Рассказ «Цветы для Элджернона» был написан в 1959 году и принёс Дэниэлу Кизу мировую известность.
В эстетике комиксов: в алтайском театре кукол состоялась премьера спектакля «Цветы для Элджернона»
Его умственные способности начинают стремительно развиваться, но могут ли знания сделать человека счастливым? И нужно ли обладать высоким IQ, чтобы быть личностью? Чувственный эксперимент в области человеческих отношений.
Теперь он уверен, что хочет участвовать в эксперименте, чтобы стать «таким же умным, как Элджернон». Изначально зрители видят мир Чарли его же глазами — это подчеркивается масками на лицах всех персонажей. Они очень простые и бесхитростные — гладкий овал с круглыми прорезями глаз. Но после операции Чарли «прозревает» и мир становится разнообразнее. И вот на масках окружающих его героев проступают черты и эмоции. А когда Чарли становится умным, практически гением, а люди на его фоне почти идиотами — они превращаются в кукол. Как рассказала художник спектакля Лиза Ольшвангер, в сочинении героев спектакля она во многом отталкивалась от эстетики старых комиксов: «Мне эта стилистика не близка изначально, но было очень интересно в нее погрузиться, передать, что я чувствую в этом материале и режиссерской задумке — через некую графичность, комикс, гротеск».
Однако на этот раз постановочная команда применила совсем иные методы и подходы в воплощении известной книжной истории. В итоге мы получили довольно объёмный спектакль протяженностью более трёх часов». Фото предоставлено Алтайским краевым театром кукол «Сказка» Маска — кукла — живой план Действительно, как призналась Елизавета Ольшвангер, в её творческой биографии это самый масштабный спектакль, в котором использованы и маски, и куклы как планшетные, так и куклы в кабинете , и костюмы, и живой план, и довольно много видеопроекции, для чего художнице специально пришлось осваивать принципы анимации. Не скажу, что эта стилистика мне близка, но погрузиться в неё было интересно. Через эту графичность, гротескность мы и попытались передать эмоции героев. Кроме того, пришлось поработать с пластикой актеров, ведь маска статична, а потому переживания героев пришлось выразить через укрупненные движения, характерные жесты». И ещё той самой многоплановости и объёмности удалось достичь с помощью необычного решения сценического пространства. Здесь одной из важных деталей стал огромный календарь, в котором даты играют двойную роль — они являются не только способом исчисления времени, но и дверью в прошлое Чарли. Как громадная шкатулка, напоминающая адвент-календарь, эта конструкция то тут, то там раскрывает свои скрытые шкафчики, погружая зрителей в мир сложного детства умственно отсталого ребёнка.
Эскиз спектакля готовит команда Кировского драматического театра во главе с художественным руководителем Евгением Ланцовым. Эскиз готовится по пьесе екатеринбургского драматурга Елены Иоос. С 18:00 - сбор зрителей. Ровно в 18:30 - начало.
VK FEST 2024
- Самое популярное
- Читайте также
- Научный спектакль «Цветы для Элджернона» 15 04 2021 - YouTube
- VK FEST 2024
Цветы для Элджернона 12+
В Москве, на сцене Российского академического Молодежного театра, состоится показ спектакля "Цветы для Элджернона" по мотивам одноименного научно-фантастического романа американского писателя Дэниела Киза. Следующий спектакль «Цветы для Элджернона» можно будет увидеть в Алтайском театре кукол 19 мая. РАМТ Невозможно в это поверить, но в октябре спектаклю исполнилось ровно 10 (!) лет.
Цветы для Элджернона | Молдова | Onlife спектакль
Спектакль «Цветы для Элджернона» в РАМТе | И вновь в Музее Достоевского был аншлаг — 19 февраля Такой театр представил премьеру своего спектакля "Эффект Чарли Гордона", основанного на бестселлере Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". |
Рецензия на спектакль «Эффект Чарли Гордона», Такой театр. Нормальных людей не бывает | • За исполнение роли Чарли Гордона в спектакле «Цветы для Элджернона» артист Павел Дитятин награждён Премией города Перми в сфере культуры и искусства. |
Спектакль “Цветы для Элджернона” покажут на бесплатном онлайн-фестивале | Буквально три часа назад я вернулась со спектакля "Цветы для Элджернона" и на эмоциях делюсь с вами. |
На малую сцену Воронежского Камерного выйдет Элджернон | Постановка «Цветы для Элджернона» 12+ была признана лучшим детским спектаклем в Красноярске, а в Новосибирске стала лауреатом в категории "Новация". |
«Цветы для Элджернона»
Цветы для Элджернона | Молдова | Onlife спектакль | Хочу поделиться своими впечатлениями о шикарном спектакле, который поставлен по мотивам произведения Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». |
Научно-фантастический спектакль Пермского театра кукол признан лучшим и новаторским | Буквально с первых сцен спектакль «Цветы для Элджернона» вызывает бурю эмоций, поскольку свободный ход мысли, открытая манера, причудливая пластика, проникающий взгляд, доверие до уязвимости главного героя Чарли ошеломляют, оставляя сильнейшее впечатление. |
Спектакль «Цветы для Элджернона» принес новые награды Пермскому театру кукол | Вести-Пермь | В Челябинск привезли видеоспектакль «Цветы для Элджернона». |
О мероприятии
- Спектакль Цветы для Элджернона
- Премьеру спектакля «Цветы для Элджернона» готовят в Алтайском театре кукол
- Спектакль "Цветы для Элджернона" (РАМТ) в Москве – купить билеты, отзывы, афиша
- 27 Апреля, суббота
Московский спектакль «Цветы для Элджернона» на сцене Драматического театра в Абакане
Пермский режиссер решил поступить так же, но уже над формой постановки. В данном случае это театр синтетический, на стыке телевидения, драматического театра, театра кукол, анимации. Спектакль вошёл в список самых заметных театральных событий по версии «Золотой маски—2022».
Чарли в этом списке умалишенных вполне себе на месте. Вернее не так: он гораздо лучше и чище.
Он — белый лист, на котором эти странные, с исковерканным сознанием и судьбой люди пишут и рисуют. Но как ни старались бы другие запечатлеть в нем себя, ничего не выходит. Он по-прежнему светел. Умирая, Чарли достигает абсолютного нуля.
Tabula rasa. Режиссеры — Игорь Сергеев и Варя Светлова. Когда смотришь спектакль "Эффект Чарли Гордона" почему-то из подсознания выплывает фраза, авторство которой приписывают господину Фрейду: "Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами". Окружение Чарли Гордона по сюжету слабоумного молодого человека, которому делают экспериментальную операцию по увеличению интеллекта — доктора-роботы, учительница-невротик, мать-отец — бездушные слепцы, сестра-ехидна, официант-идиот, соседка-наркоманка.
Каждому персонажу в спектакле можно приписать "диагноз" психологического расстройства или моральной неполноценности. Этот мир "умных" людей, как думает Чарли, мечтающий тоже стать умным, режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова конструируют при помощи ярких красок и быстрых ритмов: актеры вытанцовывают свои роли как куклы-марионетки, ведомые безумным Шляпником, играют шаржировано, кинематографично. Рубленые фразы произносятся механистически, с той скоростью, при которой слова начинают терять свои смыслы. Зритель словно смотрит на все происходящее глазами самого Чарли, чье светлое лицо — единственное лицо среди "масок" — с ясными глазами, наивной нежной улыбкой противопоставлено хаосу и безумию жизни.
У Александра Худякова непростая, закольцованная роль: из слабоумного мальчика нужно постепенно переродиться в гения и вновь, ввиду неудачного научного эксперимента, умственно деградировать, словом, сыграть сложный и не вполне реалистичный характер. Замедленная, но осмысленная, речь, нервное перебирание пальчиками — руки словно живут своей жизнью, и удивительно спокойное лицо — таким предстает герой в начале. Люди в белых халатах мучают его "психоваными испытаниями" — всевозможными психологическими и интеллектуальными тестами, заставляют соревноваться умственными способностями с мышью, которая уже перенесла операцию по увеличению интеллекта. Все действие происходит в вакуумном лабораторном пространстве, где кроме длинного стеклянного стола и белого экрана больше ничего нет.
Многие мизансцены построены фронтально, так что персонажи, ведущие диалог друг с другом одновременно обращены лицом к зрителю — так возникает кинематографический крупный план, и актеры мастерски его выдерживают. Процесс превращения Чарли в гения решен метафорично: после каждого успеха герой танцует со стаканом воды, стараясь синхронно повторить движения мыши Элджернона, и не расплескать воду. Элджернон — проводник спектакля — комментатор, видеооператор и непосредственно герой — интересная актерская работа Анны Кочетковой, стилистически родственная ее Люсе Смирновой из мюзикла "Ленька Пантелеев" ТЮЗ. Любопытно, что почти все участники спектакля, а это Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова, Владимир Кузнецов, Лидия Марковских, Ниёле Мейлуте, Александр Худяков — актеры разных школ и из разных эстетически удаленных друг от друга петербургских театров впервые собрались вместе и сложили общий паззл.
Про каждого необходимо рассказывать отдельно, но формат не позволяет, поскольку значение этих актерских индивидуальностей для "Эффекта Чарли Гордона" велико. И подчас даже кажется, что самого драматургического материала и сцены-места-времени-пространства, несмотря на трехчасовую продолжительность спектакля, маловато для них для всех. Отчего некоторые эпизоды спектакля кажутся весьма интересными по себе, но несколько инородными "звеньями". Спектакль аккумулирует проблемы одиночества и подлинности жизни в мире людей, одержимых понятием нормальности.
Слово "нормальность" происходит от "нормы" — кстати Нормой зовут сестру Чарли. Определить, что такое норма, создатели спектакля предлагают самому зрителю. В формате теле-шоу Элджернон расстреливает из оглушающего бутафорского пистолета не соответствующих общепринятым представлениям о жизни, сидящих вдоль стен "младенцев". Последнего из них убьет зритель, самостоятельно сделавший выбор в пользу нормы.
Не находится в этом "нормальном" мире "умных" людей места и для Чарли Гордона, чье ясное лицо в финале спектакля смотрит с экрана в зрительный зал. Со временем из "Эффекта Чарли Гордона" уйдут небольшие шероховатости и театральная избыточность. Но уже сейчас ясно — эксперимент молодых режиссеров Такого театра, нашедших и соединивших блистательную актерскую семерку, в отличие от эксперимента профессора Немура, по-настоящему удачен! Комиссаржевской два вечера подряд ждут гарантированные аншлаги — на сцене Такой театр представляет свой спектакль "Эффект Чарли Гордона".
Спектакль необычного формата непосредственной близости со зрителем, проходящий в условиях минимума декораций, а точнее, в отсутствии таковых уже не первый раз собирает полные залы. Секрет притягательности прост — бьющая ключом неподдельная искренность и живое присутствие эмоций героев, волной накрывающая зал, который неизменно вживается в структуру трагикомедии. Аскетичность оформления все действие происходит в практически пустом пространстве сцены, на ней кроме длинного стеклянного стола, нескольких стульев и белой кубической стены, служащий одновременно экраном, нет ничего с лихвой компенсируется мощнейшей энергией, идущей от актеров. Трехчасовой сюжет, основанный на произведении Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", ни на минуту не отпускает внимания зрителя, хотя экшена, как такового нет — развитие событий достаточно плавное.
Взятый за основу сюжет о молодом человеке Чарли Гордоне, страдающем умственной отсталостью, усилиями режиссеров Вари Светлова и Игоря Сергеев обретает иную форму. Оставив героев все в той же Америке 50-х, режиссеры привносят в действие современные реалии.
В книге умственное развитие Чарли видно по дневниковым записям: от коротких отрывочных предложений с тонной ошибок он переходит к грамотной речи и хорошему литературному слогу. В спектакле эта задача полностью ложится на плечи актёра Ивана Гущина. По мере повышения интеллекта у него пропадает неуместный ребяческий смех, речь становится спокойной и уверенной, а движения — сдержанными. В некоторых сценах актёр переходит из одного состояния в другое буквально за минуту, чем, определённо, восхищает.
Артистов в спектакле всего пять и все они, кроме Ивана Гущина, исполняют по несколько ролей. Так, Анастасия Шинкаренко играет и мать главного героя Розу, и его возлюбленную Алису. Актрисе особенно удаётся роль матери: её крики, слёзы, отчаяние и исступленое желание доказать всем, и в первую очередь себе, что Чарли нормальный, заставляет содрогнуться и искренне сочувствовать.
Длительность3 часа 20 минут О чем спектакль: Постановка «Цветы для Элджернона», премьера которой состоялась 11 октября 2013 года, является лауреатом премии СТД РФ «Гвоздь сезона», а также обладателем премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший дебют».
В основе постановки лежит научно-фантастический роман американского писателя Дэниела Киза, созданный им в 1966 году и являющийся обладателем премии «Небьюла». Центральным персонажем в романе является Чарли, у которого наблюдается интеллектуальная недостаточность.
Спектакль «Цветы для Элджернона» в РАМТе
Главная» Новости» Цветы для элджернона яндекс афиша. Юрий Грымов о спектакле: Для меня было важно рассказать зрителю загадочную историю Чарли именно сегодня, в наше непростое время, которому так не хватает человечности. постановка театральной студии МАОУ «Лицея 19» «Прикосновение» (режиссёр Кричфалушая Светлана Ивановна). Спектакль «Цветы для Элджернона» создали по одному из главных произведений американской литературы XX века. Главная» Новости» Цветы для элджернона яндекс афиша. На этот спектакль, мы ходили с супругой, и честно признаюсь, в заключении плакали.
«Цветы для Элджернона»: 6 фактов о спектакле фестиваля «Сибирь. Terra Magica»
Спектакль «Цветы для Элджернона» | Благотворительный показ спектакля "Цветы для Элджернона". |
«Цветы для Элджернона» | Цветы для Элджернона билеты В отличии от официальных сайтов, на нашем сайте вы всегда найдете билеты на спектакль Цветы для Элджернона. |
Спектакль «Цветы для Элджернона» принес новые награды Пермскому театру кукол
Спектакль расскажет историю Чарли Гордона, который добровольно принял участие в медицинском эксперименте по искусственному улучшению интеллекта. По словам режиссера, в постановке будет раскрыта тема боготворчества, когда люди решают сравнить себя с высшим разумом и исправить то, что дано свыше, не принимая во внимание серьезных последствий.
Но могут ли знания сделать человека счастливым? Нужно ли обладать высоким IQ, чтобы быть личностью? Эта история не связана с достижениями науки. Я максимально отошел от этого, увидел ее живой и человечной, абсолютно библейской, и поэтому - про людей и вне времени».
Сцена превращается в съёмочную площадку, а декорациями становится миниатюрный городок, выполненный из деталей популярного конструктора, в который и предстоит «перенестись» зрителям вместе с героями спектакля. Чарли Гордон, умственно отсталый, способный лишь мыть полы и чистить туалеты, превращается в гения путем экспериментальной операции. Вот только у мыши Элджернона, которой сделали такую же операцию, начинается регрессия... Эта фантастическая история обладает поразительной психологической силой и заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами нравственности: имеем ли мы право ставить друг над другом эксперименты, к каким результатам это может привести и какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы стать «самым умным»? А одиноким? Пермь, 2021.
НН: Формат спектакля хоть и не новый, но достаточно редкий. Насколько комфортно играть актеру в таком плотном контакте со зрителем, когда в маленьком зале присутствующие практически становятся участниками действия? Здесь все намного честнее, ближе, все по настоящему. Ты видишь глаза зрителя и чувствуешь зрителя намного тоньше. НН: По вашему мнению, спрос на такой формат спектакля большой? Во всяком случае, залы у нас всегда полные. НН: По реакции зрителя как бы Вы определили: кому больше симпатизируют — Чарли до операции или Чарли, приобретшему интеллект? Он чистый, добрый, неподдельный. Ему симпатизируют гораздо больше, мне хочется в это верить. НН: Ваше личное мнение, как актера, который играет этого героя — стоило ли Чарли выходить из зоны комфорта и соглашаться на операцию? Здесь вопрос в другом — получится что-то из этого или нет. Но выйти в любом случае надо, надо пробовать, надо делать, ведь в жизни может произойти всякое. Это вопрос мотивации и те, кто ее имеют всегда стараются покинуть зону комфорта, чтобы посмотреть что из этого выйдет. НН: На Ваш взгляд, какой основной посыл зрителю в постановке этого произведения? Как говорится: не позволяй душе лениться… душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. Таков мой личный посыл. Здорово, что в городе есть такие необычные площадки для театральных экспериментов. И каждый выбирает для себя сам, что ему ближе: красивые, но бездушные театры — дворцы, или камерные залы, в которых рождается иное, андеграундное искусство, для ограниченного круга зрителей. Сразу хочется сказать, что перед походом на спектакль лучше прочесть книгу — в ней более подробно описаны особенности эксперимента над главным героем, Чарли Гордоном, парнем с задержкой в развитии. Из романа мы узнаем, что в прошлом остались старые добрые методы психиатрии: лоботомия и шоковая терапия. Наука идет вперед, и теперь можно "сделать" глупого человека умным, увеличив мозг. Но это не все, чего хочет Чарли: он мечтает иметь друзей, которые любили бы его, и чтобы маме не нужно было больше запирать его в подвале, когда придут гости. Дэниел Кизи поднял в своей потрясающей книге важную социальную проблему. Общество навязывает определенные стандарты: ты должен быть общительным, успешным, амбициозным и добиваться чего-то. Она оправдала ожидания своих родителей, ведь сразу смогла отличить гуся от коровы, и научилась рассказывать стишок про мышонка. Впрочем, жизнь покажет, что лучше быть "глупым", как Чарли, чем эмоциональными калеками, как его родные и близкие. Оказалось, что высокий интеллект не приносит счастья, и гораздо важнее находить общий язык с людьми, уметь любить и не предавать тех, кто тебе доверяет. Все это главный герой поймет впоследствии, а узнав, что эксперимент был неудачным, будет мечтать лишь о том, чтобы не разучиться читать и писать. На бэкстэйдже то и дело возникали различные фразы. К примеру, "Не кажется ли вам, что в современном театре зачастую формой подменяют содержание? К счастью, в спектакле Такого театра форма и содержание существует в гармонии, благодаря вниманию к деталям и отличной режиссуре Игоря Сергеева и Вари Светловой. Их имена пока не на слуху, но вполне возможно, что скоро это изменится: "Эффект Чарли Гордона" — отличное начало их творческой карьеры. Стоит сказать несколько слов и об актерском составе спектакля: так, начинающий актер Александр Худяков был эмоционален и искренен в роли Чарли Гордона. Эренбурга — забавная и харизматичная. Зрители, читавшие книгу, заметят, что в спектакль привнесены новые черты, которые не отвлекают от основной сюжетной линии, а даже украшают ее. Например, улиточный город, который был в детстве у профессора Немура. Эти милые и яркие детали запоминаются не меньше, чем те серьезные идеи, которые несет постановка. Спектакль "Эффект Чарли Гордона" нужно показывать подросткам, так как он рассказывает о том, что нужно быть терпимее к людям, которые отличаются от тебя, помогать тем, кто слабее. И, несмотря на то, какой у тебя IQ, оставаться человеком. Плюс красивая музыка.
В эстетике комиксов: в алтайском театре кукол состоялась премьера спектакля «Цветы для Элджернона»
Судьи оценили нестандартный подход, метафоричность языка и визуальное воплощение постановки: конструктор LEGO, видеоэффекты, зрители видят все технические моменты и перестройки. Идея так необычно воплотить на сцене рассказ американского писателя Дэниела Киза пришла Дмитрию Вихрецкому в связи с тем, что по сюжету повествования над человеком поставлен эксперимент. Пермский режиссер решил поступить так же, но уже над формой постановки.
И я думаю, равнодушным она никого не оставит. В результате проведённой операции уровень интеллекта Чарли стремительно растёт, он обгоняет не только лабораторную мышь Элджернона, но и ученых, проводивших эксперимент. Однако мечта, ставшая явью, не приносит счасья, а то, что в итоге ай-кью героя снова падает, приводит к трагедии. Олег Луконин признается: вжиться в роль помогло не только изучение документальных материалов и диагнозов, но и воспоминания из детства. Актер, как и многие другие подростки, смеялся над слабоумными и чудаками, поэтому спектакль стал своеобразным извинением и посылом к окружающим, чтобы они пересмотрели свое отношение к людям с особенностями развития. Партнер по сцене — Василий Шумский — выступает в роли Дениэла Киза, который, кстати, списал своего персонажа с реального человека. Анна Колтырина, завлит Воронежского Камерного театра: — Это автор, который сам наблюдает за своим персонажем, которого он создал, и это очень интересное получается разностороннее наблюдение.
Они вот как-то на двоих развели этот спектакль, и он очень интересный получился на самом деле, несмотря на то, что по форме может показаться простым, но за счет своей просты и такого интересного материала, который широко известен, но при этом не попсовый, он увлекает и затягивает.
Его интеллект начинает стремительно расти... Но могут ли знания сделать человека счастливым?
Нужно ли обладать высоким IQ, чтобы быть личностью? Юрий Грымов: «Чувственный эксперимент в области человеческих отношений.
Продолжительность спектакля — 60 минут, без антракта Билет приобретается на каждого зрителя, независимо от возраста Спектакль «Цветы для Элджернона» — Лауреат ХVI Краевого театрального фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса» специальный приз жюри — «За поиск сценического языка в спектакле на социально значимую тему» , 2021. Спектакль «Цветы для Элджернона» вошёл в список самых заметных постановок нашей страны сезона 2020-2021 гг. Long List 2022 по мнению экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
Развернуть описание.
Спектакль Цветы для Элджернона
Была на спектакле "Цветы для Элджернона"лет 7-8 назад, но до сих пор нахожусь под большим впечатлением от спектакля! Подробная информация о фильме Цветы для Элджернона на сайте Кинопоиск. купить билеты по выгодным ценам на спектакль в Москве. В Москве, на сцене Российского академического Молодежного театра, состоится показ спектакля "Цветы для Элджернона" по мотивам одноименного научно-фантастического романа американского писателя Дэниела Киза. Цветы для Элджернона. Ощутить причастность сотворчества, «послевкусие», сопереживая происходящему на сцене, Вы можете, воспользовавшись услугами сайта компании БилетСервис и заказав билеты на спектакль «Цветы для Элджернона» в РАМТ. Зрители смогут не только бесплатно посмотреть спектакль, но и задать вопросы режиссеру или актеру, а также высказать свое мнение об увиденном.
© Российский государственный академический молодежный театр, 2023
- Спектакль Цветы для Элджернона
- Спектакль «Цветы для Элджернона»
- Эффект Чарли Гордона
- Дополнительные ссылки
- Цветы для Элджернона
- Рождение уникального жанра | «Пятница»
Спектакль “Цветы для Элджернона” покажут на бесплатном онлайн-фестивале
В его литературной основе — именно рассказ и фрагменты из книги Дэниэла Киза «Элджернон, Чарли и я», в которой автор подробно говорит о создании рассказа и романа. Книгу я прочел относительно недавно, и благодаря этому в спектакле появился важный дополнительный персонаж — это сам Дэниэл Киз, которого играет Василий Шумский, — рассказал автор идеи и исполнитель роли Чарли Олег Луконин. Книга входит в программу обязательного чтения в американских школах. Это единственная история в жанре научной фантастики, автор которой был дважды награжден сначала за рассказ, а потом за роман с одним и тем же названием, героем, сюжетом.
Вместе с Чарли меняется и окружающий его мир. Чарли не только учится читать и писать, он начинает исследовать саму человеческую природу. В спектакле «ЩЕГЛЫ» размышляют о человеческой натуре, о сложностях социальной адаптации и о вечной борьбе между интеллектом и эмоциями.
В научной лаборатории Чарли знакомится с мышью Элджерноном Петр Кобзев , которому уже провели такую операцию. Профессора Юрий Антипенков, Дмитрий Капустин предлагают слабоумному герою посоревноваться с грызуном — пройти тест на прохождение лабиринта.
Мышь легко обгоняет Чарли, чем сильно задевает героя. Теперь он уверен, что хочет участвовать в эксперименте, чтобы стать «таким же умным, как Элджернон». Изначально зрители видят мир Чарли его же глазами — это подчеркивается масками на лицах всех персонажей. Они очень простые и бесхитростные — гладкий овал с круглыми прорезями глаз. Но после операции Чарли «прозревает» и мир становится разнообразнее.
Причем под конец выбор о том, кому жить, а кому нет, принимает один из зрителей — получается вариация на тему «Поздравляем, вы только что убили Бетховена». Именно понятие нормы в постановке становится центральным. Что это вообще такое? Кто устанавливает, что есть норма, а что — нет?
Чарли страстно желает стать нормальным, а когда он приближается к оптимальному значению по шкале социально одобряемого, оказывается, что ненормальные — все вокруг! Его мать, помешанная на чистоте, его жестокая сестра, его спивающийся отец, его агрессивные коллеги, псевдотворческая соседка-алкоголичка, истеричная дурочка мисс Кинниан... А профессор Немур, травмированный в детстве собственной матерью, и вовсе галлюцинирует, да еще и на рабочем месте. К слову, еще одна важная тема, поддержанная постмодернистскими отсылками к «Франкенштейну», «Пиноккио» и «Моей прекрасной леди» — это взаимоотношения создания и создателя как ребенка и родителя, в которых второй вместе с жизнью дает первому драму той или иной степени болезненности. Насколько он ответственен за того, кого создал и имеет ли право отказаться от него? А наоборот?