Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 — регламентирует работу по защите информации в АС, управляющими опасными производственными и технологическими процессами на важных и потенциально опасных объектах. РИА Новости: Подозрительную радиостанцию из леса в Пушкино изъяли для проверки.
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014
Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится до ввода автоматизированной системы управления в промышленную эксплуатацию на этапах, определяемых заказчиком. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний автоматизированной системы управления в целом с учетом ГОСТ 34. В ходе приемочных испытаний должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям. В качестве исходных данных при приемочных испытаниях используются модель угроз безопасности информации, акт классификации автоматизированной системы управления, техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, проектная и эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления, организационно-распорядительные документы по защите информации, результаты анализа уязвимостей автоматизированной системы управления, материалы предварительных и приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления, а также иные документы, разрабатываемые в соответствии с настоящими Требованиями и требованиями стандартов организации. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний. Результаты приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления с выводом о ее соответствии установленным требованиям включаются в акт приемки автоматизированной системы управления в эксплуатацию. По решению заказчика подтверждение соответствия системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям может проводиться в форме аттестации автоматизированной системы управления на соответствие требованиям по защите информации. Ввод в действие автоматизированной системы управления осуществляется с учетом ГОСТ 34. Обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления 16. В ходе планирования мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: определение лиц, ответственных за планирование и контроль мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления; разработка, утверждение и актуализация плана мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления; контроль выполнения мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления, предусмотренных утвержденным планом. В ходе обеспечения действий в нештатных непредвиденных ситуациях при эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляются: планирование мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления на случай возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; обучение и отработка действий персонала по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; создание альтернативных мест хранения и обработки информации на случай возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; резервирование программного обеспечения, технических средств, каналов передачи данных автоматизированной системы управления на случай возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; обеспечение возможности восстановления автоматизированной системы управления и или ее компонентов в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций.
В ходе информирования и обучения персонала автоматизированной системы управления осуществляются: периодическое информирование персонала об угрозах безопасности информации, о правилах эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления и отдельных средств защиты информации; периодическое обучение персонала правилам эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления и отдельных средств защиты информации, включая проведение практических занятий с персоналом на макетах или в тестовой зоне. В ходе анализа угроз безопасности информации в автоматизированной системе управления и возможных рисков от их реализации осуществляются: периодический анализ уязвимостей автоматизированной системы управления, возникающих в ходе ее эксплуатации; периодический анализ изменения угроз безопасности информации в автоматизированной системе управления, возникающих в ходе ее эксплуатации; периодическая оценка последствий от реализации угроз безопасности информации в автоматизированной системе управления анализ риска. В ходе контроля мониторинга за обеспечением уровня защищенности автоматизированной системы управления осуществляются: контроль за событиями безопасности и действиями персонала в автоматизированной системе управления; контроль анализ защищенности информации, обрабатываемой в автоматизированной системе управления, с учетом особенностей ее функционирования; анализ и оценка функционирования системы защиты автоматизированной системы управления, включая выявление, анализ и устранение недостатков в функционировании системы защиты автоматизированной системы управления; документирование процедур и результатов контроля мониторинга за обеспечением уровня защищенности автоматизированной системы управления; принятие решения по результатам контроля мониторинга за обеспечением уровня защищенности автоматизированной системы управления о необходимости пересмотра требований к защите информации в автоматизированной системе управления и доработке модернизации ее системы защиты. Обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления 17. Обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется оператором в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и организационно-распорядительными документами по защите информации и в том числе включает: архивирование информации, содержащейся в автоматизированной системе управления; уничтожение стирание данных и остаточной информации с машинных носителей информации и или уничтожение машинных носителей информации. Архивирование информации, содержащейся в автоматизированной системе управления, должно осуществляться при необходимости дальнейшего использования информации в деятельности оператора.
Настоящие Требования применяются в случае принятия владельцем автоматизированной системы управления решения об обеспечении защиты информации, обработка которой осуществляется этой системой и нарушение безопасности которой может привести к нарушению функционирования автоматизированной системы управления. В случае необходимости применение криптографических методов защиты информации и шифровальных криптографических средств защиты информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие настоящих требований распространяется на автоматизированные системы управления, обеспечивающие контроль и управление технологическим и или производственным оборудованием исполнительными устройствами и реализованными на нем технологическими и или производственными процессами в том числе системы диспетчерского управления, системы сбора передачи данных, системы, построенные на основе программируемых логических контроллеров, распределенные системы управления, системы управления станками с числовым программным управлением. Настоящие Требования предназначены для лиц, устанавливающих требования к защите информации в автоматизированных системах управления далее - заказчик , лиц, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированных систем управления далее - оператор , а также лиц, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации к проведению работ по созданию проектированию автоматизированных систем управления и или их систем защиты далее - разработчик.
При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Защита информации в автоматизированной системе управления обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в автоматизированной системе управления и требований к мерам защиты информации в автоматизированной системе управления. Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7. Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень "вода вывода данных, исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты. В автоматизированной системе управления объектами защиты являются: информация данные о параметрах состоянии управляемого контролируемого объекта или процесса входная выходная информация, управляющая командная информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная технологическая информация ; программно-технический комплекс, включающий технические средства в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства , программное обеспечение в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное , а также средства защиты информации. Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления.
Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации. В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" далее - ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее - классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления.
При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления.
N 934-р. Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий 5. Целями проведения профилактических мероприятий являются: предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований; повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля; снижение административной нагрузки на подконтрольных субъектов; создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. Основными задачами профилактических мероприятий являются: формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения; инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды; выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды 8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров работ, услуг , информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и или совершении террористических актов.
При этом красной нитью по тексту приказа проходит мысль, что меры защиты информации должны быть согласованы с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности АСУ ТП и управляемого контролируемого объекта и или процесса и не должны оказывать отрицательного мешающего влияния на штатный режим функционирования АСУ ТП. Возможно как обоснованное исключение защитных мер, так и применение мер компенсирующих. Но финальный текст поменялся по сравнению с проектом.
Было внесено немало изменений. Беглый анализ позволяет выделить следующие отличия принятой версии от предварительной: Изменен п. Если в проекте речь шла о снижении рисков незаконного вмешательства, то в итоговом варианте - об обеспечении функционирования АСУ ТП в штатном режиме риски тоже остались, но на втором месте.
Убран п. Не могу сказать, что это критично, так как аналогичная норма включена в алгоритм выбора защитных мер на этапе дополнения защитных мер. Добавлен новый блок в п.
Незначительно расширен перечень объектов защиты - добавлены промышленные сервера и системы локальной автоматики, микропрограммное ПО. Убрана "информация о промышленном или технологическом процессе", но добавлена "иная критическая важная информация". Переформулировали 8-й пункт ранее 9-й , но суть осталась той же.
Популярные материалы
- Приказ ФСТЭК № 31 - Контроль соответствия
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ФСТЭК России
- Приказ № 31
- Класс защищённости АСУ ТП
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ИБ
- Subscription levels
Изменения в НПА по информационной безопасности
Главные выдержки из Приказа ФСТЭК от 14 марта 2014 г. N 31: 1. Цель документа: утвердить требования к обеспечению защиты информации в АСУТП на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах. Обзор приказа ФСТЭК №31 | Будьте в курсе актуальных новостей в области информационных технологий и кибербезопасности. Утверждена приказом ФСТЭК России от 19 февраля 2018 г. N 31. УТВЕРЖДЕНЫ приказом ФСТЭК России от «14» марта 2014 г. № 31. Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах. ПРИКАЗ. от 14 марта 2014 года N 31. Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных.
Приказ ФСТЭК от 14 марта 2014 г. N 31
При этом, речь идет не только о физической защите. Обеспечение информационной безопасности - не менее важная задача в комплексе работ по защите указанных объектов. В части обеспечения информационной безопасности критичных объектов выделяют защиту автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП. АСУ ТП — комплекс технических, программных и аппаратных средств, управляющих технологическим оборудованием на критически важных или потенциально опасных объектах.
В настоящем документе устанавливаются требования к обеспечению защиты информации, обработка которой осуществляется автоматизированными системами управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды далее - автоматизированные системы управления , от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации, в том числе от деструктивных информационных воздействий компьютерных атак , следствием которых может стать нарушение функционирования автоматизированной системы управления. Абзац дополнительно включен с 17 сентября 2018 года приказом ФСТЭК России от 9 августа 2018 года N 138 Настоящие Требования применяются в случае принятия владельцем автоматизированной системы управления решения об обеспечении защиты информации, обработка которой осуществляется этой системой и нарушение безопасности которой может привести к нарушению функционирования автоматизированной системы управления. В случае необходимости применение криптографических методов защиты информации и шифровальных криптографических средств защиты информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие настоящих требований распространяется на автоматизированные системы управления, обеспечивающие контроль и управление технологическим и или производственным оборудованием исполнительными устройствами и реализованными на нем технологическими и или производственными процессами в том числе системы диспетчерского управления, системы сбора передачи данных, системы, построенные на основе программируемых логических контроллеров, распределенные системы управления, системы управления станками с числовым программным управлением.
Настоящие Требования предназначены для лиц, устанавливающих требования к защите информации в автоматизированных системах управления далее - заказчик , лиц, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированных систем управления далее - оператор , а также лиц, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации к проведению работ по созданию проектированию автоматизированных систем управления и или их систем защиты далее - разработчик. При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Защита информации в автоматизированной системе управления обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в автоматизированной системе управления и требований к мерам защиты информации в автоматизированной системе управления. Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7. Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень ввода вывода данных, исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты.
Действие требований распространяется на автоматизированные системы управления, обеспечивающие контроль и управление технологическим и производственным оборудованием и реализованными на нем технологическими и производственными процессами АСУ ТП. Защита информации в АСУ обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в АСУ и требований к мерам защиты информации в АСУ. В АСУ объектами защиты являются: Информация о параметрах управляемого объекта или процесса, в том числе: входная-выходная информация;.
Требования к системе защиты автоматизированной системы управления определяются в зависимости от класса защищенности автоматизированной системы управления и угроз безопасности информации, включенных в модель угроз безопасности информации. Требования к системе защиты автоматизированной системы управления включаются в техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности.
Требования", а также политик обеспечения информационной безопасности оператора в части, не противоречащей политикам заказчика. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления 14. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления с учетом ГОСТ 34.
Автоматизированные системы. Стадии создания" далее - ГОСТ 34. Система защиты автоматизированной системы управления не должна препятствовать штатному режиму функционирования автоматизированной системы управления при выполнении ее функций в соответствии с назначением автоматизированной системы управления. При разработке системы защиты автоматизированной системы управления учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
При проектировании системы защиты автоматизированной системы управления должны учитываться особенности функционирования программного обеспечения и технических средств на каждом из уровней автоматизированной системы управления. Результаты проектирования системы защиты автоматизированной системы управления отражаются в проектной документации эскизном техническом проекте и или в рабочей документации на автоматизированную систему управления систему защиты автоматизированной системы управления , разрабатываемых с учетом ГОСТ 34. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. Разработка эксплуатационной документации на систему защиты автоматизированной системы управления осуществляется по результатам проектирования в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления.
Эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления разрабатывается с учетом ГОСТ 34. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие 15. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации.
Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления.
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014
Изменения в НПА по информационной безопасности | Для выполнения требований 17 и 21 приказов ФСТЭК России необходимо использовать только те СЗИ, которые прошли процедуру соответствия требованиям к УД. |
Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ФСТЭК России | Иными словами, Приказ ФСТЭК N 31 от 14.03.2014 позволяет легально применить требования для защиты тех АСУ ТП, которые не являются ЗОКИИ. |
Приказ ФСТЭК России от 19.02.2018 N 31 | Как я и говорил во время семинара, ФСТЭК опубликовала разъяснение по поводу 31-го приказа и его соотнесения с ранее выпущенными документами по ключевым системам информационной инфраструктуры (КСИИ). |
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России - YouTube | Для выполнения требований 17 и 21 приказов ФСТЭК России необходимо использовать только те СЗИ, которые прошли процедуру соответствия требованиям к УД. |
Жизнь 80 на 20: Инфосообщение ФСТЭК про Приказ №31 | Приказ ФСТЭК России от 01.06.2023 №106 признает утратившими силу административные регламенты по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной. |
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России | Сейчас приказ ФСТЭК № 31 — это достаточно высокоуровневый документ. приказ №31) в очередной раз обратил наше внимание на неоднозначный вопрос оценки соответствия СрЗИ, а точнее на вопрос есть ли жизнь без обязательной сертификации можно ли при. |
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014 | ПРИКАЗ. от 14 марта 2014 года N 31. Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. |
Изменения в НПА по информационной безопасности — Роман Быков на | Ранее не встречал нормального доступного для всех соответствия между мерами защиты из всех приказов ФСТЭК между собой. |
Приказ № 31
Задать вопрос. Главная Новости НАЦ аттестовал информационную систему предприятия "Ростеха" по 31 Приказу ФСТЭК. Согласно требованиям приказа ФСТЭК России №131 SafeERP будет проходить сертификацию как СЗИ 5-го уровня доверия. Контроль соответствия требованиям Приказа ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014 Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующего класса защищенности автоматизированной системы управления. Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. № 31 (автоматизированные системы управления производственными и технологическими процессами). приказа ФСТЭК №31. С утверждением приказа ФСТЭК России № 31 мероприятия по защите информации в АСУ ТП стали носить обязательный характер.
Оценка соответствия СрЗИ согласно Приказу ФСТЭК №31
окружающей природной среды (утв. приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. № 31. Ранее не встречал нормального доступного для всех соответствия между мерами защиты из всех приказов ФСТЭК между собой.
Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31
Оценка соответствия СрЗИ согласно Приказу ФСТЭК №31 | В таблице № 1 представлено описание выполнения базового набора мер 31-го приказа ФСТЭК по защите информации в автоматизированной системе управления путем применения ПАК СЗИ НСД «Центр-Т». |
Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу | ПРИКАЗ. от 14 марта 2014 года N 31. Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. |
Жизнь 80 на 20: Инфосообщение ФСТЭК про Приказ №31 | Первая особенность приказа № 31 – «уникальные» требования обеспечения безопасной разработки программного обеспечения (ОБР), которых нет в аналогичных приказах ФСТЭК. |
Оценка соответствия СрЗИ согласно Приказу ФСТЭК №31
При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Защита информации в автоматизированной системе управления обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в автоматизированной системе управления и требований к мерам защиты информации в автоматизированной системе управления. Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7. Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень ввода вывода данных исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты. В автоматизированной системе управления объектами защиты являются: информация данные о параметрах состоянии управляемого контролируемого объекта или процесса входная выходная информация, управляющая командная информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная технологическая информация ; программно-технический комплекс, включающий технические средства в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства , программное обеспечение в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное , а также средства защиты информации. Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления.
Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации. В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении.
Общие требования» далее — ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее — классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления. При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс — третий, самый высокий — первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям. Класс защищенности может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированной системы управления или иных сегментов при их наличии. Результаты классификации автоматизированной системы управления оформляются актом классификации.
Добавлен новый блок в п. Незначительно расширен перечень объектов защиты - добавлены промышленные сервера и системы локальной автоматики, микропрограммное ПО. Убрана "информация о промышленном или технологическом процессе", но добавлена "иная критическая важная информация". Переформулировали 8-й пункт ранее 9-й , но суть осталась той же. По тексту некоторые абзацы в пунктах переставили местами и переписали некоторые абзацы немного другими словами суть осталась неизменной. Убран фрагмент в п. Вообще видно, что даже после общественного обсуждения работа с документом велась очень активно и не бездумно - там где средств защиты нет и не появится в ближайшее время произошла замена на встроенные в АСУ ТП защитные механизмы там где они есть. А вот пункт 22 из проекта про сегментирование убрали. В приложение 2 перечень защитных мер внесли следующие изменения в части базового набора мер: УПД. Сейчас предстоит осознать, что будет меняться в отрасли с выходом данного приказа. Заказчикам придется закладывать реализацию его положений в свои планы-графики. Интеграторам придется изучать положения нового приказа для его внедрения у заказчиков.
Этими изменениями закрывается появившийся в связи с изданием Федерального закона от 10. Также приказ предусматривает случаи объединения нескольких значимых объектов КИИ и разделения одного объекта на несколько. Документ определяет порядок действий с высвободившимися регистрационными номерами реестра и порядок присвоения таких номеров другим объектам. Ну что я могу сказать: ФСТЭК России, как всегда, оперативно реагирует на изменения обстановки, ликвидируя имеющиеся пробелы в нормативке, за что им большое спасибо! Внимательный читатель заметит, что соответствующие приказы утверждены еще летом. Я пишу про них только сейчас потому, что они были официально опубликованы после регистрации в Минюсте России, которая состоялась 06. Эти документы применяются до 31. Приказами предусмотрены плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки сроком не более 20 рабочих дней не менее чем двумя должностными лицами. К важным изменениям относится то, что в Сроках и последовательностях нет зафиксированных в административных регламентах прав и обязанностей должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля.
К наиболее опасным проявлениям таких тенденций относятся нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, приводящие к возникновению рисков нанесения ущерба интересам безопасности государства. В этой связи работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе и проводиться во всех регионах Российской Федерации. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной среды 9. На состояние подконтрольной среды может оказать воздействие дальнейшее увеличение количества подконтрольных субъектов за счет привлечения к внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также изменение внешнеэкономической конъюнктуры вследствие улучшения политической ситуации в мире и связанной с ним поэтапной отменой санкционного давления на Россию со стороны ряда западных стран. Несмотря на то, что развитие ситуации во внешнеэкономической сфере по указанным направлениям потребует со стороны Российской Федерации определенных дипломатических и организационных усилий, а также финансовых и временных затрат, при планировании профилактических мероприятий представляется целесообразным исходить из развития ситуации по этому оптимистическому сценарию. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий 10. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются: 1 информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю; 2 знание и однозначное толкование подконтрольными субъектами и ФСТЭК России обязательных требований и правил их соблюдения; 3 вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с ФСТЭК России, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Обзор требований ФСТЭК России к анализу программного кода средствами защиты информации
В части обеспечения информационной безопасности критичных объектов выделяют защиту автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП. АСУ ТП — комплекс технических, программных и аппаратных средств, управляющих технологическим оборудованием на критически важных или потенциально опасных объектах. АСУ ТП является составной частью ключевой системы информационной инфраструктуры, управляющей критичным объектом в целом. Спасибо за проявленный интерес к нашему журналу!
В качестве объектов защиты АСУ ТП выделяются: критически важная информация технологическая информация , включающая управляющую, контрольно-измерительную информацию и др. В соответствии с Приказом защита информации, обрабатываемая в АСУ ТП, является составной частью работ по ее созданию и эксплуатации и обеспечивается на всех стадиях ее создания и в ходе эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации в рамках системы защиты. При этом меры защиты информации должны: обеспечивать, в первую очередь, доступность и целостность информации и при необходимости ее конфиденциальность; соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, и т. Кроме того, отдельно подчеркивается, что используемые меры защиты не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами. Для определения класса защищенности необходимо определить уровень значимости обрабатываемой информации в зависимости от степени возможного ущерба от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности обрабатываемой информации.
В случае обработки в АСУ ТП двух и более видов информации измерительная информация, информация о состоянии процесса , уровень значимости определяется отдельно для каждого вида информации. Итоговый уровень значимости определяется по наивысшему значению из них или может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами и иных сегментов при их наличии.
Требования к системе защиты автоматизированной системы управления определяются в зависимости от класса защищенности автоматизированной системы управления и угроз безопасности информации, включенных в модель угроз безопасности информации. Требования к системе защиты автоматизированной системы управления включаются в техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", а также политик обеспечения информационной безопасности оператора в части, не противоречащей политикам заказчика.
Разработка системы защиты автоматизированной системы управления 14. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления с учетом ГОСТ 34. Автоматизированные системы. Стадии создания" далее - ГОСТ 34. Система защиты автоматизированной системы управления не должна препятствовать штатному режиму функционирования автоматизированной системы управления при выполнении ее функций в соответствии с назначением автоматизированной системы управления. При разработке системы защиты автоматизированной системы управления учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
При проектировании системы защиты автоматизированной системы управления должны учитываться особенности функционирования программного обеспечения и технических средств на каждом из уровней автоматизированной системы управления. Результаты проектирования системы защиты автоматизированной системы управления отражаются в проектной документации эскизном техническом проекте и или в рабочей документации на автоматизированную систему управления систему защиты автоматизированной системы управления , разрабатываемых с учетом ГОСТ 34. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. Разработка эксплуатационной документации на систему защиты автоматизированной системы управления осуществляется по результатам проектирования в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления. Эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления разрабатывается с учетом ГОСТ 34. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие 15. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором.
Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются: введение ограничений на действия персонала пользователей операторского персонала , администраторов, обеспечивающего персонала , а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации технических средств и программного обеспечения; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала автоматизированной системы управления, направленных на обеспечение защиты информации; отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы управления и защиту информации. Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34.
Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34.
Целями проведения профилактических мероприятий являются: предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований; повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля; снижение административной нагрузки на подконтрольных субъектов; создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. Основными задачами профилактических мероприятий являются: формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения; инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды; выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды 8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров работ, услуг , информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и или совершении террористических актов.
Реализуемые в настоящее время на государственном уровне программы поддержки несырьевого экспорта нацелены на формирование широкого слоя активных экспортеров, в том числе из среды малого и среднего бизнеса, а также на устранение излишних административных барьеров во внешнеэкономической сфере, что должно позитивно отразиться на состоянии конкуренции и делового климата в стране. Вместе с тем начинающие внешнеэкономическую деятельность подконтрольные субъекты зачастую не в полной мере владеют тонкостями предконтрактной проработки планируемых к реализации внешнеэкономических сделок, не всегда способны провести идентификацию контролируемых товаров и технологий, что может привести к нарушению ими обязательных требований либо способствовать возникновению финансовых и репутационных издержек, связанных с отказом в выдаче лицензий разрешений на осуществление внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю. Продолжают иметь место отдельные случаи, когда подконтрольные субъекты для получения финансовых выгод от осуществления внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю, идут на нарушения обязательных требований. Такие нарушения выявляются и к нарушителям применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Обзор приказа ФСТЭК №31
Утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. № 31. I. Общие положения. Информация. Вебинары. Новости отрасли. Документы. Предприятия. приказ №31) в очередной раз обратил наше внимание на неоднозначный вопрос оценки соответствия СрЗИ, а точнее на вопрос есть ли жизнь без обязательной сертификации можно ли при обеспечении безопасности АСУ ТП.
Читайте также:
- Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31
- Приказ ФСТЭК № 31 - Контроль соответствия
- Кодексы РФ
- Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу - Бизнес без опасности
- Оценка соответствия СрЗИ согласно Приказу ФСТЭК №31
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
Определение угроз безопасности информации осуществляется на каждом из уровней автоматизированной системы управления и должно включать: выявление источников угроз безопасности информации и оценку возможностей потенциала внешних и внутренних нарушителей; анализ возможных уязвимостей автоматизированной системы и входящих в ее состав программных и программно-аппаратных средств; определение возможных способов сценариев реализации возникновения угроз безопасности информации; оценку возможных последствий от реализации возникновения угроз безопасности информации, нарушения отдельных свойств безопасности информации целостности, доступности, конфиденциальности и автоматизированной системы управления в целом. При проектировании системы защиты автоматизированной системы управления должны учитываться особенности функционирования программного обеспечения и технических средств на каждом из уровней этой системы. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления, а также обеспечивать конфигурацию, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации, программного обеспечения и автоматизированной системы в целом. Срок действия: не ограничен Ответственность: За неправомерное воздействие на КИИ, за несоблюдение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в КИИ, предусмотрена уголовная ответственность статья 274.
За действия, повлекшие причинение вреда критической информационной инфраструктуре, предусмотрена уголовная ответственность часть 3 ст.
Схемы сертификации, применяемые для сертификации, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Может проводиться в соответствии с ГОСТ 34. Получается, что использовать сертифицированные СрЗИ добровольная, обязательная сертификация гораздо проще, чем СрЗИ, прошедшие оценку соответствия в какой-либо другой форме. И причины, как нам кажется, следующие: —отсутствие четкого толкования условий и результата проведения оценки соответствия в других формах; —устоявшаяся практика применения сертифицированных СрЗИ «чтобы регулятор не придирался» ; —отсутствие практики применения СрЗИ, прошедших оценку соответствия в других формах следствие из предыдущего пункта.
Понятие же ключевой системы информационной инфраструктуры обобщает в себе множество различных классов информационных, автоматизированных систем и информационно-телекоммуникационных сетей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, географические и навигационные системы, системы управления водоснабжением, энергоснабжением, транспортом и др. Следующие методические документы ФСТЭК России могут применяться при защите АСУ ТП в качестве дополнительного методического материала, в части не противоречащей требованиям настоящего Приказа: «Базовая модель угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры»; «Методика определения актуальных угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры»; «Общие требования по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры»; «Рекомендации по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры». По концепции и структуре требований Приказ во многом является схожим с 21-ым и 17-ым приказом ФСТЭК России и включает в себя блок требований к организации защиты информации в АСУ ТП, а также требования к мерам защиты информации. Предложенная структура АСУ ТП включает три основных уровня, характеризующихся различным составом входящих в него компонентов. В качестве объектов защиты АСУ ТП выделяются: критически важная информация технологическая информация , включающая управляющую, контрольно-измерительную информацию и др.
В соответствии с Приказом защита информации, обрабатываемая в АСУ ТП, является составной частью работ по ее созданию и эксплуатации и обеспечивается на всех стадиях ее создания и в ходе эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации в рамках системы защиты. При этом меры защиты информации должны: обеспечивать, в первую очередь, доступность и целостность информации и при необходимости ее конфиденциальность; соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, и т.
Настоящие Требования применяются в случае принятия владельцем автоматизированной системы управления решения об обеспечении защиты информации, обработка которой осуществляется этой системой и нарушение безопасности которой может привести к нарушению функционирования автоматизированной системы управления. В случае необходимости применение криптографических методов защиты информации и шифровальных криптографических средств защиты информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие настоящих требований распространяется на автоматизированные системы управления, обеспечивающие контроль и управление технологическим и или производственным оборудованием исполнительными устройствами и реализованными на нем технологическими и или производственными процессами в том числе системы диспетчерского управления, системы сбора передачи данных, системы, построенные на основе программируемых логических контроллеров, распределенные системы управления, системы управления станками с числовым программным управлением. Настоящие Требования предназначены для лиц, устанавливающих требования к защите информации в автоматизированных системах управления далее — заказчик , лиц, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированных систем управления далее — оператор , а также лиц, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации к проведению работ по созданию проектированию автоматизированных систем управления и или их систем защиты далее — разработчик. При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Защита информации в автоматизированной системе управления обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в автоматизированной системе управления и требований к мерам защиты информации в автоматизированной системе управления. Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7.
Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень ввода вывода данных исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты. В автоматизированной системе управления объектами защиты являются: информация данные о параметрах состоянии управляемого контролируемого объекта или процесса входная выходная информация, управляющая командная информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная технологическая информация ; программно-технический комплекс, включающий технические средства в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства , программное обеспечение в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное , а также средства защиты информации. Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации.
В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования» далее — ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее — классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления. При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления.
Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления.