В знак своего душевного расположения однажды Святейший привез в Угрешскую обитель Иверскую икону Божией Матери, которая сегодня находится в Успенском храме. 25 февраля, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Смоленском соборе. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с века была и остается самой чтимой московской вует легенда, что во время иконоборческих.
Иверская икона Божией Матери
Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву. Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно? Нет, и краткое осенение небесное может быть очень полезно человеку. Ведь как часто человек с одними мыслями входит в храм, с другими выходит! Нужно ли вспоминать про преподобную Марию Египетскую, которая в Иерусалим ехала с намерением соблазнять богомольцев блудными желаниями, а потом, воззрев на икону Пресвятой Богородицы на стене храма, возвратилась величайшей подвижницей, явила пример покаяния и спасения из бездны крайней гибели для всех времен и родов христианских?
Так и у иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило! Лекарство не в малых ли дозах применяется, а целительное действие обнаруживает во всем теле? Так будем и мы, братие, опаляемые зноем страстей житейских или плавая по морю житейскому, шествуя в «пустыне страстей», чаще воспринимать благодатное осенение от иконы Божией Матери, как бы Израиль от столпа огненного в пустыне; это осенение охранит нас от многих погибельных заблуждений жизни. И хотя сердце наше часто жестоко для Бога и непокорно Ему, как сердце ветхозаветного Израиля, но все же «рукою крепкою» и нас благая Вратарница может отвести от многих путей погибели и приблизить к раю, как Израиля приближала ведущая его десница Божия к земле обетованной.
Слева — Иверский Валдайский монастырь, справа — список Иверской Богородицы, находящийся в этом монастыре Валдайский монастырь — одно из любимых детищ патриарха Никона. Именно по его инициативе на русской земле появилась обитель, являющаяся практически полной копией афонского Иверского монастыря. Известна и Моздокская Иверская икона, способная, подобно оригиналу, самостоятельно выбирать место пребывания. Во время переселения осетин она внезапно стала настолько тяжелой, что несколько мужчин не смогли ее поднять. Пришлось отдать ее в ближайший храм в Моздоке. Ныне эта икона является защитницей Северного Кавказа и Донских земель. Монреальская Иверская икона Божией Матери была списана с оригинала в 1981 году. Практически сразу же она замироточила и начала являть чудеса. К сожалению, в 1997 году хранитель иконы, возивший ее по миру, погиб, а чудесный образ исчез при невыясненных обстоятельствах. Почитаемые списки Иверской иконы есть во многих городах мира. Один есть даже в православном приходе на Гавайях. Причем он даже мироточит! Значение Иверской иконы Божьей Матери Богородица почитается как защитница всего человечества, но на Руси ее чтят особенно глубоко и трепетно. В лихие времена она спасала русские земли от множества несчастий: вражеских нашествий, пожаров, эпидемий, голода, стихийных бедствий. Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. Помимо этого, она стоит на страже южных границ России, охраняя их от потенциальных захватчиков. Образ Богородицы напоминает нам, что для каждого открыта дорога в Царствие Небесное. Даже очень грешный человек может рассчитывать на прощение, особенно если он искренне раскается и искупит вину праведными поступками. Иконография Иверская Богородица относится к каноническому типу Одигитрия, то есть, Путеводительница. Однако в ней имеются и характерные черты иконографии Елеуса «Умиление» , что выражается в максимально близком расположении фигур Богоматери и ее Божественного сына, а также их склоненных друг к другу головах. Мать держит сына на согнутой левой руке, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Сын восседает на деснице матери, словно на троне, правой рукой благословляя Богородицу, а в левой держа свиток с Евангелием. Среди характерных черт, присущих именно этому изводу, можно отметить крупные и выразительные черты ликов, а также «рану» на лице Богородицы, сочащуюся кровью. Это след от того самого копья святотатца. Еще в XVI столетии грузинские мастера изготовили для Иверской Богоматери роскошный серебряный оклад с позолотой и драгоценными камнями. Он покрывает практически всю площадь иконы, оставляя доступными взору лишь лики Богоматери и Спасителя. В чем помогает Вратарница Богородице молятся о самом сокровенном, высказывая все наболевшее на душе. Чаще всего икону просят об: Утешении. Искренняя молитва помогает вернуть душевное равновесие после самых суровых испытаний и потери близких людей. Можно снять с души тяжкий груз и научиться жить дальше. Божья Матерь помогает в исцелении недугов и серьезных зависимостей наркотической, алкогольной, игровой и так далее. Документально зафиксированы случаи исцеления от слепоты и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Богоматерь Вратарница встает на стражу дома и домочадцев. Она охраняет жилища прихожан от стихийных бедствий, воров, злонамеренных гостей и прочих несчастий.
Иверская икона Божией Матери: история и чудеса православной святыни 22:43, 24. Одной из жемчужин духовного и исторического христианского наследия является Иверский образ Богородицы 25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь — Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы. Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить.
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Центра подготовки церковных специалистов Выксунской епархии под руководством Дениса Свистунова. Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, епископ Илия поблагодарил Пресвятую Богородицу за возможность помолиться в этот день в святой обители, передал от митрополита Георгия поздравление с престольным праздником и пожелал мира, скорейшего восстановления и процветания монастырю. По окончании богослужения епископ Илия и священнослужители возложили цветы к могиле схимонахини Дарии Меркуловой — матери прп.
Народные приметы на День Иверской иконы Божией матери. Почему 25 февраля нужно покаяться
Сегодня, 25 февраля по новому стилю, один из дней, когда православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой. день памяти Иверской иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери Иверская Празднование 25 февраля
Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. любимого образа царей и простого народа. 25 февраля в Иверском монастыре г. Самара прошло праздничное Богослужение. Накануне праздника, в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» было совершено Всенощное бдение. «Иверская икона Божьей матери почти сразу стала чудотворной, – рассказал у иконописец Владимир Кобзарь. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери. Об иконе рассказывает священник Андрей Григорьев.
25 февраля — празднование Иверской Иконы Божией Матери
Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне.
Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая! Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.
Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет. Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.
По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного.
Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды.
Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.
Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.
В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх , обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию.
Павловский Посад, апрель 2010. Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее. По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай.
Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам. Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь после революции икона бесследно исчезла. Иверская икона Божией Матери.
По приметам, везения не будет и все закончится полным провалом Не стоит надевать старые вещи, потому что они притягивают проблемы. Лучше не отправляться в дальнюю дорогу, так как в пути могут случиться неприятности Не разрешалось делать подарки — это к беде, но можно их «выкупить» за несколько монет Нельзя переходить дорогу похоронной процессии, иначе в дом придут болезни и горе Нельзя на ночь считать деньги, отдавать долги и смотреться в зеркало. Это сулит большие беды Народные приметы 25 февраля на погоду По приметам считалось, чем холоднее 25 февраля, тем теплее будет март Туман по земле стелется — лето будет холодным и сырым Мороз ударил — весна будет ранней и теплой Птицы клювы под крылья прячут — быть стуже Вьюга налетела — летом будут часто идти дожди Корова хвост на спину закинула — жди ветра Иней деревья покрыл — к оттепели Праздники 25 февраля Национальный день Кувейта — установлен в честь создания независимого от британского протектората государства Кувейт и коронации эмира Кувейта Абдаллы ас-Салема ас-Сабаха 25 февраля 1961 года. Из истории Кувейта известно, что в 1897 году шейх Кувейта попросил помощи у Британии, чтобы защититься от вторжения Османской империи, а 23 января 1899 года Кувейт и Британия заключили договор, согласно которому Британия брала обязательство контролировать внешнюю политику и безопасность Кувейта. Кроме того, королевская семья также переходила на содержание Британии Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери — 25 февраля по новому стилю — один из дней, когда православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Оригинал образа находится в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Согласно преданию, икону написал евангелист Лука, сподвижник апостола Павла.
А 25 февраля празднуется день обретения Иверской иконы Божьей матери — в этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ Апокриес — масленица в Греции — дата события уникальна для каждого года. В 2024 году эта дата — 25 февраля. В наши дни карнавал похож на все другие карнавалы. Каждый год в феврале в Греции проходит трехнедельный карнавал — Греческая масленица!
Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками. Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым.
Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится.
Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые». В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля.
Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела. Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную. Однако все возвращается на круги своя. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.
В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист. На следующий день, 26 октября 13-го по старому стилю , крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.
Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни. Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха.
25 февраля - день Иверской иконы Божией матери, Алексеев день
Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой горе была основана Иверская обитель. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде, однако при приближении иноков икона удалялась. После молебна о даровании монастырю святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин память 12 июля , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, поэтому святая икона еще называется Портаитиссой или Вратарницей.
И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые». В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная.
Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела. Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках.
Иверская икона Божией Матери или Вратарница Иверской икона Богородицы называется в честь одноименного монастыря на Святой горе Афон, в котором неотлучно пребывает с начала XI века. Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее пребывания над монастырскими воротами Иверского монастыря в древности грузинское царство называлось Иверией. В IX веке святой образ находился у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом христианки, чтобы найти и уничтожить запрещенные святыни. Когда один из воинов копьем ударил в икону, из пораженного места, где был изображен лик Богородицы, тотчас потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду.
Левой рукой она держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория, зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери. На правой щеке Божией Матери видна рана, из которой сочится кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону. Голова Спасителя приподнята, и лицо немного повернуто к Богоматери, склонившей к Нему голову. Правая рука младенца Иисуса вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом. В левой он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Икона в начале XVI века была украшена чеканным окладом из серебра с позолотой, сделанным грузинскими мастерами, о чем свидетельствует запись на языке изготовителя. Оклад оставляет открытыми только лики Богоматери и Младенца. В чем помогает Иверская икона — о чем молятся Божией Матери 57 Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. Она стала щитом для всех, кто день и ночь молиться на Святой горе за всех людей. Иверская икона проявляет самые разные действия Богородицы в земных пределах — Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков. Она помогает людям, которые раскаялись в своих грехах. Иверская икона помогает найти в себе силы и правильный путь к светлому будущему. Ей также молятся об избавлении от разных недугов и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли и хорошем урожае, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, а также при разных при тяжелых обстоятельствах. Икону стоит держать в доме возле входа, поскольку второе название этого образа — «Вратарница» и тем самым получить прекрасную защиту от различных неприятностей. Что можно делать 25 февраля На Руси этот день называли Мелетий и Алексий — в честь святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского 381 и святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, чья память совершается сегодня. В старину именно в эту дату на мороз выносили семена для посева, потому что верили, что промороженные семена дадут крепкие и здоровые растения и урожай будет больше. Выносили на мороз также лен и пряжу, чтобы нитки были белые и прочные, а одежда, сделанная из такой пряжи, прослужит очень долго.
25 февраля – празднование Иверской иконы Божией Матери (IX). История. Видео
ее иконы, им Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ПРАЗДНИК ДНЯ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 февраля 2023 года в 1:32, длительностью 00:02:57, на видеохостинге RUTUBE. 25 (12) февраля православная церковь совершает празднование в честь чудотворной Иверской иконы Божией Матери. 25 февраля – день Иверской иконы Божией Матери, Престольный Праздник нашего Храма. Наконец Божия Матерь явилась преподобному Иоанну, настоятелю Иверской обители, и сказала, что лишь старец Гавриил может взять из моря образ.
25 февраля день памяти Иверской иконы Божией Матери
Кто не мог дойти в церковь, молился дома. Иверскую икону Божией Матери по традиции помещали возле входа, чтобы обеспечить защиту семьи от различных неприятностей. Рисунок из книги путешественника Эдварда Дэниела Кларка, 1810. Сохранился он и после принятия православия. Считалось, что на Иверскую можно очистить не только душу, но и тело, избавившись от мрачных мыслей, тяжелых болезней, сглаза и порчи.
Люди верили, что банный ритуал защитит от простуд и заболеваний, которые обычно обостряются в холодное время года. С помощью веников из березы, ольхи, дуба или крапивы пытались облегчить состояние захворавших, а заодно и прогнать нечистую силу. Что нельзя делать в день 25 февраля В прошлом баня считалась местом, где обитают темные силы. Люди верили, что нательные кресты и обереги помогут от них защитить.
Однако, чтобы не быть ошпаренным кипятком, перед походом в баню полагалось их снимать. Желая задобрить духов, люди оставляли им на ночь молоко и хлеб, кусок мыла или новый веник. Верили также, что Банник — главный дух, живущий в бане, может навлечь неприятности, связанные с кипятком или водными процедурами. Поэтому существовали запреты: Нельзя делиться планами или мечтами в бане, они не сбудутся.
Лучше просто молчать или беседовать о пустяках. Нельзя пить спиртное, иначе можно заболеть и оказаться без денег. Нельзя ссориться и сквернословить, иначе возникнут семейные проблемы. В те времена люди боялись выходить из бани лицом вперед, чтобы не получить попутного тумака от Банника.
Поэтому они двигались задом наперед. Так наши предки старались защитить себя от бед и невзгод. Весь негатив оставался в бане.
Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ.
Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды. На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами.
Перед этим вся братия монастыря триста шестьдесят пять монахов сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона. Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне.
Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете. Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы.
Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь, как из раны живого человека. Злодей, придя в ужас, пал на колени и со слезами просил у Богородицы прощения. Понимая, что чудотворный образ могут найти и уничтожить, раскаявшийся иконоборец посоветовал вдове спрятать ее. Вдова ночью отправилась на берег моря и, помолившись, пустила икону по морю — на волю Божию. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.
С тех пор прошло время. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери.
25 февраля — праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Перед этим вся братия Иверского монастыря — 365 монахов — сотворили великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Икону Божией Матери облили святой водой и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. Смешав святую воду и частицы мощей с красками, иконописец создал икону. Благополучно доставить в Россию точный список помогла сама Богородица — по преданию, у афонских иноков, которые везли икону в Москву, не хватило денег на переправу через Дунай, и тут Матерь Божия явилась богатому греку Мануилу Константиеву и велела заплатить перевозчикам-мусульманам за монахов. Торжественная процессия во главе с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом 26 октября по новому стилю 1648 года вышла навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города. В память принесения Иверской иконы в Москву в этот день было установлено ежегодное празднование.
На протяжении трех с половиной столетий с 1654-го список Иверской иконы пребывал в Новодевичьем монастыре, а после его закрытия —хранился в фондах Государственного Исторического музея. Иверская икона Богородицы была возвращена в монастырь лишь 6 мая 2012-го. Затем святыню перенесли в Успенский собор, где он пребывает по сей день. В 1656-м с Афона доставили второй список Иверской иконы — для Валдайского Иверского монастыря. Третий список Иверской иконы Божией Матери сделали уже в Москве с первого афонского образа.
Его поместили в Иверской часовне в 1669-м в Москве у Воскресенских ворот Китай-города. В 1929-м часовню уничтожили, икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне. Патриарх Алексий II в ноябре 1994-го освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. Новый список чудотворной Иверской иконы, написанный с благословения Иверского игумена, прибыл в Москву с Афона в 25 октября 1995-го. Так «Вратарница» вернулась на главные ворота.
Только однажды святыня покинула столицу — в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов. Празднования в честь Иверской иконы устраиваются трижды в году: 25 февраля — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году; 6 мая — второе обретение древнейшего московского списка иконы в 2012 году и его передача Историческим музеем Русской православной церкви ныне находится в Новодевичьем монастыре ; 26 октября — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона. Смысл и значение Иверской иконы 57 Иконография древней Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии» — одного из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом.
Характерная особенность образа - изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь. Предание сообщает: когда в Византии полным ходом шла борьба с иконами, один из воинов-иконоборцев по имени Варвар ударил копьем прямо в лик одной из икон Богородицы, и оттуда, поразив свидетелей кощунственной сцены и особенно самого Варвара, истекла кровь. Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. В Оксфорде, в Линкольн-колледже, находится древнейший греческий литературный источник, рассказывающий о появлении иконы на Афоне. Когда именно все произошло - предмет жарких споров. С точностью можно утверждать лишь то, что явилась икона афонским монахам из Иверии, то есть грузинам, отсюда первое имя образа. Второе - Вратарница - связано с тем, что изначально Иверская размещалась над вратами афонского монастыря Иверон, защищая и освящая его. Поэтому в молитве перед Иверской Богородицу называют "щитом крепким, стеной неодолимой, стражей неусыпной". В России первый список афонской святыни появился в 1648 году, в начале царствования Алексея Михайловича Романова. Тогда в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа. Его сделал для нас русский иконописец Иверского монастыря Ямвлих, по случайному совпадению, тоже Романов.
На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая! Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы. Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет. Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан. Иверская часовня у стен Московского Кремля. По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.
Эта чудотворная икона является главной святыней храма, копией образа, установленного на Воскресенских Иверских воротах в Москве. Перед этим святым образом молился священник Митрофан Сребрянский, будущий преподобноисповедник Сергий, перед отъездом на служение в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москву. Митрополит Тихон поздравил всех прихожан с праздником, а после помазал всех молящихся освященным елеем. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.