Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской восполнил недостающее — ведь почти за тысячу лет своей истории Русская Церковь, за исключением отдельных случаев, не знала мучеников за веру.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь к лику святых причислены более тысячи новых мучеников. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см.
Празднование Собора новомучеников и исповедников установлено определением Архиерейского Собора в 1992 году. Эта дата — переходящая, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуют в воскресный день, если он выпадает на 7 февраля, или в ближайшее к этой дате воскресенье. Информационный отдел Рыбинской епархии.
Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, — это следование за Христом даже тогда, несмотря ни на что. Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это все могло произойти в православной стране? Почитаниеновомученников и исповедников церкви русской должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений. И ещё один вопрос должен звучать если не вслух, то в совести: все ли мы правильно делаем сегодня?
Не ждет ли и нас очередное огненное испытание?
В январе 1918 года Союз народных комиссаров принял Декрет об отделении церкви от государства. Согласно новому закону, религиозные организации лишались права собственности и юридического лица, а церковное имущество подлежало национализации. Примерно в это же время начались репрессии против духовенства, которые продолжались до начала Великой Отечественной войны.
Антирелигиозные кампании советской власти включали в себя изъятие церковных ценностей, уничтожение храмов, монастырей, икон, запрет религиозных праздников и другие ограничения. Однако главным испытанием для православной церкви стали аресты верующих: мирян, монахов, священников, архиереев. Только с 1929 по 1933 год было арестовано около 40 тыс. Многие из них были расстреляны.
А во время массовых репрессий 1937—1938 года число арестов среди духовенства превысило 130 тыс. Из них более 85 тыс. О чем просят святого и что делают в праздник В 1992 году в память о страшных событиях начала XX века Архиерейский собор РПЦ установил празднование, посвященное всем верующим, пострадавшим в послереволюционные годы, — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены новые имена
Расстрелян 8 декабря 1937 году в Катынском лесу под Смоленском. Священномученик Николай Заболотский, пресвитер. Родился в 1876 году в городе Вязьме в семье протоиерея Николая Заболотского, служившего в Воскресенском храме. В 1910-1931 годах служил в храмах Смоленской епархии. Арестован в 1937 году в селе Некрасово Уваровского района Московской области. Расстрелян 15 декабря 1937 году на полигоне Бутово под Москвой. В Соборах святых: пострадавших в Бутово; новомучеников и исповедников Церкви Русской. Родился в 1878 году в селе Ануфриево Рузского уезда Московской губернии. В 1933? В 1937 году арестован в селе Каменка Ногинского района Московской области.
За городским кладбищем погребено более 29 священников. Два года назад на этом месте установлен памятный камень и крест, а осенью 2022 года на кресте установлена табличка с именами священников, погребенных на этом кладбище. На самом деле погибших здесь гораздо больше, но не все имена сохранились в документах и архивах. У креста ежегодно совершаются панихиды в День памяти жертв политических репрессий, на радоницу и в День памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2012 году Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил построенный в микрорайоне гидролизного храм в честь новомучеников и исповедников Российских. За небольшой срок сформировалась община. В храме регулярно совершаются богослужения, возносятся молитвы за живых и усопших.
Будучи человеком образованным, епископ Никон делал все возможное для повышения уровня образования епархиального духовенства. При посещении монастырей, архиерей всегда обращался со словами поучения к монашествующим, при визитации приходов — к духовенству и пастве. В этом докладе он рассмотрел взгляды архиепископа Никона Рождественского на проблему пьянства в России, а также его предложения по борьбе с этим народным пороком. На материалах дневника было рассмотрено становление его трезвеннических взглядов. Автор уделил особое внимание критике архиепископом Никоном Рождественским различных проектов борьбы с пьянством, которые предлагались в Государственном совете, в правительстве и различными общественными деятелями. Автор приходит к выводу, что деятельность архиепископа Никона Рождественского в трезвенническом движении имела в большой степени просветительскую направленность и практического участия в работе трезвеннических обществ архиепископ Никон Рождественский не принимал. Тем не менее его труды не остались не замеченными и публицистические статьи, обличающие пьянство, которые опубликовались в редактируемых им «Троицких листках», имели широкий общественный резонанс. Конь представил доклад «Тема ходатайства в противосектантском наследии архиепископа Никона Рождественского ». В нем было отмечено, что несмотря на большой объем противосектантской тематики в трудах архиепископа Никона, полемике с ними по теме ходатайства уделено незначительное внимание и тем не менее эти немногочисленные упоминания представляют собою интерес как для исследования развития методологии полемики, так и ее содержания. Исходя из анализа соответствующих текстов докладчиком было выявлено три аспекта раскрытия темы ходатайства — во-первых, это ходатайство Иисуса Христа как Искупителя мира, во-вторых, ходатайство святых и, в-третьих, молитвенное ходатайство друг о друге живущих христиан. Наиболее полно архиепископ Никон раскрывает смысл ходатайств святых и верных, в противовес сектантам, рассматривающих Христа как единственного в юридическом смысле ходатая перед Богом Отцом о прощении им грехов, совершенных после оправдания и на этом основании отвергающим иерархическое священство и ходатайства святых. Архиепископ Никон рассматривает обращенные к Христу молитвы святых в экклесиологическом, а не правовом, как сектанты, контексте. Молитвы верующих и святых, как он полагает, — это молитвы Церкви, и они становятся молитвой Самого Господа, как Главы Церкви и как Ходатая Новаго Завета. Вопрос о том, кому Христос приносит молитвы о прощении грехов, когда Он самовластно отпускает грехи Ин. Однако схожее мнение о ходатайстве Христа высказывает свт. Феофан Затворник, оказавший большое влияние на архиепископа Никона как богослова.
Они не предали своих друзей, родственников, близких, а порой и малоизвестных им людей. Мы ведь знаем, как предлагали мучители своим жертвам подписывать — порой не глядя — списки якобы участников тех или иных заговоров. Большинство из страдальцев отказывалось это делать, несмотря на то, что обещания палачей простирались на жизнь самих этих людей. Подпиши — и мучения прекратятся, подпиши — и мы тебя отпустим. Но рука не поднималась, и люди умирали за то, что оставались верными своему слову, чести и Христу. Почитаемые нами мученики претерпели страдания ради любви к Богу и любви к ближнему. Не будем забывать этого, почерпнем силы в их подвиге, приобретая собственный духовный опыт. Помолимся сегодня о тех, кого мы знаем и кого помним. И о тех, имена которых знает лишь Господь.
Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2025 году
Новомученики и исповедники Церкви Русской | Group on OK | Join, read, and chat on OK! | 5 февраля 2023 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это день памяти российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. |
Новомученики и исповедники Церкви Русской: путеводитель по материалам «Предания» | Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Святейшим Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным собором 1917–1918 годов. |
Самарцы отметили Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Относительно пребывания епископа Никона управляющим Вологодской епархией, следует отметить, что в виду необходимости постоянного пребывания в столице, Вологду архиерей посещал достаточно редко. Так, например, в своем отчете в Синод за 1907 год, епископ Никон отмечал, что в Петербурге находился по званию члена Государственного Совета, по выбору от монашествующего духовенства с 20 февраля по 12 апреля, с 1 мая по 20 июня, с 1 ноября по 15 декабря. Все дела о назначениях, перемещениях, постройке новых храмов, судные и бракоразводные консистория предоставляла епископу Никону по почте или с секретарем в Санкт-Петербург. Решения консистории по текущей неотложной переписке просматривалась по приезде в Вологду. Между тем, за годы пребывания на кафедре, несмотря на чрезвычайную занятость и редкие возможности пребывания в Вологде, он смог посетить даже отдаленные приходы и монастыри. Будучи человеком образованным, епископ Никон делал все возможное для повышения уровня образования епархиального духовенства. При посещении монастырей, архиерей всегда обращался со словами поучения к монашествующим, при визитации приходов — к духовенству и пастве. В этом докладе он рассмотрел взгляды архиепископа Никона Рождественского на проблему пьянства в России, а также его предложения по борьбе с этим народным пороком. На материалах дневника было рассмотрено становление его трезвеннических взглядов. Автор уделил особое внимание критике архиепископом Никоном Рождественским различных проектов борьбы с пьянством, которые предлагались в Государственном совете, в правительстве и различными общественными деятелями. Автор приходит к выводу, что деятельность архиепископа Никона Рождественского в трезвенническом движении имела в большой степени просветительскую направленность и практического участия в работе трезвеннических обществ архиепископ Никон Рождественский не принимал.
Тем не менее его труды не остались не замеченными и публицистические статьи, обличающие пьянство, которые опубликовались в редактируемых им «Троицких листках», имели широкий общественный резонанс. Конь представил доклад «Тема ходатайства в противосектантском наследии архиепископа Никона Рождественского ». В нем было отмечено, что несмотря на большой объем противосектантской тематики в трудах архиепископа Никона, полемике с ними по теме ходатайства уделено незначительное внимание и тем не менее эти немногочисленные упоминания представляют собою интерес как для исследования развития методологии полемики, так и ее содержания. Исходя из анализа соответствующих текстов докладчиком было выявлено три аспекта раскрытия темы ходатайства — во-первых, это ходатайство Иисуса Христа как Искупителя мира, во-вторых, ходатайство святых и, в-третьих, молитвенное ходатайство друг о друге живущих христиан. Наиболее полно архиепископ Никон раскрывает смысл ходатайств святых и верных, в противовес сектантам, рассматривающих Христа как единственного в юридическом смысле ходатая перед Богом Отцом о прощении им грехов, совершенных после оправдания и на этом основании отвергающим иерархическое священство и ходатайства святых.
В работе круглого стола принял участие протоиерей Кирилл Каледа, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове.
Отец Кирилл выступил с докладом «Обзор актуальных ошибок при подаче документов для прославления святых в Синодальную комиссию по канонизации». Всего вниманию собравшихся было представлено восемь докладов, в том числе: — доклад клирика Иркутской епархии иеромонаха Ефрема Пашкова «Собор Сибирских святых. Проблемы канонизации»; — доклад председателя комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии Кузбасской митрополии протоиерея Максима Мальцева «Проблемы изучения подвига и наследия пострадавших за веру в ХХ веке»; — доклад наместника Никольского мужского монастыря Омской митрополии игумена Амфилохия Пономаренко «Почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской и местных подвижников благочестия в монастырях Омской епархии»; — доклад игумена Свято-Троицкого Туруханского мужского монастыря Красноярской митрополии Софрония Семенова «Известные церковные деятели, сосланные в Туруханское благочиние — Туруханский край в 20—30-е годы ХХ века»; — доклад насельника Михаило-Архангельского мужского монастыря с.
Вот выдержка из него: «… в задачу настоящего правительства входит искоренение религии. За последние время не было ни одного судебного процесса, на котором были бы доказаны политические преступления клира. Не смотря на это, многочисленные епископы и священники томятся в тюрьмах, и ссылках, на принудительных работах, они попали сюда не в судебном порядке и не за политические преступления, а за свою чисто церковную деятельность или по причинам, часто неизвестным самим пострадавшим. Настоящей же причиной борьбы служит задача искоренения религии, которую ставит себе правительство». В следующих строках епископам предлагалось избрать на Патриаршество Преосвященного Кирилла, томящегося в Зырянском крае.
Послание было вывезено в чемодане с двойным дном. Вскоре об этом стало известно властям, и все подписавшиеся подверглись репрессиям. Вот такое послание подписал осенью 1926 года архиепископ Корнилий. Но 17 декабря 1926 года он арестован в Москве и заключен в Бутырскую тюрьму. С мая 1927 года в заключении в Соловецком лагере особого назначения. На Соловках в это же время томились и другие епископы. Владыка Афанасий Сахаров , осужден на три года за принадлежность к группе Сергия Страгородского, но митрополит Сергий оказался на свободе и занял место Патриаршего Местоблюстителя, а Владыка Афанасий, начав со СЛОНа, почти до конца жизни, с редким исключением скитался по концлагерям. Из Соловков архиепископ Корнилий был отправлен в ссылку.
Существует две версии его гибели. По одной он был убит татарином, принесшим ему рыбу, остановившись заночевать у Владыки, живущего на поселении под Казанью, этот татарин смертельно его ранил в целях ограбления. По другой версии архиепископ Корнилий был убит в томской ссылке при нападении на него преступников в Пасхальную ночь.
Дело дня Новомученики и исповедники российские Новомученики и исповедники XX века — особое явление в истории. В прошлом столетии число пострадавших за веру в России сравнилось с числом мучеников первых веков христианства. Собор святых новомучеников и исповедников российских постоянно пополняется новыми именами.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации». На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова.
В 1932 году, вместе с другими членами братства всего 90 человек , Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.
На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов , мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.
С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры «Письма к друзьям». Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере. Священномученик Александр Туберовский , иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана.
Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. В 1937 году он был арестован. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.
Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения. Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни. После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея.
Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников. В 1927—34 гг. С 1934 г. Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий Бобриков. Возглавляла тайную женскую общину в г.
Была расстреляна в 1938 году по делу епископа Никиты Прибыткова на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет. Священномученик Сергий Мечев , иерей Память 6 января 29 декабря ст. Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром.
После богослужений иеромонах Арсений произнёс проповедь прихожанам. Он отметил, что как для новомучеников и исповедников российских, как для блаженной Ксении Петербургской, так и для начальника мытарей Закхея, о котором упоминалось в Евангелии дня — для всех них отличительной особенностью являлось смирение и послушание воли Божией. После целования Креста диакон Дмитрий Красовский с прихожанами исполнили посвященное подвигу новомучеников песнопение на слова священника Андрея Осетрова и мотив матушки Софии Красовской.
По окончании Божественной литургии в Казанском соборе была отслужена лития о всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 годов. На иконе собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, во втором ряду пятый слева - протоиерей Евфимий Горячев, имя которого ныне носит Воскресная школа при Казанском соборе г. По окончании духовной семинарии в 1912 году принимает священнический сан и назначается священником в Ачинский уезд. В 1924 году по доносу обновленцев был арестован и препровожден в Ачинскую тюрьму. В 1925 году освобожден и проходил церковное служение в с. Большой Улуй. За стойкость о. Евфимия, его верность Православной Церкви в условиях гонения, 26 июня 1926 года епископом Амфилохием назначен настоятелем Троицкого собора города Ачинска. В 1929 году "за антисоветскую агитацию" был вновь арестован. В январе 1933 года его выпускают из тюрьмы и о. Евфимий назначается священником в Покровскую церковь села Бея. В мае 1936 года, на праздник святой Пасхи, его вновь заключают в Минусинскую тюрьму, а в августе этого же года Особое Совещание при НКВД приговаривает его к трем годам лагерей.
Были затронуты вопросы увековечивания памяти новомучеников и исповедников земли Смоленской.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Русской Церкви
Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту. 4 февраля, в престольный праздник — Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской — состоялся водосвятный молебен в часовне-храме. Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа отслужил литию об упокоении Патриарха Алексия и всех воинах, защищавших в разное время наше Отечество.
В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых
7 февраля — праздник в честь Cобора новомучеников и исповедников Российских | По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла утверждается празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Вятской митрополии на епархиальном уровне в следующем составе. |
24.08.2023 В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены новые имена - Древо | Священный Синод постановил включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их. |
Новости | Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской | В Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек. |
6 февраля - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Во время вечернего богослужения на литии зачитывались имена многих из новомучеников и исповедников, прославленных Церковью. 24 августа 2023 года Священный Синод принял решение о включении имен священников Леонида Серебренникова и Филиппа Распопова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал №63). Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора. Работа Комиссии проходила под руководством председателя Комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерея Михаила Горового. Собор новомучеников и исповедников Российских – название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Прославление Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Химках
В храме царевича Димитрия в этот день совершалось торжественное богослужение. Цвет облачений священнослужителей был фиолетовым, что показывало уже начавшуюся подготовку к Великому посту. Во время вечернего богослужения на литии зачитывались имена многих из новомучеников и исповедников, прославленных Церковью.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение всех усопших, пострадавших за Веру Христову в годы революционного террора и гонений. Поминовение совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 годов.
Это архиепископ Фаддей, утопленный палачами! Это еще многие сотни и тысячи священников, монашествующих и мирян, с чьими жизнеописаниями стоит знакомиться, ибо они — мученики Господни, и знакомиться долгие годы, ибо много их. Им во многом было тяжелее, чем мученикам древности. Те часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Наши же страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное Отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи — палачами и предателями.
В войне немалую роль играет фактор внезапности. Обескуражить противника, напасть неожиданно почти всегда означает смять его ряды, обратить его в бегство. В духовной войне законы те же. Лукавый долго готовился и внезапно напал. Но смял и обратил в бегство далеко не всех. Даже те, кто не верил в катастрофу, не был к ней приготовлен, быстро избавились от иллюзий, поправили фитили в светильниках и приготовились к смерти. Но ведь и так идешь ты к этой цели! К смерти нужно готовиться всю жизнь. Только вот есть у красивых мыслей свойство улетучиваться при приближении настоящей боли, реальной угрозы, подлинного страдания.
Да и народ наш, прошедший через огненное испытание, вовсе не принадлежал к школе стоиков, равно как и к любой другой философской школе. У терпения и мужества нашего народа иные корни — евангельские. Отсюда же та неистребимость народной жизни, которая неизменно возрождалась после жестоких испытаний до сих пор и обещает надежду на полнокровное бытие в будущем. Именно память о новомучениках и молитвенное общение с ними способны сообщить Русской Церкви особенную глубину и мудрость, необходимые для творческого решения проблем, стоящих перед лицом современности. Мы представляем себе их лица на пожелтевших фотографиях, когда читаем в Писании о тех, что «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» Евр. Первая именуется преступным забвением, при котором никто особо не помнит о трагическом прошлом и живет так, словно ничего не случилось. Вторая ошибка более опасна, поскольку более похожа на истину. Назовем ее так: превозношение чужими заслугами. Это когда мы недрожащим голосом гордо заявляем, что, дескать, велика наша вера и Церковь наша велика между строк подразумевается, что и сами мы велики , раз такие испытания пережили и перетерпели.
Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это все могло произойти в православной стране?! Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений. И еще один вопрос должен звучать коли не вслух, так в совести: а мы сегодня все ли правильно делаем?
Согласно эскизному проекту Дмитрия Смирнова и Юрия Купера, новое здание превосходило по высоте существующий храм монастыря примерно на 10 м, а его площадь составляла более 10 тыс. Помимо собственно храма, проект предусматривал большое количество дополнительных помещений: казначейство, экономический отдел, переговорная, архив и склад антиалкогольной продукции[ прояснить ], швейный цех и другие. В подземном пространстве разместится парковка на 90 автомобилей [9] [10].
В мае 2013 года первоначальное предполагавшееся название — храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке [11] [12] — изменено в связи с изменением наименования соответствующего праздника [13]. Осенью 2013 года планы осуществления проекта вызвали критику со стороны защитников исторического наследия, представителей архитектурного сообщества [8] [5] [9] и части местных жителей [14]. Строительство храма предусматривало снос нескольких строений монастыря, четыре из которых имели статус «ценных градоформирующих объектов» [9]. Против сноса застройки и строительства нового храма выступили представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ВООПиК. Глава совета московского отделения ВООПиК Владимир Хутарев-Гарнишевский отмечал, что его строительство нарушит «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России»; он указывал, что при новом строительстве пострадает и ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века [8] [15]. Движение « Архнадзор » обращало внимание, что возведение здесь новых зданий прямо противоречит законодательству, так как в 2010 году территория монастыря была признана охранной зоной объекта культурного наследия.
Константин Михайлов отмечал, что 40-метровое здание станет новой высотной доминантой района и разрушит исторический облик Рождественского бульвара [14]. С целью изменения границ охранной зоны памятника глава Москомнаследия Александр Кибовский обратился с соответствующим письмом к министру культуры Владимиру Мединскому. В ноябре 2013 года комиссия Москомнаследия одобрила снос шести монастырских строений для освобождения места под строительство [14].
5 февраля - Cобор новомучеников и исповедников Церкви Русской
В декабре 1903 года был принят в Благовещенскую епархию и назначен чтецом и певцом Дуйской походной церкви с участием в отправлении богослужениий в Хабаровском соборе и руководством хором. 5 февраля 2023 года, в Неделю о блудном сыне, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Софийском женском монастыре была совершена Божественная литургия. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке — Википедия | Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. |
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Коммунарке | Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4. |
Новомученики и исповедники Церкви Русской: путеводитель по материалам «Предания» | 5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. |
Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2025 году | 5 февраля 2023 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это день памяти российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. |