ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ (ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ) С РОССИЕЙ Даты События Апрель 1648 г. Начало войны украинских казаков против Речи Посполитой. Поначалу вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Московским царством обсуждался на так называемом «освященном Соборе», в который входили исключительно представители православной церкви: в конце концов. Воссоединение с Россией было общим желанием народных масс», — заявил в интервью RT заведующий кафедрой политологии и социологии имени Г.В. Плеханова, академик Академии военных наук РФ Андрей Кошкин.
Переяславская Рада
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад - Парламентская газета | Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. |
Переяславская рада. Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем? | Воссоедине́ние Украи́ны с Росси́ей — принятое в советской и российской историографии название для перехода реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему. |
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ С РОССИЕЙ Даты События Апрель | В то же время правительство РФ ничего не сделало для поддержки стремления к воссоединению у огромной части населения Украины (и соответствующих политических движений), не говоря уже о русском Крыме. |
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ (ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ) С РОССИЕЙ Даты События Апрель 1648 г. Начало войны украинских казаков против Речи Посполитой. Воссоединение Украины с Россией: Богдан Хмельницкий В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства. В данной статье вы рассмотрите предпосылки, особенности и историю воссоединения Украины с Россией в XVI-XVII вв. В результате, присоединение Украины к России стоило русским не только добрососедских отношений с Польшей, но и целой армии, которая была уничтожена из-за предательства Юрия Хмельницкого.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
В июне 1992 года, на волне постсоветского самостийного угара, в городе Переяслав-Хмельницком бывшем Переяславле собрался некий Великий Совет Украинского казачества. В новом «историческом» документе, подписанным Чорноволом и его ряжеными сподвижниками, сообщалось: «От сего дня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество от нее отрекается, чтобы дать клятву народу нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине… От давней клятвы, данной казаками на этом месте, отрекаемся и крест целуем: Гетьман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы…». Но даже после такого мощного политического ритуала «проклятие» Переяславской рады не покинуло молодое «незалежное» государство. Оно с новой силой проявилось в гражданской войне в Донбассе.
В августе 2016 года скандально известная неонацистка из партии «Свобода» и по совместительству преподаватель филологии в одном из львовских вузов Ирина Фарион, выступая на центральном телевидении, заявила, что война в Донбассе — «это не АТО… Это война, которая ведется с украинцами с 1654 года», — то бишь с Переяславской рады. Даже единственное и довольно сомнительное достижение нынешнего киевского режима — получение Украиной безвизового режима с Европой — Петр Порошенко назвал на пресс-конференции в Киеве «преодолением последствий Переяславской рады». На самом же деле, и Порошенко это прекрасно понимает, актуальность Переяславской рады невероятно выросла в связи с недавним выходом Крыма из состава Украины и войной в Донбассе.
Столь важное историческое событие, как Переяславская рада 1654 года, необходимо рассмотреть подробнее. Древнерусское государство, от которого берут начало современные Россия и Украина, возникло в IX в. Но огромную территорию объединяли единые вера, культура и язык.
В период феодальной раздробленности древнерусское государство раскололось. А нашествие татаро-монголов в первой половине XIII в. Князь Северно-Восточной Руси Александр Невский, оказавшись перед угрозой одновременных ударов крестоносцев с запада и татаро-монголов с востока, не предал православную веру и выбрал меньшее из двух зол — принял ярлык на княжение от монгольского хана Батыя.
Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом.
В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования.
Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия.
На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами».
Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом».
Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства.
Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство.
В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко.
В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.
И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде».
В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году.
И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины.
Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель.
Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело.
Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой.
И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет.
Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».
Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками.
Судьба "виновника" воссоединения славянских народов показательна для того времени. Богдан Хмельницкий был шляхтичем то есть дворянином , но православным. Он служил в польском войске, имел собственный хутор и нескольких работников. Но на беду отношения с местным старостой-католиком Чаплицким не сложились до такой степени, что тот устраивал покушения на жизнь Хмельницкого, набеги на его хутор и грабежи и даже запорол сына Хмельницкого. Местный суд, где заправляли католики, не наказал злодея. Хмельницкий обратился прямо к польскому королю Владиславу, но тот отказал, пожаловавшись на свое бессилие перед панами, контролировавшими сейм польский парламент. Тогда отчаявшийся Хмельницкий поехал в Запорожье: "Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Заключив союз с Крымским ханством, в 1648 году гетман начал кровопролитную войну.
Однако в 1651 году после серии побед казаки потерпели сокрушительное поражение из-за предательства татар. Тогда гетман обратился за помощью к православному Московскому государству. После долгих переговоров 18 января по новому стилю 1654 года в городе Переяславе собравшаяся рада совет казаков одобрила присоединение к Москве: "Водим под царя московского, православного". Однако казаки потребовали, чтобы царь Алексей Михайлович в обмен на присягу дал клятву сохранить казачью независимость. Боярин Бутурлин, ведший переговоры, заявил в ответ: "У нас не повелось, чтоб цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут". Ситуация была безвыходная, и казаки согласились. Русские и казаки освободили Левобережную Украину иначе именуемую Малороссией от поляков Правобережная Украина осталась под властью Польши и Турции и была присоединена к Российской империи значительно позже - в 1793 году. Мазепа мечтал основать с помощью шведов независимое украинское государство, однако его планам не суждено было сбыться - в сражении под Полтавой Петр Великий разгромил Карла. Поскольку часть запорожцев поддержала гетмана, царские войска под предлогом борьбы с изменниками в 1709 году разрушили Сечь.
Украинские земли, входившие в их состав, также стали территориями объединенного государства. Кроме этого, в него вошла Западная Украина, бывшая в составе Малой Польши. К этому времени происходило формирование украинской нации, и было не совсем понятно, относятся ли русины, гуцулы Галитчины, казаки Сечи, волыняне, полещуки к единому народу, являются ли субэтносами Руси, или это самостоятельные малые народы. В те времена эти территории назывались Малороссией или Украиной-Русью, хотя термин "Украина" применялся с 1187 года и упоминался в летописях. Объединяло населявшие ее народности то, что в преобладающем количестве они исповедовали православие. Поляки и литвины были католиками. Большинство малороссийских земель центральная и левобережная часть страны принадлежало польским панам, поэтому они всячески притесняли православных, заставляя их принимать католицизм. Притеснение малороссов После образования объединенного государства совершилось присоединение Малороссии к Речи Посполитой и началось наступление польско-литовской администрации на права коренного украинского населения, что привело к религиозному, национальному и культурному гнету. Было поставлено под сомнение существование единой общности коренных жителей. Шляхта презрительно относилась к ним, считая «мужиками», к их вере, которую называла «ересью». Современную территорию Восточной Украины с ее богатейшими черноземами захватывали польские магнаты с тысячами их наймитов. Вследствие этого образовывались огромные латифундии, практически не подчинявшиеся польской короне. Они имели свои войска и административно-репрессивный аппарат. Местное население жестоко эксплуатировалось. Основные проблемы Население Украины, исповедовавшее православие, подвергалось жесточайшему гнету и преследованию со стороны поляков-католиков. Особенно усердствовала в этом шляхта, которая представляла на местах административную власть. Это вызывало неоднократное возмущение коренного населения, что выливалось в акты неповиновения, восстания, и в итоге привело к воссоединению Украины с Россией. Еще одной причиной серьезного внутреннего единоборства внутри государства являлись казаки, которые охраняли границы от набегов крымских татар. Верховная власть побаивалась их и относилась к ним с большой долей недоверия. Это была серьезная проблема, которую попытался разрешить Сигизмунд II в 1572 году. Он предложил поступить к нему на службу представителям казачьей вольницы, но не более 300 человек. Так запорожское казачество было разделено на две части: реестровых казаков и запорожскую вольницу. Реестровые казаки При короле Стефане Батории в 1572 г. Они получали жалование от государства и, в свою очередь, должны были находиться в подчинении у польских офицеров, не совершать набеги на Крымское ханство. Всех поступивших на службу вносили в специальные реестры, откуда и произошло название. Они уже не были «вольными казаками», так как приносили присягу польскому королю, что освобождало их от налогов и пошлин. В 1589 году их уже было более 3 тысяч. Среди «вольных казаков» считалось большой удачей попасть в реестр.
Там не спускали глаз со Смоленской и Северской земли и после неудачной войны 1632-1634 гг. Малороссия лежала еще далеко за горизонтом московской политики, да и память о черкасах Лисовского и Сапеги была еще довольно свежа. Правда, из Киева засылали в Москву с заявлениями о готовности служить православному московскому государю, даже с челобитьем к нему взять Малороссию под свою высокую руку, ибо им, православным малороссийским людям, кроме государя, деться негде. В Москве осторожно отвечали, что, когда от поляков утеснение в вере будет, тогда государь и подумает, как бы веру православную от еретиков избавить. С самого начала восстания Хмельницкого между Москвой и Малороссией установились двусмысленные отношения. Успехи Богдана превзошли его помышления: он вовсе не думал разрывать с Речью Посполитой, хотел только припугнуть зазнавшихся панов, а тут после трех побед почти вся Малороссия очутилась в его руках. Он сам признавался, что ему удалось сделать то, о чем он и не помышлял. У него начала кружиться голова, особенно за обедом. Ему мерещилось уже Украинское княжество по Вислу с великим князем Богданом во главе; он называл себя "единовладным самодержцем русским", грозил всех ляхов перевернуть вверх ногами, всю шляхту загнать за Вислу и т. Он очень досадовал на московского царя за то, что тот не помог ему с самого начала дела, не наступил тотчас на Польшу, и в раздражении говорил московским послам вещи непригожие и к концу обеда грозил сломать Москву, добраться и до того, кто на Москве сидит. Простодушная похвальба сменялась униженным, но не простодушным раскаянием. Эта изменчивость настроения происходила не только от темперамента Богдана, но и от чувства лжи своего положения. Он не мог сладить с Польшей одними казацкими силами, а желательная внешняя помощь из Москвы не приходила, и он должен был держаться за крымского хана. После первых побед своих он намекал на свою готовность служить московскому царю, если тот поддержит казаков. Но в Москве медлили, выжидали, как люди, не имеющие своего плана, а чающие его от хода событий. Там не знали, как поступить с мятежным гетманом, принять ли его под свою власть или только поддерживать из-за угла против поляков. Как подданный, Хмельницкий был менее удобен, чем как негласный союзник: подданного надобно защищать, а союзника можно покинуть поминовении в нем надобности. Притом открытое заступничество за казаков вовлекало в войну с Польшей и во всю путаницу малороссийских отношений. Но и остаться безучастным к борьбе значило выдать врагам православную Украину и сделать Богдана своим врагом: он грозил, если его не поддержат из Москвы, наступать на нее с крымскими татарами, а не то, побившись с ляхами, помириться да вместе с ними поворотиться на царя. Вскоре после Зборовского договора, сознавая неизбежность новой войны с Польшей, Богдан высказал царскому послу желание в случае неудачи перейти со всем войском Запорожским в московские пределы. Только года через полтора, когда Хмельницкий проиграл уже вторую кампанию против Польши и потерял почти все выгоды, завоеванные в первой, в Москве, наконец, признали эту мысль Богдана удобнейшим выходом из затруднения и предложили гетману со всем войском казацки? Но события не следовали благоразумному темпу московской политики. Хмельницкий вынужден был к третьей войне с Польшей при неблагоприятных условиях и усиленно молил московского царя принять его в подданство, иначе ему остается отдаться под давно предлагаемую защиту турецкого султана и хана крымского. Наконец, в начале 1653 г. Но и тут проволочили дело еще почти на год, только летом объявили Хмельницкому о своем решении, а осенью собрали земский собор, чтобы обсудить дело по чину, потом еще подождали, пока гетман потерпел новую неудачу под Жванцем, снова выданный своим союзником - ханом, и только в январе 1654 г. После капитуляции под Смоленском в 1634 г. В 1648 г. Польша очутилась в отчаянном положении; из Украины просили Москву помочь, чтобы обойтись без предательских татар, и взять Украину под свою державу. Москва не трогалась, боясь нарушить мир с Польшей, и 6 лет с неподвижным любопытством наблюдала, как дело Хмельницкого, испорченное татарами под Зборовом и Берестечком, клонилось к упадку, как Малороссия опустошалась союзниками-татарами и зверски свирепою усобицей, и, наконец, когда страна уже никуда не годилась, ее приняли под свою высокую руку, чтобы превратить правящие украинские классы из польских бунтарей в озлобленных московских подданных. Так могло идти дело только при обоюдном непонимании сторон. Москва хотела прибрать к рукам украинское казачество, хотя бы даже без казацкой территории, а если и с украинскими городами, то непременно под условием, чтобы там сидели московские воеводы с дьяками, а Богдан Хмельницкий рассчитывал стать чем-то вроде герцога Чигиринского, правящего Малороссией под отдаленным сюзеренным надзором государя московского и при содействии казацкой знати, есаулов, полковников и прочей старшины. Не понимая друг друга и не доверяя одна другой, обе стороны во взаимных сношениях говорили не то, что думали, и делали то, чего не желали. Богдан ждал от Москвы открытого разрыва с Польшей и военного удара на нее с востока, чтобы освободить Малороссию и взять се под свою руку, а московская дипломатия, не разрывая с Польшей, с тонким расчетом поджидала, пока казаки своими победами доконают ляхов и заставят их отступиться от мятежного края, чтобы тогда легально, не нарушая вечного мира с Польшей, присоединить Малую Русь к Великой. Жестокой насмешкой звучал московский ответ Богдану, когда он месяца за два до Зборовского дела, имевшего решить судьбу Польши и Малороссии, низко бил челом царю "благословить рати своей наступить" на общих врагов, а он в Божий час пойдет на них от Украины, моля Бога, чтобы правдивый и православный государь над Украиной царем и самодержцем был. На это, видимо искреннее, челобитье из Москвы отвечали: вечного мира с поляками нарушить нельзя, но если король гетмана и все войско Запорожское освободит, то государь гетмана и все войско пожалует, под свою высокую руку принять велит.
Вхождение Украины в состав России
Приехав из-под Жванца в Чигирин, гетман Б. Хмельницкий 26 декабря встретился с царскими послами Ф. Стрешневым и М. Он заявил, что всем полковникам, сотникам, атаманам и есаулам велено к 1 января 1654 г.
Церемонию воссоединения Украины с Россией предполагалось провести в Переяславе — значительном экономическом и административном центре, расположенном вдали от театра военных действий. Повсюду украинское население встречало его с большим радушием, так как осуществлялась его вековая мечта — быть навеки вместе с Россией. Идею воссоединения Украины с Россией поддерживали все слои населения, принимавшие активное участие в освободительной войне.
И все то, что в течение шести лет гетман и его сторонники делали для осуществления этого важного исторического акта, свидетельствует о его обусловленности предыдущим общественным развитием Украины, объективным ходом событий, а не случайностью, как это безуспешно пытались доказать украинские буржуазные националисты и теперь утверждают их последователи из антикоммунистического лагеря за рубежом. Решение Переяславской рады — изъявление воли всего украинского народа. Великое посольство России, возглавляемое В.
Бутурлиным, прибыло в Переяслав 31 декабря 1653 г. В честь дорогих русских гостей казацкий гарнизон крепости салютовал из ружей и пушек. Хмельницкий смог прибыть в Переяслав только вечером 6 января 1654 г.
В город съехалось множество представителей старшины и казаков. Утром 8 января гетман собрал раду генеральной старшины, полковников и есаулов. Все они единодушно высказывались за воссоединение Украины с Россией и созыв военной рады.
На городской площади собралось огромное количество людей: представители старшины, духовенства и казаков всех полков, а также жители Переяслава. В этот праздничный день в город прибыло множество крестьян из окрестных сел Переяславщины. Таким образом, рада приобрела общенародный характер.
В статейном списке русского посольства ярко изображена церемония великого акта воссоединения Украины с Россией. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковый велел всем молчать»[41]. Хмельницкий обратился к участникам Переяславской рады с речью: «Для того ныне собрали есмя радуг явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете.
Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; второй — хан крымский; третий — король польский, которой, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежную ласку принята может; четвертый есть православный Великия Росия государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец восточный, которого мы уже 6 лет безпрестанными молении нашими себе просим, — тут которого хотите избирайте. Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наши, православний християне греки, беду терпят и в каком суть от безбожных утеснений. Крымский хан тож бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя.
Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнские от польских от панов утеснения — никому вам сказывать не надобеть. Сами вы все ведаете, что лучше…, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский великий государь, царь восточный, есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания… Той великий государь царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением православные церкви в нашей Малой Росии, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь, милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царския высокий руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем.
А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет вольная дорога»[42]. В ответ на речь гетмана участники Переяславской рады единодушно заявили: «Волим под царя восточного, православного». По обычаю к народу несколько раз обращались с вопросом, все ли так желают.
Ответ был положительным. Тогда Б. Хмельницкий заявил: «Буди тако».
Все участники рады горячо приветствовали великий акт воссоединения и выражали желание, чтобы «вовеки вси едино были»[43]. После рады русские послы передали гетману царскую грамоту о воссоединении Украины с Россией. В тот же день в церкви Успения при огромном стечении народа гетман и старшина в присутствии русских послов присягнули в том, чтобы быть им «з землями и з городами под государевою высокою рукою навеки неотступным»[44].
Бутурлин от имени царя торжественно вручил Б. Хмельницкому булаву, знамя и другие символы гетманской власти. Бутурлин заверил, что все права и вольности населения Украины будут сохранены.
Предполагалось, что для подтверждения этих прав гетман направит в Москву своих послов. О решении Переяславской рады В. Бутурлин и Б.
Хмельницкий письменно известили царя. Так был провозглашен великий исторический акт воссоединения Украины с Россией. Единодушие участников рады свидетельствовало о том, что воссоединение являлось жизненно необходимым для двух братских народов и как близки их интересы.
Представители русского посольства из Переяслава выехали в города Украины для принятия присяги от населения. Украинский народ с воодушевлением воспринял решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией. Повсюду представителей России встречали с большими почестями.
Для принятия присяги от жителей Киева приехал боярин В. Население города торжественно встречало посла перед Золотыми воротами. В Софийском соборе и на прилегающей к нему площади, 17 января присягали на верность России сотники, есаулы, атаманы, казаки, горожане, духовенство.
Весь народ Украины с большим подъемом приносил присягу. Летописец Г. Грабянка сообщает, что присягу «во всей Украине всякая душа з охотою учинила, и была радость великая во всем народе»[47].
Навеки вместе. Художник А. Хмельницкий 1953.
Богданович-Зарудный и П. С письмами Б.
В чьих это было интересах? Целью принятия Брестской церковной унии было подчинение православной церкви Папе Римскому и завладение церковной собственностью. Это было в интересах польского короля и шляхты, католической церкви. Руководители: атаманы и гетманы Свободные и крепостные крестьяне Украинское крестьянство оказалось в двойной зависимости от польской шляхты и своих панов Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 15 Положение крестьян на Украине Постепенно земля на Украине сосредоточилась в руках польских панов. Крестьяне вынуждены были нести повинности в их пользу. Паны были католиками, украинские крестьяне — православными. Как сказывались религиозные различия на отношениях между панами и крестьянами?
Это дополнительно ухудшало отношения между панами и крестьянами, поскольку те и другие считали друг друга еретиками. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Слайд 16 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Недовольные польским господством казаки бежали в Запорожскую сечь — вольное казацкое поселение ниже днепровских порогов. Сначала Сечь располагалась на о. Хортица, позднее несколько раз меняла место. Земледелие в Сечи было запрещено, женщины туда не допускались. Для отражения набегов здешние литовские власти старосты стали создавать из вольных казаков, населявших степные земли, военно-служилое сословие. Такие казаки сочетали крестьянский труд с вооруженной охраной государственных рубежей. Они назывались городовыми казаками. Украинские казаки Слайд 18 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Казаки делились на полки и сотни.
Верхушку казачества, старшину , составляли полковники, сотники, есаулы знаменщики. Главой казачества считался гетман. Представители казачьей старшины постепенно сами стали превращаться в землевладельцев-панов, хотя сохраняли православную веру. Слайд 19 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Часть украинского городового казачества состояла на польской военной службе, получая королевское жалование. Такие казаки назывались реестровыми, так как входили в польский казачий реестр список. К середине XVII в. Многие украинские казаки оставались вне реестра, так как их численность значительно превышала число тех, кому Польша готова была платить жалование. Слайд 20 Западнорусские земли в составе Речи Посполитой Запорожцы жили набегами на Крым и Польшу, грабили торговые караваны на Черном море.
Срок прибытия определен тот же - 20 мая. Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор - оба они были связаны с борьбой за Украину.
Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце 15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня , являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые далеко не в полном составе земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня. Для суждения о майском соборе 1653 г. Козаченко, - грамота не датированная Алексея Михайловича русским послам, отправленным в апреле в Польшу, - кн. Репнину, окольничему Б. Хитрово и дьяку Алмазу Иванову.
В ней читаем: «... И о том всяких чинов и площадных людей все единодушно говорили, чтоб черкас принять. И мы, великий государь, за то, что оне хотят располительными и самохотными сердцы служить, милостивым своим словом похвалили. И они, слышя наши государьския милостивыя слова, наипаче обрадовались, да пос[лан... И мы отложили до вас, как вы с посольства придете... Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г. Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая.
Национальный гнёт. Религиозный гнёт украинские крестьяне и горожане были православными, а польские паны — католиками. Сохранение связи украинской культуры с русской. Деятельность православных братств национально-религиозных и просветительских общественных организаций при православных церквах Украины по сохранению национальной культуры. Создание национальных школ Киево-Могилянская и др. Ход событий 1648-1654 гг.
НОВЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ
Воссоединение Украины с Россией: Богдан Хмельницкий В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Воссоединение Украины с Россией — статья из Интернет-энциклопедии для Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Переяславская рада.1647 г. – начало вооружённой борьбы Украины с Польшей 1648 г. – первая просьба Богдана Хмельн. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ (ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ) С РОССИЕЙ Даты События Апрель 1648 г. Начало войны украинских казаков против Речи Посполитой.
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ С РОССИЕЙ Даты События Апрель
Было поставлено под сомнение существование единой общности коренных жителей. Шляхта презрительно относилась к ним, считая «мужиками», к их вере, которую называла «ересью». Современную территорию Восточной Украины с ее богатейшими черноземами захватывали польские магнаты с тысячами их наймитов. Вследствие этого образовывались огромные латифундии, практически не подчинявшиеся польской короне. Они имели свои войска и административно-репрессивный аппарат. Местное население жестоко эксплуатировалось.
Основные проблемы Население Украины, исповедовавшее православие, подвергалось жесточайшему гнету и преследованию со стороны поляков-католиков. Особенно усердствовала в этом шляхта, которая представляла на местах административную власть. Это вызывало неоднократное возмущение коренного населения, что выливалось в акты неповиновения, восстания, и в итоге привело к воссоединению Украины с Россией. Еще одной причиной серьезного внутреннего единоборства внутри государства являлись казаки, которые охраняли границы от набегов крымских татар. Верховная власть побаивалась их и относилась к ним с большой долей недоверия.
Это была серьезная проблема, которую попытался разрешить Сигизмунд II в 1572 году. Он предложил поступить к нему на службу представителям казачьей вольницы, но не более 300 человек. Так запорожское казачество было разделено на две части: реестровых казаков и запорожскую вольницу. Реестровые казаки При короле Стефане Батории в 1572 г. Они получали жалование от государства и, в свою очередь, должны были находиться в подчинении у польских офицеров, не совершать набеги на Крымское ханство.
Всех поступивших на службу вносили в специальные реестры, откуда и произошло название. Они уже не были «вольными казаками», так как приносили присягу польскому королю, что освобождало их от налогов и пошлин. В 1589 году их уже было более 3 тысяч. Среди «вольных казаков» считалось большой удачей попасть в реестр. Поляки понимали силу казачества, и при малейших волнениях реестровые списки сокращались.
Это вызывало недовольство казаков, что также сыграло определенную роль в вопросе вхождения Украины в состав России. После кончины Сигизмунда III государство встало перед выбором нового короля. Запорожские казаки решили воспользоваться этим моментом, чтобы уравнять в правах католическое и православное население. На это получили ответ сейма, что, несмотря на подданство, они являются полезными государству во время ведения военных действий и обороны южных границ, т. Другими словами, им было указано на их место в Речи Посполитой.
Предпосылки вхождения Украины в состав России Положение внутри государства Речь Посполитая было не простым. Угнетение малороссийских народов приводило к восстаниям, недовольство казаков грозило вооруженными противостояниями.
Была образована Новороссийская губерния, впоследствии разделённая на Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую. В феврале 1918 года была провозглашена Донецко-Криворожская Советская Республика. С образованием в марте 1919 года Украинской Социалистической Советской Республики в её состав были включены земли Донбасса, а также вновь образованные Запорожская и Николаевская губернии.
После государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года на территории Донецкой и Луганской областей были созданы Донецкая и Луганская народные республики. В результате присоединения новых территорий площадь Российской Федерации выросла на 113 тысяч квадратных километров, а число её субъектов увеличилось с 85 до 89.
Тем временем в сквер подтягиваются патриархи крымской политики, которые многие годы отстаивали право жителей полуострова на русский язык и культуру.
Переяславская Рада 2. С какой мудростью, пониманием ситуации они принимали решение, которое обеспечило жителям Левобережной Украины мир, уход от гнёта польских шляхтичей», — уточняет Фикс. По его мнению, руководители нынешней Украины предали заветы своих предков, ради собственной выгоды вновь впав в зависимость от Запада и «продав» православие.
Первые лица Крыма на митинге. Начавшийся митинг открыл крымский сенатор в Совете Федерации Сергей Цеков. Он напомнил собравшимся, что четыреста лет назад украинцы, не выдержав польского ига, обратились за защитой к своим братьям, проживавшим на территории «большой России».
Фактически решение о принятии запорожцев в русское подданство было принято еще 25 мая, о чем сам Алексей Михайлович и сообщил в письме послам. Чуть позже, 22 июня, царская грамота с сообщением о том, что Москва готова принять запорожцев под свою руку, отправилась и гетману Богдану Хмельницкому. В ней, кроме того, сообщалось и о том, что русское войско уже готовится к предстоящей войне. Такой и был собран к 1 октября, и список представителей был действительно чрезвычайно обширен. Достаточно сказать, что среди них были, как указано в «Дворцовом разряде», «торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди то есть несущие государственные повинности. Судя по всему, участие последних диктовалось необходимостью заранее подтвердить готовность войска к неизбежной войне с Польшей, а присутствие «торговых людей» требовалось, чтобы решить вопрос о финансировании и материальной поддержке кампании.
Присяга на верность 4 октября из Москвы в Переяславль, казачью столицу той эпохи, отправилось приехавшее в сентябре посольство запорожцев во главе с Лаврином Капустой — известить гетмана об окончательном решении Земского собора и согласии русского царя принять Войско Запорожское в российское подданство. Через пять дней вслед за ним двинулось и официальное русское посольство, которое возглавлял тверской наместник Василий Бутурлин, опытнейший дипломат и военачальник. Именно он заключил с запорожскими казаками соглашение о совместных действиях против Речи Посполитой, а чуть позже на Переяславской раде, которая подтвердила согласие объединить Гетманщину с Россией, принял казацкую присягу царю Алексею Михайловичу. Запорожское Войско сохранило колоссальную самостоятельность и получило гарантии обширного финансирования из русской казны, что полностью удовлетворяло запросы казаков на тот момент, а русская корона приобрела 60-тысячное войско, обладающее колоссальным военным опытом. Но не только. Известия о том, насколько проще живется под рукой русского царя, расходились как круги по воде, и очень скоро на земли Гетманщины, или Малой Руси, стали активно переселяться жители других украинских краев, преимущественно православные, что привело к быстрому развитию этой территории — на благо Русского государства.
По материалам и с использованием фотографий с сайтов :.
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий
Укажите, каково значение воссоединения Левобережной Украины и России для русского и украинского народов? Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение. В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории – Россия вернула Левобережную Украину. Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское. Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах.
Воссоединение Украины
По условиям перемирия Польша признала Левобережную Украину частью России и кроме этого передала ей часть территорий, утраченных в Смутное Время. Возглавив автономию, Хмельницкий подал прошение к Алексею Михайловичу о воссоединении с Россией. В результате, присоединение Украины к России стоило русским не только добрососедских отношений с Польшей, но и целой армии, которая была уничтожена из-за предательства Юрия Хмельницкого. Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Никакого воссоединения украины (окраина с большой буквы не пишется) с Россией не было, а было воссоединение РУССКОГО НАРОДА.
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ С РОССИЕЙ Даты События Апрель
Наглядный пример тому - известная акварель имевшего украинские корни мастера исторической живописи Алексея Кившенко 1851-1895 , именуемая "Богдан Хмельницкий. Присоединение Малороссии. Хромолитографии с работ Кившенко, изданные директором народных училищ Санкт-Петербургской губернии Сергеем Егоровичем Рождественским 1834-1891 для альбома "Отечественная история в картинах для школы и дома", цензура пропустила спокойно и придираться не стала. Более того, в 1883 г. Почему Богдан Хмельницкий пошел против интересов сородичей? Претензии решительному гетману выдвигаются давно, но, как правило, на ниве изящной словесности и публицистики: например, Тарас Шевченко считал Хмельницкого виновным в измене Украине и заклеймил его "неправильное поведение" в стихах. Однако украинские историки, в том числе современные, такие обвинения обычно отвергают, делая акцент прежде всего на роль Богдана в формировании государственности. Вот что пишет доктор исторических наук и одновременно священник УПЦ т. Киевского патриархата Юрий Мыцык: "Хмельницкий не был другом или врагом Москвы. Он последовательно исходил из государственных интересов Украины, добился возрождения независимого Украинского государства и стремился сохранить это государство независимым, ища союзников в освободительной борьбе и на юге, и на севере, и на западе, а не только на северо-востоке"2. С позиций современной светской геополитики эта точка зрения имеет право на существование, но в конкретной обстановке 1654 г.
Почему в Москве не сразу пошли навстречу Хмельницкому? Реальная внешнеполитическая ситуация середины XVII в.
В 1587 г. Он стремился окатоличить православное население. Полностью искоренить православие в Речи Посполитой польскому королю не удалось. Но Сигизмунд III добился того, что в 1596 г. По унии православные признавали главенство папы римского над собой а не православного патриарха , переходили на католические догматы, но сохраняли православные обряды. Так в Западной Украине возникло униатство.
В Речи Посполитой преимущественными правами обладали поляки, католики, униаты. Поэтому украинская знать стала переходить в униатство, перенимать польский язык, образ жизни поляков. В православии остались мелкие дворяне, крестьяне. С этого времени начался национальный и религиозный гнет украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство. От национального и религиозного гнета население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности к нижнему течению Днепра. Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь.
Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счет набегов и грабежей на соседние территории - Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи. Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство составило особые списки - реестры. Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение. Во главе запорожского войска отныне стоял гетман польск. Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки. Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания украинцев.
В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков - украинцами. В 1648 г.
Уже на следующий день, 31 августа Деникин, с презрением относившийся к украинским националистам и вообще ко всем сторонникам самостийной Украины, изгнал из Киева не многочисленные петлюровские войска и в дальнейшем отказался вести какие-либо переговоры с Петлюрой.
Предательство — националист Петлюра продал Украину Польше. Униженный гетман Петлюра бежал в Варшаву, где 21 апреля 1920 года от имени директории УНР заключил военный союз с панской Польшей. Петлюровцы и польские войска пошли в наступление на Украину и 7 мая 1920 года заняли Киев.
Однако в результате осуществления разработанной в Москве Киевской наступательной операции Красная армия 11 июня 1920 года снова овладела Киевом и на этот раз уже окончательно! Под властью большевиков оказалась вся Украина за исключением западной её части, которая досталась Польше Западной Украиной в 1939 году занялся уже И. Именно в этот день- 30 декабря 1922 года юридически состоялось новое воссоединение Украины с Россией!
Советский Союз был добровольным объединением равноправных народов, и каждой республике было обеспечено право свободного выхода из Союза, и доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, на основе мирного сотрудничества и братского союза свободных народов. На чём основывал Ленин свой политический курс, направленный на воссоединение Украины с Россией? Во-первых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин опирался не только на вооружённые части Советской России — Красную Армию, но и на пророссийски настроенную политическую силу внутри Малороссии Украины , на живущих на этих территории русских и малороссов, не считавших себя украинцами и агитировавших украинцев за братский союз с русскими и Россией.
Во-вторых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин, в отличие от украинских националистов, предложил народу Украины — крестьянам и рабочим чёткую экономическую, политическую и социальную программу, носившую наднациональный характер, привлекательный как для украинцев, так и для других народов, проживавших на территории Украины. Программа Ленина и Коммунистической партии большевиков ВКПб строилась на идеалах социальной справедливости, была проста и понятна всем жителям Украины: власть — трудовому народу, хлеб — голодным, земля — крестьянам, заводы — рабочим, долой панов-эксплуататоров, нет эксплуатации человека человеком. Украинцы-малороссы умом и сердцем приняли её!
Государственный герб УССР 1919 года В-третьих, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин учёл национальные чувства украинцев и их стремление к собственной национальной государственности, чем и победил украинских националистов. Почему в экономически отсталых буржуазных капиталистических государствах так часто националисты приобретают большой политический вес? Да, потому, что национализм очень дешёвый и эффективный политический инструмент.
Буржуазия в экономически неблагополучных странах не может предложить своим народам ни перспектив, ни улучшения материального положения, а идеи национализма не требуют крупных финансовых затрат в поиске внешнего врага, виновного во всех бедах народа. Часто народные массы психологически податливы к националистической пропаганде, ими легко манипулировать, и даже превратить их в грозную и послушную внешнему управлению агрессивную силу. Герб Директории УНР 1918 г Националистическая идеология строится на противопоставлении своей нации всем другим нациям, как врагам, не дающие жить богато избранной нации.
Отсюда и лозунг: Украина — для украинцев, отсюда исходит политика лишения гражданских прав, свобод, языка представителей других национальностей, а затем их физическое их уничтожение. Правда, даже в буржуазных государствах не все народы восприимчивы к националистическим идеям, по сути человеконенавистническим. Например, русские ни при капитализме, ни в какие другие исторические эпохи, никогда не имели склонности к национализму, благодаря чему и смогли создать гигантское по территории многонациональное государство — Российскую Империю, Советский Союз.
По какому пути Ленин мог направить советскую национальную политику в отношении украинцев? Ленин мог бы всеми средствами большевистской пропаганды убеждать украинцев, что они вовсе никакие не украинцы, а малороссы, то есть, по сути, русские, а значит, своя государственность им не нужна. Однако данный путь Ленин отверг.
Он оценил ситуацию и понял, что насильственно невозможно будет погасить начавшийся бурный рост национального самосознания украинцев, поддерживаемый украинским националистами. Если бы Ленин выбрал этот путь, то, скорей всего, воссоединение Украины с Россией не произошло. Ленин хотел также воссоединить с Россией Польшу, входившую в состав Российской империи до февраля 1917 года.
Однако поляки, поддавшись националистической пропаганде своих панов-самостийников, заняли крайне жёсткую антирусскую позицию и это привело к тому, что одолеть Польшу и воссоединить её с Россией Ленин при всём своём желании не смог. Для решения украинского вопроса Ленин избрал другой путь. Он объявил, что украинцы и русские хоть и разные, но братские народы, а потому украинским и русским рабочим, крестьянам и иным труженикам надо держаться вместе.
Ленин объявил, что русские уважают украинцев, а потому не возражают против украинской национальной государственности в составе СССР, подобно той, которая была подарена и большинству других народов, проживавших на территории бывшей Российской империи, национальные государства с формальным правом выхода из состава Советского Союза. В УССР была даже собственная украинская компартия. Для увеличения количества русского рабочего класса на Украине, в целом сельскохозяйственной страны, где было много националистически настроенных украинцев-селян, Ленин включил в состав Советской Украины территорию с этническим чисто русским населением, проживавшим в Новороссии, где в марте 1918 года была образована Донецко-Криворожская советская республика.
В тот же день в церкви Успения при огромном стечении народа гетман и старшина в присутствии русских послов присягнули в том, чтобы быть им «з землями и з городами под государевою высокою рукою навеки неотступным»[44]. Бутурлин от имени царя торжественно вручил Б. Хмельницкому булаву, знамя и другие символы гетманской власти. Бутурлин заверил, что все права и вольности населения Украины будут сохранены. Предполагалось, что для подтверждения этих прав гетман направит в Москву своих послов. О решении Переяславской рады В.
Бутурлин и Б. Хмельницкий письменно известили царя. Так был провозглашен великий исторический акт воссоединения Украины с Россией. Единодушие участников рады свидетельствовало о том, что воссоединение являлось жизненно необходимым для двух братских народов и как близки их интересы. Представители русского посольства из Переяслава выехали в города Украины для принятия присяги от населения. Украинский народ с воодушевлением воспринял решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией.
Повсюду представителей России встречали с большими почестями. Для принятия присяги от жителей Киева приехал боярин В. Население города торжественно встречало посла перед Золотыми воротами. В Софийском соборе и на прилегающей к нему площади, 17 января присягали на верность России сотники, есаулы, атаманы, казаки, горожане, духовенство. Весь народ Украины с большим подъемом приносил присягу. Летописец Г.
Грабянка сообщает, что присягу «во всей Украине всякая душа з охотою учинила, и была радость великая во всем народе»[47]. Навеки вместе. Художник А. Хмельницкий 1953. Богданович-Зарудный и П. С письмами Б.
Хмельницкого они передали царскому правительству также «Просительные письма», состоявшие из 23 пунктов «статей» , а именно: об утверждении прав и привилегий казаков, православной шляхты; установлении 60-тысячного казацкого реестра; о плате старшине и выделении средств на содержание войска; свободном избрании казаками гетмана и передаче ему во владение Чигиринского староства; о сохранении прав киевского митрополита, городской администрации и установлении порядка сбора налогов на Украине царским правительством и т. При этом гетманская администрация обязывалась определить, «хто казак, тот вольности казатцкие иметь будет, а хто мужик, тот будет повинность обыклую царскому величеству отдавать, как и преж того бывало»[48]. Большинство указанных пунктов получило одобрение царя и бояр. Дополнительные пункты о положении Украины в составе Русского государства утверждались в статьях от 21 марта, известных в истории под названием «Мартовские статьи 1654 г. В частности, в них речь идет о сохранении порядков и прав, действовавших в городах, положении старшины и казаков, о праве гетмана поддерживать сношения с другими государствами, за исключением Турции и Польши. Другие решения оформлялись в царских грамотах от 27 марта — о сохранении прав и вольности Войска Запорожского, православной шляхты, владении гетманом Чигиринским староством и другими имениями.
Украина, находившаяся на положении колонии Речи Посполитой, в составе Русского государства получала право на самоуправление. Обеспечивались «права и вольности» Войска Запорожского и отдельных сословий, выборность гетмана, местной администрации, традиционное судопроизводство, собственные вооруженные силы, организация финансов под контролем царских представителей, право сношений с иноземными государствами. Историческое и международное значение воссоединения Украины с Россией. Историческое значение воссоединения Украины с Россией состояло прежде всего в том, что им навсегда закреплялось сложившееся единство двух братских народов. В составе Русского государства Украина нашла спасение от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией. Несмотря на социальную политику царизма и господствующих классов, воссоединение Украины с Россией объективно имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития украинского и русского народов.
В составе Русского государства освобожденная Украина экономически развивалась быстрее, чем украинские земли, оставшиеся под властью иностранных держав. Воссоединение способствовало росту производительных сил, развитию товарно-денежных отношений и расширению формирующегося общероссийского рынка. Ленин отмечал то обстоятельство, что «пока разные нации живут в одном государстве, их связывают миллионы и миллиарды нитей экономического, правового и бытового характера»[49]. Эти взаимосвязи народов способствовали их всестороннему развитию. Воссоединение Украины с Россией усилило экономическое и военное могущество Русского государства. Расширилась его территория, укрепились южные границы, в охране которых активное участие принимало украинское население.
Со времени воссоединения Украины с Россией тесный и неразрывный союз украинского и русского народов продолжал развиваться и крепнуть. В лице русского народа украинский народ «обрел великого союзника, верного друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение»[50]. Начался качественно новый этап совместной борьбы двух братских народов против социального гнета. В совместных классовых боях против эксплуататоров на различных этапах исторического развития закалялась дружба русского, украинского и других народов. Навеки соединив свою судьбу с братским русским народом, украинский народ спас себя как этническую общность. Воссоединенная с Россией большая часть Украины стала могучим притягательным центром для народных масс тех земель, которые все еще оставались оторванными от Украины.
Воссоединение способствовало культурному взаимообогащению двух братских народов. Оно обеспечило благотворное влияние прогрессивной русской культуры на украинскую, дало новый мощный импульс к духовному развитию обоих народов. Воссоединение Украины с Россией имело огромное международное значение. В первой половине XVII в. Продолжалось наступление католицизма и униатства, усилился национальный гнет и произвол властей. Против иностранного господства выступали все сословия и в первую очередь крестьянство, казачество и трудовое население городов.
Резко обострились социальные противоречия. Одновременно усиливалось стремление к воссоединению Украины с Россией. В ходе освободительной войны 1648—1654 гг. Таким образом, освободительная война явилась важнейшим событием в истории украинского народа. Прогрессивный, справедливый характер освободительной войны определялся тем, что она велась за освобождение родины от чужеземного порабощения. В ней приняли активное участие крестьяне, казачество, трудовое население городов, т.
«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России
Воссоедине́ние Украи́ны с Росси́ей — принятое в советской и российской историографии название для перехода реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему. Речь Посполитая признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА — (8.1.1654 Переяслав, ныне Переяслав Хмельницкий), собрание представителей украинского народа, созванное гетманом Б. Хмельницким и принявшее решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Историческое воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году, когда в городе Переяславе гетман. Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией». В то же время правительство РФ ничего не сделало для поддержки стремления к воссоединению у огромной части населения Украины (и соответствующих политических движений), не говоря уже о русском Крыме.