Новости юлий осипович мартов

Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Мартов Юлий Осипович – известный политический деятель, марксист, социал-демократ. Определение термина «Мартов, Юлий Осипович» с точки зрения коммунистов.

Мартов, Юлий Осипович

В партийном ордене, созданном Лениным, Мартову не оказалось места с самого начала. Первый олицетворял человека, ставшего во главе железного авангарда пролетариата, а второй — российского Дон Кихота, полагавшего, что за ним добровольно пойдет, нет, не войско партийцев, а некая либеральная ассоциация. Ленин в этой политической дуэли был удачливым полководцем, превыше всего ценившим политическую цель. А Мартов — наивным романтиком, одержимым мыслью привить социалистическим программам и практике демократические ценности. В начале века шансов у Мартова, казалось, в этом единоборстве было больше.

Тогда, фактически на учредительном съезде, проходившем в Брюсселе, а затем в Лондоне, после Плеханова самой заметной фигурой был молодой Мартов. Хотя и голос Ленина все крепчал и число его сторонников росло. Миллионы советских людей, изучая в соответствии с директивами партии приглаженную до неузнаваемости ее собственную историю, думали, что раскол произошел по организационному вопросу. Точнее — по первому пункту устава партии.

Школьные учителя, профессора в вузах, комиссары в армии дружно говорили: «Ленин хотел создать партию-крепость, партию-боевой отряд. А Мартов предлагал учредить аморфное, расплывчатое образование, которое никогда не могло бы достичь коммунистических целей». Второе абсолютно верно и сегодня. А что касается «боевых отрядов», то речь шла все же не о них.

По сути, решался вопрос: создавать ли партию-орден или партию — демократическую организацию. Мы все знаем, что в соответствии с ленинским предложением «членом партии может быть каждый, кто ее поддерживает как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Формулировка Мартова была более мягкой: кроме материальной поддержки, член партии обязан оказывать ей «регулярное личное содействие под руководством одной из организаций»122. Краткий курс истории ВКП б , лично отредактированный Сталиным, резюмирует ситуацию: «Таким образом, формулировка Мартова, в отличие от ленинской формулировки, широко открывала двери партии неустойчивым непролетарским элементам… Эти люди не стали бы входить в организацию, подчиняться партийной дисциплине, выполнять партийные задания, не стали бы подвергаться опасностям, которые были с этим связаны.

И таких людей Мартов и другие меньшевики предлагали считать членами партии»123. Главная книга сталинского большевизма уверяет читателей а их, по воле Агитпропа, были миллионы , что это был «организационный» вопрос. Да, таковым он, видимо, Сталину и казался. Мартов, который до первого пункта устава шел вместе с Лениным и голосовал по программному тексту идентично с ним, на двадцать втором заседании «восстал».

Не только по первому пункту Устава, но и по большинству других. Противостояние оказалось не временным, а до конца жизни. Хотя ленинское предложение набрало лишь 23 голоса против 28 за вариант Мартова, в дальнейшем господствовал Ленин. Не только потому что со съезда ушли в знак протеста бундовцы и экономисты.

В конечном счете Ленин увидел больше шансов в революционной борьбе для партии-монолита, партии с жесткой внутренней организацией, чем в той ассоциации, которую отстаивал Мартов. В начале века, как и в октябре 1917 года, победил Ленин, еще не зная, что исторически он безнадежно проиграет. Нет, не Мартову, а неумолимому времени, которое отвергнет насилие, диктат и монополию на власть. Немногие знают, что Мартов начинал свою сознательную жизнь как сторонник самостоятельной еврейской социал-демократической партии — Бунда.

Работая в середине девяностых годов в еврейских организациях Вильно, Мартов верил в жизненность еврейского социалистического движения. Если смотреть на количественную сторону, то в начале века Бунд был весьма внушительной общественной силой. Как сообщвет историк Бунда М. Рафес, в 1904 году общее количество членов рабочей еврейской партии насчитывало более 20 тысяч человек, более чем в два раза превосходя русские партийные организации.

В конце девяностых годов Ю. Мартов видел в Бунде едва ли не важнейшее условие достижения евреями равноправия в области гражданских прав125. Для Мартова политическая «мягкость» это не только склонность и способность к компромиссам, но и понимание необходимости в любых условиях! Именно это обстоятельство, а не «пункт первый» устава, развело Мартова с Лениным со временем навсегда.

Возможно, в конфликте Мартова с Лениным лежали не столько политические императивы, сколько нравственные. Приведу одно любопытное свидетельство, упоминаемое Б. Двиновым в «Новом журнале». Как рассказывала сестра Мартова Лидия Дан, в детстве дети Цедербаумов своими играми создали некий идеальный мир, который именовали «Приличенск».

Игры, где особо ценятся честь, достоинство, совесть, составляют основу человеческого приличия. Сестра Мартова вспоминала, что в семье произошел случай, потрясший всех, и особенно Юлия. Для младшего брата Владимира взяли кормилицу из деревни. Какое-то время спустя кормилица получила письмо, в котором сообщалось, что ее родной ребенок дома от плохого питания умер.

Видя горе несчастной женщины, маленький обитатель «Приличенска» взял с сестер клятву, что они никогда больше «не допустят такой подлости». Будучи взрослым человеком, Мартов не раз вспоминал этот случай, который оставил в его душе глубокий шрам126. Для ребенка, гимназиста, студента, а затем и социал-демократа Мартова моральное кредо значило слишком много, чтобы его игнорировать.

В возрасте восемнадцати лет он был зачислен в Санкт-Петербургский университет на естественный факультет и сразу погрузился в революционные процессы, он занимался организацией групп и кружков для социал-демократов, пропагандировал марксизм и подготавливал формирование марксистских социал-демократических организаций из числа представителей интеллигенции и рабочих. В области формирования перечня правил, а также дисциплины, он занимал позицию, которая являлась полной противоположностью мнений В. Ленина о строго централизированной и единой партии. Юлием Осиповичем возглавлялась фракция меньшевиков на втором съезде РСДРП, а в дальнейшем он стал одним из руководителей движения меньшевизма.

Он критиковал большевиков за склонность к установлению в партии диктаторского режима. После проигрыша революции 1905-1907-х годов он активно пропагандировал легализацию партии, совместно с примирением каждой фракции, участием в выборах в Думе, а также в деятельности Думы. Мартов, являясь истинным революционером и марксистом не отрицал того, что социалистическая революция просто необходима, однако он полагал, что Россия пока не готова к ее проведению, так как народ не созрел. В соответствии с этим, движение работников, а также социал-демократическая партия, на этапе буржуазно-демократической революции, должна была поддерживать национал-демократические и буржуазно-демократические партии, что позволило существенным образом расширить и углубить демократические преобразования в обществе и государстве. Согласно его позиции, все условия для проведения социалистической революции в России будут присутствовать после того, как аналогичные революции будут проведены в странах Америки и Европы. Революционные взгляды и идеи Мартова после событий Первой мировой войны Во время Первой мировой войны, в которой В. Лениным был выдвинут лозунг поражения собственного правительства, а также переход войны империалистов в войну гражданскую.

В то же время, Ю. Мартов говорил о том, что война должна закончится в самое ближайшее время, и что должен наступить демократический мир. В начале Февральской революции 1917 года Ю. Мартов не поддержал вхождение во Временное правительство социал-демократов, поскольку это, согласно его взглядам, могло стать помехой в зарождающихся солдатских и рабочих массах «политической самодеятельности» и самосознания, которые необходимы для социалистических преобразований, которые образуются впоследствии. При этом, он все также продолжал критиковать большевицкую стратегию за то, что в ней они стремились привлечь в революционное движение солдатско-крестьянские массы, которые являются чуждыми для социализма и интересов рабочего класса. Замечание 2 В этот период Ю. Мартовым возглавлялась фракция так называемых меньшевиков-интернационалистов, которые выступали с критикой «революционной обороны», за демократический мир и международную солидарность рабочих всех стран.

Цена: 150 руб. Жизнь и творчество Льва Друскина 1921-1990 , одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов. Унаследовав от Маршака своего первого учителя и дружившей с ним Анны Андреевны Ахматовой привязанность к традиционной силлабо-тонической русской поэзии, он, по существу, является предтечей ленинградской школы поэтов, с которой связаны имена Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Виктора Сосноры. Цена: 250 руб. Березин — физик, сотрудник Физико-технического института им. Иоффе в 1952-1987 гг. Занимал пост ученого секретаря Комиссии ФТИ по международным научным связям. Был представителем Союза советских физиков в Европейском физическом обществе, инициатором проведения конференции «Ядерная зима». В 1989-1991 гг.

В эмиграции он снова встретился с Ульяновым. Вместе с другими социал-демократами друзья разработали план создания нелегальной марксистской газеты «Искра». Цедербаум стал одним из редакторов и авторов газеты. Свои статьи он подписывал псевдонимом «Л. Мартов» — в честь месяца марта, первого весеннего месяца, времени обновления природы. Без Мартова «Искры» могло бы не быть. И не потому, что он был талантливым публицистом. А потому, что на издание газеты нужны были деньги. Их пожертвовали его родственники. Сестра Юлия Надежда была замужем за Сергеем Кранихфельдом, который получил огромное наследство — 20 000 рублей золотом. Съезда, на котором произошел раскол партии и разрыв дружеских отношений между Мартовым и Лениным. Яблоком раздора стал вопрос о членстве в партии. Ленин предлагал следующую формулировку: «членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Мартов предлагал, чтобы членом партии считался «всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций». По идее Ленина, партия должна была состоять пусть из меньшего количества членов, но все они должны быть единомышленниками и активистами. Формулировка Мартова позволила бы привлечь большее число сторонников. При голосовании на съезде большинство делегатов поддержали формулировку Ленина. Их стали называть «большевиками», сторонников Мартова — «меньшевиками». Такое соотношение сил существовало только по одному вопросу, до прихода к власти в 1917 году большевики пользовались меньшей поддержкой. Более умеренная программа меньшевиков привлекала большее число сочувствующих. Но вводящий в заблуждение термин «большевики» с точки зрения политической пропаганды был явно более удачным.

Вы точно человек?

Юлий Осипович Мартов родился в семье российского купца, в Константинополе. / Фотография Юлий Мартов (photo Yuly Martov). Среди них, одной из самых ярких фигур, был Юлий Осипович Мартов (наст. фам.

Мартов Юлий Осипович

Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли.

Мартов, Юлий Осипович

Новиченко, сост. Струкова, И. Кучанов, Е. Библиография работ Д. Рязанова по марксоведению 1908-1931 составители: Л. Васина, С. Войны в истории. Восстановление сельского хозяйства Беларуси.

Селеменев, В. Кондрашин отв. Воинов отв. Минск: НАРБ, 2023. Гиоева Т. Карл Маркс и Парижская коммуна: к 150-летию выхода в свет работы К. Маркса «Гражданская война во Франции».

Музей К. Энгельса и его роль в системе политпросвещения в советский период.. Григорьев Е. Дацишина М. Технологии пропаганды: Экспорт из нацистской Германии на временно оккупированные советские территории. Журавлев В. Советский Союз: от образования до распада материалы Круглого стола-презентации в Центре социально-политической истории, Москва, 19 декабря 2022 г.

Серия: История и политические науки. Российская социал-демократия и исторический выбор России. Зеленов М. Отчеты ленинградского гублита за 1925 г. Выступления Я. Свердлова и Л. Кагановича на совместном заседании губкома, органов власти и управления в Нижнем Новгороде.

Декабрь 1918 г. Зеленов, О. Невский — участник и историк первой российской революции. Исследования по истории советской цензуры, опубликованные в 2018—2021 гг. СПб : РНБ, 2023. Ждановым за 1936—1937 гг. Зеленов, А.

Историки России. История России для технических вузов. Чернобаев А. Бондаренко А. ISBN 978-5-9916-2822-5. Кондрашин В. Актуальность исследований П.

Накануне сплошной коллективизации: 1928 — 1929 гг. Государственная власть и крестьянство. Горский, В. Семенова-Тян-Шанского, 2023.

Шурин Ф. Дядя Е. Революционная деятельность в России 1891—1901 В 1891—1892 гг. Арестован, освобождён под залог. В 1892 г. В 1893 г. С 1895 г. В январе 1896 г. В 1897 г. Туруханск ныне деревня Старотуруханск Туруханского района Красноярского края. В заключении и ссылке написал брошюры «Современная Россия», «Народничество прежде и теперь», «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России», изданные эмигрантским «Союзом русских социал-демократов» в 1898—1900 гг. Аксельрода и В. Эти работы отражали систему взглядов Мартова на современную ему Россию отсталая по сравнению европейскими странами, с реакционным политическим режимом, динамично развивавшимся капитализмом в промышленности и перспективы её развития по пути демократии и социализма ожидал скорую демократическую революцию в России, а её переход к социализму связывал с мировой пролетарской революцией. Также обосновывал в данных брошюрах ведущую роль гегемонию пролетариата на этапе демократической революции в России и ближайшие требования РСДРП «программа-минимум». Помимо преобразований в экономике выделял в качестве условия перехода России к социализму создание «свободного народного государства» термин Ф. Лассаля по образцу США или Швейцарии. В 1900 г. Потресовым и В. Лениным занимался формированием групп содействия газете «Искра» в России. Участник Псковского совещания искровцев с П. Струве и М. Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901. Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П. Аксельродом и В. Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков.

В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником. Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н. В основном он придерживался тактики соглашательства и вошел во Временный Совет Российской республики, т. К Октябрьской революции отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Осудил роспуск Учредительного собрания. В марте 1918 г. Он опубликовал "разоблачающие" И. Сталина материалы об якобы участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. Поздние годы жизни Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 г. Летом 1919 г. В сентябре 1920 будучи смертельно болен туберкулезом эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « Социалистический вестник », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм».

Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной [1]. Учился Юлий три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга , один год — в Николаевской Царскосельской гимназии. В 1891 году он окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию [2] [3] и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Отец мой, в 1860-х годах переживший увлечение тогдашней молодёжи, остался навеки почитателем Герцена , к которому когда-то ездил в Лондон «на поклон», — писал Мартов в «Записках социал-демократа». Политическая деятельность[ править править код ] Мартов сидит, справа в составе членов Союза борьбы за освобождение рабочего класса 1897 Уже на первом курсе Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в « Крестах ». Его исключили из университета и летом 1893 г. Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России с 1897 г. После отбытия наказания в 1895 г. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса название организации придумал Мартов , за что был в 1896 г. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « Экономистов » Е. В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России». В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты « Искра » и журнала « Заря », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию « Искры », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже , поддерживал тесный контакт с Лениным. Ленинизм и политические взгляды[ править править код ] Мартов в 1896 году. Сторонников Ленина стали называть большевиками , а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры».

Попова Тамара Юльевна

Он совмещал в себе талантливого публициста и неутомимого революционера. Вождь партии умер. Но деятельность Ю. Она не может умереть. Она лишь теснее сомкнет свои ряды и будет пока делать ту скромную работу, которую она проделывает при крайне неблагоприятных условиях вот уже в продолжение почти 5 лет. Впервые я познакомилась с Ю.

Мартовым весной 1914 г. Своих женских литературных сил у нас было мало, и потому мы довольно часто обращались к отдельным членам редакции "Р. Особенным праздником были для нас статьи Ю. И хотя он, будучи членом редакционной коллегии "Р. И его статьи служили украшением нашего номера.

Помню еще и сейчас его яркую, полную глубокого чувства статью "Работница и свобода коалиции". Так искренно, задушевно и просто, так убедительно и горячо мог писать только человек, всей душой преданный идее освобождения рабочего класса. Целые потоки лжи и клеветы лились на меньшевиков со - 9 - страниц газеты "Правда", руководимой тогда провокатором Черномазовым. Особенной травле подвергались идейные руководители меньшевистского течения Ю. Мартов и Ф.

Дан, поведшие кампанию против второго столпа большевиков, тогда уже раскрытого провокатора Малиновского, председателя думской фракции большевиков. Конечно, от партийного и общего? Помню, с каким невозмутимым спокойствием развертывал Ю. Его ответы на эту отборную брань были всегда полны достоинства и не опускались до степени перебранки. Атмосфера в те дни в Петрограде была накаленная, что отзывалось и на работе редакции.

Начинался новый подъем экономических стачек, в воздухе пахло войной. В редакции всегда толпилось много народу, и Ю. Помимо заседаний редакционной коллегии, где мне приходилось слышать выступления Ю. Это заседание было устроено вместе с большевиками по случаю приезда председателя II Интернационала Вандервельде. Вандервельде приехал в Россию специально для ознакомления с сущностью разногласий большевиков и меньшевиков, ибо вопрос этот должен был разбираться на предстоящем Международном социалистическом конгрессе.

Заседание это в целях конспирации было устроено в ресторане Палкина. С одной стороны стола сидели большевики, с другой меньшевики. Вандервельде сидел между Ю. Думы Скобелевым, нынешним красным советским купцом в Париже. На бурные несдержанные выступления большевиков, наполовину переплетенные ложью, спокойно выступал Ю.

Вскоре после этого заседания выход "Р. Затем наступила война, и голос рабочей печати был окончательно задушен. Я была слишком мала,. И воспитывали меня совсем в другом духе, не так, как сейчас. В нашей семье никогда не было разговоров о деньгах, о вещах.

Никто не интересовался кто как одет, какая мебель, посуда, гардины. Никогда не говорили о том, кто какой национальности. Когда собирались люди, а они были всегда в нашем доме, они пили чай, пели песни, но пели или старинные романсы о Сибири, о Байкале, или песни первых высылок и тюрем, которые все прошли. Мама красиво пела и была очень красивая, с длинными каштановыми волосами, заплетала их в косу. Вообще в нашем доме всегда было очень много молодежи, так как папа хорошо играл в шахматы, учил их этой игре, придумывал всевозможные ребусы, головоломки, преподавал математику и всегда был душой компании.

Он хорошо катался на коньках, играл в волейбол. Знал 12 иностранных языков и эсперанто. У нас была прекрасная библиотека. Первое мое воспоминание — это Саратов, мне 2—3 года 1928— 1929 гг. Мы живем на 3-ем этаже дома, который выходит на площадь.

На этой площади в воскресенье — базар, лошадей много, в мешках мука, картофель. А во дворе дома целыми днями идет засолка капусты, за большим столом из досок женщины рубят капусту и уносят в чаны. Это осень. Мы почти каждый день ходим к бабушке Коре и дедушке Сереже, которые живут не очень далеко от нас в деревянном доме. Любила сидеть у них на крыльце.

Улица тихая, зеленая. Помню, как ходили в тюрьму, там мой папа и дядя Андрей и еще кто-то из наших. Их несколько человек, но других не помню. Дядя Андрей возил меня на плечах. Арестантам разрешалось гулять во дворе, играть в шахматы, читать.

Потом там был и дедушка. Меня слово тюрьма не пугает, там не страшно. Больше о Саратове ничего не помню. Мы плывем, на пароходе по Волге. У меня был большой белый медведь, которого я опускала на веревке в реку — поплавать, и матросы его вынимали и сушили.

Очень его жалели, это я хорошо помню, уговаривали, что ему в реке плохо. Мы в Москве. Живем у бабушки на Воронцовской ул. Мама ведет меня в Большой театр. Мы сидим в ложе, я на коленях у высокого, очень красивого человека.

Он сидит в кресле. Потом я узнала — это был Станиславский. Мама у него училась и он, как видно, пригласил нас на "Золотого петушка". Все запомнилось, и театр, и весь спектакль. Уж очень все было для меня необычно.

И этот спектакль запомнился мне на всю жизнь. Опять не знаю, как и где, но мы в Уфе 1931—1932 гг. Мы живем в деревянном доме на 2-ом этаже. Большой двор. К нам приходит Лева, он меньше меня.

Я его вожу на р. Белую, куда нам запрещено ходить. Мы часто, вернее, каждый день, видели детей, которые собирают траву. Я их запомнила на всю жизнь. Тонкая шея, большой живот, тонкие руки и ноги.

Это голод. Утром, когда меня ведет мама в детский сад, на улицах лежат мертвые люди — женщины и дети. Все это запомнилось на всю жизнь. Бабушка нам присылает из Москвы муку. Она ходит в Торгсин и все, что есть у нее ценное, сдает туда и шлет нам.

На это мы и живем. Я заболела дифтеритом. Каждый день к нам приходят молодые люди, товарищи мамы, но гораздо моложе ее. Они по очереди дежурят со мной. Знала, что папа в Москве — у него тиф.

Как видно, это зима, так как они приносят каждый по 3—4 полена. Топят печь, а мама из муки готовит на рыбьем жире лепешки. С этого времени я полюбила рыбий жир и могу пить его. Стол около меня был колченогий, и я часто нарочно его качала, и лекарства падали. Но никогда ни они, ни мама не ругали меня.

Бабушка Кора и дедушка Сережа где-то далеко. Иногда приходили от них письма. Мы с мамой часто ходили недалеко от нас в одноэтажный дом, где жила группа людей. Туда иногда приходила я одна. Память о ней не изгладилась до сих пор, как видно, она была обаятельной, если ребенок запомнил ее на всю жизнь.

Когда мы уезжали, то билеты были на одно число, а багаж на другое число. Ломовой извозчик должен был отправить багаж через два дня. И мама весь запечатанный багаж оставила у Марии Спиридоновой. А накануне отправки багажа Марию Спиридонову и всех товарищей арестовали. И забрали весь наш багаж, хотя там был наш адрес и квитанция на отправку.

Это нам сообщил извозчик. Так кончился уфимский период. Очень хорошо помнила Леву и ждала его всю жизнь, это мой родственник. Встретились мы уже в 60-х годах. Хорошо помню его маму — Доброхотову Александру Сергеевну и бабушку.

Бабушка была небольшого роста, худая, строгая, почему-то потом, когда выросла, ее облик у меня ассоциировался со старой интеллигенцией. А вот дядю Володю, дедушкиного брата, я не помню. Мама и тетя Саша были закадычными друзьями, обе веселые и красивые. Мне было с ними всегда интересно. Опять мы приехали из Уфы к бабушке в Москву.

Очень хорошо помню наш поход с бабушкой в Торгсин на Кузнецкий мост, теперь в этом магазине женская одежда. Внизу стоял большой бурый медведь чучело , и в магазине все было. Запомнила все маленькие - 12 - магазинчики около Центрального универмага, какие все они были красивые. Мы уехали в Казань 1933 г. Мы жили в маленьком деревянном доме, в глубине сада в соседнем доме жили бабушка Кора и дедушка Сережа.

Недалеко от дома проходила железная дорога в овраге. Вокруг нас жило много друзей родителей и дедушки. У всех были дети. Играли шумно на улице, она была очень тихая, в лапту, в разбойников. Лазали по садам, хотя не помню, чтобы много рвали яблок, так как у всех яблоки были в "своих" хозяйских садах, да и были мы все-таки не жадные, не рвали в прок, а лазать в чужие сады было просто геройством — показать, что не трус.

Да и если сказать честно, то нас и не очень-то ловили, может быть, потому что мы действительно почти не приносили урона. К папе приходили молодежь, студенты и школьники, преподаватели университета. Он организовывал шахматные соревнования, обучал игре в шахматы, придумывал ребусы, загадки и вообще был душой всех сборищ. Приезжала сестра отца Вера, но она жила у своих родителей. Как жили бабушка Кора и дедушка Сережа, я не могу ничего рассказать.

Могу только сказать, что на письменном столе у дедушки всегда были рукописи, он переводил, что-то писал. Как рассказала недавно Паулина Степановна Мясникова, она часто видела двух пожилых Цедербаумов. Одеты они были скромно, вернее, бедно, но всегда все было чистое, сверкающие белизной воротнички, все наглаженное. Из письма С. Цедербаума Лиле Осиповне Дан от 28.

А обстановка такова, что очень трудно найти другую работу: всюду сокращение штатов, снижение ставок, много учреждений ликвидируется. Безрезультатно посещаю я почти ежедневно биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных... Изредка дают мне «направление», но всегда оказывается, что это или в отъезд, или в таком месте, куда доступ мне закрыт. Мое непосредственное «начальство» определенно указало, где именно мне нельзя работать как раз там, где имеется наибольший спрос... Быть сейчас безработным — это значит не иметь продовольственной карточки, то есть не получать хлеба ко- - 13 - торый в вольной продаже стоит 5 рублей кило.

Если бы нам не приходилось посылать на сторону, мы с грехом пополам сводили бы концы с концами, урезав себя, поскольку К. А так это очень трудно, и я теперь по воскресеньям нагружаюсь разного рода предметами одежды и отправляюсь на толкучку — здесь она носит выразительное название "Сорочьего базара" — и выстаиваю часами в надежде что-нибудь продать. Массовые увольнения, очень чувствительное снижение ставок, наконец, задержки с выплатой зарплаты — все это привело к тому, что покупателей нет — все превратились в продавцов... Не знаю, где искать выход. Делаю попытку переквалифицироваться — превратиться в бухгалтера — эта специальность еще в спросе, — тогда есть шанс получить работу, правда, оплачиваемую ниже работы экономиста.

Засел за книги и консультирую товарища... Получала от них до начала 1937 года письма, но уже больше мы не встретились. Уехали мы как-то сразу на Урал, вернее, уехал папа, а мы поехали к бабушке Матроне Ивановне Крупновой в Москву, Воронцовская ул. Калату 1934—1935 гг. Это был маленький городок, весь деревянный, очень уютный.

Недалеко от завода было построено несколько 2-этажных деревянных домов, где жили служащие завода, да были еще бараки, но их в то время было очень мало. Гостиница, магазин, в центре города — чахлый городской сад, а рядом — базар, а за садом деревянная одноэтажная школа. Потом построили Дом культуры, для того времени это было очень красивое здание и внутри, и снаружи. Там впервые в городе выступал московский театр им. Вахтангова — "Турандот".

В Калате я окончила два класса. Вокруг домов стояли сараи, где все держали кур, свиней. При заводе было подсобное хозяйство, мы получали через день по ведру молока. И бабушка сбивала масло. Папа и я очень любили молоко.

Вокруг городка стояла тайга, куда ходили мы с мамой за малиной, земляникой. Папа ездил на охоту и на озера, где жили в скитах старцы. Он очень много рассказывал о них. Возили туда кое-какие продукты. Там заболела моя мама Мария Ильинична Крупнова и умерла.

Похоронили ее на небольшом кладбище на горке. Наша кошка все время лежала то в ногах у мамы в гробу, то рядом, а после похорон ушла и замерзла на ее могиле. Папа вскоре уехал, так как жить без мамы здесь не хотел. И пока ус- - 14 - траивался, к нам в квартиру вселили рабочего ударника, который отобрал у нас папин радиоприемник, кровать, шкаф. Вот таким у меня и осталось представление об ударниках, что все тащат к себе.

Вскоре приехал папа, забрал нас и все вещи, и мы уехали под Москву — ст. Папа стал работать на заводе им. Жил он при заводе в общежитии, а нам с бабушкой дали однокомнатную квартиру. Там я училась в 3-ем классе, и в конце учебного года папу арестовали. Бабушка и дедушка уже к этому времени перестали писать.

Но я еще ничего не понимала. Меня воспитывали слишком далеко от действительности. К папе до ареста приезжали друзья бабушки и дедушки. Все они были очень приятные люди, товарищи бабушки и дедушки, выпущенные из концлагерей. Они искали работу и жилье, но после ареста отца никто из них не приезжал, начались повальные аресты.

Почти все эти люди были расстреляны, о судьбе некоторых из них в конце книги есть сведения, которые я почерпнула из дел моих родных, конечно, это маленькая часть сведений о тех, кто погиб. Мартов вошел в историю как Юлий Осипович. Родился 12 ноября 1873 г. Отец Иосиф Александрович Цедербаум служил в Российском обществе пароходства и торговли. Мать Ревекка Юльевна Розенталь вышла замуж за Иосифа Александровича Цедербаума после окончания курса обучения в Константинопольском католическом монастыре, куда ее послали воспитывавшие ее тетя и дядя из Вены после смерти родителей евреев сефардов из Испании, живших в последнее время в Солониках, где родилась Ревекка Юльевна в 1855 г.

Скончалась она 1905 г. Дедушка, Александр Сендер Иосифович Цедербаум, родился в 1816 г. В 1840 г. Указом Херсонской Казенной палаты зачислен к мещанам из купцов г. Возраст всех дан на 1858 год, следовательно, отец Л.

Мартова Иосиф Александрович Цедербаум родился в 1839 году в Люблине. Выпуском этих газет было положено начало еврейской периодической прессе в России. В 1871 году Александр Иосифович переехал в С. Петербург, где проживал по адресу Измайловский полк, 3 Рота, д. Там же находилась и редакция Тамелиц".

Иосиф Александрович окончил в 1857 году курс наук в Главном училище садоводства в Крыму в Никитском ботаническом саду, в 1882 году утвержден навсегда в звании ученого садовника. Это звание давало возможность жить в любом месте в России вне черты оседлости. В копии свидетельства от 23 октября 1883 г. Иосифу Александровичу Цедербауму "разрешено пользоваться званием и правами потомственного почетного гражданина". И действительно, читая дела родных в архиве КГБ, я везде видела, что они являются потомственными почетными гражданами Ленинграда в деле не указан С.

Петербург , но это не мешало приговаривать их всех к расстрелу. Петербурге Невский пр. Петербурга Иосиф Александрович значился как купец 2-й гильдии. У Иосифа Александровича была большая дружная семья: сыновья Мориц умер молодым от болезни сердца , Юлий, Сергей, Владимир, дочери Надежда умерла в Москве в 1923 г. Кроме своих детей воспитывались дети умерших братьев отца.

Разговорным языком семьи был французский, но постепенно стал русский, хотя мать Ревекка Юльевна до конца своей жизни писала только по-французски. Брат отца Адольф окончил курс медицинских наук в Берлине, будучи студентом, подрабатывал переводами. Считался хорошим переводчиком, перевел на немецкий язык И. Приехав в Россию, сдал экзамены на аттестат зрелости, так как не кончал российскую гимназию, сдал медицинские экзамены, написал докторскую диссертацию, сдал докторский экзамен, но в это время по России прокатились еврейские погромы, и Адольф уехал в США в Деневер, где стал директором туберкулезного санатория. Умер он во время 1 мировой войны.

Другой брат отца Натан жил в Николаеве, где и умер вместе с женой от туберкулеза, остался сын Владимир музыкант и журналист, он погиб в Париже во время фашистской оккупации после депортации его жены — Марии Исааковны Каменки и дочь Софья. Софья Натановна воспитывалась в семье Цедербаумов, после окончания гимназии закончила зубоврачебные курсы, вышла замуж за меньшевика-плехановца Ольгина-Фомина и после 1917 года вместе с ним уехала на Восток, умерла от тифа во Владивостоке. Младший ее брат Яков воспитывался в семье брата отца Исайя, стал впоследствии меньшевиком, а у Исайя был и свой сын Федор партийный псевдоним Ф. Дневницкий , плехановец. Кончаю краткий обзор о семье Цедербаумов.

Далее — только о тех, кто был арестован и расстрелян, так как считаю, что они имеют право на память. Начиная уже подробно писать о каждом, все-таки дам еще немного сведений о Юлии Осиповиче Цедербауме Л. Я уже писала, когда он родился и где. Хочу сказать, где учился, так как это не везде написано о нем. Учился 3 года в 7-й гимназии С.

Один год — в Николаевской Царскосельской гимназии, в 1891 г. Петербургского университета, откуда был исключен в 1892 г. Далее писать о его политической биографии не буду, ведь книга не о нем, а о его родных. Уехал из России Л.

Он так и не обзавелся собственной семьей. Известно, он собирался жениться на француженке и социалистке Поли Гордон. Но назначенная свадьба не состоялась, поскольку Юлий Осипович в этот день зашел в парижское кафе, погрузился в жаркие политические споры с товарищами по партии и забыл обо всем на свете… Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г.

Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г.

Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошёл в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорён к трёхгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже. В 1907 г.

На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внёс радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. Эмиграция …старое знамя меньшевизма оказалось для него слишком дорогим. Это политически и погубило его. При всех своих блестящих способностях Мартов смог только от времени до времени подниматься и сверкать своим тонким политическим умом, но потом снова шел ко дну, потому что его всегда тянуло в бездну это несчастное пристрастие к меньшевистскому знамени как таковому. В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма.

Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был её противником. Участвуя в Циммервальдской 1915 г.

Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В центре - Владимир Ульянов, рядом с ним Юлий Цедербаум 5.

В 1901 году Цедербаум берет себе псевдоним Мартов. Сестра Лидия объясняет этот выбор тем, что Юлий Осипович считал март самым революционным месяцем, ссылаясь на события 1848 года в Европе. После образования Российской социал-демократической рабочей партии Мартов вместе с Ульяновым, взявшим псевдоним Ленин, являлся одним из лидеров новой организации. Однако на II съезде партии , состоявшемся летом 1903 года, пути друзей разошлись, и оба они фактически возглавили образовавшиеся в результате раскола враждующие фракции: Ленин фракцию большевиков, Мартов — меньшевиков. Название для обозначения фракции придумал Мартов.

После того, как Ленин назвал свою группу, получившую большинство голосов съезда, большевиками, Мартов в противовес ему назвал свою группу меньшевиками.

Они начинали как соратники

Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества. Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества пароходства и торговли. Главная» Новости» Юлий осипович мартов краткая биография. Детство Мартова Ю.О. Родился Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) 24 ноября 1873г. в Константинополе в зажиточной еврейской семье.

Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность

Октябрьская социалистическая революция трактовалась им в качестве ошибочного действия со стороны большевиков, он также призывал солдат и рабочих к отказу от вооруженного захвата власти. Согласно его позиции, спасение революции в те времена было возможным только в ситуации заключения мира, а также проведения значимых социальных реформ. На четвертом Чрезвычайном съезде Советов, Ю. Мартов выступил с речью, в которой высказался против заключения Брестского мира, и вместе с этим выступил за создание однородного социалистического правительства вместо Совета комиссаров «новой власти». При этом, в декабре 1918 года, на Всероссийском партийном совещании большевиков он поддержал политику советского правительства по вопросам борьбы с контрреволюцией, и провозгласил идею снятия требования Учредительного собрания.

Являясь настоящим политиком, Мартовым был принят факт наличия советского строя, однако он остался приверженцем демократической республики и продолжил критиковать советское правительство. В октябре 1920 года Мартовым, по поручению ЦК партии меньшевиков которая была легализована 30 ноября 1919 года был совершен выезд за границу, где он выступал в качестве представителя партии во втором Интернационале, с сохранением советского гражданства. В 1921 году он стал создателем Венского, либо, как это называется — второго Интернационала. Он умер от туберкулеза и был захоронен в Берлине.

Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ. Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю.

Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году. В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание.

Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности.

К 180-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина. Дмитров: «Принт», 2023. Леонтьева Н. Воспоминания полковника А.

Логинова о создании 18-й Московской дивизии народного ополчения. Логинова как источник по истории создания Московского народного ополчения в 1941 г. Лукашин А. Документы большевистского руководства о высылке инакомыслящей интеллигенции и политической оппозиции в 1922-1923 гг. Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2022 г.

Серия 27: Глобалистика и геополитика. Лыкова Л. Историческое наследие и современность». В соавт. Мельтюхов М.

Публикация для страницы Росархива «Вконтакте». Артизов; составители В. Аракчеев, Д. Безьев, Е. Григорьев, Н.

Кириллова, Р. Садыков, П. Скороспелов, А. Сорокин, А. Степанов, Т.

Царевская-Дякина, Ю. Эскин, А. Одинцов М. И, Кочетова А. Сентябрь-декабрь 1943 г.

Воспоминания М. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Судьба хирурга и житие святителя. Архиерейский собор 8 сентября 1943 г. Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 г.

Сборник статей. Архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий. Карпов — председатель Совета по длам Русской православной церкви. Соломонова об анархистском движении в Минске 1905-1907 гг. Том 9.

Рублев Д. Махно и Махновское движение в оценках российских и украинских анархистов. Анархист, дипломат, директор архива: жизнь и общественно-политическая деятельность И. Всероссийская федерация анархистской молодежи 1918-1919 гг. Государственно-капиталистическая модель экономики: взгляд П.

Серия 21: Управление государство и общество. Савельев П. Глава 5.

Добавление чрезвычайно красноречивое: кто за «железную» гвардию, готовность «воевать» и «громить» — те в его партию. А не способные к этому — в «рыхлое чудище» Мартова.

Ленин презрительно относится к моральным сентенциям Мартова, Плеханова, Аксельрода. В своей полемике, которая, пожалуй, составляет львиную долю всего литературного наследия Ленина, он мимоходом бросает слова, которые отдают осуждающим рефреном, что, мол, Мартов известен «своей моральной чуткостью», вопит о «краже», «шпионстве» и других безнравственных вещах133. До своей победы в октябре 1917 года Ленин не перестает полемизировать с Мартовым, если это можно назвать полемикой. Изобличения, осуждения, «приговоры» и просто оскорбления в адрес человека, с которым в молодости было так много общего. Но Мартов непреклонен.

Склонный и способный к компромиссам, Мартов не испытывает никаких позывов к поиску согласия. Просто давно пришло понимание, что тот социализм, который намерен строить вождь партии большевиков, не имеет отношения ни к подлинной справедливости, ни к нравственным принципам, ни к гуманистическим началам социалистических мечтаний. Уже проиграв, Мартов ужаснулся «промежуточному» итогу достигнутого в 1917 году. В письме к одному из своих личных друзей Н. Кристи Мартов выносит вердикт, который оказался сколь пророческим, столь и весьма точным.

Получается такой букет, что трудно вынести. Вероятно, она, эта позиция Мартова, была наиболее верной и благородной. Весть о вспыхнувшем пожаре европейской войны 1914 года застала Мартова в Париже. В своем «Голосе» небольшой cоциал-демократической газете центристского толка Мартов не уставал повторять: «Да здравствует мир! Довольно крови!

Довольно бессмысленных жертв! Да здравствует мир! В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками.

Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира? Очень возможно, что в этом случае Ленин перестроит всю свою агитацию в массах и станет проповедовать им, что все беды послевоенной поры происходят от преступлений демократии, состоящих в том, что она преждевременно закончила войну и не имела мужества довести ее до полного разгрома германского милитаризма. Все остальное было подчинено цели ее захвата. После того как в июне 1918 года ВЦИК вывел из своего состава правых эсеров и меньшевиков, Мартову ничего не оставалось, как бороться пером против сползания революции к диктатуре одной партии. Шуб приводит свидетельство Е.

Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я. Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену. Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова.

Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек. Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136. Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту. Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор.

Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь». На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137.

Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос». Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта. Приехало 183 главаря.

Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу.

Лукашин А. Документы большевистского руководства о высылке инакомыслящей интеллигенции и политической оппозиции в 1922-1923 гг. Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2022 г. Серия 27: Глобалистика и геополитика. Лыкова Л. Историческое наследие и современность». В соавт. Мельтюхов М. Публикация для страницы Росархива «Вконтакте».

Артизов; составители В. Аракчеев, Д. Безьев, Е. Григорьев, Н. Кириллова, Р. Садыков, П. Скороспелов, А. Сорокин, А. Степанов, Т. Царевская-Дякина, Ю.

Эскин, А. Одинцов М. И, Кочетова А. Сентябрь-декабрь 1943 г. Воспоминания М. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Судьба хирурга и житие святителя. Архиерейский собор 8 сентября 1943 г. Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 г. Сборник статей.

Архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий. Карпов — председатель Совета по длам Русской православной церкви. Соломонова об анархистском движении в Минске 1905-1907 гг. Том 9. Рублев Д. Махно и Махновское движение в оценках российских и украинских анархистов. Анархист, дипломат, директор архива: жизнь и общественно-политическая деятельность И. Всероссийская федерация анархистской молодежи 1918-1919 гг. Государственно-капиталистическая модель экономики: взгляд П. Серия 21: Управление государство и общество.

Савельев П. Глава 5. Большая российская энциклопедия bigenc. Пропагандистская деятельность Д. Социал-демократическая фракция Государственной думы ноябрь 1907 — июнь 1912 г. Глава 6. Скороспелов П. Докладчик т.

СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.

1923) - русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. 4 апреля 1923 года Юлий Осипович Мартов умер в туберкулезном санатории в Шварцвальде. Образ ведущего новостей. В фонде Л. Мартова в Архиве Российского центра хранения и изучения новейшей истории в Москве есть письма знакомой Юлия Осиповича Поли Гордон. Главная» Новости» Мартов рсдрп.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий