Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. потустороннее существо он изображал в разных позах. картина Михаила Александровича Врубеля, являющаяся одним из центральных произведений художника. Этот шедевр написан в качестве иллюстрации к произведению М. Лермонтова "Демон" и входит в "демонический" цикл художника.
Жизнь великого художника
- Содержание
- Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
- Демон (сидящий)
- Картины демонов Михаила Врубеля: описание, фото, анализ, история создания
- Встреча с ангелом
- Мистическая сторона живописи М.Врубеля
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”.
Михаил Врубель
Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический.
По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета. Врубелю повезло с врачами. Он сменил 4 клиники: Поморского, Введенского, Карпова и Усольцева — и везде он находил понимание, и каждый лечащий врач в нем видел не только пациента, но и могучего художника. Главный объект последнего цикла — это большая перламутровая раковина, не виденье или греза, а вполне реальный объект, привезенный на выставку из петербургского собрания Русского музея.
Врубель создал десятки зарисовок с так называемой «жемчужиной», с нимфами и без, но чем больше он ее рисовал, тем больше он уходил в абстракцию, расчерчивая лист на две плоскости — белого и черного цвета. Художник показал раковину и на одном из последних автопортретов, созданном после выхода из клиники Усольцева. В нем художник хотел заявить о своем возрождении, возвращении к нормальной жизни и к работе. Вместо традиционной палитры Врубель держит схожую по форме раковину, которая была для него символом творящей энергии.
А образ лебедя позади стал воплощением творческого успеха жены Надежды Забелы-Врубель, исполнившей роль Царевны-лебедь. При всей внешней парадности портрета взгляд художника полон смятения, словно он предчувствовал наступающее бессилие перед полной потерей зрения. На протяжении жизни художник стремился уйти от изображения реальности в мир грез и фантазий, создать нечто невообразимое и, сам того уже не ощущая, занял ведущую роль не только в русском символизме и модерне, но и в модернизме в целом.
Возможно, он желал выразить нечто среднее между мужской и женской стихиями природы. Работа над образами «Демона» занимала художника долгие годы, причём он одновременно трудился над образами Богоматери начиная с росписей Кирилловской церкви в Киеве, 1884 и «восставшего бога», причём «не видел в этом ничего кощунственного, потому что демон у него — не дьявол, а олицетворение мятущейся человеческой души, закованной в материальное тело. Демон Врубеля — образ смятённого человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. В 1899 году художник написал картину « Демон летящий ». В 1901 — 1902 годах он мучительно дописывал свою последнюю работу — « Демон поверженный », в которой герой находится на грани гибели [4].
На марке изображён демон летящий, 1991 Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890.
Третьяковская галерея 460 подписчиков Подписаться Сидит, летит, повержен. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля.
С этого времени связка Врубель-Демон станет неразрывной до конца жизни художника. Кроме сидящего, первого из сохранившихся на полотнах Демонов, были написаны летящий и поверженный 1899-1902. Демон сидящий 1890 г. Эскиз картины История создания картины «Демон сидящий» Самый первый Демон Врубеля несохранившийся был написан в 1885 году в Киеве. Художника тогда пригласили расписывать Владимирский собор.
Но в это время им владели внутренние терзания, связанные с собственной интерпретацией и стилистикой евангельских сюжетов. Как следствие, его стенопись подвергалась критике. Врубель чувствовал собственное отчуждение, вызванное нестандартным пониманием Христа и всей обрядности, что стало для него серьёзным испытанием. Вновь и вновь в мыслях он возвращался к Демону и в конце концов осуществил сжигавший его замысел. Картину увидел приехавший отец Врубеля. Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно.
Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать — фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция — то что надо. Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта. Личное отношение художника к герою Сам живописец считал, что Демон — это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. Понимание Демона художником отличалось от общепринятого. Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно — все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей. Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой.
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела. Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву.
Тот ставит неутешительный диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» третичный сифилис. В апреле 1902 года с симптомами острого психического расстройства художника госпитализируют. Состояние Врубеля настолько тяжелое, что в клинику к нему не пускают жену и сестру. Его снова помещают в больницу, он морит себя голодом, видит галлюцинации и бесконечно переписывает новое лицо — портрет шестикрылого Азраила, который являлся пушкинскому Пророку, постепенно тоже приобретает черты Демона.
Шестикрылый серафим. Там он рисует граненую «Розу в стакане» и несколько портретов своего врача. Если на обороте одного из них он пишет горькое: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», то другой рисунок подписывает: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». Художник прерывает лечение, едет с женой в Петербург и участвует в выставке с причудливой «Жемчужиной», на создание которой его вдохновила подаренная перламутровая табакерка.
Но в начале 1905 года симптомы болезни возвращаются, Врубеля мучают звуковые галлюцинации. Усольцев снова забирает пациента в клинику, там Врубель пишет набросок «Видения пророка Иезекииля» — ветхозаветного персонажа, который, согласно Священному Писанию, увидел Божью славу, воплощенную в колеснице с четырьмя крылатыми существами. На полотне Врубеля видны лишь очертания ангелов и самого пророка. Видение пророка Иезекииля.
Последние годы жизни Врубель проводит в собственных галлюцинациях, не узнает друзей, отказывается от животной пищи. На похоронах художника поэт Александр Блок говорит: «Он оставил нам своих Демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Как оно попало из Армении в Россию, как его нашли — информации в открытых источниках, похоже, нет. Это, впрочем, неудивительно — соответствующие службы не станут походя раскрывать детали своей работы, особенно в такой деликатной сфере, как похищение произведений искусства. Украсть картину и, допустим, кошелек из сумочки — вещи суть принципиально разные, воров картин немного, в этой области все друг друга знают, и малейшая утечка информации может сослужить в дальнейшем плохую службу. Поэтому стоит просто порадоваться тому, что картину нашли, и не только из-за ее высокой стоимости, конечно. Вообще, оценка произведений искусства условна и сиюминутна, каждая великая картина ведь бесценна и не зависит от модных веяний, хотя и может быть теоретически оценена в конкретную сумму. А на аукционе сегодня она может быть продана ниже своей оценочной стоимости, а завтра, глядишь, кто-нибудь выложит за нее на порядок больше. Возвращение Врубеля Известнейший искусствовед Нина Дмитриева сравнила творческую биографию Михаила Врубеля с драмой «в трех актах с прологом и эпилогом», при этом переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» она подразумевала ранние годы обучения и выбора призвания.
Акт первый — 1880-е годы, учеба в Академии художеств и переезд в Киев, погружение в византийское искусство и церковную живопись. Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-06 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Демон сидящий, Врубель В своей жизни Врубель, кажется, испытал все, что возможно — и бытовую неустроенность, нужду и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь, и любовь состоявшуюся, подарившую художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно остался победителем в этой жизни.
Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий». Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом. Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна. Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее. Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал. Стесненное, неудобное положение Демона на картине отражало внутренний мир самого художника и показывало насколько тесными для его таланта были рамки окружающей действительности. Отношение создателя к своему герою Создатель проецировал «Демона» не столько злобным духом, сколько скорбным и страдающим персонажем, величавым и властным, совмещающим в себе мужское и женское начало. Это понимание сущности Демона не совпадало с общепринятым мнением.
Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать... Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором. Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «... Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого великого флорентийца Микеланджело. В колористических соцветиях Врубеля, «в борьбе золота и синевы» Александр Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». И стало быть, как образ-знак колористической тональности, врубелевский Демон — тот, кто призван и послан «заклинать ночь», и «синий сумрак ночи, — пишет Блок, — медлит затоплять золото и перламутр». Он — «ангел ясного вечера», то есть опять персонификация, аллегория — но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати — половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. В 1902 года у Врубеля появились первые признаки душевного расстройства – он с видом одержимого каждое утро приходил на выставку «Мир искусства» и детально перерисовал детали собственной картины «Демон поверженный». "Демон"В 1885 году Врубель возвращается в Киев.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
По традиции черты одной из них напоминают образ его жены — оперной певицы Надежды Забелы, чьи портреты он писал всю жизнь. Государственная Третьяковская галерея «Демон сидящий» 1890 , Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей «Демон летящий», 1899. Майолика, 1894, Государственный Русский музей «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» майолика , 1894 Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». В версии Русского музея их два, то есть «встреча» не такая уж и историческая но есть и акварель «Тамара и Демон» 1891 года. Зато есть и бонус — гипсовая «Голова Демона», которая на гастроли в Москву не ездила. Тоже из соображений безопасности для хрупкого экспоната — ее уже восстанавливали по кусочкам, когда в 1920-х майолику разбил страдающий ментальным расстройством посетитель. Рядом есть и набросок будущей «Головы». Говорят, современники угадывали в ней черты Эмилии Праховой — большой любви Врубеля до встречи с Забелой и жены его киевского заказчика и покровителя. Согласно апокрифу ее же лицо он ранее изображал ликом «Богоматери с младенцем» в иконостасе Кирилловской церкви. Тайной «Демона летящего» долгое время было то, что к картине якобы не сохранилось эскизов.
Как будто Врубель написал ее в едином устремлении об этом же говорится в аудиогиде к выставке. Благодаря новым экспертизам перед выставкой выяснилось, что рисунок, считавшийся наброском к «Демону поверженному», был изначально штудиями к «Демону летящему». То есть сама картина стала как будто эскизом к новому переосмыслению. Врубель вообще часто использовал одни и те же холсты, что придавало в итоге всему немного другой символизм — так, «Дама в лиловом» Портрет Н.
Но эта работа осталась неоконченной.
Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать. Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника. Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой.
Очевидцы говорили, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота».
Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам. Одинокая душа На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" 1890 г. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа.
Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа". Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире. Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами. Но художнику что-то не давало покоя.
Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный". Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность. С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде.
Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты. Арт-терапия Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день — врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время. Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова.
А вскоре началась новая волна навязчивых идей. Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую.
Тогда во Флоренции процветали торговля и ремёсла, там жило множество богатых людей, которые стали всерьёз интересоваться искусством , что привлекало в этот город художников и скульпторов. Но заказчикам не очень-то были интересны классические иконы, которые заказывали деятели церкви — священники и высшее духовенство, для украшения храмов Божьих. То, что хорошо в церкви — стилизованные изображения, глухие наряды, не очень-то пригодно для светской жизни, для того чтобы повесить картину в гостиной, которую не стыдно будет показать гостям. Потому и художники стали изображать Мадонн более человечными, похожими на очень красивых земных женщин, в обычной одежде, даже с открытыми плечами.
Таковы многие Мадонны Рафаэля Санти. Мадонна в зелени фрагмент Это способствовало развитию живописи, появлению картин в технике сфумато, которую изобрёл Леонардо да Винчи. В России было нечто похожее. Заказчикам — богатым купцам и фабрикантам уже не очень-то были интересны классические картины передвижников , обличающие пороки общества. А Третьяков , который был покупателем картин передвижников, и под чьи вкусы художники подстраивались, не мог приобретать все представленные на рынке искусства картины. Потому и появилось множество картин, написанных не для Третьякова — например, «Садко» Репина или «Неизвестная» Крамского. Иван Крамской. В русской живописи росло и национальное самосознание, художники стали больше интересоваться русскими сказками и языческими образами, как, например, Виктор Васнецов.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Демон — существо мифическое, это падший ангел, и Врубель придал ему немало человеческих черт, но одновременно это явно необычный человек, как может показаться с первого взгляда. Он огромен — даже не помещается в пространстве холста, переживает душевное смятение — это показывает его напряжённая поза и стиснутые пальцы рук.
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Картину “Демон сидящий” написал русский художник Михаил Врубель в 1890 году. Ощущение, будто со смертью Врубеля и Серова закончился большой этап в истории русского искусства, висело в воздухе — памяти обоих художников посвятит своих «Играющих мальчиков» Кузьма Петров-Водкин, называя эту картину 1911 года «похоронным маршем».
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова рассказывает о цикле произведений М. Врубеля: «Демоне сидящем» (1890 г.), «Летящем демоне» (1899 г.) и «Демоне поверженном» (1902 г.). Другие видео о творчестве Михаила Врубеля смотрите по. Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. «Демон» — одна из самых потрясающих картин Михаила Врубеля. Картину “Демон сидящий” написал русский художник Михаил Врубель в 1890 году.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Дабы добавить реализма, художник ещё и раскрасил её. У зрителей она вызывала сильные эмоции. К сожалению, эта работа до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента… Болезнь Довольно скоро жена Михаила Врубеля — певица Надежда Ивановна Забела стала замечать: с супругом происходит что-то непонятное. Вскоре и все остальные поняли, что художник тяжело болен. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но он не желает ничего слышать. И постоянно жалуется на докторов, на их неумение его лечить. За довольно короткий период Врубель изменился настолько, что жена стала бояться оставаться с ним наедине. В итоге его отправляют на лечение в психиатрическую больницу, где состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия.
Он мнил себя Христом, Пушкиным, собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился генералом Скобелевым или гетерой Фриной… Михаил Александрович слышал голоса, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. И при этом всё время неустанно рисовал… Потом этот его метод назовут арт-терапией и станут использовать при лечении психических расстройств. Кстати, врач, лечивший Врубеля, записал в своём дневнике: «Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым». Вместо эпилога Когда Михаил Врубель умер, на его похоронах Александр Блок произнёс речь, где назвал художника «вестником иных миров».
Рассказываем, на что в экспозиции стоит обратить особое внимание. Это в Третьяковской галерее в ноябре 2021-го встретились три демона Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» , обе части «Пророка» висели, как и задумано, одна над другой, кураторами выступили Ирина Шуманова и Аркадий Ипполитов, а архитектурное решение придумывал Сергей Чобан. Та экспозиция стала одной из самых посещаемых в России в минувшем году, а попасть на нее смогли далеко не все желающие.
Для них то есть многих из нас более камерный вариант Русского музея — шанс увидеть вместе главные работы Михаила Врубеля. Зрителей не удивляют кураторскими решениями, разве что экспонаты размещены тематически: есть тревел-уголок «Испания», «Венеция», «Гадалка» , есть зал про демонов и их растительную предтечу «Сирень», есть сказочный период с «Царевной-лебедь» и многочисленными портретами музы-жены Врубеля Надежды Забелы. В четырех залах Корпуса Бенуа, ставших ради выставки ядовитых сиреневых и лазоревых цветов, даже в будний день множество зрителей, но билеты еще можно купить — и на ближайшие даты. Правда, туры с экскурсиями расписаны до июля, но аудиогид и наш краткий экскурс по хайлайтам вполне может стать ликбезом ради главного: встречи с работами Врубеля. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904. Холст, масло. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904 Последняя законченная работа Врубеля выполненная маслом была выбрана Русским музеем как «лицо» всей выставки. С ней и созданы цифровые баннеры, и печатаются афиши-растяжки и открытки на память. Это и предмет гордости — она находится как раз в собственной коллекции Русского музея.
Фирменные крупные мазки, будто имитирующие мозаику, выдают еще и сложное эмоциональное состояние Врубеля. С 1902 года и вплоть до смерти в 1910-м ментальные проблемы с редкими улучшениями стали вечным его спутником.
После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели.
Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.
Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.
В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи.