе Александра Богачева и Бориса Овчинникова [6]. На запросы СМИ, направленные представителям правительства Москвы [7] и ЦИК [8] , получены, по моему убеждению, нерелевантные или не соответствующие действительности ответы. Далее я опираюсь на результаты этих исследований и, если не оговорено иное, имею в виду «московское ДЭГ», как наиболее исследованное. Подчеркну при этом, что «федеральное ДЭГ» уже в силу его большей закрытости таит еще больше угроз и уязвимостей.
В ходе его исследований было установлено, что голосование функционирует следующим образом. Избиратель совершает «вход» логин на сайте mos. Выдается бюллетень, при этом в базу данных-1 БД1 , «публичный блокчейн» [9] , записывается транзакция «выдача бюллетеня» с идентификатором избирателя. Избиратель совершает волеизъявление и направляет его результат в виде зашифрованного сообщения. При осуществлении транзакции «прием бюллетеня» в БД1 записывается зашифрованное публичным ключом «ключ 2» волеизъявление избирателя и хэш голоса избирателя. Хэш образуется из зашифрованного волеизъявления и подписи избирателя. Наличие БД2 не было предусмотрено нормативными правовыми актами и не было предметом широкой общественной дискуссии вплоть до завершения голосования. В течение дней голосования выгрузка из «публичного блокчейна» помещается в интернет раз в полчаса. Блокчейн содержит, помимо хэшей голосования, также хэши, которые приводят к ошибке, если из блокчейна будет удалена какая-либо информация.
Приватный тайный «блокчейн» в общий доступ не выкладывается. Его полная структура неизвестна. Система предусматривает возможность изменить свой голос до конца голосования в течение 24 часов с его подачи, не чаще 1 раза в 3 часа. Транзакция «выдача бюллетеня» при этом не осуществляется заново. Акты голосования и переголосования записываются в БД1 и БД2 так, что по самой записи невозможно определить, является ли запись голосованием или переголосованием. По окончании голосования приватным ключом — 2 хранившимся в разделенном виде в том числе у СМИ и наблюдателей расшифровывается волеизъявление в «публичном блокчейне». По публичному блокчейну производится суммирование голосов, в котором участвуют только «последние голоса». Таким образом, утверждение, что результаты голосования устанавливаются на основе использования блокчейна и не могут быть изменены в результате постороннего вмешательства, не соответствует действительности. Результаты голосования вообще не могут быть установлены без использования второго, «тайного» блокчейна, который в силу своей непубличности не является блокчейном.
Между тем нормы «Порядка ДЭГ» существенно до неузнаваемости изменили правовой режим «ящика для голосования», бюллетеня, участка для голосования и правовой статус избирательной комиссии и общественных контролеров. Правовой режим «ящика для голосования» и бюллетеня ДЭГ Из «Порядка ДЭГ» следует, что в отношении ДЭГ был нормативно отрегулирован в лучшем случае user-end пользовательская сторона , но не back-end программного обеспечения и не «железо» серверы и т. Ни одним нормативным документом не было предписано использование какого-либо конкретного программного обеспечения, или даже — в более общих терминах — использование конкретных структур данных и алгоритмов. Поэтому теоретически оно могло быть заменено в любой момент что и случилось: публиковавшийся ДИТ Москвы код предполагал переголосование допустимым в течение календарных суток, а на деле запускался код, допускавший переголосование в течение 24 часов с момента голосования. Главной особенностью московского ДЭГ стало использование схемы с двумя «блокчейнами» — «публичным» и «тайным». Причем без тайного «блокчейна» подсчет голосов невозможен. Публичный блокчейн при некоторых условиях синхронная публикация в интернете, задокументированная возможность проверки своего голоса мог бы приблизиться к режиму оффлайн-ящика для голосования наблюдаемость и проверяемость учета голосов, анонимность [10]. А вот тайный блокчейн исключает контроль со стороны наблюдателей и членов избирательной комиссии.
Наконец, обещается «невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления».
На бумаге все это выглядит гладко, и у граждан не должно вызывать опасений… но гладко это, как в поговорке: только на бумаге. Напомним, что на выборах 2021 года ДЭГ вызвало шквал критики как непрозрачное и неподконтрольное для независимых наблюдателей и оппозиционных кандидатов и ведущее при этом к, мягко говоря, странным результатам. Так, в Москве в восьми думских округах из пятнадцати по итогам голосования на обычных избирательных участках побеждали оппозиционеры: как, например, «яблочник», депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. А когда к бумажным результатам добавили электронные — все перевернулось, и выиграли сплошь провластные кандидаты при этом Митрохин, уверенно побеждавший на «бумажных участках», уступил поддерживаемому властью члену ОНФ Олегу Леонову, несравнимо меньше известному москвичам. Движение «Голос», объявленное иностранным агентом, дало на законопроект Вяткина — Ламейкина разгромный отзыв, констатируя: он «закладывает основу для непрозрачного и недоступного для проверок внедрения и применения систем ДЭГ». С этим трудно не согласиться: сколь не играй словами «аутентификация», «анонимизация», «зашифрование» и «расшифрование», ДЭГ не обеспечивает тайны голосования, не дает никаких гарантий того, что все его участники существуют в реальности а не являются ботами, сгенерированными теми, кто имеет доступ к системе , и не допускает никакого общественного контроля за ходом и подведением итогов голосования. Более того, нет никакой уверенности в том, что система не подвержена внешнему воздействию в целях изменения результатов голосования на нужные властям. Проще говоря, кто поручится, что органы власти, контролирующие ГАС «Выборы» и прочие «государственные информационные системы», не могут «подправить» результаты ДЭГ? Ведь схватить их за руку при воровстве голосов или их «вбрасывании» практически невозможно.
Это значит, что нарушается главная гарантия избирательных прав — уверенность в том, что результаты выборов будут соответствовать воле избирателей. Да, эта гарантия сейчас не обеспечивается и бумажным голосованием — относительно подконтрольным и прозрачным.
В 2020 году ДЭГ применялось в Москве дважды: летом 2020 на голосовании по поправкам к Конституции; осенью 2020 на муниципальных довыборах. Проголосовать можно было на портале mos. Столичная платформа использовалась также на онлайн-голосовании по Конституции в Нижегородской области летом 2020. В ходе Единого дня голосования в сентябре 2022 года дистанционно можно было проголосовать в 8 регионах России. Можно ли фальсифицировать ДЭГ?
В основе ДЭГ лежит сложная криптографическая система, элементы которой обсуждались и разрабатывались математиками мирового уровня ещё с середины 1980-х годов. Она построена так, чтобы гарантировать тайну голосования и одновременно не дать возможность незаметно фальсифицировать результаты — любая попытка вмешательства в хранящиеся в системе данные, то есть заполненные бюллетени, неизбежно приведёт к появлению артефактов, скрыть которые невозможно. Математика — точная наука, выполнение её законов не зависит от внимательности наблюдателей или хитрости злоумышленников. И хотя ДЭГ применяется в России уже пять лет, до сих пор не было представлено ни одного даже теоретического способа фальсификации бюллетеней или результатов, который не оставлял бы однозначных следов. В ходе недавнего эксперимента эксперты Координационного совета Общественной палаты РФ демонстрировали, как можно попытаться удалить из системы всего один бюллетень или изменить его содержимое — эти попытки были мгновенно обнаружены специальными утилитами, которые сообщили, что результаты голосования более не соответствуют имеющемуся комплекту бюллетеней. Наконец, в ДЭГ каждый избиратель может самостоятельно проверить не только тот факт, что его бюллетень хранится в блокчейне — но и что он не был никем изменён. Для этого достаточно сверить электронную подпись, которой каждый бюллетень заверяется после заполнения избирателем и до отправки в блокчейн.
Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании? Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории — дистанционных и очных. Очные наблюдатели обязаны иметь на руках направление, работать будут строго по очереди и подчиняться всем прочим требованиям для наблюдателей. Их могут назначать кандидаты, доверенные лица кандидатов, партий, которые выдвинули кандидатов, региональные отделения этих партий, а также Общественная палата РФ либо региональные общественные палаты. Те, кто имеет право назначить наблюдателей, заходят на портал наблюдения с 4 по 10 марта, логинятся через Госуслуги и там же направляют приглашение будущему цифровому дистанционному наблюдателю. После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо.
Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет.
Выборы президента России решено впервые провести с использованием онлайн-голосования
Главная» Новости» Стать наблюдателем на выборах президента 2024г от партии. Пока ДЭГ на президентских выборах работает только в Москве и 28 других регионах. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) «ЕдРо» переводит из экспериментального формата в постоянно повсеместно действующий в РФ на выборах всех уровней. Еще одно преимущество ДЭГ — это отсутствие человеческого фактора в процессе организации выборов и подсчета голосов. В соответствии с порядком дистанционного электронного голосования на президентских выборах дистанционные наблюдатели не имеют права находиться в территориальной избирательной комиссии ДЭГ, но могут работать с порталом наблюдения. С 15 по 17 ноября 2023 года действительно будет проходить тестовое дистанционное электронное голосование (ДЭГ).
Все точки над ДЭГ: плюсы и минусы электронного голосования
Введение единой процедуры для всей страны и делегирование части ответственности из центра на региональный уровень должно помочь этого избежать. К слову, процедурная и техническая унификация пока задерживается. Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова, Москва проведёт онлайн-голосование на собственной платформе, а остальные 24 субъекта воспользуются федеральным ресурсом. В этой статистике кроются в том числе минусы высокотехнологичного волеизъявления. Внедрение ДЭГ оказалось дорогостоящим и сложным с организационной точки зрения мероприятием. Она пояснила, что для одобрения дистанционного голосования регионы должны выполнить определённые нормативы по охвату качественной интернет-связью и доле населения, пользующейся порталом госуслуг.
Кроме того, как и любой сервис, связанный с всемирной сетью, ДЭГ не застрахован от рисков кибератак и несанкционированного вмешательства в его деятельность. О том, что подобные угрозы будут возрастать по мере приближения единого дня голосований, рассказал председатель «Независимого общественного мониторинга», член СПЧ Александр Брод. Речь может идти и о точечных вмешательствах, направленных на подмену реальных голосов, и о попытках вывести из строя всю систему. Вряд ли кто-либо со стопроцентной уверенностью возьмётся утверждать, что все атаки точно будут отбиты, а значит под определённым давлением оказывается легитимность всего избирательного процесса. Очевидно, взвесив все за и против, несколько регионов самостоятельно отозвали свои заявки на проведение ДЭГ.
В итоге Центризбиркому не пришлось отказывать никому из оставшихся претендентов.
Очевидно, нет. Ещё Черчилль отметил, что демократия — худшая форма правления, если не считать всех остальных, испробованных человечеством. Вопрос в том, какими средствами можно улучшить существующую систему голосования, снизив вероятность и масштаб фальсификаций в ней. Например, в случае бумажного голосования таким средством могут стать КОИБы комплексы обработки избирательных бюллетеней , подсчитывающие бюллетени в момент их подачи избирателем и тем самым пресекающие постфактумные манипуляции с ними. Да, вопрос доверия к ним — тоже больной см.
То же самое касается и ДЭГ. Главный вопрос не в том, что в Википедии описана реализация сферического ДЭГ в вакууме — вопрос в том, можно ли техническими средствами построить достаточно надёжную систему ДЭГ в реальном мире. Ослепление избирателя: обеспечение тайны голосования без двух независимых агентств В Эстонии на данную проблему, как мы выяснили ранее, попросту забили: там избиратель подписывает бюллетень секретной частью ключевой пары, публичная часть которой государству известна и с конкретным физлицом сопоставлена. Потом, уже после завершения голосования, эта подпись уничтожается. В принципе, это всё равно, что вместо записи в книгу избирателей на обычном голосовании прятать свой бюллетень в конверт с ФИО, паспортными данными и подписью — и в таком виде в урну и бросать собственно, аналогия и взята с эстонских государственных порталов. В России, где уровень доверия к выборам и комиссиям и так крайне низок, так вряд ли бы получилось.
Поэтому в российском ДЭГ был использован значительно более сложный механизм, именуемый « слепой подписью », смысл которого в том, чтобы в двух агентствах — неважно, независимы они или нет — попросту не существовало бы единого признака, по которому они могли бы сопоставить избирателя и его бюллетень. Если пытаться изложить это максимально кратко, схема выглядит так: Избиратель заходит на сайт голосования и авторизуется через ЕСИА в простонародье «Госуслуги», но мы-то с вами знаем, что это разные системы. Система ДЭГ, получив из ЕСИА данные учётной записи избирателя, проверяет, есть ли он в книге избирателей, и выдаёт бюллетени, соответствующие выборам, проходящим по его месту жительства. На бюллетенях нет никаких идентификационных признаков, они одинаковы до последнего бита у всех избирателей. На устройстве избирателя код выполняется в браузере генерируется ключевая пара — секретный и публичный ключ. Назовём публичный ключ K, а секретный — S.
Публичный ключ маскируется — например, домножается на какое-то случайное, также только что сгенерированное, число. Одновременно сервер передаёт на смартфон избирателя свой публичный ключ голосования одинаковый для всех избирателей. Заполненный бюллетень на устройстве избирателя шифруется публичным ключом голосования и подписывается секретным ключом избирателя S. Зашифрованный и подписанный бюллетень отправляется на сервер приёма бюллетеней, к нему прикладывается публичный ключ избирателя K и полученная в пункте 9 подпись этого ключа С. Так как публичный ключ избирателя был создан на его устройстве при получении бюллетеня «с нуля», то сервер приёма бюллетеней ничего о нём не знает — однако может проверить его подпись C, а после этого — проверить, что бюллетень действительно подписан секретной частью этого же ключа. Если на оба пункта ответ положительный — значит, бюллетень был выдан настоящему избирателю той частью системы, которая ещё знала ФИО этого избирателя.
Система отправляет бюллетень на хранение в блокчейн. В этой схеме нет ни одного признака, который присутствовал бы одновременно на сервере, выдающем пустые бюллетени, и сервере, принимающем заполненные бюллетени, и позволил бы установить соответствие между бюллетенем и физлицом, его заполнявшим. Обратите также внимание: анонимизация, по сути, происходит на устройстве пользователя, большая часть алгоритмов выполняется в его браузере, то есть, их код и состав отправляемых на сервера данных может проверить любой желающий. Соответственно, даже без знания серверной части кода можно с достаточной уверенностью судить о том, корректно или некорректно реализована эта схема.
Впрочем, все проблемы удалось решить оперативно, на процесс голосования они не повлияли. В итоге ДЭГ воспользовалось более миллиона граждан. Смартфон вместо кассы.
В России появился новый законный способ приёма платежей 19 августа "Ростелеком" отчитался о создании для ЦИК России усовершенствованного ПО, в основу которого легла система децентрализованного шифрования блокчейн. Вскоре стало известно о проведении технического тестирования ДЭГ, в котором участвовало 30 тысяч человек. Процесс полностью повторял все этапы предстоящего голосования на довыборах в Госдуму в Курской и Ярославской областях пройдёт 11—13 сентября : регистрация заявки, авторизация и идентификация с помощью "Госуслуг", голосование, подсчёт голосов. Тестирование прошло успешно. Обошлось без сбоев, но в то же время удалось выявить потенциально слабые места системы, а именно использование избирателями устаревших браузеров, оптимизация под смартфоны, СМС-рассылка. Отдельно подчёркивается скорость подсчёта голосов — менее минуты. Жители Курской и Ярославской областей голосовали за местные достопримечательности.
От первого субъекта в онлайн-голосовании участвовало 2233 человека, от второго — 1135. Также систему протестировали 222 члена экспертного сообщества — они выбирали лучшее место отдыха в России. Следующий этап подразумевает более масштабное использование ДЭГ. Он, повторимся, пройдёт с 11 по 13 сентября на дополнительных выборах в Госдуму в тех же Курской и Ярославской областях. Чтобы проголосовать онлайн, жителям этих регионов необходимо до 8 сентября подать заявку на онлайн-голосование через портал госуслуг. По данным Минкомсвязи, на 31 августа заявки оформило более 15 тысяч граждан. Это первый опыт национального масштаба с использованием всей цифровой инфраструктуры на федеральных выборах.
ЦИК России сформирована территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования на период проведения выборов Президента РФ. В ее состав вошли 12 человек от политических партий и общественных палат. Москвичи смогут воспользоваться этой услугой на портале mos.
Как расширение ДЭГ отразится на избирательном процессе и какие сложности предстоит преодолеть
Грозит ли России новый кризис Студентов — в наблюдатели В Общественной палате действует координационный совет наблюдения за выборами, который в этом году будет работать в расширенном составе, рассказал член ОП Максим Григорьев. Помимо него, сопредседателями этого объединения стали член президентского Совета по правам человека Александр Точенов и председатель территориальной избирательной комиссии ДЭГ Олег Артамонов. Члены СПЧ в преддверии единого дня голосования совершают поездки по регионам. Одно из первых предложений, которое они считают необходимым обсудить и, возможно, закрепить нормативно, — допуск студентов к наблюдению за выборами. В большинстве регионов сентябрьское голосование будет проходить три дня, напомнил Александр Точенов.
Из них один, а то и два для студентов — учебные, то есть молодые люди должны посещать занятия. Выборные дни — не только учебные для студентов, но и рабочие для членов избирательных комиссий, среди которых немало учителей. У педагогов в сентябре начинается учебный год, забот и без электоральных процедур хватает, поэтому нужно организовать процедуру голосования так, чтобы члены УИК работали спокойно и в комфортных условиях, предложил представитель ЛДПР Владимир Костин.
Они вправе присутствовать в Общественной палате России, в территориальной избирательной комиссии, наблюдать за ее работой, получать копии протоколов и знакомиться со списками участников онлайн-выборов. Списки наблюдателей следует направить в территориальную избирательную комиссию ДЭГ не позднее чем за три дня до голосования. За ДЭГ можно будет наблюдать также на портале для голосования. Таких контролеров назначат зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, политические партии, выдвинувшие своих представителей на пост президента, региональные отделения партий, избиркомы регионов, общественные палаты разных уровней, пишет издание. История применения электронного голосования в России Первое применение ДЭГ в Москве в 2019 году Впервые дистанционное электронное голосование было применено в единый день голосования, 8 сентября 2019 года, в Москве — тогда выбирали депутатов городской думы. Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года оба документа называются одинаково — "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва". По данным ЦИК, возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тысячи избирателей из 11,2 тысячи, подавших заявления. Принятие поправок в законодательство 23 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены поправки в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года. Документ разрешил использовать дистанционное электронное голосование при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве". Позднее, 19 мая 2021 года, в столице был принят закон "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году". Дистанционное электронное голосование в 2020 году Во время голосования по принятию изменений в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, дистанционное электронное голосование по решению Центризбиркома проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области. Дистанционное электронное голосование на выборах в Госдуму в 2021 году В 2021 году дистанционное электронное голосование впервые применялось на выборах в Государственную думу, которые проходили с 17 по 19 сентября. Электронное голосование проводилось в семи субъектах Федерации: городах Москве и Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях. Все избиратели — участники ДЭГ должны были быть зарегистрированы на портале госуслуг с подтвержденной учетной записью. Закон 2022 года о единых правилах проведения дистанционного электронного голосования 11 марта 2022 года Госдума приняла законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который касается в том числе единых правил применения на выборах и референдумах дистанционного электронного голосования.
Как сообщили «Октагону» несколько близких к внутриполитическому блоку источников, в текущем году к действующим KPI глав предвыборных территорий добавятся ещё три: показатель явки на ДЭГ, качество итогов электронного голосования и уровень доверия населения к полученным результатам. Важность перечисленных критериев обосновывается эффективностью подготовки к президентским выборам 2024 года, на которых дистанционное голосование должно стать основным инструментом. Ожидается, что представители Запада попытаются заявить о фальсификации итогов выборов и спровоцировать рост протестных настроений внутри страны. Этому можно противопоставить только консолидацию общества вокруг избранной власти. Конкретные плановые показатели для кампании 2023 года до предвыборных администраторов на территориях пока не доведены. Ожидается, что необходимые указания ответственные за внутреннюю политику вице-губернаторы получат на стартовавших в Администрации президента консультациях. Источники «Октагона» считают, что каждому региону выдадут свои вводные. Однако одна из процедур обещает стать общей для всех: в регионах пройдут соцопросы, на которых будет фиксироваться уровень доверия к результатам ДЭГ. Доля не ставящих их под сомнение респондентов должна быть минимум на 30 процентов выше, чем доля сомневающихся. Паника и перекладывание ответственности Опрошенные «Октагоном» региональные политтехнологи заявили, что на местах царит «лёгкая паника», вызванная непониманием методов мобилизации на ДЭГ и опасением, что его результаты могут стать неожиданными. Предвыборные администраторы пытаются перенести ответственность за использование админресурса на нижестоящих чиновников и самих кандидатов. Например, в Екатеринбурге на встречах с представителями «Единой России» звучит предупреждение, что органы власти обеспечат своим кандидатам не более 30 процентов от необходимого для победы числа голосов. В ходе предыдущих кампаний этот показатель достигал 50—70 процентов. И туманно представляют себе современные цифровые технологии. Звучала идея отправить к избирателям волонтёров с планшетами в руках, но она была отвергнута как фантастическая, — поясняет «Октагону» один из региональных политтехнологов. По мнению экспертов, сотрудники районных администраций туманно представляют себе цифровые технологии.
После расшифровки голосов он также может получить данные о результатах дистанционного электронного голосования. Согласно данным портала, такой же порядок наблюдения за ДЭГ Центризбирком намерен распространить на выборы, которые пройдут в рамках единого дня голосования 8 сентября. По словам сопредседателя корсовета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием, IT-эксперта Олега Артамонова, развитие нормативно-правовой базы ДЭГ продолжается, и оно идёт поступательно, небольшими шагами: новшества обсуждаются экспертами, обкатываются на практике и после этого закрепляются в законодательстве. Эта практика хорошо себя зарекомендовала на выборах президента России, упростив работу и избирательной комиссии, и самих наблюдателей; теперь она закрепляется в Положении о порядке ДЭГ и на единый день голосования», — приводит портал слова Артамонова. Он также отметил, что такое поступательное движение является наиболее правильным порядком широкого внедрения дистанционного электронного голосования, позволяющим, с одной стороны, избежать трудно исправимых ошибок, а с другой — не дать такому голосованию увязнуть в нормативно-правовой базе, не учитывающей специфику именно электронного голосования. Как передавало ИА Регнум, председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что более 20 российских регионов подали заявки в Центральную избирательную комиссию на применение дистанционного электронного голосования в ходе сентябрьских выборов. Памфилова добавила, что количество регионов может возрасти. ЦИК продолжит принимать такие заявления до июня, затем примут решение по организации ДЭГ в ряде субъектов в единый день голосования в 2024 году. На прошедшем в 2023 году едином дне голосования дистанционное голосование применили в 25 российских регионах.
Эксперт: ДЭГ максимально способствует участию избирателей в выборах
– ДЭГ – это способ проголосовать на выборах, не тратя дополнительное время на посещение избирательного участка. В нынешнем мире, где все больше стран переходят к электоральным демократиям актуальна проблема явки на выборах и соответствия результатов реальной жизни, поэтому во многих странах развивается электронное или дистанционное голосование. – ДЭГ – это способ проголосовать на выборах, не тратя дополнительное время на посещение избирательного участка. С 15 по 17 ноября 2023 года действительно будет проходить тестовое дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Доказав ее прочность, специалисты будут использовать ДЭГ в этом году на выборах в 24 регионах, а в следующем — уже в 30. Однако, на выборах губернатора Подмосковья для волеизъявления у избирателей будет трое суток: с 8 по 11 сентября включительно.
Что такое электронное голосование?
- Дистанция огромного масштаба. Как устроено электронное голосование в России
- Содержание
- Эксперт: ДЭГ максимально способствует участию избирателей в выборах – Москва 24, 07.08.2023
- Как работает дистанционное электронное голосование
- Роман Старовойт подписал ряд принятых Курской обла...
Выборы через смартфон: Пять вопросов о дистанционном голосовании
При этом вам доступны электронные бюллетени по единому округу и одномандатным округам на всех уровнях выборов, которые проходят на территории, где вы зарегистрированы по месту жительства в регионе. Механизм «Мобильный избиратель» — это голосование на том участке, который указываете в заявлении о включении в список избирателей по месту нахождения. Актуально для тех, кто 17, 18 и 19 сентября будет находиться не по месту регистрации. Заявления для «Мобильного избирателя» принимаются до 13 сентября включительно. Возможность проголосовать на избирательном участке по месту нахождения есть только на выборах в Госдуму на территории страны и Курскую областную думу на территории региона. Если подаете заявление о голосовании по месту нахождения в рамках «Мобильного избирателя» и выезжаете за пределы своего одномандатного округа, то можете отдать голос только за партию, то есть по единому округу, на выборах в Госдуму и Облдуму.
Среди них - 13 регионов, где запланированы выборы высших должностных лиц и законодательных собраний. Такого количества заявок на онлайн-голосование не было никогда", - сказал зампред Ц ИК России на встрече с членами региональной и молодежных избирательных комиссий Рязанской области. Как отмечается в сообщении комиссии, "Бу лаев в ыразил уверенность, что дистанционное электронное голосование будет применяться и на выборах президента России в марте 2024 года".
Рассказываем, как проходил эксперимент с первым электронным голосованием в России, и какие риски нас ждут в будущем. Расследование подготовлено командой экспертов во главе с Романом Юнеманом Скачать доклад Что такое дистанционное электронное голосование 8 сентября 2019 года в России прошёл эксперимент — впервые на выборах граждане голосовали удалённо, со своих компьютеров и гаджетов. Инициаторами внедрения электронного голосования выступили московские власти и глава общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Эксперимент технически провалился — оборудование не выдержало нагрузки, система не функционировала треть времени. Сотрудники мэрии Москвы вручную вмешивались в работу системы и останавливали блокчейн, а после выборов утекли персональные данные избирателей.
Повлияет ли такая форма выборов на явку? Думаю, что на реальную явку не повлияет. Те, кто на выборы не ходил, тот и в компьютер не пойдет. В попытке же привлечь молодежь велика вероятность растерять возрастной электорат, который с трудом адаптируется к техническим новинкам. Да и компьютеры не у всех есть. Если по умолчанию, то, думаю, цифровизация будет воспринята равнодушно, по принципу «хуже не будет». В выборы как институт уже давно никто не верит из-за разочарований, постигших новосибирцев по поводу деятельности избранных ими мэров и губернаторов. Другое дело, что эта точка зрения ошибочная. Если взламывают базы Пентагона, то взлом информационного банка какой-то региональной избирательной комиссии — это задача для третьекурсника СибГУТИ. Контроль со стороны народа в процессе формирования региональных элит может быть утрачен полностью. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе фантасмагорического характера, что и не снилось нашим мудрецам. Мне кажется, в этой ситуации уместен осторожный подход: дистанционное голосование должно быть дублировано голосованием какой-то небольшой, но репрезентативной группы. Скажем, предоставить это право работодателям — руководителям предприятий, где занято девять и более человек. Это «экспертное» голосование, которое не может иметь законной силы, но оно может выступать в роли индикатора законности проведенного цифрового голосования. Сильное расхождение может стать основанием для запуска процедуры опротестования результатов выборов. Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области: — Новые информационные технологии уже давно прочно вошли в нашу жизнь, а сервис «Госуслуги» очень облегчает и помогает экономить время на обращения в государственные органы. В случае, если на «Госуслугах» появится новый сервис в виде электронного голосования, то это может повлиять на существенное увеличение количества избирателей, принимающих участие в выборах. Думаю, что со мной согласятся многие. Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования.