Крестьяне несшие повинности в пользу. Вообще, все повинности крестьяне нести в пользу феодалов или землевладельцев.
КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ
Повинности крестьян были многообразными и ответственными, но они справлялись с ними с достоинством и энтузиазмом. труд крестьян на земле помещиков. Феодальные повинности — повинности крестьян, отбываемые в пользу феодалов. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Перечислите основные повинности крестьян.
Повинности которые несли крестьяне
даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной. Основные повинности которые несли крестьяне. крестьяне которые несли повинности в пользу князя.
Предметы за 7 класс
- Крестьяне в России - Как написать историю своей семьи?
- Повинности крестьян
- Связанных вопросов не найдено
- Еще решебники за 7 класс
- Феодальные повинности крестьян в Средневековье
решение вопроса
- Что такое феодальная повинность?
- История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России
- Похожие вопросы
- Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне?
- Перечислите основные повинности которые несли крестьяне
История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России
Все феодальные повинности классифицировались в трёх главных формах феодальной ренты — отработочной, натуральной и денежной, которые часто сосуществовали, но на том или ином этапе преобладала одна из них. Во времена Киевской Руси крестьяне-общинники смерды уплачивали дань натурой, иногда деньгами, а также отбывали подводную , воинскую и другие повинности. Долгое время дань, что ее собирали путем полюдья , не имела точно установленных размеров. Они были определены после Древлянского восстания 945 г. Рост частной феодальной земельной собственности князей и бояр обусловил превращение дани в феодальную ренту, причём первоначально преобладала отработочная рента.
Если средний дореформенный надел сельского общества превышал высшую норму, то от мирской, общинной земли отрезались угодья в пользу помещика, а если он не достигал низшей нормы, крестьяне имели право на прирезку из помещичьих земель. При этом высшие и низшие наделы были установлены так, что отрезки крестьянской земли становились правилом, а прирезки — редким исключением. Сокращение крестьянского надела должно было происходить и в других случаях: если у помещика оставалось меньше трети общего количества земли имения, если крестьяне соглашались принять четверть высшего надела в качестве подарка помещика это был так называемый «дарственный», «нищенский» надел , если крестьяне соглашались отказаться от части земли, чтобы сократить повинности. В степной многоземельной полосе, где продолжало господствовать залежное хозяйство, закон устанавливал единый «указной» надел, причем помещик имел право сохранить за собой половину земли имения. За исключением северных лесных уездов крестьяне нигде не получали леса. В довершение этих односторонних условий помещикам предоставлялось право в течение шести лет требовать разверста-ния общих и чересполосных угодий, переносить за свой счет крестьянские усадьбы, если они стояли слишком близко к усадьбе помещика или вклинивались в барские угодья обменивать крестьянскую землю на другие участки, если помещик открывал полезные ископаемые, хотел организовать осушение и орошение земель и т. Земля, закрепленная за крестьянами уставной грамотой, составляла владение сельской общины, но по решению двух третей голосов сельскому сходу разрешалось перейти от общинного землепользования к подворно-наследственному, участковому При определении крестьянских повинностей закон тоже отдавал предпочтение «полюбовным соглашениям», причем договоры об отбывании барщины должны были заключаться на три года. Если соглашение не достигалось, входили в силу нормы, установленные законом. Повсеместно отменялись натуральные сборы — ягодами, грибами, пряжей и другими продуктами, так же, как добавочные повинности в форме караулов и «сго-нов» на помещичьи работы. Формально барщинные и оброчные повинности крестьян рассматривались как плата за отведенный земельный надел, однако под давлением помещичьих требований они превратились в систему использования не только земледельческих, но и промысловых доходов крестьян. Этой цели служила так называемая «градация повинностей», придуманная либеральным Тверским комитетом.
Оброк включал в себя ежегодные или разовые сборы, которые производились в натуральной или денежной форме. Рабство — крестьяне были привязаны к земле и были собственностью дворян или церкви. Они не могли покинуть землю без разрешения своего владельца и должны были работать на них или выполнять другие услуги в течение определенного времени. Поклонение — крестьяне также должны были платить своему владельцу так называемый поклон, то есть фиксированную сумму, которую они должны были вносить регулярно. Головная пошлина — это налог, который крестьяне должны были платить за себя и своих семейных членов. Сумма головной пошлины зависела от количества людей в семье и их возраста. Помимо этих основных видов повинностей, крестьяне также могли быть обязаны выполнять другие работы, такие как служение в армии или строительство дорог и зданий. Обязанности крестьян могли быть жестокими и тяжелыми, что приводило к массовым выступлениям и восстаниям, направленным на освобождение от повинностей и улучшение своего положения. Исторический контекст повинностей крестьян Повинности крестьян — это обязанности и обязательства, которые были наложены на крестьянское население в разные исторические периоды. Их характер и объем зависели от разных факторов и изменялись со временем. В русской истории повинности крестьян появились задолго до образования Русского государства. В древней Руси крестьяне были подвластны своим господам и должны были служить им. Они вносили плату в виде продуктов и труда, выполняли различные работы на земле и в поместьях своих господ. По мере укрепления центральной власти повинности крестьян стали все более регламентироваться и легализоваться. Например, введение регистрационной книги подробных писцовых повинностей позволило правительству устанавливать и контролировать повинности крестьянского населения с целью обеспечения государственных нужд. Самой известной реформой системы крепостного права в России стала реформа 1861 года, которая была под руководством Александра II. С реформой 1861 года было отменено крепостное право, и крестьяне получили официальное освобождение от связанных с ним обязанностей. Однако, после этого крестьяне все еще оставались в зависимости от помещиков и были обязаны выполнять определенные повинности. В советском периоде, со временем, крестьянские повинности стали меняться. Во время коллективизации крестьянских хозяйств были установлены новые правила и обязательства. Колхозы должны были платить налоги и поставлять продукцию государству по заданным планам. В разные исторические периоды повинности крестьян менялись и развивались в соответствии с потребностями и целями государства.
Классовая борьба молдавского и валашского крестьянства против феодально-крепостнического угнетения была неразрывно связана с освободительной борьбой против иноземного ига, которая по своим движущим силам и характеру также была крестьянской. Формы борьбы крестьян были чрезвычайно разнообразны, начиная с подачи челобитных господарям и кончая гайдучеством и антифеодальными крестьянскими восстаниями. Гайдучество, или гайдуцкое движение, зародилось и развивалось вместе с ростом классовой борьбы; оно было известно в Трансильвании, Валахии и Молдавии еще задолго до турецкого завоевания. Особенно гайдучество распространилось и усилилось после установления турецкого господства в Валахии и Молдавии, когда оно приняло национально-освободительный характер. Гайдуки — это народные мстители, выходцы из крестьянской массы и городских низов, боровшиеся против социального и национального угнетения. В 1604 г. Классовая борьба крестьян принимала форму вооруженных антифеодальных восстаний. Так, в 1514 г. Очевидно, крестьянская война в Венгрии и Трансильвании под предводительством Дожи нашла широкий отклик и в Дунайских княжествах. О силе крестьянского восстания 1514 г. Молдавский господарь Петр Рарсш 1527-1538; 1541-1546 возглавил народную борьбу против турецких поработителей. Крупная победа молдаван над турками в период правления Петра Рареша была одержана в 1538 г. Однако вскоре народное выступление было подавлено турецкими войсками. В 1566 г. В июне этого года в соседней с Молдавией Трансильвании появился претендент на молдавский господарский престол, выдававший себя за Стефана-воеводу. По словам летописца, Стефан-самозванец, собрав вокруг себя «множество гайдуков», пастухов и «другой человеческий сброд», вступил в Молдавию, уговаривая простых людей подчиниться ему и помочь занять господарский престол.
Назовите основные повинности помещичьих крестьян. Объясните, от чего зависел объ
Остались вопросы? | крестьяне которые несли повинности в пользу князя. |
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне | 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. |
Краткое содержание 19 параграфа по истории (7 класс) ~ Проза (Школьная литература) | Во-вторых, они несли различные налоги и повинности в пользу феодального государства. Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани турецким поработителям. |
Навигация по записям
- ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 49
- Перечислите основные повинности крестьян в пользу помещика
- Остались вопросы?
- Крестьяне в России
Какие повинности в пользу государства несли
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. | Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. |
ГДЗ Часть 2 Стр. 49 История России 7 класс Арсентьев | Учебник Часть 1, 2 | Какие феодальные повинности несли крестьяне. |
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе. Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам. На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих. Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому. Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче.
Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель. Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству.
Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября Юрьев день и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён формально приостановлен в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор «порядную запись» , по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам... Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян вилланов, коттариев, хазбендменов и судебная юрисдикция... В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя до отмены крепостного права и прикреплёнными к земле. Меркет англ. От основной массы лично несвободных крестьян вилланов в Англии, хазбендменов в Шотландии коттарии отличались незначительностью размеров своего надела и относительно необременительными отработочными повинностями, что превращало этот слой в сельскохозяйственных наёмных рабочих. Мюлькадарское право от тат. Также называется бекским правом или агаларским правом. Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства... Закрепощение непохожих крестьян усиливалось каждой последующей редакцией Литовского статута. Цензива фр.
Учет интересов крестьян требовал значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на окраины. Но победили помещики. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов. При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Часть крестьян 461тыс. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли. До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. К 19 февраля 1870 г. К 1881г. Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды , основной повинностью признавался оброк крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности.
Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки.
Крестьянские наделы и повинности. Крестьянские повинности
Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19 | | Кроме того, черносошные крестьяне несли несли тягло — повинности. |
Ответы : Повинности крестьян. Перечислите плз какие были повинности крестьн | 3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. |
Повинности крестьян: понятие и значение | Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г.,назовите причины этих побед. |
Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне - Универ soloBY | Крестьяне несшие повинности в пользу. |
Категории крестьян в России | крестьяне которые несли повинности в пользу князя. |
Феодальные повинности крестьян в Средневековье
Кроме указанных платежей, крестьянам приходилось выполнять и другие финансовые обязательства, в том числе: Чинш — это платеж, который крестьяне обязаны были совершать в пользу своего помещика при различных событиях, таких как свадьба или похороны. Гостинные дни — это обязательный платеж, который крестьяне осуществляли в виде предоставления бесплатного жилья и питания помещику и его гостям во время их пребывания на крестьянском участке. Разные денежные пожертвования — это платежи, которые крестьяне оплачивали в различных ситуациях, например, при смене помещика или получении разрешения основать семью. Ежегодные монастырские платежи — это платежи, которые крестьяне должны были совершать в пользу монастырей или церквей в качестве проявления веры и признания их важности. В случае неисполнения этих налоговых и финансовых обязательств, крестьяне могли быть подвергнуты различным мерам наказания, которые могли включать штрафы, конфискацию имущества или даже утрату свободы. Вопрос-ответ Какие обязанности имели крестьяне? Крестьяне имели множество обязанностей перед своими помещиками. Они должны были работать на земле помещика определенное количество дней в году, выполнять различные ручные работы, платить деньги и натуральные продукты в качестве арендной платы.
Какие были последствия невыполнения крестьянами своих обязанностей? Невыполнение крестьянами своих обязанностей могло повлечь за собой разнообразные наказания. Они могли быть выселены со своих земель, лишиться права владения скотом или даже быть подвергнуты физическому наказанию. Какие обязанности были особенно тяжелыми для крестьян? Самые тяжелые обязанности для крестьян связаны с работой на земле помещика. Они должны были заниматься вспашкой, посевом и уборкой урожая. Это было физически и психологически тяжелое занятие, требующее больших усилий и времени.
Могли ли крестьяне отказаться от своих обязанностей? Фактически, крестьяне не имели возможности отказаться от своих обязанностей перед помещиками. Они были привязаны к земле и не могли уйти с нее без разрешения помещика. Отказ от выполнения обязанностей мог привести к наказаниям и потере имущества. Какие права имели крестьяне помимо своих обязанностей? Крестьяне имели ограниченные права на владение землей, скотом и другим имуществом. Они имели право выращивать свои культуры на небольшом участке земли и использовать его для личных нужд.
Главной повинностью на протяжении долгого времени оставалась барщина — ее платили по 2 дня в неделю с волоки равна 21,36 га , но если бы вы были крестьяном-городником, то платили бы 1 день а их жены 6 дней и их барщина была в форме уборки. Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Подобная же «градация» имела место при «издельной повинности» барщине.
За высший душевой надел поддгялппт. Большее число барщинных дней лежало на первых десятинах надела. Барщина должна была регулироваться специально составленным для каждой губернии «урочным положением». За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира».
Правительство стремилось возможно быстрее ликвидировать барщину, которая не могла быть эффективной в условиях личной свободы крестьян. Поэтому сельским обществам и отдельным домохозяевам разрешалось переходить на оброк, но при соблюдении определенных условий: предупредив об этом помещика за год и внеся вперед причитающуюся полугодовую сумму. В пределах мирской земли сохранялись прежние семейные наследственные участки, причем за основу семейного надела принимался высший «пеший» участок; вся остальная земля, обрабатываемая домохозяином, рассматривалась как «добавочный участок», который в известных случаях мог быть сокращен и даже отобран целиком для наделения безземельных и малоземельных односельчан. Крестьянин-барщинник освобождался от тяглой работы, если он сам не заключал о ней добровольного договора с помещиком.
Взамен круговой поруки за выполнение барщины и оброка вводилась ответственность каждого отдельного домохозяина. Несколько иначе было составлено «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской».
Вовлечение помещичьего хозяйства в рыночные отношения повышало заинтересованность помещика в увеличении товарных излишков зерна, мяса, кожи, сала, шерсти и т. При рутинной технике сельскохозяйственного производства главным условием увеличения числа дней его работы на барской пашне либо увеличением продолжительности рабочего дня. Оба способа использования крепостного труда могли привести к исчезновению условий для простого воспроизводства крестьянского хозяйства, на котором, собственно, держалось благополучие барина. Все эти соображения вынуждали барина искать оптимальный размер крестьянской повинности. В первой четверти 18 века 4-х дневная барщина встречалась редко, в 60-х годах 4-х дневная и даже 5-дневная барщина уже не являлась исключением. Именно этим можно объяснить появление аж в 1797 году известного указа Павла I «О 3-дневной барщине». Итак, во внутренней политике во взаимоотношениях дворянства и крестьянства была продолжена тенденция, направленная на дальнейшее укрепление крепостного права.
Дворяне превратились из тяглового служилого сословия в сословие привилегированное, а крестьяне облагались все новыми и новыми повинностями, как в пользу государства, так и в пользу дворян. Крестьянские повинности. Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина панщина и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло.
Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными чиншевыми. Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы. Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян бояре панцирные, путные бояре, служки , сельскую администрацию войты, тиуны , прислугу повара, пивовары и др. Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов...
Путные бояре с 1557 г. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша. После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке. Оставалось не так уж и много. На земле работали преимущественно зависимые люди. Понятное дело, что среди них были потомки римских рабов. Но каким образом германские крестьяне утратили свободу?
Известно, что во времена ранних варварских королевств в германских племенах существовал обычай давать хлеб и все необходимое тем родственникам, которые шли на войну. Так начали зарождаться налоги и другие повинности то есть принудительные обязательства крестьян в пользу воинов — членов рода. Когда возникали войны между племенами, крестьяне искали защиту у какого-то могущественного соседа или монастыря. В обмен на защиту от грабителей и чужеземных захватчиков крестьянин должен был отказаться от права на владение землей, то есть тем самым признавал себя зависимым.
Перечислите основные повинности которые несли крестьяне
принудительные обязанности крестьян в пользу феодала. даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
перечислите основные повинности которые несли крестьяне
Как один из основных классов российского населения, главным занятием которого является земледелие, крестьянство оформилось в России к XIV — XV веку. С конца XVIII века и особенно после ликвидации системы крепостничества в 1861 году крепостные крестьяне постепенно разделились. С одной стороны, появились крестьяне-предприниматели, а с другой шёл процесс массового обнищания беднейших крестьян. Ещё раньше начался процесс расслоения лично свободных чёрных крестьян. После 1861 года крестьяне остались беднейшим сословием России, по-прежнему страдая от безземелья. С конца XIX века сложилась надельная система землевладения, при которой наделом владела крестьянская община. Надельная земля не подлежала ни продаже, ни дарению, ни закладу. Наделы у разных крестьянских хозяйств были разными по размеру, помещичьи наделы и наделы в крепких кулацких хозяйствах были больше. Будучи связаны круговой порукой за выполнение повинностей, крестьяне законно, по суду, могли подвергаться телесным и иным наказаниям. Значение надельного землевладения снизилось с началом столыпинской реформы, когда крестьяне получили право свободно выходить из общины и без ограничений получать в собственность надельную землю. Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина — реформа крестьянского надельного землевладения — началась в 1906 году.
Она была «спровоцирована» революцией 1905 — 1907 годов и проводилась ради ликвидации крестьянского малоземелья, активизации хозяйственной деятельности крестьян, увеличения товарности крестьянского хозяйства, создания слоя крепких хозяйственников. С 27 августа 1906 года Крестьянскому банку дали право продавать крестьянам свободные участки казённых и удельных бывших дворцовых земель, с 5 октября 1906 года отменили подушную подать и круговую поруку, с 9 ноября 1906 года разрешили выход из крестьянской общины на хутора и отруба. Сняли ограничения на свободу передвижения крестьян по всей территории страны вплоть до Дальнего Востока, разрешили семейные разделы. Попытались ограничить произвольные решения местных властей практически безуспешно и расширили права крестьян на земских выборах. Опасаясь потери привилегий, землевладельцы всячески препятствовали проведению реформы, Столыпин потерял поддержку императора, а летом 1911 года был убит. Помещичье землевладение было ликвидировано в октябре 1917 года Декретом о земле. Впоследствии, при советской власти, крестьяне пережили коллективизацию 1920-х — 1930-х годов, в 1930-е — 1950-е годы были подвергнуты репрессиям, до 1970-х годов не могли свободно передвигаться по стране в силу отсутствия паспортов. С 1990-х годов крестьяне по-прежнему один из наиболее бедных социальных слоёв населения России. С конца XV века понятие «смерд» потеряло свой социальный смысл и осталось в лексиконе помещиков и чиновников со значением уничижительности, как презрительное обозначение крепостного крестьянина. В XVI веке оформилась категория владельческих крестьян, называемых иначе крепостными или помещичьими.
Трансформация категории пашенных крестьян протекала несколько иначе. В XIV веке «пашенные люди» остались в основном лишь в Сибири, а на территории европейской России появились две новые категории крестьянского сословия — черносошные крестьяне в центральных и южных районах и половники на северных территориях. В начале XVIII века все крестьяне, работающие на свободных, казённых и удельных дворцовых землях, были отнесены к категории государственных крестьян. С XI века существовала в России и такая категория крестьянского сословия, как монастырские крестьяне. В 1764 году все они были переведены в категорию экономических крестьян, а немного позднее отнесены к категории крестьян государственных. С XV века всё крестьянское население, платящее подворный налог и выполняющее государственную повинность тягло , именовалось тяглым, или тягловым, населением. С введением подушного обложения в 1724 году категории тяглового крестьянства стали именовать податным населением. Крепостные крестьяне Владельческие, или крепостные, или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода «отказа», «выхода» от землевладельца один раз в год в Юрьев день, при соблюдении определённых условий. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца.
Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск.
Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных. Временно обязанные Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.
Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей. После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 — начала 20 века.
Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии. Однодворческие крестьяне Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу. Промышленные Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов. Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.
К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне».
Натуральный оброк мало изменялся в течение XVI в. Грамоты Царевоконстантиновскому монастырю, будучи сопоставлены с другими источниками, позволяют отметить некоторые закономерности развития ренты в Северо-Восточной Руси. Ранние известия источников о барщине и оброках, свидетельствующие о широком их разнообразии, совершено естественны в условиях слабо развитых рыночных отношений. Это разнообразие работ и продуктов, которые требовали господа, характерно как для Руси, так и для Западной Европы.
В условиях развития торговли, и прежде всего торговли хлебом, из состава разнообразных отработков и оброков на первый план выходят полевая барщина и хлебный оброк. Работа во дворе господина и оброки продуктами животноводства, птицеводства, льном, коноплей и многими продуктами и предметами домашнего обихода сохраняются в течение всей крепостной поры, но все эти продукты, в отличие от оброчного хлеба, источники конца XV—XVI вв. А отработки вне барского поля и сенокоса обычно перестают в это время включать в перечни крестьянских повинностей. Греков полагал, что в крупных вотчинах X—XI вв. Однако в X—XI вв.
По мере исчезновения ленов без земельного пожалования и трансформации дружинников в оседлых вотчинников, а также по мере превращения церковной десятины от даней и церковных кормленных волостей в церковно-монастырские вотчины старые формы эксплуатации превращались в феодальную ренту. В «Аграрной истории Северо-Запада России» на примере Новгорода было показано, как и когда это происходило. И мы можем полагать, что еще до XIV в. А грамота Царевоконстантиновскому монастырю от 1391 г. Рост барщины сдерживался в тех земельных владениях, где жили и работали на пашне холопы.
У светских землевладельцев, усадища которых были расположены в непосредственной близости от принадлежавших им деревень, быстрее укоренялась и распространялась барщина. А в деревнях, удаленных от усадищ, и особенно в мелких, разбросанных волостках крупных землевладельцев, в которые не было смысла сажать приказчика и не было возможности постоянно держать крестьян под контролем, больше распространялся оброк. В мелких землевладениях, например во владениях новгородских своеземцев, была относительно высока доля господских обеж. И в других пятинах этот процент был близок к 25. Немалую ее часть обрабатывали сами своеземцы, представлявшие собой беднейшую часть землевладельцев.
О том, что доля господской запашки была выше в мелких земельных владениях, чем в крупных, свидетельствуют также данные, относящиеся к разделенным между помещиками владениям крупных новгородских бояр. Вместе с появлением большого числа помещичьих усадеб заметно увеличилась господская пашня. Вероятно, играла роль и степень устойчивости урожаев. В регионах, где особенно частыми были малоурожайные годы, выгоднее было получать фиксированный оброк. Действовали и другие трудно уловимые причины.
Распространенность двух видов хлебного оброка тоже зависела от только что названных условий. При трудности контроля за хозяйственной деятельностью крестьян, а также при частых малоурожайных годах посп, установленный в твердых размерах, был выгоднее издолья. Недаром на государевых оброчных землях, возникших на месте конфискованных новгородских вотчин, утвердилась рента продуктом в виде поспа. Это обстоятельство, кстати, оказало положительную роль, так как способствовало инициативе производителя, знавшего, что произведенное им сверх фиксированного поспа останется в его распоряжении. Иногда денежный оброк выступал рядом с оброком натуральным, иногда он назначался вместо прежних натуральных оброков.
По решению вотчинника в одни годы брали оброк натурой, а в другие — деньгами. Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое. Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян.
Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в. В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли. На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась. Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян.
Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в. Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк. На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине.
В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной. Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное. Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е.
Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк. Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей. Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины. Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины. Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом.
Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской. В XVI в. Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью». Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять.
Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г. Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10.
Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам. Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1.
Затинщики относились к «людям пушкарского чина» и несли службу на общих с пушкарями условиях.
Они имелись во всех русских крепостях: пять-десять человек — в небольших крепостях, несколько десятков — в крупных крепостях. Затинщики находились в подчинении у осадного головы. По мере удаления крепости от возможной опасности затинщиков переводили в тягловые люди.
Затундренские крестьяне. Крестьяне — потомки русских промышленных, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18 вв. В начале 19 века насчитывалось около 320 затундренских крестьян.
В конце 19 — начале 20 веках затундренские крестьяне стали заниматься преимущественно кочевым оленеводством, усвоили якутский язык и слились с коренным населением Таймыра — долганами и северными якутами. Категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле 14-16 вв. Все имущество изорников при этом переходило господину.
Бывшие крепостные крестьяне в России, получившие в результате крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Эти наделы предоставлялись безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный.
Монастырские крестьяне. Категория зависимого населения владений православной церкви в России 11 — до сер. По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от феодалов.
По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Был ограничен переход монастырских крестьян в другие категории крестьян. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией.
Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. В 17 веке многие крестьяне участвовали в восстании Степана Разина. Свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян.
Дружинники в Древнерусском государстве, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя бояре. Княжеские мужи несли личную службу князю, люди платили ему дань. К княжеским мужам причислялись только высшие военно-правительственные сановники, а рядовые ратные люди князя и низшие дворцовые слуги, конюхи, повара, сельские приказчики уравнивались с простыми людьми, сходясь с княжескими мужами только в личной службе князю.
Название разорившихся крестьян, посадских людей, беглых холопов на Руси 12-17 вв. Впервые термин встречается в Русской правде. Наймитами обычно становились разорившиеся сельские и городские общинники, беглые крепостные крестьяне и холопы, вынужденные заключать договор о найме с вотчинниками, помещиками, горожанами, купцами.
При заключении договоров наймиты формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на его труд, и на личность. Зависимые крестьяне в Русском государстве в 15-17 вв. Новоприходцами были обедневшие разорившиеся крестьяне, по какой-либо причине потерявшие свои дворы, хозяйства, земельные наделы.
Они были вынуждены селиться на земле феодала, заключали с ним договор порядную запись. В договоре оговаривалось то, что по истечении льготных лет крестьяне обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу землевладельцев, при этом они из новоприходцев становились равными по правам к крестьянам-старожильцам. Государственные крестьяне в Российской империи до 1866 года, занимавшие промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами.
Происходили в основном из бывших служилых людей «по прибору», которым не было присвоено дворянство. Владели землей по праву четвертного владения и могли ее продавать только друг другу. До 1840 года имели право владеть крепостными людьми, но фактически не пользовались этим правом, поэтому однодворцы несли те же повинности, что и их крестьяне.
Однодворцы жили одним двором с крестьянами. Однодворцы платили подушную подать и четырехгривенный оброк. Данная категория была распространена на бывших приграничных землях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской и других.
Пашенные солдаты. Служилые люди, несшие сторожевую службу на южной и северо-западной границе России. Категория пашенных солдат появилась в 1640-х годах.
Пашенными солдатами и драгунами становились крестьяне, освобожденные от значительной части налогов и повинностей, имевшие собственные земельные наделы и хозяйство и несшие пограничную службу в солдатских и драгунских полках. В 1660-1680-х годах они постепенно перешли в разряды тяглых крестьян или служилых людей. Зависимые крестьяне в России в 14-нач.
Половниками становились малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства. Заключали договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки, размер ссуды, повинности.
В 14-15 веках половничество испольщина существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранились на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях. В 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии. В 1720-х годах половники слились с общей массой черносошных крестьян.
Посадские люди. Торгово-ремесленное население городов, части поселений, посадов, слобод. Посадские люди несли государственное тягло налоги, торговые пошлины, натуральные повинности.
Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. Посессионные крестьяне. Крепостные крестьяне в России 18 — первой половины 19 вв.
Посессионные крестьяне не могли продаваться отдельно от предприятия мануфактуры. Категория посессионных крестьян была введена при Петре I в 1721 году в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казенные мастеровые, переданные владельцам мануфактур.
В 19 веке в число посессионных крестьян вошли непременные работники, заменившие приписных крестьян. Категория посессионных крестьян была ликвидирована с отменой крепостного права.