Национальная экономическая безопасность – защищенность экономики от внутренних и внешних факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса производства и уменьшают уровень жизни, что ведет к социальной напряженности в обществе и угрожает. Она отражает ин-тенсификацию международного разделения тру-да и развитие кооперации, ведущие к усилению взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик.
Международная экономическая безопасность
Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. страны участвуют в международных экономических организациях. Экономическая взаимозависимость стран – это растущие хозяйственные взаимодействие и взаимосвязь стран всего мира в результате возрастания объема и разнообразия поставок товаров и услуг, международного потока капитала и рабочей силы. Новости экономики.
Похожие статьи
- Экономика. Тест с ответами#38 - ДЕКАН ТЕСТ
- Ключевые слова
- Найдено научных статей по теме — 6
- Эффект взаимозависимости стран проявляется
- Авторизоваться
- Свежие записи
Международная экономическая безопасность
Международная экономическая безопасность. Описание Международная экономическая безопасность. Перед покупкой убедитесь что вопросы вам подходят.
Анализ цепочек добавленной стоимости позволяет выявить компании и экономические субъекты, которые контролируют и координируют экономическую активность в производственных сетях. Понимание особенностей функционирования управленческих структур необходимо для оценки влияния экономической политики на деятельность компаний и размещение производства. Концепция глобальных цепочек стоимости зародилась еще в 1970-е годы. Сюда могут быть отнесены работы по проблемам «товарных цепочек» [2]. Основная идея этих работ заключалась в попытках проследить трансформацию всего набора исходных затрат материалов и продуктов и превращение их в конечный продукт потребления.
Позже глобальные торговые цепочки прослеживались на примере швейных изделий, начиная от сырья и материалов хлопок, шерсть, синтетические волокна и кончая финальным продуктом одеждой [3]. В 2000-х годах произошла трансформация концепции глобальных товарных цепочек в концепцию глобальных цепочек добавленной стоимости [4]. Вторая концепция пытается определить важнейшие факторы организации глобальных отраслей, предлагает теоретическое обоснование и практические инструменты для анализа цепочек добавленной стоимости и различных типов управления ими [5]. В зарубежной экономической литературе проводится четкое разграничение между цепочками, инициируемыми производителями и покупателями. Глобальные цепочки, инициированные производителями, как правило, сосредоточены в наукоемких отраслях, таких как полупроводниковая промышленность и фармацевтика. Поскольку эти отрасли отличаются использованием новейших технологий и большими объемами затрат на НИОКР, ведущие компании этих отраслей занимают высшие этажи в цепочках и стараются контролировать процесс проектирования и большую часть производственных операций, разбросанных в различных странах мира. В цепочках, инициированных покупателями, производство контролируется ретейлерами и держателями брендов; оно может быть полностью отдано на аутсорсинг, а акцент делается на маркетинге и продажах.
Именно таким образом организованы глобальные цепочки добавленной стоимости с низкими потребностями в капитале и квалифицированной рабочей силе например, производство одежды. Аутсорсинг и процесс дробления производства не является принципиально новым явлением. Шведский экономист Бертиль Олин еще в 1933 г. Однако современные глобальные цепочки стоимости, несомненно, сформировались в результате влияния технологических изменений на процесс фрагментации производства, что было невозможно ранее. Главным фактором ускорения процесса дробления производства стало существенное снижение торговых издержек. К последним относится весь спектр издержек, возникающих во время движения товара или услуги от места производства до конечного потребителя. В товарном производстве торговые издержки включают в себя транспортные и портовые издержки, фрахт и издержки страхования, тарифы и пошлины, нетарифные издержки, наценки импортеров, оптовой и розничной торговли.
В сфере услуг транспортные издержки вытесняются коммуникационными. Другая важная часть издержек связана с тем, что географически разбросанные стадии цепочек добавленной стоимости должны координироваться и управляться в постоянном режиме. Прогресс информационных технологий позволил эффективно координировать и мониторить все стадии, расположенные на большом удалении друг от друга. Транспортные и коммуникационные издержки снизились прежде всего за счет технологий контейнерных перевозок и Интернета, обеспечивших возможность бесперебойного движения товаров и услуг. Однако не только благодаря этому. Важную роль сыграли также процессы либерализации торговли и инвестиций, институциональные реформы в ключевых транспортных и инфраструктурных секторах, повысившие эффективность всех отраслевых цепочек стоимости. Наконец, кроме технологических и институциональных изменений следует отметить роль структурных сдвигов в мировом спросе в последние десятилетия.
Высокие темпы роста развивающихся стран, особенно в Азии, стимулировали взрывной рост спроса и международной торговли. Азия выступает не только в качестве мировой фабрики, но и генерирует новых потребителей, предъявляющих спрос на широкий круг товаров и услуг. В результате торговля готовыми изделиями и услугами росла практически теми же темпами, что и торговля промежуточной продукцией. Уровень фрагментации производства зависит от технических характеристик производимого товара, а также от издержек, возникающих в процессе дробления производства по разным стадиям и регионам. Например, некоторые услуги в меньшей степени подвержены вертикальной специализации в тех случаях, когда требуются непосредственные контакты лицом к лицу между производителем услуг и их потребителем. Степень фрагментации зависит также от сопоставления издержек производства с транзакционными издержками и издержками координации.
А самая короткая зафиксирована в добывающей промышленности.
Каждая страна может находиться в восходящих или нисходящих сегментах этих цепочек, в зависимости от своей специализации. В ряде зарубежных работ [13] фигурирует показатель «расстояние до конечного спроса». Для отдельной отрасли и отдельной страны этот показатель свидетельствует о числе производственных стадий, которые должны пройти продукт или услуга по пути к конечному потребителю. Значения этого показателя для ряда развитых и развивающихся стран представлены на рис. Расстояние до конечного потребителя для ряда стран, 2009 г. Как видим, в развивающихся странах расстояние до конечного потребителя существенно больше, чем в развитых, что свидетельствует об их преимущественной специализации на производстве первичных или промежуточных товаров. Теперь подробнее рассмотрим глобальные цепочки добавленной стоимости в некоторых отраслях.
Агробизнес Отрасли агробизнеса все больше выстраиваются вокруг цепочек, возглавляемых пищевыми компаниями и ретейлерами. Например, супермаркеты, работая как с экспортерами, так и с импортерами, стараются контролировать весь процесс производства включая выращивание и сбор сельскохозяйственной продукции. Они ставят цель обеспечить соответствие пищевых продуктов стандартам качества и безопасности вдоль всей глобальной цепочки добавленной стоимости, что требует вертикальной координации. Практически во всех странах население поменяло свои модели потребления в сторону повышения качества и безопасности пищевых продуктов [14]. Одновременно прямые иностранные инвестиции и либерализация торговли открыли новые возможности для компаний по реорганизации своих цепочек стоимости. Все большее число компаний организуют глобальные поставки пищевых продуктов и связывают мелких производителей в развитых и развивающихся странах с потребителями по всему миру [15]. На продуктовом уровне данные табл.
Таблица 1. В год производится около 350 тыс. Пищевая компания «Ferrero International S. Некоторые промежуточные товары такие как упаковка и обезжиренное молоко выпускаются в странах производства, в основном же ингредиенты получают от международных поставщиков. При этом «Нутелла» продается по всему миру через торговые представительства, число которых не ограничивается представленным в табл. Основные центры производства сосредоточены поблизости от рынков сбыта, где спрос на «Нутеллу» особенно высок Европа, Северная Америка, Южная Америка и Австралия. В Центральной и Восточной Азии заводов пока нет, поскольку там этот продукт не очень популярен зато большим спросом пользуется другой продукт компании «Ferrero» — конфеты «Ferrero Rocher».
Так, в агробизнесе США наиболее протяженные цепочки добавленной стоимости существуют в производстве упакованного мяса и других готовых мясных изделий [16]. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности стоимостные цепочки носят отчетливый глобальный характер прежде всего в небольших странах Люксембург, Сингапур. В Китае же сформировалась другая модель — большая часть промежуточных продуктов, используемых на различных производственных стадиях, производится внутри страны. Сельскохозяйственные цепочки добавленной стоимости во Вьетнаме и Бразилии отличаются исключительно высокой долей экспорта. В сельскохозяйственных цепочках Китая и Индии значение экспорта примерно одинаково. Однако Индия производит товары, которые практически сразу поступают конечному потребителю индекс расстояния до конечного потребителя составляет 1,4 , в то время как в Китае сельскохозяйственные цепочки значительно протяженнее индекс 2,6 , а страна производит большое количество промежуточных товаров, используемых в агробизнесе других стран. В России индекс протяженности цепочек агробизнеса ниже, чем в Индии, и составляет 1,3.
Высокий индекс участия в глобальных цепочках стоимости зафиксирован у Голландии и Новой Зеландии. Малайзия и Китай имеют отчетливую специализацию на производстве товаров в восходящих звеньях таких цепочек, а Камбоджа, Мексика и Литва специализируются на переработке импортных пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Химическая промышленность Большое число производимых продуктов конечных и промежуточных , а также используемых производственных процессов обеспечивает химической промышленности большее, чем в других отраслях, разнообразие глобальных цепочек добавленной стоимости.
С учетом сказанного можно выделить три подсистемы национальных интересов и, следовательно, финансово-экономической безопасности , образующих определенное единство: интересы общества в целом как условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше. Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой — раскрывает основу противоречий интересов в обществе. Взаимодействие интересов в обществе давно занимает умы ведущих представителей экономической мысли.
Современное понимание этой проблемы наиболее полно представлено в концепции социального государства и рыночной экономики и может быть сведено к двум основным направлениям. Одно из них базируется исключительно на возможностях конкуренции среди агентов производства. Государству отводится роль поддержания конкуренции и правил игры рыночных сил, предотвращающих попытки обретения бизнесом чрезмерной экономической власти и сращивания с государственными структурами. Его можно определить как умеренно либеральный подход к рассматриваемой проблеме. Другое направление, не отрицая роли конкуренции и правил экономического поведения, предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, главным образом, на уровне перераспределения национального дохода. Достижение целей благосостояния общества ставится как прямая задача государства.
Такая модель социального государства получила название скандинавского, или шведского, социализма и отражает реализацию идей социал-демократии. В реальной действительности наблюдается интеграция двух подходов с определенным преобладанием того или другого. Характер взаимодействия разных групп интересов в экономике современной России обладает рядом особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов объективно содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий производства.
Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов. Российское государство пока что не отвечает таким ожиданиям. Его деятельность как субъекта национальных экономических интересов недостаточна. Государство в значительной мере ориентировано на интересы крупного капитала, что препятствует выработке и реализации соответствующей политики, корректирующей деятельность предпринимательских структур в интересах общества. Это противоречит и общемировым тенденциям, и особенностям России. Предпринимательство, в свою очередь, не спешит обозначить национальную ориентированность своих интересов, проявить социальную ответственность, чего давно ожидает от него общество.
Сложившаяся структура предпринимательства, изначально ориентированная преимущественно на собственные интересы, меняется медленно. Динамика развития малого предпринимательства практически отсутствует, застыв на уровне, не достигающем 900 тыс. Затруднено взаимодействие крупного, среднего и малого предпринимательства. Сохра- За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. Важным шагом на этом пути было бы осознание и четкое обозначение субъекта государственной собственности, необходимой для удовлетворения интересов общества в целом. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы няется порочная практика преимущественного развития «сильных» отраслей, ориентированных на топливно-энергетический и сырьевой сегменты международного разделения труда и обособление от остальных отраслей народного хозяйства, а то и подчинение его своим интересам.
Такое положение явно не отвечает национальным интересам, консервирует отмеченные патерналистские тенденции взаимодействия общества и государства. В данной связи отметим следующее. Сегодня в России роль государства хотя и теряет всеобъемлющий характер воздействия на хозяйственную жизнь, что было характерно для советской экономики, тем не менее остается значительной. За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы. Кроме того, их деятельность может поддерживать состязательность в хозяйствовании как фактор эффективности.
Как акционер государство может и должно гармонизировать деятельность корпоративных объединений с содержанием национальных интересов. В свою очередь, корпоративный сектор, не говоря уже о среднем и малом бизнесе, заинтересован в деятельности государственных предприятий, в той части, в какой они обеспечивают стабильность социально-экономической системы.
Показатели зависимости стран от мирового рынка
Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов. Количественное значение любого внешнеэкономического фактора для развития народного хозяйства той или иной страны характеризуется с помощью ряда показателей, таких как экспортная и импортная квота, удельная величина внешнеторгового оборота, экспорт и импорт на душу населения.
С тех пор созываемый по меньшей мере дважды в год Европейский совет принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС. Совет министров ЕС, действующий на уровне глав правительств, является главным институтом принятия решений. В отличие от национальных правительств, которые не наделены законодательными функциями, Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу.
На уровне отдельной страны министры подотчетны в той или иной степени своим национальным парламентам, однако решения, принятые ими в рамках Совета, не подлежат отмене. В зависимости от направлений экономической политики решения могут приниматься либо единогласно, либо квалифицированным большинством. Количество голосов стран-членов ЕС определяется размерами стран. Такая система распределения голосов уменьшает возможность отклонения проектов, так как требует объединения усилий стран-членов для создания блокирующего меньшинства 26 голосов из 87. Одним из специфических проявлений интеграции в мировом масштабе является то, что современный процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств макроуровень и интеграции процессов конкретной экономический деятельности, на уровне предприятий организаций микроуровень.
Основной организационной формой международного сообщества на микроуровне является международная корпорация. Международная корпорация, или МК international corporation , -- это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое компанию для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира. Существуют два вида МК: 1 транснациональная корпорация ТНК - сообщество, головная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации странах; 2 многонациональные корпорации МНК - сообщество, головная компания которого принадлежит капиталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах. К концу XX в. Общая сумма их активов - 2,7 трлн долл.
Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются общей правовой основой для всех государств - участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, то есть внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами. Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений в Таможенном кодексе РФ; присоединение ее к МВФ вызвало необходимость принятия очередного Закона об иностранных инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.
Создание и развитие транснациональных фирм позволяет обойти множество барьеров за счет использования трансфертных поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т. Учитывая, что для ТНК особенно многонациональных и глобальных внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают основным субъектом глобализационных процессов. Транснациональные корпорации — это основа глобализации, ее главная движущая сила. Настоятельной потребностью становится формирование единого глобального мирового экономического, правового, информационного, культурного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, создание единого планетарного рынка товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, экономическое сближение и объединение отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс. Правда, вероятнее всего, по-настоящему глобального рынка мы не достигнем и через десятилетия, и он может вообще по самым разнообразным политическим причинам полностью не состояться. Универсализация режимов торговли и перемещения капитала пока не привела к созданию однородной хозяйственной среды, единого планетарного экономического пространства. Мировая экономика представляет собой полицентрическую структуру, охватывающую 197 национально-государственных образований, развитие которых протекает неравномерно. Около половины населения развивающихся стран живут в замкнутой экономике, не затронутой ростом и интенсификацией международных экономических отношений. Параллельно существуют два мира: международная и самодостаточная экономика, один из которых самодостаточная экономика постепенно сокращается в размерах и значимости в мировом хозяйстве. Взаимосвязи и взаимозависимости между частями этой структуры ассиметричны, разные группы стран втянуты в мировые интеграционные процессы в неодинаковой степени и далеко не на равных. Мировое экономическое пространство остается существенно неоднородным из-за увеличения технологического разрыва между странами по сравнению с началом индустриальной эры. В развитых странах преобладают четвертый и пятый технологические уклады, в странах среднего уровня развития — уклады третий и четвертый, а в странах мировой периферии сохраняются доиндустриальные технологии. На этой почве вырвавшиеся вперед страны, используя наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги например, компьютеры, программное обеспечение, сотовые телефоны, услуги космической связи и т. Помимо существующей в настоящее время неоднородности хозяйственной среды, мирового экономического пространства нерешенным вопросом продолжает оставаться будущее развития глобализационных процессов: приведет ли глобализация к усилению однородности или разнородности мироцелостности? Установлено, что характерной чертой глобализации в экономике становится сочетание процессов автономизации и интеграции 3. Это нашло отражение в «парадоксе Нейсбитта»: «Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники» 4. Нейсбитт отмечает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправлению, с другой, — к формированию экономических альянсов. Следовательно, парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, тем выше степень его экономической и социальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка. Предпосылки развития глобализационных процессов Можно выделить основные предпосылки движущие силы , обусловливающие процесс глобализации: 1. Производственные, научно-технические и технологические: резкое возрастание масштабов производства; переход к новому технологическому способу производства — к высоким, наукоемким технологиям; быстрое и широкое распространение новых технологий, ликвидирующих барьеры на пути перемещения товаров, услуг, капиталов; качественно новое поколение средств транспорта и связи и их унификация, обеспечивающие быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. В настоящее время передача информации осуществляется практически безотлагательно. Сообщения об экономических возможностях и сделках быстро передаются по всему миру. Для товаров и некоторых видов услуг пока еще требуется несколько дней и даже недель, чтобы попасть из одного места в другое, информация же передается немедленно. Если в каком-либо уголке мира происходит существенное изменение на рынке, то о нем становится известно практически мгновенно во всех других его частях. Это особенно характерно для событий на фондовых биржах, валютных и товарных рынках, а также для научных открытий и их использования. Следовательно, удаленность партнеров друг от друга перестает быть решающим препятствием для их производственного сотрудничества; быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена; резкое сокращение благодаря передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, значительное снижение затрат на обработку, хранение и использование информации, что облегчает глобальную интеграцию национальных рынков. Приводятся поистине разительные цифры. Стоимость компьютерной обработки единицы информации за последние 20 лет с 1975 по 1995 г. Организационные: международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности ТНК : организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства; выход неправительственных организаций на многонациональный или мировой уровень. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую и статистическую отчетность. Стандарты распространяются на образование и культуру. Информационные: радикальное изменение средств делового общения, обмена производственной, научно-технической, экономической, финансовой информацией; появление и развитие принципиально новых систем получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные сети, объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу-хау и профессиональных услуг. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике — с созданием электронной почты, Интернет; формирование систем, позволяющих из одного центра управлять расположенным в разных странах производством, создающих возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран. Обмен информацией в реальном времени знаменует настоящую революцию в менеджменте и маркетинге, в управлении финансовыми и инвестиционными потоками, возникают новые формы реализации продукции например, электронная торговля. Компьютеризация, системы электронных счетов и пластиковых карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ. Политические: ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов; окончание «холодной» войны, преодоление политических разногласий между Востоком и Западом. Социальные и культурные: ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции; возникновение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. На смену недавних противоречий между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства; проявление тенденции формирования глобализованных «однородных» средств массовой информации, искусства, попкультуры. Английский язык становится международным языком общения, облегчая межкультурное общение, учебу и взаимопонимание; преодоление границ в образовании благодаря развитию дистанционного обучения; либерализация подготовки трудовых ресурсов, что ведет к ослаблению контроля национальных государств за воспроизводством «человеческого капитала». Позитивные последствия глобализационных процессов Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества. В качестве позитивных последствий преимуществ глобализационных процессов можно назвать: Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения при более низких для него затратах. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.
Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма. Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад — Юг, Запад — Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями торговля наркотиками и др. Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности: 1. Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств. В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении. Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их. Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения. Раньше цена насилия была относительно низкой и использование силы считалось допустимым, так как экономики были менее взаимосвязаны. В настоящее время использование силы между странами обходится дорого. Экономическая взаимозависимость обычно связана с выгодами для обеих сторон, и разрыв отношений наносит обоюдный ущерб. Национальная экономическая безопасность понимается как защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому государству. Основным вопросом безопасности вообще является экономический потенциал, соотношение сил у различных хозяйств.
Международная экономическая безопасность. Синергия. Тест. Proff.
Рядом законопроектов таких как отмена Акта Гласса-Стигалла и др. По мере того как финансовый рынок становится более волатильным, количество игроков растет, инструменты становятся всё более сложным, критически необходимо внедрение дополнительных мер контроля. Россия на сегодняшний день относится к группе стран, наиболее подверженных спекуляциям, что характерно для большинства государств-экспортёров сырья, доходы бюджетов в которых определяются размером валютной выручки. Именно такие страны являются своего рода «жертвами» финансиализации глобальной экономики и поэтому должны принимать меры для снижения зависимости от мировой финансовой конъюнктуры, развивать собственный финансовый рынок и контролировать деятельность экспортных компаний.
Набор эффективных мер по регулированию финансового рынка был предложен экономистом Э. Эккехардом [2]. Основная мысль ученого — необходимость переориентации поиска источников финансового обеспечения на внутренние ресурсы страны.
Данное решение является как никогда актуальным для развивающихся стран и особенно применимо к сегодняшнему российскому рынку. Финансиализация как объективный процесс связана, в том числе, и с ростом участия страны в международной торговле. И так как данная тенденция на настоящее время необратима, страны не могут отказаться от участия в глобальном финансовом рынке.
Альтернативно они могут обратиться к политике торгового протекционизма, но ввиду недостаточности внутренних ресурсов для полного самообеспечения, данная опция не представляется возможной. Чтобы национальные экономики, несмотря на растущие межнациональные экономические связи, по-прежнему могли оставаться устойчивыми даже в условиях мировых кризисов необходимо постепенно снижать зависимость участников финансового рынка в стране от внешних кредиторов, от валютных колебаний, а также ограничивать деятельность спекулянтов на внутреннем рынке. В России частично проблемы растущей зависимости помогают решить санкции ЕС и США, коснувшиеся кредитования российских банков в этих странах.
Возможности внешних заимствований были ограничены, что стимулировало банки искать внутренние источники финансирования в стране. Тем не менее, внутренних ресурсов, которые могли бы обеспечить долгосрочное кредитование в России сегодня недостаточно. Малоразвита система страхования, отстает в развитии даже от показателей других развивающихся стран система негосударственных пенсионных фондов.
Средства стабилизационного фонда, призванные в кризисных ситуациях, в том числе, поддерживать социальную систему страны, растрачиваются на дотации государственным компаниям. В результате российские банки объективно ограничены в возможностях внутренних заимствований на долгосрочной основе. Это в свою очередь означает отсутствие возможности привлекать внутренние средства для реализации инфраструктурных проектов, т.
Таким образом, если государство не примет системные меры по стимулированию создания «длинных денег» в стране, то простое ограничение во внешних займах может привести к острому дефициту ликвидности для реализации приоритетных долгосрочных проектов. Для России важным шагом должен стать отказ от политики замораживания пенсионных накоплений для финансирования текущих дефицитов. Это позволит не только использовать эти средства по назначению в длинном цикле, но так же и сбережет имидж всей пенсионной системы.
Критическое значение также приобретает воздействие на инвестиционный портфель пенсионных фондов, который зачастую ограничивается вложением в акции и ПИФы. С целью стимуляции долгосрочных вложений например, в инфраструктурные проекты государство может предоставлять гарантии на такие инвестиции с целью повышения их привлекательности для пенсионных фондов. Взаимодействие с пенсионными фондами должно строиться подобно проектам частно-государственного партнерства, где риски балансируются между государством и частными инвесторами.
Среди существующих в экспертном сообществе предложений по поддержке устойчивости российского финансового рынка популярна также идея о создании российской товарной биржи. Данная идея, возможно, чересчур оптимистична, и однозначно нереализуема без принятия системных мер, описанных выше. Эффективная работа биржи возможна исключительно в условиях высокой ликвидности и доступности денежных средств, а также при наличии значительного интереса иностранных инвесторов к местному рынку.
На такой интерес кроме вышеназванных структурных факторов влияет и нестабильность финансовой системы России даже на фоне относительной стабильности глобальной финансовой системы. Важным элементом государственного контроля в странах с экономикой, где определяющую долю в экспорте имеют минеральные ресурсы таких как Россия , может стать регулирование деятельности корпораций, непосредственно получающих валютную выручку. В условиях валютных спекуляций такие корпорации могут сыграть критическую роль на финансовом рынке и оказать существенное влияние на курс национальной валюты.
Наблюдая девальвацию на национальном рынке, они удерживают валютную выручку, тем самым занижают её предложение на рынке и только подстегивают дальнейшее обесценение национальной валюты. В подобных случаях может быть оправдано государственное вмешательство особенно с учетом того, что зачастую такие корпорации имеют прямое или косвенное государственное участие , в рамках которого регуляторы могут обязать компании продавать валюту на открытом рынке либо капитализировать выручку. Все вышеупомянутые меры не будут действенны без создания эффективной и прозрачной нормативно-правовой базы для регулирования финансового рынка.
Четкое определение правил и требований к участникам финансового рынка является залогом его здорового функционирования. Регулирование финансового рынка в России пока развивается, важным шагом стала передача функций контроля за финансовыми рынками Банку России, который стал мегарегулятором. На данный момент существует ряд «белых пятен» в российском законодательстве, скорейшее устранение которых актуально для повышения доверия инвесторов к рынку и восстановления экономики.
Наиболее остро, на наш взгляд, стоит вопрос регулирования инсайдерства. Ужесточение наказания за участие в инсайдерских сделках, стимуляция деятельности саморегулируемых организаций на финансовом рынке, а также организация контроля, в том числе и на внебиржевом рынке — вот только некоторые из мер, которые можно реализовать на пути к решению данной проблемы.
Энциклопедический словарь. Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов. Количественное значение любого внешнеэкономического фактора для развития народного хозяйства той или иной страны характеризуется с помощью ряда показателей, таких как экспортная и импортная квота, удельная величина внешнеторгового оборота, экспорт и импорт на душу населения.
Сторонники корпорационализма С. Рольф, У. Представителями структурализма Г. Неокейнсианцы Р. Теоретики дирижизма Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Максимова, Н. Шмелев, Ю. Шишков и др. В конце XIX в. Это дополняется свободой предпринимательства. В качестве основных признаков МЭО могут быть названы следующие. В-четвертых, так же как и национальные рынки, мировой рынок и МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. В-седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты.
Опубликовано 30 марта 2022, 09:59 2 мин. A Что такое открытая экономика. Объясняем простыми словами Открытая экономика — тип экономики, при котором наблюдается её интеграция в систему мировых хозяйственных связей, обеспечивающих свободный экспорт и импорт товаров и услуг между странами. Обсудить Также подразумевает научно-технологический обмен и производственную кооперацию между странами и их субъектами. Страна с открытой экономикой активно экспортирует и импортирует товары. При этом правом на внешнюю торговлю обладает не только государство, но и резиденты этой страны. Степень открытости экономики определяет доля совокупного экспорта и импорта страны в общем объёме ВВП.
Показатели зависимости стран от мирового рынка
Решён156 просмотров22.02.2023Экономика10-11 класс 0 Uchitel188.04K 22.02.2023 0 комментариев Взаимозависимость национальных экономик означает, что: Варианты ответа: а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в. В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Взаимозависимость означает, что события в одной части мира могут оказывать немедленное воздействие на отдаленные регионы, что подчеркивает глобальный характер современных экономических проблем и возможностей. Между тем в законопроекте не появилась норма о снижении порога доли участия в капитале для определения взаимозависимости иностранных компаний с российскими с 25 до 10%.
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
Актуальным примером спекуляций для нашей страны может являться недавняя паника на валютном рынке в декабре 2014 года. Валютные спекуляции — это один из наиболее негативно влияющих на потребителей видов спекуляции. Валютные спекуляции могут привести к существенному обесценению национальной валюты, что в свою очередь делает потребительские товары, имеющие импортную составляющую, или привозимые из-за рубежа, более дорогими. По мнению Джорджа Сороса, «свободно колеблющимся валютным курсам внутренне присуща нестабильность в результате спекуляций с учетом тенденции на рынке» [8]. Это значит, что при возникновении тех или иных тенденций, спекулянты вносят дополнительный вклад в резкое развитие таких трендов, не имеющее реальной основы, и провоцируют нестабильность. Считается, что именно спекулянты могли спровоцировать резкое падение курса рубля в середине декабря 2014 года.
Галопирующие темпы его девальвации не имели под собой реальных оснований — падение цены на нефть и нестабильность в Украине, безусловно, способствовали снижению курса рубля, но развитие этих событий было не таким скоростным как ежедневное обесценивание национальной российской валюты на 10 и более процентов. Остановить или затормозить развитие финансового рынка и его проникновение во все сферы экономики на сегодняшний день невозможно. Более того, финансовый рынок, как уже упоминалось ранее, является источником финансирования для реального сектора. Среди других показателей важности финансового рынка значительное количество занятых в ряде стран на финансовом рынке занято больше людей, нежели в сельском хозяйстве и его информационная функция. Финансиализация глобальной экономики — объективный процесс, его развитие связано с интенсификацией экономических связей [4], с необходимостью оперативно получать доступ к новым источникам капитала и т.
Двигателями финансиализации являются как бизнес, так и сами государства, увеличивая заимствования и участвуя в управлении финансовым капиталом. Тем не менее, за последние годы стало очевидным, что финансовый рынок не является саморегулируемым, а кризисы, зарождающиеся на финансовом рынке, наносят слишком большой ущерб не только самим акторам этого рынка. Последствия кризисов на финансовом рынке многочисленны и разнонаправленны. Провалы финансового рынка в их число входят и спекуляции, и кризисы могут иметь существенные негативные социальные последствия, а также могут оказывать дестабилизирующее влияние на работу ключевых государственных институтов. Глубина негативных воздействий увеличивалась с постепенным дерегулированием финансового рынка в конце 20-ого века.
Рядом законопроектов таких как отмена Акта Гласса-Стигалла и др. По мере того как финансовый рынок становится более волатильным, количество игроков растет, инструменты становятся всё более сложным, критически необходимо внедрение дополнительных мер контроля. Россия на сегодняшний день относится к группе стран, наиболее подверженных спекуляциям, что характерно для большинства государств-экспортёров сырья, доходы бюджетов в которых определяются размером валютной выручки. Именно такие страны являются своего рода «жертвами» финансиализации глобальной экономики и поэтому должны принимать меры для снижения зависимости от мировой финансовой конъюнктуры, развивать собственный финансовый рынок и контролировать деятельность экспортных компаний. Набор эффективных мер по регулированию финансового рынка был предложен экономистом Э.
Эккехардом [2]. Основная мысль ученого — необходимость переориентации поиска источников финансового обеспечения на внутренние ресурсы страны. Данное решение является как никогда актуальным для развивающихся стран и особенно применимо к сегодняшнему российскому рынку. Финансиализация как объективный процесс связана, в том числе, и с ростом участия страны в международной торговле. И так как данная тенденция на настоящее время необратима, страны не могут отказаться от участия в глобальном финансовом рынке.
Альтернативно они могут обратиться к политике торгового протекционизма, но ввиду недостаточности внутренних ресурсов для полного самообеспечения, данная опция не представляется возможной. Чтобы национальные экономики, несмотря на растущие межнациональные экономические связи, по-прежнему могли оставаться устойчивыми даже в условиях мировых кризисов необходимо постепенно снижать зависимость участников финансового рынка в стране от внешних кредиторов, от валютных колебаний, а также ограничивать деятельность спекулянтов на внутреннем рынке. В России частично проблемы растущей зависимости помогают решить санкции ЕС и США, коснувшиеся кредитования российских банков в этих странах. Возможности внешних заимствований были ограничены, что стимулировало банки искать внутренние источники финансирования в стране. Тем не менее, внутренних ресурсов, которые могли бы обеспечить долгосрочное кредитование в России сегодня недостаточно.
Малоразвита система страхования, отстает в развитии даже от показателей других развивающихся стран система негосударственных пенсионных фондов. Средства стабилизационного фонда, призванные в кризисных ситуациях, в том числе, поддерживать социальную систему страны, растрачиваются на дотации государственным компаниям. В результате российские банки объективно ограничены в возможностях внутренних заимствований на долгосрочной основе. Это в свою очередь означает отсутствие возможности привлекать внутренние средства для реализации инфраструктурных проектов, т. Таким образом, если государство не примет системные меры по стимулированию создания «длинных денег» в стране, то простое ограничение во внешних займах может привести к острому дефициту ликвидности для реализации приоритетных долгосрочных проектов.
Для России важным шагом должен стать отказ от политики замораживания пенсионных накоплений для финансирования текущих дефицитов. Это позволит не только использовать эти средства по назначению в длинном цикле, но так же и сбережет имидж всей пенсионной системы. Критическое значение также приобретает воздействие на инвестиционный портфель пенсионных фондов, который зачастую ограничивается вложением в акции и ПИФы.
Это означает, что основные потребности всех людей удовлетворялись только за счет местного производства первичных и вторичных товаров. Однако по мере роста промышленности страны и увеличения ее населения возникает потребность в новых продуктах.
Эта потребность побуждает их создавать отношения взаимозависимости с другими странами. В некоторых странах экономика основана на эксплуатации сырья. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости с теми странами, которые покупают эти ресурсы, а затем становятся их поставщиками промышленных товаров. В других странах экономика основана на промышленности. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости со странами, которые эксплуатируют сырье, и со странами, покупающими промышленные товары.
Например, рост автомобильной промышленности в Соединенных Штатах отразился на некоторых странах Юго-Восточной Азии, которые стали поставщиками резины, создав таким образом отношения зависимости. По мере развития отрасли отношения диверсифицируются или укрепляются. В этом процессе промышленно развитые страны ищут новых поставщиков и развивают важные экономические отношения со странами, производящими сырье. С другой стороны, по мере развития технологий промышленно развитые страны стали поставщиками услуг. Поэтому производство промышленных товаров было перенесено в другие страны, что также изменило отношения взаимозависимости.
Экономическая взаимозависимость и глобализация Развитие глобализации тесно связано с экономической взаимозависимостью. В текущей экономической динамике производство одного продукта может осуществляться в разных странах. Сырье производится в одном, исследования в другом, сборка в другом и коммерциализация во многих других.
Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.
Исследование состояния мирового хозяйства и долгосрочные перспективы для его дальнейшего экономического роста. Характеристика зон совместного предпринимательства как инструментов, способствующих инкорпорирования национальных экономик в мировое хозяйство. Значение МРТ. Факторы, влияющие на участие стран в МРТ. Тенденции развития НТП и их воздействие на развитие современного мирового хозяйства. Государство как основной субъект мирового хозяйства. Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Центр и периферия единого мирового хозяйства. Четыре фазы цикла экономического развития. Причины и признаки обострения конкурентной борьбы. Увеличение мобильности капитала и трудовых ресурсов. Внедрение новых технологий. Основные признаки государств, включаемых в состав развивающихся. Основные закономерности развития мирового хозяйства и действие на них глобальных факторов. Участие России в мировом хозяйстве.
Экономика. 11 класс
Экономическая безопасность. Ведущие экономические страны стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества. Для этого применяются приемы внешнеэкономических войн, ослабления национальных инфраструктур, целенаправленного создания геополитических ситуаций. Страны, не способные выдержать темп воспроизводственных процессов, остаются на периферии деловой активности в мире, выполняют вспомогательную роль. Через внешнеэкономические связи национальное богатство более слабых стран обеспечивает поддержание мирового воспроизводственного процесса, но сами они оказываются отделенными от распределения мирового дохода. Неравномерность развития различных стран и неравноценный интерес к их участию в международных экономических отношениях делают позиции сторон неравными, создают возможность давления и даже экономического шантажа. Нередко так складываются отношения «бедных» и «богатых» стран в международных торгово-экономических и валютно-финансовых связях. Все это предполагает отсутствие безопасности в мировой экономике. Раньше у стран были две четко разграниченные сферы безопасности, в которых она обеспечивалась различными инструментами.
В конце XX в. Ранее государство, добившись внутренней стабильности, могло защитить себя вовне. Сейчас международная сфера оказывает мощное влияние на внутреннюю сферу и расшатывает ее. Экономическая безопасность международная и национальная носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран. Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г. В 1984 г. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны.
Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.
Это прежде всего финансовые, торговые, научно-технические, производственные связи, которые ставят в зависимость одну сторону от другой. Источник: Экономика. Энциклопедический словарь.
Страна с открытой экономикой активно экспортирует и импортирует товары. При этом правом на внешнюю торговлю обладает не только государство, но и резиденты этой страны. Степень открытости экономики определяет доля совокупного экспорта и импорта страны в общем объёме ВВП. Чем выше этот показатель, тем более открытой можно назвать экономику и тем сильнее страна вовлечена во внешнюю торговлю. Пример употребления на «Секрете» «Ситуацию с ростом цен в России премьер-министр Михаил Мишустин назвал отчасти платой за открытость экономики. Глава кабмина уточнил, что инфляция носит "импортируемый характер"».
Из новости 22 декабря 2021 года.
Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики.
Тест по теме «Тест с ответами по Мировой экономике»
растущая взаимозависимость национальных экономик, охватывающая валютную, кредитную и финансовую сферы. 6. Взаимозависимость национальных экономик означает, что. Поскольку экономическая взаимозависимость может восприниматься по-разному в зависимости от масштаба и контекста, для измерения степени взаимозависимости между странами и внутри них используются различные методы. Она отражает ин-тенсификацию международного разделения тру-да и развитие кооперации, ведущие к усилению взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик. Ответ на тест Взаимозависимость национальных экономик означает, что. В развитии национальной экономики всякой страны определенную роль играют внешнеэкономические факторы.