Новости академия наук ссср

Академия наук СССР. Известия Академии наук Союза Советских Социалистических Республик. Строительство главного здания Академии Наук СССР, которое является демонстрацией забот советского государства о науке и создаёт исторический памятник условий научной деятельности в нашу эпоху, могло бы быть продолжено. С 1944 г. была объявлена подписка на три новых журнала: Известия Академии наук СССР.

Почему 15 июня 1945 года отмечалось 220 лет Академии наук СССР?

Под эгидой АН СССР была создана сеть специализированных научно-исследовательских учреждений, включавшая 47 институтов, 76 самостоятельных лабораторий, станций, обществ, обсерваторий и др. В них работали 123 академика, 182 члена-корреспондента, 4700 научных и научно-технических сотрудников. Однако последовавшая германская агрессия потребовала серьёзной перестройки системы и принципов управления советской академической и прикладной наукой в условиях военного времени. Ещё в довоенный период были выявлены существенные организационные недостатки, связанные с искусственным разделением науки на фундаментальную и прикладную; параллелизмом проводившихся исследований; ведомственной разобщённостью академических, вузовских и отраслевых научных учреждений страны. Как отмечал М. Покровский в своём выступлении на V съезде Советов СССР 24 мая 1929 года, «…наука — не помощница в промышленности, как можно было бы вообразить, — это генеральный штаб промышленности; её роль та же, что генерального штаба в армии. Но разница у нас, в Союзе ССР, в том, что в то время, как генеральный штаб всюду в армиях, и у нас в том числе, есть наиболее упорядоченная часть армии, та часть армии, которая работает более чётко, всего лучше организована и т. В Постановлении Совнаркома РСФСР «О состоянии научно-исследовательского дела в РСФСР» от 21 февраля 1931 года констатировалось: «…несмотря на большие достижения в работе ряда научно-исследовательских учреждений, общее состояние научно-исследовательского дела по РСФСР характеризуется резким отставанием научной работы от практических задач социалистического строительства… Сеть научно-исследовательских учреждений распределена неравномерно как по отдельным отраслям знаний, так и по отдельным районам, сконцентрирована главным образом в Москве и Ленинграде, что создаёт их отрыв от производственно-экономической базы… Научно-исследовательские учреждения в значительной своей части всё же слабо связаны с промышленностью и сельским хозяйством… Отсутствие увязки между однородными институтами приводит к параллелизму в их работе и распылению научных сил и средств.

Одной из главных причин такого положения является отсутствие достаточного руководства и планирования работы научно-исследовательских учреждений на основе учёта запросов социалистического строительства». В результате проделанной работы к началу 40-х годов прошлого столетия была существенно усовершенствована система руководства научными исследованиями, создана гибкая и динамичная структура управления академической и прикладной наукой, накоплен большой опыт координации межведомственных научно-технических и производственных программ и проектов. Однако в первые месяцы войны всё ещё имелись определённые недоработки в вопросах управленческой координации работы академических и отраслевых институтов. В условиях военного времени требовались новые формы управления и координации деятельности сотен научных учреждений различной ведомственной и территориальной принадлежности, так или иначе связанных с укреплением военно-технического, сырьевого и научно-кадрового потенциала страны. Эта роль во многом была возложена на специальные комиссии Академии наук СССР, которые за относительно короткий период смогли стать настоящим «научным штабом» отражения фашистской агрессии.

Шипов еще в начале 80-х годов прошлого века доказал, что уровней реальности не четыре, как считала до этого классическая наука, а семь.

Четыре из них, названные выше, образуют грубый материальный мир, а три других являются уровнями мира Идей. Или — Тонкого мира. Марков докладывал об этом открытии: «Теория Г. Шипова определила четко уровни Тонкого Мира: пятый уровень — уровень физического вакуума; шестой — уровень первичных торсионных полей и седьмой уровень — Абсолютное Ничто». Абсолютное Ничто, в переводе с научного на разговорный язык, означает только одно: Бог. А вот что говорит сам академик Г.

Шипов, ныне директор Центра физики вакуума: «Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений А. Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог — некая реальность, обладающая всеми признаками Божества… Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами его познать, «изучить» невозможно.

Ломоносова в развитие Академии наук и науки в России.

Рассмотрение его деятельности и влияния на формирование учреждения. Анализ влияния этих работ на развитие науки в Советском Союзе. Анализ подразделений, институтов и их взаимосвязей. Анализ влияния академии на образование и научные исследования.

Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение периода до и после 1945 года в истории Академии наук Сопоставление ключевых событий и изменений в деятельности Академии наук СССР до и после 1945 года. Анализ влияния и значимости этих периодов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ученые Академии наук СССР и их вклад в различные области знаний Исследование деятельности и вклада ученых Академии наук СССР в различные области знаний, такие как физика, химия, биология, математика и другие.

Большинство ученых были осуждены на длительные сроки тюремного заключения, а некоторые из них были казнены. Это причинило серьезный ущерб науке в СССР, так как многие из лучших умов страны были либо уничтожены, либо вынуждены уехать из страны. Сегодня «дело Академии наук» рассматривается как одно из самых темных и печальных событий в истории советской науки. История «дела Академии наук» В начале 1929 года в России произошли выборы в новый состав Академии наук. Однако, в ходе голосования было выбрано всего лишь 39 новых членов Академии, вместо запланированных 42, а трое кандидатов-коммунистов были отклонены.

После этого в газетах начали появляться статьи с требованиями реорганизации Академии наук, а также с политическими характеристиками ее членов, указывавшими на их якобы контрреволюционное прошлое.

История журнала

именно так: Человека с большой буквы. На заседании Академии наук СССР академик Андрей Сахаров так отзывался о Лысенко и его стороннике Николае Нуждине. План Академии наук СССР предусматривал значительный размах исследований по выявлению сырьевых ресурсов страны, их подсчет и скорейшую мобилизацию на нужды обороны. То, что Академия наук СССР немногим более чем через месяц после окончания войны пригласила на празднование этого юбилея также и представителей зарубежной науки, представляется мне доказательством редкостной энергии и способности преодолевать.

Вестник РАН, 2020, T. 90, № 8, стр. 794-798

Начало контактов руководства Академии наук с представителями советской власти относится к январю 1918 года. После запрета Конституционно-демократической партии многие из членов и руководства академии были кадетами и роспуска Учредительного собрания начался советский этап истории Академии наук. Многие идеи, сформулированные в эпоху Временного правительства, были претворены в жизнь теми учеными, которые не эмигрировали, а сумели выжить в Советской России и передать эстафету научного знания следующим поколениям. Впрочем, историки указывают, что за годы революции академия лишилась половины своих членов: многие уехали в заграничные командировки и не вернулись, но в основном умерли от голода и болезней. Решение государственных задач потребовало от академии сотрудничества с властями, она все активнее стала привлекаться к решению народно-хозяйственных проблем. Уставом 1927 года число членов было увеличено сначала до 70, потом до 85 человек — с целью провести в Академию коммунистов и ученых, лояльных советской власти. Не обошлось и без трагедий.

Большевики использовали академию как инструмент возрождения экономики, превращения СССР в великую державу, одновременно избавляясь от ученых старой школы. Это время печально отмечено «делом академика С. В этот период, увеличив кадровый состав, число научных учреждений, внедрив новые формы организации исследований, государство добилось качественно нового уровня взаимодействия с учеными. Академия стала распространять свою деятельность на всю страну, но главное, что было достигнуто, — это преемственность научных традиций и реализация того, что было задумано и создано в ХХ веке. Он рассказал о личности Петра Великого и становлении научной антропологии и этнографии, или народоведения. По словам ученого, народоведение — это очень российская наука, а представление о России как о стране многих народов до сих пор остается нашей национальной идеей.

Большое внимание ученый уделил Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов, которая прошла при участии Академии наук и стала во многом экспедицией по «исследованию берегов». Так уж получается, что создавалась Россия с запада на восток, а познавала себя с востока на запад. Чтобы понять, что такое Россия, нужно сначала было добраться до Камчатки, а затем возвращаться в Петербург. Великая Северная экспедиция собрала многое и для Кунсткамеры: это не только знания, карты, но и народные костюмы. Этнография, знание народов начинаются со взгляда, который очень точно различает особенности одеяния. Участники Северной экспедиции неожиданно выяснили, что, проехав по России, невозможно не стать этнографом, — отметил Андрей Головнев и пригласил собравшихся на выставку «Многонародная Россия» в Кунсткамеру, чтобы в этом убедиться.

Доклад, посвященный советскому опыту достижения технико-экономической независимости страны, сделал член-корреспондент РАН Игорь Побережников. Он отметил, что одной из главных задач, стоящих перед Россией, является обеспечение технологического суверенитета. Подобная задача ставилась и в годы советских пятилеток, и ее в основном удалось решить в 1960-е годы.

Российской Академии Наук — 300 лет Категория: Новости центра 17 апреля 2024г. В мероприятии принимает участие д. Чебоксары Н.

В повестке дня собрания под руководством академика РАН Г. Красникова, возглавившего Академию в 2022 году,— ряд вопросов, касающихся популяризации науки, промежуточных результатов реализации проекта «Базовые школы РАН», а также развития международного сотрудничества.

Эти функции и формат работы академия сохраняла и в XIX веке, когда начались дифференциация научных дисциплин, профессионализация науки и был расширен государственный заказ на новые знания, технологии и квалифицированные кадры. Однако XIX век принес и новую задачу: создание в Российской империи сети университетов. Именно члены академии оказались организаторами, руководителями, ректорами этих новых и жизненно важных для страны образовательных научных учреждений. Советская эпоха — время формирования Академии наук как мощной структуры исследовательских учреждений. Идея создания в академии сети институтов, ориентированных на исследовательскую работу в отдельных областях науки, появилась еще в предреволюционные годы, но ее практическая реализация началась лишь в первые годы советской власти с образования Института физико-технического анализа в 1918-м.

А затем и ряда других институтов физико-технического и материаловедческого профиля. В 1928 году в структуре академии было уже 32 научных учреждения, включая 8 исследовательских институтов. Создание новых институтов широко развернулось во второй половине 1930-х годов, после переезда академии в Москву, а затем в 1960-е годы. По словам Николая Макарова, формат института давал возможность объединить большие и малые группы ученых для исследовательской работы, в том числе для решения конкретных научных задач, сформировать материальную базу, которая соответствовала бы потребностям и запросам различных областей науки, и особую атмосферу для работы ученых. В канун Великой Отечественной войны в 1941 году в академии насчитывалось 47 институтов, в которых трудились более 16 000 ученых. А в 1985-м — уже 330 институтов с 57 тысячами научных сотрудников. Члены академии в этой системе выступали не только в качестве ученых, которые вели собственную научную работу, но и в качестве руководителей отдельных исследовательских лабораторий, институтов и крупных научных направлений.

Преобразование академии в гигантскую научную корпорацию, сочетающую в себе функции выполнения поисковых работ, государственного управления наукой и интеллектуального ядра страны, — уникальный в мировой практике опыт. Организационное устройство Академии наук СССР второй половины ХХ века соответствовало историческим запросам и потребностям развития науки этого времени. Эта модель соединяла в себе традиционные принципы избрания в академию выдающихся ученых и обеспечение оптимальных условий для их деятельности, новые масштабы научно-технических исследований, опору на вновь созданные и специализированные научные учреждения и жесткую централизованную систему управления институтами. По мнению Николая Макарова, Академию наук СССР с полным основанием можно считать одним из наиболее эффективных и успешных проектов советской эпохи. Празднование юбилеев академии в разные времена было призвано отдать дань уважения заслугам научного цеха и подчеркнуть значимость академии как интеллектуального центра страны. В своей речи на праздновании 100-летия академии президент АН Сергей Уваров, обращаясь к императору Николаю I, назвал академию последним творением Петра, с которым тот связывал будущее величие империи. Празднование 200-летия планировалось советским руководством как большое международное мероприятие, которое должно было способствовать выходу страны из международной изоляции.

Юбилейные торжества проходили в сентябре 1925 года сначала в Ленинграде, затем в Москве — с участием первых лиц страны. Необычайно широко отмечалось в июне 1945 года 220-летие академии. Зарубежные гости были доставлены в Москву специальными рейсами военно-транспортных самолетов, они не только участвовали в торжественных заседаниях, но и присутствовали на историческом Параде Победы.

В 1928 году в структуре академии было уже 32 научных учреждения, включая 8 исследовательских институтов. Создание новых институтов широко развернулось во второй половине 1930-х годов, после переезда академии в Москву, а затем в 1960-е годы. По словам Николая Макарова, формат института давал возможность объединить большие и малые группы ученых для исследовательской работы, в том числе для решения конкретных научных задач, сформировать материальную базу, которая соответствовала бы потребностям и запросам различных областей науки, и особую атмосферу для работы ученых. В канун Великой Отечественной войны в 1941 году в академии насчитывалось 47 институтов, в которых трудились более 16 000 ученых. А в 1985-м — уже 330 институтов с 57 тысячами научных сотрудников. Члены академии в этой системе выступали не только в качестве ученых, которые вели собственную научную работу, но и в качестве руководителей отдельных исследовательских лабораторий, институтов и крупных научных направлений. Преобразование академии в гигантскую научную корпорацию, сочетающую в себе функции выполнения поисковых работ, государственного управления наукой и интеллектуального ядра страны, — уникальный в мировой практике опыт. Организационное устройство Академии наук СССР второй половины ХХ века соответствовало историческим запросам и потребностям развития науки этого времени. Эта модель соединяла в себе традиционные принципы избрания в академию выдающихся ученых и обеспечение оптимальных условий для их деятельности, новые масштабы научно-технических исследований, опору на вновь созданные и специализированные научные учреждения и жесткую централизованную систему управления институтами. По мнению Николая Макарова, Академию наук СССР с полным основанием можно считать одним из наиболее эффективных и успешных проектов советской эпохи. Празднование юбилеев академии в разные времена было призвано отдать дань уважения заслугам научного цеха и подчеркнуть значимость академии как интеллектуального центра страны. В своей речи на праздновании 100-летия академии президент АН Сергей Уваров, обращаясь к императору Николаю I, назвал академию последним творением Петра, с которым тот связывал будущее величие империи. Празднование 200-летия планировалось советским руководством как большое международное мероприятие, которое должно было способствовать выходу страны из международной изоляции. Юбилейные торжества проходили в сентябре 1925 года сначала в Ленинграде, затем в Москве — с участием первых лиц страны. Необычайно широко отмечалось в июне 1945 года 220-летие академии. Зарубежные гости были доставлены в Москву специальными рейсами военно-транспортных самолетов, они не только участвовали в торжественных заседаниях, но и присутствовали на историческом Параде Победы. Торжества завершились прощальным четырехчасовым приемом в Кремле — с участием всего руководства страны. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук была создана в 1929 году, ее первым президентом стал академик Николай Вавилов. Академия медицинских наук образована в 1944-м, хотя планы ее учреждения разрабатывались и в предвоенные годы, ее первым президентом был Николай Бурденко. Успехи медицинских и сельскохозяйственных наук в Советском Союзе и в новейшей России — во многом результат работы этих двух академий, — напомнил Николай Макаров. Медицинские и аграрные науки присутствовали и изначально занимали значимое место в научной деятельности большой академии — предтечей петровской академии являлась Аптекарская канцелярия, а первым президентом академии, ее практическим организатором был лейб-медик Лаврентий Блюментрост. Задача сбора материалов о сельскохозяйственных культурах и аграрных практиках восточных и южных регионов Российской империи изначально оказалась важной частью научных программ академических экспедиций XVIII века.

Видеолекция «Академия наук СССР» (К Дню российской науки).

Петр I — учредитель клуба интеллектуалов?! Можно было бы лишь улыбнуться, если б эту дичь на полном серьезе не тиражировал печатный орган Правительства Российской Федерации. Начнем с того, что ни как клуб ученых, ни как место научных дискуссий и тем паче светское собрание интеллектуалов свою академию Петр I, будучи сугубым практиком и прагматиком, не замышлял. Мотивация у него была вполне прагматично-государственная. Как писал в январе 1721 года Блюментросту известный немецкий философ Христиан Вольф, «Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию Наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и румёсла, о чем и писал ко мне за несколько недель перед тем…». Уже из переписки Петра с тем же Вольфом ясно, что речь шла о создании не просто некоего сообщества ученых, а, говоря современным языком, мощного научно-образовательного центра — собственно академии со своим издательством , университета и гимназии. Как полагал государь, если завести только академию, то «науки не скоро в народе расплодятся».

Если же создавать лишь один университет, в стране не будет надежной системы образования, поскольку молодые люди должны не только «началам обучаться», но затем и «выше градусы науки воспринять». Основное отличие академии российской от зарубежных аналогов — с момента создания и поныне — в том, что это учреждение сугубо государственное: его основало государство, оно изначально находилось «на балансе» государства, финансировалось из госказны, члены академии получали жалованье и пенсии от государства, им жаловали государственные награды, они считались состоящими на государственной же службе и имели классные чины. Вот, навскидку. Первый президент академии Блюментрост — действительный статский советник: по петровской «Табели о рангах» это чин IV класса, равный армейскому генерал-майору. Академик Андрей Нартов был в чине V класса — статский советник, бригадир бригадный генерал по-армейскому. Михаил Ломоносов — чиновник VI класса, коллежский советник, что по «Табели» соответствовало армейскому полковнику.

Поэт и академик Василий Жуковский состоял в чине III класса — тайный советник, что равнялось генерал-лейтенанту. Баснописец и тоже академик Иван Андреевич Крылов — статский советник; выдающийся историк Василий Ключевский — тайный советник; биолог и эмбриолог Александр Ковалевский — действительный статский советник; историк Сергей Соловьев — тайный советник; академик Владимир Вернадский — действительный статский советник Так ведь и задача академии изначально была поставлена государством вполне государственная: обеспечить научно-техническое обслуживание государства же. В том числе и подготовку кадров. Помимо прочего, из доступных и давно уже опубликованных документов можно понять, что Петр видел в Академии наук еще и некий центр, консультирующий государство по самым разным вопросам и помогающий в разработке государственных задач. Кто-то же должен был организовывать экспедиции, исследовать неизведанные края и моря, составлять карты, описывать быт и нравы присоединяемых к империи племен и народов, искать природные богатства и пути к их освоению, прикладывать к практической жизни фундаментальные науки — химию, механику, математику… Разумеется, наличие собственной академии, наполненной известными «импортными» учеными, немало значило для Петра и в плане имиджа международного. Кроме того, он хотел обрести еще один канал общения с европейскими странами и неформального воздействия на них через академические круги , который можно было бы использовать и для получения информации о новациях в сфере науки и техники — своего рода научно-техническая разведка!

Но главное, повторюсь, кадры, кадры и еще раз кадры. Поскольку Петр давно осознал: говорить с европейцами на равных и, главное, сохранить саму российскую государственность можно, лишь совершив прорыв — на «фронтах» военно-техническом, торгово-промышленном и культурном. А здесь без новых кадров никуда, и пора готовить их уже дома — наладив не просто «импорт ученых», а учредив центр, где эти самые «импортные» академики могли бы организовать и отладить непрерывный процесс подготовки первых отечественных научных и преподавательских кадров. Так и появилась петровская Академия. Посему все разговоры о некоем клубе интеллектуалов, от души развлекавшихся вольными научными дискуссиями, просто смешны: люди государственное дело делали.

В 1953 г. В мае 1961 г. Общим собранием Академии он избирается президентом Академии и бессменно до настоящего времени занимает этот ответственный пост. Заслуги академика перед советской и мировой наукой высоко оценены Советским государством. Все свои силы и способности он отдает самоотверженному служению науке, прогрессу, народу.

PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт. Регистрация бесплатна М. Плодотворную исследовательскую деятельность успешно сочетает с преподавательской и научно-организационной.

По окончании пленарного заседания слово для поздравления было предоставлено нашей делегации. Дёмина Л. Гагарина, в котором прозвучали слова поздравления, признательности и надежда на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Далее, в числе коллег и партнёров из разных городов России мы приняли участие в работе секции «История ракетно-космической техники и пилотируемой космонавтики». Участники конференции «Космос.

В 1934 году руководство Академии и ключевые институты были переведены в Москву. Основные научные достижения советского периода связаны с деятельностью учёных, которые входили в состав Академии. В коллекцию вошли современные официальные документы, архивные материалы, исследования по истории Академии, указатели литературы, юбилейные издания, изобразительные материалы, труды членов Академии наук и её периодические издания. При подготовке коллекции были использованы материалы из фондов следующих учреждений: Библиотека Академии наук, Официальный сайт Президента России, Официальный интернет-портал правовой информации, Российская государственная библиотека, Российский государственный исторический архив, Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственная публичная историческая библиотека, Центральная военно-морская библиотека, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, Русское географическое общество, Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.

Горького, Московская областная государственная научная библиотека им. Крупской, Самарская областная универсальная научная библиотека, Тюменская областная научная библиотека им. Менделеева, Национальная библиотека Республики Бурятия, Национальная библиотека Республики Саха Якутия , Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Научная библиотека Российской Академии художеств, Санкт-Петербургская академическая филармония им.

Общее собрание академии наук СССР 25-28 мая 1971 г

АКАДЕМИЯ НАУК СССР, см. Российская академия наук. это научный журнал Президиума Российской академии наук. В ныне действующем Уставе Академии наук СССР записано, что она «подчинена непосредственно Совету Министров СССР» (ранее - Совету Народных Комиссаров, до 1935 года - состояла «при нем»).

Академия наук, от Петра I до Владимира Путина

Серия физическая. Izvestiya akademii nauk sssr seriya fizicheskaya. Строительство главного здания Академии Наук СССР, которое является демонстрацией забот советского государства о науке и создаёт исторический памятник условий научной деятельности в нашу эпоху, могло бы быть продолжено. именно так: Человека с большой буквы. В то же время тогдашний руководитель СССР Хрущёв едва не разогнал Академию наук – за то, что его протеже Лысенко не был избран в члены АН. Серия географическая и геофизическая (до 1950 года) Новое название: Известия Российской академии наук. Новости Академии: К 100-летию со дня рождения Владимира Федоровича Уткина, дважды Героя Социалистического Труда, академика Академии наук СССР проведена Всероссийская военно-историческая конференция с участием РАРАН.

25 апреля 1934 года состоялся перевод Академии наук СССР из Ленинграда в Москву

Большинство документов введено в научный оборот впервые. Основное внимание уделено деятельности Комиссии по истории знаний — первой в России специальной научной организации по изучению истории науки и техники вплоть до преобразования ее 28 февраля 1932 г. Для историков науки, научных работников.

Намечен в основном производственный план Института на три последние квартала текущего года. Разработка истории народов СССР, являющаяся одной из центральных задач Института, включена в число основных проблем, которыми будет заниматься Академия наук в 1936 году. Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война 1917 - 1921 гг. По сектору истории средних веков выдвинуты, с одной стороны, мало или совсем не разрабатывавшиеся темы как история Византии, итальянских городов, гуситских войн, генуэзских колоний в Крыму, испанского абсолютизма, история английского крестьянства в эпоху революции , с другой - ряд тем, которые будут разрабатываться совместно с Институтом антропологии, этнографии и археологии и Институтам языка и мышления Академии наук как "Проблемы этногенеза германцев"-комплексная тема, "Немецкая колонизация Прибалтики". Выполняя одно из указаний товарища Сталина на конспект учебника новой истории, сектор организует коллективную работу "Царизм и западные европейские революции XIX в. С совместно с ИМЭЛ сектор предполагает приступить к публикации материалов по истории Великой буржуазной революции во Франции, в первую очередь "Архива Бабефа", а также подготовить к печати II том протоколов Парижской коммуны 1871 года.

Из тем по истории внешней политики сектор намечает также разработать две проблемы: "Германская экспансия на востоке Европы и в Азии" и "Японская экспансия в Восточной Азии".

Его брат Сергей в том же году получил первую из своих четырех Сталинских премий. Но всем было известно: он не просто любил осужденного брата, но и с преклонялся перед ним — как перед великим ученым. В январе 1943 года, получив телеграмму о смерти Николая Ивановича, Сергей Вавилов напишет в дневнике: «Не верю. Из всех родных смертей самая жестокая. Обрываются последние нити. Реакция — самому умереть любым способом.

А Николаю так хотелось жить. Господи, а может, все это ошибка? Да и «наверху» отлично знали о настроениях Сергея Вавилова, о том, что он горой стоит за брата и никогда его не предаст. От него и не требовали от него полной искренней верности. Достаточно было, что Вавилов-младший — крупный ученый и организатор науки, аккуратно выполняющий свои обязанности. Фото: commons. Конечно, не прекращал работать, участвовал в общественной жизни, но психологически академик так и не сумел примириться с потерей и с несправедливым оговором Николая.

Его грустный взгляд запомнился всем, кто знал президента Академии наук в те послевоенные годы. Президент «всея науки» Пожалуй, именно при Вавилове Академия наук обрела в СССР высочайший статус, ни с чем не сравнимый в истории советского государства. Без уважения к ученым, на одной палочной дисциплине вряд ли был бы возможны и атомный проект, и создание реактивной авиации, и стремительное восстановление народного хозяйства. Вавилову удалось превратить собрание высоколобых чудаков-исследователей в высокую инстанцию, с которой приходилось считаться даже всесильным партийным лидерам. На президента академии навалились и хозяйственные проблемы, казавшиеся почти неразрешимыми. Приходилось вникать в строительные дела, просить дополнительный транспорт, привлекать к помощи армию... После войны нужно было восстанавливать здания многих научных учреждений — разрушенные оккупантами, пострадавшие от бомбежек.

Строить старались основательно. Всё, что связано с атомным проектом, конечно, финансировалось в первую очередь, но Вавилову удалось спасти и теоретическую науку. И не сиюминутное, а стратегическое, чтобы не приходилось обсуждать на уровне заместителей председателя Совета министров рытье каждого котлована, проектирование каждого ангара. И получалось у Вавилова многое: наука в то время стала «империей в империи». Требовали с научных работников немало, но и условия им создавались, по сравнению со средним уровнем жизни в стране, почти царские. При этом действительным членом академии был тот самый Лысенко. Приходилось с этим мириться.

Правда, сам Сергей Иванович сомневался, что именно козни «верного мичуринца» привели Вавилова-старшего на скамью подсудимых. Но уважительно общаться с этим человеком президенту академии было мучительно трудно. В 1949 году Сергей Иванович всё-таки написал письмо Сталину — с просьбой посмертно реабилитировать брата.

Все передовое, что есть в современной медицине, — это сделала академия, и никто другой. Создание академии было очень прогрессивным шагом. Она сконцентрировала все передовые научные силы, она их координировала и направляла.

Вестник РАН, 2020, T. 90, № 8, стр. 794-798

С 1944 г. была объявлена подписка на три новых журнала: Известия Академии наук СССР. Отделение общественных наук 1940–1963 Известия Академии наук СССР. («Известия Академии наук СССР»,) научные журналы секций и отделений АН СССР. Одно из традиционных периодических изданий Академии, восходящее к первому академическому журналу «Комментарии» («Commentarii», 1728—1751).

Академия наук и становление российской науки

Расположение сулило академикам, ученым и сотрудникам роскошные панорамные виды на Москву из окон будущих кабинетов, но почти сразу среди москвичей поползли слухи о «нечистоте», «гиблости» этого места: якобы здешняя земля пропитана кровью тысяч животных — по преданию, в древности на этом месте располагались скотобойни, тут же закапывались не шедшие в пищу останки — головы и внутренности; другие, чуть менее склонные к мистицизму, со всей серьезностью утверждали, что прямо по этому месту проходит тектонический разлом, поэтому расположенное тут здание якобы будет обладать неблагоприятной энергетикой, что негативно отразится на его сотрудниках и в целом на советской науке. Тем не менее в 1967 году был проведен архитектурный конкурс, первую премию в котором получил проект группы архитекторов Филина, Филиной и Толмачевой, а вторую — группы «Академпроекта»: Богатыревой, Захарова, Звездина, Марковского и Платонова. Жюри предписало объединить оба проекта в один. Решать вопрос с постановкой многоэтажного здания на нестабильном грунте высокого берега Москвы-реки был приглашен инженер Левенштейн. Скорее всего, именно он спроектировал подземные объемы здания, глубина, структура, точная этажность и реальное предназначение которых до сих пор остаются тайной. Финальный проект здания был утвержден лишь через шесть лет, в 1973-м. Тогда же началось рытье глубокого котлована под фундамент. Строительство югославскими подрядчиками сверхзатратного здания затянулось больше чем на полтора десятилетия и, по слухам, сопровождалось чудовищным воровством дефицитных импортных стройматериалов в условиях буксующей советской плановой экономики.

Но в итоге к 1990 году здание удалось завершить. Анастасия Майер, которая училась и работает в здании на Ленинском, 32а, соавтор книги «Легенды двух столиц», утверждает, что решающее влияние на формирование проекта будущего Президиума АН оказал президент АН СССР, физик Мстислав Келдыш — это именно ему здание обязано своими «золотыми мозгами» — конструкциями, призванными символизировать движение атомов и будущие грандиозные прорывы советской науки и техники в освоении космического пространства. В справочнике «Москва: архитектура советского модернизма 1955—1991 гг. Если верить специалистам советской архитектуры, непосредственно в ажурных «золотых мозгах» спрятаны некие «технические системы» здания, а не какие-то мифические солнечные панели или батареи. Сотрудники Академии наук уже много лет гадают, сколько же на самом деле в здании подземных этажей. Что их как минимум три, не считая нулевого, они узнали лишь несколько лет назад, после гибели рабочего от взрыва газового баллона на минус третьем этаже. Хотя, если верить российскому государственному агентству «РИА Новости», взрыв произошел не на минус третьем, как сообщали сотрудникам, а аж на минус девятом этаже.

Вильда, русской метеорологической сети. В предреволюционные годы XX в. Физический кабинет, существовавший с первых дней работы Академии и служивший основой для экспериментальных работ академиков-физиков, превращается, по предложению академика Б. Голицына, в Физическую лабораторию с большим сейсмологическим отделом. На этой основе создается большая сеть сейсмологических станций по всей России. Укрепляется, главным образом благодаря энергии академика Н.

Курнакова, работа Химической лаборатории, созданной еще Ломоносовым. Трудами академика А. Чернышева преобразуется Минералогический музей. Зоологический музей получает значительные средства и становится одним из замечательнейших музеев в мире. Состав предреволюционной Академии включает ряд новых славных имен. В Академию входят: математики А.

Марков, А. Ляпунов, В. Стеклов, А. Крылов, замечательный кристаллограф Е. Федоров, великий физиолог И. Павлов, выдающийся минералог и геохимик В.

Вернадский, знаменитый реформатор языкознания Н. Марр, выдающиеся филологи А. Шахматов, О. Ольденбург и многие другие. Академики не только своей научной работой, но и в общественных проявлениях выражают свою крепкую связь с обществом и государством. Явны демократические тенденции Академии в XX в.

Они проявлялись в избрании в почетные академики А. Горького не утвержденном царем и в записке ученых, опубликованной в 1905 г. С искренним подъемом и патриотизмом отозвалась Академия на нужды армии во время первой мировой войны. Физическая и Химическая лаборатории вели работу на оборону. Академия в связи с военными запросами широко развернула изучение естественных и производительных сил России, создав Комиссию по изучению отечественных производительных сил КЕПС. В работу Комиссии были включены, например, такие вопросы, как: исследование соляных месторождений, добыча глин и огнеупоров, использование сапропелей, выяснение энергетических ресурсов, ресурсов лекарственных трав и т.

Это академическое начинание военного времени в известной мере подготовило почву для реконструкции русской науки в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. В революционные годы на основе подкомиссий КЕПС начинают возникать новые научно-исследовательские институты как в системе самой Академии, так и вне ее. Таковы будущий Институт неорганической химии, Яфетический институт Н. Марра, Государственный радиевый институт, Государственный оптический институт, Гидрологический институт и пр. В самом начале Великой Октябрьской революции Академия и ее руководство в лице первого выборного Президента А. Карпинского сумели найти общий язык с советской властью.

Великий революционер и создатель Советского государства В. Ленин с полной ясностью понимал прежние заслуги и дальнейшие возможности Академии, полученной советской властью в наследство от дореволюционной России. Советским Правительством была сразу признана необходимость поддержки работ Академии по изучению естественных производительных сил и указано на особую важность этого дела.

Одной из основных задач является активное привлечение к реализации проектов федеральные и региональные органы государственной власти, а также другие заинтересованные стороны. В планах — создание рабочих групп Координационного совета профессоров РАН по направлениям деятельности, более тесное взаимодействие всех отделений в части проведения экспертизы, а также активное вовлечение подрастающего поколения в науку через расширение линейки тематических проектов. Многие из них будут реализованы в рамках Десятилетия науки и технологий, и празднования 300-летия Российской академии наук.

Чебоксары, ул. Федора Гладкова, д.

Сегодня «дело Академии наук» рассматривается как одно из самых темных и печальных событий в истории советской науки. История «дела Академии наук» В начале 1929 года в России произошли выборы в новый состав Академии наук. Однако, в ходе голосования было выбрано всего лишь 39 новых членов Академии, вместо запланированных 42, а трое кандидатов-коммунистов были отклонены.

После этого в газетах начали появляться статьи с требованиями реорганизации Академии наук, а также с политическими характеристиками ее членов, указывавшими на их якобы контрреволюционное прошлое. Однако, после того, как были избраны три коммунистических кандидата — А. Деборин, Н.

Известия Академии наук СССР

Пожалуй, именно при Вавилове Академия наук обрела в СССР высочайший статус, ни с чем не сравнимый в истории советского государства. Известия Академии наук СССР. сер, Биологическая. Академии педагогических наук СССР активно участвовала в планировании научно-исследовательской работы в области педагогических наук; оказывала помощь НИИ педагогики (школ) союзных республик и кафедрам педагогики и психологии в организации исследований.

Другие материалы:

  • История Академии наук СССР после 1945 года
  • Уроки Сталина: судьба Академии наук
  • «Академии больше нет»
  • Курсы валюты:

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий